это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3418964
Ознакомительный фрагмент работы:
Традиция – элементы социального и культурного наследия,
передающиеся от поколения к поколению.
В науке традиция – это система канонизированных, общепринятых
знаний, норм, идеалов научного познания. В определенной мере это конвенция,
договор между учеными относительно адекватности той или иной теории
(предварительно прошедшей процедуру объяснения), правил, норм научного
познания.
В большинстве случаев традиция вписана в ту или иную школу,
дисциплинарное объединение ученых, научное сообщество. Множественность
традиций дает возможность выбора новым поколениям исследователей тех или
иных из них. А они могут быть как позитивными (что и как воспринимается),
так и негативными (что и как отвергается). Жизнеспособность научных
традиций коренится в их дальнейшем развитии последующими поколениями
ученых в новых условиях.
Научная традиция – это система канонизированных, общепринятых
знаний, норм и идеалов научного познания. В определенном смысле это
конвенция, общепринятый договор между учеными относительно адекватности
той или иной теории, правил и норм научного познания. Традиция чаще всего
вписана в ту или иную научную школу, сообщество.
Традиция подпитывает такой важный феномен в науке как консерватизм
– позиция, направленная на сохранение установившихся правил поведения в
науке, регламентирующих и управляющих творческим процессом.
Консерватизм в науке противостоит некомпетентности, дилетантизму. Однако
традиция всегда должна оставлять простор для новаций, творчества в науке.
Из двух этих составляющих традиции выявляется связь собственно
научного (знания в широком смысле этого слова) и социального
(социокультурного). Под социокультурным понимается вся совокупность
материальных и духовных достижений человеческого общества (социальные,
экономические, политические, идеологические институты и связи), а также сам
общественный субъект.
Значение традиции исключительно для человеческого общества:
традиция обеспечивает воспроизводство выдержавших испытание временем
образцов прошлой деятельности, т.е. она определяет ход развития настоящего и
будущего прошлым, уже сбывшимся.
Такое понимание традиции делает это понятие применимым практически
к любым фрагментам и уровням организации социокультурного опыта (как
прошлого – культурное наследие, так и настоящего), что иногда служит
основанием для отождествления традиции и социокультурного опыта. Однако
такое отождествление неправомерно, так как не всякий опыт становится
традицией. Для включения в систему традиции социокультурный опыт должен
пройти селективный отбор на устойчивость и относительную массовость
воспроизведения в структурах деятельности.
Традиции образуют скелет науки, именно они определяют характер
деятельности ученого.
Наука не ставит своей целью нахождение нового факта или теории, и
успех в нормальном научном исследовании состоит вовсе не в этом. Тем не
менее, новые явления, о существовании которых никто не подозревал, вновь и
вновь открываются научными исследованиями, а радикально новые теории
опять и опять изобретаются учеными.
Новые фундаментальные факты и теории, по мнению многих
исследователей, создаются непреднамеренно в ходе игры по одному набору
правил, но их восприятие требует разработки другого набора правил. Ученый
не стремится к получению принципиально новых результатов, однако, действуя
по заданным правилам, он непреднамеренно, т.е. случайным и побочным
образом, наталкивается на такие факты и явления, которые требуют изменения
самих этих правил.
Традиции могут быть как вербализованными, существующими в виде
текстов, так и невербализованными, существующими в форме неявного знания.
Последние передаются от учителя к ученику или от поколения к поколению на
уровне непосредственной демонстрации образцов деятельности. Признание
неявного знания очень сильно усложняет и обогащает картину традиционности
науки. Что бы ни делал ученый, ставя эксперимент или излагая его результаты,
читая лекции или участвуя в научной дискуссии, он, часто сам того не желая,
демонстрирует образцы.
Противопоставление явных и неявных знаний дает возможность более
точно провести и осознать давно зафиксированное в речи различие научных
школ, с одной стороны, и научных направлений, с другой.
Развитие научного направления может быть связано с именем того или
другого крупного ученого, но оно вовсе не обязательно предполагает
постоянные личные контакты людей, работающих в рамках этого направления.
Однако, в рамках научных школ контакты абсолютно необходимы, ибо
огромную роль играет опыт, непосредственно передаваемый на уровне
образцов от учителя к ученику, от одного члена сообщества к другому.
Наука – это очень сложное и многослойное образование, и она постоянно
переживает множество разнообразных изменений - это и создание новых
теорий, и возникновение новых научных дисциплин. Иногда эти две акции
почти совпадают.
Новация (от позднелат. novatio – обновление, изменение), что-либо новое,
только что вошедшее в обиход, новшество.
Новация (в самом широком смысле) — это все то, что возникло впервые,
чего не было раньше. Характерный пример новаций — научные открытия,
фундаментальные идеи и концепции — квантовая механика, теория
относительности, синергетика и т. п.
Новации – это и создание новых теорий, и возникновение новых научных
дисциплин. Иногда эти две акции почти совпадают, как в случае квантовой
механики, но можно назвать немало областей знания, которые не имеют своих
собственных теорий. Новации могут состоять в построении новой
классификации или периодизации, в постановке новых проблем, в разработке
новых экспериментальных методов исследования или новых способов
изображения. Очень часто, говоря о новациях, имеют в виду обнаружение
новых явлений, но в этот класс с равным правом входят как сенсационные
открытия типа открытия высокотемпературной сверхпроводимости, так и
достаточно рядовые описания новых видов растений или насекомых.
К числу новаций следует причислить также введение новых понятий и
новых терминов. Последний момент часто упускают из виду, явно его
недооценивая. Однако нередко именно новый термин закрепляет в сознании
научного сообщества принципиальную новизну тех явлений, которые до этого
просто описывались, но не получали специальных обозначений.
В последующем новация превращается в традицию путем ее
концептуализации (содержательной и социокультурной, в частности, через
публикацию данной идеи в научной периодике), воспроизводится в системе
образования. При этом концептуализация новых идей в науке может
происходить как на языке традиционной терминологии категорий, так и с
введением новых понятий.
Новации бывают двух видов:
1. Корректирующие, видоизменяющие старую традицию (появление
новых методов);
2. Вводящие новую традицию (открытие новых миров, новых объектов
исследования).
Виды новаций обуславливают «революции» и «эволюции» в развитии
науки, интенсивный (радикально-революционный) и экстенсивный способы
развития научного знания (в частности, конкретизация фундаментальных
теорий посредством расширения сферы их приложения).
Научные революции – это вид новаций, которые отличаются от других
видов не столько характером и механизмами своего генезиса, сколько своей
значимостью, своими последствиями для развития науки и культуры.
В философии науки принято классифицировать научные революции по
масштабности и глубине преобразований на глобальные и локальные.
При глобальных научных революциях меняются основания науки
(идеалы, нормы науки) и научная картина мира (при этом важная роль
отводится смене онтологий).
В случае локальных революций происходит лишь перестройка картины
исследуемой реальности без изменения оснований науки.
Новации в науке могут состоять в построении новой классификации или
периодизации, в постановке новых проблем, в разработке новых
экспериментальных методов исследования или новых способов изображения.
Очень часто, говоря о новациях, имеют в виду обнаружение новых явлений, но
к числу новаций следует причислить также введение новых понятий и новых
терминов. В науке новации часто осознаются тогда, когда мы ищем в прошлом
истоки современных идей.
В последние годы распространение научных институтов способствовало
развитию новой отрасли знаний – инноватики, предметом научного
исследования которой является теория и практика инновационной
человеческой деятельности. Источник инноваций ученые видят в
общественных потребностях, которые выступают реагентами в поисках новых
феноменов, предметов, вещей. Разработка новых принципов и норм в
социокультурной сфере стимулирует наличие нерешенных в ней социальных и
политических проблем.
Таким образом, в современном научном знании наблюдается активный
процесс синтеза традиций и новаций как слияние элементов различных
этнических и национальных культур, как результат мировых культурных
контактов и взаимодействия культур.
В разработке новых научных концепций прослеживается связь понятия
инновационности с понятием «традиция», которые в значительной степени
детерминируют статус современных теоретических достижений в любой сфере
общественного производства. Традиция обеспечивает непрерывность и
внутреннюю устойчивость человеческого общества и его аккумулированный
опыт научных знаний.
Список источников
1. Гоцалюк А.А. Научные традиции и инновации: природа
взаимосвязи // Вестник ПАГС. 2013. №5 (38). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/nauchnye-traditsii-i-innovatsii-priroda-vzaimosvyazi
(дата обращения: 06.10.2021).
2. Кохановский В.П. Философия науки. Уч.пос. / В.П.Кохановский,
Т.И.Кохановская. – Ростов н/Д : Издательство Феникс, 2006 – 576 с.
3. Лешкевич Т.Г. Философия науки: традиции и новации: Учебное
пособие для вузов / Т.Г.Лешкевич. – М.: Издательство ПРИОР», 2001. – 428 с.
4. Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология /
А.Л.Никифоров. – М.: Дом интеллектуальной книги, 1998. – 208 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!