это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3558597
Ознакомительный фрагмент работы:
ВведениеНа территории Российской Федерации были разработаны и функционируют особые экономические зоны. РОСОЭЗ - это масштабный проект, направленный на развитие регионов путем привлечения прямых российских и иностранных инвестиций в высокотехнологичные отрасли экономики, импортозамещающие производства, судостроение и туризм.Особые экономические зоны создаются на 49 лет. Каждую особую экономическую зону государство наделяет специальным юридическим статусом, который дает инвесторам ОЭЗ ряд налоговых льгот и таможенных преференций, а так же гарантирует доступ к инженерной, транспортной и деловой инфраструктуре. Издержки инвесторов при реализации проектов в ОЭЗ в среднем на 30% ниже общероссийских показателей. Для российских компаний ОЭЗ это возможность реализовать амбициозные проекты и выйти на внешние рынки. Для иностранных компаний ОЭЗ это выход на российский рынок. В ОЭЗ созданы комфортные условия для развития бизнеса, реализации смелых идей, создания новых промышленных и высокотехнологичных продуктов. Благодаря особым экономическим зонам государство привлекает инвестиции, капиталовложения, квалифицированных работников в отрасли, развитие которых является наиболее важным и актуальным для страны, поощряя резидентов ОЭЗ льготами при условии их функционирования их деятельности на территориях особых экономических зон.Объектом исследования являются особые экономические зоны, как инструмент регионального развития. Предметом исследования выступает совокупность организационных и экономических отношений, которые образовываются в процессе создания и регулирования особых экономических зон.Целью данной работы является изучение специальных экономических зон как инструмента регионального развития на примере ОЭЗ «Завидово».В ходе исследования необходимо решить следующие задачи:Рассмотреть теоретические аспекты ОЭЗ (сущность история возникновения, классификация);Проанализировать особенности государственного регулирования особых экономических зон в РФ (правовые механизмы регулирования, государственный контроль, направление развития);Исследовать направления модернизации особой экономической зоны на примере ОЭЗ «Завидово» (характеристика, оценка эффективности, перспективы развития).В работе будут использованы учебно-методические пособия, учебники, научные статьи, нормативно-правовые документы, ресурсы сети Интернет.Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН1.1.Сущность особых экономических зонОсобая экономическая зона (СЭЗ) или свободная экономическая зона (СЭЗ) - это определенная государственная территория, которая имеет особый правовой статус по сравнению с другими территориями в пределах государства. Создание особых экономических зон - крупный проект правительства страны, созданный с целью привлечения инвестиций в приоритетные направления деятельности государства [5].Особые экономические зоны создаются с целью содействия расширению государственной инфраструктуры и развитию внешнеторговых связей. Особые экономические зоны (ОЭЗ) - один из самых амбициозных проектов по привлечению прямых инвестиций в приоритетные отрасли. Деятельность ОЭЗ в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (далее - Закон об особых экономических зонах).Решение о создании ОЭЗ принимается Правительством Российской Федерации на основании заявления высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. ОЭЗ создаются на 49 лет. Согласно Закону об ОЭЗ, резидент ОЭЗ не вправе иметь филиалы и представительства за пределами территории ОЭЗ [2].ОЭЗ - это часть территории региона, на которой действует льготный режим хозяйственной деятельности, а также может применяться процедура свободной таможенной зоны. ОЭЗ создаются для развития производственного и высокотехнологичного секторов экономики, туризма, сектора курсов, портовой и транспортной инфраструктуры, разработки и коммерциализации технологий и производства новой продукции. Особые преимущества для СЭЗ на Рисунке 1 Приложения 1.Для функционирования и развития особой экономической зоны необходимы определенные предпосылки:1. География расположения ОЭЗ;2. Площадь под строительный бизнес;3. Предоставление инфраструктуры: оборудованные территории, телекоммуникационные сети, водо- и электроснабжение, размещение местного и иностранного персонала;4. Наличие или возможность привлечения высококвалифицированных кадров в той или иной отрасли; Развитие внешнеэкономических связей;5. использование видов деятельности, исторически сложившихся на данной территории;6. Решение о создании СЭЗ принимается правительством государства [1]. Подобные зоны в той или иной форме есть и за рубежом. ОЭЗ ППТ в классическом понимании полностью отсутствуют на территории Великобритании. Однако этот тип зоны может включать бизнес-зоны, которые определяются как специально выделенная часть территории Великобритании, что означает, что товары, произведенные за пределами стран-членов ЕС, находятся за пределами таможенной территории ЕС.Также стоит отметить, что в зоне разрешено проводить такие действия с товарами, которые находятся на их территории, такие как: Б. Хранение, упаковка и переработка товаров с использованием технологий уничтожения товаров. Когда товары из ОЭЗ экспортируются на рынки стран ЕС или используются и потребляются непосредственно в зоне, необходимо уплатить как импортные пошлины, так и НДС. В Великобритании нет других налоговых льгот, в том числе, в таких сферах.Одной из самых известных европейских стран по успешной практике свободных экономических зон являются Нидерланды, где создано 12 экспортно-производственных зон с объемом привлеченных инвестиций 540 миллионов долларов США с инвестициями из Нидерландов, Великобритании, США, Японии, Тайвань и Республика Корея. Ведущие отрасли в этих зонах, такие как текстильная промышленность, биотехнология, химическая продукция, электронные компоненты, продукты питания и напитки, оборудование, фармацевтика, прецизионное оборудование, телекоммуникационное оборудование.В 1970 году зона Масан была создана в Республике Корея как зона экспортного производства и объявлена зоной свободной торговли в 2000 году. Переименование связано с новым Законом о зонах свободной торговли Южной Кореи, согласно которому зоны свободной торговли (ранее известные как зоны экспортного производства) представляют собой особые области, такие как промышленные комплексы, аэропорты и морские порты, распределительные комплексы или транспортные терминалы. Зоны свободной торговли в морских портах и аэропортах предназначены для облегчения деловой активности в сфере международной логистики с разрешением на ведение производственной деятельности[7].В Японии ОЭС ППТ называются зонами свободного импорта. Согласно японскому законодательству данные зоны являются регионом, который развивается в рамках «законодательства по особым мерам, направленным на развитие импорта и привлечения инвестиций» [2].1.2 История создания особых экономических зон в РоссииВ России активно создаются особые экономические зоны – территории, на которых действует особый (преференциальный) режим предпринимательской деятельности и на которых может применяться процедура свободной таможенной зоны. По состоянию на сегодняшний день из 39 ОЭЗ четырех типов (промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные и портовые) – 9 созданы в течение 2020–2021 годов. Таким образом, на федеральном и региональном уровнях ОЭЗ рассматриваются в качестве актуального инструмента привлечения инвестиций и развития экономики[6].Данный инструмент используется не только для экономически развитых и инвестиционно привлекательных территорий, таких как Нижегородская и Московская области, Республика Башкортостан, Красноярский край, но и предпринимаются попытки использовать преференциальный режим в качестве инструмента содействия целенаправленному развитию субъектов, которые пока не могут похвастаться большим вкладом в ВВП страны, такие как, например, Владимирская, Ивановская и Новгородская области[13].Распространенный в мировой практике подход создания «тепличных» условий предпринимательской деятельности и точек притяжения инвестиций, в России имеет неоднозначную историю. До начала 2000-х годов ОЭЗ воспринимались как внутренние офшоры с сопутствующими негативными последствиями для экономики страны. Уже после ребрендинга, проведенного в 2005 году, ликвидации почти всех ранее существовавших специальных экономических зон и введения новых правил создания и функционирования ОЭЗ, из-за вопросов эффективности расходования бюджетных средств на создание инфраструктуры и в целом их деятельности Президентом России в середине 2016 года было принято решение о наложении моратория на создание новых[9].Мораторий продержался около двух лет, и с 2018 года у ОЭЗ начался очередной современный этап развития. С этого момента перед Минэкономразвития России (куратором ОЭЗ на федеральном уровне) стоит постоянный вызов – как сделать их более эффективными?С одной стороны, можно повторить клише, что в России любой институт или инструмент экономического развития имеет свою специфику, обусловленную особенностями общественной и экономической трансформации страны. Это будет только отчасти справедливо, потому что, с другой стороны, по оценкам Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) обоснованные вопросы к эффективности функционирования таких зон возникают не только в развивающихся государствах и государствах с трансформирующейся экономикой, но и во всем мире. Так, только 47% от общего числа созданных в мире ОЭЗ демонстрируют рост, а всего 19% от общего числа ОЭЗ растут быстрее, чем соответствующая национальная экономика. Среди проблем международные эксперты добавляют и проблему отсутствия единой общепризнанной методики (методологии) оценки, полных данных о результатах деятельности ОЭЗ и их резидентов. В тоже время пример Китая, в котором доля вклада резидентов в ВВП составляет ощутимые 11%, продолжает будоражить умы управленцев и поддерживать интерес к ОЭЗ. Однако, надо помнить, что результат Китая достигнут благодаря последовательной работе на протяжении нескольких десятков лет.Пока ОЭЗ в России с точки зрения их эффективности являются уязвимыми. Счетная палата России, эксперты, понимая, что качественно провести такую оценку можно только на достаточно большом промежутке времени, тем не менее, возвращаются к данному вопросу. Остаются вопросы и к методике оценки. По методике Минэкономразвития России, в целом по всем ОЭЗ (без учета туристического кластера) среднее значение соответствует эффективному функционированию ОЭЗ и составляет 94% за 2020 год и 87% за период с начала функционирования таких территорий. Используемый Министерством подход отражает степень выполнение планов, выполнение или перевыполнение которых не свидетельствует об эффективности самих ОЭЗ. В тоже время, на наш взгляд, необходимо использовать модель сравнения с компаниями-аналогами, работающими в конкретной отрасли одного региона без использования преференций[10].Расчеты показывают, что вклад резидентов ОЭЗ в ВВП России составляет всего около 0,5%, доля инвестиций резидентов в основной капитал от общего объема инвестиций в основной капитал в России в 2020 году составил 0,43%, резиденты обеспечивают порядка 0,06% рабочих мест. Одновременно с этим в течение ковидного 2020 года ОЭЗ удалось улучшить показать соотношения частных и бюджетных инвестиций – на 1 бюджетный рубль удалось привлечь более 15 рублей частных (без учета средств управляющих компаний ОЭЗ), что выше, чем в среднем по экономике России – 1 бюджетный рубль к почти 4 рублям частных средств. Еще год назад эта пропорция выглядела скромнее 1 к 2,4. Консолидированный итог оценки бюджетной эффективности за год остался отрицательным, – минус 34 млрд руб., но лучше, чем по итогам 2019 года, когда итог был равен минус 64 млрд руб. В данном случае мы учитываем разницу между суммой уплаченных резидентами ОЭЗ налогами, таможенными платежами и страховыми взносами, суммой выпадающих доходов и совокупных расходов бюджетов всех уровней на инфраструктуру. Данный расчет произведен за период с начала функционирования зон до 2020 года включительно (за исключением ОЭЗ в Северо-Кавказском федеральном округе и ОЭЗ, созданных в 2015 году и позднее).Одно из последних инициатив Минэкономразвития России, – установление новых условий к созданию ОЭЗ. В частности, определено требование по минимально гарантированному размеру инвестиций. Регион-инициатор должен обеспечить наличие инвестиционного проекта или нескольких проектов и подтверждение от инвесторов о готовности реализовать такие проекты с накопленным за три года объемом инвестиций не менее, чем предполагаемые расходы консолидированного бюджета России на создания инфраструктуры ОЭЗ. Это важное подтверждение заинтересованности не столько региональных властей, сколько подтверждение такой потребности со стороны самого бизнеса, будущих резидентов, деятельность которых и обеспечивает прирост валового регионального продукта, пополнение бюджетов, создание новых рабочих мест[5].Другой критерий – минимальное количество инвесторов – получил неоднозначные оценки. Если к концу первых 10 лет функционирования ОЭЗ, объем планируемых частных инвестиций составляет от 8 до 20 млрд рублей, то региональным командам необходимо привлечь не менее 5 инвестиционных проектов. Если свыше 20 млрд рублей, то достаточно одного проекта. Данную новеллу некоторые специалисты уже назвали фокусом на крупный бизнес и ограничением деятельности малого и среднего предпринимательства. На наш взгляд, новое условие – отвечает интересам самого государства и бизнеса. Оно, во-первых, позволяет разместить в регионе «якорного» инвестора или нескольких «якорных» инвесторов, что гарантирует большую экономическую стабильность территории. Во-вторых, при этом, вокруг крупного бизнеса могут и будут создаваться, эффективно работать субъекты МСП, выполняющие сервисные функции (логистика, IT и другое), а также участвующие в создании дополнительных и смежных производств, включенных в цепочки добавленной стоимости.Очевидно, и естественно, что свежие изменения не являются последними. Они свидетельствуют об интенсивной работе профильного Министерства, которое постоянно ищет наиболее подходящие к нашим экономическим и общественным реалиям требования. А так же создаёт условия по повышению эффективности преференциальных режимов, вклада их в экономику страны, раскрытия экспортного потенциала. 1.3 Классификация особых экономических зон и особенности их функционированияОсобые (свободные) экономические зоны можно систематизировать таким образом:Территориальная ОЭЗ - создается с целью взаимосвязи с другими регионами государства;Функциональная ОЭЗ - создается с целью реализации определенных задач (например, для усовершенствования производства и т.д);Таможенная ОЭЗ - создается с целью получения льготных условия для экспорта и импорта товаров;Налоговая ОЭЗ - создается с целью изменения количества налогов и сборов, а точнее их уменьшения, или полной отмены;Финансово-инвестиционная ОЭЗ - создается с целью обеспечения населения уменьшенными ставками на страхование, кредитными ставками, а также ставками по сборам и налогам;Административная ОЭЗ - создается с целью обеспечение упрощения выезда и въезда граждан с иностранным гражданством, а также упрощения процедуры государственной регистрации компаний и частных предприятий[4].В России функционируют 42 ОЭЗ (23 промышленно-производственных, 7 технико-внедренческих, 10 туристско-рекреационных и 2 портовые). За 15 лет работы в ОЭЗ зарегистрировались более 920 резидентов, из которых более 140 компаний с участием иностранного капитала из 42 стран. За эти годы общий объем заявленных инвестиций составил более 1,37 трлн рублей, вложенных инвестиций – более 597 млрд рублей, было создано более 46,4 тысяч рабочих мест, уплачено порядка 211 млрд рублей налоговых платежей, таможенных отчислений и страховых взносов. Все площадки ОЭЗ обеспечены абсолютно новой и современной инфраструктурой.ОЭЗ предлагают бизнесу ряд конкурентных преимуществ для реализации проектов, в том числе по локализации производства в России и выходе на евразийский рынок, в том числе:Минимальные административные барьеры.Налоговые льготы и таможенные преференции.Сниженные цены на аренду и выкуп земли.Помощь в реализации инвестиционного проекта на первой стадии его развития, а также его дальнейшее сопровождение со стороны управляющих компаний ОЭЗ.Туристско-рекреационные. В этих зонах государства активно развивается туристическое направление. Резидентом ОЭЗ ТРТ признаются индивидуальный предприниматель и коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия. На территории ОЭЗ также могут осуществлять предпринимательскую деятельность инвесторы, которые не являются резидентами ОЭЗ. Кроме того, в случае утраты хозяйствующим субъектом статуса резидента ОЭЗ ему разрешается вести деятельность в ОЭЗ на общих основаниях. По состоянию на 12 октября 2021 года резидентами ОЭЗ ТРТ являлись 83 компании. Резидентами ОЭЗ ТРТ накопленным итогом создано 873 рабочих мест, осуществлено 5,77 млрд рублей инвестиций, объем выручки составил 2,63 млрд рублей, уплачено 0,42 млрд рублей налоговых, таможенных отчислений и отчислений в государственные внебюджетные фонды.Технико-внедренческие. В таких зонах упор идет на работу лабораторий, научно-образовательных центров, технопарков, технополисов и т.д. Приоритетные направления развития данных зон: медицинские технологии, био- и нанотехнологии, информационные технологии, ядерная физика, приборостроение, электроника и средства связи. Резидентом ОЭЗ ТВТ может являться как индивидуальный предприниматель, так и коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия[5]. На территории ОЭЗ могут также осуществлять предпринимательскую деятельность инвесторы, которые не являются резидентами ОЭЗ. Кроме того, в случае утраты хозяйствующим субъектом статуса резидента ОЭЗ ему разрешается вести деятельность в ОЭЗ на общих основаниях. По состоянию на 12 октября 2021 года резидентами ОЭЗ ТВТ являлись 495 компании. Резидентами ОЭЗ ТВТ накопленным итогом создано 24,1 тыс. рабочих мест, осуществлено 252,21 млрд рублей инвестиций, объем выручки составил 504,80 млрд рублей, уплачено 97,14 млрд рублей налоговых, таможенных отчислений и отчислений в государственные внебюджетные фонды. ОЭЗ ТРТ создаются для развития и оказания услуг в сфере туризма на одном или нескольких участках территории. В данных ОЭЗ не разрешается применение процедуры свободной таможенной зоны, но допускается размещение объектов жилищного фонда.Портовые. Такие зоны расположены на территории портов (морских, речных), вблизи от крупномасштабных транзитных путей. Основные направления: погрузочно-разгрузочные работы, хранение товаров, помещение их на склады, ремонт, техническое обслуживание морских и речных судов. Резидент ПОЭЗ в соответствии с соглашением об осуществлении деятельности обязан осуществить следующие капитальные вложения:при строительстве объектов инфраструктуры – в сумме не менее чем 400 млн. рублей;при реконструкции объектов инфраструктуры – в сумме не менее чем 120 млн. рублей.При этом в рамках указанных капитальных вложений в течение первых 3 лет резидент ОЭЗ должен проинвестировать не менее 40 млн. руб. По состоянию на 12 октября 2021 года резидентами ПОЭЗ являлись 40 компании. Резидентами ПОЭЗ накопленным итогом создано 765 рабочих мест, осуществлено 8,17 млрд рублей инвестиций, объем выручки составил 6,74 млрд рублей, уплачено 1,06 млрд рублей налоговых, таможенных отчислений и отчислений в государственные внебюджетные фонды.Промышленно-производственные. В этих зонах приоритетной отраслью является развитие определенного производства. Приоритетными направлениями деятельности таких зон являются: машиностроение, производство строительных материалов, бытовой техники, торгового оборудования, химической продукции. Резидентом ОЭЗ ППТ может являться только коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия. При этом на территории ОЭЗ могут осуществлять предпринимательскую деятельность инвесторы, которые не являются резидентами ОЭЗ. Кроме того, в случае утраты хозяйствующим субъектом статуса резидента ОЭЗ ему разрешается вести деятельность в ОЭЗ на общих основаниях. Резидент ОЭЗ ППТ в соответствии с соглашением об осуществлении деятельности обязан осуществить капитальные вложения в сумме не менее чем 120 млн. рублей, из которых не менее 40 млн рублей должны быть проинвестированы в течение 3 лет со дня заключения соглашения. По состоянию на 12 октября 2021 года резидентами ОЭЗ ППТ являлись 302 компании. Резидентами ОЭЗ ППТ накопленным итогом создано более 20,7 тысяч рабочих мест, осуществлено 331,75 млрд. рублей инвестиций, объем выручки составил 1 033,33 млрд. рублей, уплачено 112,49 млрд. рублей налоговых, таможенных отчислений и отчислений в государственные внебюджетные фонды.Глава 2. ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ2.1 Правовые механизмы регулирования отношений в сфере функционирования особых экономических зон российской федерацииОсобый правовой режим осуществления предпринимательской деятельности на территории особых экономических зон детерминирует наличие специального законодательного регулирования. На отношения, связанные с функционированием ОЭЗ на территории Российской Федерации, распространяются только нормы Федерального закона от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации". Так же указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации и принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты, прежде всего Министерства экономического развития Российской Федерации [1]. В законодательство об ОЭЗ иные федеральные законы, в том числе Гражданский кодекс Российской Федерации, не включаются. И это не случайно, так как на территории ОЭЗ устанавливается особый режим осуществления предпринимательской деятельности. В нём превалирующее значение имеет соглашение о создании ОЭЗ, постоянными участниками которого являются Правительство Российской Федерации, высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации и исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, на территории которого создается ОЭЗ.Институт ОЭЗ характеризуется не только наличием особого режима осуществления предпринимательской деятельности на их территории, но и специфической системой их создания, управления и осуществления контроля деятельности резидентов. Российской Федерации (ст. 2 Федерального закона N 116-ФЗ). Так, решение о создании особой экономической зоны на территориях субъекта Российской Федерации и муниципального образования принимается Правительством Российской Федерации и оформляется постановлением Правительства Российской Федерации [1].При этом такое решение может приниматься как на основе проведения конкурса по отбору заявок регионов, претендующих на получение статуса ОЭЗ, так и без его проведения[1].Так, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. N 833 "О создании туристического кластера в Северо-Кавказском федеральном округе, Краснодарском крае и Республике Адыгея" на территории ряда регионов были созданы туристско-рекреационные ОЭЗ без проведения конкурса по отбору заявок[2].Принятие решения о создании ОЭЗ на территории того или иного региона не должно происходить по политическим мотивам, а основываться только на критериях готовности территорий региона для обеспечения поступательного развития зоны. В данном аспекте существует проблема сознательного завышения регионами своих возможностей с целью получения статуса ОЭЗ. Это объясняется объемом финансовых вложений, которые впоследствии будут выделяться из федерального и регионального бюджетов на их развитие. Ошибочное представление федерального центра об истинном финансовом и экономическом положении региона, претендующего на получение статуса ОЭЗ, может привести к тому, что цели их учреждения не будут достигнуты[14]. Во избежание данной ситуации необходимо на стадии рассмотрения заявок субъектов Федерации не только проводить анализ представленных документов, но и осуществлять фактическую проверку в регионе, для чего должны быть созданы специальные федеральные комиссии. 2.2 Государственный контроль особых экономических зон в Российской ФедерацииРегиональный государственный контроль (надзор) на территории ОЭЗ представляет собой деятельность Комитета, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений исполнения резидентами ОЭЗ обязательных требований Федерального закона N 116-ФЗ, которая осуществляется следующим образом :организации и проведения плановых и внеплановых проверок резидентов ОЭЗ в форме документарных и (или) выездных проверок;организации систематического наблюдения за исполнением резидентами ОЭЗ обязательных требований Федерального закона N 116-ФЗ;организация анализа и прогнозирования состояния исполнения резидентами ОЭЗ обязательных требований Федерального закона N 116-ФЗ;организации и проведения мероприятий, направленных на профилактику нарушений резидентами ОЭЗ обязательных требований Федерального закона N 116-ФЗ;организации и проведения мероприятий по контролю без взаимодействия с резидентами ОЭЗ;принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.Министерство экономического развития Российской Федерации реализует следующие функции:Осуществляет контроль за реализацией Соглашения, осуществлением функций Управляющей компании, функционированием особой экономической зоны в порядке, установленном Соглашением.Уведомляет заинтересованные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы муниципальных образований и резидентов особой экономической зоны о заключении Соглашения.Уведомляет Управляющую компанию о внесении изменений в Соглашение о создании особой экономической зоны.Размещает сведения о заключении Соглашения, а также сведения об Управляющей компании на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».Оказывает содействие Управляющей компании в реализации Соглашения, осуществлении функций Управляющей компании, обеспечении функционирования особой экономической зоны.Реализует иные обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации и Соглашением.2.3 Направления развития особых экономических зон РФШесть российских экономических зон (ОЭЗ) отмечены специальными наградами в международном рейтинге Global Free Zones of the Year, составляемым журналом FDi Magazine[13].«Минэкономразвития проводит комплексную работу по повышению инвестиционной привлекательности и улучшению условий для ведения бизнеса в Особых экономических зонах. Международное признание российских ОЭЗ - это результат эффективной работы большого количества участников, в том числе регионов, управляющих компаний и резидентов. Поздравляю наших коллег и партнеров с достигнутым успехом», - отметил заместитель Министра экономического развития Сергей Галкин.ОЭЗ «Технополис Москва» отмечена сразу в шести номинациях. ОЭЗ заняла призовое место в сфере ГЧП – площадка стала пионером реализации офсетного соглашения в российском здравоохранении между компанией «Биокард» и Правительством Москвы. Соглашение способствует реализации Национальной стратегии борьбы с онкологическими заболеваниями и снижению затрат на лечение. Помимо этого, подписано офсетное соглашение с германской компанией GEMAMED, в декабре 2019 года состоялся запуск производства медицинских изделий для больных стомой. ОЭЗ также отмечена за гибкий подход к потенциальным и действующим арендаторам, кластерное развитие площадки, инфраструктуру для работников и сокращение бюрократических процедур за счет работы в режиме единого окна и цифровизации процессов на основе Agile-центра. Отдельно авторы рейтинга выделили зону за поддержку резидентов в период пандемии Covid-19 за счет снижения вдвое арендных ставок[12].Особая экономическая зона «Калининград» отмечена в трех номинациях – логистика, новые инвестиции и программа релокации. Авторы рейтинга отмечают, что через регион проходит трансъевропейский транспортный коридор, позволяющий соединять Европу и Китай за восемь дней пути. Для удобства логистики помимо морского транспорта, регион предлагает два типа железнодорожной колеи – широкой колеи (стандарт стран ЕЭС) и узкой колеи (Европейский стандарт). В 2019 году швейцарско-шведский производитель электрооборудования ABB открыл инжиниринговый центр в Калининградской особой экономической зоне. Для привлечения квалифицированных кадров в ОЭЗ Правительство Калининградской области компенсирует расходы на переезд работников из других регионов России в размере до 500 тысяч рублей[12].Особая экономическая зона «Иннополис» в Татарстане отмечена в рейтинге за готовность инфраструктуры 5G – сеть запущена на площадке в тестовом режиме для активизации деятельности резидентов в цифровой экономике. Кроме того, Иннополис был отмечен за гибкость рабочего пространства и удобства для работников. В ОЭЗ открыт коворкинг для малого и среднего бизнеса и создана уникальная среда для проживания и работы сотрудников компаний и членов их семей с деловой, социальной, образовательной и инженерной инфраструктурой.ОЭЗ «Дубна» в Московской области отмечена в рейтинге за лучший исследовательский центр. В мае 2019 года в особой экономической зоне "Дубна" заработал новый инновационно-технологический центр для сборочного и наукоемкого производства. Новые компании-резиденты намерены вложить в свои проекты более 14 млн $ и создать почти 1000 рабочих мест.ОЭЗ «Алабуга» в Татарстане заняла призовое место за развитие высококвалифицированных кадров. В сентябре 2019 года в "Алабуге" открыт STEM-центр подготовки персонала, нацеленный на подготовку 100 работников ежегодно по четырем направлениям: лабораторный химический анализ, мехатроника, электротехника и автоматизированные системы управления.Отдельно в рейтинге выделена ОЭЗ "Ступино Квадрат" за развитие индустриальных коворкингов для малого и среднего бизнеса и производственных стартапов. В зоне также построена частная железная дорога, соединяющая ее объекты с национальной железнодорожной системой.Международное экономическое издание FDi (Foreign Direct investment) ежегодно составляет рейтинг самых перспективных свободных и особых экономических зон Global Free Zones of the Year. Оценка FDi Magazine считается одним их самых авторитетных анализов инфраструктурных площадок для бизнеса. В общей сложности в рейтинге 2020 года оценивалась 61 ОЭЗ по всему миру[13].Глава 3. НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ОСОБОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ «ЗАВИДОВО»3.1 Характеристика особой экономической зоны туристической ОЭЗ «Завидово»Особая экономическая зона туристско-рекреационного типа «Завидово» создана на территории муниципального образования «Конаковский район» Тверской области в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2015 года №372[3]. Общая площадь территории особой экономической зоны — 379.87 Га.Цель особой экономической зоны (ОЭЗ) — привлечение частных инвестиций и создание комплексного всесезонного курорта мирового уровня, специализирующегося на семейном, въездном и деловом туризме, а также на дальнейшем развитии туристической отрасли Тверской области[4]. РасположениеАдминистрации ОЭЗ «Завидово» представлено на рисунке в Приложении 2.Выгодное экономико-географическое расположение имеет ОЭЗ «Завидово» (рис.1).Рис.1 Карта местоположения ОЭЗ «Завидово»Главный туристический поток курорта формирует столичный регион - в радиусе 150 км. от ОЭЗ проживает 20 млн. чел. и находится главный ж/д- и авиаузел страны (более 110 млн. пассажиров дальнего следования в 2014 г.). Основные группы туристов:Семейный туризм: в «Большой Москве» проживают более 2,5 млн. семей с детьми до 18 лет, при этом 190- 200 дней в году составляют школьные каникулы и выходные/праздничные дни; эксперты отмечают дефицит качественных предложений загородного семейного отдыха вокруг Москвы у воды, в связи с чем многие семьи уезжают на отдых за границу (около 1,5 млн. семей московской агломерации отдохнули в 2014 году в Египте, Турции, Болгарии, Греции, Кипре, Черногории, Хорватии, Испании, Италии и Чехии)[6].Въездной туризм: в 2014 году Москва приняла более 4,3 млн. иностранных туристов (рост более 10% в год), из которых около 2 млн. посетили столицу со служебными целями, при этом средний чек на одного иностранного туриста, прибывшего в город с деловым визитом, - самый высокий в туриндустрии;многие иностранные туристы отмечают серьезные проблемы в Москве с предложением качественного загородного отдыха по разумной цене в сочетании с осмотром достопримечательностей вне столицы.Деловой туризм: MICE-туризм (meetings-incentives-conferencesevents) – самый быстрорастущий сегмент туриндустрии столичного региона, т.к. в Москве расположено более 60% всех головных предприятий российских холдингов;в 2014 на 15% увеличился поток загородных деловых туров вокруг Москвы (более 0,5 млн. туристов) с целью организации корпоративных мероприятий, различных тренингов, обучающих семинаров, а также конференций и форумов российского и международного уровня.Уникальный рекреационный потенциал курорта «Завидово»: «Московское море» (Иваньковское водохранилище на реке Волга), устье реки Дойбица и лесной фонд создают неповторимый ландшафт курорта, привлекательный для туристов со всей России и из-за рубежа. Схема размещения объектов резидентов ОЭЗ Приложение 3.Правительство Тверской области обеспечивает:Разработку Перспективного плана развития ОЭЗ.Утверждение плана обустройства и соответствующего материально-технического оснащения ОЭЗ и прилегающей территории.Утверждение прилегающей к ОЭЗ территорииФинансирование создания объектов инженерной, транспортной, социальной, инновационной и иной инфраструктуры.Передачу Министерству экономического развития РФ полномочий по управлению и распоряжению земельными участками, включаемыми в границы ОЭЗ и другими объектами недвижимости, расположенных в границах ОЭЗ и находящимися в собственности Тверской области[5].АО «Особая экономическая зона «Завидово» осуществляет следующие функции:Обеспечивает создание объектов инфраструктуры особой экономической зоны и иных объектов, предназначенных для обеспечения функционирования особой экономической зоны, в соответствии с Соглашением о создании особой экономической зоны.Обеспечивает функционирование объектов инфраструктуры особой экономической зоны и иных объектов, предназначенных для обеспечения функционирования особой экономической зоны.Привлекает резидентов и иных инвесторов в особую экономическую зону, в том числе для осуществления деятельности по созданию объектов инфраструктуры особой экономической зоны.Разрабатывает проект планировки территории особой экономической зоны и представляет его на утверждение в уполномоченный орган в соответствии с законодательством Российской Федерации.Обобщает и направляет в Министерство в сроки, установленные настоящим Соглашением, фактические значения показателей функционирования особой экономической зоны, отражающие деятельность Управляющей компании и резидентов особой экономической зоны.Осуществляет иные функции, предусмотренные Федеральным законом № 116-ФЗ и Соглашением.3.2 Оценка эффективности функционирования особой экономической зоны ОЭЗ «Завидово»Площадь ОЭЗ 409 га. Площадь прилегающей территории 279 га. Плановый срок действия режима ОЭЗ 2063 год. Количество инвесторов, подтвердивших в письменной форме готовность реализовать инвестиционные проекты 6. Количество инвестиционных проектов, которых инвесторы готовы реализовать на момент создания ОЭЗ 10.Частные и государственные инвестиции в создание ОЭЗ «Завидово» представлены в таблицах 1 и 2.Таблица 1.Частные инвестиции в основные объекты туристической инфраструктуры ОЭЗ (включая внутриплощадочные дороги и распределительные инженерные сети) – около 24,96 млрд. руб., в том числе: №п/пВид объектаСумма инвестициимлрд. руб.1.Многофункциональный рекреационно-оздоровительный комплекс10,052.Спортивно-туристический комплекс с академией гольфа0, 473.Автотуристический комплекс с мотелем0,364.Медицинский центр1,655.Тематический парк развлечений3,76.Агротуристический комплекс0,457.Офисно-гостиничный комплекс0,648.Гостиница «Radisson Завидово» и апарт-отель3,219.Порт для туристических речных судов с яхт-клубом и базой ремонта и обслуживания0,68103 апарт-отеля3,74Таблица 2.Государственные инвестиции в основные объекты транспортной, инженерной и социальной инфраструктуры ОЭЗ – 3,547 млрд. руб., в том числе: № п/пИсточник инвестицииСумма инвестициимлрд. руб.1.инвестиции из средств федерального бюджета (76%)2,7002.инвестиции из средств бюджета Тверской области (24%)0,847Объекты резидентов – многофункциональный рекреационно-оздоровительный комплексИнвестор: ООО «АстраИнвест» Сроки реализации проекта: 2015-2019 гг. Стоимость строительства 10 050 млн. руб. Общий объем инвестиций: собственные средства – 4 450 млн. руб.; заемные средства – 5 600 млн. руб. Операционный бюджет (2018-2028 гг.) Поступления от эксплуатации апартаментов– 11 084 млн. руб. Поступления от эксплуатации оздоровительного комплекса – 38 721 млн. руб. Расходы на эксплуатацию апартаментов– 5 119 млн. руб. Расходы на эксплуатацию оздоровительного комплекса 17 884 млн. руб. Налог на имущество – 1 645 млн. руб. Налог на прибыль – 2 239 млн. руб. Чистая прибыль – 12 209 млн. руб. Показатели по проекту: Коэффициент дисконтирования – 10% Чистая текущая стоимость (NPV) – 8 930 млн. руб. Внутренняя норма рентабельности (IRR) – 19%Объекты резидентов – спортивно-туристический комплекс с академией гольфаИнвестор: ООО «ТрастСтройИнвест». Сроки реализации проекта: 2013-2017 гг. Стоимость строительства 470 млн. руб. Общий объем инвестиций: собственные средства – 470 млн. руб. Операционный бюджет (2018-2028 гг.) Поступления от эксплуатации гостиницы – 515 млн. руб. Поступления от эксплуатации академии гольфа – 99 млн. руб. Расходы на эксплуатацию гостиницы – 174 млн. руб. Расходы на эксплуатацию академии гольфа – 38 млн. руб. Налог на имущество – 87 млн. руб. Налог на прибыль – 37 млн. руб. Чистая прибыль – 203 млн. руб. Показатели по проекту: Коэффициент дисконтирования – 10% Чистая текущая стоимость (NPV) – 62 млн. руб. Внутренняя норма рентабельности (IRR) – 11,57%Объекты резидентов – автотуристический комплексИнвестор: ООО «ТрастСтройИнвест» Сроки реализации проекта: 2015-2017 гг. Стоимость строительства 360 млн. руб. Общий объем инвестиций: собственные средства – 200 млн. руб. заемные средства – 160 млн. руб. Операционный бюджет (2018-2028 гг.) Поступления от эксплуатации гостиницы – 1 650 млн. руб. Расходы на эксплуатацию гостиницы – 784 млн. руб. Налог на имущество – 67 млн. руб. Налог на прибыль – 86 млн. руб. Чистая прибыль – 469 млн. руб. Показатели по проекту: Коэффициент дисконтирования – 10% Чистая текущая стоимость (NPV) – 180 млн. руб. Внутренняя норма рентабельности (IRR) – 18,46%Объекты резидентов – медицинский центрИнвестор: ООО «ТрастСтройИнвест» Основные параметры проекта Сроки реализации проекта: 2014-2016 гг. Стоимость строительства 1 750 млн. руб. Общий объем инвестиций: собственные средства – 1 750 млн. руб. Операционный бюджет (2018-2028 гг.) Поступления от реабилитационного центра – 330 млн. руб. в год Поступления от услуг платной поликлиники – 163 млн. руб. в год Расходы от эксплуатации медцентра – 308 млн. руб. в год Налог на имущество – 38 млн. руб. Налог на прибыль – 2,7 млн. руб. Чистая прибыль – 9,7 млн. руб. Показатели по проекту: Коэффициент дисконтирования – 4% (социальный проект) Чистая текущая стоимость (NPV) – 107 млн. руб. Внутренняя норма рентабельности (IRR) – 4,75%Объекты резидентов – центр историко-событийного туризма «Парк живой истории»Инвестор: ООО «Геотон» Сроки реализации проекта: 2016-2020 гг. Стоимость строительства 3 700 млн. руб. Общий объем инвестиций: собственные средства – 2 500 млн. руб. заемные средства – 1 200 млн. руб. Операционный бюджет (2019-2028 гг.) Поступления от эксплуатации парка развлечений – 14 851 млн. руб. Расходы от эксплуатации парка развлечений – 9 004 млн. руб. Налог на имущество – 449 млн. руб. Налог на прибыль – 499 млн. руб. Чистая прибыль – 2 722 млн. руб. Показатели по проекту: Коэффициент дисконтирования – 10% Чистая текущая стоимость (NPV) – 430 млн. руб. Внутренняя норма рентабельности (IRR) – 12%Объекты резидентов – агротуристический комплексИнвестор: ООО «Геотон» Сроки реализации проекта: 2016-2018 гг. Стоимость строительства 450 млн. руб. Общий объем инвестиций: собственные средства – 450 млн. руб. Операционный бюджет (2019-2029 гг.) Поступления от эксплуатации гостиницы – 1 784 млн. руб. Расходы на эксплуатацию гостиницы – 847 млн. руб. Налог на имущество – 83 млн. руб. Налог на прибыль – 89 млн. руб. Чистая прибыль – 490 млн. руб. Показатели по проекту: Коэффициент дисконтирования – 10% Чистая текущая стоимость (NPV) – 86 млн. руб. Внутренняя норма рентабельности (IRR) – 12,73%Объекты резидентов – офисно-гостиничный комплексИнвестор: ООО «Геотон» Сроки реализации проекта: 2016-2019 гг. Стоимость строительства 640 млн. руб. Общий объем инвестиций: собственные средства – 640 млн. руб. Средняя стоимость номера в сутки – 5 000 рублей. Операционный бюджет (2019-2029 гг.) Поступления от эксплуатации гостиницы – 2 230 млн. руб. Расходы на эксплуатацию гостиницы – 1 059 млн. руб. Налог на имущество – 119 млн. руб. Налог на прибыль – 108 млн. руб. Чистая прибыль – 590 млн. руб. Показатели по проекту: Коэффициент дисконтирования – 10% Чистая текущая стоимость (NPV) – 40 млн. руб. Внутренняя норма рентабельности (IRR) – 10,95%Объекты резидентов – гостиница «Radisson Завидово» и апарт-отельИнвестор: ООО «Завидово Плаза» Сроки реализации проекта: 2011-2014 гг. Стоимость строительства 3 210 млн. руб. Операционный бюджет (2014-2020 гг.) Поступления от эксплуатации гостиницы и апарт-отеля – 3 845 млн. руб. Расходы на эксплуатацию гостиницы и апарт-отеля – 2 142 млн. руб. Налог на имущество – 200 млн. руб. Налог на прибыль – 134 млн. руб. Чистая прибыль – 732 млн. руб. Показатели по проекту: Коэффициент дисконтирования – 10% Чистая текущая стоимость (NPV) – 685 млн. руб. Внутренняя норма рентабельности (IRR) – 17,6%Объекты резидентов – порт для туристических речных судов с яхт-клубом и ремонтной базойИнвестор: ООО «Гранд Марин Завидово» Сроки реализации проекта: 2012-2018 гг. Стоимость строительства 680 млн. руб. Общий объем инвестиций: собственные средства – 680 млн. руб. Операционный бюджет (2019-2028 гг.) Поступления от эксплуатации яхт-клуба– 930 млн. руб. Расходы на эксплуатацию яхт-клуба– 315 млн. руб. Налог на имущество – 116 млн. руб. Налог на прибыль – 65 млн. руб. Чистая прибыль – 358 млн. руб. Показатели по проекту: Коэффициент дисконтирования – 10% Чистая текущая стоимость (NPV) – 80 млн. руб. Внутренняя норма рентабельности (IRR) – 12%Объекты резидентов – 3 апарт-отеляИнвестор: ООО «Завидово апарт-отель» Сроки реализации проекта: 2015-2019 гг. Описание проекта Стоимость строительства 3 659 млн. руб. Общий объем инвестиций: собственные средства – 3 659 млн. руб. Операционный бюджет (2016-2028 гг.) Поступления от эксплуатации апарт-отелей – 6 743 млн. руб. Расходы от эксплуатации апарт-отелей – 202 млн. руб. Налог на прибыль – 378 млн. руб. Чистая прибыль – 2 064 млн. руб. Показатели по проекту: Коэффициент дисконтирования – 8% Чистая текущая стоимость (NPV) – 164 млн. руб. Внутренняя норма рентабельности (IRR) – 9,19%Плановый срок окупаемости государственных инвестиций 2025 год. Сроки строительства основных объектов туристической, транспортной, инженерной, социальной и жилой инфраструктуры ОЭЗ: 1-й этап – 2018 год 2-й этап – 2023 год[15]. Объем налоговых поступлений на весь период создания ОЭЗ 113 млрд. руб. Количество создаваемых рабочих мест в туристическом кластере 4300. Количество создаваемых рабочих мест в смежных отраслях 4500.Расстояние от Москвы 100 км. Расстояние от Твери 40 км. Расстояние от Санкт-Петербурга 570 км. Количество человек, проживающих в радиусе 150 км. 20 млн. чел. Прогнозируемая посещаемость объектов ОЭЗ с 2023 года 3 млн. чел.3.3 Перспективы развития особой экономической зоны ОЭЗ «Завидово»Тверская область славится богатым выбором туристических объектов на любой вкус, что делает возможным организацию новых экскурсионных маршрутов для отдыхающих в ОЭЗ «Завидово» и значительно увеличить туристический поток в регион. В Приложении 5 представлена карта с указанием мест с объектами для исторического, паломнического туризма и т.д.Исторический туризм - императорский Путевой Дворец XVIII-XIX вв. в Твери, усадьба Берново, усадьба Полторацких, усадьба Знаменское Раек (Пушкинское кольцо), усадьба Чукавино, музей Золотого шитья, усадьба, где жили А.Ахматова и Н.Гумилев, мемориально-художественный музей В.А. Серова в Домотканово и др. Паломнический туризм - монастырь «Нилова Пустынь», Святоуспенский Старицкий монастырь, Борисово-Глебский монастырь, церковь Успения Пресвятой Богородицы, Преображенская церковь, Вознесенский Оршин монастырь, Вышневолоцкий Казанский женский монастырь, Дмитровский Кашинский мужской монастырь, Свято-Екатерининский женский монастырь, исток реки Волга и др.Агро и экотуризм - агрофермы «FATTORIA DEL SOLE» и «Ивановка», ферма «Надежда», фермерское хозяйство «Панакс», ферма «Паллада», хозяйство «Ахалтекинец», торопецкая биологическая станция по выращиванию медведей, питомник ездовых собак и северных оленей, страусиная ферма и др.Промышленный туризм - Конаковская ГРЭС, Калининская атомная электростанция, Тверской вагоностроительный завод, Тверской стекольный завод, Весьегонский винзавод, фабрика «Торжокские золотошвеи», Тверской пивоваренный завод «Афанасий» и др. Спортивный туризм - горнолыжный парк «Яр», спортивно-туристический клуб «Пролетарка», клуб автомотоэкстрима «Самех», джип-клуб «Лебедушка», конноспортивный комплекс «Сажино», аэродромы «Змеево», «Борки» и «Мигалово», тверской клуб воздухоплавателей «ТВЕРЬАЭРО» и др.Есть необычные музеи: бань, торфа, музей гадов, воздуха. Так же есть музей рыбы, пчелы, армейской авиации, пожарных, мыши, валенок и многое другое.Прогнозируемая посещаемость объектов ОЭЗ с 2023 г. – около 3 млн. туристов в год. Прогнозируемое количество созданных мест размещения туристов ОЭЗ к 2023 г. – около 6 тыс. мест (около 17% от Тверской области при среднегодовых темпах прироста по области 5% в год).Ожидаемая валовая выручка компаний-резидентов к 2023 г. составит от 6 до 10 млрд. руб. в год (около 1,5% от ВРП Тверской области при среднегодовых темпах прироста ВРП по области 7% в год).Совокупный объем ежегодных налоговых поступлений в бюджеты всех уровней от деятельности резидентов с учетом предоставленных налоговых льгот с 2023 г. составит от 1,2 до 2,2 млрд. руб., при этом доля федеральных налогов – около 75%.Прогнозируемая валовая выручка компаний в смежных областях к 2023 г. составит дополнительно от 3 до 5 млрд. руб. в год. Количество создаваемых рабочих мест (при выходе всех туристических объектов на проектную мощность) – 8 800, в том числе: прямая занятость – около 4300 рабочих мест, занятость в смежных областях – около 4500 рабочих мест.Окупаемость инвестиций из средств федерального и регионального бюджетов в создание необходимой инфраструктуры ОЭЗ (с учетом предоставленных резидентам налоговых льгот и выхода курорта с 2023 г. на проектную мощность) будет достигнута в 2026-2028 г., с учетом мультипликативного эффекта в смежных с туризмом областях и увеличения туристической активности в Тверской области в результате создания ОЭЗ окупаемость государственных инвестиций будет достигнута в 2024- 2025 г.Выводы по созданию ОЭЗ «Завидово»:наличие массового неудовлетворенного платежеспособного спроса столичного региона с население 20 млн. жителей и 110 млн. пассажиров дальнего следования - в 100 км. от курорта (около 40-60 мин. езды автотранспортом по строящейся скоростной автомагистрали «М11»), расположение курорта на речных туристических маршрутах по Большой Волге, на маршруте «Золотого кольца России», а также рядом с транзитным автотранспортным потоком Москва – Санкт-Петербург; уникальный рекреационный потенциал курорта – берег «Московского моря», расположенный рядом Национальный парк «Завидово», участки лесного фонда и устье реки Дойбица на территории создаваемой ОЭЗ; наличие потенциальных частных инвесторов в основные объекты курорта и потенциальной управляющей компании ОЭЗ, имеющей опыт реализации в России больших комплексных проектов развития территории; близость и высокая степень готовности основных существующих инженерных коммуникаций не требует чрезмерно высоких инвестиций, при этом в развитие инженерной и транспортной инфраструктуры на прилегающей к ОЭЗ территории частными инвесторами на сегодня уже инвестировано более 6 млрд. руб.; администрация Тверской области имеет значительный успешный опыт реализации крупных инвестиционных проектов с участием российских и иностранных инвесторов, число которых постоянно растет; комплексный и системный подход в развитии всей территории: разнообразные объекты туристической инфраструктуры (включая первый в России тематический парк и семейный природно-развлекательный курорт мирового уровня), жилая территория для сотрудников курорта, вся необходимая социальная, транспортная и инженерная инфраструктура современного уровня; значительный потенциал развития туризма всей области и экономического роста соседних территорий за счет создания ОЭЗ; соответствие всем федеральным критериям создания ОЭЗ, утвержденным Правительством РФ и Минэкономразвития.ЗаключениеВ ходе работы была достигнута её цель, изучены специальные экономические зоны как инструмента регионального развития на примере ОЭЗ «Завидово». В ходе исследования решены следующие задачи:1.Рассмотрены теоретические аспекты ОЭЗ (сущность история возникновения, классификация);2.Проанализированы особенности государственного регулирования особых экономических зон в РФ (правовые механизмы регулирования, государственный контроль, направление развития);3.Исследованы направления модернизации особой экономической зоны на примере ОЭЗ «Завидово» (характеристика, оценка эффективности, перспективы развития).В работе были использованы учебно-методические пособия, учебники, научные статьи, нормативно-правовые документы, ресурсы сети Интернет.В заключении можно сделать вывод, что создание ОЭЗ «Завидово» экономически выгодно как частным инвесторам, так и государству, при этом ОЭЗ: позволит принять положительное инвестиционное решение частному бизнесу по более чем 10 туристическим проектам за счет льготного режима налогообложения и создания современной транспортной и инженерной инфраструктуры; позволит создать курорт федерального значения и способствовать опережающему социально-экономическому развитию всей Тверской области.Список использованной литературыФедеральный закон от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ"Об особых экономических зонах в Российской Федерации". ГАРАНТ. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://iv2.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm, свободный (дата посещения 27.12.2021). Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008г. № 1662-р (ред. От 08.08.2009г.) «О концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020г». [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134, свободный (дата посещения 27.12.2021).Распоряжение Правительства РФ от 06.09.2011 N 1540-р «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Центрального федерального округа до 2020 года». [Электронный ресурс] Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/902302272, свободный (дата посещения 27.12.2021).Соглашение между Правительством Российской Федерации, Правительством Тверской области и администрацией Конаковского района Тверской области от 18.05.2015 № С-138-АЦ/Д14 «О создании на территории муниципального образования «Конаковский район» Тверской области особой экономической зоны туристско-рекреационного типа»//Постановление от 20 апреля 2015 г. № 372. Москва. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/QlU9hS9uvmiEhEdcQMtAQANwAN8P9hLm.pdf, свободный (дата посещения 27.12.2021).Соглашением между Министерством экономического развития Российской Федерации и АО «Особая экономическая зона «Завидово» об управлении особой экономической зоной туристско-рекреационного типа, созданной на территории муниципального образования «Конаковский район» Тверской области от 11.08.2015 г. № С-252-АЦ/Д14. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://static.government.ru, свободный (дата посещения 27.12.2021).Особые экономические зоны /Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.economy.gov.ru/material/directions/regionalnoe_razvitie/instrumenty_razvitiya_territoriy/osobye_ekonomicheskie_zony, свободный (дата посещения 27.12.2021).Зименкое Р.И. Свободные экономические зоны в Японии /Р.И. Зименков // Российский внешнеэкономический вестник. 2006. № 4. С. 15-19. Антонов Г.Д., Иванова О.П., Антонова И.С. Подход к управлению проектами диверсификации моногорода (на примере Кузбасса) // Национальные интересы: приоритеты и безопасность.2012. № 7. С. 15-22.Антонова И.С. Теория диверсификации экономики моногорода // Вестник науки Сибири. 2015. № 2 (17). С. 179-193.Баннова К.А., Князева М.В. Проблемы и пути совершенствования оценки эффективности налоговых льгот // Baikal Research Journal. 2015. Т. 6, № 3. С. 5.Иванова О.П., Антонова И.С., Антонов Г.Д. Развитие моногородов и управление инвестиционной привлекательностью. М.: ИНФРА-М, 2016. 260 с.Баландина А.С. Классификация налоговых льгот по элементам налогообложения и общественной направленности //Развитие науки и образования в современном мире: сб. науч. трудов по материалам Междунар. науч.-практ. конф.: в 7 ч. М.: ООО«АР-Консалт», 2014. С. 21-22.Синенко О.А., Цыганова Т.Д. Особые экономические зоны России: практика применения налоговых льгот и оценка/ Вестник УрФУ/ Серия Экономика и управление. 2018. Т. 17. С. 166-191.Особые экономические зоны. Зарубежный и отечественный опыт. О-75 Книга 2: монография / [И.А. Майбуров и др.]; под ред. И.А. Майбурова, Ю.Б. Иванова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 287 с. Тарасова Ю.А., Бобкова Т.С., Кожевникова С.А. К вопросу правового регулирования особых экономических зон в России // Вестник Евразийской науки, 2018 №3, https://esj.today/PDF/30ECVN318.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. Особая экономическая зона «Завидово»/ официальный сайт. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://oez-zavidovo.ru, свободный (дата посещения 27.12.2021).Приложение 1Рис.1 Особые льготы для ОЭЗПриложение 2Расположение Администрации ОЭЗ «Завидово»Приложение 3Схема размещения объектов резидентов ОЭЗМногофункциональный рекреационно-оздоровительный комплекс с парком водных развлечений и пляжной зоной, природными парками, лесопарковой прогулочной зоной, крытыми спортивными площадками и центром детского творчества. Спортивно-туристический комплекс с академией гольфа - академическое гольф-поле на 9 лунок, зона для отработки элементов короткой игры, тренировочное поле с крытыми и открытыми ячейками, административное здание с гольф-магазином, кафе и раздевалками, а также мини-гостиница для обучающихся и спортсменов. Автотуристические комплексы с мотелями, торговой зоной и необходимой инфраструктурой для отдыха вдоль автодороги «М10». Медицинский центр «Завидово» - реабилитационный центр и поликлиника – 2 отдельных корпуса со своими входами. Центр историко-событийного туризма «Парк живой истории» - плац-театр для регулярного проведения масштабных исторических реконструкций, этнографические деревни и фортификационные сооружения разных исторических эпох, «город мастеров», различные стрельбища, центр верховой езды, музей ретротехники, площадки для проведения музыкальных мероприятий и народных гуляний, парк развлечений и зоны активного отдыха. Агротуристический комплекс - природный парк регионального значения «Завидово» - место для организованного эко- и агротуризма Офисно-гостиничные комплексы. Гостиница «Radisson Завидово» и апарт-отель – комплекс площадью ок. 35 тыс. кв.м. с качеством услуг 4 звезды, рассчитанный на 239 номеров и широким выбором дополнительных услуг. Порт для туристических речных судов с яхт-клубом и базой ремонта и обслуживания, а также причал для речных круизных судов, школа обучения судовождению и детская парусная школа, пешеходные набережные и пешеходный мост через р. Дойбица. 3 апарт-отеля с общим количество номеров более 250Приложение 4Рис.1 Объекты резидентов – автотуристический комплекс. Автотуристический комплекс расположится рядом с автодорогами М10 и М11 - на главном пути движения автотуристов между Скандинавией и Восточной Европой через Санкт-Петербург и Москву.Рис.2 Объекты резидентов – медицинский центр Приложение 5ОЭЗ «ЗАВИДОВО» и расположение исторических туристических объектов
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!