это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3464168
Ознакомительный фрагмент работы:
Политическое убежище как институт современного международного и
внутригосударственного права – это возможность иностранца и (или) лица без
гражданства неопределенно долгое время оставаться на территории данного государства
и пользоваться защитой последнего в отношении как себя лично, так и для членов своей
семьи, если у себя на родине данный иностранец подвергается преследованиям по
политическим, религиозным, научным и иным основаниям подобного рода. 1
Предоставление политического убежища и его нормативное обоснование является
серьезным шагом, утверждающим государство на международной арене, которое,
обладая внешним и внутренним суверенитетом, действует с учетом своих
государственных интересов, однако в то же время отстаивает права и свободы человека.
Российская Федерация руководствуется следующей законодательной базой в области
политического убежища:
1) Конституция Российской Федерации - Статья 63 2 , где говорится, что Российская
Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без
гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права, а
также не допускает выдачу другим государствам лиц, преследуемых за политические
убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в Российской
Федерации преступлением.
2) Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении Положения о порядке
предоставления Российской Федерацией политического убежища» закрепляет право
Российской Федерации на предоставление политического убежища на основе
общепризнанных принципов и норм международного права, которые закреплены
конституционно в качестве ее составной части правовой системы 3 .
3) Международные соглашения
Политическое убежище может быть предоставлено, если иностранный гражданин или
лицо без гражданства: ищут убежище и защиту от преследования или реальной угрозы
стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране
своего обычного местожительства за общественно-политическую деятельность и
убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанными
мировым сообществом, нормами международного права.
1 Большой юридический словарь. / Под ред. А.Я. Сухарева. М.: ИНФРА, 2003.
2 https://www.zakonrf.info/konstitucia/
3 О порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища: Положение, утв. Указом
Президента Российской Федерации от 21 июля 1997 г. № 746 (в редакции от 12.07.2012)
Не может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства или
таковое лишается права политического убежища, если оно: 1) Становится угрозой
государственной безопасности или занимается деятельностью, противоречащей целям и
принципам Организации Объединенных Наций, то есть совершило военное
преступление или преступление против человечества 4 . 2) Обвиняется в совершении
общеуголовного преступления на территории другого государства; сроки давности
привлечения к уголовной ответственности не истекли; на территории Российской
Федерации лицо не привлекалось к уголовной ответственности за это преступление; 3)
Имеются соответствующие международные договоры, в том числе соглашение о
безвизовом пересечении границ
4) лицо прибыло из третьей страны, где ему не грозило преследование;
5) лицо прибыло из страны с развитыми и устоявшимися демократическими институтами
в области защиты прав человека;
6) лицо представило заведомо ложные сведения;
7) лицо не может или не желает вернуться в страну своей гражданской принадлежности
или страну своего обычного местожительства по экономическим причинам либо
вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера. Таким образом, правовая база, предназначенная для регулирования
предоставления политического убежища в России, предусматривает не только защиту
универсальных прав человека, но и включает в себя механизм защиты национальной
безопасности.
Процедура получения политического убежища регламентирована специальным приказом
ФМС, который называет все нормативные документы, которым руководствуются ФМС
России и территориальные органы ФМС России при рассмотрении ходатайств о
предоставлении Российской Федерацией политического убежища, их порядка 30:
международные конвенции, федеральные законы и указы президента РФ 5 .
Для получения политического убежища, лицо должно подать ходатайство в отделение
Федеральной миграционной службы Российской Федерации. К ходатайству лицо
прикладывает документ, удостоверяющий личность, два фото, заполняет анкету и
опросные листы; а также проводится с лицом собеседование. После чего оно
рассматривается в Министерстве внутренних дел Российской Федерации, Министерстве
иностранных дел Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской
Федерации, срок рассмотрения – не более месяца в каждом ведомстве. Затем, после
прохождения всех инстанций ходатайство направляется в Комиссию по вопросам
4 «Декларация о территориальном убежище» (п. 2 ст. 1)» с. 338—339
5 Приказ ФМС РФ от 05.12.2007 N 451 (ред. от 22.01.2010) "Об утверждении Административного
регламента Федеральной миграционной службы по исполнению государственной функции по
исполнению законодательства Российской Федерации по предоставлению политического убежища
иностранным гражданам и лицам без гражданства"
гражданства при президенте РФ, где составляется указ о предоставлении политического
убежища, который подписывает Президент 6 .
Сегодня предоставление политического убежища является важным атрибутом для
государства, которое желает быть активным фактором в международных отношениях,
что не раз подтверждено примерами, которые мы можем обнаружить в политической и
дипломатической практике.
В практической реализации политическое убежище требует не только соблюдения
международного и внутреннего законодательства, но и волевого решения Президента,
так как, принятие лица, которому необходима подобная помощь, оказывает значительное
влияние как на отношения между принимающим государством и страной, из которой это
лицо прибывает, так и в целом на международную обстановку, на отношение других
субъектов мировой политики к данному шагу 7 .
Наиболее масштабным в данном контексте событием было дело Эдварда Сноудена,
бывшего сотрудника Агентства Национальной Безопасности (АНБ) США. В
политической системе его родного государства названная организация играет серьезную
роль и имеет значительное влияние. АНБ занимается вопросами обеспечения как
физической безопасности государства, так и связанной с киберугрозами.
Он занимал должность системного аналитика в АНБ. Во время исполнения своих
обязанностей собирал соответствующую деятельности органа безопасности
информацию, связанную с внешне- и внутриполитическими действиями США. В 2013
году передал эти данные информационным агентствам The Guardian и Washington Post; в
них содержались сведения о наблюдении за потоками информации между гражданами
США и других стран. Высокая вероятность привлечения к следствию заставила
Сноудена покинуть территорию США, так как он мог быть подвергнут аресту за
разглашение государственной тайны. Впоследствии ему было предъявлено следующее
обвинение: «незаконное распространение информации о вопросах национальной
обороны» и «преднамеренная передача секретной разведывательной информации
постороннему лицу».
Первоначально Сноуден не ставил перед собой цель получить политическое убежище в
России. Ему требовалось время для того, чтобы передать накопленные сведения в
соответствующие источники массовой информации, а также обдумать, каким образом
реализовать данную задачу в короткие сроки. Его выбор пал на Гонконг, так как, по его
словам, там ему могла быть обеспечена правовая основа для подобной работы, а также
отсутствие опасности немедленного задержания. Дальнейшая ситуация вызвала
противоречие между Гонконгом и Пекином. Власти Китая занимали двойственную
позицию по отношению к Сноудену, в то время как Гонконг позиционировал себя
6 Лунин С.В., Ванюшина А.Д., Божко А.П. К вопросу о процедуре получения политического убежища в
Российской Федерации, СГЭУ, Аллея Науки, 2018
7 Колосов Ю.М., Кривчикова Э.С. Международное право/ Учебник для ВУЗов.: Международное право,
2016.
однозначно в пользу защиты американского гражданина. Что касается США в данном
вопросе, то они имели действующий договор об экстрадиции с Гонконгом и схожую с
властями Пекина позицию по отношению к Сноудену. Впоследствии Сноуден принял
решение поменять свое место дислокации, решив отправиться в одну из
латиноамериканских стран. В 2013 году им было запрошено разрешение на
местопребывание на Кубу у местных властей. Однако, совершая перелет через Россию,
он получил отказ, вследствие чего у него пропала возможность покинуть территорию
аэропорта Шереметьево.
Оставаясь в аэропорту, Сноуден принимает решение подать заявку с просьбой на
предоставление временного политического убежища в нескольких странах мира, в том
числе и в России. Запрос был передан представителю ФМС и процедура проходила в
рамках, установленных законодательством РФ: заполнив необходимые документы,
бывший гражданин США получил временное политическое убежище сроком на 1 год.
По истечении этого срока Сноудену был оформлен вид на жительство, дающий более
широкие возможности лицу без гражданства на территории РФ.
России пришлось оперативно реагировать на сложившиеся обстоятельства и давать
комментарии к каждому своему шагу, чтобы постараться смягчить возможное
недовольство и повысить доверие к предпринимаемым действиям. Сразу после подачи
Сноуденом прошения о предоставлении политического убежища, последовало
сообщение президента РФ о том, что оно может быть рассмотрено положительно лишь в
случае прекращения нанесения ущерба американским коллега. После это заявления
дополнялось комментариями об отсутствии у политических кругов РФ оснований для
выдачи Эдварда Сноудена, несмотря на широкий общественный резонанс.
Можно отметить, что для практики предоставления политического убежища это -
исключительные случаи. Сложность процесса, а также вовлеченность в него
многочисленных уровней участников - от самих обратившихся лиц до глав государств
других стран - показывает, что получение политического убежища требует взвешенного
решения в принимающей стране, следовательно, данная процедура может проводиться
только в особом порядке. Именно по этой причине в России намного более популярным
является процедура признания беженцем. Этот статус может быть получен после
рассмотрения соответствующего ходатайства в МВД России; на это время, а также в
случае предоставления статуса беженца, обратившемуся лицу предоставляются
документы, удостоверяющие личность, впоследствии обновляющиеся каждые 1,5 года.
Таким образом, говоря о политическом убежище в РФ, мы можем утверждать, что эта
процедура не носит характер постоянной практики, и тому есть ряд причин,
перечисленных в нашей статье: высокая доля ответственности, исключительный
характер ситуации, действительно угрожающий обратившимся лицу. Современность, в
которой все еще есть место притеснению универсальным свободам человека в угоду
политическим интересам, требует ответных мер, которые мы квалифицируем в данной
работе в качестве законодательной базы в этой области, которая, тем не менее, допуская
на территорию государства преследуемых иным государством лиц и защищая их, не
нарушает целостности национальной безопасности Российской Федерации, имеет
определенные ограничения на пребывание таких лиц на территории России. Однако
следует отметить, что вся правовая структура, которая описывает и регулирует
предоставление политического убежища в России, не содержит описания правового
статуса лиц, которые принимаются под ее защиту, а значит данный вопрос все еще
требует доработки и изучения.
Список используемой литературы.
1. «Декларация о территориальном убежище» (п. 2 ст. 1)»
2. https://www.zakonrf.info/konstitucia/
3. Большой юридический словарь. / Под ред. А.Я. Сухарева. М.: ИНФРА, 2003.
4. Колосов Ю.М., Кривчикова Э.С. Международное право/ Учебник для ВУЗов.:
Международное право, 2016.
5. Лунин С.В., Ванюшина А.Д., Божко А.П. К вопросу о процедуре получения
политического убежища в Российской Федерации, СГЭУ, Аллея Науки, 2018
6. О порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища:
Положение, утв. Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 1997 г. № 746 (в
редакции от 12.07.2012)
7. Приказ ФМС РФ от 05.12.2007 N 451 (ред. от 22.01.2010) "Об утверждении
Административного регламента Федеральной миграционной службы по исполнению
государственной функции по исполнению законодательства Российской Федерации по
предоставлению политического убежища иностранным гражданам и лицам без
гражданства"
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Составить рисковый проект (проектирование объекта по управлению рисками)
Контрольная, Проектный менеджмент
Срок сдачи к 8 дек.
Написать реферат по теме: «Государство всеобщего благоденствия»: концепция К. Мюрдаля.
Реферат, Политические и правовые учения
Срок сдачи к 8 дек.
Административно-правовое регулирования в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних
Диплом, Юриспруденция
Срок сдачи к 5 дек.
Конституционные основы статуса иностранцев и лиц без гражданства в России.
Курсовая, Конституционное право
Срок сдачи к 12 дек.
Физическая культура и спорт в высшем учебном заведении.
Реферат, Физическая культура
Срок сдачи к 6 дек.
Тенденции развития института участия прокурора в арбитражном судопроизводстве.
Курсовая, Прокурорский надзор
Срок сдачи к 15 дек.
Описание задания в файле, необходимо выполнить 6 вариант
Курсовая, Схемотехника
Срок сдачи к 20 янв.
Аристотель, 15 страниц, не менее 5 источников и ссылки указывающие на...
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Нужен реферат на 10 листов
Реферат, Математическое Моделирование Водных Экосистем
Срок сдачи к 11 дек.
Финансовый анализ компании Wildberries - участие компании на рынке ценных бумаг и использование компанией деривативов и валюты в рамках своей деятельности
Доклад, Финансы
Срок сдачи к 11 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!