это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3505014
Ознакомительный фрагмент работы:
Умственная отсталость – группа различных наследственных,
врожденных или рано приобретенных состояний общего психического
недоразвития. Умственной отсталостью называют состояние задержанного
или неполного развития психики, которое в первую очередь характеризуется
нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и
обеспечивающих общий уровень интеллектуальности, то есть когнитивных,
речевых, моторных и социальных способностей.
Вопрос о возможностях развития умственно отсталых детей является
весьма важным для понимания проблемы и теоретической ее разработки, так
и для практики воспитания, обучения и социально-трудовой адаптации
учащихся. Одним из главных положений отечественной олигофренопсихо-
логии является утверждение, что дети-олигофрены способны к развитию, т.е.
у них могут возникать качественно новые, более сложные психические
образования (Л.С. Выготский, Л.В. Занков и др.). Это положение
подтверждается многочисленными экспериментальными исследованиями и
наблюдениями.
Л.С. Выготский (1932) выдвинул тезис об общности закономерностей
психического развития нормально развивающегося и аномального ребенка.
Впоследствии это подтвердилось в исследованиях целого ряда авторов. В
работах Л.В. Занкова (1935), И.М. Соловьева (1957), Ж.И. Шиф (1965), Т.А.
Власовой (1972, 1973), Т.В. Розановой (1978), В.И. Лубовского (1978) и др.
было показано, что основные закономерности психического развития
являются общими для нормально развивающихся и аномальных детей. Также
как и в норме, в патологии психическое развитие носит поступательный,
поэтапный характер. Каждый этап завершается формированием
определенных психических новообразований, которые становятся
основанием психического развития на последующих этапах. Развитие как
нормального, так и аномального ребенка определяется взаимосвязью
социальных и биологических факторов. Ведущими факторами,
определяющими существенные продвижения в развитии как нормального,
так и аномального ребенка, являются обучение и воспитание. Развитие
нормального и аномального ребенка происходит в общении со взрослым и
под руководством взрослого на основе усвоения общественного опыта в
процессе совместной деятельности. Аномальный ребенок в своем развитии
проходит те же возрастные этапы, что и нормально развивающийся:
младенческий, ранний, дошкольный, младший школьный, подростковый и
юношеский возраст. Развитие отдельных психических функций также как в
норме, так и в патологии, проходит одни и те же этапы. К примеру,
становление мышления, как в норме, так и при умственной отсталости,
проходит поэтапно от наглядно-действенного к словесно-логическому.
Отличие заключается в сроках формирования и качественном своеобразии
психических функций. Психическое развитие умственно отсталых детей
характеризуется значительным замедлением по сравнению с нормой.
Одна из общих закономерностей психического развития, свойственных
всем группам аномальных детей, была выведена Л.С. Выготским еще в 1935
году. Л.С. Выготский сформулировал положение о том, что наряду с
первичными отклонения, непосредственно обусловленными дефектом, в
процессе аномального развития формируются вторичные отклонения.
Вторичными, исходя из представления о системном строении дефекта Л.С.
Выготский, назвал дефекты, возникающие опосредованно в процессе
аномального социального развития. Таким образом, была показана
причинная обусловленность изменения развития аномального ребенка:
наступившее в том или ином звене нарушение закономерно, именно в силу
действия общих законов психического развития, влечет за собой изменение
развития аномального ребенка, что проявляется в отклонениях, различных по
своему характеру, силе и значимости у каждой категории аномальных детей.
Однако общим для всех случаев является то, что возникшие изменения
оказывают влияние на весь дальнейший ход развития ребенка. Как показало
исследование Т.А. Власовой (1973), у аномальных детей наблюдается
недостаточное развитие психических процессов: различные по характеру и
глубине нарушения умственной деятельности, недостатки двигательной
сферы, своеобразие речевого развития, что приводит к нарушению познания
окружающего мира, изменению способов коммуникации и нарушению
средств общения, трудностям социальной адаптации и обеднению
социального опыта.
Трудности социальной адаптации, затруднения взаимодействия с
социальной средой впервые были обозначены как общая закономерность
аномального развития Л.С. Выготским (1934). Дальнейшее изучение этой
закономерности привело к уточнению и конкретизации ее содержания. Ж.И.
Шиф (1965) формулирует эту же закономерность следующим образом:
«Общим для всех случаев аномального развития является то, что со-
вокупность порождаемых дефектов, следствий проявляется в изменениях в
развитии личности аномального ребенка в целом». Изменение личности
происходит особенно выражено в тех случаях, когда несвоевременно
проводится коррекция дефекта, также при неблагоприятном социальном
окружении.
Изменение способов коммуникации аномальных детей проявляется,
прежде всего, в том, что у всех них нарушено речевое общение, а у многих
коммуникация осуществляется при активизации невербальных (мимических,
жестовых) средств. Наиболее общим в характеристике речевого общения
аномальных детей, по мнению В.И. Лубовского (1978) является изменение у
них способности к приему и переработке информации. Больше страдает
усвоение той информации, которая адресована к пораженному анализатору.
При всех видах аномалий развития объем информации, которая может быть
принята в единицу времени, снижен в той или иной мере, по сравнению с
нормой.
В.И. Лубовский показал, что у детей с нарушениями психического
развития всех категорий нарушено и хранение, и использование информации.
Во многих исследованиях отмечаются особенности запоминания,
характеризующиеся нестойкостью следов, привнесениями, искажениями
запоминаемого материала. Проведенные В.И. Лубовским (1970, 1971)
исследования словесной регуляции действий у детей показали, что общую
закономерность составляют недостаточность и специфические словесного
опосредования как одно из проявлений нарушения психического развития
ребенка. Недостаточное участие словесной системы обнаруживается при
этом как в регуляции произвольных реакций, так и в других видах
психической деятельности детей.
Специфические закономерности психического развития умственно
отсталых детей нашли отражение в работах Л.С. Выготского, Л.В. Занкова,
А.Р. Лурия, Б.И. Пинского, Ж.И. Шиф, И.М. Соловьева, С.Я. Рубинштейн,
В.Г. Петровой и др.
Развитие восприятия умственно отсталых детей характеризуется
качественным своеобразием по сравнению с нормой. Основным недостатком
восприятия умственно отсталых детей является нарушение обобщенности,
отмечается также замедленный темп восприятия, узость объема, нарушение
избирательности, малая дифференцированность.
Для представлений умственно отсталых детей характерны
недифференцированность, фрагментарность, поверхностный характер,
недостаточная обобщенность и уподобляемость. Нарушенными являются
представления о себе, ближайшем окружении, о пространстве и времени и
др.
Памяти умственно отсталых детей свойственно снижение
продуктивности основных ее процессов. Запоминание материала у умственно
отсталых характеризуется низким объемом, неточностью, замедленностью;
воспроизведение – низким объемом, искажением материала, привнесениями.
Наиболее нарушенной является смысловая память. Лучше умственно
отсталые запоминают внешние, иногда случайные зрительно
воспринимаемые признаки. Труднее ими осознаются и запоминаются
внутренние логические связи.
У умственно отсталых детей нарушены все стороны речи:
фонетическая, лексическая, грамматическая. У них отмечаются трудности
звуко - буквенного анализа и синтеза, восприятия и понимания речи. В
результате наблюдаются различные виды расстройств письма, трудности
овладения техникой чтения, снижена потребность в общении.
Мышление умственно отсталых детей характеризуется пассивностью,
несамостоятельностью, некритичностью, инертностью. У умственно
отсталых детей нарушены все мыслительные операции: анализ, синтез,
сравнение, классификация и др.
Внимание умственно отсталых детей страдает из-за трудности
привлечения к объекту, слабости концентрации, неустойчивости. Для
внимания умственно отсталых детей характерны трудности распределения,
замедленность переключения.
При умственной отсталости страдает не только познавательная
деятельность, но и развитие личности в целом. У умственно отсталых детей
преобладают элементарные органические потребности над духовными.
Высшие духовные потребности развиваются с трудом и со значительным
отставанием по сравнению с нормой.
Умственно отсталые дети не испытывают потребности в общении. Их
взаимоотношения пассивны, носят ситуативный, неустойчивый характер.
Для деятельности умственно отсталых детей характерны недоразвитие
целенаправленности, трудности самостоятельного планирования, отсутствие
ориентировки в условиях выполнения задания. Действия умственно отсталых
детей неосознанны, непоследовательный, контроль отсутствует.
Выделенные особенности носят стойкий характер, так как являются
результатом органического поражения мозга. Но наряду с этим в процессе
коррекционного обучения и воспитания у умственно отсталых выявляется
положительная динамика в развитии всех сторон психики.
Список использованной литературы
1. Специальная психология: учебное пособие / Е.А. Бочарова. -
Архангельск: Изд-во Северного государственного медицинского
университета, 2010. – 89 с.
2. Выготский Л.С. Собр. соч. в 6-ти томах. Т. 5. Основы дефектологии.
М., 1983.
3. Олигофренопедагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф.
образования / [Л.М. Шипицына, В.М. Сорокин, Ю. Б. Зеленская и др.;
под ред. Л. М. Шипицыной]. М., 2011.
4. Основы специальной психологи : учеб. пособие / под ред. Л. В.
Кузнецовой. М., 2010.
5. Московкина, А. Г. Клиника интеллектуальных нарушений : учебное
пособие / А. Г. Московкина, Т. М. Уманская. – Москва : Прометей,
2013.
6. Психология детей с нарушениями интеллектуального развития:
учебник для студентов учреждений высш. проф. образования / Л.М.
Шипицына [и др.]; под ред. Л. М. Щипицыной. М., 2012.
7. Основы психологии детей с умственной отсталостью: учебное пособие
/Л.В. Шипова. – Саратов, 2017. – 80 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Составить рисковый проект (проектирование объекта по управлению рисками)
Контрольная, Проектный менеджмент
Срок сдачи к 8 дек.
Написать реферат по теме: «Государство всеобщего благоденствия»: концепция К. Мюрдаля.
Реферат, Политические и правовые учения
Срок сдачи к 8 дек.
Административно-правовое регулирования в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних
Диплом, Юриспруденция
Срок сдачи к 5 дек.
Конституционные основы статуса иностранцев и лиц без гражданства в России.
Курсовая, Конституционное право
Срок сдачи к 12 дек.
Физическая культура и спорт в высшем учебном заведении.
Реферат, Физическая культура
Срок сдачи к 6 дек.
Тенденции развития института участия прокурора в арбитражном судопроизводстве.
Курсовая, Прокурорский надзор
Срок сдачи к 15 дек.
Описание задания в файле, необходимо выполнить 6 вариант
Курсовая, Схемотехника
Срок сдачи к 20 янв.
Аристотель, 15 страниц, не менее 5 источников и ссылки указывающие на...
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Нужен реферат на 10 листов
Реферат, Математическое Моделирование Водных Экосистем
Срок сдачи к 11 дек.
Финансовый анализ компании Wildberries - участие компании на рынке ценных бумаг и использование компанией деривативов и валюты в рамках своей деятельности
Доклад, Финансы
Срок сдачи к 11 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!