это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3529615
Ознакомительный фрагмент работы:
1 Теоретико-правовая характеристика административных правоотношений51.1 Понятие и признаки административных правоотношений51.2 Виды административных правоотношений102 Элементы административных правоотношений172.1 Субъекты и объекты административных правоотношений172.2 Содержание административных правоотношений21Заключение28Список использованных источников30ВВЕДЕНИЕАктуальность темы. Регулирование административных правоотношений сопровождается процессами, которые во многом могут быть урегулированы посредством систематизации административного законодательства, как федерального уровня, так и субъектов РФ. В соответствии со ст. 72 Конституции РФ [1], административное и административно-процессуальное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. Многообразие актов, регулирующих административные правоотношения, предопределяет необходимость выявления особенностей указанных правоотношений, что в свою очередь, способствует выявлению пробелов в их правовом регулировании.Административные правоотношения составляют один из важнейших элементов механизма административно-правового регулирования общественных отношений в сфере исполнительной власти. Большая значимость административных правоотношений, а также наличие в них особенностей предопределяет актуальность и необходимость их исследования.Проблема исследования заключается в потребности конкретизации понятия административно-правовых отношений с учетом развития современных представлений и динамики развития науки административного права. Проблематика также заключается в необходимости снижения коррупционного фактора в административных правоотношениях. Решение обозначенной проблемы видится в совершенствовании правовых норм, регулирующих административные правоотношения в современной России.Объектом исследования выступает совокупность общественных отношений, урегулированных административно-правовыми нормами.Предмет исследования составляют нормативные правовые акты, регулирующие административные правоотношения и доктринальные положения науки в рассматриваемой области.Цель работы – анализ сущности и особенностей административных правоотношений.Задачи работы:− определение понятия и признаков административных правоотношений;− анализ отдельных видов административных правоотношений; − рассмотрение субъектов и объектов административных правоотношений;− анализ содержания административных правоотношений.Нормативную базу работы составляют нормы Конституции РФ, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и других нормативных правовых актов.Теоретической основой работы послужили труды ученых в рассматриваемой области, в частности, работы А.А. Бросалиной, А.М. Волкова, П.И. Кононова, А.К. Соловьевой, А.И. Стахова и др.Методологическую основу работы составил общенаучный диалектический метод познания общественных явлений. Комплексно применялись общенаучные и частно-научные методы познания: логический, лингвистический, правовой, анализа, индукции, дедукции и другие методы.Структура работы обусловлена поставленными целями и задачами. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.1 ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ1.1 Понятие и признаки административных правоотношенийАдминистративные правоотношения представляют собой разновидность правовых отношений, разнообразных по своему характеру, юридическому содержанию, по их участникам. Административные правоотношения − это сфера, в которую вовлечен широчайший круг субъектов. Участниками данного типа коммуникаций могут быть граждане, организации, государственные и муниципальные органы власти. Административно-правовым отношениям свойственны все основные признаки любого правового отношения, как-то: первичность правовых норм, вследствие чего правоотношение есть результат регулирующего воздействия на данное общественное отношение данной правовой нормы, придающего ему юридическую форму; регламентация правовой нормой действий (поведения) сторон этого отношения; корреспонденция взаимных обязанностей и прав сторон правоотношения, определяемая правовой нормой и т.п. Соответственно под административным правоотношением понимается урегулированное административно-правовой нормой управленческое общественное отношение, в котором стороны выступают как носители взаимных обязанностей и прав, установленных и гарантированных административно-правовой нормой [23, с. 37]. Административные правоотношения относятся к разряду публичных правоотношений. Публичные правоотношения характеризуются тем, что одним из субъектов таких отношений является государство в лице его органов и должностных лиц, а также муниципальные органы. Хотелось бы обратить внимание здесь на тот фактор, что муниципальные органы власти не относятся к государственной власти, они самостоятельны. Но, что на наш взгляд является существенным, в результате последних изменений, внесённых в Конституцию РФ на основании проведенного всероссийского голосования, теперь в ч. 3 ст. 132 Конституции РФ закреплено, что органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации. Публичные правоотношения еще характеризуются как властеотношения, что, является одним из значимых признаков рассматриваемых правоотношений.Особенности административно-правовых отношений состоят в следующем:− наличие властного характера, то есть отношение по поводу реализации государственной власти;− неравенство субъектов;− эти отношения складываются преимущественно в особой сфере государственной и общественной жизни − в сфере государственного управления, то есть в сфере исполнительной власти;− наличие обязательной стороны. Без стороны, наделенной государственно-властными полномочиями, нет и административно-правового отношения. Гражданин не может быть стороной административного правоотношения по отношению к другому гражданину;− это организационные, оперативные отношения;− возникают по инициативе любой стороны, в том числе по инициативе гражданина, например, когда он требует от властей исполнения своих прав Согласие другой стороны не требуется;− споры разрешаются преимущественно в порядке подчиненности. Законодательство предусматривает возможность гражданина обжаловать действия администрации и в суд, и это качество законодательства многие склонны считать настоящим проявлением демократии, под которое проводится судебная реформа. Однако административный путь более оперативен, дешев и доходчив для управленческих отношений. Ну а возможности злоупотреблять правом имеет не только администрация, но и судьи, правовых ошибок судей ничуть не меньше таковых, совершаемых администраторами. Общими причинами злоупотреблений и тех, и других является характер социальной системы, обусловливающей их поведение;− ответственность стороны-нарушителя наступает перед государством, а не перед другой стороной, как в гражданских отношениях [15, с. 53].Все эти особенности представлены в реальном административном правоотношении только в своей совокупности. Разберем первую из этих особенностей.Властность в государственном управлении имеет принципиальный характер. Само государственное управление возможно определить, как «процесс достижения целей и задач государства через субъекты государственного управления» [19, с. 38]. Властные отношения называются административными. И это первый признак особенностей административных правоотношений.Второй признак особенностей административно-правовых отношений заключается в очевидном правовом неравенстве субъектов, участвующих во властных отношениях: один субъект имеет право приказать, другой обязан повиноваться. Не меняет этого положения и ситуация так называемого административно-правового договора: при иной воле государственной стороны такого договора действие договора меняется даже и без учета условий невластного субъекта. Например, когда аренда частным предпринимателем государственного помещения начинает мешать государству, условия договора аренды такого помещения прекращаются волей одной стороны, властной.Третий признак из особенностей административного правовоотношения вызван особенностями настоящего периода развития Российского государства, когда конституционным образом закреплен принцип разделения властей, как принцип построения государства, когда исполнительная власть естественно выделяется как область регулирования административным правом, а отношения внутри исполнительной ветви власти становятся административными. Еще одна особенность административных правоотношений состоит в их оперативном характере, повседневности. Административные власти выполняют свои функции повседневно, оперативно, на принципе разумности и усмотрения, используя принцип целесообразности и главным, образом, принципа законности [25, с. 108].Одна из особенностей административного правоотношения заключается в том, что оперативность действий администрации вынуждает также оперативно разрешать и возникающие разногласия, снижать трения управляющих и управляемых. Судебная процедура разрешения конфликтов для этого не подходит, так как достаточно медлительна. Поэтому большинство административных споров разрешаются в упрощенном порядке, в порядке подчиненности. Или в порядке административной юстиции [14, с. 12].Особенность административно-правового отношения заключается также в характере ответственности управляемого субъекта административного правоотношения. Поскольку управляющее воздействие оказывается именем государства, обеспечивается государственным принуждением, то и ответственность может иметь место только перед властью, перед государством.Рассматривая основы административных правоотношений, необходимо обратиться к вопросу их соотношения с другими видами правоотношений. Наиболее близкими к административным правоотношениям являются конституционные. По справедливому утверждению К.А. Смирновой и В.А. Шоховой, их объединяет близость объекта, предмета и субъектного состава [21, с. 63]. В обоих случаях объектом правоотношений будет выступать публичный интерес. Бывают ситуации, в которых отделить конституционные правоотношения от административных вообще непросто. Так, например, если рассматривать статус Правительства РФ с точки зрения конституционных норм (ст. 114 Конституции РФ), то имеет место формирование как государственно-правовых, так и административно-правовых отношений. Однако конституционные нормы носят скорее обтекаемый и неконкретный характер, тогда как речь заходит об организационной деятельности Правительства РФ [2], это верный переход к административным правоотношениям. Анализируя связь административных правоотношений с уголовными, можно найти точки их соприкосновения только в случае их смежных составов, например, «мелкое хулиганство − хулиганство». В случае поиска связи с гражданскими правоотношениями мы находим, что здесь их связывают такие смежные институты, как управление государственной властью и заключение договоров на оказание услуг для государственных нужд. Государство в лице уполномоченного органа, с одной стороны, выступает носителем имущественных прав и обязанностей, с другой - реализуется компетенция уполномоченного органа. Правоотношения финансовые хоть и вышли из административных, нам представляется, уже получили относительную самостоятельность. Точки соприкосновения усматриваются в том случае, когда речь идет о налоговой ответственности или финансовом контроле [24, с. 157].В отличие от гражданско-правовых и ряда других видов правоотношений административные правоотношения построены на началах «власть − подчинение», в которых отсутствует юридическое равенство сторон. В административных правоотношениях наличие органа государственного управления обязательно, это отношения организационные, возникающие по инициативе одной из сторон. Они возникают, изменяются и прекращаются при наличии условий, предусмотренных административно-правовыми нормами. В результате обозначенной проблематики, считаем возможным определить дефиницию административного правоотношения следующим образом: административные правоотношения − это регулируемое административно-правовой нормой, охраняемое административной ответственностью управленческое отношение, участники которого, проявляя волеизъявление, образуют между собой связи, посредством юридических прав и обязанностей и разрешают административные споры, как в судебном, так и во внесудебном порядке. 1.2 Виды административных правоотношенийКлассификация административных правоотношений и оснований их возникновения и прекращения является необходимым предварительным условием правовой регламентации способов их реализации и более эффективного практического их применения органами государственного управления или местного самоуправления. Учитывая многообразие сферы государственного управления, можно констатировать, что и административные правоотношения, складывающиеся в ее пределах, различны по своему характеру, содержанию и направленности. Отсюда следует возможность их видовой классификации по определенным критериям, выработанным наукой административного права. Далее представим отдельные виды административных правоотношений.1. Основные и неосновные административные правовые отношения.Несмотря на известную условность и дискуссионность данного критерия [17, с. 78], имеется достаточно оснований для того, чтобы из общей массы самых разнообразных административных правоотношений выделить:а) административные правоотношения, непосредственно выражающие основную формулу управляющего воздействия («субъект − объект»), в которой наиболее отчетливо проявляется властная природа государственно-управленческой деятельности. Имеются в виду собственно властеотношения, складывающиеся между обязательными элементами любой социальной системы, трактуемой в управленческом смысле. Эта группа административно-правовых отношений вполне закономерно может характеризоваться в качестве основной, так как в данном случае правоотношения в максимальной степени причастны к упорядочивающему воздействию на социальные связи, т.е. к основному функциональному назначению управления. Они отчетливо выражают присущую управлению авторитарность, т.е. приоритет воли субъекта управления. Это прежде всего отношения между вышестоящими и нижестоящими звеньями механизма реализации исполнительной власти, между руководителями и подчиненными им по службе административно-управленческими работниками, между исполнительными органами (должностными лицами) и гражданами, несущими определенные административно-правовые обязанности, и т.п.б) административные правоотношения, складывающиеся за рамками непосредственного управляющего воздействия на тот или иной объект, но органически связанные с его осуществлением. Иначе говоря, они выходят за рамки взаимодействия субъекта и объекта. Суть такого рода правоотношений в том, что они представляют собой связи между несоподчиненными сторонами управленческого процесса. Следовательно, имеет место отсутствие свойственной управлению властности, так как участники правоотношения равноправны («субъект − субъект»). Так, два министерства могут вступать в отношения, связанные с необходимостью подготовки совместного правового акта или согласования взаимных управленческих вопросов. Такого рода управленческие связи необходимы прежде всего для создания нормальных условий реализации исполнительной власти, в частности для подготовки к последующему управляющему воздействию (например, на основе совместно принятого правового акта). Фактически они служат организационно-правовой предпосылкой собственно властеотношений.Очевидно, что административные правоотношения первого вида занимают главное место в механизме реализации исполнительной власти, о чем свидетельствуют и иные варианты квалификации этих правоотношений.2. Внешние и внутриорганизационные административные правоотношения.В соответствии с данной классификацией правоотношения подразделяются на:а) возникающие в рамках внутренней деятельности органов управления (решение структурных и кадровых вопросов, распределение обязанностей работников управленческого аппарата, определение их ответственности и т.п.);б) возникающие в рамках внешней сферы управления, т.е. непосредственно в процессе реализации функций управления применительно к управляемым объектам.3. Субординационные и координационные административные правоотношения.Для первых характерна авторитарность (властность) юридических волеизъявлений субъекта управления. Они как раз являются собственно административными. Что касается вторых, то ими обозначают, как правило, такие управленческие связи, в которых авторитарность отсутствует (например, отношения между несоподчиненными исполнительными органами).Относительно субординационности административных правоотношений сомнений практически не возникает. Что же касается координации, то все зависит от того, насколько вообще верна ее трактовка. А последняя не признает однозначности. С одной стороны, действительно, в ряде случаев координация (т.е. согласование) не только не связана с соподчиненностью, но и лишена юридически-властного характера. Например, в отношениях между исполнительными органами и общественными объединениями координация выражается в обеспечении делового сотрудничества, т.е. взаимодействия, не сопровождаемого юридическими атрибутами.Ситуация резко меняется в тех случаях, а они наиболее типичны, когда координация фактически является одним из проявлений государственно-управленческой деятельности, т.е. совпадает с ее юридически-властными проявлениями. Так, Правительство РФ координирует деятельность администрации краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, направляет (т.е. координирует) работу органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Координационные полномочия подобного рода реализуются в форме правительственных актов, т.е. его юридически-властных волеизъявлений.Координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти осуществляют Председатель Правительства РФ, его заместители и федеральные министры. Структура федеральных органов исполнительной власти периодически совершенствуется и корректируется и в настоящее время соответствует Указу Президента РФ от 21 октября 2020 г. № 21 [11]. Все это свидетельствует о том, что и координация, как непременный атрибут механизма реализации исполнительной власти, имеет юридически-властный характер, причем как во взаимоотношениях между соподчиненными (Правительство и министерство), так и между несоподчиненными исполнительными органами (министерство и государственный комитет). Значит, по своей сути координация также может быть субординационной.4. Вертикальные и горизонтальные административные правоотношения.Подобная классификация административных правоотношений представляет значительный интерес, так как в ее основе лежит юридический характер взаимодействия их участников, т.е. главное в их деятельности. Именно в силу этого она по своей сути впитывает наиболее отчетливо выраженные черты всех предыдущих вариантов классификации, выражая их наиболее четко и последовательно.а) Вертикальные административные правоотношения непосредственно характеризуют суть административно-правового регулирования и типичных для государственно-управленческой деятельности субординационных связей между субъектом и объектом управления, а также внешней направленности механизма реализации исполнительной власти. Они всегда возникают между соподчиненными сторонами, т.е. исключают равенство сторон. Властной стороной в них всегда выступает соответствующий исполнительный орган (должностное лицо); второй стороной при этом может быть также исполнительный орган (должностное лицо), но объем юридически-властных полномочий, предоставленных ему, меньше, чем у первой (например, Правительство и министерство), либо вторая сторона их вообще не имеет (например, гражданин). В подобной ситуации и создается возможность реализации одной стороной отношения непосредственного управляющего воздействия на другую, которая далеко не во всех случаях ей организационно подчинена (данные отношения могут быть официально оформлены, в частности путем составления протокола о совершенном административном правонарушении [18, с. 87]).Все вертикальные административно-правовые отношения в различном объеме выражают юридическую зависимость одной стороны от другой. Это - логическое и фактическое следствие закрепленного административно-правовыми нормами неравноправного положения управляющих и управляемых.б) Горизонтальные административные правоотношения. В качестве таковых признаются отношения, в рамках которых стороны фактически и юридически равноправны. В них, соответственно, отсутствуют юридически-властные веления одной стороны, обязательные для другой. В частности, такие отношения возникают в интересах подготовки тех или иных материалов, справок, отчетов, проектов решений и т.п. Такого типа отношения складываются также между несоподчиненными исполнительными органами по поводу, например, подготовки совместных нормативных актов, по согласованию совместных управленческих мероприятий, по формированию межведомственных консультативных, совещательных и иных советов. Для отношений подобного рода характерно то, что они возникают на стадии, предшествующей непосредственному управляющему воздействию, а потому служат предпосылкой вертикальных отношений, так как создают условия, необходимые для принятия одностороннего юридически-властного решения.Другая группа подобных отношений возникает после осуществления непосредственного управляющего воздействия. Их цель состоит в создании условий, необходимых для эффективной реализации принятого в одностороннем порядке юридически-властного решения. Это отношения по формированию межведомственных комиссий, по проведению совместных ревизий, по выработке иных совместных мер по исполнению правовых актов. Отметим, что межведомственные комиссии создаются в различных областях, например, в сфере развития международного развития [10], в области исторического просвещения [9] и др. Две вышеназванные группы административных правовых отношений относятся к числу административно-процедурных.Горизонтальными по своему содержанию являются также административно-процессуальные отношения, возникающие по поводу административно-правовых споров. Например, это отношения в рамках производства по жалобам и заявлениям граждан [3], по делам об административных правонарушениях [4]. Соответствующее законодательство обеспечивает процессуально равное положение сторон в таких отношениях.Наконец, горизонтальными могут быть признаны отдельные отношения административно-договорного характера, носящие форму различного рода соглашений. Важным элементом характеристики горизонтальных административных правоотношений является то, что любые совместные действия однопорядковых и равноправных сторон (отношения типа «субъект - субъект»), равно как и процессуальное равноправие, перерастают в вертикальные отношения. В результате вышеизложенного следует вывод, что административные правоотношения можно классифицировать по различным основаниям, что приводит к выделению множества их видов: вертикальные и горизонтальные, материальные и процессуальные и др. Вертикальными являются правоотношения между подчиненными, подведомственными или подконтрольными субъектами, а горизонтальные − между равнопоставленными субъектами. Вертикальные правоотношения наиболее распространены в административном праве, их примером являются отношения между вышестоящим властвующим начальником и подчиненным субъектом, гражданином, предприятием. Горизонтальные административные правоотношения реализуются, в частности, при связях двух министерств, когда одно из них не может совершить свои властные действия без согласия другого. Материальными административными правоотношениями являются отношения по реализации материальных прав и обязанностей субъектов административного права. Процессуальными являются административные правоотношения между субъектами административного права при разрешения споров о материальном праве.2 ЭЛЕМЕНТЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ2.1 Субъекты и объекты административных правоотношенийДля административного права характерен общий состав правоотношения: субъекты, объекты, содержание.Субъект права − это носитель прав и обязанностей. Применительно к административному праву субъектом права можно назвать лицо, вступающее в административные правоотношения. В административном праве Российской Федерации в качестве субъекта выступают органы исполнительной власти, должностные лица, физические и юридические лица, общественные объединения. В структуре статуса субъекта имеются элементы: административная правоспособность, административная дееспособность, права, обязанности, национальность (гражданство) и др. В правоотношении субъектов обычно два, может быть и более.Понятие статуса субъекта права вообще и административного, в частности, включает ряд элементов, которые отражают правосубъектность только в своей совокупности. По утверждению А.К. Соловьевой, к этим элементам относятся:а) структура статуса, включающая в себя правоспособность, дееспособность, права, обязанности, гражданство;б) содержание статуса: в данном случае содержанием являются отношения властного характера, административные отношения;в) механизм регулирования статуса, включающий в себя принципы правового статуса, гарантии прав, способы защиты и реализации прав, ответственность [22, с. 239].Административная правоспособность означает закрепленную нормами права возможность субъекта права вступать в административно-правовые отношения, его способность быть субъектом права, то есть пользоваться правами и исполнять соответствующие обязанности. Административная дееспособность − это фактическая возможность практической реализации предоставленных субъекту прав и выполнения возложенных на него обязанностей в сфере государственного управления. Возникает и прекращается в соответствии с различными ее сроками, установленными законодательством. Для гражданина она наступает, как правило, при достижении определенного возраста. Например, в Вооруженные Силы России гражданин может быть призван только с 18-летнего возраста, ранее он правоспособен, но не дееспособен в отношении данного правоотношения. Административной ответственности, в соответствии с ч. 1 ст. 2.3 КоАП РФ подлежит только лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.Иногда праводееспособность раскрывается через термин «правосубъектность», тем более, что в отношении государственных органов и должностных лиц время возникновения и прекращения административной правоспособности совпадает со временем возникновения и прекращения их дееспособности. Профессор Д.Н. Бахрах проводит классификацию субъектов административного права по критерию внутренней их структуры на коллективные и индивидуальные субъекты [13, с. 69]. Индивидуальными субъектами административного права являются: граждане Российской Федерации [6]; иностранные граждане и лица без гражданства; должностные лица (государственные служащие). Относительно таких субъектов административных правоотношений как иностранные лица и лица без гражданства, представляется важным отметить, что прибытие иностранных лиц и лиц без гражданства на территорию Российской Федерации обусловлено множеством факторов: социальными, экономическими, политическими, культурологическими и другими. Многие иностранные граждане пребывают на территории России с желанием в будущем получить гражданство и остаться на постоянное место жительство. Суммарный миграционный прирост за последние пять лет составил 1,6 млн. человек. Среднегодовая численность трудящихся-мигрантов составила около 3 млн. человек (3-4 процента от среднегодовой численности всех трудовых ресурсов). На территории Российской Федерации ежегодно пребывает около 10 млн. иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно или временно проживает в Российской Федерации более 1 млн. иностранных граждан (п. 7 Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 - 2025 годы [12]). В соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» [5] иностранные граждане, законно находящиеся на территории РФ, подразделяются на временно пребывающих, временно проживающих и постоянно проживающих.Коллективными субъектами являются: органы исполнительной власти (государственного управления); государственные предприятия, учреждения и организации; негосударственные предприятия, учреждения и организации; органы местного самоуправления; муниципальные предприятия, учреждения и организации; фонды; общественные объединения; религиозные объединения; совместные и иностранные предприятия, учреждения и организации.Государственные организации − органы исполнительной власти (государственного управления), государственные предприятия, учреждения и их объединения (концерны, корпорации), а также структурные подразделения органов исполнительной власти наделены собственной компетенцией государством.К негосударственным организациям относятся общественные объединения (партии, союзы, общественные движения и т. д.), трудовые коллективы, органы местного самоуправления, коммерческие структуры, частные предприятия и организации.Должностные лица. В отдельных случаях законодательство наделяет административными полномочиями не орган, а отдельных государственных служащих. Например, в соответствии с п. 1 ч 2 ст. 23.3 КоАП РФ рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов внутренних дел (полиции) вправе начальники территориальных управлений (отделов) внутренних дел и приравненных к ним органов внутренних дел, их заместители, заместители начальников полиции (по охране общественного порядка), начальники территориальных отделов (отделений, пунктов) полиции, их заместители.Общественные объединения [8] как субъекты административного права выступают в трех случаях: 1) когда они выполняют предписания административных органов, 2) когда в соответствующих случаях имеют право требовать определенного поведения административных органов и 3) когда государство передает им право выполнять некоторые функции, свойственные органам самого государства. В административном праве различают следующие связи субъектов: подчиненность (вертикальная, горизонтальная), координация, подконтрольность, подведомственность. Объект − предусмотренный законодательством круг охраняемых правом общественных отношений. Или содержание отношения. Конкретный объект − предмет правоотношения. Объектом административного правовоотношения являются все разновидности связей субъектов административного права, сгруппированные наиболее четко в разделах Кодекса РФ об административных правонарушениях: права граждан, общественный порядок, отношения по охране здоровья, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественная нравственность и др.Таким образом, субъектами административно-правовых отношений являются их участники (физические лица, юридические лица, государственные и муниципальные органы и их должностные лица). Объектом административного правового отношения являет то, относительно чего субъекты вступают в правоотношение, а объектом административного правонарушения являются охраняемые законом общественные отношения.2.2 Содержание административных правоотношенийОсобенностью правоотношений, существенно отличающих их от их видов общественных отношений, является наличие прав и обязанностей у субъектов, вступающих в конкретные правоотношения. Совокупность данных прав и обязанностей и составляет содержание правоотношения. Содержание административных правоотношений составляет совокупность прав и обязанностей субъектов.Права и обязанности субъектов административного права меняются в зависимости от воли законодателя. Предоставленные на определенный момент права и обязанности, компетенция могут быть изменены или отменены в иное время. Поэтому правовой статус субъекта административного права в отношении этих его элементов необходимо определять именно на дату анализируемого правоотношения.Гражданство, а возможно, и национальность также влияют на статус, правовое положение субъекта права. С гражданством связаны некоторые специфические права и обязанности физического лица в области административного права. Такими обязанностями являются, например, служба в армии, другая государственная служба, уплата налогов и т. д. Они несколько разнятся, идет ли речь о гражданине государства или об иностранце.Национальность влияет на статус гражданина в тех случаях, когда законодательством для некоторых малочисленных или по иному основанию выделяемых народов установлены особые условия реализации их правоспособности, что, конечно же, противоречит конституционному принципу равноправия граждан [7]. Так, ношение оружия чеченцами и казаками как гражданами Российской Федерации при запрете ношения оружия другими цивилизованными народами той же страны признавалось именно в силу якобы национальных особенностей этих племен. Преимущества в статусе по причине отсталости представляет нетерпимый в цивилизованном обществе порядок.В качестве примера остановимся на анализе прав и обязанностей такого субъекта административно-правовых отношений, как гражданин.Административное право регламентирует права и обязанности граждан не только в сфере публичной управленческой деятельности, но и управляемой деятельности. Пример тому являются правила пожарной безопасности, поведения в общественных местах, торговли, охоты и рыбной ловли, правила, регулирующие преподавание в учебных заведениях, санитарные правила и т.д. Органы управления контролируют соблюдение этих правил и применяют меры государственного принуждения за их нарушение. Поэтому административное право определяет, какие деяния (действие или бездействие) являются административными правонарушениями, устанавливает виды и меры административной ответственности за их совершение, порядок производства по делам о таких правонарушениях.Права и обязанности граждан в сфере государственного управления можно объединить в четыре блока.Первый блок охватывает права и обязанности граждан, необходимые им для участия в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, а также посредством реализации конституционного принципа равного доступа к государственной службе (ст. 32 Конституции РФ). При этом понятие участие в управлении «делами государства» является чрезвычайно широким и, по существу, охватывает все сферы жизни страны. Вместе с тем особенность данной группы прав и обязанностей граждан в государственном управлении состоит в том, что их реализация требует прежде всего активного волеизъявления самих граждан как субъектов административного права.Второй блок прав и обязанностей граждан отличается тем, что для их реализации необходима активная деятельность и как минимум это содействие исполнительной власти, должностных лиц органов государственного управления. В самом деле, без поддержки, помощи и соответствующей реакции органов государственного управления граждане не в состоянии реализовать свое право на проведение собраний, митингов, демонстраций и других публичных мероприятий (ст. 31 Конституции РФ [1]), право на объединение для защиты своих интересов (ст. 30), право на обращение лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33), право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53) и т.д.Третий блок прав и обязанностей граждан в сфере государственного управления (личных, экономических, социальных) характерен тем, что их реализация требует от органов исполнительной власти, должностных лиц многообразной функциональной деятельности по их защите, государственной гарантии, созданию условий для практического осуществления, наконец, просто доброжелательного отношения. Так, каждый гражданин имеет право, без всякого различия, на равную защиту закона, на равную защиту от какой бы то ни было дискриминации, никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию и т.д. На этой основе этих нормативных актов обеспечивается защита прав граждан, например, как потребителей в сфере торговли и предоставления услуг, пользователей средствами связи и массовой информации, гарантируются права граждан в области образования и здравоохранения, физкультуры и спорта.Четвертый блок прав и обязанностей граждан в сфере государственного управления связан с их участием в деятельности органов исполнительной власти, например, в качестве членов научно-технических, экспертно-консультативных, координационных советов, межведомственных и рабочих комиссий, внештатных инспекторов, инструкторов, экспертов и т.п., в составе членов организаций, действующих целиком на общественных началах.Реализуя свой правовой статус в сфере государственного управления, граждане вступают в самые разнообразные административные правоотношения. Они возникают, изменяются или прекращаются по поводу реализации гражданами принадлежащих им прав (право на поступление в высшее учебное заведение); в связи с выполнением возложенных на граждан обязанностей (обязанность гражданина представить на технический осмотр принадлежащий ему автомобиль); ввиду нарушения органами государственного управления и местного самоуправления и их должностными лицами прав и законных интересов граждан (например, отказ без достаточных оснований в выдаче заграничного паспорта); по факту нарушения гражданами их административно-правовых обязанностей, влекущего ответственность за административные правонарушения или дисциплинарные проступки.Органы исполнительной власти действуют на основе законов, но , многие из них при этом обладают правом издания нормативных актов, которые регулируют деятельность предприятий, учреждений и организаций, а также граждан, т.е. участвуют в определении их прав и обязанностей. Гражданин может, конечно, не реализовать право, предоставленное ему, но он не может отказаться от самого этого права, поскольку оно установлено властным путем - законом или на основе закона. Все это связано с тем, что государственный орган, должностное лицо, осуществляющее исполнительно-распорядительную деятельность, действует по поручению государства, выражает государственную волю, участвует в выполнении функций государства, обеспечивая и защищая административно-правовой статус гражданина.Проблематикой содержания прав и обязанностей органов исполнительной власти их должностных лиц, как субъектов, обладающих публичной властью, является фактор использования ими своих возможностей в личностных, коррупционных интересах. По оценкам специалистов годовая коррупция в России достигает примерно одной трети бюджета страны; взяточничеством «охвачена» значительная часть бизнесменов и определенная часть государственных гражданских служащих [16, с. 112].Действующее в России законодательство создаёт нормативную базу для борьбы с коррупцией в системе государственной гражданской службы, но несмотря на предпринятые законодательные меры уровень коррупции остаётся достаточно большим. Одна из причин проблематики реализации антикоррупционных мер заключается в том, что большинство современных отечественных разработок по противодействию коррупции касается лишь отдельных направлений, аспектов, сфер такой борьбы, причем, как правило, в отрыве от решения проблем оздоровления экономики в целом. Цель антикоррупционной политики заключается в активном и постоянном противодействии коррупции, в борьбе за государство, за те институты, которые призваны служить обществу, но которые сейчас в немалой степени используются в своих интересах организованной преступностью и иными теневыми структурами, «перекуплены» ими [20, с. 117]. В этом вопросе трудно переоценить роль науки. В большей степени именно наука дает возможности прогнозирования коррупционных ситуаций и принятия опережающих мер, связанных с предупреждением коррупционных отношений. И данный вопрос следует также рассматривать в рамках исследования административно-правовых отношений.Возвращаясь к общетеоретической характеристике административных правовых отношений обратимся к вопросу их динамики. Для возникновения, изменения или прекращения административно-правовых отношений требуется наступление условий, предусмотренных административно-правовыми нормами. Это - юридические факты, т.е. обстоятельства, при которых в соответствии с требованиями соответствующей нормы между сторонами должны (или могут) возникнуть конкретные правоотношения. В качестве подобных обстоятельств выступают, как правило, действия или события.Действия являются результатом активного волеизъявления субъекта. Они могут быть правомерными, что означает их полное соответствие требованиям административно-правовых норм. В качестве юридических фактов выступают правомерные действия граждан, их объединений и всех иных возможных участников административно-правовых отношений.Например, подача гражданином жалобы влечет за собой возникновение конкретного административного правоотношения между ним и адресатом (как правило, исполнительным органом, должностным лицом).Особенностью юридических фактов по административному праву является то, что основным видом правомерных действий служат правовые акты субъектов исполнительной власти, имеющие индивидуальный характер, т.е. относящиеся (адресованные) к конкретному лицу и делу. Их прямое юридическое последствие состоит в возникновении, изменении или прекращении административного правового отношения. Например, приказ о назначении на должность влечет за собой возникновение государственно-служебных отношений, являющихся разновидностью административно-правовых.Неправомерные действия не соответствуют требованиям административно-правовых норм, нарушают их. Это - дисциплинарные проступки или административные правонарушения как наиболее характерные для сферы государственного управления. Они влекут за собой возникновение административно-юрисдикционных правоотношений. Неправомерным может быть также и бездействие (например, непринятие службой внутренних дел необходимых мер по обеспечению общественного порядка). События - это явления, не зависящие от воли людей (напри» мер, смерть, стихийное бедствие и проч.). Правомерные действия - это действия, всегда соответствующие закону, требованиям административно-правовых норм. В качестве юридических фактов могут выступать правомерные действия граждан и других возможных участников (органов, объединений и т.п.) административно-правовых отношений. Например, подача гражданином жалобы влечет за собой возникновение конкретного административного правоотношения между ним и исполнительным органом - должностным лицом, которому жалоба адресуется.В литературе также отмечается следующая особенность юридических фактов в административном праве: основным видом правомерных действий служат правовые акты субъектов исполнительной власти, имеющие индивидуальный характер, т.е. относящиеся к конкретному адресу и делу [18, с. 88]. К числу неправомерных действий относятся такие, которые не соответствуют требованиям административно-правовых норм, нарушают их. Это дисциплинарные и административные правоотношения, характерные для сферы исполнительной власти. В результате изложенного возможно сделать вывод, согласно которому административно-правовое отношение имеет структуру, в которую входят субъекты, объекты правоотношения и его нормативное содержание. Для административных правоотношений характерен обязательный субъект, в качестве которого обычно выступает соответствующий орган исполнительной власти (или должностное лицо), наделенный обязанностями и правами по осуществлению исполнительно-распорядительной деятельности. ЗАКЛЮЧЕНИЕВ результате проведённой работы на тему «Административные правоотношения» представляется возможным сформулировать следующие выводы.Административные правоотношения представляют собой самостоятельную структуру правоотношений в системе публичных правоотношений, с обязательным участием субъекта, наделенного государственно-властными управленческими полномочиями, выраженное в субъективных публичных управленческих правах и обязанностях, имеющие взаимосвязь с конституционно-правовыми, гражданско-правовыми, уголовно- правовыми и финансовыми правоотношениями.Классификация административных правоотношений и оснований их возникновения и прекращения является необходимым предварительным условием правовой регламентации способов их реализации и более эффективного практического их применения органами государственного управления или местного самоуправления. Возможно выделить две группы административно-правовых отношений: − отношения, непосредственно выражающие основную формулу управляющего воздействия («субъект – объект»), в которой четко проявляется властная природа государственно-управленческой деятельности, или, другими словами, исполнительной власти; − отношения, складывающиеся за рамками непосредственного управляющего воздействия на тот или иной объект, но органически связанные с его осуществлением.По одной из классификаций административно-правовые отношения подразделяют на вертикальные и горизонтальные и проанализировав их в работе хотелось бы указать, что важным элементом характеристики горизонтальных административно-правовых отношений является то, что любые совместные действия однопорядковых и равноправных сторон (отношения типа «субъект − субъект»), равно как и процессуальное равноправие, перерастают в вертикальные отношения.В рамках данной работы были рассмотрены отдельные проблемы в области административно-правовых отношений и в результате проведенного анализа возможно сформулировать следующие выводы и предложения:− с теоретических позиций проблематикой видится недостаточный учёт, при формулировании понятия, всех сторон административно-правовых отношений. В результате обозначенной в работе проблематики, считаем возможным определить дефиницию административно-правового отношения следующим образом: административно-правовые отношения − это регулируемое административно-правовой нормой, охраняемое административной ответственностью управленческое отношение, участники которого, проявляя волеизъявление, образуют между собой связи, посредством юридических прав и обязанностей и разрешают административные споры, как в судебном, так и во внесудебном порядке;− с практических позиций в рамках работы обращено внимание на проблему коррупционного фактора в административно-правовых отношениях. Для достижения целей борьбы с коррупцией в системе государственной службы и решения наиболее важных вопросов в этом направлении должен использоваться комплекс научных, организационных, воспитательных, экономических и правовых мер. В рамках снижения фактов коррупции, считаем значимым поведение другой стороны административно-правового отношения − граждан, в связи с этим, необходима активизация средств массовой информации и системы образования, всех институтов гражданского общества для активного содействия осознанию гражданами страны опасности коррупции и тем самым снижения уровня общественной терпимости и ее проявлениям. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВКонституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: основной закон от 12.12.1993 г. (ред. от 01.07.2020). − Режим доступа: КонсультантПлюс, свободный. О Правительстве Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. констит. закон от 06.11.2020 г. № 4-ФКЗ. − Режим доступа: КонсультантПлюс, свободный.Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 08.03.2015 г. № 21-ФЗ (ред. от 15.07.2021). − Режим доступа: КонсультантПлюс, свободный.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [Электронный ресурс]: федер. закон от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 09.11.2021). − Режим доступа: КонсультантПлюс, свободный.О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ (ред. от 02.07.2021). − Режим доступа: КонсультантПлюс, свободный.О гражданстве Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 31.05.2002 г. № 62-ФЗ (ред. от 30.12.2020). − Режим доступа: КонсультантПлюс, свободный.О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 30.04.1999 г. № 82-ФЗ (ред. от 13.07.2020). − Режим доступа: КонсультантПлюс, свободный.Об общественных объединениях [Электронный ресурс]: федер. закон от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ (ред. от 30.12.2020). − Режим доступа: КонсультантПлюс, свободный.О Межведомственной комиссии по историческому просвещению [Электронный ресурс]: указ Президента РФ от 30.07.2021 г. № 442. − Режим доступа: КонсультантПлюс, свободный.О Межведомственной комиссии по вопросам содействия международному развитию [Электронный ресурс]: указ Президента РФ от 05.11.2020 г. № 676 (с изм. от 28.04.2021). − Режим доступа: КонсультантПлюс, свободный.О структуре федеральных органов исполнительной власти [Электронный ресурс]: указ Президента РФ от 21.10.2020 г. № 21 (с изм. от 20.11.2020). − Режим доступа: КонсультантПлюс, свободный.О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 − 2025 годы [Электронный ресурс]: указ Президента РФ от 31.10.2018 г. № 622. − Режим доступа: КонсультантПлюс, свободный.Бахрах Д.Н. Административное право [Текст]: учеб. / Д.Н. Бахрах. − М.: Эксмо, 2011. − 622 с.Бросалина А.А. Административная юстиция: основные черты и перспективы ее развития в России [Текст] / А.А. Бросалина // Державинский форум. − 2019. − № 10. − С. 9-15.Волков А.М. Административное право России [Текст]: учеб. / А.М. Волков. − М.: Проспект, 2018. − 328 с.Коваль Т.А. Коррупция в России: современное состояние [Текст] / Т.А. Коваль // Социум и жизненное пространство личности (междисциплинарные аспекты): сборник статей. − Пенза: Приволжский Дом знаний, 2019. − С. 112-113.Кононов П.И. Дискуссионные вопросы теории административных правоотношений [Текст] / П.И. Кононов // Административное право и процесс. − 2021. − № 2. − С. 76-88.Липинская А.М. Предпосылки, необходимые для возникновения административных правоотношений [Текст] / А.М. Липинская // Актуальные проблемы развития государства и права: сборник трудов конференции. − Ростов-на-Дону: ИПФ «Тональ», 2021. − С. 87-90.Майоров В.И. Система государственного управления в Концепции федерального закона о государственном управлении в Российской Федерации [Текст] / В.И. Майоров // Конституция Российской Федерации и современный правопорядок: материалы научно-практической конференции. − М.: Проспект, 2019. − С. 36-40.Мылтыкбаев М.Ж. Современное состояние законодательства Российской Федерации в сфере противодействия коррупции [Текст] / М.Ж. Мылтыкбаев // Молодой ученый. − 2019. − № 15. − С. 116-119.Смирнова К.А., Шохова В.А. Соотношение конституционных и административных правоотношений [Текст] / К.А. Смирнова, В.А. Шохова // Государство и право: материалы научной конференции. − Новосибирск: Новосибирский национальный исследовательский государственный университет, 2021. − С. 63-64.Соловьева А.К. Административная правосубъектность: современные проблемы [Текст] / А.К. Соловьева // Актуальные проблемы науки административного права: сборник трудов конференции. − М.: ОнтоПринт, 2020. − С. 238-244.Стахов А.И. Административное право России [Текст]: учеб. / А.И. Стахов. − М.: Юрайт, 2021. − 484 с.Султанова А.Р. Особенности административных правоотношений: правовое регулирование [Текст] / А.Р. Султанова // Актуальные проблемы развития государства и права: сборник трудов конференции. − Ростов-на-Дону: ИПФ «Тональ», 2021. − С. 157-160.Урусов З.Х., Журтов А.Б. Принципы административного права как основа правоотношений [Текст] / З.Х. Урусов, А.Б. Журтов // Евразийский юридический журнал. − 2020. − № 8. − С. 108-109.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!