это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3460111
Ознакомительный фрагмент работы:
Каждый, кто начинает рассматривать иконы, поневоле задается вопросом о
содержании древних изображений, о том, почему на протяжении нескольких веков один и
тот же сюжет остается почти неизменным и легко узнаваемым. Ответ на эти вопросы
поможет найти иконография, строго установленная система изображения каких-либо
персонажей и религиозных сюжетов. Как говорят служители церкви, иконография – это
«азбука церковного искусства». Иконография включает большой ряд сюжетов, взятых из
Ветхого и Нового Заветов Библии, богословских сочинений, житийной литературы,
религиозной поэзии на темы основных христианских догматов, то есть канонов.
Слово «Канон» за многовековую историю своего существования приобрело
огромное число смыслов. В Древней Греции оно обозначало тростниковую палочку,
которую строители использовали в качестве примитивной линейки. Затем так стали
называть уже саму линейку. Еще спустя некоторое время этот термин превратился в
синоним понятий «эталон» и «образец», то есть – быть каноничным означает – быть
правильным и соответствовать неким четко установленным нормам.
Обычно канон воспринимают как жесткие рамки, ограничивающие возможности
художника, сковывающие его творческую индивидуальность. Однако это не так. Канон
(греч. — правило) — это не внешние рамки, а внутренний стержень, духовная
основа иконы. Сюда входит содержание и смысл образа, символика и иконография,
художественные приемы и набор сюжетов, богословские понятия и эстетические
критерии. Канон — это своего рода грамматика иконы, тот язык, на котором говорит
иконописный образ. Канон не исключает свободы творчества, великие иконописцы
прошлого создавали весьма оригинальные произведения, используя канон. И порой рядом
работавшие мастера были весьма не похожи друг на друга.
Правила написания икон складывались постепенно. В начале особого канона не
было, и он складывался как христианская традиция постепенно, а уже потом был
узаконен. В современной православной Церкви есть особый чин освящения икон. Надо
сказать, что появился он не сразу, и, вообще, в древней Византийской Церкви, в
восточных Церквях его никогда не было и нет до сих пор. Поначалу не было его и в
западной – сначала Римской, а после схизмы Католической – Церкви. Однако потом,
именно в рамках Римской Церкви, этот чин появился и определялся регулярно
составляемыми правилами. На латыни этот кодекс правил назывался «ритуал романиум».
И уже в XVII веке в Украинской Православной Церкви – а Киевская митрополия была
частью Константинопольского патриарха – знаменитый митрополит Петр Могила
(который известен, например, тем, что основал знаменитую Киево-Могилянскую
духовную академию, по богословскому уровню образования находившуюся на уровне
хорошего европейского университета, не у каждой восточной академии был такой статус)
переработал латинский «ритуал романиум» 1614 года. И в Требнике Петра Могилы 1646
года определенный чин освящения икон был введен в традицию Православной Церкви.
После того как во второй половине XVII века Украина вошла в состав
Московского царства в контексте церковных реформ патриарха Никона чин освящения
икон церковью вошел в практику Русской Православной Церкви. Церковный Собор 1667
года с участием восточных патриархов, который, кстати, отправил Никона в отставку за
его расхождения и споры с царем, однако, утвердил этот чин освящения икон.
Икона — не портрет, она являет не лицо человека, а лик. Но иконография не
игнорирует индивидуальные особенности и внешние отличительные признаки святого:
пол, возраст, социальное положение, индивидуальные особенности: прическа, форма
бороды, головной убор и пр. Лик — это самое главное в иконе: он свидетельствует о
личности святого. При этом святой предстает отрешенным от земных страстей, он
принадлежит иному миру и оттуда взирает на нас, поэтому в иконе исключено
изображение душевных эмоций, аффектов, сильных страстей. Эмоции выражаются через
жест, положение рук: волнение, отчаяние, страдание, мольба — все выражают руки. Жест
имеет большое значение в иконе, и жесты весьма разнообразны: благословляющий жест
Спасителя, молитвенный и заступнический у Богоматери, прижатые к груди руки
столпников и пустынников, поднесенная к уху рука слушающего Бога пророка
Каноничность можно назвать основным признаком или особенностью иконы.
Поскольку этот образ должен был использоваться в церковной практике и осуществлять
связь человека с Богом, то всё в нем должно было быть подчинено единым «правилам»,
т.е. канону. Этот канон определялся в первую очередь богословским содержательным
компонентом, а уже потом эстетикой. Композиция изображения, фигуры иконы, цвет,
аксессуары и т.д. обуславливались догматикой, что делало их понятными для всех
верующих.
Иконографический канон – это критерий истинности изображения, соответствия
его тексту и смыслу «Священного Писания». К выработке таких устойчивых схем привели
многовековые традиции, повторяемость композиций религиозных сюжетов.
Иконографические каноны, как их называли в России – «изводы», отражали не только
общехристианские традиции, но и местные особенности, присущие тем или иным
художественным школам. Постоянство в изображении религиозных сюжетов, в
неизменности идей, которые могут быть выражены только в соответствующей форме, – в
этом кроется секрет канона. С помощью его закреплялась символика иконы, что в свою
очередь облегчало работу над ее изобразительной и содержательной стороной.
Канонические устои охватывали все выразительные средства иконы. В
композиционной схеме были зафиксированы признаки и атрибуты, присущие иконе того
или иного вида. Так, золото и белый цвет символизировали божественный, небесный свет.
Обычно им отмечались Христос, силы небесные, а иногда и Богоматерь. Зеленый цвет
обозначал земное цветение, синий – небесную сферу, пурпур употреблялся для
изображения одежд Богоматери, а красный цвет одежды Христа обозначал его победу над
смертью. Основные персонажи религиозной живописи – это Богоматерь, Христос,
Предтеча, апостолы, пророки, праотцы и другие. Изображения бывают оглавными,
оплечными, поясными и в полный рост.
Особой любовью иконописцев пользовался образ Богоматери. Существует более
двухсот типов иконографических изображений Богоматери, так называемых «изводов».
Они имеют названия: Одигитрия, Елеуса, Оранта, Знамение и другие. Самым
распространенным типом изображения является Одигитрия (Путеводительница). Это
поясное изображение Богоматери с Христом на руках. Они изображаются во фронтальном
развороте, пристально глядящими на молящегося. Христос покоится на левой руке Марии,
правую руку она держит перед грудью, как бы указывая ею на своего сына. В свою
очередь, Христос правой рукой благословляет молящегося, а в левой руке он держит
бумажный свиток. Иконы с изображением Богоматери принято называть по месту, где они
впервые появились или где они особо были почитаемы. Например, широко известны
иконы Владимирская, Смоленская, Иверская, Казанская, Грузинская и так далее.
Другим, не менее известным, видом является изображение Богоматери под
названием Елеуса (Умиление). Характерным примером иконы типа Елеуса является
широко известная и любимая всеми верующими Владимирская Богоматерь. Икона
представляет собой изображение Марии с младенцем на руках. Во всем облике
Богоматери чувствуется материнская любовь и полное духовное единение с Иисусом. Это
выражается в наклоне головы Марии и в нежном прикосновении Иисуса к щеке матери.
Впечатляющ образ Богоматери, известный под названием Оранта (Молительница). В
этом случае она изображается без Иисуса, с воздетыми вверх руками, что означает
«предстояние Богу. Иногда на груди Оранты помещают «круг Славы», в котором
изображают Христа в младенческом возрасте. В этом случае икону называют «Великая
Панагия» (Всесвятая). Подобную икону, но в поясном изображении принято называть
Богоматерь-Знамение (Воплощение). Здесь диск с образом Христа обозначает земное
существо богочеловека.
Образы Христа более консервативны, чем образы Богоматери. Чаще всего Христос
изображается в виде Пантократора (Вседержителя). Он изображается фронтально, или
поясно, или в полный рост. При этом пальцы его правой, приподнятой, руки сложены в
благословляющем двуперстном жесте. Встречается также сложение пальцев, которое
называется «именословное». Оно образуется скрещенными средним и большим пальцами,
а также отставленным мизинцем, символизирует инициалы имени Христа. В левой руке
он держит открытое или закрытое Евангелие. Другим, наиболее часто встречающимся
образом является «Спас на престоле» и «Спас в силах».Икона под названием «Спас
Нерукотворный» – одна из древнейших, где изображается иконографический образ
Христа. В основу изображения положено поверье о запечатленном отпечатке лица Христа
на полотенце – убрусе. Спас Нерукотворный в древние времена изображался не только на
иконах, но и на знаменах-хоругвях, которые русские воины брали в боевые походы.
Еще одним встречающимся образом Христа является его изображение в полный
рост с благословляющим жестом правой руки и Евангелием в левой – Иисус Христос
Спаситель. Часто можно видеть изображение Вседержителя в одеждах византийского
императора, которое принято называть «Царь царем», означающее, что он Царь всех
царей.
Интересны сведения о характере одежд и облачений, в которые одеваются
персонажи икон. С точки зрения художественной, одежда иконописных персонажей
весьма выразительна. Как правило, она строится на византийских мотивах. Каждый образ
имеет одежду, характерную и присущую только ему. Так, одежда Богоматери – это
мафорий, туника и чепец. Мафорий – покрывало, окутывает голову, плечи и спускается
вниз до пола. Он имеет украшение в виде каймы. Темно-вишневый цвет мафория означает
великий и царственный род. Мафорий одевается на тунику – длинное платье с рукавами и
орнаментом на обшлагах («нарукавьях»). Туника окрашивается в темно-синий цвет, что
символизирует целомудрие и небесную чистоту. Иногда Богоматерь предстает в одеждах
не византийских императриц, а русских цариц XVII века. На голове Богоматери под
мафорием рисуется чепец зеленого или синего цвета, украшенный белыми полосками
орнамента. Женские образы в иконе в большинстве одеты в тунику и плащ, застегнуты
застежкой-фибулой. На голове изображается убор - плат.
Поверх туники надевается длинное платье, украшенное снизу подольником и передником,
идущим сверху вниз. Эта одежда называется долматиком.
Иногда вместо долматика может быть изображена стола, которая хотя и похожа на
долматик, но не имеет передника.
В одеяние Христа входит хитон, длинная рубаха с широкими рукавами. Хитон
окрашивается в пурпурный или красно-коричневый цвет. Он украшается двумя
параллельными полосами, идущими от плеча до подола. Это клавий, который в старинные
времена обозначал принадлежность к патрицианскому сословию. На хитон набрасывается
гиматий. Он полностью закрывает правое плечо и частично левое. Цвет гиматия синий.
Народная одежда украшается оплечьем, расшитым драгоценными каменьями. На иконах
более позднего периода можно видеть и гражданскую одежду: боярские шубы, кафтаны и
разнообразные одеяния простолюдинов. Преподобные, то есть монахи, одеты в рясы,
мантии, схимы, клобуки и так далее. На головах монашек изображался апостольник
(накидка), закрывающий голову и плечи. Воины пишутся в доспехах, с копьем, мечом,
щитом и другим оружием.
Таким образом, иконописный канон – это выработанные веками правила и приемы,
символы и знаки, принятые в православной иконописной практике. Канон регламентирует
использование устойчивого набора сюжетов, типов изображения и композиционных схем,
утвержденных традицией и церковью. Искусство православного мира выработало
совокупность приемов, оригинальную художественную систему, позволившую полно и
ясно воплотить христианское слово в живописный образ. Иконописный канон позволил
искусству иконы сохраниться на протяжении многих веков.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!