это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3496001
Ознакомительный фрагмент работы:
Диагностика - особый вид познания, находящийся между научным
знанием сущности и опознаванием единичного явления. Результат такого
познания - диагноз (гр. dagnoss - распознавание, определение). Диагноз -
заключение о принадлежности сущности, выраженной в единичном, к
определенному установленному наукой классу. Данное понятие широко
представлено и в современной педагогической науке. Однако в педагогике
диагностика изменила свое содержание. Так, если, к примеру,
психодиагностика стремится оценить личность и отдельные ее стороны как
относительно устойчивые образования, то педагогическая диагностика
направлена, прежде всего, на результаты формирования личности
воспитанника, поиск оптимальных путей достижения этих результатов и
характеристику целостного педагогического процесса. 1
Большинство исследователей-педагогов под педагогической
диагностикой понимает сложный и специфический вид педагогической
деятельности, динамическую систему взаимодействия воспитателей и
воспитуемых, содержание которого составляет целенаправленное изучение и
преобразование воспитанника. Наиболее важным элементом
диагностической деятельности педагога выступает педагогический диагноз. 2
Педагогический диагноз - заключение о тех проявлениях и качествах
личности, коллектива, на которые может быть направлено педагогическое
воздействие, или которые могут быть исследованы в воспитательных целях, а
1 Авдулова, Т.П. Диагностика и развитие моральной компетентности личности младшего школьника.
Психолого-педагогическая служба сопровождения ребенка. Учебное пособие / Т.П. Авдулова. - М.: Владос,
2020. - 882 c.
2 Педагогическая диагностика по программе "Развитие". - М.: ГНОМ и Д, 2020. - 128 c.
также о педагогически значимых факторах, оказывающих влияние на
воспитанников. Он должен содержать:
описание действий, состояний, отношений объекта воспитания в
педагогических и психологических понятиях;
их объяснение на основе педагогической и психологической теории;
прогноз развития событий в данной ситуации и в будущем;
аргументированную педагогическую оценку имеющих место и
прогнозируемых фактов;
заключение о педагогической целесообразности принимаемого
решения. 3
Для того чтобы понять сущность и особенности педагогической
диагностики, уместно провести сравнение между работой врача и педагога.
Первый начинает врачевание своего пациента с выяснения происхождения
болезненных симптомов, устанавливает их причины, прогнозирует течение
болезни и ее возможные последствия для больного, и с учетом медицинского
заключения (диагноза) назначает лечение и соответствующие лекарства.
Опытный и умелый педагог также в начале своей работы с воспитанником
внимательно и обстоятельно изучает социально-педагогические условия его
прежнего формирования и развития, устанавливает причины и факторы
негативных образований, их характер. Затем он прогнозирует возможные
альтернативы в развитии воспитанника и их последствия для него с учетом
спроектированной программы психолого-педагогической коррекции его
трудности (неблагополучия). 4
Важным показателем профессионального мастерства педагога
выступает способность и умение воспитателя диалектически увязать разные
по отдаленности и педагогической целесообразности цели перевоспитания с
потенциальными возможностями воспитанника. Для многих исследователей
3 Башкирова, Е.В. Комплексная программа психолого-педагогического сопровождения детей раннего
возраста. Планирование, конспекты образовательной деятельности, игры и упражнения, диагностика. ФГОС
ДО / Е.В. Башкирова. - М.: Учитель, 2020. - 843 c.
4 Педагогическая диагностика по программе "Развитие". - М.: ГНОМ и Д, 2020. - 128 c.
понятие «диагностика» означает лишь фиксацию некоторых показателей
обученности, воспитанности или проявлений качеств личности воспитанника
в различных ситуациях его жизнедеятельности. Такой подход ограничивает
функциональные и потенциальные возможности диагностики в обеспечении
такого направления, как превентивная педагогическая деятельность
воспитателей, объективной, надежной и валидной диагностической
информацией о реальном развитии детей с признаками отклонений в их
поведении, реальных возможностях по их переориентации и исправлению.
Знание и учет данных особенностей диагностической деятельности позволяет
в общем смысле понять содержание педагогической диагностики. С одной
стороны, диагностика осуществляется с целью изучения внешних
обстоятельств жизни воспитанников, т.е. условий и характера воспитания и
обучения, семьи, круга общения и других известных факторов формирования
и развития личности. С другой стороны, для диагностики принципиально
значимым становится изучение внутреннего мира воспитанника:
соотношение личностных качеств, его направленности, ценностных
ориентации и др. 5
Наука — сфера человеческой деятельности, функциями которой
являются выработка и систематизация объективных знаний о
действительности. Результат научной деятельности — система знаний,
формирующая научную картину мира, которая отражает законы и
закономерности, действующие в природе и обществе, дает возможность
объяснить и предсказать протекающие в них процессы и явления. В этом
качестве наука противопоставлена другим формам отражения
действительности — мифологии, религии, искусству. 6
Наука имеет ряд особенностей, отличающих ее от других способов
познания мира.
5 Боровик, О.В. От диагностики к развитию. Пособие для психолого-педагогического изучения детей в
дошкольных учреждениях и начальных классах школ. Методическое пособие. Гриф МО РФ / О.В. Боровик.
- М.: Секачев В., 2020. - 655 c.
6 Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет. - Москва:
Огни, 2020. - 371 c.
Цель научного познания — исследование объективных законов и
закономерностей, действующих в природе и обществе. При этом под законом
понимается необходимая, существенная, устойчивая, повторяющаяся связь
явлений. 7
Требование объективности научного знания предполагает его
принципиальную независимость от влияния познающего субъекта. В отличие
от других способов отражения действительности научное знание не может
быть субъективным.
Научное познание рационально. Это, конечно, не означает, что наука
отвергает чувственное познание. Однако чувственный опыт в рамках
научного исследования полностью подчинен рациональному началу.
Научное знание имеет системный характер. Элементы научного знания
не разрознены. Взаимосвязанные понятия и суждения образуют научные
теории (от греч. the ria — наблюдение, исследование), раскрывающие законы
и закономерности, действующие в исследуемой области.
Научное познание доказательно. Наука противопоставляет знание вере
и мнению — формам отражения действительности, не требующим
обоснования собственной достоверности. Научное знание должно быть
доказано, то есть его истина должна быть обоснована. 8
Научные знания проверяемы (верифицируемы) и воспроизводимы.
Уникальный результат, который не может быть проверен и воспроизведен
другими исследователями, не признается научным знанием.
Каждая наука имеет свой объект и предмет. Один и тот же объект
может изучаться различными науками. Так, общество является объектом
исследования для социологии, политологии и других наук. Но каждая наука
имеет свой собственный предмет — ту относительно самостоятельную
сторону объекта, которая находится в центре внимания данной науки.
7 Борытко, Н. М. Методология и методы психолого-педагогических исследований / Н.М. Борытко, А.В.
Моложавенко, И. А Соловцова. - М.: Академия, 2020. - 320 c.
8 Педагогическая диагностика - основа конструирования воспитателем ДОУ педагогического процесса. - М.:
Детство-Пресс, 2020. - 160 c.
Например, если предметом политологии является государственная власть, то
социологии — различные общественные группы и закономерности массового
поведения людей. 9
Наука формирует свой специфический язык. Типичный пример языка
науки — язык, используемый для записи химических формул. Но даже если
язык построен на основе естественного (разговорного) языка, что
свойственно для большинства общественных наук, он также обладает
существенными для научного языка особенностями. Так, в частности, для
таких языков должно выполняться требование строгого и однозначного
придания смысла терминам.
Наука обладает инструментальным характером. Каждая наука
формирует свой специфический инструментарий, предназначенный для
целей научного исследования. Инструментальность науки можно понимать в
узком смысле: практически все науки о природе используют специально
созданные приборы. А можно — в широком. В этом случае инструментами
ученого становятся специально разработанные способы решения
исследовательских задач — методы (от греч. meth dos — путь вслед за чем-
нибудь). Наличие собственной совокупности методов также является
характерной чертой каждой науки. 10
В современной методологии — науке о методах и принципах научного
исследования — изучаются характеристики самых разнообразных методов,
закрепляемые в виде различных классификаций. Наиболее значимой является
классификация методов в зависимости от степени их общности. В
соответствии с этим выделяют:
философские методы — определяющие наиболее общие подходы и
принципы научного исследования, например диалектический и
метафизический;
9 Верещага, И. В. Психолого-педагогическая диагностика детей с тяжелыми и множественными
нарушениями развития, включающими нарушения зрения и слуха / И.В. Верещага. - М.: Теревинф, 2020. -
792 c.
10 Лытко, Александр Психолого-педагогическая диагностика / Александр Лытко. - М.: LAP Lambert
Academic Publishing, 2020. - 272 c.
общенаучные методы — применяемые во всех науках: анализ, синтез,
дедукция, индукция, аналогия, гипотетико-дедуктивный метод и др.;
частнонаучные методы — применяемые в той или иной научной
дисциплине и обусловленные природой изучаемого объекта. Таким, к
примеру, является применяемый в правовой науке сравнительно-
правовой метод или практикуемый прикладной социологией метод
опросов. 11
Принято считать, что наука как особый вид деятельности возникла
около VI в. до н.э. в Древней Греции, хотя начата научных знаний
формировались и в гораздо более древних обществах. Ядро современной
науки — так называемая «классическая наука» — оформилось в XVI-XVII
вв. В этот период на волне глубоких перемен в европейском обществе,
связанных с зарождением промышленного способа производства,
освобождением от диктата церкви, наука приобрела особое влияние на все
сферы общественной жизни. Тогда же наука приобретала признаки не только
вида деятельности, но исоциального института — возникали первые научные
общества, академии, стали издаваться научные журналы. 12
Важнейшее значение в понимании сущности и предназначения науки
имеет выяснение факторов, которые сыграли решающую роль в ее
возникновении. Вся история человеческой жизни свидетельствует, что до
настоящего времени главнейшей задачей человека остается борьба за
существование. Если сказать конкретнее, выделив только самое
существенное, то это — использование человеком природной среды в целях
обеспечения себя самым необходимым: продовольствием, теплом, жилищем,
досугом; создание более совершенных орудий труда для достижения
жизненно важных целей; и, наконец, прогнозирование, предвидение
природных и социальных событий и, по возможности, в случае
11 Верещага, И.В. Психолого-педагогическая диагностика детей с тяжелыми и множественными
нарушениями развития / И.В. Верещага. - М.: Теревинф, 2020. - 469 c.
12 Калягин, В. А. Психолого-педагогическая диагностика детей и подростков с речевыми нарушениями / В.А.
Калягин, Т.С. Овчинникова. - М.: Каро, 2019. - 288 c.
неблагоприятных для человечества последствий, недопущение их. Для того
чтобы справиться с поставленными задачами, необходимо знать причинно-
следственные связи, или законы, действующие в природе и обществе.
Именно вследствие этой потребности — в сочетании с человеческой
деятельностью — появляется наука. В первобытном обществе науки не было.
Тем не менее, уже тогда человек обладал определенными знаниями, которые
помогали ему заниматься охотой и рыболовством, строить и сберегать свое
жилище. По мере накопления фактов, совершенствования орудий труда у
первобытных людей начинают формироваться зачатки знаний, которые
использовались ими в практических целях. Так, например, смена времен года
и связанные с этим климатические изменения заставляли первобытного
человека запасаться на холодный период теплой одеждой и необходимым
количеством продовольствия. 13
В последующие тысячелетия, можно сказать, вплоть до XX в.,
практические потребности человека оставались главным фактором развития
науки, истинное становление которой, как уже отмечалось раньше,
начинается в Новое время — с открытия прежде всего законов, действующих
в природе. Особенно бурным был рост научных знаний в XVI-XVII вв., в
основе его лежали возросшие запросы производства, мореплавания,
торговли. Поступательное развитие крупной машинной индустрии требовало
расширения сферы познания и сознательного использования законов
природы. 14 Так, создание паровой машины, а затем двигателей внутреннего
сгорания стало возможным в результате использования новых знаний в
различных областях — механике, электротехнике, металловедении, что
означало крутой перелом не только в развитии науки, но и повлекло
изменение взглядов на ее роль в обществе. Одна из отличительных
особенностей Нового времени, когда речь идет о науке, связана с ее
13 Деркунская, В. А. Личностно-профессиональное самопознание студента педагогического вуза. Психолого-
педагогический практикум / В.А. Деркунская. - М.: Центр педагогического образования, 2020. - 128 c.
14 Калинина, Р. Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду / Р.Р. Калинина. - М.: Речь, 2020. -
144 c.
переходом от донаучного в научный этап. Начиная с этого времени, наука
становится отраслью человеческой деятельности, с помощью которой
человек может не только получать ответы на теоретические вопросы, но и
добиваться весомых успехов в их практическом применении. Тем не менее
наука остается относительно самостоятельной по отношению к практической
потребности. 15
Уровень системной диагностики позволяет не только выявлять
основные связи внутри процесса, но и предсказать основные результаты
формирования личности с учетом влияющих на этот процесс значимых
факторов, т.е. прогнозировать, описывать изменения личности учащихся,
которые могут произойти в будущем. 16 На этом этапе у исследователя
появляется возможность представить свою теорию в виде знаковой системы,
а это, в свою очередь, позволяет на основе математической модели создавать
и разрабатывать новые содержательные теории формирования личности, т.е.
перейти к описанию на языке науки таких сложнейших процессов, как
формирование личности в целостном педагогическом процессе,
взаимодействие воспитателя и воспитанника, становление личности
школьника, формирование творческой индивидуальности учителя и т.д.
15 Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования / В.И. Загвязинский,
Р. Атаханов. - М.: Academia, 2019. - 208 c.
16 Калинина, Р. Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду / Р.Р. Калинина. - М.: Речь, 2020. -
144 c.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Авдулова, Т.П. Диагностика и развитие моральной
компетентности личности младшего школьника. Психолого-педагогическая
служба сопровождения ребенка. Учебное пособие / Т.П. Авдулова. - М.:
Владос, 2020. - 882 c.
2. Башкирова, Е.В. Комплексная программа психолого-
педагогического сопровождения детей раннего возраста. Планирование,
конспекты образовательной деятельности, игры и упражнения, диагностика.
ФГОС ДО / Е.В. Башкирова. - М.: Учитель, 2020. - 843 c.
3. Боровик, О.В. От диагностики к развитию. Пособие для
психолого-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях и
начальных классах школ. Методическое пособие. Гриф МО РФ / О.В.
Боровик. - М.: Секачев В., 2020. - 655 c.
4. Борытко, Н. М. Методология и методы психолого-
педагогических исследований / Н.М. Борытко, А.В. Моложавенко, И. А
Соловцова. - М.: Академия, 2020. - 320 c.
5. Верещага, И. В. Психолого-педагогическая диагностика детей с
тяжелыми и множественными нарушениями развития, включающими
нарушения зрения и слуха / И.В. Верещага. - М.: Теревинф, 2020. - 792 c.
6. Верещага, И.В. Психолого-педагогическая диагностика детей с
тяжелыми и множественными нарушениями развития / И.В. Верещага. - М.:
Теревинф, 2020. - 469 c.
7. Деркунская, В. А. Личностно-профессиональное самопознание
студента педагогического вуза. Психолого-педагогический практикум / В.А.
Деркунская. - М.: Центр педагогического образования, 2020. - 128 c.
8. Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-
педагогического исследования / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. - М.:
Academia, 2019. - 208 c.
9. Калинина, Р. Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском
саду / Р.Р. Калинина. - М.: Речь, 2020. - 144 c.
10. Калягин, В. А. Психолого-педагогическая диагностика детей и
подростков с речевыми нарушениями / В.А. Калягин, Т.С. Овчинникова. - М.:
Каро, 2019. - 288 c.
11. Литош, Н. Л. Адаптивная физическая культура. Психолого-
педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии / Н.Л.
Литош. - М.: СпортАкадемПресс, 2021. - 140 c.
12. Лытко, Александр Психолого-педагогическая диагностика /
Александр Лытко. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2020. - 272 c.
13. Педагогическая диагностика - основа конструирования
воспитателем ДОУ педагогического процесса. - М.: Детство-Пресс, 2020. -
160 c.
14. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников.
Для работы с детьми 5-7 лет. - Москва: Огни, 2020. - 371 c.
15. Педагогическая диагностика по программе "Развитие". - М.:
ГНОМ и Д, 2020. - 128 c.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!