это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3438622
Ознакомительный фрагмент работы:
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ2.1. Организация и процедура исследованияДля решения поставленных задач было проведено исследование на базе МБДОУ №33 г. Серов «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей» «Веснушки», г. Серов.Выборку составили дети дошкольного возраста старшей группы.Общее количество участников исследования составило 10 испытуемых дошкольного возраста – дети, посещающие старшую группу, из них 6 девочек и 4 мальчика. 3 девочки – пятилетнего возраста, 3 – шестилетнего. 4 мальчика шестилетнего возраста. Выборка в соответствии с выдвинутыми гипотезами была поделена на подвыборки по полу (мальчики и девочки). Исследование проводилось в свободное от занятий время, так чтобы детям было комфортно беседовать с психологом.Проведение методик проводилось в индивидуальном порядке, временные рамки не были ограничены в связи с исключением фактора давления на участников исследования. Каждый ребенок получал персональный бланк (листок бумаги или заранее заготовленные наборы картинок) и набор карандашей. Экспериментатор также имел дополнительный набор для рисования (для помощи и поддержки ребенка, а также бланки с инструкциями и протоколы для ответов).Перед проведением исследования основные моменты были обговорены с родителями и воспитателями, получено согласие. Участникам была гарантирована сохранность их данных (обещание, проговаривание о конфиденциальности), инструкции проговаривались четко и понятно. Большое внимание было уделено на создание условий для заинтересованности исследуемых к выполнению заданий. Их внимание обращалось на искренность ответов, мотивацию заполнить методику до конца, приободрение, в случаях проявлений негативных эмоций. Участникам разрешалось задавать вопросы во время исследования, делиться переживаниями. После того как был сформирован положительный настрой на работы, участники приступали к выполнению заданий. 2.2. Методы и методики исследованияДля решения поставленных задач исследования были использованы следующие методики:Методика на выявление детских страхов А. И. Захаров и М. А. Панфиловой «Страхи в домиках». Михеева Ю. В. Страх как психологическое состояние // Научное мнение : научный журнал. – 2011. – № 4. Приложение 1Целью данной методики является: выявление и уточнение преобладающих видов страхов (страх темноты, одиночества, смерти, медицинские страхи и т. д.). Методика является актуальной для исследования, так как применима к детям старше 3-х лет. Также методика имеет достоинство - подходит, когда ребенок еще плохо рисует или не любит рисовать (хотя такое задание даже не интересующиеся рисованием дети принимают обычно с удовольствием), так как исследование проводится в учреждении, где физическое направление является приоритетным, возможна встреча с сопротивлением. Экспериментатор рисует контурно два дома: черный и красный. И потом предлагает расселить в домики страхи из списка (взрослый называет по очереди страхи). Записывать нужно те страхи, которые ребенок поселил в черный домик, т. е. признал, что он боится этого. Так как исследование проводилось на старшей группе, формулировка вопроса звучала так: «Скажи, ты боишься или не боишься…». Дополнительным методом в данной методике является беседа. Беседу следует вести неторопливо и обстоятельно, перечисляя страхи и ожидая ответа «да» – «нет» или «боюсь» – «не боюсь». Повторять вопрос о том, боится или не боится ребенок, следует только время от времени. Тем самым избегается наводка страхов, их непроизвольное внушение. При стереотипном отрицании всех страхов просят давать развернутые ответы типа «не боюсь темноты», а не «нет» или «да». Экспериментатор, задающий вопросы, сидит рядом, а не напротив ребенка, не забывая его периодически подбадривать и хвалить за то, что он говорит все как есть. Лучше, чтобы экспериментатор перечислял страхи по памяти, только иногда заглядывая в список, а, не зачитывая его. После того, как ребенок выполнит задание, ему предлагается закрыть черный дом на замок (нарисовать его), а ключ – выбросить или потерять. Данный акт успокаивает актуализированные страхи. Анализ полученных результатов заключается в том, что экспериментатор подсчитывает страхи в черном доме и сравнивает их с возрастными нормами: Возрастные нормы (по А. И. Захарову) – среднее число страхов: в дошкольном возрасте: – у девочек = 10,3; у мальчиков = 8,2. Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей. – СПб. : Издательство «СОЮЗ», 2000Совокупные ответы ребенка объединяются в несколько групп по видам страхов. Если ребенок в трех случаях из четырех – пяти дает утвердительный ответ, то этот вид страха диагностируется как имеющийся в наличии. Экспериментатор дает ребенку инструкцию: «В черном домике живут страшные страхи, а в красном – не страшные. Помоги мне, пожалуйста, расселить страхи по домикам».Тест тревожности (В. Амен, М. Дорки, Р. Тэммл). Дерманова, И. Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития [Текст] / И. Б. Дерманова. – СПб., 2002. – 228 с (Приложение 2)Так как предыдущая методика проективная и может недостаточно раскрыть наличие страхов у ребенка в связи с ситуативным измерением, то необходимо использовать методику для измерения наличия скрытых страхов и тревожности, проявляющихся в поведении. Более того, методика позволит провести корреляционный анализ между наличием страхов и уровнем тревожности у ребенка.Методика представляет собой детский тест тревожности, разработанный американскими психологами Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен. Проективный тест исследует характерную для ребенка тревожность в типичных для него жизненных ситуациях (где соответствующие свойства личности проявляются в наибольшей степени). При этом тревожность рассматривается как черта личности, функция которой состоит в обеспечении безопасности человека на психологическом уровне и которая вместе с тем имеет отрицательные следствия. Последние заключаются, в частности, в торможении активности ребенка, направленной на достижение успехов. Высокая тревожность часто сопровождается высоко развитой потребностью избегания неудач и тем самым препятствует стремлению к достижению успеха. Тревожность, испытываемая ребенком в одной ситуации, не обязательно будет так же проявляться в другом случае. Значимость ситуации зависит от отрицательного эмоционального опыта, приобретенного ребенком в этих ситуациях. Отрицательный эмоциональный опыт формирует тревожность как черту личности и соответствующее поведение ребенка. Необходимость данной методики заключается в том, что она: выявляет внутреннее отношение данного ребенка к определенным социальным ситуациям (факторам), раскрывает характер взаимоотношений ребенка с окружающими людьми, в частности в семье, в детском саду, наличие скрытых страхов. Тест актуален для детей 3–7 лет. Протоколы, полученные от каждого ребенка, далее подвергаются анализу, который имеет две формы: количественную и качественную. В ходе проведения количественного анализа на основании данных протокола вычисляется индекс тревожности ребенка (ИТ), который равен процентному отношению числа эмоционально негативных выборов (печальное лицо) к общему числу рисунков. 2.3. Результаты исследованияПолученные данные занесены в сводную таблицу (Приложение 3). Исходя из полученных данных, произведена интерпретация результатов.2.3.1. Результаты описательной статистикиВ результате оценки показателей ассиметрии и эксцесса подвыборках выявлено, что распределение отличается от нормального. В ситуации, когда распределение признака отличается от нормального, интерпретация средних значений невозможна, поэтому мы будем опираться на значения медианы. (Приложение 3).Анализ результатов по методике «Страхи в домиках» показал, что среднее значение страхов равно 8,5 по всей выборке. Для подвыборки мальчиков средний результат равен 6,8 – это результат ниже нормы, указанной автором при составлении методики. Для девочек результат составил 8,5 – ниже нормы. Таким образом, при наглядном сравнении, можно увидеть, что количество страхов у мальчиков значительно меньше. Рисунок 1 – Гистограмма показателей результатов диагностики «Страхи в домиках»Рисунок 2 – Гистограмма показателей результатов диагностики «Тест тревожности»По всей выборке средний процент тревожности равен 47,3%, что соответствует среднему уровню тревожности. По подвыборкам: мальчики – 40,2%, девочки – 47,3%. Таким образом, сравнительный анализ показывает, что существуют различия на уровне тревожности и наличия страхов. Стоит отметить распределение ответов по группам: большее количество вариантов с негативной окраской дано определениям картинок в ситуации «Ребенок-Взрослый», в то время как «Повседневные действия» значительно меньше отмечается как тревожащие ребенка ситуации. Можно предположить, что такой процент взаимосвязан с наличием страхов – дети старшей группы ориентируются больше на общение со взрослыми. У детей 6-7 лет формируется рефлексия, возникает внутренняя позиция. Именно поэтому, актуализируется тревога в отношении социального взаимодействия, а страхи конкретные, ситуативные отходят на второй план. 2.3.2. Результаты сравнительной статистикиДля сравнительного анализа были выбраны критерии Манна – Уитни, так как в данной работе представлены независимые выборки, не соответствующие нормальному закону распределения, так как асимметрия и эксцесса по модулю больше, чем их стандартные ошибки. Данные сравнения выборки выявили значимые различия между подвыборками по некоторым шкалам. Результаты сравнительного анализа в подвыборках по полу представлены в Таблице.Данные методики №1Статистические критерииaстрахиU Манна-Уитни4,000W Уилкоксона14,000Z-1,737Асимп. знач. (двухсторонняя),082Точная знч. [2*(1-сторон. знач.)],114ba. Группирующая переменная: полb. Не скорректировано на наличие связей.РангиполNСредний рангСумма ранговстрахимужской43,5014,00женский66,8341,00Всего10Анализируя полученные данные по методике «Страхи в домиках», можно увидеть, что асимптотическая значимость и точная значимость больше 0,05, это указывает на отсутствие значимых различий по показателю «страхи» у представителей двух подвыборок. Данные методики №2РангиПолNСредний рангСумма ранговСтрахиМужской пол45,8823,50Женский пол65,2531,50Всего10Статистические критерииaСтрахиU Манна-Уитни10,500W Уилкоксона31,500Z-,326Асимп. знач. (двухсторонняя),745Точная знч. [2*(1-сторон. знач.)],762ba. Группирующая переменная: Полb. Не скорректировано на наличие связей.Показатели по асимптотической значимости и точной значимости при проведении методики исследования тревожности больше 0,05, что указывает на отсутствие различий в наличии страхов у двух подвыборок. Статистическая обработка не выявила достоверных различий в подвыборках испытуемых, следовательно, отмечается примерно одинаковый уровень страхов.Таким, образом, гипотеза не нашла свое подтверждение на практике, с другой стороны, можно сделать следующий вывод: наличие страхов у детей дошкольного возраста не связано с гендерным фактором и для более детального и точного изучения и коррекции поведения детей стоит изучать влияние других, более значимых факторов. Корреляционный анализКорреляцииДля проведения корреляционного анализа между переменными «Наличие страхов» и «Тревожность» выбран коэффициент Пирсона, так как выборка составляет больше 5 участников, но меньше 30, не соответствует нормальному распределению. страхитревожностьРо СпирменастрахиКоэффициент корреляции1,000,091знач. (двухсторонняя).,802N1010тревожностьКоэффициент корреляции,0911,000знач. (двухсторонняя),802.N1010Корреляция между наличием страхов и тревожности в поведении равна 0,091 и практически не значима (0,802; больше 0,05), связь положительна, что указывает на наличие возрастания одной переменной при увеличении второй.Итак, в процессе осуществления работы были использованы методы и методики изучения тревожности и страхов у детей дошкольного возраста. Прежде чем включить в коррекционную программу игро- и арт- терапию в целях преодоления страхов, важно проанализировать, каким конкретно страхам подвержены дети, стоит ли разделять методы для мальчиков и девочек. Исходя из описательного, сравнительного и корреляционного анализа, мы можем сказать, что у исследуемой выборки детей нет существенных различий в распределении количества страхов. Таким образом, анализируя отсутствие значимых рассогласованностей, можно прийти к выводу, что при составлении программы коррекции и профилактики страхов и тревожности детей дошкольного возраста стоит опираться только на качественный анализ и, желательно, индивидуальный сбор диагностических данных. Приложение 1 Перечисление страхов. Методика А.И. Захарова и М.А. Панфиловой – «Страхи в домиках» – Ты боишься:1. Когда остаешься один;2. Нападения;3. Заболеть, заразиться;4. Умереть;5. Того, что умрут твои родители;6. Каких-то детей;7. Каких-то людей;8. Мамы или папы;9. Того, что они тебя накажут;10. Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Змея Горыныча, чудовища и др.;11. Перед тем как заснуть;12. Страшных снов;13. Темноты;14. Волка, медведя, собак, пауков, змей (страхи животных);15. Машин, поездов, самолетов (страхи транспорта);16. Бури, урагана, наводнения, землетрясения (страхи стихии);17. Когда очень высоко (страх высоты);18. Когда очень глубоко (страх глубины);19. В тесной маленькой комнате, помещении, туалете,переполненном автобусе, метро (страх замкнутого пространства);20. Воды;21. Огня;22. Пожара;23. Войны;24. Больших улиц, площадей;25. Врачей (кроме зубных);26. Крови (когда идет кровь);27. Уколов;28. Боли (когда больно);29. Неожиданных, резких звуков, когда что – то внезапно упадет,стукнет;30. Сделать что-либо не так, неправильно (у дошкольников);31. Опоздать в сад (школу).Приложение 2Тест тревожности (В. Амен, М. Дорки, Р. Тэммл). Текст и интерпретация. 1. Игра с младшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребенка: веселое или печальное? Он (Она) играет с малышами». 2. Ребенок и мать с младенцем. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (Она) гуляет со своей мамой и малышом». 3. Объект агрессии. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?». 4. Одевание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка? Он (Она) одевается». 5. Игра со старшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (Она) играет со старшими детьми». 6. Укладывание спать в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (Она) идет спать». 7. Умывание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (Она) в ванной». 8. Выговор. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?». 9. Игнорирование. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?». 10. Агрессивное нападение. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?». 11. Собирание игрушек. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (Она) убирает игрушки». 12. Изоляция. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?». 13. Ребенок с родителями. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (Она) со своими мамой и папой». 14. Еда в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (Она) ест». Во избежание повторяющихся выборов у ребенка в инструкции чередуются выражения лица ребенка. Дополнительные вопросы ребенку не задаются. Выбор ребенком соответствующего лица и словесные высказывания ребенка можно зафиксировать в специальном протоколе. Обработка и интерпретация результатов теста. Количественный анализ: На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности ребенка (ИТ), который равен процентному соотношению числа эмоционально негативных выборов (печальное лицо) к общему числу рисунков (14): ИТ = (число эмоционально негативных выборов / 14) * 100 % В зависимости от уровня индекса тревожности дети подразделяются на 3 группы: высокий уровень тревожности (ИТ выше 50 %); средний уровень тревожности (ИТ от 20 до 50 %); низкий уровень тревожности (ИТ от 0 до 20 %)Приложение 3Сводная таблица Тест тревожности – результат измеряется в процентах, в стобцах Ребенок-Ребенок, Ребенок-Взрослый, Повседневные действия – указано количество негативных ответов (печальное лицо) на соответствующие вопросы.Приложение 4Дескриптивный анализ выборки Дескриптивный анализСтатистикаПол NВалидные10Пропущенные0Среднее1,6000Стандартная ошибка среднего значения,16330Медиана2,0000Мода2,00Стандартная отклонения,51640Дисперсия,267Асимметрия-,484Стандартная Ошибка асимметрии,687Эксцесс-2,277Стандартная ошибка эксцесса1,334Сумма16,00
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!