это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3493406
Ознакомительный фрагмент работы:
Содержание
Введение 3
Основная часть
1. Портрет слабоуспевающего школьника 4
2. Принципы эффективного общения учителя с родителями
слабоуспевающего школьника 6
3. Формы взаимодействия с родителями слабоуспевающего школьника 10
Заключение 13
Список источников информации 14
Введение
Проблема взаимоотношений семьи и школы была и остается в центре
внимания. Многие родители неохотно идут на контакт, не интересуются
успехами своих детей. В работе представлены формы работы с такими
семьями. Главный фактор в данной работе - индивидуальный подход. Чтобы
избежать разногласий, нужно с самого начала познакомить родителей с
требованиями, которые предъявляет школа, обеспечить их разумность.
В связи с тем, в современное время постоянно меняются условия
социальной жизни и условия получения образования проблемы
взаимодействия семьи и школы являются особенно актуальными.
Цель данной работы: определить систему работы школы с родителями
слабоуспевающих школьников.
Задачи:
проанализировать портрет слабоуспевающего школьника;
проанализировать принципы эффективного общения учителя с
родителями слабоуспевающего школьника;
определить наиболее оптимальные формы взаимодействия с
родителями слабоуспевающего школьника.
Родители и педагоги – главный компонент в процессе становления
личности каждого обучающегося, роль которых невозможно преувеличить.
Проблема взаимодействия школы и семьи всегда была и остается в центре
внимания.
1. Портрет слабоуспевающего школьника
Младший школьный возраст - период в жизни ребенка, который
заслуживает большого внимания. Новые условия обучения предъявляют
более высокие требования к развитию детей, к их личностному развитию и
степени сформированности у обучающихся учебных умений и навыков.
Однако уровень развития определённого числа обучающихся едва
достигает необходимого предела, а у значительного числа школьников
уровень развития явно недостаточен для перехода на уровень основного
общего образования. Поэтому проблема, рассмотренная в данной работе
очень актуальна. Для успешного её решения требуется системная
целенаправленная совместная работа семьи и школы.
Рассмотрим, что же представляет собой портрет слабоуспевающего
школьника. К данному вопросу обращались многие исследователи:
Л.С.Славина, Н.Ф.Круглова, Н.П.Слободяник, А.Р. Лурия, Н.Я.Семаго, Л.В.
Орлова, Н.Г.Лусканова, М.М.Безруких, В.В.Шмидт, Ю.К. Бабанский [1, 2, 4].
На основе их исследований был составлен портрет слабоуспевающего
школьника. Его характеризуют: неравномерность интеллектуальной и
двигательной сфер, недостаточность сформированности процессов
саморегуляции, медлительность, интеллектуальная пассивность,
ограниченность восприятия.
Проанализировав мнения исследователей А.Ф. Ануфриева,
С.Н.Костроминой, А.Т.Аристовой, Т.В.Ахутиной, М.М.Безруких,
Н.Ф.Кругловой, Н.П.Локаловой, Н.Я. Семаго, М.М.Семаго, Н.Г.Лускановой
были выделены типичные трудности учебной деятельности младшего
школьника: пропуски букв в письменных работах, орфографические ошибки
при хорошем знании правил, невнимательность и рассеянность, трудности
при решении математических задач, трудности в пересказе текста,
неусидчивость, трудности в понимании объяснения учителя с первого раза,
постоянная грязь в тетради, плохое знание таблицы сложения (умножения),
трудности в выполнении заданий для самостоятельной работы [1, 2, 3].
Анализ работ А.Ф. Ануфриева, С.Н.Костроминой, Н.П.Локаловой
позволил выделить основные причины трудностей в обучении. Это –
недостаточный уровень развития памяти, восприятия, свойств внимания,
произвольности, мыслительных операций, несформированность приемов
учебной деятельности, мелкой моторики.
Мною было установлено, что главным условием эффективной помощи
при трудностях обучения является определение точки отсчета, с которой
следует начинать коррекционную работу. А для этого нужно точно
определить зону актуального и зону ближайшего развития ребенка. Для
точности диагностики в данной работе необходимо использовать
психодиагностические таблицы А.Ф. Ануфриева, С.Н.Костроминой. На
основе полученных результатов необходимо разрабатывать систему
коррекционных воздействий, направленную на устранение выявленных
недостатков, при этом опора должна быть сделана на хорошо развитые
стороны познавательной деятельности.
Не менее значим прогноз школьных трудностей в начале обучения.
Такой прогноз позволяет:
выбрать методику и тактику обучения с учетом особенностей развития
ребенка;
своевременно начать работу по развитию недостаточно
сформированных функций;
определить методику и тактику работы специалистов (психолога,
логопеда) и выработать единую программу помощи;
организовать эффективное взаимодействие с родителями, определить
их участие в комплексной помощи детям.
Теоретические материалы, коррекционные и диагностические
методики М.М. Безруких, А.Ф. Ануфриева, С.Н.Костроминой помогут
психологам, педагогам и родителям выявить степень развития
познавательных способностей школьников, предупредить появление
учебных трудностей.
Таким образом, чтобы достичь позитивных изменений на уровне
познавательных процессов у обучающихся, необходима чётко разработанная
система работы для устранения учебных трудностей школьников, которая
будет эффективна при соблюдении следующих условий:
учет индивидуальных особенностей и состояния здоровья ребенка;
независимая оценка результатов работы и функционального состояния
ребенка не реже двух раз в год;
наличие современных методов психофизиологической и
психологической диагностики трудностей, их причин, выделения их
особенностей;
опора при обучении на сформированные функции и параллельное
«подтягивание» несформированных функций в системе специальных
занятий;
совместная работа и единая тактика работы школы и семьи при
организации помощи ребенку, имеющему школьные проблемы.
2. Принципы эффективного общения учителя с родителями
слабоуспевающего школьника
Одним из немаловажных условий успешности слабоуспевающего
школьника является совместная работа и единая тактика работы школы и
семьи при организации помощи ребенку.
По мнению М.М. Безруких и учителю, и родителям очень важно быть «на
стороне ребенка», особенно ребенка со школьными проблемами, решить
которые без помощи взрослых он не может.
Рассмотрим основные принципы эффективного общения учителя с
родителями слабоуспевающего школьника:
уметь настроиться на эффективное общение. Это значит забыть все
прошлые обиды, весь негативный опыт, все тревоги и начать общение «с
чистого листа»;
уметь говорить, четко выражая свои мысли и чувства, ориентируясь на
позитивные, а не на негативные формулировки. Разговор с родителями
всегда лучше продумать заранее и выстроить его так, чтобы все замечания и
предложения были аргументированы, конструктивны. Следует избегать фраз
типа «все плохо», «я не знаю, что с ним делать», «стал учиться хуже, а может
лучше», «поведение безобразное» и т.п. Помогают общению следующие
варианты: «Уверен(а), что мы вместе...», «Давайте вместе подумаем (решим,
сделаем)», «Как вы думаете, может быть...», «Я надеюсь, что вместе мы...» и
т.п.
Помогают в общении:
спокойный тон;
неторопливая речь;
контакт «глаза в глаза» (взгляд тоже должен быть спокойным,
уверенным).
Нарушают общение:
резкий тон;
отвлечение на какие-то дела;
взгляд в сторону или требовательный, жесткий, пренебрежительный
взгляд;
нетерпение в жестах, взгляде;
тяжелые вздохи, показывающие, как надоел разговор, как сложно
повторять одно и то же.
Любой разговор эффективен, если это разговор по существу, поэтому
важно обсуждать только проблему, а не личность родителей или отношение
учителя к родителям. В ходе разговора необходимо следить за реакцией
родителей и, учитывая ее, менять ход и содержание разговора. Нередко в
беседе с родителями приходится несколько раз повторять одну и ту же
мысль для того, чтобы убедить их в чем-то. При этом не следует проявлять
нетерпение и раздражение.
умение слушать и слышать - означает способность не только донести
свою мысль до родителей, но и услышать ответ, возражения, замечания и
правильно отреагировать на ответную реакцию. Подчеркнем - это готовность
принять ответ, внимательно выслушать его.
Помогают слушать:
реплики «да, да, вы правы», «да, я вас внимательно слушаю», «это
важно», «мне это интересно»;
внимание в мимике, взгляде, жестах.
Родитель должен иметь возможность высказать свою мысль, позицию,
мнение, в то же время не следует позволять ему отклоняться от темы
разговора, но можно сделать это тактично, направляя разговор, используя
фразы: «Думаю, нам важнее обсудить это...», «Самое главное нам решить...»
, «Мне бы хотелось подробно обсудить...», «Мне важно ваше мнение по...»
Эти и подобные фразы помогают вернуть разговор к нужной теме и
подчеркивают внимание, неравнодушие.
умение спрашивать и отвечать на вопросы - означает способность
включаться в монолог родителя для уточнения, прояснения ситуации,
мнения, позиции родителей. В умении спрашивать, задавать вопросы есть
свои тонкости. В любом разговоре возникает необходимость уточнить что-
то, ведь непонимание рождает протест, раздражение. Важно помнить, что
уточняющие вопросы не должны начинаться с отрицания. Формулировки
будут мягкими: «Пожалуйста, поясните...», «Возможно, я не так понял(а)...»,
«Объясните, пожалуйста, еще раз...», «Как вы думаете, это действительно...».
Нередко после разговора остается чувство неудовлетворения,
недосказанности, неясности ситуации, потому что не задан прямой вопрос.
Вопрос должен быть смягчен «волшебными» словами, доброжелательностью
во взгляде, мимике, интонации. Выражения: «скажите прямо», «ответьте
честно» - задают тон недоверия, их лучше не использовать. Выражения: «Я
задал вопрос и жду ответ», «Я хочу услышать ответ» - вызывают протест
(«не на допросе»). Вполне приемлемы выражения: «Я хотел(а) бы задать вам
вопрос», «Есть вопрос, на который мне важно было бы получить ответ»,
«Есть вопрос, который очень меня волнует», «Не можете ли вы ответить мне
на такой вопрос». Нередко родители не готовы к откровенности, но фразы
типа: «Я вас не о том спрашивала», «Вы не ответили на мой вопрос», «Вы
уходите от ответа» - только осложняют разговор. В этом случае вопрос
лучше повторить: «Я все же...» , «Мне очень важно получить ваш ответ...»
Если все же получить ответ не удается, вполне уместно подчеркнуть: «Я
вижу, вы не хотите отвечать на этот вопрос, это ваше право». В такой фразе
нет ничего обидного, если она произнесена спокойно, без раздражения и
укора.
У педагога могут быть ситуации и вопросы родителей, на которые он
по ряду причин не хотел бы отвечать, но лучше не оставлять неудобный
вопрос без ответа или уходить от ответа, а сказать: «Мне жаль, но я не могу
ответить на этот вопрос...», «Мне не хотелось бы огорчать вас, но на этот
вопрос я не смогу ответить».
умение выражать и отстаивать свою позицию, мнение, интересы -
означает способность, оставаясь корректным и доброжелательным, говорить
даже неприятные вещи и уметь говорить твердое «нет», когда это
необходимо. У педагога не должно быть впечатления, что общение с
родителями - это «игра в одни ворота», что он должен идти на поводу у
родителей, со всем соглашаться и выполнять все пожелания и требования.
Такая позиция не способствует эффективному общению. Ответственность за
ребенка, его успехи, его комфортное состояние в школе совсем не
предполагает чувства вины за неудачи или проблемы. Требовательность
учителя необходима, но она должна быть осмысленна и адекватна.
Недовольство учителя действиями (или бездействием) родителей тоже может
быть вполне обоснованным, но необходимо четко сформулировать все то,
что учитель считает необходимым изменить, а главное - он должен уметь
предложить конструктивное решение проблемы. Например, бессмысленна и
обидна для родителей фраза: «Не занимаетесь с ребенком...» лучше вместе
обсудить меры помощи. Даже если необходимо сформулировать требование,
важно сделать это необидно: не «Я требую...» или «Вы должны...», а
«Попробуем вместе подумать, как...». Если учитель категорически не
согласен с мнением или требованием родителей, не стоит говорить твердое:
«Я не согласен...», гораздо эффективнее: «Мне сложно с вами согласиться,
мне кажется (я думаю)...» Учитель, конечно, должен отстаивать свою
позицию, если он убежден и не сомневается в правильности своего решения,
но делать это следует без ссылок на неправильную позицию родителей: «Вы
думаете так, а я...», «Что бы вы ни думали, а я...» Такой вариант помогает
отстоять свою позицию, но вызывает протест, так как родители слышат
несогласие с их позицией и порой не слышат позиции учителя [2].
Таким образом, взаимодействие школы и родителей - это путь
навстречу друг другу, поиск взаимопонимания и вариантов сотрудничества.
Родителям так же, как и педагогам, необходимы навыки эффективного
общения. Возможность помощи слабоуспевающему школьнику, главная роль
триады взаимодействия: ребенок – семья - школа. Отрицательное влияние
психотравмирующих ситуаций и микрострессов проявляется не только в
школе, но и дома, а обостряет все школьные проблемы негативное
отношение к школьным трудностям родителей, конфликтные ситуации в
семье нередко становятся причиной возникновения школьных проблем.
3. Формы взаимодействия с родителями слабоуспевающего
школьника
В работе по преодолению трудностей в обучении должны принимать
активное участие педагоги и родители. Данная работа должна носить
системный характер. Чаще всего при трудностях в обучении родители сами
ищут варианты помощи детям. Между тем, результаты работы родителей с
детьми, имеющими трудности обучения, при систематичной и
целенаправленной коррекции могут быть очень эффективны. Помощь
родителей не должна ограничиваться только контролем за выполнением
домашних заданий. Родители должны знать, как нужно организовать занятия,
как взаимодействовать с ребенком. Поэтому должна быть выстроена чёткая
система работы с родителями слабоуспевающих школьников, каждый
учитель, классный руководитель должен выработать определённую тактику
работы с каждой семьёй индивидуально. Рассмотрим формы взаимодействия
учителя и родителей: Индивидуальные: посещение на дому; приглашение в
школу; индивидуальные консультации педагога; переписка [5].
Посещение семьи на дому. Эта форму работы, используется при
острой необходимости для выяснения условий семейного воспитания,
изучения микроклимата в семье, особенностей отношения к ребенку,
ориентации родителей в вопросах воспитания. Не имея этих сведений,
нельзя оказать ученику необходимой поддержки. Педагог должен
предупреждать о предполагаемом визите с указанием дня и цели посещения.
Посещение возможно только после получения разрешения родителей.
Посещение педагогом семьи должно оставить в семье хорошее впечатление.
Для этого необходимо вначале поговорить на отвлеченные темы, расспросить
о традициях, обычаях, совместном времяпрепровождении в семье и лишь
потом обсуждать причину прихода в семью.
Приглашение в школу. Родители приглашаются в том случае, когда
надо поделиться радостной новостью, например, ребенок овладел тем
учебным материалом, который ему долго не давался. Для участия ребенка в
театральной постановке, надо помочь ему изготовить костюм, поучить с ним
слова роли и т.д. Нужно стараться не приглашать родителей в школу для
того, чтобы нажаловаться на плохое поведение ребенка или низкую
успеваемость. Подобные приглашения вызывают у родителей негативное
отношение к школе.
Индивидуальные консультации педагога. Одна из важнейших форм
взаимодействия классного руководителя с семьей. Консультации проводятся
для того, чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о
своем ребенке. Они способствуют созданию хорошего контакта между
родителями и учителем. В процессе бесед с родителями в неофициальной
обстановке необходимо выяснить сведения для качественной работы
(особенности здоровья ребенка; его увлечения, интересы; поведенческие
реакции; особенности характера; мотивации учения и т.д.). Индивидуальные
консультации могут проводиться по инициативе родителей или по
инициативе классного руководителя. Поводом для приглашения родителей
на консультацию может быть результат наблюдений педагога за ребенком,
проблемы в общении ребенка с классом и педагогами, конфликтная
ситуация, инициатива ребенка, связанная с семейной ситуацией. Существует
определенная этика общения с родителями при подготовке и проведении
индивидуальной работы с семьей.
Переписка (электронный дневник). Особенно часто используемая
форма работы, применяется к тем родителям, которые не в состоянии часто
посещать школу, много работают или очень далеко живут. Удобная форма
взаимодействия (отметки, объявления, фото мероприятий, рекомендации).
Групповые формы работы:
Родительские лектории. Задачи лектория многообразны: знакомство
родителей с системой коррекционно-воспитательной работы в школе,
практические советы и рекомендации по воспитанию ребенка в семье и т.д.
Тематические консультации. Тематические консультации
рекомендуется проводить 1 раз в четверть для всех желающих. Их проводят
специалисты, которые могут помочь найти оптимальный вариант решения
конкретной проблемы. Это работа социального педагога, психолога и других
служб.
Родительский обмен опытом. Свободная беседа родителей друг с
другом, обмен опытом, разрешения различных ситуаций в своих семьях,
помогает иначе воспринимать трудности, лучше понять индивидуальные
особенности ребенка, расширить возможности воспитания.
Коллективные формы работы: научно-практическая родительская
конференция, классные родительские собрания, общешкольные
родительские собрания, дни открытых дверей, концерты, творческие отчеты,
выставки детских работ, классные детские мероприятия.
Немаловажным фактором является постоянная телефонная связь с
родителями слабоуспевающих учащихся. Еще одно эффективное средство –
приглашение родителей поприсутствовать на уроках, побывав на уроке они
могут посмотреть на то, как работает их ребенок, как он усваивает новый
материал или какие пробелы у него существуют.
Подводя итог, отметим, что в случае, если ситуация с успешностью
ребенка не меняется, родители приглашаются для беседы и определения
дальнейшего совместного маршрута работы со слабоуспевающим
школьником. С первого дня работы с детским коллективом и коллективом
родителей педагог должен добиваться того, чтобы и дети и родители
понимали значение тех требований, которые школа предъявляет к семье.
Немаловажным условием взаимодействия семьи и школы является
разумность требований, которые педагог предъявляет к родителям и ребенку.
Работа педагогов с родителями слабоуспевающих школьников должна быть
системной с использованием наиболее оптимальных форм взаимодействия,
помощи специалистов различных служб, только тогда возможно получить
положительные результаты.
Заключение
Цель данной работы определить систему работы школы с родителями
слабоуспевающих школьников.
В ходе работы был проанализирован портрет слабоуспевающего
школьника. Его характеризуют: неравномерность интеллектуальной и
двигательной сфер, недостаточность сформированности процессов
саморегуляции, медлительность, интеллектуальная пассивность,
ограниченность восприятия.
Мною был сделан вывод, что необходима чётко разработанная система
работы для устранения учебных трудностей школьников, которая будет
эффективна при соблюдении определённых условий, одним из которых
является совместная работа и единая тактика работы школы и семьи при
организации помощи ребенку, имеющему школьные проблемы.
Проанализировав принципы эффективного общения учителя с
родителями слабоуспевающего школьника отметим, что взаимодействие
школы и родителей - это путь навстречу друг другу, поиск взаимопонимания
и вариантов сотрудничества. Родителям так же, как и педагогам, необходимы
навыки эффективного общения. Возможность помощи слабоуспевающему
школьнику, главная роль триады взаимодействия: ребенок – семья - школа.
Рассмотрев наиболее оптимальные формы взаимодействия с
родителями слабоуспевающего школьника, отметим, что в случае, если
ситуация с успешностью ребенка не меняется, необходимо решать вопрос с
родителями по построению дальнейшего совместного маршрута работы со
слабоуспевающим школьником.
Таким образом, именно система работы педагогов с родителями
слабоуспевающих школьников является немаловажным фактором при
устранении трудностей в обучении слабоуспевающих школьников.
Список источников информации:
1. Ануфриев, А.Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей
Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики.
Коррекционные упражнения. / Ф. А. Ануфриев, С.Н. Костромина - М.:
Издательство "Ось-89", 1997. - 224 с. (Практическая психология) -
ISBN 5-86894-165-9.
2. Безруких, М.М. Трудности обучения в начальной школе. Причины,
диагностика, комплексная помощь / М.М. Безруких. – М. : Эксмо, 2009
- 464 с.
Режим доступа:
https://znanio.ru/media/mmbezrukih_trudnosti_obucheniya_v_nachalnoj_sh
kole-67850 (дата обращения: 05.11.2021).
3. Локалова, Н.П. Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция,
психопрофилактика: Учебное пособие / Н.П.Локалова – СПб. : Питер,
2009. – 368 с.: ил. – (Серия «Учебное пособие») – ISBN 978-5-388-
00443-7.
4. Слободяник, Н.П.Психологическая помощь школьникам с проблемами
в обучении : практ. пособие / Н. П. Слободяник. - 2-е изд. - М. : Айрис
Пресс : Айрис-Дидактика, 2004. - 250 с.; 20 см. - (Библиотека психолога
образования). - ISBN 5-8112-0926-6 : 5000.
5. https://infourok.ru/doklad-na-temu-sistema-vzaimodeystviya-s-roditelyami-
slabouspevayuschih-uchenikov-518176.html
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!