это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3607028
Ознакомительный фрагмент работы:
Древнерусская литература и искусство сложились в средневековом
феодальном государстве, нижняя хронологическая граница которого - IX, а
верхняя - XVII в. Это огромный исторический период, за который Русь
пережила множество изменений: от образования первого государства -
Киевской Руси, объединившей земли полян, радимичей, кривичей и других
восточнославянских племен и к IX в. ставшей крупной державой, до создания
в 1547 г. Московского царства, существовавшего почти два века, вплоть до
империи, основанной Петром I.
Все принципиальные особенности национальной культуры сложились
уже в древнейший период - период становления языческой мифологии.
Собственно славянские мифологические тексты до нас не дошли - в период
христианизации они уничтожались, но свидетельства о славянской религии и
мифологии мы находим в средневековых хрониках и анналах, написанных на
латинском и немецком языках, в сочинениях византийских писателей, в
географических описаниях арабских авторов.
Искусство Древней Руси представляет собой важную часть
культурного наследия всех восточнославянских народов. Многочисленные
произведения искусства Древней Руси — результат творчества огромного
количества художников, живших на территории современных Украины,
Беларуси и России в период с IX до первой трети XIII веков. К сожалению,
до наших дней сохранилось лишь небольшое количество работ старинных
мастеров.
Искусство Древней Руси сочетает в себе традиции сразу нескольких
соседних культур. Помимо славянских корней в нем отчетливо
прослеживается влияние византийских и балканских мастеров, живших на
территории древнерусского государства в течение нескольких столетий.
Искусство Древней Руси, главным образом, включает в себя шедевры,
созданные умелыми художниками и ремесленниками в сферах: Архитектуры.
Скульптуры. Иконописи. Фресковой росписи. Мозаики. Книжной
миниатюры. Ювелирного дела.
Помимо этого, большую историческую ценность представляют собой
уникальные предметы многих разновидностей декоративно-прикладного
искусства (шитья, ткачества, резьбы по камню, художественной обработки
металла, плетения и керамики).
В русской средневековой литературе оппозиция
христианского/языческого, на которую мы указывали выше, проявилась
прежде всего как соотношение письменной литературы и фольклора. В
отличие от нового времени, когда фольклор и литература представляют две
достаточно независимые друг от друга области и существуют в разной
культурной среде, обращены к разному читателю, - в средневековье они
являются системой, т.е. не заменяют, а взаимодополняют друг друга.
Система литературных жанров дополняется жанрами фольклора. Письменная
литература не может удовлетворить всех потребностей общества, она по
преимуществу выражает религиозные, исторические, научные,
публицистические запросы; потребность же в лирике (письменная
лирическая поэзия - позднее явление, она появляется лишь в XVII в.) и в
развлекательной литературе, в частности в сказке, удовлетворяет фольклор.
Конечно, фольклор и литература имеют не только разграничения, но и связи.
Произведения фольклора могут входить в литературное произведение.
Так, летописцы пересказывают - как бы для исторической информации -
народные сказания, исторические песни и былины; или, сообщая в летописи,
скажем, о смерти князя и оплакивании его народом, летописец приводит,
«цитирует» слова этого плача (а плач - древнейший фольклорный жанр).
Русские книжники обращались и к Патристикапатристике - сочинениям
«отцов церкви» - византийских философов-богословов IV-VI вв. Иоанна
Златоуста, Василия Великого, Григория Богослова, Ефрема Сирина, Иоанна
Дамаскина и др. На Руси переписывались болгарские сборники»,
«Златоуст», «Маргарит», составленные из нравоучительных «слов» Иоанна
Златоуста и его толкований евангельских текстов, «Шестоднев» (Василий
Великий), рассказывающего о священных «шести днях» творения,
«Лествица» (Иоанн Лествичник, говорящая о восхождении человеческой
души к богу на путях нравственного совершенствования.
Еще один вид переводной литературы, распространявшейся на Руси
практически с момента возникновения письменности, - апокрифы. Это
сочинения, повествующие о лицах и событиях священной истории, но не
включенные в состав библейского канона.
Состав переводной литературы определялся отнюдь не только
богослужебными книгами. Большое место в ней занимали светские
сочинения, прежде всего исторические. Уже в XI в. была переведена
«Хроника» Георгия Амартола, излагающая события византийской истории до
середины X в., «Летописец вскоре» (Никифор)«Летописец вскоре»
византийского патриарха Никифора (IX в.) и знаменитая «История иудейской
войны» (Флавий И.)«История иудейской войны» еврейского писателя и
историка Иосифа Флавия.
Одним из главных жанров оригинальной русской литературы была
Летопись. Это характерно именно для русской культуры - ни в одной
средневековой европейской литературе летописание не занимало
значительного места.
Житийная композиция традиционно была трехчастной: обрамляющие
вступление и заключение, и центральная часть - собственно житие.
Вступление - это представление автора. Литературный этикет требовал
умаления автора: он просил у читателя прощения за свое неумение писать и
грубость изложения и обращался к Богу с просьбой дать ему «разум» для
написания жития. Его «ничтожность» создавала как бы противовес
значительности святого. Заключительная часть, симметричная и
одновременно противоположная вступлению, была похвалой, восхвалением
святому. Центральная часть рассказывала о жизни святого, как правило, от
его рождения (всегда от благочестивых родителей) до смерти и посмертных
чудес.
Ответы на вопросы:
1. Когда было введено на Руси «годоисчисление»?
До Петра I летоисчисление на Руси вели не от Рождества Христова, а
от сотворения мира. Эта система, как и христианство, пришла в Россию из
Византии, почему ее еще называют византийским летоисчислением.
Православные теологи, основываясь на Септуагинте (перевод Библии),
высчитали, что сотворение мира состоялось 1 марта 5508 г. до н. э.
(мартовский стиль).
2. Когда в Руси начало года было перенесено на 1 сентября?
Первое празднование Нового года, перенесенное Иваном III с 1 марта
на 1 сентября, состоялось 10 сентября 1492 года (по новому стилю до 1700
года), 527 лет назад. Традиция празднования начала Нового года насчитывает
не одно тысячелетие.
3. Когда и для чего на Руси завивали или заламывали берёзки и плели
венки из берёзовых веток и цветов?
Этот древний обычай состоял в том, что девушки накануне
празднования Троицы наряжали ветки березы венками и лентами. А затем
загибали или заламывали ветки березы и связывали их с травой. Судя по
березе так девушки гадали, что их ждет впереди.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!