это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3460337
Ознакомительный фрагмент работы:
Понятие, виды и формы внеурочной деятельности педагога.
Внеурочная деятельность — это совокупность разных видов
внеучебной, внеурочной активности, при реализации которых обучающиеся
наиболее успешно осваивают основную образовательную программу,
достигают личностных и метапредметных результатов.
К особенностям внеурочной деятельности в школе относится
возможность образовательного учреждения самостоятельно ее планировать.
Ученикам предоставляется обширный выбор занятий, направленных на их
умственное и духовное развитие.
Значимость внеучебной деятельности для образовательного процесса
поистине высока, так как она способствует достижению личностных
результатов, интересов и потребностей ребенка при том, что он сам выбирает
ее.
Основными целями внеурочной деятельности в школе являются:
- создание условий для проявления самостоятельности и инициативы
школьников;
- воспитание стремления к продуктивному времяпрепровождению;
- формирование культуры общения;
- передача опыта, знаний, умений и навыков.
Организация внеурочной деятельности в школе способствует
решению ряда важных задач, основными из которых являются:
1. создание комфортных условий для реализации образовательных целей;
2. равномерное распределение учебной нагрузки школьников;
3. ознакомление учащихся с разносторонней деятельностью;
4. выявление склонностей и способностей учеников к различным видам
деятельности;
5. формирование системы знаний, умений и навыков;
6. развитие творческих способностей учеников;
7. создание благоприятных условий, способствующих проявлению уже
приобретенных умений и навыков;
8. воспитание целеустремленности, трудолюбия силы воли и терпения
для достижения поставленных целей;
Для успешного достижения поставленных целей в построении
внеурочной деятельности в школе необходимо соблюдение следующих
принципов:
Принцип креативности. Педагог должен способствовать
развитию творческих способностей школьников, поддерживать желание
заниматься коллективным и индивидуальным творчеством.
Принцип социальной значимости и
успешности. Направленность усилий преподавателя на формирование у
детей потребностей в достижении успеха. Важно, чтобы достижения ребенка
были не только индивидуально значимыми, но и имели ценность для
окружающих.
Принцип гуманистической направленности. Максимальное
соблюдение и соответствие интересам и потребностям детей. Формирование
условий для проявления индивидуальности ребенка, самореализации и
самоутверждения.
Принцип вариативности. Наличие широкого спектра форм и
видов внеклассной деятельности, возможность свободного выбора и
добровольного участия в ней.
Принцип системности. Функционирование системы внеурочной
деятельности школьников, устанавливающей взаимосвязи между всеми ее
участниками, то есть учителями, школьниками и родителями.
Внеурочная деятельность в условиях ФГОС должна опираться на
заданные направления развития личности обучающихся. Таких направлений
пять.
Направления внеурочной деятельности:
1. Спортивно-оздоровительное
2. Духовно – нравственное
3. Общеинтеллектуальное
4. Общекультурное
5. Социальное
Виды внеурочной деятельности в рамках ФГОС:
1. Игровая деятельность
2. Познавательная деятельность
3. Проблемно – ценностное общение
4. Досугово – развлекательная деятельность
5. Художественное творчество
6. Социальное творчество
7. Трудовая деятельность
8. Спортивно-оздоровительная деятельность
9. Туристско-краеведческая деятельность
Внеурочная деятельность учителя, внимание педагога должны быть
направлены на каждого ученика, чтобы каждый ощутил свою важность и
востребованность.
Формы внеурочной деятельности по направлениям:
Спортивно-оздоровительное:
Посещение спортивных секций
Организация экскурсий, Дней Здоровья и других спортивных
соревнований.
Проведение бесед по охране здоровья.
Применение на уроках игровых моментов, физкультминуток,
зарядка перед уроками.
Динамические паузы и прогулки в начальной школе.
Участие в спортивных соревнованиях.
Работа летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания.
Общекультурное:
Организация экскурсий в театры и музеи, выставок детских
рисунков, поделок и творческих работ учащихся;
Проведение тематических классных часов по эстетике внешнего
вида ученика, культуре поведения и речи;
Участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического
цикла на уровне школы, района, области.
Общеинтеллектуальное:
Предметные недели;
Библиотечные уроки;
Конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые
и ролевые;
Проектная деятельность;
Участие в научно-исследовательских конференциях;
Разработка проектов к урокам.
Духовно-нравственное:
Встречи с ветеранами ВОВ и труда, уроки мужества, посещение
школьного музея.
Выставки рисунков.
Оформление газет о боевой и трудовой славе россиян,
Тематические классные часы.
Подготовка к участию в военно-спортивной игре «Зарница».
Фестивали патриотической песни, смотры строя и песни.
Социальное:
Проведение субботников.
Работа на пришкольном участке.
Разведение комнатных растений и уход за ними.
Акция «Посади дерево», «Белый цветок», «Покормите птиц» и др.
Формы внеурочной деятельности по видам:
Словесно-логические.
Основным средством воздействия является слово (убеждение словом),
вызывающее ответные эмоции у детей.
Беседы на различные темы
Дискуссии
Собрания
Конференции
Лекции
Главное здесь обмен информацией, сообщения учителей, учеников
и других взрослых. Обсуждение проблемных вопросов.
Образно-художественные формы
Концерты
Спектакли
Праздники
КТД
Главным средством воздействия является совместное, преимущественно
эстетическое переживание. Главное здесь вызвать сильные, глубокие
и облагораживающие коллективные эмоции.
Трудовые формы внеурочной деятельности
Работа на пришкольном участке
Работа по оформлению и уборке кабинета
Уход за комнатными растениями
Организация дежурства на переменах и в школьной столовой
Помощь школьному библиотекарю
Трудовые десанты
В современных условиях необходимо делать упор на личностную
значимость труда, когда ребёнок осознаёт, что приобретаемый навык
пригодится ему в жизни, когда он заинтересован в итоге своего туда.
Игровые (досуговые) формы работы
Совместные праздники
Подготовка концертов, спектаклей
Неделя театра, танца, вокала
Просмотр и обсуждение фильмов, спектаклей
Соревнования
Конкурсы
КВНы
Туристические походы
Экскурсионные прогулки в парк
Экскурсионные поездки
Роль игры в организации досуга занимает важное место в жизни ребёнка,
и поэтому рассматривается педагогами как одно из главных средств
воспитания. Игры могут быть спортивные, познавательные,
соревновательные, конкурсные, интеллектуальные и др.
Психологические формы
Лекции
Беседы
Дискуссии
Психологические упражнения
Консультации
Тренинги
В формах этого типа основным средством воздействия являются
элементы психологического тренинга, методы практической психологии,
индивидуальной и групповой психотерапии. Эти формы требуют
специальных знаний и умений.
Все виды и формы внеурочной деятельности обучающихся строго
ориентированы на воспитательные результаты.
Творческая деятельность ребенка и ее виды.
Существует множество различных трактовок понятия «творчество». По
мнению американского ученого П. Хилла, «творчество – это успешный полет
мысли за пределы неизвестного. Оно дополняет знания, способствуя
созданию вещей, которые не были известны ранее».
В большом энциклопедическом словаре «творчество» - это
деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся
неповторимостью, оригинальностью и уникальностью.
Таким образом, можно сказать, что творчество- это решение
творческих задач.
Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность
человека, в результате которой создается нечто новое. В основе творческой
деятельности лежат творческие способности.
Творческие способности- это индивидуальные качества и способности
индивида, которые проявляются в умении применять знания, умения и
навыки в условиях нестандартной ситуации.
Выделяют следующие виды творческой деятельности:
1. Художественное творчество
Детское художественное творчество — деятельность ребёнка,
проявляющаяся в виде импровизаций и создания рисунков, вышивок, лепных
поделок, художественных композиций, аппликаций, литературных
произведений и пр. Детское творчество в области искусства способствует
художественному образованию и развитию эстетического вкуса у ребёнка. В
раннем возрасте художественное детское творчество отличает
импровизированный характер.
2. Изобразительное детское творчество
Изобразительное детское творчество является самым массовым среди детей
младшего возраста. В 4-5 года ребёнок начинает изображать узнаваемые
предметы, в 9-10 лет рисунок представляет собой осмысленный рассказ с
игровым сюжетом. По мнению В. С. Щербакова, изобразительное детское
творчество в подростковом возрасте достигает пика развития и формирует
полноценное восприятие подростка мирового художественного наследия и
профессионального искусства.
3. Литературное детское творчество
Первые элементы литературного детского творчества появляются у ребёнка в
возрасте 1-3 лет, когда он учится говорить, манипулировать звуками и
использовать слова в разных сочетаниях. В этот период литературное детское
творчество является частью игры и его сложно отделить от других видов:
ребёнок одновременно рисует, сочиняет изображённую историю, напевает и
пританцовывает. Постепенно литературное творчество у детей приобретает
выраженное направление (поэзия, проза), приходит понимание социальной
ценности литературного произведения, а также значимости процесса его
создания. Более массовый характер литературное детское творчество
приобретает в период обучения в школе, когда дети пишут сочинения, эссе,
очерки и рассказы.
4. Техническое детское творчество
Техническое детское творчество является одним из важных способов
формирования профессиональной ориентации детей, способствует развитию
устойчивого интереса к технике и науке, а также стимулирует
рационализаторские и изобретательские способности. Техническое детское
творчество — это конструирование приборов, моделей, механизмов и других
технических объектов на уроках труда и на внеклассных занятиях (кружки,
курсы, центры детского и юношеского творчества).
5. Музыкальное детское творчество.
Музыкальное детское творчество является одним из методов музыкального
воспитания детей и проявляется в изучении музыкальных произведений
композиторов. Музыкальное детское творчество — это синтетическая
деятельность, проявляющаяся в разных видах: игра на музыкальных
инструментах, ритмика, пение. Элементы музыкального детского творчества
проявляются одними из первых, когда у ребёнка появляется способность к
движениям под музыку. Благодаря этому, у ребёнка развивается зрительно-
пространственная координация, музыкальный слух и моторика. Ребёнок
учится управлять телом и овладевает танцевальными движениями.
Важной особенностью детского творчества является то, что основное
внимание уделяется самому процессу, а не его результату. То есть важна
сама творческая деятельность и создание чего-то нового. Вопрос ценности
созданного ребёнком произведения искусства отступает на второй план.
Однако дети испытывают большой душевный подъём, если взрослые
отмечают оригинальность и самобытность творческой работы ребёнка.
Детское творчество неразрывно связано с игрой, и, порой, между процессом
творчества и игрой нет границы. Творчество является обязательным
элементом гармоничного развития личности ребёнка, в младшем возрасте
необходимое, в первую очередь, для саморазвития. По мере взросления,
творчество может стать основной деятельностью ребёнка.
Подходы и методы развития творческих способностей ребенка в
педагогике и психологии.
Среди подходов отечественных психологов к формированию творческих
способностей детей можно выделить следующие:
- личностно-ориентированная позиция педагога (Вишнякова Н.Б., Исаев
Е.И., Митина Л.М., Чудновский В.Э., Яковлева Е.Л.);
- развитие мыслительных процессов (Артемьева В.А., Лейтес Н.С.,
Матюшкин А.М., Моляко В.А., Обухова Л.Ф., Поддьяков Н.Н., Смолярчук
И.В., Чурбанова С.М);
- погружение в культуру художественной деятельности (Мелик-Пашаев
А.А. и Новлянская З.Н., Полуянов Ю.А., Сметанина Н.В.);
- создание предметно-игровой среды (Новоселова С.Л., Петровский
В.А., Ходырева Е.А., Шумунова Т.В.).
Однако эти методы направлены преимущественно на формирование
творчества в какой-то специальной области (преимущественно в
интеллектуальной или художественной деятельности).
В современной психологии и педагогике существуют различные методы
активизации творческого мышления школьников: система Э. де Боно,
приемы Дж. Родари, метод каталога (Кунце Э.), метод фокальных объектов
(Вайтинг Ч.), метод гирлянд ассоциаций (Буш Г.), мозговой штурм (Осборн
А.), морфологический анализ (Цвикки Ф.), теория решения изобретательских
задач (Альтшуллер Г.С.), эмпатия (Гордон У.) и др.
Рассмотрим некоторые из них:
Э. де Боно разработал несколько направлений развития мыслительных
способностей как детей, так и взрослых, сочетая интуитивные и логические
подходы к решению творческих задач. Его методики очень удобны для
использования родителями, поскольку простые упражнения с детьми можно
выполнять в любое время - например, на прогулке, при поездке в транспорте.
Широко применяют «Шесть шляп мышления», которые основаны на
соотнесении цвета шляпы с отдельными этапами творческого процесса:
сбора информации, генерации идей, анализа идей, поиска ресурсов для
воплощения идей. Предложенные им различные мини-алгоритмы решения
творческих задач имеют свое буквенное обозначение (аббревиатуру), которая
легко запоминается детьми на английском языке и служит им образной
подсказкой при решении задач. Однако при переводе на русский язык это,
несомненно, существенное достоинство методики было утеряно, что
затрудняет запоминание шагов алгоритма маленькими детьми.
Дж. Родари в своем «искусстве придумывать истории» дал педагогам и
родителям множество приемов для сочинения сказок, которые активно
используются в дошкольных учреждениях. Наиболее популярен прием
«бином фантазии». Он заключается в том, что выбирают произвольно два -
три совершенно разных объекта, и сочиняют историю, в которой эти объекты
действуют.
Мозговой штурм предложен Алексом Осборном (1957). Цель метода:
выдвижение как можно большего числа разнообразных идей. Он позволяет за
счет отделения процесса генерации идей от их критики и оценки преодолеть
инерцию мышления и активизировать ассоциативные способности человека
при решении проблем в группе.
Теория решения изобретательских задач (далее - ТРИЗ) была создана в
50-х гг. XX века первоначально для применения в инженерной деятельности.
Но те психологические закономерности, на которых она основана
(Альтшуллер Г.С., Линькова Н.П., 1971), позволяют ее активно использовать
и в других областях, в том числе с 1988г. - в педагогике (Григорьева Г.Г.,
Злотин Б.Л. и Зусман А.В., Иванов Г.И., Мурашковска И.Н., Страунинг А.М.,
Хоменко Н.Н., Шустерман З.Г., Яковлева Е.Н. и др.). В ТРИЗ разработаны
конкретные методические инструменты для поиска новых идей:
- алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ);
- комплекс стандартных решений изобретательских задач;
- типовые приемы устранения (разрешения) противоречий;
- методы развития творческого воображения;
- методы прогнозирования развития технических и других систем.
Эмпатия - часть метода синектики (интуитивный метод поиска новых
идей и решений), разработанного У.Гордоном (США) в середине XX века
(Джонс Дж.,1986). В основе эмпатии лежит личностное представление себя
кем-то или чем-то, умение сопереживать «объекту» в его состоянии, видеть,
слышать и взаимодействовать с окружающим миром «от имени» объекта. В
отношении сопереживания «живым объектам» содержание понятия
«эмпатия» совпадает с психологическим, и позволяет развить это полезное
качество личности. Применение приема «эмпатия» к неодушевленным
объектам позволяет научить ребенка видеть ситуацию со стороны разных
«объектов», менять точку зрения на обычные объекты с помощью заданных
условий и создавать новые предметы с пока не существующими свойствами.
Обобщая анализ использования различные методов активизации
творческого мышления школьников, отметим, что они направлены на
формирование отдельных психических процессов (мышление, воображение)
в узких предметных областях (главным образом, в литературном или
техническом творчестве).
Подводя итоги обзору методов развития творческих способностей в
современной педагогике и психологии, следует обозначить тенденцию к
развитию творческих способностей через развитие полноценной личности, а
не посредством отдельного тренинга творческого воображения или
мышления.
Список литературы:
1. Альтшуллер, Г.С. Творчество как точная наука [Текст]: учеб.
пособие /Г.С. Альтшуллер. - М.: Академия, 1997. -10 с.
2. Березина, В.Г. Детство творческой личности [Текст] /В.Г.
Березина, И.Л. Викентьев, С.Ю. Модестов. - СПб.: Изд-во Буковского, 1994.
– 60 с.
3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте, 2
изд., М., 1967
4. Григорьев Д.В. ,Степанов П.В «Внеурочная деятельность школьников.
Методический конструктор» М.: Просвещение, 2014г.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!