Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Содержвние и формы антимонопольного регулирования в России

Тип Курсовая
Предмет Экономическая теория

ID (номер) заказа
3438247

500 руб.

Просмотров
823
Размер файла
612.67 Кб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

ВВЕДЕНИЕАктуальность работы. Проблемы монополии в экономической жизни и конкуренции на товарных рынках привлекли внимание не только экспертов, но и более широких слоев населения. С начала 1990-х годов, стоящие перед Россией, эти проблемы стали более острыми: без твердых и последовательных мер по борьбе с монополиями невозможно ожидать успеха экономических реформ и перехода к рыночной экономике. Успех экономических преобразований в значительной степени зависит от национальной системы регулирования со сбалансированным и проверенным монопольным процессом и конкурентными отношениями. В России промышленность унаследовала весь комплекс монопольных гигантов от системы командования и управления бывшего Советского Союза. Особенно важным стал вопрос демонополизации экономики и предотвращения усиления монополий, которые уже действуют на рынке.В России процесс установления государственного контроля для предотвращения недобросовестной конкуренции фактически был начат с нуля, поскольку командно-управленческая система, которая недавно существовала в управлении экономикой, по своей сути исключала свободную конкуренцию в экономической деятельности. Поэтому на данном этапе очень важно создать и усовершенствовать законодательную базу для монопольного процесса и надзора за конкуренцией, а также понять необходимость экономических реформ российского народа в этой области.Проблемы монополии в экономической жизни и конкуренции на товарных рынках привлекли внимание не только экспертов, но и более широких слоев населения. Изучение монопольных рынков связано с принятием экономических решений по различным вопросам. Развитие антимонопольного надзора во многом связано с развитием российской экономики, в которой степень рыночной монополии выше, чем в странах, которые в истории создали рыночную экономику. Российская экономика унаследовала советскую экономику, и производство сильно сконцентрировано во многих секторах экономики. В России естественные монополии, действующие в таких базовых областях, как экономика, электроэнергетика и транспорт, также обладают огромной рыночной властью. Антимонопольный надзор в сочетании с поддержкой национальных предприятий и организаций по защите прав потребителей является одним из необходимых условий успешного социально-экономического развития России.Объект работы – антимонопольное регулирование.Предмет – содержание и формы антимонопольного регулирования в России.Цель работы – изучить, какие существуют в настоящее время формы антимонопольного регулирования в России, а также проанализировать, какую значимость несет в себе его содержание. Исходя из цели работы, выделим ключевые задачи, которые предстоит решить:1. Определить основные термины и характеристика антимонопольного регулирования;2. Раскрыть содержание и формы антимонопольного регулирования в России;3. Провести анализ и оценку государственного антимонопольного регулирования в России;4. Проанализировать специфику нарушений антимонопольного законодательства и ценовых колебаний;5. Дать рекомендации совершенствования антимонопольного регулирования в России.При написании данной работы были использованы методы исследования:1. Теоретические:а) анализ для разделения темы на более мелкие части, чтобы лучше понять их (анализ научно-методической литературы и документальных и архивных материалов);б) синтез для объединения ранее разрозненных понятий в одно целое.2. Эмпирические:а) наблюдение для описания поведения изучаемого объекта;б) сравнение для выявления в объекте новых и важных свойств.Теоретическая основа исходит из того, что в настоящее время имеется огромное количество ученых, изучающих данную проблематику: Беленов О. Н. «Картельные соглашения. Антимонопольный контроль: цели, особенности, перспективы», Бондаренко С. И. «Изменение подходов антимонопольного органа к рассмотрению дел о картельных соглашениях на торгах» и т.д.Нормативная база исследования включает себя ряд нормативно-правовых документов: Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон «О защите конкуренции» и т.д.Степень научной разработанности темы исследования состоит в том, что как раньше, так и в настоящее время довольно большое количество ученых занималось изучением данного вопроса. К примеру, Л. Григорьев в работе «Анализ технологий реализации нового государственного менеджмента в федеральной антимонопольной службе России» довольно подробно раскрывает особенности содержания антимонопольного регулирования в России.Структура. Курсовая работа включает введение, две главы, заключение и список литературы. Во введении раскрыты актуальность темы исследования, ее цель, задачи, предмет и объект, теоретическая и методологическая база. В первой главе исследованы теоретические аспекты. Во второй главе проведен анализ исследуемой темы. В третьей главе приведены рекомендации по совершенствованию антимонопольного регулирования в России. В заключении обобщены основные выводы и предложения.1 Теоретические основы антимонопольного регулирования1.1 Основные термины и характеристика антимонопольного регулированияАнтимонопольное регулирование рассматривается с двух точек зрения:а) это деятельность государства, направленная на защиту прав потребителей и предотвращение монополизации отдельными компаниями (или их объединениями) определенных видов производства;б) это комплекс экономических, административных и законодательных мер, принимаемых государством для обеспечения условий рыночной конкуренции и предотвращения чрезмерной рыночной монополии, которая угрожает нормальному функционированию рыночного механизма.Антимонопольный надзор включает надзор за концентрацией производства и уровнем монополии, корпоративными стратегиями и стратегиями, надзор за внешнеэкономической деятельностью, ценами и налогами. Антимонопольный комитет был создан для организации антимонопольной деятельности.Антимонопольное законодательство – это свод законов и правительственных мер стран с рыночной экономикой, направленных на поддержание конкурентной среды во всех сферах предпринимательской деятельности, борьбу с монополиями и недобросовестной конкуренцией, предотвращение создания монопольных структур и ассоциаций.Антимонопольное законодательство обычно включает правила создания различных видов отраслевых ассоциаций, принципы рыночной конкуренции и подписания контрактов на продажу товаров и услуг, а также полномочия государственных органов по надзору за соблюдением соответствующих законов и нормативных актов. Основные задачи антимонопольного законодательства:1. Обеспечить благоприятные условия и стимулы для развития конкуренции и предпринимательства в национальной экономике;2. Устранить все препятствия, способствующие усилению конкуренции на основе закона, с тем чтобы можно было устранить монопольное поведение субъектов рынка, центральных органов власти и административных органов, а также директивы хозяйствующих субъектов;3. Определить правовую систему в отношении монопольного поведения и ответственности за нарушение правил добросовестной конкуренции;4. Защищать интересы малых и средних предприятий от произвола крупных предприятий;5. Создавать условия для развития национальной экономики.Многие развитые страны определили приемлемый уровень монополии на рынке конкретных товаров и услуг в соответствии с законом. Эти стандарты не являются абсолютными - концентрация капитала в некоторых случаях, если компания добьется большего научно-технического прогресса, в большей степени удовлетворит потребности населения, значительно снизит производственные затраты и улучшит качество продукции, это приведет к увеличению ее предельной доли на рынке. Антимонопольные законы, как правило, запрещают компаниям подписывать соглашения о рыночном обмене и переговорах о ценах.Впервые в экономической практике и практике государственного надзора основы антимонопольного законодательства были заложены в Соединенных Штатах в период усиления антимонопольной борьбы. Поэтому такого рода законодательство в Соединенных Штатах называется антимонопольным законодательством. Наиболее известными законами являются законы Шермана (1890), Клейдона (1914), Кейлера Кефовера (1950) и указы Министерства юстиции США.В Российской Федерации надзор за монополией и осуществление политики по усилению конкуренции относятся к компетенции Федеральной антимонопольной службы.Предшественником Федеральной антимонопольной службы был Государственный комитет РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новой экономической структуры. В соответствии с Законом Союзной Советской Социалистической Республики от 14 июля 1990 года «О государственных министерствах и комитетах Республиканской партии РСФСР» председателем комитета был назначен В. П. Черногоров. Численность сотрудников агентства была определена в 150 единиц, после чего было введено временное положение «О Государственном комитете РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новой экономической структуры». Этот пункт был утвержден Постановлением Совета Министров РСФСР № 344 от 10 сентября 1990 года.В соответствии с Указом № 1 Постановление № 915 Президента Российской Федерации от 24 августа 1992 года «О Государственном комитете Российской Федерации по антимонопольной политике» и поддержке новой экономической структуры в целях обеспечения развития рыночных отношений и конкуренции в Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о конкуренции на товарных рынках и ограничении монопольной деятельности и защите прав потребителей, было принято новое положение о Государственном комитете Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новой экономической структуры, численность сотрудников головного офиса была увеличена до 350 единиц (без охраны и обслуживания зданий). В ноябре 1992 года председателем комитета был назначен Л. А. Бочин. В целях реализации информации, направленной Президентом Российской Федерации Федеральному парламенту в 1997 году о включении структуры правительства Российской Федерации и структуры федерального органа исполнительной власти в соответствии с требованиями экономических преобразований, Государственный комитет Российской Федерации по антимонопольной политике и его поддержке новой экономической структуры был преобразован в Государственный антимонопольный комитет Российской Федерации. В августе 1997 года председателем комитета была назначена Н. Е. Фонарева.Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 1998 г. № 1564 «О делах Министерства антимонопольной политики и поддержки предпринимательства Российской Федерации» была утверждена численность сотрудников центрального агентства (440 единиц без персонала по охране зданий и техническому обслуживанию). В структуре центрального офиса были сформированы департаменты: по правовым вопросам, развитию конкуренции и торговли на финансовых рынках, соблюдению и контролю законодательства в целях развития и поддержки компаний, а также регулированию деятельности естественных монополий в сфере связи. Постановлением Правительства Российской Федерации № 793 от 12 июля 1999 года было утверждено положение об антимонопольной политике Российской Федерации и Министерстве поддержки предпринимательства.9 марта 2004 года министерство было упразднено, а его полномочия переданы другим ведомствам. Функции Федеральной антимонопольной службы, контроль за деятельностью естественных монополий были переданы Федеральной антимонопольной службе, главой которой и в настоящее время является И. Ю. Артемьев. После чего Правительство Российской Федерации приняло Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 331 (ред. от 13.05.2021) «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе».1.2 Содержание и формы антимонопольного регулирования в РоссииОсновная цель надзора за конкуренцией - не допустить монополизации рынка компаниями.Рассмотрим основные формы антимонопольного надзора.Административные (законодательные) нормы. Основными инструментами национальной антимонопольной политики являются государственно-правовой механизм - антимонопольное законодательство и система законодательных, административных и судебных институтов. Посредством антимонопольного законодательства государство юридически и административно регулирует монопольную деятельность, создавая условия для воспроизводства конкуренции.Административное (законодательное) управление конкуренцией основано на борьбе с недобросовестной конкуренцией, монополизации экономики путем принятия законов и контроля за соблюдением законов в стране. Национальное законодательство отражает специфические условия их страны и отличается от законодательства США. Однако основа антимонопольного законодательства едина. Во-первых, он ставит слияние компаний под контроль государства, во-вторых, запрещает соглашения и сговор между предпринимателями, в-третьих, предотвращает недобросовестную конкуренцию.Конкуренция на международном рынке регулируется специальными межправительственными соглашениями и документами Комиссии Организации Объединенных Наций по промышленности и торговле (ЮНКТАД), Европейского экономического сообщества и других организаций. Хотя основные принципы антимонопольного законодательства являются общими, существуют национальные различия, которые касаются не только степени жесткости определенных ограничений, но также различаются правами и обязанностями ведомств государственного управления, ответственных за соблюдение антимонопольного законодательства, и системами санкций за нарушения.Политика в области конкуренции, основанная на антимонопольном законодательстве, которую часто называют «экономической конституцией» свободного предпринимательства, отражает не только уровень понимания современной рыночной экономики, но и сложившиеся технологии и, конечно, исторические особенности экономического развития каждой страны. В современном мире накоплен богатый опыт, включающий различные меры и методы, которые позволяют компаниям ориентироваться в рыночной среде.В России функции Федеральной антимонопольной службы, контролирующей деятельность естественных монополий и обеспечение соблюдения законодательства о рекламе, возложены на Федеральную антимонопольную службу.В Законе о конкуренции (1991) доминирующее положение - это е положение коммерческой организации (нескольких коммерческих организаций) на рынке товаров, которые не имеют альтернатив или взаимозаменяемости, что позволяет влиять на общие условия движения товаров на товарном рынке или препятствовать доступу на рынок других коммерческих организаций. Законодательство о конкуренции характеризуется количественными ограничениями монопольной власти. Критерии для этих ограничений также определяют следующие значения рыночной доли:1. Рыночная доля коммерческих организаций составляет от 65 % до 100 %, и их позиция считается доминирующей;2. Доля коммерческих организаций на товарном рынке составляет от 35 % до 65 %, а доминирующее положение установлено и доказано антимонопольными органами;3. Рыночная доля коммерческой организации не превышает 35 %, и ее статус не может быть признан доминирующим положением. Таким образом, на коммерческую организацию не распространяются ограничения, предусмотренные антимонопольным законодательством. Доля рынка продукции, зарегистрированной по данным ФАС России, превышает 65 %. Для определения доминирующего положения компании на рынке антимонопольные органы используют данные о структуре товарных рынков. В дополнение к законному антимонопольному надзору в странах с рыночной экономикой также применяются методы политического руководства: правительственный заказ, государственные субсидии и т.д.Используя эти рычаги, страны имеют возможность влиять на интенсивность конкуренции в различных секторах и сегментах рынка. Основной особенностью нормативно-ориентированного надзора за конкуренцией является стимулирование корпоративной деятельности. С этой целью в системе государственных закупок применяются конкурентные условия, налоговые льготы и субсидии для развития приоритетных производственных направлений. Вновь созданные компании получают не только финансовую и материальную поддержку, но также информацию и предложения.Что касается осуществления контроля за торговыми отношениями, то правительство в основном служит для государства инструментом поддержки предприятий, которые способствуют развитию рыночной экономики путем усиления конкуренции. Антимонопольные органы обладают значительной властью. Они имеют право получить все необходимые документы от компании, в которой было возбуждено дело, и они имеют право провести расследование и передать дело в суд. В то же время антимонопольные органы несут ответственность за конфиденциальность полученной информации и не могут предпринимать действий, которые могут нанести экономический ущерб компании. Окончательное решение о нарушениях антимонопольного законодательства и применении санкций принимает суд. Антимонопольная деятельность в России осуществляется в соответствии с теми же принципами, что и в мировой практике. Это отражено в законе Российской Федерации «О конкуренции и ограничениях монопольной деятельности на товарном рынке».Антимонопольный контроль можно отнести к антимонопольному надзору. В целях предотвращения и пресечения монопольной деятельности осуществляется государственная регистрация монопольных объединений и компаний, действующих на товарном рынке, которые были образованы в России с 1992 года. Таким образом, в период рыночной трансформации число российских компаний-монополистов вновь выросло. Эти компании, которые доминируют на любом товарном рынке и нарушают антимонопольное законодательство, регистрируются по заказу в Российской ассоциации монополистов и Государственном реестре предприятий. Включение в реестр означает, что компания автоматически контролируется властями с точки зрения таких показателей, как объем производства, удовлетворенность спросом на рынке сбыта, качество производимой продукции и национальный контроль цен. 2 Оценка эффективности мер государственного антимонопольного регулирования в РФ2.1 Анализ и оценка государственного антимонопольного регулирования в РоссииОбзор макроэкономических показателей, характеризующих состояние конкурентной среды в российской экономике, и опросы предпринимателей об их оценках состояния конкуренции в экономике позволяют сделать выводы, что участники рынков в Российской Федерации реально ощущают конкуренцию; причем оценка конкуренции как значимого фактора для деятельности предприятий со временем увеличивается.Наиболее распространенными видами повторяющихся нарушений со стороны органов власти являются: необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов, введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов и (или) наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора. Для металлургии индекс интенсивности конкуренции и доля конкурентных рынков с внутрироссийской конкуренцией снизились в 2018-2020 гг. наиболее сильно. Индекс интенсивности конкуренции в отрасли составляет только 3,51, т.е. находится посередине между категориями «слабая» и «умеренная». Более 20% респондентов фактически не испытывают внутрироссийской конкуренции. Металлургия в основном всегда замыкала отраслевые рейтинги по доле конкурентных рынков, особенно – в 2018-2020 годы. Хотя отрасль и вышла в 2019 г. на первое место по конкуренции с зарубежными производителями на рынках сбыта (единственная отрасль, где эта конкуренция сильнее, чем внутрироссийская), но этот результат не был самым высоким (отраслевой максимум – 2018 г.), да и на фоне других отраслей уровень зарубежной конкуренции не является максимальным. В 2019 г. этот индикатор всего лишь достиг уровня, какой был два года назад в легкой промышленности и к которому была близка тогда же химия и нефтехимия, машиностроение. Проблема в крайне низком уровне внутриророссийской конкуренции, сложившемся в отрасли к 2019 г.В машиностроении индекс внутрироссийской конкуренции в 2018 г. впервые превысил уровень «умеренная» и достиг 4,23. Это стало результатом устойчивого роста конкуренции. Росла также и зарубежная конкуренция (доля конкурентных рынков в 2019 г. составила 79%), в тоже время только в 2018 г. ее интенсивность превысила уровень «слабая». Отмечается, что об определенном отсутствии конкуренции с импортом заявили 16% машиностроительных предприятий.Предприятия лесопромышленного комплекса интенсивно конкурируют друг с другом на внутреннем рынке и в среднем за рассматриваемый период на 51% рынков сбыта сталкиваются с зарубежной конкуренцией. В 2018 г. показатель доли конкурентных рынков с зарубежной конкуренцией достиг максимума – 81%.Пищевая промышленность по интенсивности внутрироссийской конкуренции в 2018 г. занимала первое место (индекс интенсивности составил 4.36 балла), за период мониторинга наблюдался ее непрерывный постепенный рост. Несмотря на низкий уровень зарубежной конкуренции (индекс интенсивности конкуренции с импортом оценивался в 2020 г. в 2,92 балла, т.е. был ниже уровня «слабая») доля конкурентных рынков (с производителями из дальнего зарубежья), в отрасли в последние годы стала расти и даже достигла в 2020 г. значения в 62%.С начала 2020 года ФАС России возбудила более 100 дел, связанных с нарушением антимонопольного законодательства на рынках автомобильных топлив и авиатоплива. Примерно половина из них - это злоупотребления доминирующим положением на рынке, другая часть - картельные сговоры и согласованные действия.Статистика дел по нарушениям антимонопольного законодательства на топливных рынках:а) согласованные действия хозяйствующих субъектов - 47;б) злоупотребление доминирующим положением - 54;По результатам рассмотрения дел в 2020 году наложено штрафов на сумму более 800 миллионов рублей. Факт нарушения антимонопольного законодательства подтвердился в 41 случае, производство по делу прекращено (в связи с добровольным устранением нарушения) - в 8 случаях; производство по делу прекращено (в связи с не подтверждением факта нарушения антимонопольного законодательства) - в 12 случаях. По 40 делам рассмотрение продолжается в настоящее время.В результате принимаемых мер и изменения конъюнктуры рынка (в т.ч. снижения мировых цен на нефть) начиная с конца июля 2020 цены на нефтепродукты снижаются.2.2 Специфика нарушений антимонопольного законодательства и ценовых колебанийСпецифика нарушений антимонопольного законодательства в сфере электроэнергетики в основном касается деятельности электросетевых компаний, осуществляющих естественно-монопольный вид деятельности. Нарушения связаны преимущественно с отказом или уклонением от заключения договора на передачу электроэнергии, а также с навязыванием невыгодных или не относящихся к предмету договора условий при заключении договора на оказание услуг по технологическому присоединению потребителей к электрическим сетям. Более 2/3 всех злоупотреблений доминирующим положением фиксируется именно в этой сфере. По мнению ФАС России, необходимо сделать все возможное для исключения ценовых колебаний, связанных с наличием системных ограничений, вследствие которых на рынке в некоторые периоды времени могут возникнуть условия для манипулирования ценами. Важным инструментом регулирования для целей предотвращения значительных всплесков свободной (нерегулируемой) цены на электрическую энергию (мощность) на рынке является возможность применения таких жестких мер как разделение компаний.В случае неоднократного злоупотребления доминирующим или исключительным положением, в том числе при осуществлении манипулирования ценами на оптовом и розничных рынках, антимонопольным органом могут быть применены меры по принудительному разделению таких хозяйствующих субъектов.Рынок газа в России является высококонцентрированным рынком с неразвитой конкуренцией. ОАО «Газпром» добывает более 80% газа в России, реализует более 90%. Также ОАО «Газпром» является собственником Единой системы газоснабжения, что позволяет ему контролировать доступ независимых организаций к ГТС ОАО «Газпром» и ограничивать возможность независимых организаций наращивать долю реализации газа в общероссийском масштабе.В 2020 году наметилась тенденция к концентрации операторов аэропортовых услуг. ООО «ТрансПорт АМД» получили в ФАС России разрешение на совершение сделок по приобретению крупнейших аэропортов Краснодарского края – ОАО «Международный аэропорт «Сочи», ОАО «Международный аэропорт «Краснодар», ОАО «Международный аэропорт «Анапа», данные аэропорты включены Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%. Ранее ООО «ТрансПорт АМД» был приобретен ООО «Аэропорт «Геленджик».Концентрация всех операторов аэропортовых услуг в руках инвестора, не оказывающего услуг авиаперевозки, является позитивным фактором, способствующим развитию рынка аэропортовых услуг данного региона, и будет способствовать развитию на смежном рынке авиаперевозок.В целях предотвращения антиконкурентных действий со стороны местных органов власти, в согласованном ФАС России проекте федерального закона «Об общих принципах транспортного обслуживания населения на маршрутах регулярного сообщения в Российской Федерации», принятом в первом чтении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации, содержится ряд антимонопольных требований: один перевозчик (группа лиц) не может занимать долю на городском рынке или межмуниципальном (межсубъектном) маршруте боле 35%, если есть другие желающие перевозить пассажиров; один лот на конкурсе не может превышать 35% общего объема; один лот не может содержать два маршрута совпадающих более, чем на 50%.Трудности с выходом на рынок машиностроительной продукции для хозяйственных обществ в Российской Федерации связаны либо с ограниченным количеством потребителей (ОАО «РЖД», ОАО «Аэрофлот» ОАО «Газпром», РАО «ЕС», ОАО «Роснефть», ОАО «Лукойл», и др.), либо с административными барьерами и отсутствием доступных долгосрочных кредитных ресурсов. Одним из существенных ограничений, например, в транспортном машиностроении, является единственный потребитель - ОАО «РЖД», занимающий монопольное положение на рынке эксплуатации железной дороги колеи 1520 мм на территории Российской Федерации. За последние 4 года на рынках финансовых услуг отмечается рост числа выявленных нарушений антимонопольного законодательства. По признакам нарушения антимонопольного законодательства на рынке финансовых услуг антимонопольными органами в 2020 году было возбуждено 703 дела, в том числе: недобросовестной конкуренции (14 ст.) - 60 дел; акты и действия органов исполнительной власти, ограничивающие конкуренцию (15 и 16 ст.) – 30 ( в 2018 году - 66); нарушение порядка конкурсного отбора финансовых организаций (в том числе органами власти - 17 и 18 ст.) – 453 (в 2018 году - 700). Кроме того, антимонопольными органами на рынке финансовых услуг в 2020 г. было возбуждено 498 дел об административных правонарушениях (ст. 19,5, 19.7, 19.8 КоАП).Таким образом, высокий уровень монополизации и его отрицательное влияние на экономику в целом делает необходимым дальнейшее совершенствование в нашей стране антимонопольной политики. Более того, Россия нуждается в демонополизации, т.е. радикальном сокращении числа секторов экономики, где установилась монополия. Главной проблемой и одновременно трудностью при этом является специфика унаследованного от социалистической эпохи монополизма: российские монополисты по большей части не могут быть демонополизированы путем разукрупнения.3 Рекомендации совершенствования антимонопольного регулирования в РоссииКак результат эффективности мер антимонопольного регулирования можно отметить фактор хозяйственного развития экономически депрессивных регионов: пример Северного Кавказа.Проведенный ФАС России в 2018 году анализ причин отставания экономического развития ряда расположенных на юге России субъектов РФ показал, что в качестве важнейшего фактора такого отставания выступает недостаточное развитие конкурентных отношений и необходимой для них институциональной инфраструктуры.Географические границы ряда товарных рынков оказались искусственно заужены в результате регуляторных препятствий на пути межрегионального товарооборота, создаваемых некоторыми региональными администрациями, а также ограничения круга потенциальных участников проводимых ими торгов и коммерческих конкурсов местными компаниями, роста транспортных тарифов, формирования доминирующих на рынке структур, контролирующих «существенные активы» (выполняющие роль инфраструктурных по отношению к ряду видов производства, в частности, сельскохозяйственного), услуги по перевалке, межмодальные стыковки. Важнейшей причиной сжатия географических границ товарных рынков стало систематические увеличение тарифов транспортными естественными монополиями (РАО ЖД), ценообразование в высоко концентрированных отраслях транспорта (авиаперевозки), которое происходило на фоне постоянного роста цен на топливо в результате сложившегося в топливно-энергетическом секторе олигополистического ценообразования, ценовых сговоров. (Некоторые из них были выявлены и пресечены южными УФАС, в частности, ростовским.) Это также вело к снижению конкурентоспособности юга России как потенциальной транзитной территории, отрыву региона от потенциальных рынков сбыта в центральной части страны.Оборот гомогенных товаров, прежде всего зерна и другой сельскохозяйственной продукции, на долю которой приходится около половины валового регионального продукта южных субъектов РФ, сдерживался в результате деятельности занимающих позиции доминирующих на рынке покупателей и продавцов посреднических компаний, обусловленным, в свою очередь, отсутствием организованных форм торговли этими товарами, в частности фьючерсной торговли, возможности непосредственного заключения сделки между конечным продавцом и конечным покупателем продукции.Решение этих проблем, очевидно, лежало в русле конкурентной политики, которая применительно к югу России включала ряд как незамедлительных, так и более долгосрочных мер.К числу первых относился ряд мер, связанных с непосредственным вмешательством ФАС и его территориальных управлений на юге России (при координирующей роли Ростовского УФАС) и направленных на пресечение злоупотреблений доминирующим положением ряда компаний в энергетическом секторе, на транспорте и транспортных развязках, торговле сельскохозяйственной продукцией.Второй тип мер требовал государственных инвестиций в формирование инфраструктуры конкурентных отношений. К их числу, прежде всего, относится развитие автодорожной сети, связывающей регионы юга между собой, а также с центральной частью России. Ключевую роль в данном случае сыграла реконструкция магистрали М4 Москва - Воронеж -Ростов-на-Дону - далее разветвляющуюся, с одной стороны на Краснодарский Край, а с другой - на Ставропольский и переходящей в трассу Ростов-Баку. Она не только способствовала расширению географических границ ряда рынков (а, следовательно, уровня конкуренции на них), но и послужила сдерживающим фактором роста железнодорожных и авиационных тарифов по линии межмодальной конкуренции.Одновременно на базе использования сети «Интернет» стала развиваться сеть электронных торговых площадок сельскохозяйственной продукцией, в нарастающей мере охватывающая наиболее конкурентный сегмент сельскохозяйственного производства - фермерские хозяйства. Их вовлечение в межрегиональный оборот рассматривается в качестве важнейшей предпосылки их капитализации и возможности обеспечения не только их краткосрочной финансовой устойчивости, но и инвестиционного потенциала, способности вкладывать средства в развитие производств с добавленной стоимостью на базе производимой в настоящее время продукции, а также в создание инфраструктуры ее хранения и переработки. Доминирование торгово-закупочных фирм, контролирующие доступ к «критическим» активам этой инфраструктуры, прежде всего - элеваторному хозяйству, также служит одним из важнейших факторов сдерживания капитализации фермерских хозяйств и, как следствие, хозяйственного роста в аграрном секторе.В последнее время антимонопольная служба активнее действует не только в части пресечения антимонопольного законодательства , но и имеет возможность разрабатывать и вносить предложения по изменению законодательных актов России с целью получения больших полномочий для (ужесточения) антимонопольного регулирования. Эффективность деятельности ФАС становится индикатором эффективности мер антимонопольного законодательства РФ.В целом же можно констатировать, что российский бизнес постепенно расстается с образом «дикого капитализма» и медленно дрейфует в сторону цивилизованного предпринимательства. Тем не менее, сохраняется (хотя и в явном меньшинстве) сегмент предпринимательства, которое предпочитает руководствоваться негласными нормами, «понятиями» бизнес-среды, полагая, что «справедливость» важнее закона.Таким образом, на данном этапе проблема монополизации и недобросовестной конкуренции перестала быть чисто экономической — она все больше становится политической и общественной. Бесспорно, в некоторых случаях существование монополии является оправданным и необходимым, но за этими процессами должен осуществляться жесткий контроль со стороны государства по недопущению злоупотребления своим монопольным положением.Решающую роль в создании на рынке благоприятной конкурентной среды играют антимонопольное законодательство и деятельность антимонопольных органов, правильное поведение которых способствует сохранению стабильности всей экономики в целом.ЗАКЛЮЧЕНИЕПроблемы монополии в экономической жизни и конкуренции на товарных рынках привлекли внимание не только экспертов, но и более широких слоев населения. Изучение монопольных рынков связано с принятием экономических решений по различным вопросам. Развитие антимонопольного надзора во многом связано с развитием российской экономики, в которой степень рыночной монополии выше, чем в странах, которые в истории создали рыночную экономику. Российская экономика унаследовала советскую экономику, и производство сильно сконцентрировано во многих секторах экономики. В России естественные монополии, действующие в таких базовых областях, как экономика, электроэнергетика и транспорт, также обладают огромной рыночной властью. Антимонопольный надзор в сочетании с поддержкой национальных предприятий и организаций по защите прав потребителей является одним из необходимых условий успешного социально-экономического развития России.Конкуренция – это некое соревнование, в котором побеждают самые эффективные участники. Конкуренция является важнейшим элементом рынка, поскольку именно она заставляет участников экономических отношений участвовать в деятельности, необходимой обществу. Противоположностью конкуренции является монополия. В строгом и строгом смысле монополия - это отрасль, состоящая из одной компании, и это единственная компания, которая производит один продукт. Однако на практике понятие монополии чаще используется в более широком смысле. В этом смысле монополия относится к ассоциации, включающей одну или несколько компаний в секторе, который производит и продает большинство товаров и услуг. Существенные и не упомянутые негативные моменты экономической монополии вынудили современные страны разрабатывать и осуществлять антимонопольную политику. Антимонопольная политика - это комплекс государственных административных мер, направленных на предотвращение, ограничение и пресечение монопольной деятельности, обеспечение равных конкурентных условий для всех экономических субъектов и предотвращение недобросовестной конкуренции.Государственный антимонопольный надзор за экономикой включает в себя две взаимосвязанные области:1. Разработка и принятие специального антимонопольного законодательства;2. Создание институциональной системы для осуществления антимонопольного надзора и контроля за соблюдением антимонопольного законодательства.Разработка и осуществление антимонопольной политики является одной из важнейших экономических функций современной страны. Эта функция характерна не только для деятельности стран, которые уже имеют социально ориентированную рыночную экономику, но и для деятельности стран, которые строят экономику, таких как Россия. Антимонопольная политика основана на выводе о том, что компании несут экономические и другие убытки из-за монополии, вытесняющей конкуренцию с рынка. Таким образом, общество получит экономическую выгоду, предотвратив развитие монополий или прекратив их существующую деятельность.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВНормативно-правовые акты1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 2020).2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 08.12.2020).3. Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 N 135-ФЗ (последняя редакция).4. Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 N 223-ФЗ (последняя редакция).5. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 331 (ред. от 13.05.2021) «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе».Библиографический список6. Беленов, О. Н. Картельные соглашения. Антимонопольный контроль: цели, особенности, перспективы / О.Н. Беленов. - М.: КноРус, 2020. - 144 c.7. Бондаренко, С. И. Изменение подходов антимонопольного органа к рассмотрению дел о картельных соглашениях на торгах / С.И. Бондаренко. - М.: Научная книга, 2018. - 104 c.8. Григорьев, Л. Анализ технологий реализации нового государственного менеджмента в федеральной антимонопольной службе России / Л. Григорьев. - М.: Книга по Требованию, 2019. - 918 c.9. Данилов, И. П. Современные проблемы анализа товарных рынков для целей антимонопольного регулирования / И.П. Данилов. - М.: Канон+РООИ, 2018. - 368 c.10. Конина, Н. Ю. Эволюция антимонопольного регулирования в России в цифровую эпоху / Н.Ю. Конина. - М.: Проспект, 2020. - 368 c.11. Крупорницкая, И. А. Совершенствование антимонопольного регулирования в сфере торговой деятельности / И.А. Крупорницкая. - М.: Наука, 2018. - 348 c.12. Лифиц, И. М. Эффективность мер антимонопольного регулирования в условиях применения модели профилактики антиконкурентных действий и соглашений / И.М. Лифиц. - М.: Высшее образование, Юрайт, 2018. - 464 c.13. Овчинников, В. В. Глобальная конкуренция / В.В. Овчинников. - М.: Институт экономических стратегий, 2017. - 360 c.14. Осадчук, Е. В. Вертикальные соглашения : особенности квалификации и критерии допустимости / Е.В. Осадчук. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2019. - 152 c.15. Парамонова, Т. Н. Правовой статус Федеральной антимонопольной службы / Т.Н. Парамонова. - М.: КноРус, 2020. - 120 c.16. Прахалад, К. К. Федеральная антимонопольная служба: правовой статус требует уточнения / К.К. Прахалад. - М.: Олимп-Бизнес, 2017. - 352 c.17. Рубин, Ю. Б. Территориальные органы Федеральной антимонопольной службы: правовой статус и перспективы развития полномочий / Ю.Б. Рубин. - М.: Московская Финансово-Промышленная Академия, 2018. - 448 c.18. Супрун, В. А. Проблемы совершенствования административно-правового статуса антимонопольных органов Российской Федерации / В.А. Супрун. - М.: Либроком, 2019. - 192 c.19. Фатхутдинов, Р. А. Глобальная конкурентоспособность. На стол современному руководителю / Р.А. Фатхутдинов. - М.: Стандарты и качество, 2020. - 464 c.20. Фидельман, Г. Альтернативный менеджмент. Путь к глобальной конкурентоспособности / Г. Фидельман. - М.: Альпина Паблишер, 2019. - 192 c.


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
54 132 оценки star star star star star
среднее 4.9 из 5
МФПУ «Синергия»
Работа была выполнена ранее положенного срока, Марина очень хорошо и умело дала понять всю...
star star star star star
РЭУ им.Плеханова
Благодарю Евгению за выполнение работы,оценка-отлично.Сделано -все как положено,грамотно и...
star star star star star
ТУСУР
Спасибо автору, всё выполнено быстро и хорошо. На любые вопросы автор отвечает быстро и по...
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

Подогнать готовую курсовую под СТО

Курсовая, не знаю

Срок сдачи к 7 дек.

только что
только что

Выполнить задания

Другое, Товароведение

Срок сдачи к 6 дек.

1 минуту назад

Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы

Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники

Срок сдачи к 12 дек.

1 минуту назад

Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе

Курсовая, профилактики травматизма, медицина

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО

Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения

Лабораторная, Моделирование, математика

Срок сдачи к 10 дек.

4 минуты назад

Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы

Лабораторная, основы технологии машиностроения

Срок сдачи к 14 дек.

4 минуты назад

2504

Презентация, ММУ одна

Срок сдачи к 7 дек.

6 минут назад

выполнить 3 задачи

Контрольная, Сопротивление материалов

Срок сдачи к 11 дек.

6 минут назад

Вам необходимо выбрать модель медиастратегии

Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг

Срок сдачи к 7 дек.

7 минут назад

Ответить на задания

Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование

Срок сдачи к 20 дек.

7 минут назад
8 минут назад

Все на фото

Курсовая, Землеустройство

Срок сдачи к 12 дек.

9 минут назад

Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff

Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления

Срок сдачи к 1 мар.

10 минут назад
11 минут назад

перевод текста, выполнение упражнений

Перевод с ин. языка, Немецкий язык

Срок сдачи к 7 дек.

11 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.