это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3585325
Ознакомительный фрагмент работы:
СОДЕРЖАНИЕ
Вступление…………………………………………………………………..….3
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..…3
Основная часть……………………………………………………………….…4
1.Особенности проведения диагностики восприятия детей дошкольного
возраста с нарушениями зрения………………………………………………...4
2. Методики диагностики восприятия у детей дошкольного возраста с
нарушениями зрения……………………………………………………………..8
3. Схема обследования ребенка 3-х – 4-х лет (младшая группа)…………….8
4. Схема обследования ребенка 4-х – 5-ти лет (средняя группа)………..…11
5. Схема обследования ребенка 5-х – 6-ти лет (старшая группа)………….16
6. Схема обследования ребенка 6-х–7-ти лет (подготовительная
группа)……………………………………………………………………………20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...…25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….26
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………...27
Вступление
В данной работе рассматриваются особенности диагностики восприятия
детей дошкольного возраста с нарушениями зрения. Так же представлен
актуальный психодиагностический инструментарий, позволяющий
корректно провести психодиагностику восприятия дошкольников с
нарушениями зрения.
Введение
Актуальность. Успешность воспитания, обучения, социальной адаптации
ребенка с нарушениями развития зависит от правильной оценки его
возможностей и особенностей развития. Эту задачу решает комплексная
диагностика психического состояния и личностного развития детей. Она
является первым и очень важным этапом в системе мероприятий,
обеспечивающих специальное обучение, коррекционно-педагогическую
помощь. Именно диагностика позволяет определить оптимальный
педагогический маршрут, обеспечить индивидуальное психолого-
педагогическое сопровождение ребенка, соответствующее его
психофизическим особенностям.
В свете вышесказанного среди различных направлений деятельности
специалистов психолого-педагогической службы в рамках образовательного
процесса важную часть составляют диагностические модели для
слабовидящих детей младшего школьного возраста с целью изучения уровня
их психического и личностного развития, а также на коррекцию выявленных
отклонений в развитии.
Цель работы: провести анализ психолого-педагогических методик
диагностики восприятия детей дошкольного возраста с нарушениями зрения,
выявить особенности проведения диагностики восприятия детей
дошкольного возраста с нарушениями зрения.
Основная часть.
1.Особенности проведения диагностики восприятия детей дошкольного
возраста с нарушениями зрения
Диагностическое обследование ребенка специалистами психолого-
педагогической службы с проблемами в развитии должно быть системным,
т.е. включать в себя изучение всех сторон психики (познавательную
деятельность, речь, эмоционально-волевую сферу, личностное развитие).
Обследование организуется с учетом возраста и предполагаемого уровня
психического развития ребенка. Именно эти показатели определяют
организационные формы диагностической процедуры, выбор методик и
интерпретацию результатов [2].
Диагностические задания должны быть доступны для ребенка. В ходе
обследования ребенку необходимо предложить задание, которое он сможет
успешно выполнить, а при анализе результатов учитывается, с заданиями для
какой возрастной группы справился ребёнок [1].
При обследовании важно выявить не только актуальные, но и
потенциальные возможности ребенка в виде «зоны ближайшего развития»
(Л.С. Выготский). Это достигается предложением заданий разной сложности
и оказанием ребенку дозированной помощи в ходе их выполнения.
Обследование детей с нарушениями зрения осуществляется на основе
разработанной теории с учетом основных закономерностей нормального
развития [8].
В ходе изучения детей с отклонениями в развитии обнаружилось, что
наиболее общие закономерности развития нормального ребенка
прослеживаются и у этих детей. К ним относятся: определенная
последовательность стадий развития психики; наличие сензитивных
периодов в развитии психических функций; последовательность развития
психических процессов; роль деятельности в психическом развитии, речи - в
формировании высших психических процессов; ведущая роль обучения в
психическом развитии (Л.С. Выготский, В.И. Лубовский) [7].
Л.С. Выготский, изучая закономерности психического развития детей при
различных типах аномалий, выделил общие специфические закономерности,
проявляющиеся при различных типах нарушений. Он отметил, что причины,
вызывающие аномалии, ведут к возникновению основного нарушения в
психической деятельности, которое определяется как первичное, и, как
следствие, - к своеобразным изменениям всего психического развития
ребенка, что проявляется в формировании вторичных, третичных и т.д.
нарушений психической деятельности. Им также была выделена
закономерность, общая для всех детей с недостатками развития, а именно:
затруднения во взаимодействии с социальной средой, нарушение связей с
окружающим миром.
Общие закономерности, характерные для развития всех категорий детей с
аномалиями, выражаются также в особенностях речевого общения и
двигательных нарушениях, проявляющихся в разных формах в зависимости
от типа аномалии. В.И. Лубовский и Ж.И. Шиф показали, что наличие
первичных и вторичных дефектов существенно сокращает информацию,
получаемую детьми от внешнего мира [9].
Роль педагога-психолога, проводящего обследования детей в эти периоды,
состоит в подготовке детей к переменам в их жизни и в создании вместе с
воспитателями и учителями установки на преодоление трудностей и
возможности их избежать или преодолеть.
Существуют общие требования, предъявляемые к организации и
проведению обследования детей с нарушениями развития. К ним относятся:
предварительное знакомство с историей развития, наблюдение за поведением
и деятельностью ребенка в группе, на занятиях, в часы досуга. Особое
значение придается установлению контакта с ребёнком, организации места
проведения исследования, выбору методик, соответствующих его цели.
К особым, специфическим, требованиям следует отнести следующие:
соответствующая освещенность (общая освещенность помещения
должна составлять 1000 лк, на рабочем столе ребенка - 400-500 лк);
ограничение непрерывной зрительной нагрузки (5 - 10 мин в младшем
и среднем дошкольном возрасте и 15 - 20 мин в старшем дошкольном и
младшем школьном возрасте); режим зрительной работы устанавливается
офтальмологом в соответствии с диагнозом и характером заболевания
ребенка;
смена вида деятельности на не связанную с напряженным зрительным
наблюдением;
особые требования к наглядности.
Основными требованиями к характеру стимульного материала являются
следующие. Контрастность предъявляемых объектов и изображений по
отношению к фону должна быть 60-100 %. Отрицательный контраст
предпочтительнее, так как дети лучше различают черные объекты на белом
фоне, чем белые объекты на черном.
Стимульный материал должен отвечать ряду условий:
пропорциональность соотношений предметов по величине в
соответствии с соотношениями реальных объектов;
соотношение с реальным цветом объектов;
высокий цветовой контраст (80 - 95 %);
четкое выделение ближнего, среднего, дальнего планов и др.
Величина предъявляемых объектов определяется в зависимости от возраста
и зрительных возможностей ребенка, которые уточняются совместно с
врачом-офтальмологом.
Расстояние от глаз ребенка до стимульного материала не должно превышать
30 - 33 см, а для слепых детей - в зависимости от остроты остаточного
зрения. Размер перцептивного поля предъявляемых рисунков должен
составлять от 0,5 до 50°
Угловые размеры изображений - в пределах 3 - 35°. Фон должен быть
разгружен от деталей, не входящих в замысел задания (особенно это касается
заданий для детей дошкольного и младшего школьного возраста).
В цветовой гамме желательно использовать желто-красно-оранжевые и
зеленые тона. Насыщенность цвета - 0,8- 1,0.
Требования к стимульному материалу и организации диагностической
процедуры при обследовании детей с амблиопией и косоглазием следующие:
Детям от 2 до 4 лет с амблиопией и косоглазием при остроте зрения до 0,3
рекомендуется предъявлять изображения в оранжевых, красных и зеленых
тонах без оттенков, с высокой цветовой насыщенностью и контрастностью
по отношению к предъявляемому фону. Размер предъявляемых объектов
должен быть более 2 см. Предъявлять можно предметы любых форм - как
плоскостные, так и объемные. При этом объемные предметы желательно
предъявлять не только для зрительного, но и для осязательного
обследования, которое лучше проводить ближе к полудню.
Детям этого же возраста, но с остротой зрения от 0,4 и выше предъявляются
разнообразные по цвету тест-объекты с размерами также около 2 см (или
меньше). Обследование ребенка можно проводить в любое время дня.
Следует помнить, что при сходящемся косоглазии с дальнозоркой
рефракцией ребенку нужны очки для близи.
Детям с нарушением зрения свойственна меньшая познавательная
активность. В связи с этим в тифлопедагогике существует практический
принцип, отводящий значительно больше места педагогической помощи
детям, а психолог должен выяснить, насколько ребенку свойственны интерес
и внимание к окружающим предметам, лицам, к овладению простейшими
нормами социального поведения [4].
Проведение диагностики детей с нарушениями зрения требует специальных
методик, которых, к сожалению, мало. Адаптация стимульного материала
при исследовании детей с нарушениями зрения вызывается необходимостью
его четкого и точного восприятия детьми и требует от специалиста знания
диагноза заболевания и состояния основных зрительных функций
исследуемого ребенка: остроты зрения, цветового зрения, характера зрения и
др. [5].
Стимульный материал для обследования должен учитывать
индивидуальные особенности и трудности восприятия материала каждым
ребенком. Предлагаемые для обследования задания могут состоять из
реальных объектов, геометрических плоскостных и объемных форм,
рельефных и плоскостных изображений в контурном или силуэтном виде,
выполненных в различной цветовой гамме.
2. Методики диагностики восприятия детей дошкольного возраста с
нарушениями зрения
В настоящее время нет единого выработанного диагностического
инструментария тифлопедагога. Специалисты используют ряд методик для
диагностик детей, в частности схемы обследования. Предлагаем к
рассмотрению схему диагностики по Осиповой и Дружининой.
Схема обследования ребенка
3-х – 4-х лет (младшая группа)
Зрительное восприятие
Выявляемые
параметры
Диагностические
задания
Используемый
материал
Цвет
-Различение основных
цветов (красного,
желтого, зеленого,
синего), а также белого
и черного
-Различение и
называние цвета
окружающих
«Возьми кубик такого же
цвета»
«Возьми игрушку такого
же цвета, как карточка»
«Найди пирамидку
названного цвета»
«Какого цвета игрушка?»,
«Покажи картинку, на
которой нарисован
Набор кубиков красного, желтого,
зеленого, синего цвета;
набор разноцветных карточек и игрушек
такого же цвета.
Одноцветные пирамидки (названных
цветов); набор предметных изображений
разного цвета.
Набор силуэтных изображений.
(Одновременно ребенку предъявляют не
предметов
и предметных
изображений
-Соотнесение игрушек
с их цветными и
силуэтными
изображениями
Форма
-Различение и
называние
геометрических фигур
-Соотнесение формы
предметов с
геометрическими
эталонами
Величина
-Различение величины
окружающих
предметов
Сопоставление
предметов по величине
Восприятие
изображений:
а) предметных,
б) одноплановых
сюжетных
красный (синий…)
цветок», «Какого цвета
картинка?»
«Подбери к игрушке
картинку»
«Найди такую же
фигуру»,
«Назови фигуры»
«Положи фигуру рядом с
предметом такой формы»
«Возьми большой
(маленький) мяч»,
«Покажи высокую
(низкую) елочку»
«Покатай машинку по
длинной (короткой)
дорожке»,
«Возьми для куклы
широкую,
(узкую) ленту»
«Покажи куклу, которая
больше (меньше)»,
«Покажи такой же по
величине кубик»
«Положи круги рядом
красиво - от большого до
маленького»,
«Назови игрушку, которая
нарисована»,
«Рассмотри картинку. Кто
на ней нарисован?»
более 3-х предметов, карточек,
предметных изображений).
Набор геометрических фигур (круги,
квадраты, треугольники, кубы, шары);
набор предметов соответствующей
формы.
(Одновременно ребенку предъявляют не
более 3-х предметов, фигур, карточек).
Набор игрушек (2 мяча - большой и
маленький, две елочки - высокая и
низкая), набор полосок и лент разной
длины и ширины (полоски - длинная и
короткая, две ленты - широкая и узкая).
(Одновременно ребенку предъявляют 2
предмета).
3 куклы разной величины; 3 кубика, два
из которых одинаковой величины.
Простое предметное изображение.
Одноплановое сюжетное изображение
знакомых ребенку животных.
Осязание и мелкая моторика
Выявляемые
параметры
Диагностические задания Используемый материал
-Знание расположения
и названия каждого
пальца.
-Выполнение действий:
а) всей рукой;
б) отдельными
пальцами.
«Спрячь мизинец (указательный,
средний, безымянный, большой
палец) в кулачке другой руки»
«Возьми игрушку»
«Нажми на кнопку средним
(указательным, безымянным,
большим пальцем, мизинцем)
Маленький мячик.
Настольная лампа с кнопочным
выключателем
(или какая-то игрушка с
кнопками)
Схема обследования
ребенка 4-х – 5-ти лет (средняя группа)
Зрительное восприятие
Выявляемые параметры Диагностические задания Используемый материал
Цвет
-Различение основных цветов
(красного, оранжевого,
желтого, зеленого, синего),
коричневого, черного и белого
-Нахождение и называние
цвета окружающих предметов
и
предметных изображений
-Соотнесение предметов с
цветными, силуэтными и
контурными изображениями
Форма
-Различение и называние
геометрических фигур
-Нахождение предметов
заданной формы в
окружающей обстановке и в
изображениях
-Соотнесение формы
предметов с геометрическими
эталонами
Величина
-Нахождение и обозначение в
речи предметов заданной
величины
-Сопоставление предметов по
величине
Восприятие изображений:
а) сюжетных -1-план.перспкт.,
б) сюжетных -2-
план.перспект.
«Положи рядом такую же по
цвету игрушку»
«Найди среди игрушек мяч
красного (синего …) цвета»,
«Какого цвета пирамидка?»
«Найди одинаковые
картинки», «Назови цвет
предмета на картинке»
«Подбери к игрушке ее
(цветное, силуэтное,
контурное) изображение»,
«Покажи фигуру, которую я
назову», «Назови фигуры»
«Найди игрушку, похожую
на квадрат, прямоугольник
…»,
«Из каких фигур состоит
изображение?»
«Найди пару: предмет-
фигура»
«Покажи самую длинную
(короткую) ленту», «Покажи
самую широкую (узкую)
полоску», «Выбери самый
толстый (тонкий) карандаш»,
«Покажи самую высокую
(низкую) елочку», «Какой
величины предмет?»
«Положи треугольники от
самого большого до самого
маленького», «Положи
цветочки от самого
Набор игрушек основных
цветов (красного, желтого,
зеленого, синего), коричневого,
черного и белого;
набор одноцветных пирамидок.
Предметные картинки (3-5
картинок, две из которых с
одинаковыми изображениями)
Набор предметных цветных,
силуэтных, контурных
изображений.
(Одновременно ребенку
предъявляют 3-5 предметов,
карточек, предметных
изображений).
Набор плоскостных (круг,
квадрат, треугольник, овал,
прямоугольник) и объемных
(шар, куб, цилиндр)
геометрических фигур.
Набор предметов
соответствующей формы.
Одновременно ребенку
предъявляют 3-5 фигур,
предметов.
Набор предметов,
геометрических фигур разной
величины.
Одновременно ребенку
предъявляют 3-5 предметов.
Сюжетные картинки с одно- и
двух-плановой перспективой.
маленького до самого
большого»
«Что нарисовано на
картинке?»,
«Кто ближе. Кто дальше?»
Осязание и мелкая моторика
Выявляемые параметры Диагностические задания Используемые материалы
-Понимание назначения рук,
пальцев рук.
-Выполнение действия: а) всей
рукой,
б) отдельными пальцами.
-Узнавание игрушек и
предметов ближайшего
окружения.
-Узнавание геометрических
фигур.
-Различение величины
предметов
«Одень куклу на прогулку»
«Открой коробочку»,
«Закрой коробочку»
«Собери двумя пальцами
(например, указательным и
большим и т.д.) счетные
палочки в коробочку»,
«Узнай игрушку»,
«Узнай предмет»
«Узнай фигуру»
«Выбери среди игрушек
самую маленькую
(большую), длинную
(короткую) и т.д.»
Дидактическая кукла, комплект
кукольной одежды
Коробочка с набором счетных
палочек
3-5 игрушек и 3-5 предметов
(знакомых детям)
Набор плоскостных (круг,
квадрат, треугольник, овал,
прямоугольник) и объемных
(шар, куб, цилиндр)
геометрических фигур
Набор игрушек разной
величины.
Одновременно предъявляют 5
игрушек.
Ориентировка в пространстве
Выявляемые Диагностические задания Используемые
параметры материалы
-Ориентировка «на
себе»
-Ориентировка в
пространственных
признаках игрушек
и предметов
ближайшего
окружения
-Ориентировка
в помещениях
группы и детского
сада
-Ориентировка с
помощью
сохранных
анализаторов
-Ориентировка в
пространстве с
точкой отсчета «от
себя»
-Ориентировка в
процессе
передвижения
-Ориентировка в
микропространстве
-Моделирование
пространственных
отношений
-Ориентировка с
помощью
простейших схем
пространства**
-Использование
«Покажи и назови, что у тебя впереди
(грудь), сзади (спина), вверху (голова),
внизу (ноги)», справа и слева (руки)
«Покажи переднюю (заднюю,
верхнюю,нижнюю) сторону игрушки,
«Покажи переднюю (заднюю), правую
(левую) стороны шкафа»
«Помоги игрушкам найти свое место»
«Покажи, как дойти до музыкального
зала»
«Узнай с закрытыми глазами, где ты
находишься» (игровой уголок,
спальня, раздевалка, туалетная
комната)
«Расположи игрушки в названном
направлении (справа и слева от себя,
впереди и сзади, вверху и внизу)»
«Какой предмет стоит справа
(слева) от тебя?»
«Иди до названного предмета»
«Покажи верхнюю (нижнюю), правую
(левую) стороны фланелеграфа»
«Помоги кукле расставить мебель
(Поставь диван справа, стол
посередине и т.д.)»
«Поставь игрушку в шкаф, как
отмечено на схеме шкафа»
«В какую сторону едет машина?»
«В какую сторону ты бросаешь мяч?»,
«Расскажи кукле, как расставлена
мебель»
Большая машина
Низкий шкаф
Набор знакомых
детям игрушек
Мебель кабинета или
группы
Крупные и яркие
игрушки-ориентиры
Фланелеграф средней
величины
Макет кукольной
комнаты, набор
кукольной мели (3-5
предметов)
Схема шкафа, шкаф с
двумя открытыми
полками, набор
игрушек средней
величины
пространственной
терминологии
Социально-бытовая ориентировка
Выявляемые
параметры
Диагностические задания Используемые
материалы
-Представление ребенка
о себе самом и
окружающих людях
-Понимание назначения
окружающих.предметов.
-Представление о
профессиональном
труде сотрудников
детского сада
-Представление
об элементарных
социально-бытовых
ситуациях
-Ориентированность в
окружающем мире
-Представление о своих
сенсорных
возможностях
-Владение навыками
социального поведения
«Назови свое имя, фамилию»,
«Как зовут твою маму, твоего
папу?»
«Ты знаешь свой адрес? Назови
его»
«Найди предметы мебели.
Расскажи, зачем нужен стул, стол,
шкаф», «Расскажи о своей одежде.
Зачем нужна одежда?»
«Расскажи, что делает в детском
саду воспитатель (няня, медсестра,
повар)»
«Расскажи, что делают дети в
группе?», «Что делают в кабинете
врача?»
«Какое время года на картинке?»,
«Как ты догадался?», «Какое время
года наступит после…?»,
«Выбери игрушки, посуду, одежду,
обувь, мебель, овощи. фрукты»
«Рассмотри игрушки внимательно.
Чем они похожи? Чем
отличаются?», «Что помогло тебе
это узнать?»
«Узнай игрушку на ощупь. С
помощью чего ты узнал игрушку?»
«Поздоровайся с игрушками»,
Мебель кабинета
тифлопедагога,
одежда, которая на
ребенке
Набор картинок с
изображением времен
года
Набор предметных
изображений
(Одновременно
ребенку предъявляют
5 картинок)
Набор игрушек
средней величины с
ярко выраженными
основными
признаками
Дидактические
игрушки (кукла,
мишка, собачка и т.п.)
«Попроси о помощи»,
«Поблагодари за помощь»,
«Предложи свою помощь»
Схема обследования ребенка
5-ти – 6-ти лет (старшая группа)
Зрительное восприятие
Выявляемые параметры Диагностические
задания
Используемый материал
Цвет
-Различение и называние
всех цветов спектра и их
оттенков, а также
коричневого, серого,
черного и белого цветов.
-Называние
цвета предметов
ближайшего окружения и
цвета в животном и
растительном мире
-Соотнесение предметов с
цветными, силуэтными и
контурными
изображениями
Форма
-Различение и называние
геометрических фигур
-Нахождение предметов
заданной формы в
окружающей обстановке
-Соотнесение формы
предметов с
геометрическими
эталонами
Величина
-Определение и
обозначение в речи
величины окружающих
предметов
-Сопоставление
предметов по величине
«Подбери предметы по
цвету и оттенкам. Назови
цвета»,
«Найди в кабинете
(группе) по 2 предмета
такого цвета, как и
карточка».
«Назови цвета
окружающих
предметов», «Какого
цвета животное?»,
«Назови цвет (овощи,
фрукты, цветы)».
«Предметы и их
изображения», «Предмет
и его контур, силуэт».
«Покажи и назови
фигуры, у которых есть
углы», «Покажи и назови
плоскостные (объемные)
геометрические фигуры».
«Найди в группе
предметы такой формы,
как предъявленная
фигура».
«Подбери для каждого
предмета свой домик»
«Назови величину
предметов»
«Сравни предметы по
величине»,
«Разложи предметы по
Набор предметов всех цветов
спектра и их оттенков; набор
цветных карточек (названных
цветов, а также коричневого,
серого, черного и белого
цвета).
Предметы ближайшего
окружения (в том числе и на
участке группы), цветные
изображения животных,
фруктов, овощей, цветов.
Набор предметных цветных
иллюстраций и идентичных
им силуэтных и контурных
изображений.
Набор плоскостных (круг,
квадрат, треугольник, овал,
прямоугольник) и объемных
(шар, куб, цилиндр, конус)
геометрических фи
Набор предметов
соответствующей формы.
(Одновременно ребенку
предъявляют 5-7 фигур,
предметов).
Набор предметов разной
величины.
Одновременно ребенку
предъявляют 5-7 предметов.
Восприятие
изображений:
а) изображение – 3-
планов.перспкт.,
б) понимание
заслоненности одного
предмета другим
величине»
«Рассмотри картинку
внимательно. Что на
картинке ближе к тебе,
что дальше от тебя?»,
«Какие предметы
спрятались за другими?»
Осязание и мелкая моторика
Выявляемые параметры Диагностические задания Используемый
материал
-Представление о
назначении рук, пальцев
рук.
-Обследование игрушек
двумя руками в
определенной
последовательности
-Узнавание
геометрических фигур.
-Узнавание игрушек и
предметов быта.
-Различение свойства
поверхности предметов.
-Определение материала,
из которого сделаны
предметы.
-Отражение в речи
осязательно
воспринимаемых
признаков и качеств
предметов
«Помоги своему другу надеть
и застегнуть рубашку.
Объясни, как ты это сделал»
«Узнай игрушку. Назови все
части и детали игрушки»
«Найди названную фигуру»
«Найди названную игрушку
среди других», «Узнай
предмет».
«Найди предмет с такой же
поверхностью, как эта»
«Выбери деревянные
(металлические,
пластмассовые…и т.д.)
предметы»
«Расскажи, как руки
помогают тебе в играх, на
занятиях, в домашних делах»
Рубашка с маленькими
петлями и пуговицами
Знакомая ребенку
игрушка
Настольный строитель,
состоящий из
плоскостных и
объемных
геометрических фигур
Набор игрушек и
предметов ближайшего
окружения.
Пластинки с разной
поверхностью, набор
предметов с идентичной
поверхностью
Набор предметов из
разных материалов
Ориентировка в пространстве
Выявляемые параметры Диагностические задания Используемый
материал
-Ориентировка «на себе»
-Ориентировка в
пространственных
признаках предметов
ближайшего окружения
-Ориентировка
в помещениях детского
сада
-Ориентировка на участке
группы и территории
детского сада
-Ориентировка с помощью
сохранных анализаторов
-Ориентировка в
пространстве с точкой
отсчета «от себя» и «от
предметов»
-Ориентировка в процессе
передвижения
-Ориентировка в
микропространстве
-Моделирование
пространства
-Ориентировка в
пространстве
с помощью схем и планов
-Использование
пространственной
терминологии
«Назови части своего тела и
расскажи, как они
расположены»
«Покажи кукле и назови, что у
нее вверху (внизу), впереди
(сзади), справа (слева)».
«Покажи стороны игрушки
(правую и левую, верхнюю и
нижнюю, переднюю и
заднюю)»,
«Покажи стороны шкафа»
«Покажи мне, как пройти до
кухни кабинета врача,
логопеда и т.д.»
«Найди и покажи, что на
участке находится справа
(слева), впереди (сзади) от
тебя»
«Иди по указанным
ориентирам»
«Покажи рукой в сторону
звучащего предмета»
«Найди предмет в названном
направлении»,
«Иди вперед. Поверни направо
(налево)…»
«Сравни и опиши
расположение игрушек на
столах»
Дидактическая кукла
Дидактическая игрушка
(например, машина),
невысокий шкаф
Цветовые, световые,
звуковые ориентиры
Мебель и оборудование
кабинета тифлопедагога
Яркие игрушки или
предметы средней
величины; 2 стола (или
парты) с
расположенными на них
игрушками (5).
Лист картона, набор
деталей настольного
строительного материала
Схема пути от кабинета
тифлопедагога до
какого-то помещения,
план кабинета
«Модель кабинета»
«Пройди путь по схеме»,
«Найди предметы по плану»
«Расскажи, как расположены
части твоего тела», «Назови
направления «от себя», «С
какой стороны от тебя
расположены игрушки?»,
«Расскажи, как идти от
кабинета тифлопедагога до
группы»
Схема
тифлопедагогического обследования ребенка 6-ти – 7-ти лет (подготовительная
группа)
1.Развитие зрительного восприятия
Выявляемые
параметры
Диагностические задания Используемый материал
Цвет
-Различение и
называние всех цветов
спектра и их оттенков,
коричневого, серого,
черного и белого
цветов
-Нахождение
предметов заданного
цвета в окружающей
обстановке
-Соотнесение
предметов с цветными,
силуэтными и
контурными
изображениями
Форма
-Различение и
называние
геометрических фигур
-Нахождение
предметов заданной
формы в окружающей
обстановке
-Соотнесение формы
предметов с
геометрическими
эталонами
Величина
-Определение
величины
окружающих
предметов.
Обозначение в речи
«Назови цвета радуги»,
«Какого цвета игрушки?»,
«Подбери карточки по
оттенкам цветов»
«Найди в группе по 2
предмета такого цвета, как и
карточка»
«Предметы и их
изображения», «Предмет и его
контур, силуэт»,
«Покажи и назови фигуры, у
которых есть углы», «Покажи
и назови плоскостные
(объемные) геометрические
фигуры».
«Найди в кабинете (группе)
предметы такой формы, как
предъявленная фигура»,
«Найди предметы названной
формы»
«Подбери к предметам
соответствующие
геометрические фигуры»
«Найди в кабинете по 2
предмета одинаковой
величины. Назови величину
предметов»
«Сравни окружающие
предметы по величине»,
«Поставь елочки по высоте»,
«От самого маленького до
самого большого»
«Назови все предметы,
которые видишь на картине
Пособие «Радуга»;
набор предметов всех цветов
спектра; набор цветных
карточек (названных цветов,
а также коричневого,
черного и белого цвета)
также серого, черного и
белого цвета, (названных
цветов) и идентичных им
силуэтных и контурных
изображений.
Набор предметов (игрушек)
и их цветных, силуэтных и
контурных изображений.
Набор плоскостных (круг,
квадрат, треугольник, овал,
прямоугольник) и объемных
(шар, куб, цилиндр, конус,
призма, эллипсоид (яйцо),
параллелепипед)
геометрических фигур;
набор предметов
соответствующей формы.
Одновременно ребенку
предъявляют 7-10 фигур,
предметов разной формы.
Набор предметов разной
длины, ширины, толщины,
высоты.
Одновременно ребенку
предъявляют 7-10 предметов
разной величины.
-Сопоставление
предметов по величине
Восприятие
многоплановых
сюжетных
изображений
(растения, животных и т.д.)»,
«Покажи, предметы, которые
ближе к тебе, какие дальше»,
«Найди предметы, которые
спрятались за другими»
2.Осязание и мелкая моторика
Выявляемые
параметры
Диагностические задания Используемый материал
-Выполнение
действий двумя
руками.
-Обследование
игрушек двумя
руками в
определенной
последовательности.
-Узнавание
окружающих
предметов.
-Узнавание
геометрических
фигур
-Выделение
осязательно и
тактильно
воспринимаемых
признаков предметов
-Ориентировка на
микроплоскости
-Использование
осязания в помощь
зрению.
«Обследуй игрушку по плану»
«Узнай предметы», «Найди
среди игрушек куклу, машину,
мячик»
«Найди среди фигур
названную», «Выбери
плоскостные фигуры. Назови
их»,
«Выбери объемные фигуры.
Назови их»
«Расскажи, что ты узнал об
игрушке с помощью осязания»
«Найди на столе предмет,
который я назову», «Расположи
фигуры, как я скажу».
«Расскажи, как расположены
предметы»
«Продень нитку в иголку»
«Покажи, как руки могут
передавать отношение к
другому человеку»
«Найди игрушку, которую
назову. Объясни, как ты узнал
ее»
Дидактическая игрушка
средней величины
Набор предметов с ярко
выраженными осязательно
воспринимаемыми
признаками.
Набор плоскостных (круг,
квадрат, треугольник,
прямоугольник, овал,
пятиугольник, ромб) и
объемных (шар, куб,
цилиндр, призма, конус,
эллипсоид, параллелепипед)
геометрических фигур.
Предмет с ярко
выраженными осязательно и
тактильно воспринимаемыми
признаками
Набор предметов средней
величины; набор
плоскостных и объемных
геометрических фигур
Пластмассовая иголка (из
кукольного набора) или
-Использование
осязания при
общении.
-Отражение в речи
осязательных и
тактильных
восприятий.
большая штопальная игла с
тупым концом, цветная
толстая нитка
Пособие «Чудесный
мешочек» («волшебный
сундучок») с набором (до 10)
знакомых ребенку игрушек.
Ориентировка в пространстве
Выявляемые
параметры
Диагностические задания Используемый материал
-Ориентировка «на
себе»
(соотнесение
ребенком
направлений своего
тела с направлениями
тела стоящего
напротив человека)
-Ориентировка в
пространственных
признаках предметов
ближайшего
окружения
-Ориентировка
в помещениях
группы, детского
сада
-Ориентировка на
участке группы,
территории детского
сада
-Ориентировка с
помощью сохранных
«Покажи правую и левую руки
(ноги) стоящего напротив тебя
ребенка»
«Покажи и назови стороны
шкафа, стула, письменного
стола»
«Путешествие по детскому
саду» (Ребенок самостоятельно
ориентируется и описывает
свой путь)
«Путешествие по участку
группы и территории детского
сада» (Ребенок самостоятельно
ориентируется и описывает
свой путь)
«Узнай, где ты находишься по
звукам (запахам,
температурным ощущениям, с
помощью осязания)»
«Расставь предметы, как я
скажу»,
«Найди игрушку, которая стоит
справа (слева), впереди (сзади),
Мебель кабинета
тифлопедагога
Игрушки, мебель и
оборудование кабинета
тифлопедагога
Карточка – образец с
геометрическими фигурами,
расположенными в углах и
посередине
Листы картона, мелкие
игрушки и детали
настольного строительного
материала
Листы бумаги, фломастер
анализаторов
-Ориентировка в
пространстве точкой
отсчета «от себя» и
«от предметов»
-Ориентировка в
процессе
передвижения
-Ориентировка в
микропространстве
-Моделирование
пространства
-Ориентировка с
помощью схем и
планов пространства
-Использование
пространственной
ориентировки
вверху (внизу) от тебя»
«Иди до стола. Поверни
направо. Иди до окна…и т.д.»
«Срисуй геометрические
фигуры с образца»,
«Сравни свой рисунок с
образцом и опиши
расположение фигур»
«Создай по памяти модель
своей группы»,
«Создай по памяти модель
участка своей группы»
«Составь план кукольной
комнаты. Покажи, где на плане
передняя, задняя, левая и правая
стены, где расположено окно,
дверь, кукольная мебель»
«Нарисуй схему пути до своей
группы»
«Расскажи, как расположены
предметы», «С какой стороны
от тебя названный предмет?»
Социально-бытовая ориентировка
Выявляемые
параметры
Диагностические задания Используемый
материал
-Представление о
себе самом и
окружающих
людях
- Понимание
назначения
«Назови свое имя, отчество, фамилию»,
«Назови свой адрес, телефон,
«Расскажи о своей семье»,
«Расскажи о своем друге»,
«Для чего нужны эти предметы?»
«Кто кем работает?», «Что делает
Мебель, оборудование
кабинета
тифлопедагога, набор
предметов обихода
Предметы кабинета
тифлопедагога, а
окружающих
предметов
-Представление о
профессиональном
труде взрослых
-Представление об
элементарных
социально-
бытовых
ситуациях
-
Ориентированност
ь в окружающем
мире
-Представление о
своих сенсорных
возможностях
-Владение
навыками
социального
поведения
человек этой профессии?», «Какие
предметы нужны человеку этой
профессии?»
«Выбери нужную картинку: 1.Тебе
нужно купить лекарства. 2.Тебе нужна
помощь врача. 3.Ты хочешь купить
продукты. 4.Тебе нужно купить мебель.
5.Тебе нужно постричься.6.Твоя мама
хочет сшить себе платье …и т.д.».
«Найди домашних, диких животных,
зимующих и перелетных птиц»,
«Объясни, почему они так называются»,
«Назови предметы общим словом»
«Найди основные признаки каждого
времени времена года»,
«Назови свои органы чувств», «Расскажи,
что мы может узнать об окружающем
мире с помощью зрения, слуха…и т.д.?»
Тифлопедагог: «Я буду рассказывать тебе
о разных ситуациях, а ты должен сказать,
как поступишь: 1.Твой друг заболел. 2.Ты
не справляешься с каким-то делом. 3.Вы
с мамой идете домой. 4.У мамы тяжелые
сумки.
также предметы быта
Лото«Кто кем
работает?», набор
изображений
предметов,
необходимых людям
разных профессий
Набор предметных
изображений: разные
магазины, аптека,
парикмахерская,
ателье
Набор предметных
цветных изображений
домашних и диких
животных, птиц,
одежды, обуви и т.д.;
Набор картинок с
изображением разных
времен года
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Работа по диагностике, развитию зрительного восприятия строится как
многоуровневая система целостного, комплексного, дифференцированного,
регулируемого процесса психофизического развития и восстановления
зрения детей на основе стимуляции всех потенциальных возможностей.
Безусловно, диагностика и развитие зрительного восприятия является
приоритетным направлением в коррекционной работе с детьми с
нарушениями зрения. Как уже было отмечено, одной из важнейших задач
данного направления является предотвращение и, при необходимости,
коррекция вторичных нарушений в сфере чувственного отражения ребенком
с нарушением зрения окружающей действительности.
Основные требования к организации и проведению диагностических
мероприятий по диагностике зрительного восприятия включают в себя:
соблюдение регламента зрительных нагрузок; достаточную освещенность
рабочей зоны ребенка; профилактику утомления мышечного аппарата спины
и шеи и др.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Аветисов Э.С. Методические рекомендации по организации
лечения детей с косоглазием и амблиопией. – М.: Медицина, 1978. – 27с.
2. Аветисов Э.С. Содружественное косоглазие. – М.: Медицина, 1977. –
312 с.
3. Венгер Л.А. Воспитание и обучение. Дошкольный возраст. М., 1969.
4. Григорьева Л.П, Бернадская М.Э., Блинникова И.В., Солнцева О.Г.
Развитие восприятия у ребенка: Пособие для коррекционных занятий с
детьми с ослабленным зрением в семье, детском саду, начальной школе.
– М.: Школа-Пресс, 2001. – 96 с.
5. Григорян Л.А. Комплексное лечение амблиопии и косоглазия в
сочетании с медико-педагогическими мероприятиями в специализированном
детском саду: Автореф. дис. … канд. мед. наук. – М.: 1980. – 17 с.
6. Григорян Л.А. Лечебно-восстановительная работа в детских садах для
детей с амблиопией и косоглазием. – М.: 1978. – С. 24-41.
7. Григорян Л.А., Кащенко Т.П. Комплексное лечение косоглазия и
амблиопии в сочетании с медико-педагогическими мероприятиями в
специализированных дошкольных учреждениях. – М.: 1994. – 33с.
8. Дети с глубокими нарушениями зрения / Под ред. М.И. Земцовой,
А.И. Каплан, М.С. Певзнер. – М.: Просвещение, 1967. – 376 с.
9. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию
дошкольников. Пособие для воспитателей детского сада / под ред. Л.А.
Венгера. – М., Просвещение, 1973. – 110 с.
10. Жохов В.П., Кормакова Е.А., Плаксина Л.И. Реабилитация детей,
страдающих содружественным косоглазием и амблиопией: Методическое
пособие. – М.: ВОС, 1989. – 55 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПАМЯТКА ТИФЛОПЕДАГОГУ
1. Знать особенности психического и физического развития ребенка
с нарушениями зрения.
2. Уметь создавать офтальмо-гигиенические условия для обучения
детей данной категории.
3. Знать программу под редакцией Л.И. Плаксиной «Программы
специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида.
Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду».
4. Владеть общими и специальными методами и средствами
обучения и воспитания дошкольников с нарушениями зрения.
5. Владеть знаниями этиологии, патогенеза нарушений зрения и
путях их коррекции.
6. Помнить, что работа тифлопедагога организуется в тесной
взаимосвязи с разными педагогами (воспитателем, логопедом, психологом) и
медицинскими специалистами (офтальмологом, психоневрологом,
педиатром, медицинской сестрой-ортоптисткой), а также родителями
воспитанников.
7. Уметь устанавливать контакт со своими воспитанниками с
первых дней пребывания ребенка в ДОУ.
8. Знать структуру дефекта ребенка с нарушениями зрения для
грамотного составления плана и определения содержания коррекционной
работы.
9. Владеть информацией о состоянии зрения и здоровья детей.
10. Знать теоретические основы медицинских наук, иметь глубокие
знания по коррекционной педагогике и специальной психологии,
дошкольной тифлопедагогике и тифлопсихологии.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Составить рисковый проект (проектирование объекта по управлению рисками)
Контрольная, Проектный менеджмент
Срок сдачи к 8 дек.
Написать реферат по теме: «Государство всеобщего благоденствия»: концепция К. Мюрдаля.
Реферат, Политические и правовые учения
Срок сдачи к 8 дек.
Административно-правовое регулирования в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних
Диплом, Юриспруденция
Срок сдачи к 5 дек.
Конституционные основы статуса иностранцев и лиц без гражданства в России.
Курсовая, Конституционное право
Срок сдачи к 12 дек.
Физическая культура и спорт в высшем учебном заведении.
Реферат, Физическая культура
Срок сдачи к 6 дек.
Тенденции развития института участия прокурора в арбитражном судопроизводстве.
Курсовая, Прокурорский надзор
Срок сдачи к 15 дек.
Описание задания в файле, необходимо выполнить 6 вариант
Курсовая, Схемотехника
Срок сдачи к 20 янв.
Аристотель, 15 страниц, не менее 5 источников и ссылки указывающие на...
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Нужен реферат на 10 листов
Реферат, Математическое Моделирование Водных Экосистем
Срок сдачи к 11 дек.
Финансовый анализ компании Wildberries - участие компании на рынке ценных бумаг и использование компанией деривативов и валюты в рамках своей деятельности
Доклад, Финансы
Срок сдачи к 11 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!