это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3488455
Ознакомительный фрагмент работы:
Финансовая система Великобритании является одной из старейших в
мире, если иметь в виду что учреждение Банка Англии относится к 1694 г. И
на протяжении многих десятилетий ХIХ и начала ХХ века финансовый
рынок Великобритании был крупнейшим и наиболее развитым в мире, что
было обусловлено ведущим местом Британской империи в мировой
экономике. После двух мировых войн Великобритания постепенно сдала
былые позиции в мировом производстве и торговле, но при этом сохранила, а
в 1970-1980-е годы даже упрочила роль международного финансового
центра. Сектор услуг, особенно банковское дело, страхование и деловые
услуги считается самой большой составляющей ВВП Великобритании.
Финансовую систему Соединенного Королевства по типу относят к
«основанным на рынке ценных бумаг», по соотношению «активы
банков/ВВП» она превосходит Германию и Японию – страны с банковскими
финансовыми системами. Причиной̆ этого послужил тот факт, что в Лондоне
находится примерно 254 иностранных банка (больше, чем где-либо в мире),
на которые приходится 58% банковских активов. Деятельность иностранных
банков в Лондоне связана в основном с международными операциями, а не
кредитованием английских заемщиков.
В целом более трети всех кредитов банков (английских и иностранных)
в Лондоне приходится на иностранных заемщиков.
В зависимости от своей деятельности английские банки делятся на
коммерческие и инвестиционные. Хотя стоит упомянуть, что крупнейшие
английские банки являются универсальными, поскольку они образуют
группы, в составе которых имеются организации, работающие во всех
сегментах. Следует подчеркнуть, что все же работа с ценными бумагами и
производными осуществляется не непосредственно коммерческим банком,
входящим в ту или иную банковскую группу, а его дочерним подразделением
(инвестиционным, управляющим активами или выполняющим брокерские
услуги). В Англии для небанковских профессиональных участников обычно
используется термин broker-dealer или stockbroker. Важнейшей группой
финансовых учреждений в Великобритании являются страховые компании,
пенсионные фонды и институты коллективного инвестирования.
Важнейшим источником правового регулирования банковской системы
в Великобритании является банковское законодательство. Банковское
законодательство включает нормы статутного права; международно-
правовые нормы по поводу банковской деятельности, к которым
присоединилась Великобритания; подзаконные нормативные правовые акты,
издаваемые уполномоченными органами, в соответствии с
законодательством Соединенного Королевства; прецедентное право,
основанное на конкретных судебных решениях по банковским спорам.
Кроме того, источниками банковского права в Великобритании признаются
научные труды, монографии известных в этой стране ученых, специалистов в
сфере денежнокредитных отношений.
В основе банковского законодательства лежат, в первую очередь,
специальные банковские законодательные акты, закрепляющие особенности
банковского регулирования и надзора в Соединенном Королевстве. К их
числу относятся законодательные акты, закрепляющие юридический статус и
полномочия соответствующих органов. В первую очередь речь идет о Банке
Англии и FSA. Правовое положение и полномочия Банка Англии закреплены
в Акте «О Банке Англии» 1694 года, в Акте «О Банке Англии» 1946 г. и в
Акте «О Банке Англии» 1998 г. Юридический статус, функции и полномочия
FSA в финансовой и банковской сфере определены в Акте «О финансовых
услугах и рынках» 1986 года.
Специальные правовые нормы, регулирующие правоотношения по
поводу банковской деятельности, содержатся в Акте «О банковской
деятельности» 1979 года и в Акте «О банковской деятельности» 1987 года, в
Акте «О банковских и финансовых операциях» 1971 года и в некоторых
других законодательных актах Великобритании. Некоторые положения по
поводу банковской деятельности содержатся в вексельном законодательстве
и в законодательстве о компаниях. Конечно же, важными источниками
правового регулирования организации и функционирования банковской
системы являются решения, принятые в рамках Европейского Союза, а также
подзаконные нормативные акты, принятые в Великобритании в развитие
внутренних законодательных актов и актов международного права
(например, Положение о принципах, Руководство по банковскому надзору и
т.п.).
Страховой сектор Великобритании – крупнейший в Европе и третий в
мире после США и Японии.
Как и в США, большое развитие в Великобритании получили
пенсионные фонды, более 60% активов которых вложено в акции.
Среди институтов коллективного инвестирования (инвестиционных
фондов) преобладают паевые фонды и инвестиционные компании открытого
типа .
Управление финансами в Великобритании осуществляют Парламент и
Министерство финансов (Казначейство). Парламент утверждает отчеты об
использовании государственного бюджета, законы о налогах, устанавливает
предельный размер государственного долга, Казначейство же занимается
вопросами разработки, составления и исполнения государственного
бюджета, налоговой политики, финансово-экономического прогнозирования,
международных финансовых отношений и контролем за расходованием
финансовых средств государственными предприятиями. Управлением
государственным долгом занимается Банк Англии. В его компетенцию
входит выпуск займов, погашение капитальной суммы займов, операции по
текущей задолженности.
Важное место в управлении финансами занимает специализированный
орган финансового контроля, который независим от Правительства и
подотчетен Парламенту, - Управление государственного контроля.
Генеральный контролер (ревизор) назначается правительством пожизненно и
может быть сменен только по решению обеих палат Парламента. Данный
орган финансового контроля не может вмешиваться в оперативную
деятельности финансовых служб правительственных ведомств, не имеет
права толковать финансовые нормативные акты.
Особое влияние на структуру финансовой системы оказывает
государственное устройство. Великобритания по административно –
территориальному устройству является унитарным государством,
официальное название которого звучит следующим образом: Соединенное
Королевство Великобритании и Северной Ирландии. В состав этого
Королевства входят: Англия (9 регионов, 6 метрополитенских графств, 28
неметрополитенских графств, 55 унитарных единиц, Большой Лондон и
острова Силли), Шотландия (32 области), Уэльс (9 графств, 3 города, и 10
городов-графств) и Северная Ирландия (6 графств , 26 районов). Исходя из
этого финансовая система Великобритании включает в себя:
государственный бюджет, местные бюджеты, специальные внебюджетные
фонды, финансовые государственных предприятий.
Все эти звенья функционируют автономно. Ведущее звено –
государственный бюджет.
Бюджетный процесс в Великобритании составляется в 4 стадии:
1) Казначейство составляет проект государственного бюджета.
Канцлер казначейства, он же министр финансов, должен дать оценку
закончившегося финансового года, состояния платежного баланса, сообщить
о перспективах развития страны, денежной политике, изменениях в
налоговой политике в новом финансовом году.
2) Проект рассматривается кабинетом министров.
3) Одобренный Правительством проект бюджета поступает в
Парламент (Палата общин)
4) В начале сессии Палата общин создает два финансовых комитета:
- комитет путей и средств изыскания доходов;
- комитет снабжения
Бюджет утверждается голосованием по главам. В заключение
выносится общее постановление.
Утверждение бюджета Палатой лордов и подписание его королевой
имеет чисто формальное значение.
Заключительная стадия бюджетного процесса - составление отчета об
исполнении бюджета и предоставление его для утверждения в Парламент.
Как правило, проект государственного бюджета должен быть
представлен не позднее чем за один месяц на начала нового финансового
года.
Правительство Великобритании оставляет за собой право вносить
поправки во время финансового года.
Особенность бюджетного процесса еще заключается в том, что
Парламент страны ежегодно принимает «финансовый закон», в котором
фиксируются изменения и взносы в систему бюджетных законов.
Государственный бюджет Великобритании состоит из двух частей:
консолидированного фонда и национального фонда займов.
Консолидированный фонд включает в себя текущие поступления
средств и их расходование. Консолидированный фонд - специальный счет
Министерства финансов Великобритании в Банке Англии. Средства с
данного счета могут выделяться только с разрешения Парламента и под
контролем специального должностного лица Палаты общин - Контролера и
генерального аудитора, или, как его еще называют, - Генерального
контролера и ревизора. Любое перечисление средств из указанного фонда без
разрешения Парламента рассматривается как незаконное, а выделенные
средства подлежат возврату.
Основными доходами Консолидированного фонда являются налоги, на
которые приходится порядка 95 % этой части бюджета. Основная часть
расходов финансируется из консолидированного фонда (98%).
Национальный фонд займов (PWLB) - бюджет капиталовложений.
Именно с помощью него осуществляются капитальные расходы. Был создан
для кредитования местных органов власти. Средства, аккумулированные в
Национальном фонде займов, расходуются на выплаты процентов и
погашение государственного долга, на различные ссуды и тому подобное.
Доходная часть состоит из процентов, поступающих от государственных
корпораций и местных органов власти, путем предоставления Казначейством
долгосрочных кредитов, из прибыли эмиссионного департамента Банка
Англии, из средств, предаваемых из Консолидированного фонда, а также из
излишков. Дефицит национального фонда займов прокрывается выпуском
государственных облигаций.
Бюджетный процесс в Великобритании осуществляется с учётом
сложившихся в этой сфере традиций. Как известно, неписаная Конституция
Великобритании имеет некодифицируемый характер и зачастую
основывается на конституционных обычаях. На данный момент нормы
английского бюджетного права содержатся во многих актах, а именно: в
«Законе о консолидированном фонде» (Consolidated Fund Act) 1816 года,
«Актах о департаменте Казначейства и Аудита» (Exchequer and Audit
Departments Acts) 1866 и 1921 годов, «Акте о государственных
заимствованиях» (National Loans Act) 1968 года; «Акте о государственном
аудите» (National Audit Act) 1983 года; «Акте о комиссии по аудиту» (Audit
Commission Act) 1998 года; «Акте о правительственных ресурсах и счетах»
(Government Resources and Accounts Act) 2000 года и др.
В Великобритании не существует специального закона о бюджете,
однако отдельные исследователи находят правовой базис бюджетного
процесса в «Билле о правах 1689 года» (Bill of Rights 1689) и «Законах о
Парламенте 1911 и 1949 гг.». Некоторые аспекты бюджетного процесса в
части процедуры утверждения бюджета содержатся в правилах Палаты
общин и Палаты лордов.
Правовое регулирование бюджетного процесса в Великобритании
опирается еще на два закона. Это «Закон об ассигнованиях», где описано
финансирование учреждений и «Закон о финансах», где в числе прочего,
регулируются источники дохода бюджета Соединенного Королевства. Но в
гораздо большей степени правовая основа бюджетного процесса
складывается из юридических традиций.
Необходимо отметить следующую особенность бюджетной системы
Великобритании, которая исходит из ее государственного устройства.
Автономии Соединенного Королевства, к которым относится Шотландия,
Северная Ирландия и Уэльс, имеют большие полномочия по формированию
и выполнению собственных бюджетов и тенденции первых двух десятилетий
XXI века показывают, что усилились процессы автономизации (деволюции),
что привело к тому, что степень самостоятельности автономий существенно
возрастает.
Например, в 1998 году в Шотландии был принят «Акт о Шотландии
1998 года» , который определял параметры расширенной автономии, в том
числе и в бюджетных вопросах. Более подробно бюджетный процесс
Шотландии регулируется принятым два года позже «Законом о публичных
финансах и отчетности 2000 года».
Своеобразие процесса налогообложения в Великобритании
препятствует формированию доходной части бюджета в Шотландии,
поскольку большая часть налогов шотландских налогоплательщиков уходит
центральным властям. В связи с этим, Парламент Англии переводит в
бюджет Шотландии так называемый блок-грант (который в Англии и Уэльсе
называется «грантом для увеличения доходов»), покрывающий дефицит
шотландского бюджета.
В Уэльсе законодательные особенности бюджетного процесса
отличаются от шотландских и от северо-ирландских. Местный парламент
лишь конкретизирует законодательные нормы, имеющие отношение к
бюджету, но не может выступить их инициатором. Однако в Уэльсе, как и в
Шотландии, формируется свой собственный бюджет.
Третьим звеном финансовой системы являются специальные
внебюджетные фонды, где ведущее место занимает фонд национального
страхования. Он создается за счет взносов населения, государственных
предприятий и дотаций правительства. Собранные средства идут на выплату
пенсий, пособий по безработице и болезни.
Кроме фонда национального страхования в финансовую систему
Великобритании еще входят пенсионные фонды государственных
предприятий, уравнительный валютный фонд, фонды гарантий экспортных
кредитов. Эти фонды создаются за счет средств и дотаций предприятий. Они
осуществляют расходы в соответствии со своим функциональным
назначением.
Говоря о структуре финансовой системы Великобритании стоит
упомянуть еще и о финансовом аппарате, который осуществляет оперативное
управление финансами. Оно состоит из:
- Казначейство
- Управление таможенных пошлин и акцизов
- Управление внутренних доходов
- Тайный совет (регулирует вопросы налогового законодательства)
- Банк Англии (управление государственным долгом)
Таким образом, исходя из всего вышеперечисленного, можно составить
следующую схему (Рис. 1), отражающую структуру финансовой системы
Великобритании. Такое разделение обусловлено, в первую очередь,
государственным устройством.
Финансовый год в Великобритании длится с 1 апреля по 31 марта, в то
время как, например в США — с 1 октября по 30 сентября, а в Израиле и
России финансовый год начинается 1 января и завершается 31 декабря.
Местные органы власти в разных частях Королевства имеют
различную структуру. Так, например, в самой Англии введена
двухступенчатая система органов власти, а в Уэльсе и Шотландии с 1992 -
одноступенчатая система.
Государственные предприятия
Государственные корпорации, смешанные
предприятия, ведомственные предприятия
Государственный бюджет
Бюджеты местных
уровней
Специальные фонды
Фонд национального страхования, пенсионные фонды,
уравнительный валютный фонд, фонд департамента
гарантий экспортных кредитов, фонд национальной
корпорации по развитию научных исследований, фонд
главного казначея и т. д.
Консолидированный фонд Национальный фонд займов
Рисунок 1- Финансовая система Великобритании
Доходная часть Государственного бюджета Великобритании состоит из
пяти основные крупных групп налогов:
1) прямые налоги на доходы (подоходный налог, налог на капитал,
налог на наследство)
2) косвенные налоги (наибольшим из них является налог на
добавленную стоимость)
3) местные налоги (самый значимый из них - налог на
недвижимость)
4) налоги на деловую активность
5) прочие налоги
Общегосударственные налоги дают более 90% всех налоговых
поступлений в государственный бюджет Великобритании. К местным
налогам Великобритании относится лишь 10% налоговых доходов.
Расходы Великобритании осуществляются по функциям
Правительства:
1) общественный порядок и безопасность
2) жилье и окружающая среда
3) промышленность, сельское хозяйство и занятость
4) образование
5) транспорт
6) оборона
7) социальная защита
8) личные социальные услуги
9) здоровье
10) государственный долг
11) прочее.
Таким образом, финансовая система Великобритании, обусловленная
особенностью государственного устройства, состоит из Государственного
бюджета и Бюджета местных уровней. Однако местные органы власти в трёх
частях Великобритании: Англии, Уэльсе и Шотландии имеют различную
структуру. Если в самой Англии введена двухступенчатая система местных
органов власти, включающие графства и округа сельской местности и
городах, то с 1992 года. в Уэльсе и Шотландии была установлена
одноступенчатая система местных органов управления.
В свою очередь Государственный бюджет Великобритании состоит из
двух частей: Консолидированного фонда и Национального фонда займов.
Основная часть ресурсов государственного бюджета проходит по
Консолидированному фонду, который представляет собой счет текущих
поступлений средств и их расходования. Правовое регулирование
финансовой системы в Великобритании представляет нам уникальный
пример регулирования данной формы государственной деятельности,
основанного отчасти на конституционно-правовых обычаях, отчасти на
нормативном регулировании.
Список использованной литературы
1. Алексеева Н.В., Астахова Е.В. Сравнение финансовой системы и
бюджетного процесса России и зарубежных стран // АНИ: экономика и
управление. 2017. №3 (20).
2. Лавров А. М., Ястребова О. К. Актуальные тенденции
бюджетного процесса в странах ОЭСР //Финансовый журнал / Financial
Journal №2 .-2018.
3. Лапшина И.Е. Формы взаимодействия центральных и местных
органов управления Великобритании // ГиП. 2017.-№5.
4. Немыкина О.Е. Принципы бюджетной системы в зарубежных
странах и Российской Федерации // Юридические науки, №1, 2018.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить курсовой по Транспортной логистике. С-07082
Курсовая, Транспортная логистика
Срок сдачи к 14 дек.
Роль волонтеров в мероприятиях туристской направленности
Курсовая, Координация работы служб туризма и гостеприимства
Срок сдачи к 13 дек.
Контрольная работа
Контрольная, Технологическое оборудование автоматизированного производства, теория автоматического управления
Срок сдачи к 30 дек.
Написать курсовую по теме: Нематериальные активы и их роль в деятельности предприятия.
Курсовая, Экономика организации
Срок сдачи к 14 дек.
написать доклад на тему: Процесс планирования персонала проекта.
Доклад, Управение проектами
Срок сдачи к 13 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!