это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3488876
Ознакомительный фрагмент работы:
Содержание
Введение
1. Современное содержание понятия «клаттеринг»
2. Методики для обследования школьников с клаттерингом
3. Особенности речи у школьников с клаттерингом
4. Особенности неречевых проявлений у школьников с клаттерингом
5. Рекомендации по коррекции речи при клаттеринге
Заключение
Список использованных источников
Введение
В настоящее время проводятся исследования в области
дифференциального изучения расстройств темпа, ритма и плавности речи
несудорожного и судорожного характера. Значительное число исследований
посвящено заиканию (Л.И. Белякова, Н.А. Власова, Е.Ю. Рау, А.В. Ястребова
и др.) Менее изучено другое нарушение плавности речи – клаттеринг. Анализ
специальной литературы свидетельствует о том, что в группе детей с
заиканием имеются лица с клаттерингом (Ю.О. Филатова и др.). Одним из
вопросов является изучение речи и неречевых процессов школьников с
клаттерингом. Подобные исследования могут повысить научный и
практический интерес специалистов к данной речевой патологии.
В связи с актуальностью проблемы целью исследования явилось
изучение современного содержания понятия «клаттеринг».
В соответствии с обозначенной целью исследования были поставлены
следующие задачи:
1. проанализировать отечественную и зарубежную специальную
литературу по проблеме исследования;
2. привести примеры методик для обследования школьников с
клаттерингом;
3. перечислить основные особенности речи у школьников с
клаттерингом;
4. рассмотреть особенности неречевых проявлений у школьников с
клаттерингом;
5. назвать основные методы коррекции речи при клаттеринге.
1. Современное содержание понятия «клаттеринг»
Пытаясь не только описать симптомы клаттеринга, но и ответить на
вопросы относительно его патогенеза, некоторые авторы рассматривают
данную проблему с позиций психолингвистики. Например, D. Ward [3]
описывает клаттеринг как нарушение плавности речи, характеризующееся
спектром симптомов, относящихся к недостаткам моторного и языкового
оформления высказывания. К типичным чертам, присущим клаттерингу,
автор от – носит нерегулярный темп речи с ускорением, отрывистость
говорения, смазанность произношения, неправильную артикуляцию.
Клаттеринг – это коммуникативное нарушение, которое впервые было
описано в Европе в 1717 году [6]. Первый учебник по клаттерингу был
опубликован в 1964 году профессором Д. Вейсом [7].
По мнению зарубежных авторов, клаттеринг относится к нарушениям
плавности речи: «речевое расстройство, возникающее в детском возрасте,
характеризующееся ускоренным темпом, неустойчивым ритмом,
нарушением плавности речевого высказывания, бедностью артикуляции, что
затрудняет понимание такой речи». Показатели неплавности не осложнены
судорожным сокращением мышц речевого аппарата.
Отсутствие единства мнений в определении данного расстройства при
– водит к тому, что диагностика клаттеринга существенно затруднена.
В 2007 году была проведена Первая Международная конференция по
клаттерингу в Болгарии с целью обсуждения теоретических и практических
вопросов в области данного расстройства, где была организована
Международная ассоциация клаттеринга, целью деятельности которой
является повышение общественной и профессиональной осведомленности о
клаттеринге в качестве самостоятельного речевого расстройства.
В зарубежной литературе W. Diedrich [4] выделены характерные
особенности, определяющие синдром клаттеринга:
1. наследственный фактор;
2. возраст появления нарушения;
3. нарушение языкового формулирования;
4. речевые нарушения в виде нечеткости произношения и
нарушения плавности речи;
5. недостаток осознания своего нарушения.
. J. Graichen [5] описаны ошибки на уровне предложений,
встречающиеся у людей с клаттерингом:
• ошибки порядка слов;
• особенности семантики;
• рассогласованность синтаксических и семантических структур.
Нарушение речеязыковой деятельности при клаттеринге имеет
следующие основные проявления: особенности плавности, темпа и ритма
речи, обучения, нарушения артикуляции, связной речи и высказывания,
дефицит внимания и синдром гиперактивности и пр.
Ю.О. Филатовой [1] обозначены ключевые симптомы клаттеринга:
быстрая, невнятная речь с большим количеством показателей неплавности;
дефицит внимания; нарушение памяти разной модальности; импульсивное
поведение, моторная и речевая расторможенность; отсутствие понимания
своего нарушения; бесконтрольность в речи и поведении. Итак,
вышеперечисленные признаки свидетельствуют о том, что данная патология
представляет собой нарушение целостной структуры личности.
Таким образом, анализ специальной психолого-педагогической
литературы по проблеме исследования показал, что актуальным
представляется изучение школьников с заиканием с целью выявления среди
них детей с клаттерингом и исследований речи и неречевых проявлений этой
группы детей.
2. Методики для обследования школьников с клаттерингом
Единая общепринятая система исследования больных клаттерингом в
настоящее время не сформирована полностью. На сегодняшний день
логопеды и неврологи используют следующие метода диагностики речевого
недуга [2]:
- Исследование анамнеза, онтогенеза пациента, генетической
предрасположенности к клаттерингу.
- Выявление сопутствующих заболеваний. Ребенку понадобятся
консультации терапевта, психолога, невролога.
- Аппаратные исследования головного мозга. Это МРТ, ЭЭГ.
- Консультации логопеда.
- Оценка качества речи. Логопед обращает внимание на темп, ритм,
громкость голоса при артикуляции, слоговую структуру, соблюдение
фонематических норм.
- Анализ навыков чтения и письма у школьников.
- Наблюдение за работой мышц во время речи. Судороги, двигательные
уловки, спазмы характерны для заикания, а не для клаттеринга.
- Изучение психических процессов у ребенка. Важна оценка уровня
развития памяти, внимания, личностных качеств.
- Исключение логофобии, заикания, СДВГ на основе полученных в
процессе исследований ребенка данных.
Сложность определения клаттеринга объясняется размытостью
симптоматики, особенно у детей раннего возраста, сочетанием нарушений
плавности речи с логоневрозом. Еще одна преграда для точной диагностики
— непрофессионализм логопеда, доктор просто незнаком с подобным
вариантом дефекта и обозначает его как заикание или тревожную речь.
Дифференциальная диагностика может проводиться и по методу Дали.
Его применяют для определения заикания, клаттеринга. Диагностическая
система представляет собой набор из 4 групп утверждений: речевая
моторика, интеллектуальное, речевое развитие, трудности с почерком и
координацией движений. Показатели оцениваются по 6-бальной шкале. Чем
больше ребенок набирает балов, тем выше вероятность диагностирования
первичного клаттеринга.
3. Особенности речи у школьников с клаттерингом
Клаттеринг в логопедии характеризуется следующими симптомами [1]:
- Сбивчивый темп речи. Человек говорит быстро или замедленно,
чередуя процессы.
- Проглатывание окончаний слов.
- Отсутствие пауз между словами, речь льется одним потоком, фразы
сливаются в одну.
- Фальстарты, остановки во время артикуляции в самых неожиданных
местах.
- Искажение словоформ, звуков.
- Неоднократные повторения слов, слогов, фраз.
- Высказывание может начинаться громко, а заканчиваться еле
слышным бормотанием.
- Использование слов-эмболов для паузы между высказываниями.
Человек мычит (ммм), неоднократно повторяет последнюю фразу для
продолжения мысли. Это процесс не связан с судорогами мышц речевого
аппарата, как при заикании.
- Неразборчивость почерка.
- Множественные ошибки, описки при печатании текста на ПК.
- Рукописный текст полон ошибок и зачеркиваний.
- Усиление симптомов синдрома клаттеринга в неподготовленной,
спонтанной речи. Их уменьшение при подготовленном высказывании и
тотальном контроле за артикуляцией
4. Особенности неречевых проявлений у школьников с клаттерингом
Эти симптомы связаны с особенностью моторики и психических
процессов [1]:
- Больному ребенку трудно формулировать мысли, излагать их
последовательно и логично.
- Расстройства восприятия музыкальных произведений.
- Больной человек не может воспроизвести ритм любой сложности.
- Моторная расторможенность.
- Пациент характеризуется как импульсивный, неаккуратный,
нервозный.
- Снижен объем памяти, всех видов внимания.
- Речевой дефект не осознается в большинстве случаев.
5. Рекомендации по коррекции речи при клаттеринге
Для коррекции речевых нарушений при клаттеринге необходимо
создать план работы с логопедом. Терапия должна быть направлена на
решение проблемы с темпом, ритмом речи, развивать психические функции.
В процессе лечения ребенок учится формулировать и излагать мысли
логично, последовательно, строить семантические конструкции.
Одновременно с этим пациенты занимаются развитием фонематического
слуха, тренируют артикуляционный аппарат, устраняют дефекты
звукопроизношения.
Логопеду рекомендовано выстраивать ход занятий следующим
образом:
- Речевые задания произносятся в замедленном темпе. Можно
использовать отраженное (вслед за педагогом) или сопряженное
(одновременное) повторение. Фразы, слова проговариваются неторопливо и
четко. Рекомендуется в начале урока задавать нужный ритм речи и
придерживаться его точно, можно использовать негромкую музыку.
- Проводится работа над эмоциональностью, выразительностью речи.
Логопеды просят ребенка проговаривать одну фразу с разными эмоциями,
шепотом, громко и т.д.
- Отрабатывать умения излагать мысли правильно. Рекомендуется
заучивать наизусть стихи, составлять рассказы по картинке, вести диалоги,
пересказывать прочитанное или услышанное.
- Тренировка навыка планирования высказывания. Сначала ребенок
проговаривает фразу, несколько предложений про себя, затем вслух.
- Включать в урок артикуляционную и дыхательную гимнастики для
формирования разборчивой, внятной речи. Этот прием полезен и при
полтерне (спотыкании). Для занятий со школьниками выбирайте
дыхательные упражнения по Стрельниковой.
- Для закрепления чистоты произношения звуков проводить их
постановку, коррекцию при необходимости.
- Со школьниками проводить работу над дислексией, дисграфией,
чистописанием.
Проводить предупреждающие меры по возникновению клаттеринга у
ребенка при наличии генетической предрасположенности практически не
имеет смысла. В большинстве случаев дети получают недуг от родителей,
затем передают его своему потомству. В редких случаях, болезни удается
избежать, тогда следующие поколения перестают входить в группу риска по
этому недугу.
Если наследственности нет, позаботиться о здоровье ребёнка должна
беременная мама. Принимать витамины, вести здоровый образ жизни,
наблюдаться у доктора в женской консультации. Для исключения вторичной
формы клаттеринга важно застраховать малыша от травм головы,
нейроинфекции. Вовремя обращаться за медицинской помощью, начинать
корректировать нарушения на ранних сроках их развития.
Заключение
Существует значительное количество работ, описывающих нарушения
плавности речи. Анализ отечественной и зарубежной специальной
литературы показал, что к настоящему времени проведены единичные
исследования, касающиеся изучения нарушения плавности речи
несудорожного типа. Одним из актуальных вопросов является изучение
речевых и неречевых процессов школьников с клаттерингом.
В связи с тем, что лица с клаттерингом не обращаются за
соответствующей помощью, а специалисты и окружение расценивают их
речь, как заикание, логопед должен вовремя проводить исследования на
выявление среди заикающихся школьников группы детей с клаттерингом и
изучать их речевые и неречевые процессы.
На основании результатов работы можно сделать следующие выводы:
- анализ отечественной и зарубежной литературы показал, что
актуальным представляется изучение школьников с заиканием с целью
выявления среди них детей с клаттерингом и особенностей их речи и
неречевых процессов;
- для обследования школьников с клаттерингом мы представили
основные методы диагностики, включающие изучение речи и неречевых
процессов;
- на основании работ доцента МГПУ Филатовой Ю.О. нами были
описаны основные речевые и неречевые особенности детей с коаттерингом;
- в нашей работе мы предложили основные рекомендации для логопеда
по выстраиванию хода занятий с детьми, страдающими клаттерингом.
Таким образом, проведенное исследование показало, что
перспективным является дальнейшее изучение речи и неречевых процессов у
школьников с клаттерингом.
Список использованных источников
1. Филатова, Ю.О. Клаттеринг. Монография. / Ю.О. Филатова. – М.:
Прометей, 2005. – 112 с.
2. Филатова, Ю.О. Теоретические проблемы нарушений плавности
речи./ Ю.О. Филатова – М.2012. – С. 15–31.
3. Bakker K. Real-time perceptual tracking of cluttering severity / Klaas
Bak – ker, Missouri State University Florence Myers, Adelphi University // Pro –
ceedings of 2nd World Conference on Cluttering. – Netherlands, 2014. – P. 9–10.
4. Diedrich W. Cluttering: its diagnosis / W. Diedrich //Treating Articulation
Disorders: For Clinicians by Clinicians. – Baltimore, MD: University Park Press,
1984. – P.307–323.
5. Graichen, J. Sprachentwicklungsstörungen und ihre Diagnostik unter
psy – cholinguistischer und neuropsychologischer Sicht / J. Graichen // In
Deutsche Gesellschaft fьr Spracheilpädagogik e. V. (Hrsg.) Störungen der
Sprachentwicklung. – Hamburg, 1977. – P. 27–40.
6. Kathleen, S.S. Сообщение от координатора международной
ассоциации по клаттерингу (ICA) / S.S. Kathleen, F. Myers, P. Kissagizlis. –
Mis – souri State University: [портал] – USA, 2011.
7. Weiss, D.A. Cluttering / D.A. Weiss. – Englewood Cliffs, NJ:
Prentice Hall, 1964.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!