это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3488864
Ознакомительный фрагмент работы:
Содержание
Введение
1. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями речи
2. Особенности развития игровой деятельности детей дошкольного возраста с
тяжелыми нарушениями речи
3. Методика экспериментального изучения особенностей игровой
деятельности дошкольников с нарушениями речи
4. Разработка комплекса коррекционно-развивающих упражнений
Заключение
Список использованных источников
Введение
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком
разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Однако,
нарушение речи сказывается не только на развитии личности ребёнка, но и
на развитии игровой деятельности.
Актуальность исследования заключается в том, что в дошкольном
возрасте игра является источником развития для всех познавательных
процессов ребенка, значит, нарушение игровой деятельности приводит к
недостаточному уровню развития всех познавательных процессов
дошкольника. Следовательно, игровую деятельность дошкольника нужно
формировать и развивать.
В современной логопедической литературе проблема особенностей
формирования игровой деятельности ребенка с речевыми нарушениями не
утрачивает своей актуальности и требует пристального изучения.
Цель исследования заключается в изучении основных особенностей
развития игровой деятельности детей дошкольного возраста с тяжелыми
нарушениями речи.
В соответствии с целью были сформулированы следующие задачи:
- дать характеристику психолого-педагогическим особенностям
характеристика детей с нарушениями речи;
- рассмотреть принципы развития игровой деятельности детей
дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи;
- предложить методики экспериментального изучения особенностей
игровой деятельности дошкольников с нарушениями речи;
- разработать комплекс коррекционно-развивающих упражнений.
1. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями речи
Дети с речевыми нарушениями обычно имеют функциональные или
органические отклонения в состоянии центральной нервной системы.
Наличие органического поражения мозга обусловливает то, что эти дети
плохо переносят жару, духоту, езду в транспорте, долгое качание на качелях,
нередко они жалуются на головные боли, тошноту и головокружения.
У многих из них выявляются различные двигательные нарушения:
нарушения равновесия, координации движений, недифференцированность
движений пальцев рук и артикуляционных движений (т. е.
несформированность общего и орального праксиса). Такие дети быстро
истощаются и пресыщаются любым видом деятельности (т. е. быстро
устают). Они характеризуются раздражительностью, повышенной
возбудимостью, двигательной расторможенностью, не могут спокойно
сидеть, теребят что-то в руках, болтают ногами и т. п. Они эмоционально
неустойчивы, настроение быстро меняется. Нередко возникают расстройства
настроения с проявлением агрессии, навязчивости, беспокойства.
Значительно реже у них наблюдаются заторможенность и вялость [4].
Эти дети довольно быстро утомляются, причем это утомление
накапливается в течение дня к вечеру, а также к концу недели, утомление
сказывается на общем поведении ребенка, на его самочувствии. Это может
проявляться в усилении головных болей, расстройстве сна, вялости либо,
напротив, повышенной двигательной активности. Таким детям трудно
сохранять усидчивость, работоспособность и произвольное внимание на
протяжении всего занятия. Как правило, у таких детей отмечаются
неустойчивость внимания и памяти, особенно речевой, низкий уровень
понимания словесных инструкций, недостаточность регулирующей функции
речи, низкий уровень контроля над собственной деятельностью, нарушение
познавательной деятельности, низкая умственная работоспособность.
Психическое состояние этих детей неустойчиво, в связи, с чем их
работоспособность резко меняется. В период психосоматического
благополучия такие дети могут достигать довольно высоких результатов в
познавательной деятельности [4].
Дети с функциональными отклонениями в состоянии ЦНС
эмоционально реактивны, легко дают невротические реакции и даже
расстройства в ответ на замечание, негативную оценку, неуважительное
отношение со стороны педагога и детей. Их поведение может
характеризоваться негативизмом, повышенной возбудимостью, агрессией
или, напротив, повышенной застенчивостью, нерешительностью,
пугливостью. Все это в целом свидетельствует об особом состоянии
центральной нервной системы детей, страдающих речевыми расстройствами.
2. Особенности развития игровой деятельности детей дошкольного возраста с
тяжелыми нарушениями речи
Ослабленность условно-рефлекторной деятельности, медленное
образование дифференцировок, нестойкость памяти затрудняют включение
этих детей в коллективные игры. Из-за нарушения общей и речевой
моторики, особенно у дизартриков, ребенок в игре быстро утомляется. У
детей с речевыми нарушениями нередко возникают трудности при
необходимости быстрой переделки динамического стереотипа, поэтому в
играх они не могут сразу переключаться с одного вида деятельности на
другой [5].
Для детей с алалией, у которых нередко наблюдается и значительная
задержка интеллектуального развития, содержание игр и их правила долгое
время остаются недоступными. Игры этих детей однообразны,
подражательны. Чаще они производят манипулятивные, а не игровые
действия с игрушкой. Они воспринимают окружающую действительность
поверхностно, поэтому их игры не имеют замысла и целенаправленных
действий [2].
Заикающиеся дети в игре робки, не верят в свои силы, не умеют
поставить себе цель в игре. Они чаще выступают зрителями или берут на
себя в играх подчиненные роли. С усилением заикания дети становятся более
замкнутыми, просто отказываются от игр со сверстниками. Иногда бывает,
что заикающийся дошкольник в играх проявляет неуместное фантазерство,
отличается резонерством, некритичен к своему поведению [5].
3. Методика экспериментального изучения особенностей игровой
деятельности дошкольников с нарушениями речи
Для выявления особенностей игровой деятельности детей с речевыми
нарушениями можно использовать методики Е.А. Стребелевой.
Методика «Игра со взрослым». Данная методика предназначена для
выявления уровня развития совместной игры дошкольника с взрослым, а
также для диагностики интереса ребёнка к игрушкам, характера
употребления игрушек и характера самой игры (манипуляция,
процессуальные действия, стремление к более или менее сложному сюжету).
Оборудование: игровой уголок, где находятся кукла, коляски, наборы
одежды и посуды для куклы, машина, кубики, солдатики, ворота, мяч, тазик с
водой, мелкие игрушки.
Проведение обследования. Взрослый приглашает ребёнка в игровой
уголок и эмоционально вовлекает в совместные действия с игрушками.
Поочередно меняя вид игры: с куклой, с кубиками.
Оценка действий ребёнка проводится по следующим критериям:
характер взаимодействия со взрослым, отношение к игрушкам, интерес и
характер действий с игрушками, избирательность в игрушках [3.
Методика «Индивидуальная ролевая игра» Данная методика
направлена на выявления уровня развития индивидуальной самостоятельной
сюжетно-ролевой игры.
Оборудование: в игровом уголке находятся куклы, посуда, бельё,
одежда, коляски, наборы для парикмахера, для доктора, машины,
строительный материал, конструктор, солдатики, таз с водой, мелкие
игрушки.
Процедура проведения обследования: ребёнку предлагается поиграть в
игровом уголке, при этом отмечает интерес к игрушкам, характер действий с
игрушками, умение самостоятельно развернуть игру, речь ребёнка во время
игры.
Оценка действий ребёнка проводится по следующим критериям:
интерес к игрушкам, характер действий с игрушками (манипуляции,
процессуальные или неадекватные действия, стремление к сюжету)[5].
4. Разработка комплекса коррекционно-развивающих упражнений
Для коррекции речевых нарушений детей нами был разработан
комплекс коррекционно-развивающих упражнений. В него вошли такие
дидактические игры, «Недоверчивая кукла», «Что дальше», «Что на что
похоже?». Далее рассмотрим технологию их проведения.
Игра «Недоверчивая кукла»
Цель игры: обучение комментированию игровых действий;
совершенствование навыков действий.
Оборудование: игрушка - кукла.
Ход игры. Взрослый предлагает детям поиграть с куклой, произвести с
ней определённые действия, но (поскольку кукла "Недоверчивая") до этого
необходимо объяснить ей, что ребенок собирается делать. Например: "
Машенька, сейчас я тебя покормлю супом" или "Машенька, сейчас мы
пойдём гулять".
Игра «Что дальше».
Цель игры: развитие способности к сюжетосложению.
Оборудование: игрушка - мишка.
Ход игры. Дети по принципу «цепочки» сочиняют историю о мишке,
который гулял в лесу. Ребёнок, у которого в руках оказывается игрушка,
произносит, следующее предложение.
Игра «Что на что похоже?».
Цель игры: формирование способности к использованию в игре
предметов - заменителей; развитие творческого воображения.
Оборудование: маленький мяч, материал детского строителя различной
формы (условно называемые кубиками), карандаш, счётные палочки.
Ход игры. Взрослый предлагает группе детей рассмотреть различные
предметы (по одному) и обсудить, на что они похожи. Ребёнку, который
называет ту или иную версию, предлагается "понарошку" показать действия
с реальным предметом как с игровым (поговорить по телефону - кубику;
поставить кукле градусник - карандаш; покормить куклу яблоком - мячиком"
и т.п.)
Представленные выше игровые упражнения могут использоваться в
психологической работе с детьми, имеющими речевые нарушения,
неоднократно, за счёт незначительного (с точки зрения взрослого) изменения
игровой ситуации и условий - использования других игрушек, переноса игры
из комнаты на игровой участок. Выявление эффективности предложенных
игровых приёмов не входило в задание данной курсовой работы, однако
апробирование этих упражнений в ходе психологической практики в МДОУ
с детьми, страдающими общим недоразвитием речи, показало, что игры на
развитие ведущего вида деятельности доступны таким дошкольникам,
вызывают у них интерес.
Заключение
Формирование речи, как и развитие других психических процессов,
неразрывно связано с игровой деятельностью, которая для дошкольника
является ведущей. Дети с тяжелыми речевыми нарушениями трудно
осваивают так значимую для них игровую деятельность, тем не менее, она
имеет большое значение в развитии ребенка. Поэтому для таких детей,
имеющих отставание в развитии различных компонентов игровой
деятельности, важнейшим условием коррекции является специально
организованная, поэтапная, систематическая, комплексная работа по
формированию игровых навыков и умений.
Список использованных источников
1. Белова М. П. Создание игровой мотивации на логопедических
занятиях [Текст] : игровые упражнения и приемы, способствующие
поддержанию интереса к занятию / М. П. Белова // Дошкольная педагогика.
— 2020. — №5. — С. 44-48.
2. Липина С.В. Развитие речи / С.В. Липина, И.В. Полещук. – М.:
Эксмо, 2017. – 222 c.
3. Маланка Т.Г. Развитие внимания, памяти, речи / Т.Г. Маланка. – М.:
Эксмо, 2018. – 192 c.
4. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с
проблемами в развитии: учеб. пособие для вузов / И. И. Мамайчук. — 2-е
изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 318 с.
5. Соловьева Л. Г. Логопедия: учебник и практикум для СПО / Л. Г.
Соловьева, Г. Н. Градова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 191
с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Составить рисковый проект (проектирование объекта по управлению рисками)
Контрольная, Проектный менеджмент
Срок сдачи к 8 дек.
Написать реферат по теме: «Государство всеобщего благоденствия»: концепция К. Мюрдаля.
Реферат, Политические и правовые учения
Срок сдачи к 8 дек.
Административно-правовое регулирования в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних
Диплом, Юриспруденция
Срок сдачи к 5 дек.
Конституционные основы статуса иностранцев и лиц без гражданства в России.
Курсовая, Конституционное право
Срок сдачи к 12 дек.
Физическая культура и спорт в высшем учебном заведении.
Реферат, Физическая культура
Срок сдачи к 6 дек.
Тенденции развития института участия прокурора в арбитражном судопроизводстве.
Курсовая, Прокурорский надзор
Срок сдачи к 15 дек.
Описание задания в файле, необходимо выполнить 6 вариант
Курсовая, Схемотехника
Срок сдачи к 20 янв.
Аристотель, 15 страниц, не менее 5 источников и ссылки указывающие на...
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Нужен реферат на 10 листов
Реферат, Математическое Моделирование Водных Экосистем
Срок сдачи к 11 дек.
Финансовый анализ компании Wildberries - участие компании на рынке ценных бумаг и использование компанией деривативов и валюты в рамках своей деятельности
Доклад, Финансы
Срок сдачи к 11 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!