это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3586977
Ознакомительный фрагмент работы:
ВведениеВ современных коррекционных учебных заведениях решаются образовательные, учебно-воспитательные, лечебно-восстановительные и общеоздоровительные задачи. Эффективность реабилитации в конечном итоге зависит от условий и организации всей жизнедеятельности детей в них.При организации учебно-воспитательной и лечебно-восстановительной работы с детьми, имеющими патологию органа зрения, следует руководствоваться следующими принципами:1. Максимальное слияние лечебно-коррекционных и педагогических воздействий. 2. Индивидуальный подход к нормированию учебной и физической нагрузки. 3. Создание дифференцированных условий зрительной работы. 4. Применение специальных учебных и наглядных пособий, технических средств обучения и воспитания.Основной целью организации учебной деятельности является обеспечение полноценного образования учащихся на основе индивидуально-ориентированной педагогической, психологической, медицинской и специальной коррекционной помощи обучающимися с нарушениями зрения. Главной целью правильной организации урока, наряду с наилучшим усвоением программного материала, является сохранение на возможно более продолжительное время работоспособности слабовидящего ребенка. Слабовидящие дети быстрее утомляются, чем их здоровые сверстники. Это особенно относится к детям, страдающим такой зрительной патологией, как атрофия зрительных нервов, дистрофия сетчатки и другие заболевания, которые сопровождаются выраженными изменениями основных зрительных функций. Составляя учебный план, распределяя программный материал при планировании и написании конспектов необходимо учитывать данную специфику детей с дефектами зрения. Для предупреждения зрительных расстройств у необходимо своевременное проведение комплекса гигиенических и офтальмологических мероприятий.Гигиенические рекомендации к организации условий проведения занятий включают в себя требования: к освещению и учебному оборудованию, к организации учебных занятий, имея в виду минимизацию вреда, который может быть причинен используемыми на занятиях техническими средствами обучения, например, компьютерами.Офтальмологические рекомендации к организации условий проведения уроков включают в себя: рекомендации к формам организации учебно-воспитательной работы, специальные мероприятия по профилактике нарушений зрения.Благоприятные для зрительной работы условия предполагают достаточную освещенность помещений и рабочих поверхностей, соответствие мебели росту детей и ее удобное расположение, демонстрацию правильного наглядного материала на уровне глаз и на доступном расстоянии (в соответствии со зрительной патологией), правильное цветовое оформление помещений, соблюдение режима зрительных нагрузок и режима дня.Цель работы – изучить требования к организации зрительного труда слабовидящих детей.Задачи работы:Изучить теоретические аспекты особенности детей с нарушениями зрения. Проанализировать офтальмо-гигиенические основы организации зрительного труда слабовидящих детей.Рассмотреть требования к организации зрительного труда слабовидящих детей. Объект исследования – организация зрительного труда слабовидящих детей.Предмет исследования – требования к организации зрительного труда слабовидящих детей. Глава 1. Теоретические аспекты особенности детей с нарушениями зрения 1.1. Особенности детей с нарушениями зренияВ зарубежной тифлопедагогической практике в зависимости от степени нарушения зрительной функции используют простое деление на слепых («blind») и лиц с ослабленным зрением, слабовидящих («low vision»).Одним из условий качественного обучения, воспитания, развития, абилитации и реабилитации детей с нарушением зрения, является точное понимание специалистами особенностей состояния зрительных функций каждого ребенка и их учет в системе всех видов психолого-педагогического воздействия.Степень нарушения зрительной функции определяется по уровню снижения остроты зрения – способности глаза видеть две светящиеся точки при минимальном расстоянии между ними. За нормальную остроту зрения равную единице (1,0), принимается способность человека различать буквы или знаки десятой строки специальной таблицы на расстоянии 5 м. Разница в способности различать знаки между последующей и предыдущей строками означает разницу в остроте зрения на 0,1. Соответственно человек, способный различить наиболее крупные знаки первой сверху строки, имеет остроту зрения - 0,1, четвертой - 0,4 и т п. [ REF _Ref90276015 \r \h \* MERGEFORMAT 1].По степени нарушения зрения и зрительным возможностям на лучше видящем глазу, и соответственно от возможности использования зрительного анализатора в педагогическом процессе выделяют следующие подкатегории (классификация В.З. Денискиной):I. Слепые дети. Острота зрения данной подкатегории детей находится в диапазоне от 0 (0%) до 0,04 (4%) на лучше видящем глазу с коррекцией очками. А также, дети с более высокой остротой зрения (вплоть до 1, т.е. 100%), у которых границы поля зрения сужены до 10–15 градусов или до точки фиксации. Такие дети являются практически слепыми, так как в познавательной и ориентировочной деятельности они весьма ограниченно могут использовать зрение. Таким образом, острота зрения не является единственным критерием слепоты.В зависимости от времени наступления дефекта выделяют две категории детей:слепорожденные – это дети с врожденной тотальной слепотой или ослепшие в возрасте до трех лет. Они не имеют зрительных представлений, и весь процесс психического развития осуществляется в условиях полного выпадения зрительной системы;ослепшие – дети, утратившие зрение в дошкольном возрасте и позже.II. Слабовидящие дети. К этой подкатегории относятся дети с остротой зрения от 0,05 (5%) до 0,4 (40%) на лучше видящем глазу с коррекцией очками. Главное отличие данной группы детей от слепых: при выраженном снижении остроты восприятия зрительный анализатор остается основным источником восприятия информации об окружающем мире и может использоваться в качестве ведущего в учебном процессе, включая чтение и письмо.III. Дети с пониженным зрением или дети с пограничным зрением между слабовидением и нормой, то есть дети с остротой зрения от 0,5 (50%) до 0,8 (80%) на лучше видящем глазу с коррекцией.Причинами нарушения зрения могут быть органические и/или функциональные поражения зрительного анализатора. Дети, входящие в I-ю («слепые») и II-ю («слабовидящие») подкатегории, страдают только органическими или органическими и функциональными нарушениями зрительного анализатора. Их зрение, как правило, можно улучшить незначительно либо вовсе невозможно. Если у ребенка имеются только функциональные нарушения зрения, то чаще всего зрительные функции его глаз (прежде всего остроту зрения) можно восстановить путем лечения. По остроте зрения (особенно в период лечения) эти дети оказываются чаще всего в подкатегории «Дети с пониженным зрением», то есть с пограничным зрением между слабовидением и нормой. Большую часть детей с функциональными нарушениями составляют дети с амблиопией и косоглазием [ REF _Ref90276334 \r \h \* MERGEFORMAT 3].Дети с нарушением зрения, относящиеся к подкатегории «Дети с пониженным зрением» в специально организованном обучении в условиях массовой общеобразовательной школы не нуждаются, и с точки зрения инклюзивного образования не рассматриваются. Однако необходимо учитывать, что в период проведения лечения, возможности поврежденного зрительного анализатора, могут резко снизиться (пример: окклюзия на лучше видящем глазу). На это время организация обучения должна соответствовать зрительным возможностям ребенка с учетом офтальмо-эргономическим рекомендаций [ REF _Ref90276666 \r \h \* MERGEFORMAT 7].Глубина и характер поражений зрительного анализатора сказываются на развитии всей сенсорной системы, определяют ведущий путь познания окружающего мира, точность и полноту восприятия образов внешнего мира.Врождённые и приобретённые нарушения зрения относятся к первичным соматическим дефектам. Эти аномалии вызывают вторичные функциональные отклонения (сужение поля зрения, сужение остроты зрения и т.д.), которые отрицательно сказываются на развитии ряда психических процессов: ощущении, восприятии, представлении и т.д. То есть, вторичные дефекты представляют собой цепь отклонений, где один функциональный дефект влечёт за собой другой, что приводит к нарушениям психических процессов. Поэтому между соматическим дефектом и аномалиями в развитии психики имеются сложные структурные и функциональные связи.Компенсаторное приспособление при слепоте не может быть достаточно полным, восстанавливающим нормальную жизнедеятельность человека без вмешательства извне. Деятельность ребенка, нормально видящего опирается на подражание действиям окружающих, в свою очередь, слепой ребенок, без специально организованного обучения не способен овладеть самостоятельно направленной деятельностью, ввиду отсутствия или неполного, а иногда и искаженного представления о предметах окружающей действительности и возможных манипуляциях с ними.Нарушения зрения неоднозначно влияют на отдельные структурные компоненты личности, их компенсация рассматривается, как процесс перестройки психики и адаптации к новым условиям жизни.1.2. Особенности зрительного восприятия детей с нормальным зрением и слабовидящихВосприятие – психический процесс отражения предмета или явления в целом, в совокупности его свойств и частей. Восприятие – это весьма сложный, но вместе с тем - единый процесс, направленный на познание того, что в данный момент воздействует на нас.Восприятия, как и ощущения, можно классифицировать по самым различным основаниям. В основе одной из классификаций восприятия лежат различия в анализаторах, участвующих в восприятии. В соответствии с тем, какой анализатор (или какая модальность) играет в восприятии преобладающую роль, различают зрительное, слуховое, осязательное, кинестетическое, обонятельное и вкусовое восприятие.Обычно восприятие - результат взаимодействия ряда анализаторов. Во всех видах восприятия в той или иной степени участвуют двигательные ощущения. Различные виды восприятия редко встречаются в чистом виде. Обычно они комбинируются, и в результате возникают сложные виды восприятия. Так, восприятие учеником текста на уроке включает зрительное, слуховое и кинестетическое восприятие.Выделяют виды восприятия также и по степени участия в нем воли: произвольное и непроизвольное восприятие. Физиологической основой восприятия являются процессы, проходящие в органах чувств, нервных волокнах и центральной нервной системе. Физиологическая основа восприятия еще более усложняется тем, что оно тесно связано с двигательной деятельностью, с эмоциональными переживаниями, разнообразными мыслительными процессами. Восприятие и как процесс, и как результат включает в себя прошлый опыт, память, установки личности.Зрительное восприятие – очень сложный, многоуровневый, системный процесс, выполняющий отражательную и регулятивную функции в поведении человека. Многомерная иерархия этого системного образования включает ощущения, в той или иной мере – некоторые процессы внимания, памяти, мышления, а иногда эмоциональные и другие компоненты. Акт восприятия связан с обнаружением объекта, выделением и различением его признаков: яркости, контраста между светлыми и темными частями, цвета, контура, формы, размера, местоположения в пространстве, ориентации, его отдельных деталей и т. д. На основе комплекса признаков, их мысленного анализа и синтеза формируется зрительный образ, который сличается с образом-эталоном, сформированным в предыдущем опыте и хранящимся в памяти. Сличение может быть сукцессивным, состоящим в последовательном переборе и сравнении признаков формирующегося образа и эталона, либо симультанным – одномоментное сопоставление образа и эталона. В результате сличения осуществляется категоризация – отнесение образа, соответствующего воспринимаемому объекту, к определенной категории [ REF _Ref90276666 \r \h 7]. К свойствам восприятия относятся предметность, целостность, константность, осмысленность (категориальность), апперцепция и избирательность.Таким образом, зрительное восприятие – это формирование и развитие образа объекта в процессе отражения его свойств. Сенсорный образ составляют в совокупности все признаки объекта, они могут сохраняться на разных уровнях памяти, извлекаться из нее с целью идентификации воспринятого объекта. Для регуляции деятельности и поведения детей недостаточно только сенсорных данных. Очень важно выделение в них существенного и закономерного, определение их семантического значения. В связи с этим в ходе коррекционных занятий необходимо формировать системный зрительный образ, содержащий не только сенсорный материал, но и понятийные, семантические компоненты.Дети с косоглазием и амблиопией при некоторой их общности с психофизическим развитием слепых и слабовидящих детей имеют свои специфические особенности в развитии. Детально анализируя своеобразие монокулярного видения, что характерно для данной категории детей, уточняет: наличие такого видения приводит к тому, что страдает точность и полнота зрительного восприятия, глаз не способен определить точное местоположение объекта в пространстве и его удаленность, выделить объемные признаки предметов, дифференцировать направления. Нарушение зрительных функций влечет за собой снижение скоростных характеристик, точности, дифференцированности, избирательности, предметности, детальности (структурности), апперцепции, антиципации, константности и обобщенности [ REF _Ref90276873 \r \h 10]. Также отмечается общая обедненность предметных представлений и снижение уровня чувственного опыта детей за счет неточности, фрагментарности, замедленности зрительнопространственной ориентировки. Из-за ограничения их чувственного опыта возникают значительные затруднения в предметнопрактической и словесной ориентировке в пространстве. За счет монокулярного видения у детей с косоглазием и амблиопией затрудняется ориентация в пространстве на уровне предметнопрактических действий, так как многие из признаков зрительно ими не воспринимаются.У детей с нарушением зрения отсутствуют четкие представления о своем теле, а также связи между пространственным расположением парно-противоположных направлений своего тела с их словесными обозначениями. Отмечается неустойчивость и м фрагментарность пространственных представлений о своем теле, а это, в свою очередь, делает невозможным практическую ориентировку «на себе» и перенос действий в конкретные предметнопространственные ситуации.Дети с косоглазием и амблиопией из-за монокулярного характера зрения и снижения зрения испытывают значительные трудности при определении насыщенности цвета, оттенков и светлоты предметов, величины объемных предметов. Восприятие объектов замедленное, фрагментарное, носит неточный характер, отличается узостью обзора, большой замедленностью, снижением точности [ REF _Ref90277059 \r \h 8]. Вот почему практический опыт детей с нарушением зрения значительно беднее. Недостаточность зрительно-двигательной ориентации обуславливает ошибки при определении правой и левой сторон, обозначении пространственного расположения частей тела, овладении пространственными терминами. Такие признаки пространства, как удаленность, глубина, объем, трудно поддаются анализу при монокулярном характере зрения, что и определяет недостаточность зрительно-пространственной ориентировки.У детей с нарушением зрения (в отличие от слепых) ведущей остается зрительная ориентация, что отражается на объеме, качестве и скорости получаемой поврежденным анализатором информации [ REF _Ref90277134 \r \h \* MERGEFORMAT 4]. Это влечет за собой обеднение чувственного опыта ребенка, затруднение ориентировки в пространстве, дисгармоничное развитие сенсорных и интеллектуальных функций, что влияет на развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. Раздел 2. Офтальмо-гигиенические основы организации зрительного труда слабовидящих детей 2.1. Направленность офтальмо-гигиенических мероприятий, в сочетании с особенностями групп детей со зрительными нарушениямиВ современном мире, актуальность вопросов, касающихся офтальмологических основ обучения и воспитания детей значительно возрастает, если речь идет о группах детей, имеющих проблемы со зрением. Степень тяжести и выраженности этих проблем может быть различной, но их наличие определяют жесткие требования к выбору содержания и системной реализации в повседневной жизни охранных и гигиенических мероприятий, поскольку помимо профилактической направленности они обязаны поддерживать и развивать зрительную работоспособность ребенка, имеющего зрительные нарушения. На основе данных офтальмологической и тифлологической литературы, опираясь на опыт работы многочисленных исследователей данной проблемы, можно выделить и охарактеризовать три группы детей, для каждой из которых можно подобрать свою направленность и офтальмологические охранные мероприятия.1. Группа детей, имеющих крайне тяжелые нарушения зрения. В эту группу входят: тотально слепые дети (абсолютная слепота); дети со светоощущением; дети с остаточным зрением – острота зрения от 0,04 до 0,005 на лучше видящий глаз в условиях оптической коррекции (практическая слепота).Направленность офтальмо-гигиенических мероприятий в процессе воспитания и обучения детей, имеющих практическую слепоту, выражается в охране остаточного зрения, в поддержке зрительной системы, развивающейся на фоне грубого органического поражения.2. Группа слабовидящих детей. В эту группу входят дети, у которых на фоне органических поражений зрительной системы или анатомического несовершенства органа зрения острота зрения на лучшем или единственном глазу от 0,05–0,4 (в условиях оптической коррекции).При данной патологии важно поддерживать и развивать все структуры зрительной системы; совершенствовать функции зрительного анализатора; поддерживать и развивать зрительную работоспособность; проводить профилактику осложнений глазных заболеваний, ухудшения зрительных функций, зрительного утомления в процессе зрительного труда.3. Дети с функциональными расстройствами зрения. По тяжести нарушения зрения дети этой группы не относятся к слабовидящим, так как у части этих детей зрение корригируется оптическими средствами и имеется благополучный глаз с остротой зрения не менее 0,4 на лучше видящий глаз в условиях оптической коррекции.Направленность офтальмо-гигиенических мероприятий в процессе воспитания и обучения детей третьей группы выражается: в создании оптимальных условий, обеспечивающих восстановление нормального функционирования зрительно анализатора, в устранении причин, приведших к зрительным расстройствам; в профилактике рецидивов косоглазия и амблиопии; в укреплении физического и психоэмоционального здоровья ребенка; в развитии восприятия как познавательного - ориентировочного процесса в соответствии с возрастными возможностями.Таким образом, в образовательном учреждении важно осуществить весь комплекс лечебно-оздоровительных мероприятий, обеспечить психолого-педагогическое сопровождение восстановления зрительных функций с целью совершенствования условно рефлекторной основы их стабилизации и дальнейшего развития, организовать режим жизнедеятельности ребенка и психолого-педагогическое сопровождение благополучного психоэмоционального состояния ребенка, имеющего проблемы в неврологическом статусе, проводить комплекс тифлопедагогических и общеразвивающих мероприятий, обеспечивающих успешное развитие психической познавательно-ориентировочной деятельности на основе активного и качественного использования зрительного восприятия, осуществить комплекс оздоровительно-физкультурных мероприятий, обеспечивающих укрепление соматического и физического здоровья, организовать предметно-пространственную среду, в соответствии с лечебно-восстановительными задачами, сформировать у детей и их родителей сознательное отношение к врачебным рекомендациям, воспитать у ребенка желание вылечиться, организовать зрительный труд детей в соответствии со степенью и характером зрительного расстройства.Средства реализации офтальмо-гигиенических основ воспитания и обучения: Соблюдения режима питания детей с нарушением зрения;Соблюдения статико-динамического и двигательного режимов в жизнедеятельности ребенка с нарушениями зрения;Организации зрительной работы и соблюдения режима зрительных нагрузок в соответствии со зрительными возможностями и потребностями индивида;Обеспечения и соблюдения санитарно-гигиенических норм освещенности рабочей зоны и мест жизнедеятельности детей с нарушением зрения;Воспитания сознательного отношения у детей и их родителей к вопросам лечения, охраны, развития нарушенного зрения;Лечебно-восстановительного процесса с широких позиций, в том числе за счет внедрения современных технологий;Выполнения специалистами учреждения рекомендаций и назначений врача;Коррекционно-педагогического процесса по развитию зрительного восприятия: систематическое обогащение зрительного сенсорного опыта, формирование полноценных зрительных образов действительности, обучение рациональным способам зрительной работы и др.Таким образом, для успешного проведения охранно-профилактических мероприятий для детей с нарушенным зрением необходимо четко знать характерную группу и ее особенности, к которой они относятся.2.2. Офтальмо-гигиенические особенности режима учебных занятийСоздание специальных условий при работе с незрячими и слабовидящими преследует следующие цели:предупреждение интеллектуального и зрительного утомления;охрана и развитие зрительных функций.Выявлены закономерности динамики умственной работоспособности в течение учебного дня, недели, года. Эти закономерности распространяются и на детей с нарушенным зрением. Тифлопедагог обязан их знать и учитывать при организации учебно-воспитательного процесса.Сначала идет постепенное повышение показателей умственной работоспособности, врабатывание, приспособление к деятельности. Затем наступает период оптимума, потом появляются первые признаки утомления (если не отрегулировать величину нагрузки, продолжать работу с той же интенсивностью), потом наступает резкое снижение работоспособности [ REF _Ref90280397 \r \h 9].Подобные закономерности можно проследить в течение дня, недели, года. С их учетом осуществляется организация учебно-воспитательного процесса:построение урока;распределение уроков в течение дня, недели;распределение учебной нагрузки в течение года.При составлении расписания уроков в течение учебного дня рекомендуется:предметы, связанные с большим умственным напряжением и зрительной нагрузкой, для учащихся подготовительных и начальных классов ставить на вторые часы занятий, для учащихся средних и старших классов - на вторые и третьи. В эти же часы следует предусматривать и контрольные работы;уроки физической культуры планировать на третьи и четвертые часы;сдвоенные уроки предусматривать только по труду и на занятиях физкультурой при выполнении программы по лыжной подготовке. В отдельных случаях сдвоенные уроки возможны при проведении контрольных работ, их не следует ставить на последние уроки.При составлении расписания уроков в течение учебной недели рекомендуется:равномерно распределять предметы с большой умственной и зрительной нагрузкой в течение всей недели;контрольные работы во всех классах, шестые уроки и факультативные занятия в старших классах проводить в любые дни недели, за исключением понедельника и субботы;включать уроки физкультуры и труда в середину недели с целью поддержания относительно высокой работоспособности учащихся;предусматривать 1 раз в неделю (желательно в четверг) «облегченный день» учебных занятий для учащихся подготовительных и первых классов. В этот день после двух часов учебных занятий проводить познавательные прогулки и экскурсии [ REF _Ref90280571 \r \h 11].Важное значение для обеспечения высокой работоспособности слепых и слабовидящих детей во время урока имеет продолжительность и рациональное его построение.В связи с этим необходимо обеспечить:максимальную длительность уроков в подготовительных классах - 35 мин. (последние 10 минут урока желательно проводить по типу игровой познавательной деятельности), для учащихся 1 и последующих классов - 45 мин.;проведение во всех классах в течение урока физкультурных пауз (по 5 минут). Выполнение упражнений, связанных с резкими движениями и наклоном головы вниз, не рекомендуется;соблюдение режима непрерывной зрительной нагрузки.Непрерывная зрительная нагрузка на близком расстоянии (при любых видах учебной деятельности) для слабовидящих учащихся не должна превышать в подготовительных и 1–3 классах 10 минут; в средних и старших - 15 минут [ REF _Ref90280397 \r \h 9].Дозировка зрительной нагрузки представлена в таблице 1.Таблица SEQ Таблица \* ARABIC 1 – Дозировки зрительной нагрузкиХарактер и степень нарушения зренияНорма зрительной / тактильной нагрузкиНезрячие школьникиНепрерывная тактильная нагрузка – 10 минутЧастичзрячие школьникиНепрерывная зрительная нагрузка до 5-7 минут не более двух раз за урок, перерыв между периодами зрительного напряжения не менее 10 минут. При обучении частичнозрячих рекомендуется одновременно использовать зрение и осязаниеСлабовидящие школьникиНепрерывная зрительная нагрузка составляет:подготовительный – 3 класс – 10–15 минутсредние, старшие классы – до 20 минутпри этом отдых между периодами зрительного напряжения должен составлять не менее 5 минутШкольники, у которых зрительное заболевание находится в стадии прогрессирования (глаукома, прогрессирующая близорукость, атрофия зрительного нерва, прогрессирующая дистрофия сетчатки)Дозировка устанавливается индивидуально врачом-офтальмологомДля облегчения зрительной работы и повышения эффективности усвоения материала на уроках следует использовать: индивидуальные оптические средства коррекции (лупы, телескопические очки и др.) по рекомендации офтальмолога в зависимости от состояния зрения детей и другие специальные технические средства обучения. Из технических средств обучения в школах для слепых используются: тифлоприборы, фотоэлектрические сигнализаторы (фотофоны, фоноскопы, преобразующие световой поток, излучаемый предметами, в звуковые или тактильные сигналы), обучающие машины, различные приспособления для облегчения тактильного восприятия. В школах для слабовидящих – увеличительные приборы, диапроекционные и кинопроекционные аппараты и др. Целесообразно применение специальной замкнутой телевизионной системы (СЗТС), располагаемой в отдельном помещении. При использовании СЗТС необходимо: установить оптимальное расстояние при работе с телевизионным экраном и необходимую яркость и контрастность телевизионного изображения в зависимости от размера экрана и состояния зрения учащихся; ограничение продолжительности теледемонстрации на уроках (не более 15 минут); просмотр телепередач при естественном или искусственном освещении учебного помещения; в солнечные дни следует закрывать окна легкими, светлыми шторами.Для снятия утомления, наступающего во время урока, необходим рациональный отдых, для чего следует:строго соблюдать установленную длительность перемен между уроками в 10 минут и большой перемены (после второго или третьего урока) - не менее 30 минут; допускается продолжительность второй и третьей перемен по 20 минут;обеспечить выход учащихся во время перемены в рекреационные коридоры для проведения активного отдыха; во время большой перемены - на пришкольный участок, с организацией умеренных подвижных игр;исключить во время перемены чтение книг, подготовку к последующему занятию, другую зрительную работу на близком расстоянии [ REF _Ref90281422 \r \h 2].Домашние задания следует предусматривать с учетом возможности выполнения их в пределах:подготовительный класс - домашних заданий не дается;I класс – 30–40 минут;II–III– до 1 час;IV–V – 1,5 час;VI–VII – 2 час;VIII–IX – 2,5 час;X–XI – 3,5 час.При этом также должен строго соблюдаться режим непрерывной зрительной нагрузки.Таким образом, начало урока, учебного дня, недели или года должно быть облегченным. Более сложный материал выносится на середину урока, учебного дня, недели или года.Признаки утомления.Интеллектуального:снижение познавательной активности;снижение внимания;снижение темпа работы;снижение качества работы (повышается число ошибок);появляются отвлечения;двигательное беспокойство (повышение двигательной активности, могут появиться навязчивые движения), либо ребенок, наоборот, становится вялым, рассеянным;появляется бледность или покраснения, повышается потоотделение и т.п.;ребенок жалуется на усталость.Зрительного:приближает к глазам текст и др. пособия;наблюдаются изменения подчерка (он резко ухудшается, ребенок не удерживает строку);закрывает глаза, жмурит их, трогает руками, трет;смотрит в даль (в окно);ложится на парту.Безусловно, важен и статико-динамический режим в образовательном процессе детей с нарушением зрения, отражающем смену покоя и двигательной активности с максимально возможным удовлетворением последней. Обеспечение статико-динамического режима в жизнедеятельности детей должно способствовать поддержанию их психоэмоционального тонуса в кратковременный и долговременный периоды, совершенствованию физического развития во всех его аспектах, профилактике мышечного утомления на занятиях статического плана и через это поддержанию зрительной работоспособности ребенка. Во время занятий статического плана педагог должен следить за правильной осанкой учащихся во время письма, предлагать детям менять позу, в середине занятия должна быть проведена физкультминутка. Эти мероприятия должны быть направлены на предотвращение чрезмерного утомления мышц спины, шеи, что в свою очередь приводит к нарушению кровотока и иннервации коры головного мозга и глаз. Нарушения осанки может привести к наступлению быстрого общего утомления, на фоне которого развивается зрительное утомление [ REF _Ref90280397 \r \h \* MERGEFORMAT 9].2.3. Офтальмо-гигиенические требования к освещению учебных помещений и предметно-пространственной среде учащихсяНесомненно, что к важнейшим аспектам организации зрительной работы относится достаточная освещенность рабочего места. Свет, его качество и сила играют важную роль в зрительном процессе. Хорошее освещение мест жизнедеятельности ребенка и рабочих зон учащихся обеспечивает успешность получения зрительной информации, и ее переработки, что в свою очередь положительно влияет на успешное выполнение любой деятельности, в том числе учебной.Все учебные помещения школ-интернатов должны иметь естественное освещение: боковое, левостороннее и ленточное, с применением солнцезащитных устройств (подъемно-поворотные жалюзи, расположенные между оконными рамами, шторы из хлопчатобумажных тканей). Для максимального использования дневного света и равномерного распределения его в учебных помещениях рекомендуется:ориентировать учебные помещения на Ю, В и ЮВ;окна должны находиться слева от парт, а нижний край окон на уровне поверхности парт. не ставить столы и парты в простенки между окнами;не допускать затемнения окон учебных помещений деревьями или противостоящими зданиями; деревья следует сажать не ближе 10 м от здания, ветки растущих около здания деревьев коротко подрезать каждую весну; в случае близости соседних зданий окрашивать их наружные фасады, обращенные к учебным помещениям, в белый цвет;не замазывать оконные стекла краской; не расставлять на подоконниках комнатные цветы; проводить очистку оконных стекол не реже 3–4 раз в год снаружи и не менее 1–2 раз в месяц изнутри;окрашивать потолок и верхнюю часть стен (выше 1,5 м от пола) белой краской; панели (до 1,5 м от пола) - светло-зеленой или светло-желтой матовой краской с коэффициентом отражения не менее 0,60; парты и столы - зеленой гаммой цветов или в цвет натуральной древесины (коэффициент отражения - 0,45); классную доску - в темно-зеленый или коричневый цвет (коэффициент отражения 0,20); пол - в светлые тона (коэффициент отражения 0,25 - 0,30);следить за своевременным включением искусственного освещения в соответствии со световым календарем.В групповых, классах для занятий, кабинете врача-окулиста в качестве источников света в системе общего освещения использовать люминисцентные лампы типа «белого» света (БС) и естественного света (ЛЕ) с арматурой рассеивающего типа, физиологически наиболее благоприятные и экономичные, в количестве, обеспечивающем освещенность в горизонтальной плоскости на уровне 0,5 м от пола не менее 500 люкс. Светильники устанавливаются рядами параллельно линии окон, включение их должно осуществляться раздельно по рядам с освещением в первую очередь части помещения, удаленной от окон. Включать искусственное освещение следует в соответствии со световым календарем. В групповых и классах для занятий предусматривается верхний подсвет настенной классной доски, обеспечивающий освещенность в вертикальной плоскости 500 люкс. Светильники должны быть оснащены пускорегулирующей аппаратурой с пониженным уровнем шума и обеспечением пульсации светового потока не более 10 [ REF _Ref90290394 \r \h 14].В учебных помещениях следует применять систему общего освещения. В качестве источников света использовать люминесцентные лампы типа «белого» света (БС), «тепло-белого» света (ТБС) и естественного света (ЛЕ), как физиологически наиболее благоприятные и экономичные; обязательно местное освещение классной доски.В учебных мастерских следует предусматривать комбинированное освещение, общее (светильники типа ПВЛ - пылеводозащитные), местное – светильники типа «Альфа» с лампами накаливания низкого напряжения (25–40 ватт). Светильники общего освещения должны устанавливаться рядами параллельно линии окон.В вестибюлях, коридорах, рекреациях, спортивных и актовых залах, учебных мастерских, на лестничных клетках должно быть аварийное освещение с уровнем освещенности не менее 0,5 люкс на полу по линии основных переходов и на ступеньках лестниц. Обязательно должно присутствовать устройство искусственного освещения школьного участка.Нормы освещенностиОбычно на рабочем столе слабовидящего ученика освещенность должна составлять 500 люкс, при проведении практических и лабораторных работ – 1500 люкс. Установлено, что при понижении освещенности на 70–150 люкс острота центрального зрения резко снижается. При утомленном зрении слабовидящие начинают испытывать трудности в процессе чтения и письма (форма и конфигурация букв начинают казаться размытыми, расплывчатыми), учащиеся начинают напрягать мышечный аппарат глаза, что приводит к нарушению функции адаптации зрительной системы (страдает фиксация, прослеживание) [ REF _Ref90290425 \r \h 12].Необходимая степень освещенности во многом зависит от характера зрительной патологии:при миопии высокой степени, атрофии зрительного нерва, пигментной дегенерации сетчатки требуется повышенная освещенность – 700–1500 люкс;при катаракте 200–400 люкс;альбинизме – до 200 люкс.Педагоги могут рассчитать освещенность помещения, используя простую формулу: 8 ламп по 300 ВТ дают 500 люкс на помещение объемом 50 метров квадратных; кроме этого, существую формы расчета освещенности помещения.Лучше использовать люминесцентные лампы, т.к. они не дают бликов, их свет приближен к естественному свету.Общее освещение может быть дополнено местным освещением (настольные лампы).Дети со светобоязнью должны быть удалены от источников света.Освещенность помещения измеряется в люксах. Ее можно рассчитать с помощью специальных таблиц и формул. (табл. 2).Таблица SEQ Таблица \* ARABIC 2 – Расчет освещенности помещения Мощность лампы в ВтНапряжение электросети, Вт110, 120, 127220Лампы накаливания меньше 100 Вт2.42.0Лампы накаливания 100 Вт и выше3,22,5Люминесцентные лампы 300 Вт15,015,01. Расчет общей мощности лампКоличество лам умножается на их мощность: 8 ламп х 300 Вт =24002. Расчет удельной мощностиОбщая мощность делится на площадь помещения (м) 2400 : 50 м = 483. Расчет освещенности помещенияУдельная мощность умножается на коэффициент, соответствующий мощности лампы и напряжению сети 48 х 15 = 720 люкс.Организация рабочего места и рабочей позы ученика Местоположение рабочего места в классе школьника с нарушением зрения специально продумывается. Слабовидящего желательно садить за первую или вторую парту (при наличии косоглазия – в средний ряд). Для незрячего нужно выбрать позицию, удобную для организации фронтальной работы и индивидуальной работы с учителем.Правильно организованное рабочее место позволяет обеспечить ученику правильную рабочую позу.Особое внимание уделяется оборудованию рабочего места ребенка с нарушением зрения. Желательно садить его за одноместную парту (особенно незрячего). Номер парты подбирается тщательно, в соответствии с ростом ученика. На рабочей поверхности стола крепится стакан для учебных принадлежностей (ручек, карандашей, линеек и т.д.). Обязательным является наличие подставки для книг со свободной регуляцией угла наклона. Рабочее место должно иметь индивидуальное дополнительное освещение [ REF _Ref90276873 \r \h 10].Правильная рабочая поза определяется следующими правилами:стул задвигается за край парты (до 10 см), расстояние между телом и столом – 6–7 см;правило трех прямых углов: спина – бедро, бедро – голень, голень – стопа (при необходимости может использоваться подставка для ног);голова наклонена, спина ровная, плечи на одном уровне, поясница опирается на спинку стула;угол подставки для книг – 15–20 градусов (не устают мышцы шеи, улучшается освещенность, обеспечивается примерно одинаковое расстояние до глаз отдельных частей текста); расстояние от глаз до текста составляет примерно 30–35 см (табл. 3); В зависимости от степени нарушения зрения учащиеся стремятся его сократить, что приводит к быстрому зрительному утомлению, а также утомлению мышц шеи и спины (при чтении текста с расстояния 33 см от глаз его освещенность составляет 650 люкс, а с расстояния 10 см – 150 люкс).Таблица SEQ Таблица \* ARABIC 3 – Показатели расстояния от глаз до текста Острота зренияРасстояние до текста, обеспечивающее его четкую видимостьРасстояние до текста, обеспечивающее его четкую видимость с использованием лупы0.01 – 0.055 - 12 см17 – 25 см0.06 – 0.217 – 25 см30 – 35 см0.3 и выше30 – 35 см- Классная доска окрашивается в черный или темно-зеленый цвет. Не рекомендуется на стене, где висит доска нагромождать дидактические материалы, создавать резкий цветовой контраст.Обеспечение безопасности ребенка с нарушением зрения в учебном помещении. В классе расположение мебели тщательно продумывается:широкие проходы;отсутствие нагромождений, незащищенных выступающих углов и стеклянных поверхностей;удобные подходы к партам, столу учителя, доске, входным дверям. С учащимися класса обязательно проводятся разъяснительные беседы о правилах поведения в классе: не двигать столы, не выдвигать стулья в проходы, не оставлять открытыми окна, дверцы шкафов и входные двери. Данные меры предосторожности направлены на защиту незрячих и слабовидящих учащихся от ушибов и повреждений во время движения. 2.4. Офтальмо-гигиенические требования к наглядным пособиям и учебному материалуУчебно-наглядные пособия должны отвечать как педагогическим, так и лечебно-коррекционным и гигиеническим требованиям. Они должны пробуждать и стимулировать интерес детей к занятиям, а формой, расцветкой, размерами, соотношениями частей соответствовать конкретным лечебным задачам и состоянию зрения ребенка. Размеры отдельных деталей должны соответствовать степени амблиопии. При амблиопии высокой степени (0,1 и ниже) в процессе занятий должны употребляться объекты размером 5–10 мм, при амблиопии средней (0,2–0,3) и слабой (0,4 и выше) степени - соответственно 2 - 3 и 1 - 0,3 мм. При изобразительной деятельности детей с высокой степенью амблиопии необходимо предварительное тактильное обследование объекта. Иллюстративный материал должен быть максимально приближен к реальности, иметь четкую форму изображения предметов и контрастный колорит. Для детей с высокой степенью амблиопии нельзя использовать предметы с блестящей поверхностью, а также стилизованные изображения с недостаточно четким контуром. Поэтому парты и столы не должны быть лаковыми, а бумага максимально белой и глянцевой [ REF _Ref90280571 \r \h 11].Для лиц, имеющих осложненную близорукость, зеленый фон демонстрации объектов оказывается наиболее комфортным. Однако в учебном процессе рационально использовать так же светлые (светло-желтый, светло-розовый) и темные фоны (темно-синий, черный). Рекомендуется, чтобы у слабовидящих имелись индивидуальные фоны (например, листы из плотного цветного картона или двусторонние фланелеграфы, размером 25х35 см), вариативное использование которых зависит от цветового тона объекта восприятия. Использование фона важно для повышения контрастной чувствительности.Необходимо соблюдать постепенность в переходе от простых упражнений к более сложным. Например, на занятиях по рисованию с детьми с высокой степенью амблиопии следует пользоваться пособиями с ярко выраженным контуром рисунка в крупном масштабе, с детьми с амблиопией средней степени - со слабо выраженным контуром изображения в среднем масштабе, с детьми со слабой степенью амблиопии - без контура.Важно развивать цветовые представления у детей, учитывая нарушение цветоразличительной способности при амблиопии, особенно высокой степени. Наглядные и учебные пособия следует применять преимущественно оранжевого, красного и зеленого цветов, насыщенных тонов. В процессе обучения необходимо широко вводить объемные предметы и игрушки с целью получения дополнительных представлений о форме, цвете, величине объектов. Объекты на общих пособиях должны быть увеличены с целью расширения возможности применения фронтального показа.Для детей с низкой остротой зрения и имеющих косоглазие рекомендуется располагать наглядные пособия, учебники, книги на подставке так, чтобы визуальный материал находился на уровне глаз учащихся. Если же мы говорим о косоглазии, то на подставке надо ставить материал для детей со сходящимся косоглазием. Если у детей расходящееся косоглазие, то для них нужно располагать материал внизу или на горизонтальной поверхности, чтобы способствовать конвергенции глаз. В тоже время для детей с высокой степенью близорукости или дальнозоркости, на фоне чего, как правило, и развивается косоглазие, наглядный материал рекомендуется располагать на уровне глаз, в независимости от косоглазия [ REF _Ref90289270 \r \h \* MERGEFORMAT 13].В основе идеи специальных разлиновок и адаптации шрифтов лежат данные о соотношении остроты зрения и минимальных размеров объектов различения (табл. 4)Таблица SEQ Таблица \* ARABIC 4 – Использование специальных разлиновок, адаптация шрифтов Острота зренияМинимальные размеры объектов различенияОстрота зренияРекомендуемая высота шрифта0.01 – 0.0315 мм0.05 – 0.0813 мм0.04 – 0.085 мм0.09 – 0.17.5 мм0.09 – 0.23 мм0.2 и выше5.6 ммСоблюдение офтальмо-гигиенических требований к наглядному и учебному материалу поможет снизить зрительное утомление и будет способствовать учебному процессу и долгой зрительной работоспособности.Заключение Проанализировав теоретический материал можно сделать выводы о том, что правильная организация зрительного труда слабовидящих детей способствует повышению уровня работоспособности, формированию удовлетворительной биологической и социально-психологической адаптации.Соблюдение всех офтальмо-гигиенических и санитарно-гигиенических требований к образовательным учреждениям ведет к сохранению устойчивой зрительной работоспособности школьников в динамике учебного дня и недели, снижение высокой физической и психической утомляемости за счет равномерного распределения учебной нагрузки в течение дня, уменьшение плотности занятий, распределение уроков в зависимости от трудности предметов.Приверженность статико-динамическому режиму и режиму зрительных нагрузок, воспитание сознательного отношения ребенка и взрослых к проблемам слабовидения, организация предметно-пространственной среды в образовательном учреждении так же благоприятно отражается на соматическом и физическом здоровье детей и их психоэмоциональном тонусе.Самым важным при выполнении офтальмо-гигиенических мероприятий является охрана остаточного зрения и поддержка зрительной системы на фоне глубокого органического поражения.Список литературы и источниковГригорьева Л.П., Сташевский C.B. Основные методы развития зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения: Учебно-метод. пособие. – М.: 2016. – 56 с.Ермаков. В.П. Основы тифлопедагогики. Воспитание детей с нарушенным зрением / В.П. Ермаков, Г.А. Якунин. - М.: Владос, 2017. - 240 c.Замашнюк, Е.В. Круглова, Т.А. Современные аспекты адаптации содержания обучения литературному чтению слепых младших школьников // Развитие образования. – 2020. – № 1 (7). – С. 41–46.Зорина С.С. Формирование коммуникативных умений у детей с нарушениями зрения // Специальное образование. – 2016. – № 4. – С. 20–26Никулина, Г.В., Замашнюк, Е.В, Круглова, Т.А, Потемкина, А.В. Особенности преподавания учебных предметов слепым и слабовидящим обучающимся в условиях реализации ФГОС НОО ОВЗ. Ч.1. Естественно- научный цикл. Методические рекомендации. – Изд. РГПУ им. А. И. Герцена, 2018–263 с.Никулина, Г.В., Замашнюк, Е.В., Никитина, А.В., Никулина, И.Н., Круглова, Т.А, Потемкина, А.В. Организация и содержание коррекционно-развивающей работы со слепыми и слабовидящими на этапе начального общего образования. Методические рекомендации. – Изд. РГПУ им. А. И. Герцена, 2018–598 с.Немов Р.С. Общая психология: Учеб. для студ. сред. спец. учеб. заведений. – М.: Владос, 2016. – 396 с.Овчинникова Г.В., Корытченкова Н.И., Кувшинова Т.И. Особенности развития восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения // Вестник КемГУ. – 2016. – № 3. – С. 48–50.Потемкина, А.В. Особенности преподавания учебных предметов слепым и слабовидящим обучающимся в условиях реализации ФГОС НОО ОВЗ. Ч.3. Художественно-эстетический цикл. Методические рекомендации. – Изд. РГПУ им. А.И. Герцена, 2018–219 с.Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детском саду для детей с нарушением зрения. – М.: ГОРОД, 2015. – 262 с. Содержание и организация образования слепых в свете ФГОС начального общего образования для обучающихся с ОВЗ: учебно-методическое пособие/Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена / Никулина Г.В., Замашнюк Е.В., Потемкина А.В., Фомичева Л.В. – СПб: Граница, 2016. – 203 с.СНиП II-4–79 Естественное и искусственное освещение.Фомичева, Л.В. Программно-методическое обеспечение коррекционно-развивающего сопровождения детей с нарушение зрения раннего возраста. Международный научный журнал «Вестник психофизиологии» №2, 2018. – c. 201–205.Фомичева, Л.В. Образование дошкольников с нарушением зрения: научные и прикладные аспекты: монография / Л.В. Фомичева. – СПб: РИО ИЦИПТ, 2018 – 220 c.Фомичева, Л.В. К вопросу о социализации ребенка раннего возраста с нарушением зрения // Спец. обр.-е, 2016. – № 2(34). – С. 57–64.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!