это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3498187
Ознакомительный фрагмент работы:
Содержание
Введение 3
1. Понятие и история развития герменевтики 4
2. Особенности цивилистической герменевтики 6
3. Проблемы цивилистической герменевтики 10
Заключение 14
Список использованной литературы 15
Введение
Актуальность темы исследования заключается в том, что
эффективность правового регулирования общественных отношений во
многом зависит от правильного понимания нормативных предписаний,
способов и приёмов их толкования. Этим занимается цивилистическая
герменевтика.
Цивилистическая герменевтика является разновидностью юридической
герменевтики. Как искусство толкования речей и текстов цивилистическая
герменевтика берет свое начало в римском частном праве. Как система
научных знаний цивилистическая герменевтика, как и юридическая, —
продукт развития философии права. Несмотря на общие корни,
цивилистическую герменевтику от юридической отличают источники,
предмет толкования, а также специфика способов и элементов толкования.
Цель данной работы – рассмотреть понятие цивилистической
герменевтике.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие
задачи:
- изучить понятие и историю развития герменевтики ;
- охарактеризовать особенности цивилистической герменевтики;
- выявить проблемы цивилистической герменевтики .
1. Понятие и история развития герменевтики
«Герменевтика» в переводе с древнегреческого означает: разъяснение,
толкование, перевод, теория интерпретации текста и его понимание.
Принято считать, что в процессе познания и понимания друг друга
люди используют ими же придуманные символы. Человек входит в мир
символов (знаков), благодаря которому и вступает во взаимоотношения с
обществом, становясь его неотъемлемой частью. Связующим звеном между
индивидом и обществом является язык. Исходя из этого можно утверждать,
что не только в тексте, но и в творчестве вообще должны находить
реализацию задачи, поставленные перед герменевтикой.
Уже в Античности и Средние века герменевтику стали определять как
науку и искусство толкования (exegese) основополагающих, наиболее
значимых для того времени текстов, прежде всего Библии и законов.
В Новое время сфера применения герменевтики постепенно
расширилась и герменевтика развилась в учение о предпосылках и методах
обстоятельной интерпретации и философии понимания.
С XIX столетия, благодаря творчеству И. Канта, который решительно
выступил в поддержку теории рационализма в границах человеческого
познания, герменевтика, наряду с другими проблемами, обратилась к
разрешению вопросов исторической взаимосвязи человеческих мыслей и
понимания. Благодаря деятельности выдающихся герменевтов XX столетия,
в частности Х.-Г. Гадамера, герменевтика перестала ограничиваться
языковыми принципами и все чаще стала прибегать к свидетельствам
исторических и культурных традиций.
Герменевтика как искусство интерпретации берет свое начало в
античной экзегезе, толковании Танах и древнеиндийских учениях.
Интерпретация библейских текстов послужила своего рода двигателем
развития и выделения герменевтики в самостоятельную научную
дисциплину 1 .
Особую роль в эволюции герменевтической науки и выделении из нее
юридической герменевтики сыграла рецепция римского права. Для развития
юридической герменевтики было важным не столько то понимание текстов,
которое привнесли римские юристы, сколько догматика римского права в ее
применении к миропорядку Нового времени. Именно из рецепции римского
права стала произрастать правовая наука в тесной взаимосвязи с
герменевтическими и догматическими задачами. Учение о толковании теперь
могло опираться не только на усмотрение законодателя. Оно теперь должно
было возвысить основу закона до герменевтического масштаба.
Разработка проблематики, связанной с герменевтикой, в России берет
свое начало, по мнению А. В. Васюк, лишь со второй половины XIX в. Здесь
можно выделить несколько этапов. Дореволюционный — с середины XIX в.
до 1917 г. В этот период предпринимается попытка сформулировать понятие
юридической герменевтики, систематизировать правила и определить ее
место в системе правовых наук. Среди работ отечественных исследователей
выделяются труды Ю. С. Гамбарова, М. Н. Капустина, И. А. Покровского и
ряда других. На втором этапе, с 1917 г. по 1950-е гг., в советской правовой
доктрине должного внимания герменевтике не уделяется. В следующий
период, с 1950 г. по 1990-е гг., правовая наука вновь обращается к
проблематике, связанной с герменевтикой, свидетельством чему являются
работы таких авторов, как А. Я. Берченко, А. Б. Венгеров, С. И.
Вильнянский, Н. Н. Вопленкo, А. С. Пиголкин.
Современный этап развития юридической мысли в России
характеризуется, как отмечает А. В. Васюк, оживлением интереса к
юридической герменевтике, прежде всего в трудах теоретиков права Е. Н.
Атарщиковой, Н. В. Блажевича, И. Н. Блажевича, И. П. Малиновой, Н. В.
Малиновской, А. И. Овчинникова, А. Е. Писаревского, В. А. Суслова, Н. И.
Хабибулиной, И. Л. Честнова 2 .
1 Счастливцева, А. И. Герменевтика и юридическая наука / А.И. Счастливцева // Научно-методический
электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 10. – С. 41.
2. Особенности цивилистической герменевтики
Цивилистическая герменевтика является ответвлением юридической
герменевтики, появление которой, на наш взгляд, относится ко времени
возникновения предпосылок научного осмысления складывающегося
законодательства и юридической практики. Значительную роль в
обосновании существования юридической герменевтики, ее выделении из
герменевтики вообще сыграли западноевропейские, главным образом
немецкие, исследователи, подавляющее большинство которых были
пандектистами. Этот бесспорный факт позволяет утверждать, что корневая
система юридической герменевтики находится в римском частном праве, его
догматике, а значит, в основе юридической герменевтики лежит цивилистика
как система идей, методов, правовых конструкций и институтов.
Латинский термин interpretatio означал «толкование». Interpretatio juris
— «определить назначение, установить и объяснить истинное правовое
содержание (смысл) данной правовой нормы или правового действия».
Интерпретация должна показать, что смысл толкуемых слов уже (i.
restrictive), или шире (i. extensiva), или вообще иной (i. abrogans) 3 .
Обоснование сущности юридической герменевтики происходило
постепенно, в строгом соответствии с законами формальной логики. Так, К.
С. Захария отмечал, что слова в общеизвестном значении являются знаками и
служат для выражения известных представлений. Представления, которые
через слова находят свое выражение, называются значением слов. Сущность
слов того или иного рода называется языком, в зависимости от того,
насколько эта сущность соответствует известным закономерностям и
подчинена им. Когда известные слова употребляются для того, чтобы
2 Учение о цивилистической герменевтике (исторический и правовой анализ). -
http://www.buroadvokat.ru/index.php/2010-02-15-20-35-09/1272-2011-09-26-15-39-22 (дата обращения:
08.11.2021).
3 Карлявин, И.Ю. Юридическая и цивилистическая герменевтика / И.Ю. Карлявин // Вестник Ивановского
государственного университета. – 2017. - №1. – С. 14.
сообщить определенные мысли другому лицу, возникает речь. Мысли,
которые должны сообщаться с помощью речи другому лицу, именуются
смыслом речи. Следовательно, само по себе разъяснение (толкование)
означает: известные представления делать понятными. Понимать — означает
знать то, чего хочет субъект.
Толковать или разъяснять возможно двояко — ссылаться или на
представления (заложенные в словах), или на обозначения (собственно на
слова). В последнем случае речь идет о простом разъяснении того, что
сказано, в первом разъясняется то, что речь несет в себе (тогда толкование
выстраивается в работу над приданием речи потаенного смысла).
Наполнение слов смыслом или смыслами — первая ступень
юридической интерпретации текстов. Римский юрист Павел отмечал: «Слово
“право” употребляется в нескольких смыслах: во-первых, “право” означает
то, что всегда является справедливым и добрым — каково естественное
право. В другом смысле “право” — это то, что полезно всем или многим в
каждом государстве, — каково цивильное право. Не менее правильно в
нашем государстве называется “jus honorarium”. Говорится, что претор
высказывает право (выносит решение), даже если он решает несправедливо;
это слово относится не к тому, что претор сделал, но к тому, что ему
надлежало сделать. В другом смысле “право” означает то место, в котором
выносится решение; здесь название переносится с того, что делается, на то,
где это делается. Марциал дополняет этот перечень смыслов слова “право”,
— иногда мы говорим “право” о родственных связях, например: “мне
принадлежит право родства или свойства”».
Захария приходит к выводу о том, что герменевтика как искусство
толкования есть наука о правилах, в соответствии с которыми необходимо
уяснить смысл речи. Она по праву именуется искусством, поскольку имеет
практическую значимость. Юридическая герменевтика — наука о правилах,
в соответствии с которыми юридические волеизъявления должны
становиться понятными. Юридическая герменевтика есть разновидность
герменевтики общей. Как и общая, юридическая герменевтика содержит
теоретическую и практическую части, при реализации способов толкования
юридическая герменевтика находится в определенной зависимости от
источников толкования. Хотя юридическая герменевтика и сообразуется с
общими философскими и научными правилами толкования, но обращает
свое внимание на развитие собственных специальных юридических
представлений в речи говорящего.
В пользу возможности выделения в рамках юридической герменевтики
цивилистической говорит следующая мысль Захарии: юридическая
герменевтика не распространяет свое действие на речи и тексты, на сущность
которых не распространяет свое действие право, например высказывания
ученых или показания свидетелей. Юридическая (цивилистическая)
герменевтика как специальная герменевтика лишь в том смысле является
наукой, в каком ее сущность подчиняется определенным законам и,
следовательно, находится в подчинении законам права. Это относится в
одной части к законам юридической практики, в другой части — к
специальным законам в определенной ими сущности. Толкованию в
соответствии со специальными правилами могут подлежать волеизъявления
как публичного, так и частного характера.
В соответствии с этими разграничениями выделяются следующие
группы волеизъявлений, подлежащих толкованию:
— публичные (законы, судебные решения, предписания и
распоряжения). По мнению Захарии, все волеизъявления публичного
характера не имеют своих собственных правил толкования и подчиняются
правилам толкования законов;
— частные (договоры и односторонние волеизъявления) 4 .
Другой известный немецкий автор, Й. Ланг, предлагает давать
дефиницию герменевтики через представление о толковании, которое он
4 Немов, М.В. Юридическая герменевтика / М.В. Немов // Научно-образовательный потенциал молодежи в
решении актуальных проблем XXI века. – 2017. - №7. – С. 407.
определяет как процесс развития смысла речи. Язык есть средство
сообщения, необходимое людям для организации их сосуществования. В
широком смысле язык есть выражение чувств и мыслей. С помощью языка
вырабатываются связующие людей представления.
Связь языка с представлениями, заключенными в нем, имеет прямой и
обратный характер, что составляет основу герменевтического круга, или
цикла. Ланг отмечает, что если речь должна быть понятна, то слушающий ее
или читающий текст должен не только связывать понятия с определенными
словами, которые говорящий или пишущий взаимоувязал, но и использовать
правильную связь слов друг с другом. Эта взаимосвязь слов является
смыслом речи, или мыслью, выраженной в словах. Смысл формируется
согласно ряду представлений, которые находят выражение в соответствии с
определенными правилами взаимоувязки слов. Как различаются между собой
слово, абзац и речь, так различаются между собой значение, понимание и
смысл. Специфической чертой герменевтики, по убеждению Ланга, является
необходимость учитывать характер языка, на котором выполнен текст, в
неразрывной совокупности мыслительного и письменного способов, которые
применяет автор текста или речи.
Анализируя приведенные умозаключения немецкоязычных
исследователей, можно сделать вывод о том, что если предметом толкования
являются источники, содержащие юридически значимые волеизъявления, то
характер последних неизбежно влияет на характер способов их толкования.
Если герменевтика вообще является научно разработанной системой правил
для толкования, то для специальной герменевтики, коей выступает
юридическая и цивилистическая герменевтика, должны существовать
специальные источники, из которых эти правила вытекают. Для
цивилистической герменевтики это гражданское законодательство, обычай и
обычай делового оборота, сделки, включая договоры, а также решения судей.
В основе правил толкования лежат константы, которые необходимо
знать и понимать для целей толкования. Таковыми являются элементы
толкования, принужденные находиться во взаимосвязи, а иногда и входящие
в противоречие друг с другом. Необходимые элементы толкования речи или
текста (текст закона) — грамматическое и логическое толкования.
Простейший пример речи, в которой, безо всякого сомнения, находят свою
взаимосвязь грамматическое и логическое толкования, — римские
стипуляции (клятвы), которыми, в частности, оформлялись сделки. Римский
юрист Гай отмечает, что «торжественное выражение: “обещаешь дать?
обещаю” до такой степени свойственно римским гражданам, что даже нельзя
найти соответствующего термина в греческом языке, хотя говорят, что эта
формула образована по образцу греческого слова» 5 .
3. Проблемы цивилистической герменевтики
Герменевтика в буквальном смысле означает искусство толкования.
При этом в процессе толкования наряду с лингвистическими методами
широко используются методы двойной или тройной рефлексии,
заключающиеся в том, что интерпретации подвергаются не только текст и
конкретно-историческая ситуация, но и сам автор. В рамках герменевтики
были сформулированы четыре герменевтических канона, активно
используемые в юриспруденции и цивилистике:
1) канон имманентности герменевтического масштаба – требование
соответствия герменевтической реконструкции точке зрения автора. При
этом автор должен исходить из духа, объективированного в
соответствующем источнике, а не привносить его туда;
2) канон тотальности и смысловой связанности герменевтического
исследования, суть которого заключается в том, что части текста можно
понять через смысл целого текста и понимание текста в целом предполагает
знание его частей («герменевтический круг»);
5 Тонкова, Е.Н. Юридическая герменевтика в XXI веке / Е. Н. Тонкова, Ю. Ю. Ветютнева. - СПб. : Алетейя,
2017. – С. 138.
3) канон актуальности понимания – это требование соотнесения
интерпретируемого объекта с его духовным горизонтом;
4) канон смысловой адекватности понимания или смыслового
соответствия позиции интерпретатора с импульсами, исходящими от
интерпретируемого объекта.
При этом следует обратить внимание на ограниченность положений
цивилистической герменевтики. Возникнув на фоне феноменологии,
герменевтика права унаследовала те же недостатки, что и феноменология
права. Главным ее недостатком является отсутствие четкого, эксплицитного
трансцендентального критерия правовых явлений. Поэтому чрезвычайно
плодотворные идеи герменевтики (диалогичное понимание, о понимании как
онтологии социальной реальности, о необходимости учета контекста
(конкретной жизненной ситуации) для адекватности толкования, о
соотношении (взаимодополнении) типов толкования и стадий
интерпретационного процесса) не получили логической завершенности. То,
что социальная и правовая реальность включает в себя самоинтерпретацию,
или то, что бытие права включает толкование норм права и ситуацию
реализации права, еще не говорит о том, какие нормы права и жизненные
ситуации могут претендовать на статус правовых (или по какому критерию
различать правовое и не правовое). С равным основанием толкованию
подлежат все законы, независимо от того, признаются они справедливыми
или нет. Методики интерпретации (в том числе критика), конечно, помогают
выявлению смысла толкуемой нормы, но сами по себе критериев их
разграничения не содержат. Поэтому следует согласиться с мнением И.Л.
Честнова, что герменевтика права должна быть дополнена (или
инкорпорирована как частный случай) какойлибо иной программой 6 .
В этом отношении примечательны рассуждения профессора МГУ им.
Ломоносова Б.И. Пугинского. Он исходит из тезиса, который разделяют
6 Борисов, А.И. Гносеологические проблемы цивилистической герменевтики. -
https://cyberleninka.ru/article/n/gnoseologicheskie-problemy-tsivilisticheskoy-germenevtiki (дата обращения:
08.11.2021).
почти все отечественные правоведы. Суть которого заключается в критике
позитивизма и переходу к иным методологическим доминантам, навеянным
эпохой постмодерна. Предложение Б.И. Пугинского однозначно:
юридический позитивизм нужно заменить философски обоснованной
концепцией права, поэтому он настаивает на деятельностном подходе,
который способен объяснить все акты создания, толкования и применения
правовых норм. В связи с чем требуется разработка соответствующих
версий, учитывающих специфику правовой деятельности. Вот этот уровень
частной методологии, по мнению автора, как раз и не реализуется, за редким
исключением, что приводит как к научным ошибкам, так и к ошибкам в
правоприменительной практике.
Данный тезис, на наш взгляд, нуждается в уточнении. Действительно,
существует много различных вариантов общей теории деятельно сти. При
этом выбор наилучшей концепции предполагает оценку достоинств и
недостатков. Главным критерием теории здесь должно быть наличие двух
дополнительных свойств:
1) высокая исходная абстрактность и всеобщность схемы (где
представлены только основные элементы деятельности в их самом общем и
«чистом» виде);
2) способность схемы к конкретизирующему развитию и доведению её
до самых частных форм активности.
Нам представляется, что данному критерию в наибольшей степени
отвечает технологическая концепция интеллекта В.Ф. Юлова, где в качестве
исходной предпосылки признаётся ведущая и системообразующая роль
интеллекта в любом типе дознания. Несмотря на то что психологи до сих пор
дискутируют возможность единого интеллекта у человека, мы
присоединимся к мнению В.Ф. Юлова, убежденного в необходимости
признания ещё более широкого образования. В данном случае речь идёт об
интеллекте, представляющем всю область жизни. Так, если «древо жизни»
совпадает с «древом познания», то, стало быть, существует сквозной и
единый орган познания.
С позиции эволюционной эпистемологии наиболее предпочтительным
кандидатом на его роль может быть только интеллект. Под понятием
интеллекта предполагается способность любого организма превращать
информацию (упорядоченные структуры) внешней среды в знания и
использовать их для поддержания жизни. Такое представление открыто для
объяснения всех форм знания и познания. Если сенсорная чувственность
(модальности цвета, звука и т.д.) участвует в процессе познания, то делает
она это под эгидой интеллекта, именно он придаёт чувственным знакам
рациональные значения, конституируя тем самым эмпирические знания. При
этом детерминирующая роль интеллекта во всех видах теоретической
активности очевидна 7 .
Заключение
Таким образом, герменевтика — это наука и искусство толкования
юридических терминов и понятий, являющаяся вершиной юридического
мастерства, кульминационным пунктом юридической деятельности. Ее
7 Герменевтика в толковании права. - https://lektsia.com/6x1e68.html (дата обращения: 08.11.2021).
предназначение — поиск и реализация смысла правового текста в процессе
изучения условий понимания и проблем множественности смыслов.
В современной цивилистике наблюдается ярко выраженная проблема,
связанная с толкованием правовых норм. Недостатки современной
цивилистической герменевтики проявляются в первую очередь в том, что она
ориентирована в основном на лингвистический и логический анализ
правового текста. Однако логицизм не может объяснить начальный и
конечный этап мышления (а следовательно, и толкование правовых норм), и
следует искать более широкую форму рационализма. Одним из вариантов
преодоления данных ограничений является использование всего
гносеологического потенциала герменевтики, а также технологической
концепции интеллекта В.Ф. Юлова.
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным
голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о
поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ,
от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 01.07.2020 N 11-ФКЗ) // Собрание
законодательства РФ, 01.07.2020, N 31, ст. 4398.
2. Борисов, А.И. Гносеологические проблемы цивилистической
герменевтики. - https://cyberleninka.ru/article/n/gnoseologicheskie-problemy-
tsivilisticheskoy-germenevtiki (дата обращения: 08.11.2021).
3. Герменевтика в толковании права. - https://lektsia.com/6x1e68.html
(дата обращения: 08.11.2021).
4. Карлявин, И.Ю. Юридическая и цивилистическая герменевтика /
И.Ю. Карлявин // Вестник Ивановского государственного университета. –
2017. - №1. – С. 11-16.
5. Немов, М.В. Юридическая герменевтика / М.В. Немов // Научно-
образовательный потенциал молодежи в решении актуальных проблем XXI
века. – 2017. - №7. – С. 406-409.
6. Счастливцева, А. И. Герменевтика и юридическая наука / А.И.
Счастливцева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2017. – Т. 10. – С. 40–43.
7. Тонкова, Е.Н. Юридическая герменевтика в XXI веке / Е. Н. Тонкова,
Ю. Ю. Ветютнева. - СПб. : Алетейя, 2017. - 440 с.
8. Учение о цивилистической герменевтике (исторический и правовой
анализ). - http://www.buroadvokat.ru/index.php/2010-02-15-20-35-09/1272-2011-
09-26-15-39-22 (дата обращения: 08.11.2021).
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!