это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3553121
Ознакомительный фрагмент работы:
При переходе школы к стандартам второго поколения в обучении стали
использоваться современные технологии. В рамках технологии проблемного
обучения большое значение имеет формирование читательской деятельности
младших школьников. Наряду с привычными разделами (круг чтения, техника
чтения, тематика чтения) появляется методика начального литературного
образования, которая направлена не только на совершенствование навыка
чтения, восприятия художественного текста и формирование читательской
деятельности, но и на обеспечение литературного развития детей.
Литературное развитие – возрастной и учебный процесс развития
способностей: восприятия искусства слова и творческих способностей [1].
На литературное развитие учащихся начальных классов оказывает
влияние определенная система работы того или иного учителя. Использование
им определенных методов и приемов для литературного развития учащихся,
форм проведения уроков литературного чтения, а также личная
заинтересованность учителя в этом процессе.
Необходимо отметить, что неумелое использование перечисленных
компонентов может привести к торможению литературного развития детей.
Неправильно организованная литературно-творческая деятельность может
привести к механическому использованию книжной лексики в речи детей.
Вопрос о литературном развитии тесно связан с проблемой литературных
способностей. Литературные способности относят к творческим. Основным
критерием творчества является оригинальность результата, его новизна,
отличие от созданного ранее. Значит, одним из признаков творческой личности
будет ее стремление к оригинальности и новизне.
Психологи считают, что задатки творческих способностей присущи
практически любому человеку, нужно лишь уметь раскрыть их и развить.
Раскрыть их можно только в деятельности. Значит, и литературно-творческие
способности можно выявить, раскрыть и развить в литературно-творческой
деятельности. Основной деятельностью ребенка на уроке литературы является
чтение и осмысление прочитанного.
Литературные способности можно и нужно формировать и развивать, и
начинать систематическую работу необходимо уже в начальной школе, так как:
- прививая ребенку интерес к книге, потребность в чтении, мы
стимулируем его творческую активность;
- развивая наблюдательность школьников, умение сравнивать предметы и
явления, выстраивать ассоциативные связи между близкими и отдаленными
друг от друга предметами и явлениями, мы стимулируем природные
литературные склонности;
- активизируя эмоциональные реакции детей, мы усиливаем их
впечатлительность, отзывчивость, чуткость и к миру, и к слову, в котором этот
мир изображается в литературе;
- показывая возможности слова как строительного материала
художественного мира, мы вызываем интерес к словотворчеству и
самовыражению в слове [3].
Развитие литературных способностей не является целью каждого урока
литературного чтения. И это не значит, что у всех детей в классе возникнет
желание заниматься литературным творчеством. Однако в каждом классе
найдутся дети, у которых литературные способности будут более развиты, чем
у остальных. Наряду с этим хотелось бы отметить, что процесс литературного
развития детей будет эффективным только при систематической и
последовательной работе.
Для полного восприятия произведений в начальных классах необходимо
использовать все виды анализов: стилистический, анализ развития действия
сюжета, анализ художественных образов, проблемный анализ.
При стилистическом анализе важно показать, как с помощью слов-
образов проявляется отношение автора к изображаемому. Анализируются
языковые средства в тексте. Работа над словом должна помочь детям уяснить
образный смысл произведения, чувства и мысли автора.
При организации проблемного анализа, учитель, считаясь с наивным
реализмом читателей, проблемную ситуацию должен строить с опорой на
событийную основу произведения. Решение проблемных ситуаций эффективно,
если в произведении встречаются ситуации, предполагающие различное
понимание героев, их поступков, этических проблем.
Анализ развития действия предполагает работу над сюжетом
литературного произведения и его элементов. Плодотворным является анализ,
который начинается с кульминационной сцены.
При анализе художественных образов учащиеся должны осознать
характеристику образа, т.е. нагрузку, которую он несет в структуре
произведения [2].
Таким образом, можно выделить следующие критерии литературного
развития младших школьников: читательское воспроизведение; умение
анализировать; объём литературных знаний; начитанность; направленность
интересов; мотивы чтения.
В силу своих способностей учащиеся по-разному воспринимают
художественное произведение.
Полноценное восприятие – способность сопереживать героям, автору,
видеть динамику эмоций, воспроизводить в сознании картины жизни,
созданные писателем. Умение ребёнка размышлять о поступках, мотивах,
оценивать героев, определять идею произведения и авторскую позицию
свидетельствует о высоком уровне литературного развития. Для этого ребёнку
необходимо научиться медленному вдумчивому чтению художественного
произведения [4].
Существуют определенные способы выявления уровня литературного
развития учащихся. Когда выявляется круг чтения ребенка его предпочтения,
уровень самостоятельности при чтении, проверяются литературоведческие
знания, соответствующие возрасту детей, а также литературно-творческие
способности учащихся.
Выявление уровня литературного развития у учащихся поможет
эффективно организовать индивидуальную и групповую формы работы, как на
уроке, так и вне уроков.
Практика показывает, что дифференцированное использование
творческих приемов работы с художественными произведениями эффективно
влияет на развитие литературных способностей.
Формируемый тип читательской деятельности – это трёхступенчатый
процесс, который протекает до чтения, во время чтения и после чтения.
Опишем методику работы с произведением [6].
1. Работа с текстом до чтения.
Цель: выработка умения антиципации – предполагать, предвидеть,
предвосхищаться по заголовку, иллюстрациям и ключевым словам. На этом
этапе уточняются предположения о теме, героях, событиях. Завершается этап
нацеливанием на диалог с автором через текст. Учитель должен объяснить
детям, что чтение – это общение с автором через текст, который создал автор.
Чтение затруднено, так как мы не можем услышать интонацию, паузы,
ударение. Но в тексте есть знаки препинания, которые нам помогут. Они очень
важны и значимы.
2. Работа с текстом во время чтения.
Цель: достичь понимания на уровне восприятия. Дети читают текст «про
себя» с целью проверки своих предположений. Затем читают текст «вслух» с
комментариями по ходу чтения. Важно объяснить лексическое значение новых
слов непосредственно в контексте. После чтения учитель задаёт вопросы с
целью проверки предположений. Дети ищут ответы в тексте. Они идут вслед за
автором, понимая, что значит вдумчивое чтение. Завершается этап вопросом на
понимание содержания текста. Этот вопрос могут задать дети или учитель.
Можно предложить озаглавить текст.
3. Работа после чтения.
Цель: достичь понимания на уровне смысла, то есть понимания основной
мысли текста. Учитель ставит проблемный вопрос к тексту в целом.
Проводится беседа, в результате которой выясняется понимание и осознание
детьми подтекста. Поскольку дети прониклись содержанием, в этот момент
целесообразно рассказать об авторе. В заключение этапа нужно повторно
обратиться к заглавию и иллюстрациям, побеседовать о смысле заглавия, о том,
какой эпизод проиллюстрирован, совпадает ли видение автора с видением
детей. Можно предложить творческие задания.
Данная методика позволяет обеспечить литературное образование и
литературное развитие детей младшего школьного возраста, полноценное
восприятие самостоятельно прочитанного текста [7].
Современные учебники по литературному чтению могут выступать не
только в качестве источника информации, но и фактора литературного развития
учащихся, как по содержанию, так и по конструкции заданий. В учебниках по
литературному чтению находятся задания категории: «Учись рассуждать,
доказывать», «Сочини, придумай, развивай речь», «Выскажи своё мнение»,
позволяющие работать на развитие литературных способностей. Например,
предложены следующие задания [5]:
- Были ли случаи в твоей жизни, когда тебе нужно было защитить
животное или растение? Расскажи.
- Придумай, какие сны будут сниться героям зимой.
Расскажи их.
- Запиши свою зимнюю лесную историю. Используй прием
олицетворения.
- Подумай и расскажи, как природа заботится о своих птицах и насекомых.
- Представь, что тебе подарили волшебный цветок
- Придумай истории, которые произошли бы с тобой.
- Сочини фантастический рассказ по данному началу: «Мы оказались на
необитаемом острове…» и др. Данные задания помогают учителю организовать
литературно-творческую деятельность.
Для литературного развития учащихся начальных классов большое
значение имеют специальные педагогические условия, созданные творческими
учителями. Целесообразная организация общеклассной, дифференцированной
и индивидуальной работы будет способствовать литературному развитию
учащихся. Использование различных приемов литературно-творческой
деятельности приведет к общему литературному развитию учащихся и (пусть не
всех) к потребности заниматься этим видом деятельности.
Литература играет огромную роль в развитии личности школьников.
Многочисленные исследования доказывают прямую связь успешности
личности с литературным развитием. Чтение художественных произведений
развивает речь детей: обогащает, уточняет и активизирует словарь учащихся на
основе формирования у них конкретных представлений и понятий, развивает
умение выражать мысли в устной и письменной форме. Это развитие
осуществляется благодаря тому, что художественные произведения написаны
литературным языком, точным, образным, эмоциональным, наиболее
соответствующим особенностям детского восприятия.
С самых первых дней обучения в школе младшие школьники учатся
понимать образное содержание произведения, приобщаются к художественной
литературе, у них формируется потребность в чтении книг, что собственно само
собой повышает художественную культуру школьников и способствует их
развитию и расширению кругозора. Но многие знают, что литературный опыт у
детей ограничивается лишь рассказами из книги, букваря, журнала и т.д. В
последствии, у детей прослеживаются вялые и малопродуктивные попытки
освоения школьной программы по литературному чтению.
В настоящее время, в школах, по литературному чтению усилена
практическая направленность урока литературы, которая проявляется в
воспитании учащихся, способных разобраться в прочитанном и высказать свое
мнение. Этого результата можно добиться при условии постоянной и
последовательной работы с текстом художественного произведения.
Список используемых источников
1. Джаджиева О.Е. Проблемы развития детского литературного
творчества школьников. // Педагогика. – 2020. - №4. – 240 с.
2. Измайлова Н.А. Сочинение как основа развития речи младших
школьников. // Вектор Тольяттинского государственного университета. Серия:
Педагогика, психология. - 2021. - №4. – 280 с.
3. Коновалова Е.Ю. Современные аспекты языковой ситуации в
условиях общественных изменений // Вестник Гуманитарного института ТГУ.
2019. - № 6. – 211 с.
4. Коростелева Е.Ю. Содержательный аспект обучения учителей
применению «Технологии подготовки дошкольников и младших школьников к
развитию речи» // Вектор науки Тольяттинского государственного
университета. Серия: Педагогика, психология. 2020. - № 5. – 332 с.
5. Морозова С.Э. Развитие творческих способностей учащихся на
уроках литературного чтения // Начальная школа. - 2019. - №12. - С.29.
6. Романовская, З.И. Чтение и развитие младших школьников [Текст]/
Приобщение детей к художественной литературе как к искусству. –М.:
Педагогика, 2019. – 129 с.
7. Рыжкова Т.В. Теоретические основы и технологии начального
литературного образования. - М.: Издательский центр «Академия», 2017. - 416
с..
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!