это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3549659
Ознакомительный фрагмент работы:
Введение
В настоящее время тщательно изучаются психологические причины нарушений поведения у детей разных возрастов, разрабатываются программы психопрофилактики и коррекции.В педагогике коррекция – это система психолого-педагогических воздействий, направленных не только на преодоление или ослабление отрицательных качеств личности ребёнка, но и формирование противоположных по отношению к ним положительных качеств.Данная работа посвящена исследованию феномена девиации и исследованию подходов для корректировки отклоняющегося поведения.Девиации — это отклонения от нормы поведения, принятой в данном обществе, может иметь различные проявления в виде аутизма, агрессивности, аддикций, коммуникативной девиации и др.Актуальность выбранной проблематики обуславливается тем, что коррекция проявлений девиантного поведения подростков в последние годы является одним из наиболее приоритетных направлений в современной педагогической науке. В условиях сложных, динамичных и противоречивых социально-экономических перемен появляются многочисленные факторы возникновения девиаций в подростковой среде. В результате констатируется рост таких видов и форм поведенческих отклонений, как проявление жестокости и агрессивности, тяжелые формы зависимого поведения, криминальное и антисоциальное поведение. Наибольшую остроту данная проблема приобретает в подростковом возрасте в процессе формирования, самоопределения и самоутверждения личности.Обозначенные тенденции предполагают усиление профилактической и воспитательной работы, создание действующих и эффективных программ коррекции девиантного поведения подростков1. Понятие и причины девиантного поведенияДевиантное поведение — это поведение, отклоняющееся от наиболее распространенных, общепринятых, а также устоявшихся норм и стандартов. Девиантное, негативное поведение устраняется путем применения определенных формальных, а также неформальных санкций (лечение, изоляция, исправление, наказание нарушителя). Проблема девиантного поведения является центральной проблемой прикованного внимания со времен возникновения социологии.Социология не выступает оценочной в суждениях относительно девиации. Поскольку под девиацией в социологии понимается отклонение от общепринятых общественных стандартов, и она не квалифицируется, как систематическая болезнь. Существуют различные определения для девиантного поведения.Социология под девиантным поведением понимает реальную угрозу для физического, а также социального выживания человека в определенной социальной среде, коллективе или ближайшем окружении. Девиации отмечаются нарушениями социально-нравственных норм, культурных ценностей, процессом усвоения, а также воспроизводства ценностей и норм. Это может быть единичное действие индивида, которое не соответствует нормам. Как пример это криминализация общества, развод, коррупция чиновников. Понятие о норме и отклонение определяется социально.Медицина к девиантному поведению относит отклонение от общепринятых норм межличностных взаимодействий. Это действия, поступки, высказывания, совершаемые в формах нервно-психической патологии, а также в рамках психического здоровья и пограничного состояния.Психология к девиантному поведению относит отклонение от социально-психологических, а также нравственных норм. Для отклонений характерно нарушение общественно принятых норм или же нанесение ущерба себе, общественному благополучию, окружающим.У подростков причины девиаций социальные, это недостатки воспитания. От 25%-75% детей — неполная семья, 65% подростков имеют серьезные нарушения характера, 65% — акцентуанты. Больных пациентов с делинквентными отклонениями до 40%. Половина из них имеет такое состояние как психопатия. Бродяжничество и побеги из дома в большинстве случаев объясняются делинквентностью. Самые первые побеги осуществляются от страха наказания или выступают реакцией протеста, а потом превращаются в условно-рефлекторный стереотип.Причины девиантного поведения подростков кроются в недостаточном надзоре, отсутствии внимания со стороны близких, в тревоге и страхе за наказания, в фантазерстве и мечтательности, в желании устраниться от опеки воспитателей и родителей, в жестоком обращении со стороны товарищей, в немотивированной тяге изменить скучную обстановку.Отдельно необходимо отметить раннюю алкоголизацию и наркотизацию подростков. Среди делинквентных подростков большая часть знакома с наркотиками и злоупотребляет алкоголем. Мотивы такого употребления — это желание быть в компании своим и стать взрослым, удовлетворить любопытство или изменить психическое состояние. В последующие разы принимают наркотики и выпивают для веселого настроения, а также для самоуверенности, раскованности. Возникновение групповой зависимости напиваться на встрече друзей несет угрозу алкоголизма. А стремление подростка к наркотизации является ранним признаком зависимости от наркотика.2. Формы и классификация девиантного поведенияФормы отклонений от норм у подростков включают гиперкинетическое расстройство, несоциализированное расстройство; расстройство поведения, ограничивающееся семьей; социализированное расстройство; делинквентное нарушение.Характеристика девиантного поведения подростков с гиперкинетическим расстройством включает недостаточную настойчивость, где требуется умственное напряжение, а тенденция переключаться от одного занятия к другому приводит к не завершению ни одного дела. Для ребенка характерна импульсивность, безрассудность, тенденция попадать в несчастные случаи, а также получать дисциплинарные взыскания. Взаимоотношения со взрослыми отмечаются отсутствием дистанции. У детей наблюдается расстройство поведения, а также заниженная самооценка.Расстройство поведения, ограничивающееся семьей, включает антисоциальное, а также агрессивное поведение (грубое, протестующее), которое проявляется дома в личных взаимоотношениях с родственниками. Имеет место воровство, разрушение вещей, жестокость, поджоги дома.Несоциализированное расстройство отмечается сочетанием антисоциального, а также агрессивного поведения. Для расстройства характерно отсутствие продуктивного общения со своими сверстниками, а также проявление изоляции от них, отвержение друзей и эмпатических взаимных взаимосвязей с ровесниками. С взрослыми подростки проявляют жестокость, несогласие, негодование, гораздо реже бывают хорошие взаимоотношения, но без доверительности. Способны возникать сопутствующие эмоциональные расстройства. Зачастую ребенок одинок. Такое расстройство отмечается вымогательством, драчливостью, хулиганством или нападением с насилием, а также жестокостью, грубостью, непослушанием, сопротивлением авторитетам и индивидуализмом, неконтролируемой яростью и тяжелыми вспышками гнева, поджогами, разрушительными действиями.Социализированное расстройство отмечается стойкой асоциальностью (лживостью, уходами из дома, воровством, прогулами школы, вымогательством, грубостью) или стойкой агрессией, возникающей у общительных подростков и детей. Зачастую они состоят в группе асоциальных сверстников, однако могут пребывать в составе неделинквентной компании. У таких подростков с взрослыми, представляющими власть, очень плохие отношения. Им присущи поведенческие, смешанные и эмоциональные расстройства в сочетании с асоциальными, агрессивными или вызывающими реакциями с симптомами тревоги или депрессии. Одни случаи имеют описанные расстройства в сочетании с постоянной депрессией, выражающейся в проявлениях сильных страданий, утратой удовольствия, потерей интересов, имеют место самообвинения и безнадежность. Другие нарушения проявляются в тревоге, боязливости, страхах, навязчивостях и переживаниях из-за своего здоровья.Делинквентное нарушение подразумевает проступки, мелкие провинности, не имеющие степень криминала. Выражаются отклонения в форме пропусков классных занятий, хулиганстве, общении с антисоциальными компаниями, издевательстве над слабыми и маленькими, вымогании денег, угоне мотоциклов и велосипедов. Нередко встречается спекуляция, мошенничество, домашние кражи.Как отдельная форма девиантного поведения подростков выступает девиация сексуального поведения. Подростки зачастую имеют недостаточно осознанное, а также повышенное половое влечение. Поскольку до конца не закончена половая идентификация, то по этой причине возникают отклонения сексуального поведения. Таким изменениям подвержены подростки с замедленным и ускоренным созреванием. Отстающие в развитии становятся объектом совращения старшими подростками.Девиации сексуального поведения у подростков зависят зачастую от ситуации и являются преходящими. К ним относят визионизм, эксгибиционизм, манипуляции половыми органами животных или младших детей. По мере взросления девиантное поведение исчезает, а при неблагоприятных случаях превращается в дурную привычку, сохраняясь наряду с нормальным сексуальным поведением. Приходящий подростковый гомосексуализм зачастую обуславливается ситуацией. Он свойственен для закрытых учебных заведений, где пребывают подростки одного пола.Следующая форма девиантного поведения подростков выражается в психогенном патологическом формировании личности. Аномальное формирование незрелой личности осуществляется под влиянием хронических психотравмирующих ситуаций, уродливого воспитания, тяжелых переживаний трудностей, хронических заболеваний, затяжных неврозов, дефектов органов тела и чувств. Поведенческие нарушения зачастую приводят в тупик родителей и опытных педагогов.Коррекция девиантного поведения подростков осуществляется психологом, поскольку воспитательных мер педагогов оказывается недостаточно. Задача психологов вскрыть истинные причины девиантного поведения, а также дать необходимые рекомендации.Классификация включает различные типы девиантного поведения: криминогенный уровень, докриминогенный уровень, преддевиантный синдром.Докриминогенный уровень, не представляющий общественной серьёзной опасности: нарушение норм морали, мелкие проступки, нарушение правил поведения в общественных местах; употребление наркотических, алкогольных, токсических средств; уклонение от общественно-полезной деятельности.Криминогенный уровень, выражающийся в уголовно-наказуемых преступных деяниях. Ядром девиантного поведения выступают преступность, наркомания, самоубийство, алкоголизм. Выделяют и преддевиантный синдром, включающий в себя комплекс симптомов, которые приводят индивида к стойким формам отклоняющегося поведения. А именно: семейные конфликты, аффективный тип поведения; агрессивный тип поведения; отрицательное отношение к учёбному процессу, антисоциальные ранние формы поведения, низкий уровень интеллекта3. Психолого - педагогическая коррекция девиантного поведенияПо данным исследования доля преступлений, совершенных несовершеннолетними, по-прежнему сохраняет тенденцию к росту в общем числе лиц, совершивших преступления. Число лиц, отбывающих наказание в воспитательных колониях, уменьшается, однако последнее связано, скорее, с процессом гуманизации, чем «искоренением» подростковой преступности и ее причин.Портрет среднестатистического несовершеннолетнего осужденного характеризовался следующим образом: воспитывающиеся в семье с одним родителем – 41,8%; учащиеся – 61,5%:, состоящие на учете в органах внутренних дел – 4.6%.; ранее судимых – 31,3%. Доля групповых преступлений – 51,1%. Каждый второй осужден за совершение кражи, а каждый пятый подросток совершил преступление в состоянии алкогольного опьянения.Около 20 % подвергались в процессе семейного воспитания физическому воздействию и издевательствам: «… отчим, как только разозлится, бил меня шнуром от утюга…, … бил кулаком по голове…».Результаты обследования показали, что преобладающими оказались следующие типы акцентуаций характера: эпилептоидно-возбудимый (35 %). Характерна аффективная взрывчатость, озлобленность, тоскливое настроение, недовольство окружающими, а также повышенная агрессивность, конфликтность, недисциплинированность, низкий уровень самоконтроля; аффективно-экзальтированный (25 %). У осужденных подростков наблюдается большой диапазон эмоциональных состояний. Так, в период подъема характеризуется такими проявлениями, как неуравновешенность, высокий уровень агрессивности, негативизм, а в период спада проявляется уныние, беспричинная тревога, раздражительность, грубость в ответ на замечания. На момент обследования у большинства подростков диагностировали стрессовое негативное состояния из-за неудач, желание уйти от проблем («оставили бы все меня в покое»); шизоидно-экспансивный (27 %). Проявляют жесткость, высокую активность, агрессивность, мерам воспитательного характера поддаются с трудом. Во время обследования 5 подростков признались, что испытывают большую ненависть ко всему окружающему. У данной категории высокий уровень склонности к суицидальным реакциям. психоастенический тип (13 %). Характерна нерешительность, тревожность, мнительность. Являются предметом притеснения и унижения со стороны осужденных с эпилептоидным типом акцентуации. Часто безвольные, эмотивные, со сниженным фоном настроения, характерна фиксация на мрачных сторонах жизни, со слов, осужденных «хочется повеситься», «мне очень плохо здесь». Диагностируется состояние стресса, фрустрация, повышенная тревожность.Данные психодиагностики показали, что у большинства подростков, совершивших преступления в психике и поведении, преобладают деструктивные процессы – систематические нервные срывы, депрессивные состояния, стрессы, фрустрация, психические заболевания. Набор личностных качеств как потенциально криминогенные: низкий интеллектуальный уровень в сочетании со своеволием, акцентуации характера, агрессивность, тревожность, враждебность, склонность к риску, отсутствие стремления к умственному и физическому труду. У таких подростков отмечается полное отсутствие интереса к учебе, не было любимого учителя, который бы «понимал их». Любимым предметом иногда называется физкультура, но только тогда, когда она состояла лишь из спортивных игр и не требовала прилагать систематических усилий. Прогулы и нарушения обычны с младших классов.Попросите подростка рассказать о наиболее запомнившихся ему событиях, происшедших за последнее время.При вопросах о злоупотреблениях алкоголем и, тем более, наркотиками, следует помнить о тенденции к диссимуляции или, наоборот, аггравации со стороны опрашиваемого подростка. Диссимуляция может быть обусловлена сознательным или неосознанным желанием скрыть или значительно преуменьшить злоупотребления.Следует помнить, что чем менее критично подросток относится к своему злоупотреблению, тем оно расценивается как более тяжелое.Для выяснения истинной степени алкоголизации или наркотизации следует уточнить, какие вещества употреблялись, в каком количестве, как часто, на протяжении какого времени. В процессе беседы необходимо оценить степень знакомства со сленгом наркоманов и «естественность» при его использовании. Чем свободнее общается на нем подросток, тем, скорее всего, он чаще находился в компаниях, употребляющих наркотики.В процессе выяснения обстоятельств злоупотребления алкоголем или наркотическими веществами следует учитывать возможность не только сознательного искажения сведений о себе, но и бессознательные механизмы психологической защиты.В работе с подростком рассмотреть: как оценивает свои перспективы на будущее (негативно; о будущем не думал; имеет вполне реальные, соответствующие способностям и ситуации планы, знает, как будет их добиваться; строит планы, далекие от реальности; себя в будущем представляет законопослушным гражданином; не собирается порывать со своим окружением сверстников и т.д.).Задача коррекционных мероприятий с подростками: снять страх, напряжение, тревогу, дискомфорт. Установить рапорт, помочь разгрузиться от переживаний по типу: «Есть человек, который меня понимает, как мне плохо сейчас». Все виды присоединения, задача присоединения хорошо определена Киплингом «Мы с тобой одной крови, ты и я». Если бы родители на самом деле могли так присоединяться к ребенку, устанавливать доверительные отношения, не было бы ЧП с подростками. Эмоционально быть близкими, разделять убеждения и ценности ребенка, идентифицировать его, например, «ты мужик и я мужик, давай поговорим». Обратите внимание внешние (визуальные) признаки психической травмы: у ребенка однообразная поза, скупые жесты, скелетные мышцы напряжены, тремор рук, бледные покровы кожи, лицевые мышцы напряжены, тикообразное подергивание, «тусклые глаза», тихий голос. Могут быть сильные реакции гнева и агрессии. Научить управлять своими эмоциями, снизить уровень отчаяния, изменить негативную установку, стеснение, недоверие, убрать напряжение, подавленность, улучшить настроение.Психологическая коррекция – это целенаправленный процесс развития личности и коррекции крайних проявлений черт характера. Воздействие на подростка с целью изменения его личностных качеств, развитие умений контролировать свое психическое состояние (агрессия, депрессия) и благоприятного взаимодействия с окружающими. Педагоги не всегда осознают важность психологической коррекции. Существуют две формы психологической коррекции: индивидуальная и групповая. Индивидуальная коррекция - психологическое консультирование, обсуждение вариантов решения проблемы, рациональная терапия – учить подростка сопоставлять, делать выводы, методы НЛП, трансовые методы, символдрама, создание ресурса безопасности., «психокоррекция страха», работа с горем, потерей, избавление от сильных эмоциональных переживаний. Групповая коррекция - социально-психологические тренинги, в том числе личностного роста. Даже индивидуальная беседа педагога – это тоже коррекция. Возникновение и степень выраженности того или иного психического состояния зависит от конкретного человека. Так, в новой обстановке у сангвиника возникает состояние активного действия, а меланхолик теряется, испытывая состояние тревожности и подавленности.Состояние депрессии в отдельных случаях может привести к самоубийству. Рекомендации педагогам: - прежде всего, выяснить причину депрессивного состояния, либо подключить сразу специалистов: психолога, психиатра; - постараться больше уделять внимания этому подростку, чаще беседовать, одобрять, замечать малейший успех (не доводить до выражения жалости); - ликвидировать «состояние никомуненужности» (например, давать вполне выполнимые поручения, преподнося их как очень важное дело). Повышенная тревожность. Состояние тревожности характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями напряжения, беспокойства, озабоченности, нервозности. Высоко тревожные подростки находятся в постоянной готовности к защите. Они вспыльчивы, раздражительны и постоянно готовы к конфликту. Для них характерна неадекватная реакция на замечание, требование, даже на советы и просьбы педагога – они видят в этом угрозу своему престижу. Рекомендации педагогам: - при неудачах – оградить от насмешек, исключить публичное обсуждение ошибок, применять наказание только после спокойной, длительной беседы, убедив их в неправоте и необходимости наказания; - вызвав к себе, не сразу начинать беседу с главного, а отвлечь внимание, т.к. высоко тревожный, скорее всего, будет находиться в состоянии реактивной тревожности на Ваш вызов и нужного разговора может не получиться; - в разговорах и беседах не следует допускать никаких намеков, никаких угроз и излишней доброжелательности.Рекомендации педагогам в случае проявления агрессии:Сохраняйте спокойствие. Несмотря на то, что вам будет нелегко сохранять спокойствие внутри, значение будет иметь именно ваше внешнее состояние. Старайтесь дышать нормально, говорить тихо, но уверенно, не вставая со стула, если вы сидите. Часто естественной реакцией на то, что подросток встает и проявляет агрессию, будет желание встать самому. Это расценивается как конфронтация и усугубляет ситуацию.Постарайтесь сохранить между собой и подростком какой-нибудь барьер. Если вы чувствуете, что он может начать проявлять агрессию, важно, чтобы между вами находился стол. Это помогает сохранить дистанцию и позволяет почувствовать себя защищенным. Постарайтесь сохранить диалог. Во время разговора постарайтесь быстро найти что-то общее, что позволит правонарушителю сконцентрироваться на чем-то ином, а не на своих агрессивных чувствах. Необходимо сохранить вежливое обращение и поддерживать связь с подростком во время инцидента.Не идите на компромисс. Вы педагог, и вы выполняете свою работу. Вы должны оставаться объективным. Демонстрируйте понимание подростку. Говорите ясно и повторяйте, чего вы ожидаете от него в плане изменения из поведения. Не пытайтесь объяснять им сложные вопросы на данном этапе. Предложите им выбрать какой-либо из вариантов завершения ситуации, приемлемых для вас.Не - принимайте замечания на свой счетНе - показывайте раздражениеНе - относитесь к подростку снисходительноНе - принимайте чью-либо сторону/ не противоречьтеНе - вторгайтесь в личное пространство подросткаНе - делайте ложных заявлений/не давайте обещаний. Необходимо предотвратить дальнейшее проявление агрессии в отношении вас. Для этого необходимо использовать приемы активного слушания, которые бывают очень эффективными:Поведение агрессивного подростка непредсказуемо и что случаи проявления агрессии или насилия происходят не по вине педагога.
Заключение
В понятие «личность» включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей черты и поступки. Психологическая практика требует целостного подхода к человеку, к его действиям, отношениям с другими и внешнему миру.Гипотеза исследования в предположении о том, что существуют различия социально-психологических особенностей у подростков со склонностью к девиантному поведению, а именно в области смысложизненных ориентаций, установки в мотивационно-потребностной сфере, установки к социальным достижениям (жизненные цели, интересы, и эмоциональная насыщенность жизни, удовлетворенность самореализацией) подтвердилась. Девиантное поведение опасно не нарушениями дисциплины. Дело в последствиях. Отклоняющееся поведение очень существенно влияет на формирование характера, который определяет всю будущую жизнь человека. Если такое поведение вовремя не остановить и не исправить, то общество получит неуравновешенного, морально незрелого, подверженного различным влияниям, без жизненных принципов и нравственно слабого человека.
Список использованных источников
Бусарова О.Р. Профориентационная работа с подростками и юношами с девиантным поведением: опыт подготовки специалистов [Электронный ресурс] // Психология и право. 2019. Том 9. № 3. С. 35–44. Гут Ю.Н., Кабардов М.К. Природные и социальные факторы девиантного поведения у подростков // Психологическая наука и образование. 2018. Т. 23. № 4. C. 80—90.Ильина О.Б. Профессиональное самоопределение современных подростков: проблемы и пути их решения [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. № 3.Калина, Н.Ф. Психология личности / Н.Ф. Калина. - М.: Академический проект, 2016. – 214Суркова, Е.С., Егорова, К.А. / Агрессивное поведение детей и подростков /Е.С.Суркова, К.А.Егорова// Современное образование опыт и тенденции развития материалы V международной научнопрактической конференции.– М: Прометей, 2016. – С. 151-153.Ясная В.А. Искажения идентичности у подростков с отклоняющимся поведением [Электронный ресурс] // Психология и право. 2016. № 4
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!