это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3475361
Ознакомительный фрагмент работы:
Введение
На современном этапе развития психолого-педагогической литературы актуальной является проблема коммуникативного развития детей дошкольного возраста, так как среди детей возрос уровень агрессии, жестокости и конфликтов. Каждая неблагоприятная ситуация оставляет отпечаток на общении детей. Общение на ранних стадиях развития ребенка является важной коммуниквтивной деятельностью, направленной на установление общественных отношений.
В нашем современном обществе родители зачастую сталкиваются с множеством проблем, неправильно расставляют приоритеты, а нехватка времени приводит к ограниченному общению с детьми. Но общение с близкими очень важно для детей в первые годы их жизни, и это закладывает основу для их дальнейшего развития. Под влиянием обстоятельств, которые развиваются извне, ребенок вынужден впитывать всю ненужную информацию, тем самым искажая свою структуру личности. Из-за отсутствия внимания со стороны семьи у ребенка возрастает эмоциональная реакция и он пытается привлечь к себе внимание, из этого следуют конфликтные ситуации со взрослыми и сверстниками, уход в себя, а следовательно и депрессивно-невротические расстройства психики. Такие дети вспыльчивы, агрессивны, у них не сформированы необходимые навыки общения.
Проблеме о развитии коммуникативных способностей посвятили свои работы многие отечественные психологи и педагоги такие, как О.А. Анисимова, Н.Н. Богомолова, И.А. Алексеев, В.А. Сонин, В.Н. Снетков, Е.С. Яхонтова, Л.В. Куликова и другие. Все ученые придерживаются мнения о том, что развитием коммуникативных навыков необходимо заниматься уже с дошкольного возраста.
Для детей с задержкой психического развития (далее ЗПР) вопрос о развитии коммуникативных навыков является еще более значимым. Особенности детей с ЗПР начали изучать Т.А. Власова и Т.С. Певзнер. В настоящее время накоплено большое количество результатов исследований об умственном развитии детей с ЗПР. Однако большинство вопросов еще не до конца изучены, в том числе и развитие коммуникативных способностей.
Ключевым фактором психического развития ребенка является общение. Всестороннее развитие личности, становление индивидуальности человека невозможно без общения. У большинства детей с недостаточным уровнем психического развития нарушено речевое общение. У многих имеются дефекты в произношении, они с трудом понимают содержание произведений, устное изложение мыслей не соответствует возрасту ребёнка. Неполноценное речевое развитие ребенка сказывается на его отстранённости в среде нормально развивающихся сверстников. У детей с ЗПР наблюдается нарушение коммуникативных способностей. Таким образом, проблема развития коммуникативных способностей у детей с ЗПР является актуальной и востребованной.
Общение является важным фактором умственного развития ребенка. Всестороннее личностное развитие, формирование индивидуальности человека невозможно без общения. Речевое общение не сформировано у большинства детей с недостаточным умственным развитием. Многие из них имеют недостатки в произношении, с трудом понимают содержание произведений, устное изложение мыслей не соответствует возрасту ребенка. Несовершенное развитие речи ребенка сказывается на его отстраненности от окружения нормально развивающихся сверстников. Таким образом, у детей с ЗПР коммуникативные навыки находятся на низком уровне. Поэтому проблема развития коммуникативных навыков у детей с ЗПР актуальна и востребована.
Цель исследования заключается в теоретическом описании и создании определённых психолого-педагогических условий для развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психологического развития.
Объектом исследования является процесс развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Предметом исследования являются психологические и педагогические условия развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
В соответствии с целью, объектом и предметом были сформулированы следующие задачи исследования:
- проанализировать психолого-педагогические подходы к проблеме развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста;
- изучить особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста с ЗПР;
- охарактеризовать специфику коммуникативной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР;
- выявить уровень развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР;
- представить содержание работы по апробации психолого-педагогических условий развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР;
- определить динамику развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
При написании курсовой работы применялись следующие методы исследования: анализ литературы, анкетирование, беседа, эксперимент.
Гипотеза исследования заключается в том, что развитие навыков общения у дошкольников старшего возраста с ЗПР эффективно при соблюдении следующих психолого-педагогических условий:
- формирование позитивного отношения к себе и к окружающим;
- развитие навыков правильно выражать свои чувства, эмоции и понимать эмоциональное состояние своих сверстников;;
- формирование правил поведения и конструктивного поведения с другими людьми;
- учет индивидуальных особенностей проявления причин и симптомов ЗПР;
- создание благоприятной среды в группе для дружеских отношений детей в процессе общения.
Теоретической базой исследования являются работы таких педагогов-психологов, как А.А. Бодалева, В.И. Загвязинского, В.И. Кашницкой, О.А. Анисимовой, Н.Н. Богомоловой, И.В. Гришняевой, А.П. Вороновой, Б.М. Гриншпун, О.В. Защиринской, Т.А. Ниловой, О.С. Павловой и других.
Научная новизна работы заключается в том, что в процессе исследования были сформулированы показатели и уровни развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, а также сформулированы психолого-педагогические условия развития данных способностей.
Теоретическая значимость исследования заключается в накоплении материала по проблеме развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Новизна научного исследования заключается в том, что в ходе работы были выявлены показатели коммуникативных способностей и уровней развития детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, а также психологические и педагогические условия развития этих способностей.
Теоретическая значимость работы заключается в накоплении материалов по проблеме развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Экспериментальная база исследования: МБОУ детский сад «Гусельки» г.Югорск.
Практическая значимость исследования заключается в том, что собранные данные и результаты исследования могут быть использованы в деятельности педагогов и психологов для развития коммуникативных навыков у дошкольников старшего возраста с ЗПР.
Структура работы соответствует цели и задачам и включает в себя введение, две главы, заключение, список использованных источников, приложения.
Список использованной литературы
1. Андреева, Г.М. Специальная психология [Текст] / Г.М. Андреева. – М. : Аспект Пресс, 2017. – 363 с.
2. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей [Текст] / Под. ред. К.С. Лебединской. – М. : Педагогика, 2016. – 128 с.
3. Борякова, Н.Ю. Ступеньки развития [Текст] / Н.Ю. Борякова. – М. : Гном- Пресс, 2018. – 64 с.
4. Бойков, Д.И. Общение детей с проблемами в развитии: коммуникативная дифференциация личности [Текст] / Д.И. Бойков. – М. : Наука, 2016.– 288 с.
5. Винникова, E.А. О психологических механизмах становления морального поведения у детей с ЗПР [Текст] / Е.А. Винникова. – М. : Уч. пособие, 2018. – 239 с.
6. Выготский, JI.С. Собрание сочинений[Текст] / Л.С. Выготский. – М. : Педагогика, 1983. – Т. 3. – 484с.
7. Выготский, Л.C. Избранные психологические исследования [Текст] / Л.С. Выготский. – М. : Уч. пособие, 1956. – 448 с.
8. Выготский, Л.С. Лекции по психологии [Текст] / Л.С. Выготский. – М., 1999. – 160 с.
9. Гальперин, П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий [Текст] / П. Я. Гальперин. – М. : Психологическая наука в СССР, 1959. – 76 с.
10. Гонеев, А.Д. Основы коррекционной педагогики [Текст] / А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева. – М. : Academia, 2018. – 272 с.
11. Дети с задержкой психического развития [Текст] / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Ципиной. – М. : 1984.
12. Дыбина, О.В. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников [Текст] / О. В. Дыбина, А.Ю. Кузина. – М. : МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2019. – 64 с.
13. Защиринская, О.В. Коммуникативное качество личности в контексте социализации детей с ЗПР [Текст] / О. В. Защиринская. – М. :Уч. пособие, 2018. – 292 с.
14. Забрамная, С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей [Текст] / учеб. для студентов дефектол. фак. педвузов и ун-ов / С.Д. Забрамная. – 2-е изд., перераб. – М. : Просвещение, Владос, 1995. – 11 с.
15. Катаева, А.А. Дидактические игры дошкольников с отклонением в развитии [Текст] / А.А. Катаева, Е.А. Стребелева. – М. : БУК-МАСТЕР, 2015. – 191 с.
16. Карабанова, О.С. Игра в коррекции психологического развития ребенка [Текст] / О.С. Карбанова. – М. : Российское педагогическое агентство, 2016. – 191 с.
17. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения [Текст] / М.И. Лисина. – М. : Педагогика, 1986. – 136 с.
18. Мамайчук, И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии [Текст] / И.И. Мамайчук. – М. : Речь, 2017. – 400 с.
19. Мастюкова, Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии [Текст] / Е.М. Мастюкова. – М. : Просвещение, 2015. – 95 с.
20. Маркова, А.К. Психология усвоения языка как средства общения [Текст] / А.К. Маркова. – М. : Просвещение, 2017. – 420 с.
21. Матросова, Т.А. Совместная работа логопеда и воспитателя в группах для детей с нарушениями речи [Текст] / Т.А. Матросова. – М. : Логопедия, 2019.– 148 с.
22. Миронова, С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях [Текст] / С.А. Миронова. – М. : Просвещение, 2015. – 208 с.
23. Никишина, В.Б. Практическая психология в работе с детьми с ЗПР [Текст] / В.Б. Никишина. – М. : Сфера, 2016 – 253 с.
24. Обучение детей с задержкой психического развития [Текст] / Под ред. В.И. Лубовского. – М. : Ярославль, изд-во Академия развития, 2018. – 269 с.
25. Общение детей в детском саду и семье [Текст] / под ред. Т.А. Репиной, Р.Б. Стеркиной. – М. : Педагогика, 2015. – 152 с.
26. Петрова, В.Г. Кто они, дети с отклонениями в развитии? [Текст] / В.Г. Петрова, И.В. Беляева. – М. : Флинта : Московский психолого- социальный институт, 2015. – 104 с.
27. Павлова, О.С. Нарушение коммуникативного акта у детей с ЗПР [Текст] / О.С. Павлова // Психолингвистика и современная логопедия / под ред. Л.Б. Халиловой. – М. : Педагогика, 2019 – 304 с.
28. Певзнер, М.С. Клиническая характеристика детей с задержкой психического развития [Текст] / М.С. Певзнер. – М., 2000. – 280 с.
29. Переслени, Л.И. Задержка психического развития – вопросы дифференциальной диагностики [Текст] / Л.И. Переслени, Е.М. Мастюкова. – М., 2018. – 240 с.
30. Петровская, Л.А. Обратная связь в межличностном общении [Текст] / Л.А. Петровская, О.В. Соловьев // Вестник Моск. ун-та. Серия 14. Психология, 2020. – № 5. – С. 14-18.
31. Подъячева, И.П. Коррекционно-развивающее обучение детей дошкольного возраста с ЗПР [Текст] / И.П. Подъячева. – М. : Просвещение, 2016. – 169 с.
32. Развитие общения дошкольников со сверстниками [Текст] / под ред. А.Г. Рузской. – М. : Педагогика, 2019. – 216 с.
33. Развитие общения у дошкольников [Текст] / под ред. А.В. Запорожца, М.И. Лисиной. – М. : Педагогика, 1994. – 269 с.
34. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер, 2002. – 720 с.
35. Слепович, Е.С. Формирование речи у дошкольников с ЗПР [Текст] / Е.С. Слепович. – Минск : Академия Холдинг, 2015. – 312 с.
36. Сиротюк, А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников [Текст] / А.Л. Сиртюк. – М. :Сфера, 2016. – 48 с.
37. Стребелева, Е.А. Специальная дошкольная педагогика [Текст] / Е.А. Стребелева, А.Л. Венгер, Е.А. Екжанова. – М. : Издательский центр «Академия», 2017. – 312 с.
38. Тригер, Р.Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития [Текст] / Р.Д. Тригер. – Ярославль : Академия развития, 2019. – 128 с.
39. Трошин, О.В. Логопсихология [Текст] / О.В. Трошин, Е.В. Жулина. – М. : ТЦ Сфера, 2017. – 256 с.
40. Уханова, А.В. Программа развития эмоционально-волевой и коммуникативной сферы дошкольников [Текст] / А.В. Уханова. – М. : Педагогика, 2016. – 128 с.
41. Ульенкова, У.В. Дети с задержкой психического развития [Текст] / У.В. Ульенкова. – М. : Просвещение, 2016. – 294 с.
42. Филичева, Т.Б. Нарушение речи у детей [Текст] / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева. – М. : Просвещение, 2015. – 219 с.
43. Формирование коммуникативной компетенции у детей с задержкой психического развития [Текст] / Е.В. Петрова, В.М. Дроздова, И.А. Кузнецова, Е.В. Бартенева, Н.А. Сергеева. Научный руководитель – канд. пед. наук О.А. Безрукова. – М. : Изд-во МГУ, 1990. – 40 с.
44. Шипицына, Л.М. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками (Для детей от 3 до 6 лет.) [Текст] / Л.М. Шипицына, О.В. Защиринская, А.П. Воронова, Т.А. Нилова. – М. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017. – 384 с.
45. Эльконин, Д.Б. Детская психология [Текст] / Д.Б. Эльконин. – М. : Академия, 2006. – 384 с.
46. Якобсон, С.Г. Исследование взаимоотношений в совместной деятельности [Текст] / С.Г. Якобсон // Вопросы психологии. – 2020. – № 3. – С. 23-29.
47. Якубинский, Л.П. О диалогической речи [Текст] / под ред. Л.В. Щербы. – СПб. : Питер, 2017. – 259 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!