это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3516241
Ознакомительный фрагмент работы:
Содержание
Введение…………………………………………………………………………….3
1. Профессиональная ориентированность учащихся в стадии их оптации…….4
2. Внешние и внутренние факторы, влияющие на выбор профессии…………..7
3. Роль школы и семьи в выборе профессии старшеклассниками……………..12
4. Иерархия мотивов, значение непрофессиональных мотивов в выборе
профессии старшеклассниками…………………………………………………..15
5.Современные социально-экономические условия и их влияние на
профессиональное самоопределение подростков………………………………16
6. Методы психологической диагностики учащихся в процессе психолого-
педагогического сопровождения их профессионального самоопределения….18
Заключение………………………………………………………………………...26
Список использованных источников…………………………………………….28
Введение
Выбор профессии — сложная и ответственная задача, встающая перед
каждым старшеклассником. Сложная потому, что школьникам не хватает
знаний о мире профессий; о том, какие требования предъявляются к
специальности в той или иной сфере труда. Молодежь недостаточно
информирована о ситуации на рынке труда в городе, не готова к конкуренции
при трудоустройстве. Сделать правильный выбор непросто. И самый
главный выбор из всех предстоит сделать в подростковом и юношеском
периодах.
Не случайно вместо понятия «профессионализм» всё чаще используют
понятия «образованность» и «компетентность», подразумевая такие качества
личности как: самостоятельность, настойчивость, способность принимать
решения, коммуникабельность, гибкость мышления, готовность и умение
постоянно учиться, саморазвиваться.
Теория и практика образования показывают, что профориентационные
методики в процессе обучения закладывают основу для дальнейшего
самоопределения и саморазвития личности, т.к. они основаны на
естественном стремлении каждого человека с момента рождения к
самостоятельному изучению окружающего мира.
Главная цель профориентационных методик – формирование у
обучающегося готовности и способности самостоятельно, творчески
осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере
человеческой культуры [2].
И главная задача в них отводится психологам и педагогам. Выбор
профессии и выбор способов дальнейшего обучения, совершенствования –
задача, выдвигаемая для нас на протяжении всей жизни. Потому что ещё
Ленин говорил, что в жизни надо «учиться, учиться и ещё раз учиться»!
1. Профессиональная ориентированность учащихся в стадии их оптации
Цели и задачи профориентации успешно реализуются в полной мере
тогда, когда сама профориентация сможет опереться на развитую теорию и
методологию. И не случайно: ведь в теории и методологии преломляются и
проверяются понятия, идеи, взгляды, представления, формы, методы и
принципы, которые позволяют повысить эффективность практической
работы.
Итак, профориентация - это «научно обоснованная система подготовки
молодежи к свободному и самостоятельному выбору профессии, призванная
учитывать как индивидуальные особенности каждой личности, так и
необходимость полноценного распределения трудовых ресурсов в интересах
общества» [3]. Профориентация должна представлять собой единство
практики и междисциплинарной теории. При этом важное значение имеет
теория: именно в ней преломляются те или иные идеи, которые затем
помогают превратить практическую работу в научно-практическую. Теория
не появляется, как правило, вместе с самой деятельностью. Чтобы
сформулировать теорию, необходимо совершенствовать практику
профориентации.
В профессиональной ориентации во главу угла обычно ставилась
практическая работа по ориентации учащихся преимущественно на рабочие
профессии. Значительно позже было обращено внимание на необходимость
разработки теории, и лишь относительно недавно стала ощущаться
потребность в разработке методологических вопросов профориентации.
«Практическая сторона включает в себя деятельность государственных
и общественных организаций, предприятий, учреждений, школы, а также
семьи по совершенствованию процесса профессионального и социального
самоопределения в интересах личности и общества в целом» [5].
Теорию профориентации можно определить следующим образом: «Это
совокупность высказываний, отражающих в концентрированной форме
комплекс взглядов, представлений и идей, направленных на осуществление
эффективной профориентационной деятельности» [8].
Это определение сравнительно простое и общее. Оно хотя и полезно
для вхождения в мир теории, но с точки зрения научной строгости,
неизбежной при определении теории любой деятельности, более глубокое
определение понятия следующее: «Теория профориентации – это форма
научной организации научного знания, дающее целостное представление о
закономерностях и существенных связях двух процессов -
профессионального самоопределения молодежи в соответствии с личными
интересами, склонностями, способностями и ориентирования ее на те
профессии, по которым ощущается общественная потребность в кадрах» [2].
Рассмотрим основные компоненты теории профессиональной
ориентации школьников: факты, закономерности, принципы. Достоверных
фактов, полученных с помощью научных методов, в профориентации мало.
Поэтому одна из важных задач – собрать новые факты и дать им правильную
интерпретацию. Это оказывается важным в тех случаях, когда поиск новых
фактов ведется с помощью одной или нескольких гипотез. Последние также
составляют важную часть теории. Например, в каждом районе (регионе)
могут оказаться свои специфические факторы, влияющие на выбор
определенной профессии. Гипотеза о таких возможных факторах помогает
созданию методов исследования, позволяющих оценить интересующее
явление и на этой основе выработать практические рекомендации по
улучшению профориентационной работы с учащимися.
Важный компонент теории профориентации – определенные
закономерности. Поиск их служит общей целью научной деятельности.
Познание закономерностей – это, в конечном счете, то самое главное, ради
чего обычно и предпринимаются научные исследования. Найденные
закономерности обычно выражаются с помощью понятийного аппарата и
специфического языка науки, отличающегося большей точностью,
выразительностью, большими возможностями стыкования профориентации с
понятиями других наук и в том числе с математикой.
Уровень развития каждой теории нередко определяется составом и
качеством принципов, положенных в основу деятельности. Формулированию
принципов профориентации уделяется немало внимания. Однако нельзя
сказать, что разработка системы принципов профориентации завершена:
предстоит еще много сделать для создания стройной, непротиворечивой
системы, удовлетворяющей всем требованиям [3].
Поскольку объектом профориентационной деятельности является
процесс социально-профессионального самоопределения человека, важно в
первую очередь сформулировать группу принципов, которыми
руководствуются (или должны руководствоваться) девушки и юноши,
выбирая себе профессию и место в социальной структуре общества.
Принцип сознательности в выборе профессии выражается в
стремлении удовлетворить своим выбором не только личностные
потребности в трудовой деятельности, но и принести как можно больше
пользы обществу.
Принцип соответствия выбираемой профессии интересам,
склонностями, способностями личности и одновременно потребностям
общества в кадрах определенной профессии выражает связь личностного и
общественного аспектов выбора профессии. По аналогии с известной
мыслью нельзя жить в обществе и быть свободным от общества – можно
также сказать: нельзя выбирать профессию, исходя только из собственных
интересов и не считаясь с интересами общества. Нарушение принципа
соответствия потребностей личности и общества приводит к
несбалансированности в профессиональной структуре кадров[33].
Принцип активности в выборе профессии характеризует тип
деятельности личности в процессе профессионального самоопределения.
Профессию надо активно искать самому. В этом большую роль призваны
сыграть: практическая проба сил самих учащихся в процессе трудовой и
профессиональной подготовки, советы родителей и их профессиональный
опыт, поиск и чтение (по интересующей теме) литературы, работа во время
практики и многое другое.
Последним принципом в этой группе является принцип развития. Этот
принцип отражает идею выбора такой профессии, которая давала бы
личности возможность повышения квалификации, увеличение заработка по
мере роста опыта и профессионального мастерства, возможность активно
участвовать в общественной работе, удовлетворять культурные потребности
личности, потребность в жилье, отдыхе и т.п.
2. Внешние и внутренние факторы, влияющие на выбор профессии
Как и на всякий процесс, явление, на процесс профессионального
самоопределения оказывают влияние различные факторы.
Фактор – это момент, существенное обстоятельство в каком-нибудь
процессе. Проанализировав некоторое количество литературных источников,
можно отметить, что определение этих факторов и исследование их влияния
на выбор профессии – задача сложная. У разных исследователей, авторов
научных трудов, статей круг факторов различен. Так в статье В.К. Демиденко
«Мотивы выбора профессии» автор приводит следующие факторы,
определяющие выбор учащимися профессии [1]:
- интерес к процессу (сущности) самой деятельности, интерес к объекту
деятельности, романтика, общественная полезность, интерес к
определенному учебному предмету, профессиональный пример родителей,
советы родителей, советы друзей, кино, телевидение, экскурсии на
производство, художественная литература, сама жизнь.
В то же время в других источниках многие из этих факторов
приводятся как мотивы выбора профессии.
В книге «Из школы в жизнь» В.И. Журавлев пишет: «Школьник после
окончания школы выбирает род будущего труда и путь получения
профессии. Это можно сделать без подсказки, по собственному желанию. И
все-таки никому не удастся «выскочить» из сферы действия общих
закономерностей, которые регулируют, определяют, казалось бы, вполне
свободный ваш выбор. Человек обязательно зависит от объективных
факторов, определяющих его переход из школы к профессиональной
деятельности. К этим факторам относятся и общие законы регулирования
трудовых ресурсов. Существуют три фактора, от которых зависит решение
каждого, кем быть. К ним относятся современные и перспективные
потребности общества в кадрах, профессиональная пригодность выпускника
и, наконец, личное желание молодых людей» [6].
В работе Н.П. Семыкина «Профориентация школьников в процессе
трудовой подготовки» тоже можно встретить перечисление факторов,
которые, по его мнению, играют то преобладающую, то подчиненную роль в
профессиональном самоопределении подростков. К ним он относит:
мировоззрение, идеалы, ценности ориентации, общественно-значимые
мотивы; опыт личной социально-обусловленной деятельности; интересы и
склонности; влияние родителей, в частности их профессии.
На стадии оптации процесс развития структуры самоопределения
субъекта деятельности можно представить, как совокупность следующих
основных явно различимых, но взаимосвязанных изменений [4]:
Становление необходимой (для данного этапа развития субъекта)
информированности о существенных сторонах, обстоятельствах, основаниях
выбора профессионального пути;
Формирование склонностей, действенных интересов,
преобладающих форм активности;
Появление новых качественных синтезов, способностей,
операционных возможностей;
Возникновение специфических взаимоотношений с родителями,
связанных с определением профессионального будущего;
Преобразование взаимоотношений со сверстниками, товарищами,
связанное с определением профессионального будущего;
Установление специфических взаимоотношений с людьми,
представляющими интересы общества в отношении профессионализации
молодежи;
Образование новых качественных синтезов в самосознании, в
частности уровня притязаний в отношении будущего профессионального
статуса, ступеней его развития;
Построение личных профессиональных планов как
специфических образов с их регулирующей функцией в отношении
профессиональной судьбы.
Первый, седьмой и восьмой этих компонентов (факторов выбора
профессии) относятся к гностической основе деятельности, связанной с
профессиональным самоопределением, причем первый ( информированность
) имеет значение исходного фактора, а восьмой относится к заключительной,
исполнительской стороне данного вида деятельности, как бы интегрируя
влияние всех других компонентов. Поэтому следует более подробно
рассматривать структуру двух указанных компонентов процесса
самоопределения.
Информированность в связи с профессиональным самоопределением –
часть общеобразовательного минимума человека. Она может
характеризоваться одновременно по трём признакам. Так, имеющиеся у
подростка знания о профессиях могут быть адекватными ( ученица 8 класса,
дочь врача, нечто знает о действительном содержании работы врачей,
медсестёр), неупорядоченными ( знания не соотнесены с научной
группировкой профессий ) и недостаточно полными ( не имеется ясных
представлений о разнообразии мира профессий, о правовом регулировании
трудовых отношений).
Личный профессиональный план (ЛПП) недостаточно изучался как
самостоятельный и важный феномен, позволяющий регулировать процесс
вхождения человека в мир труда. Одна из причин этого то, что функции
целеполагания и планирования выполняет педагог, ученик же «следует» за
ним. Задачи школы по подготовке учащихся к жизни, к труду не могут быть
решены без соответствующей перестройки отношений в системе «учитель-
ученик» и превращения её в систему «консультант-оптант».
С точки зрения психологии ЛПП суть разновидность внутренних
регуляторов поведения и руководство выбором профессии должно в
значимой степени сводиться к помощи подростку в построении, коррекции
или перестройке этих внутренних регуляторов деятельности и поведения.
Построение ЛПП – частный случай построения психических образов на
уровне представлений и мышления. Академик Е.А. Климов дает структуру
ЛПП подростка[8]:
Главная цель (что я буду делать, какой трудовой вклад внесу, каким
буду, с кем буду, где буду, чего достигну, идеал жизни и деятельности).
Цепочка ближайших и более отдалённых конкретных целей (первая
область деятельности, специальность, работа, чему и где учиться,
перспективы).
Пути и средства достижения ближайших целей (изучение справочной
литературы, беседы со знающими людьми, проба сил, самообразование,
поступление в определённое учебное заведение).
Внешний условия достижения цели (трудности, возможные
препятствия, противодействие тех или иных людей).
Внутренние условия (свои возможности состояние здоровья,
способности к теоретическому или практическому обучению, настойчивость,
терпение, личные качества, необходимые для работы по специальности.
Запасные варианты целей и путей их достижения на случай
возникновения непреодолимых препятствий для непосредственной
реализации основных вариантов («если не пройду по конкурсу, попробую
поступить на ту же специальность в другое училище» ).
При составлении ЛПП оптант должен проявить самостоятельность и
ответственность. По мере углубления интересов, накопления знаний, опыта
практической деятельности план может меняться, становиться более
реалистичным.
Для удобства рассмотрения структуры профконсультации её
представляют графически в виде окружности. Восемь точек на ней
соответствуют выделенным факторам. Между факторами выбора профессии
возможны соотношения согласованности и рассогласования. В связи с этим
возникает вопрос – правомерно ли считать, что план оптанта согласуется с
другими факторами ибо план формируется как раз под влиянием этих
факторов, является их результирующей. Однако поскольку указанные
факторы не всегда осознаются оптантом (и его родителями), а некоторые из
них не учитываются (ни сознательно, ни бессознательно) в силу отсутствия
необходимой информации, недооценки важности факторов и других причин,
возникает своеобразная неполноценность плана – иногда для общества,
иногда для оптанта, иногда и для того и для другого. Профконсультант
определяет причину не оптимальности профессиональных намерений
подростка и во многих случаях может помочь оптанту в формировании более
совершенного плана.
Отмеченные факторы являются основными в формировании ситуации
выбора профессии. Их знание необходимо при организации
профориентационной работы. В каждом конкретном случае степень их
выраженности может быть различной в зависимости от тех условий, в
которых осуществляется профориентация. Однако в любом случае они так
или иначе оказывают определяющее влияние на выбор профессии. В этом
смысле они должны быть рассмотрены как главные детерминанты процесса
принятия решения о выборе профессии. Все эти факторы между собой тесно
переплетены.
3. Роль школы и семьи в выборе профессии старшеклассниками
Старший школьный возраст — это не просто возраст личностных
изменений, это также возраст, когда активно развивается профессиональная
направленность учащегося. Важным психологическим моментом,
определяющим успех профессионального образования, является
своеобразная «готовность» (эмоциональная, мотивационная) к приобретению
той или иной профессии. Выбор профессии, осуществляемый учащимся под
влиянием семьи и школы, способствует анализу внутренних ресурсов и
путем соотнесения их с требованиями профессии является основой
самоутверждения человека в обществе, одним из главных решений в жизни.
Необходимо отметить, что взаимодействие семьи и школы в
профориентации детей – это не одномоментный акт, а процесс, состоящий из
ряда этапов, продолжительность которых зависит не только от
индивидуальных особенностей ребенка, но и от ряда внешних условий.
Проблема взаимодействия семьи и школы заключается в том, чтобы не
только ввести ребенка в мир профессий, но и сформировать гармоничную
физически и психически здоровую личность. Поэтому необходимо создавать
комплексную, многогранную, охватывающую все сферы жизни ребенка в
семье и школе личностно-развивающую среду.
И.С. Кон подчеркивает, что основные направления совместной работы
семьи и школы в этой области можно выразить так:
1) «профпросвещение предполагает формирование целостного,
многопланового представления учащихся о народном хозяйстве страны, его
отраслях, предприятиях, профессиях;
2) в процессе проведения работы по профессиональному просвещению
необходимо учитывать направленность в развитии отраслей народного
хозяйства данного экономического района, сложившиеся трудовые традиции,
наличие общеобразовательных и профессиональных учебных заведений;
3) профессиональное просвещение молодежи должно основываться на
реальной потребности в конкретных профессиях;
4) ознакомление с миром профессий следует тесно увязывать с
профессиональными интересами, склонностями и способностями молодежи
и динамикой развития этих особенностей молодых людей. Содержание
работы по профессиональному просвещению должно учитывать состав
учащихся по возрасту, полу» [16, с. 69-70].
В связи с этим перед семьей и школой, как и перед всем обществом,
стоит довольно сложная задача – исправить идущие в разрез с потребностями
экономики страны и общества отношение к некоторым профессиям и
сформировать новое. «Решить эту задачу призвана та часть
профпросвещения, которую называют профпропагандой. Однако всю работу
по профпросвещению ни в коем случае нельзя сводить только к пропаганде
профессий» [31, c. 62], отмечает Е.Ю. Пряжникова.
Планировать совместную работу семьи и школы по
профессиональному просвещению в школе, в частности по профпропаганде,
следует в соответствии с предварительной профессиональной диагностикой.
Только на основе такого подхода можно проводить соответствующую работу
со школьниками, направленную на формирование сознательного отношения
к выбору профессии.
На основе анализа психолого-педагогической литературы нами были
выделены следующие задачи в работе школы с родителями по
профориентации детей:
1. Включение родителей в процесс принятия детьми решений по
профессиональному определению через организацию работы
Попечительского совета, классных и школьных собраний, конференций.
2. Вовлечение родителей в процесс через обсуждение программы
школы по профориентации учащихся, изучение запросов и удовлетворение
образовательных потребностей детей, руководство кружками, клубами и
секциями.
3. Воспитание педагогической культуры родителей через тематические
собрания, проведение круглых столов по проблемам школьной жизни.
4. Привлечение родительских средств через создание общественного
школьного фонда и организацию дополнительных образовательных услуг.
5. Вовлечение родителей в жизнь школы по профориентации через
совместную организацию и проведение спортивных, культурных
мероприятий.
6. Обеспечение открытости школы для родителей, формирование
позитивного общественного мнения о школе через средства наглядности,
анкетирование родителей, письма и благодарности.
Основными условиями для такого сотрудничества должны выступать:
взаимная заинтересованность сторон в реализации конкретных
педагогических целей; открытость и взаимное доверие; взаимопомощь;
совместные усилия в решении проблем профориентации детей.
В рамках данной темы исследования на протяжении 2015–2016
учебного года в средних общеобразовательных школах г. Нерюнгри РС (Я)
была проведена работа по организации взаимодействия семьи и школы по
профориентации детей. Данная работа проводилась нами по следующим
направлениям:
1. Психолого-педагогическая диагностика старшеклассников по
методикам: «Опросник профессиональных предпочтений (модификация
теста Д. Голланда)», по методике Йовайши; «Опросник для определения
профессиональной готовности» Л.Н. Кабаровой;
«Дифференциально–диагностический опросник» (ДДО Е.А. Климова),
«Профессиональные намерения».
2. Работа с родителями, которая включала в себя: родительские уроки
по профориентации, лекции, беседы, семинары, акции, практические занятия,
Дни профессий.
3. Для старшеклассников: профориентационные игры для
формирования у учащихся осознания своего профессионального выбора;
профконсультация в сложных ситуациях выбора; изучение читательских
интересов школьников. Совместное с библиотекой составление
индивидуальных планов чтения, обсуждение книг, имеющих
профориентационное значение.
4. Совместная работа в триаде «школа-семья-старшеклассник»:
групповое консультирование и тренинги со сверстниками и родителями по
проблемам профессионального ориентирования; деловые игры.
5. Совместная работа с классным руководителем и учителями-
предметниками: деловые игры; оформление на каждого учащегося
профориентационного «дела», в котором собираются его сочинения о выборе
профессии, заполненные им анкеты, опросники, выявляющие интересы и
склонности, документы, отражающие результаты наблюдения за учащимся,
«Лист профессиональной консультации».
рофессиональная ориентация проводится, исходя из потребностей в
определенной профессиональной деятельности, требований, предъявляемых
к той или иной профессией к человеку, и качеств, которыми должен обладать
человек для успешного выполнения данной деятельности.
Старшеклассники и их родители часто не осведомлены о тех моментах,
которые определяют впоследствии степень профессиональной, а подчас и
социальной адаптации молодого человека. Попытки родителей ускорить это
событие, этот процесс с помощью психологического нажима всегда приводят
к реакции протеста или росту тревожности. Поэтому совместная работа
семьи и школы в данном направлении позволит сгладить эту ситуацию и
подготовить старшеклассников к более осознанному собственному выбору.
4. Иерархия мотивов, значение непрофессиональных мотивов в выборе
профессии старшеклассниками
Самоопределение, в отличие от простого прогнозирования будущей
жизни, от мечтаний, связанных с будущим, основывается на «уже устойчиво
сложившихся интересах и стремлениях субъекта, предполагает учет своих
возможностей и внешних обстоятельств, оно опирается на формирующееся
мировоззрения подростка и связано с выбором профессии» (Л.Ф. Обухова).
Внутренними и внешними мотивами определяется и выбор профессии
старшеклассников. К концу подросткового периода эта мотивация
становится ведущей в иерархии мотивов деятельности старшеклассника.
Исследователи (О.Н. Родина, П.Н. Прудков) отмечают, что мотивация к
овладению профессией, например, психолога возникает и стабилизируется
еще до поступления в университет. Однако ряд авторов (Г.Ю. Любимова,
Т.М. Буякас, Г. Белокрылова и др.) отмечают, что определенная часть
студентов, успешно выдержав конкурс при поступлении на специальность
«Психология», на первом и втором курсе оставляют обучение в вузе или
переводятся на другие специальности. Они отмечают, что «абитуриент
психолог, как правило, не имеет ясного представления об ожидающей его
работе, о ее задачах и средствах.
Таким образом, молодые люди ориентируются больше на внешнюю
сторону мотивации выбранной или указанной ими профессии. Но при этом
старшеклассники выделяют в качестве мотивов и следующие: чувство
ответственности, возможность приносить пользу людям, получение
результата труда для других.
5. Современные социально-экономические условия и их влияние на
профессиональное самоопределение подростков
В последнее десятилетие проблема формирования кадрового
потенциала для социально-экономического развития особенно актуальна,
причем вопросы профессиональной ориентации личности будущего
специалиста в постиндустриальном обществе становятся ведущими.
Необходимость актуализации профориентационной работы обусловлена
следующими обстоятельствами: усиливающимся несоответствием спроса и
предложения рабочей силы на рынке труда; дефицитом необходимого
количества квалифицированных инженерных кадров, рабочих
востребованных профессий и квалификаций; несоответствием между
имеющимися профессиями и специальностями и уровнем квалификации всех
категорий соискателей рабочих мест, в том числе молодых специалистов;
между требованиями работодателей и условиями современного
производства.
Сегодня наибольшим спросом у работодателей пользуются
представители рабочих и технических специальностей. По мнению
экспертов, в перспективе самыми востребованными в России станут
выпускники средних профессиональных образовательных учреждений.
Сложившаяся система профориентации не соответствует потребностям
постиндустриального общества по следующим причинам:
сформированная в общеобразовательных учреждениях и обществе в
целом установка на организацию профориентационной работы, связанной
чаще всего только с ориентацией и подготовкой выпускников к поступлению
в высшие учебные заведения;
сложившееся общественное мнение о престижности /
непрестижности учреждений различного уровня профессионального
образования и, как следствие, сохраняющийся дисбаланс в количестве
выпускников высшего, среднего и начального профессионального
образования.
недостаточный уровень готовности педагогических кадров к
организации профориентационной работы со школьниками и обучающейся в
профессиональной школе молодежью в условиях социально-
профессиональной нестабильности и динамичности;
отсутствие единой информационной системы профориентации;
недооценка роли профориентационного партнерства с различными
современными рынками – рынком технологий, рынком квалификаций,
рынком родительских ожиданий и притязаний молодежи; отсутствие
скоординированной системы управления качеством организации
профориентационной работы с учащейся молодежью.
Негативное влияние данных факторов усугубляется отсутствием
системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации
специалистов в области профориентации – профориентологов,
профконсультантов, профдиагностов.
В современных условиях постиндустриального общества традиционное
понимание профессиональной ориентации как деятельности по оказанию
помощи населению в выборе или перемене профессии с учетом
индивидуальных интересов личности и потребности рынка труда утратило
свое значение, более актуальным становится профессиональное
самоопределение человека в течение всей жизни.
Уточнение своего места в мире профессий; выбор конкретной
специальности; осмысление своей социально-профессиональной роли,
отношения к профессиональному труду, коллективу и самому себе
становятся важными компонентами жизни молодежи. Когда же возникает
отчуждение от профессии, то человек начинает ею тяготиться, испытывая
неудовлетворенность своим профессиональным положением; нередки случаи
вынужденной смены профессии (специальности), места работы. Весь этот
комплекс проблем в профессиоведении определяют понятием
профессиональное самоопределение, которое в настоящее время становится
тематическим ядром профессиональной ориентации.
6. Методы психологической диагностики учащихся в процессе
психолого-педагогического сопровождения их профессионального
самоопределения
Направлениями психолого-педагогического сопровождения
профессионального самоопределения старшеклассников должно являться:
создание условий, способствующих формированию у школьников реального
представления о своей личности, жизненных ценностях, способностях
и возможностях; обучение старшеклассников способам самоанализа
в решении проблемных ситуаций; психологическая помощь при выборе
профиля обучения; интеграция образовательного процесса с практикой
профессионального самоопределения старшеклассников; организация
индивидуальных маршрутов профильной подготовки старшеклассников
с учетом их профессионального самоопределения; консолидация профильной
школы с высшими учебными заведениями.
Для реализации целей в данном направлении нами был использован
ряд психологических диагностических методов и методик. Среди них
содержательный анализ литературы по проблеме с позиции теории развития,
теории идентичности, концепции сознания и самосознания, теории
мотивации, концепции профессионального самоопределения, концепции
профильного обучения; анкетный опрос групп школьников, студентов,
педагогов и родителей для обобщенного анализа ситуации
профессионального самоопределения в профильной школе; методика
«Ценностные ориентации» М. Рокича; методика количественного измерения
самооценки С. А. Будасси; методика «Дифференциально-диагностический
опросник» (ДДО) Е. А. Климова; метод обобщения независимых
характеристик для изучения процесса профессионального самоопределения
с различных точек зрения; математико-статистическая обработка данных.
Рассмотрим пример методики «Ценностные ориентации» М. Рокича.
М. Рокич рассматривал ценности как разновидность устойчивого
убеждения, что некая цель или способ существования предпочтительнее, чем
иной.
Природа человеческих ценностей по Рокичу:
1. общее число ценностей, являющихся достоянием человека,
сравнительно не велико;
2. все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в
различной степени;
3. ценности организованы в системы;
4. истоки человеческих ценностей прослеживаются в культуре,
обществе и его институтах, и личности;
5. влияние ценностей прослеживается практически во всех
социальных феноменах, заслуживающих изучения.
М. Рокич различает два класса ценностей — терминальные и
инструментальные [3]:
Терминальные ценности М. Рокич определяет, как убеждения в
том, что какая-то конечная цель индивидуального существования (например,
счастливая семейная жизнь, мир во всем мире) с личной и общественной
точек зрения стоит того, чтобы к ней стремиться;
Инструментальные ценности — как убеждения в том, что какой-
то образ действий (например, честность, рационализм) является с личной и
общественной, точек зрения предпочтительным в любых ситуациях. По сути,
разведение терминальных и инструментальных ценностей производит уже
достаточно традиционное различение ценностей-целей и ценностей-средств.
Процедура проведения (таблица 1) .
Описание: «предлагаются два списка по 18 ценностей. Задача —
проранжировать их по порядку значимости для как принципов, которыми
руководствуемся в нашей жизни. То есть самому важному присваиваем
номер 1 и т.д., так что под восемнадцатым номером будет идти ценность
наименее значимая для вас.
Конечный результат должен отражать истинную позицию».
Таблица 1 – Пример проведения процедуры
Терминальные ценности ранг Инструментальные
ценности
ранг
Активная деятельная жизнь
(полнота и эмоциональная
насыщенность жизни)
Аккуратность
(чистоплотность, умение содержать
в порядке вещи, четкость в ведении
дел)
Жизненная мудрость
(зрелость суждений и здравый
смысл, достигаемые благодаря
жизненному опыту)
Воспитанность (хорошие
манеры, умение вести себя в
соответствии с нормами культуры
поведения)
Здоровье (физическое и
психическое)
Высокие запросы (высокие
требования к жизни и высокие
притязания)
Интересная работа Жизнерадостность
(оптимизм, чувство юмора)
Красота природы и искусства
(переживание прекрасного в природе
и в искусстве)
Исполнительность
(дисциплинированность)
Любовь (духовная и
физическая близость с любимым
человеком)
Независимость (способность
действовать самостоятельно,
решительно)
Материально обеспеченная
жизнь (отсутствие материальных
проблем)
Непримиримость к
недостаткам в себе и других
Наличие хороших и верных
друзей
Образованность (широта
знаний, высокий культурный
уровень)
Общественное признание
(уважение окружающих, коллектива,
коллег)
Ответственность (чувство
долга, умение держать свое слово)
Познание (возможность
расширения своего образования,
кругозора, общей культуры,
Рационализм (умение здраво
и логично мыслить, принимать
обдуманные, рациональные
интеллектуальное развитие) решения)
Продуктивная жизнь
(максимально полное использование
своих возможностей, сил и
способностей)
Самоконтроль
(сдержанность, самодисциплина)
Развитие (работа над собой,
постоянное физическое и духовное
совершенствование)
Смелость в отстаивании
своего мнения
Свобода (самостоятельность,
независимость в суждениях и
поступках)
Чуткость (заботливость)
Счастливая семейная жизнь
Терпимость (к взглядам и
мнениям других, умение прощать
другим их ошибки и заблуждения)
Счастье других
(благосостояние, развитие и
совершенствование других людей,
всего народа, человечества в целом)
Широта взглядов (умение
понять чужую точку зрения,
уважать иные вкусы, обычаи,
привычки)
Творчество (возможность
заниматься творчеством)
Твердая воля (умение
настоять на своем, не отступать
перед трудностями)
Уверенность в себе
(внутренняя гармония, свобода от
внутренних противоречий,
сомнений)
Честность (правдивость,
искренность)
Удовольствия (приятное,
необременительное
времяпрепровождение, отсутствие
обязанностей, развлечения)
Эффективность в делах
(трудолюбие, продуктивность в
работе)
Обработка результатов.
Выставленные испытуемыми ранги ценностей отражают важность
каждой из них.
Важно помнить, что в опроснике Рокича шкалы имеют обратный
характер:
чем меньше ранг, тем выше значимость ценности для
респондента;
чем выше ранг, тем ниже значимость ценности.
Шкалы теста Рокича.
В результате проведения методики М. Рокича выявляется
выраженность 36 показателей – ценностных ориентаций двух типов:
Терминальные ценности:
1. АКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНАЯ ЖИЗНЬ
2. ЖИЗНЕННАЯ МУДРОСТЬ
3. ЗДОРОВЬЕ
4. ИНТЕРЕСНАЯ РАБОТА
5. КРАСОТА ПРИРОДЫ И ИСКУССТВА
6. ЛЮБОВЬ
7. МАТЕРИАЛЬНО ОБЕСПЕЧЕННАЯ ЖИЗНЬ
8. НАЛИЧИЕ ХОРОШИХ И ВЕРНЫХ ДРУЗЕЙ
9. ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРИЗНАНИЕ
10. ПОЗНАНИЕ
11. ПРОДУКТИВНАЯ ЖИЗНЬ
12. РАЗВИТИЕ
13. РАЗВЛЕЧЕНИЯ
14. СВОБОДА
15. СЧАСТЛИВАЯ СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ
16. СЧАСТЬЕ ДРУГИХ
17. ТВОРЧЕСТВО
18. УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ
Инструментальные ценности:
1. АККУРАТНОСТЬ
2. ВОСПИТАННОСТЬ
3. ВЫСОКИЕ ЗАПРОСЫ
4. ЖИЗНЕРАДОСТНОСТЬ
5. ИСПОЛНИТЕЛЬНОСТЬ
6. НЕЗАВИСИМОСТЬ
7. НЕТЕРПИМОСТЬ К НЕДОСТАТКАМ
8. ОБРАЗОВАННОСТЬ
9. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
10. РАЦИОНАЛИЗМ
11. САМОКОНТРОЛЬ
12. СМЕЛОСТЬ
13. ТВЕРДАЯ ВОЛЯ
14. ТЕРПИМОСТЬ
15. ЧЕСТНОСТЬ
16. ЧУТКОСТЬ
17. ШИРОТА ВЗГЛЯДОВ
18. ЭФФЕКТИВНОСТЬ В ДЕЛАХ
Интерпретация результатов.
Полученная в результате исследования индивидуальная иерархия
ценностей может быть разделена на три равные группы:
предпочитаемые ценности, значимые (ранги с 1 по 6);
индифферентные, безразличные (7-12);
отвергаемые, незначимые (13-18 ранг иерархии).
Полученные для каждой из 36-ти ценностей их ранги, отражающие
значимость ценности для испытуемого, можно использовать в эмпирических
исследованиях для выявления различий в группах или для анализа
взаимосвязей ценностных ориентаций с другими психологическими
феноменами.
Пример анализа результатов опросника Рокича.
На рис. 1 приведены средние значения терминальных ценностей
подростков экспериментальной (спортсмены) и контрольной (не спортсмены)
групп.
Рисунок 3 – Средние значения рангов терминальных ценностей
Структура терминальных ценностей подростков обеих групп носит
сходный характер: наиболее значимы ценности здоровье, любовь, друзья и
семья; наименее значимы – красота, творчество, счастье других.
Подростки из обеих подгрупп в большей степени ориентируются на
здоровье, любовь, семью и друзей. Не столь важным является ориентация на
красоту природы и искусства, творчество и счастье других.
Тест Милтона Рокича для диагностики ценностных ориентация – один
из наиболее популярных опросников для диагностики ценностно-смысловой
сферы личности.
Заключение
Подростковый возраст – это самый трудный и сложный из всех детских
возрастов, представляющий собой период становления личности. Вместе с
тем это самый ответственный период, поскольку здесь складываются основы
нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к
людям, к обществу. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты
характера и основные формы межличностного поведения. Главные
мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным
стремлением к личностному самосовершенствованию, - это самопознание,
самовыражение и самоутверждение.
Подростки существенно отличаются друг от друга как по темпераменту
и по характеру, так и по своим способностям, потребностям, стремлениям и
интересам, разной степенью самосознания. Индивидуальные особенности
проявляются и в выборе жизненного пути. Выбор профессии и овладение ею
начинается с профессионального самоопределения. На этом этапе ученики
должны уже вполне реально сформировать для себя задачу выбора будущей
сферы деятельности с учетом имеющегося психологического и
психофизиологического ресурсов. В это время у учащихся формируются
отношения к определенным профессиям, осуществляется выбор учебных
предметов в соответствии с выбранной профессией.
В профессиональной ориентации принято выделять несколько
основных этапов:
Профессиональное просвещение.
Профессиональную консультацию.
Профессиональную адаптацию - психологическое привыкание к
профессии.
Несколько подробнее эти этапы можно описать так:
профессиональное просвещение – обеспечение школьников
информацией о мире профессий, учебных заведений, возможностях
профессиональной карьеры;
профессиональное воспитание – формирование у школьников
трудолюбия, работоспособности, профессиональной ответственности,
способностей и склонностей;
профессиональное консультирование школьников и родителей по
вопросам выбора профессии, трудоустройства, возможностей получения
профессиональной подготовки;
профессиональное развитие личности и поддержку
профессиональной карьеры, включая перевыбор профессии и
профессиональную переподготовку.
1. Профориентация - научно обоснованная система подготовки
молодежи к свободному и самостоятельному выбору профессии,
призванному учитывать как индивидуальные особенности каждой личности,
так и необходимость полноценного распределения трудовых ресурсов в
интересах страны, отдельной отрасли, экономического региона, города.
2. Различают групповую и индивидуальные формы профориентации.
Основные методы профориентации: беседа; рассказ; анкетирование;
консультация; игра.
3. Особенности профориентации подростка заключаются в том, что
именно в этом возрасте у учащихся формируются отношения к
определенным профессиям, осуществляется выбор учебных предметов в
соответствии с выбранной профессией.
В то же время подросток не готов взять на себя ответственности за
профессиональное и личностное самоопределение, ему требуется
компетентный профессиональный совет, дополнительная опора в своем
важном жизненном выборе.
Список использованных источников
1) Афанасьева, Н. В. Психолого-педагогическая работа по
профориентации учащихся 8-9 классов. Практическое пособие / Н.В.
Афанасьева, Н.В. Малухина, Т.В. Загоскина. - М.: АРКТИ, 2017. - 112 c.
2) Гавриленкова, Ирина Профориентация-глобальная проблема
человека нового тысячелетия / Ирина Гавриленкова. - М.: LAP Lambert
Academic Publishing, 2019. - 203 c.
3) Каптерев, Андрей Профориентация старшеклассников / Андрей
Каптерев. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2018. - 192 c.
4) Пряжников, Н.С. Профориентация в школе и колледже. Игры,
дискуссии, задачи-упражнения. Методическое пособие / Н.С. Пряжников. -
М.: Академия (Academia), 2017. - 889 c.
5) Степанов, Владимир Григорьевич Мозг и эффективное развитие
детей и взрослых. Возраст, обучение, творчество, профориентация. Учебное
пособие / Степанов Владимир Григорьевич. - М.: Академический проект,
2018. - 570 c.
6) Столяренко, Л. Д. Детская психодиагностика и профориентация.
Учебное пособие: моногр. / Л.Д. Столяренко. - М.: Проспект, 2017. - 336 c.
7) Ульяна, Вячеславовна Переплётчикова Секреты и искусство
профориентации и поиска предназначения. Как войти в своё русло и
следовать к источнику благополучия / Ульяна Вячеславовна Переплётчикова.
- М.: Издательские решения, 2019. - 812 c.
8) Финогенова, Ольга Инициирующий подход к профориентации
школьников в тренингах и играх / Ольга Финогенова. - М.: LAP Lambert
Academic Publishing, 2019. - 100 c.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!