это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3608467
Ознакомительный фрагмент работы:
ВВЕДЕНИЕВ настоящее время необходимость организации межпредметных связей все также актуальна, как и несколько сотен лет назад. Еще Ян Амос Коменский говорил «если всё, имеющее между собой связь, и преподаваться будет в связи» [19], тем самым указывая на интеграцию в обучении. В свою очередь межпредметные связи являются воспроизведением интеграционных процессов, происходящих в науке и обществе. Данные связи играют важную роль в познавательной деятельности учащихся, формируя целостное представление о мире, ориентированное на развитие и саморазвитие.Кроме этого актуальность данной темы обусловлена стремительным увеличением объема информации, которую обучающийся должен усвоить в период обучения. И в данном случае использование межпредметных связей будет являться один из наиболее результативных способов активизации познавательной деятельности учащихся.Межпредметные связи делают знания практичными и применимыми, то есть приобретенные знания и умения при изучении одних предметов, будут использоваться при изучении других предметов, объединяться в выводы и применяться учащимися в конкретных ситуация, частных вопросов учебной и внеурочной деятельности, а также в будущей научной и общественной жизни учащегося.Следует отметить, что именно межпредметные связи, как и Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) направлены на развитие креативного и критически мыслящего, активно и целенаправленно познающего мир, осознающего ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества, мотивированного на образование и самообразование в течение всей своей жизни учащегося [42].Предмет основы безопасности жизнедеятельности можно назвать интегрированной дисциплиной, ее база комплексно формируется из различных дисциплин разной направленности, целью которой является изучение опасностей, угрожающих человеку и разработка способов защиты от них в любых условиях обитания человека. Следовательно, данный предмет является не только самостоятельной дисциплиной в межпредметных связях, но и может являться связующим звеном между предметами, что подчеркивает актуальность изучения данной темы.Используя межпредметные связи в преподавании предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ), педагог должен обладать умением комплексного применения знаний на практике, а также их синтеза и переноса идей и методов из одной науки в другую, но в изучаемой нами теме, мы сталкиваемся с противоречием, заключающимся в отсутствии реального применения данного способа преподавания на практике в большинстве образовательных учреждений, из-за ряда причин, где основными являются нарушение взаимосвязи между учебными предметами, отсутствие использования на уроках знаний и умений по смежным предметам, нехватка опыта у преподавателя в ведении урока, включающего в себя обращения к межпредметным связам, особенно у молодых специалистов, а главная причина заключается в том, что определенный процент учителей ОБЖ, не осознают важность данного предмета в процессе образования и становления личности учащегося и не считают нужным применять межпредметные связи в преподавании основ безопасности жизнедеятельности.Таким образом, мы можем обозначить проблему исследования, которая заключается в отсутствии использования межпредметных связей в образовательном учреждении в преподавании основ безопасности жизнедеятельности. Что к сожалению, является тормозящим фактором реализации Федерального государственного образовательного стандарта, где одним из требований является формирование осознанно выполняющего правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды выпускника.Объект исследования: процесс обучения ОБЖ в образовательной организации.Предмет исследования: организация межпредметных связей предмета ОБЖ с другими учебными предметами.Цельисследования:разработкарекомендацийпоорганизации межпредметных связей предмета ОБЖ с другими учебными предметами.Задачи исследования:Изучить литературу по теме использования межпредметных связей в учебном процессе;Определить роль межпредметных связей в изучении ОБЖ;Разработать рекомендации по организации межпредметных связей предмета ОБЖ с другими предметами.Степень разработанности темы, место и значение в науке и практике. Изучаемая нами проблема является достаточно разработанной и применяемой в данный момент. В частности, в выпускной квалификационной работе мы опирались на современные исследования таких авторов: Ларионова Н.Б. [22], Гранкина Л.А. [8], Калимуллина О.А. [18], Абаскалова Н.П. [1], Марко И.Г. [26], Кузнецова Н.В. [20], Смирнов А.Т. [45], Маслов А.Г. [27], Мельникова Н.Ф. [30], Репин Ю.В. [43], Зверев И.Д. [14].Однако мы считаем, что проблема организации межпредметных связей предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» с другими предметами недостаточно раскрыта и не имеет единой рекомендательной основы.Для решения поставленных задач на разных этапах исследования использовался комплекс методов исследования:- аналитический(теоретическийанализлитературыпопроблеме исследования);- эмпирический (наблюдение, сравнение);- экспериментальный (организация деятельности по разработанному плану, анализ и обобщение полученных знаний).ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ1.1 Этапы развития межпредметных связей и их организация в образовательном учрежденииИзучение научной литературы по проблемной теме является необходимой работой, особое внимание следует обращать на этапы развития, причину необходимости изучения темы в начальном этапе, а также на организацию и реализацию изучаемого процесса.Для того, чтобы понять в чем заключается роль межпредметных связей в изучении ОБЖ и в образовательном процессе в целом, а также в дальнейшем применять это в своей трудовой деятельности, в первую очередь, следует изучить этапы развития межпредметных связей и их положение в образовательном процессе в настоящий момент, а также изучить каким образом происходит организация межпредметных связей в образовательном учреждении.Первоначально знания опирались на эмпирический опыт, который обогащался путем наблюдения человека за природой и жизнью общества. С ростом знаний возникла потребность их систематизации. Отсюда появилась философия, которая обобщала накопленные знания и умения на доступном уровне. Это и были первые и верные предпосылки интегрированного получения знаний.Ключевой идеей в трудах И.Г. Песталоцци является то, что цель всякого обучения заключается в гармоничном развитии сил и способностей человеческой натуры [40]. Он утверждал, что достижение данной цели предполагает обеспечение единства умственного, нравственного и физического развития и подготовку к труду. Он считал, что только единство интеллектуального, физического и нравственного элементарного образования обеспечивает гармоничное развитие природных задатков человека, а одностороннее умственное или физическое развитие приносит только вред. Кроме этого, интегрированное получение знаний, по его мнению, приводило к постепенному воспитанию личности, находящейся в гармонии с самим собой. «все изучалось последовательно с начала и до завершения». Эти принципысоответствуют идеям и целям применения межпредметных связей в современном образовании, и не исключено, что именно данные принципы послужили формированию межпредметных связей.Н.Г. Чернышевский формировал свое мировоззрение под влиянием А.И. Герцена и В.Г. Белинского, а они в свою очередь отстаивали идеи подготовки человека-борца, революционера. В своих же работах Чернышевский формулировал данную подготовку, как воспитательный процесс, направленный на воспитание человека, всегда думающего об общей пользе и активного участника в жизни общества.Образ активно общественного деятеля, идеала человека он видел в виде всесторонне развитой личности, готовой к саморазвитию и самопожертвования на благо общества, личности высоко идейной. И данный результат был не возможен при отсутствии образованных педагогов и взаимосвязи преподаваемых предметов и самого труда учащегося. Требования всестороннего развития человека вытекало из правильно понятых «настоятельных жизненных потребностей».Параллельно с Н.Г. Чернышевским проблему межпредметных связей изучал К.Д. Ушинский. В его теории идея межпредметных связей является общей проблемой системности обучения. Он утверждал, что в первую очередь необходимо приводить знания в систему по мере их накопления. Структурированные знания позволяют логически и философски развиваться. И для достижения желаемой цели важна согласованная работа учителей, когда каждый из них заботится не только о своем предмете, а обо всем умственном развитии детей.Ушинский считал, что межпредметные связи позволят отойти от монотонного заучивания материала, где часть информации остается неусвоенной и приведут к тому, что учащиеся смогут усваивать много различных сведений, с меньшей потерей знаний и времени.В современном мире возникают разнообразные подходы к образованию, формирующиеся в рамках многообразных теорий и концепций образования. Интеграция в образовательном процессе, основывающаяся на всеобщей объективной картине мира и предполагающая целостность формируемой личности ученика и всего процесса обучения является как раз одним из таких современных и быстро вливающихся в систему подходов. Понятие интегрированного подхода включает в себя взаимодополнение процессов преподавания и учения, единство содержательной и процессуальной сторон обучения, межпредметные связи, взаимосвязь учебной и внеучебной деятельности [42].Исходя из этого, мы понимаем, что в современном образовании роль межпредметных связей значительно возросла, как и возрос подход к самому изучению и понимаю связей, ведь ее использование в системе образования может помочь с решением практических задач развития общества. Межпредметные связи способствуют повышению научности и доступности обучения, усилению познавательной деятельности учащихся и улучшению качества их знаний.К сожалению, нет точных данных о том с какой регулярностью используются межпредметные связи среди учителей образовательных учреждений, но изучая научную литературу и научные статьи по теме применения межпредметных связей в образовании, мы убедились в том, что подавляющая часть педагогов и научных деятелей, уверены в целесообразности использования межпредметных связей в образовательном процессе на всех ступенях образования.Таким образом, мы можем сделать вывод, что несмотря на немалое количество спорных моментов вокруг данной темы, межпредметные связи применяются в работе, и соответственно, существует определенная структура и способы организации, на которые следует опираться во время создания урока с применением межпредметных связей и в процессе ведения самого урока.«Разработка теоретических основ межпредметных связей в учебной теме с точки зрения раскрытия ее ведущих положений дает возможность применить механизм выявления и планирования межпредметных связей к конкретным темам изучаемого учебного предмета» [3].Для создания модели межпредметных связей в учебной теме, следует провести два структурно-логических анализа содержания учебных дисциплин: внутренний и внешний.Внутренний - это структурно-логический анализ содержания темы, которая в данный период времени изучается, на предмет выявления в ней ведущих положений и ключевой информации, которая является связеобразующим элементом.Внешний - это структурно-логический анализ содержания тем иных дисциплин учебного плана, где основной целью является выявление дублируемой информации с информацией смежных дисциплин и выявление "опорных" межпредметных знаний, которые необходимы для всестороннего раскрытия сути темы изучаемого учебного предмета.При создании программы, по которой организуется весь учебный процесс занятия, стоит обращать внимания, что в любой дисциплине можно выявить:- знания о природе, обществе, человеке и способах его деятельности;- опытосуществленияизвестныхспособов деятельности, воплощающихся вместе со знаниями в навыки и умения личности;- опыт творческой деятельности;- опыт эмоционально–ценностных отношений к знаниями действительности.Все вышеперечисленные элементы присутствуют как в теоретических дисциплинах, так и дисциплинах профессионального цикла, что позволяет преподавателю выявить множество точек соприкосновения различных, на первый взгляд совершенно несовместимых, дисциплин. Но именно обширное и всестороннее использование межпредметных связей в процессе обучения позволит учащимся сформировать целостную картину мира.После определения опорных межпредметных знаний следует их реализация, которая может проявляться несколькими способами:- урочный (обобщающие уроки, учебные темы);- тематический – вся система занятий учебной темы подчиняется решению крупной межпредметной проблемы;- сквозной - система занятий, охватывающих несколько учебных тем разных курсов;- внутрицикловой (одинаковые темы в разных дисциплинах);- межцикловой (конкретизация учебного материала за счет смежной темы родственной дисциплины, за счет дополнения информации).Исходя из выше сказанного и проведя анализ информации о организации межпредметных связей в образовательном процессе, мы пришли к выводу, что основой для успешного применения данных связей, а также повышения уровня знаний и умений у учащихся необходимо несколько составляющих, которые являются равноценными по отношению друг к другу:Проведение структурно-логического анализа содержания учебных дисциплин;Комплексная работа всего педагогического состава в создании структуры межпредметных связей в образовательном учреждении;Понимание преподавателем важности межпредметных связей в формировании мировоззрения обучающихся;Владение преподавателем различными формами и методами обучения, умения совмещать их, а также владеть узловыми аспектами учебных предметов, которые играют важную роль в раскрытии ведущих идей наук;Во время применения межпредметных связей выстраивать работу учащихся таким образом, чтобы происходила постоянная активность обучающихся в применении знаний из других дисциплин, а также содержались выводу мировоззренческого характера, которые опирались бы на связь знаний из иных учебных дисциплин.1.2 Понятия и классификации межпредметных связейСледующим шагом в нашей работе будет изучение понятия межпредметные связи, их классификаций.Изложенная ниже информация будет являться помощником в определении роли межпредметных связей в обучении, также, как и сведения о развитии межпредметных связей в разные периоды времени.В педагогической литературе имеется множество определений категории «межпредметные связи», в зависимости от такого по какому принципу автор рассматривает процесс межпредметных связей, поэтому единого понятия пока не существует. И.Д. Зверев, В.Н. Максимов отмечают:«Многообразие межпредметных связей в процессе обучения показывает, что сущность данного понятия не может быть определена однозначно… Исследователи принимают ту или иную точку зрения на определение термина «межпредметные связи», но не всегда выдерживают ее, и нередко данное понятие трактуется в нескольких значениях. Причину мы видим не столько в небрежности оперирования термином, сколько в объективно существующем многофункциональном характере самих межпредметных связей». [14, 45 с.].Первое официальное определение появилось в 1961 г. в двухтомном педагогическом словаре, где межпредметные связи описываются как«взаимная согласованность учебных программ, обусловленная системой наук и дидактическими целями» [17, 368 с.].Но с течением времени понятие «межпредметные связи» приобрело несколько точек зрения: дидактического условия, педагогической категории, принцип дидактики (системности, научности). В результате чего происходит не всегда правильное понимание термина, а в дальнейшем искажается и представление о видах, формах, типах и функциях межпредметных связей.По нашему мнению, это определение наиболее полное по своему содержанию и свободно в понимании, а также суть определения соответствует требованиям ФГОС ООО, СОО (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, среднего общего образования):- «сформированность заинтересованности в расширении знаний об устройстве мира и общества; интереса к самопознанию; к творческой деятельности; готовности к саморазвитию и самообразованию; способность к адаптации в динамично изменяющейся социальной и информационной среде; освоение основ целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки, общественной практики и индивидуальному своеобразию обучающихся (популяризация научных знаний)» [42];«личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно- смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, экологическую культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме» [42].Но стоит заметить, что мы не утверждаем, что вышеуказанное определение является единственно правильным, так как опираясь на изученные материалы о понятии «межпредметные связи», мы сделали вывод о том, что содержание определения зависит от виденья и понимания автором изучаемой им проблемы.Следующим этапом нашей работы в изучении межпредметных связей будет определение ее функции. То есть определение роли межпредметных связей в образовании.Чаще всего можно встретить разделение межпредметных связей на пять функций:Методологическая функция (В.Н. Максимова) - выражена в том, что только на их основе возможно формирование у учащихся диалектико- материалистических взглядов, которые способствуют повышению теоретического и научного уровня обучения, решается проблема рационального сочетания абстрактного и конкретного знания. Методологическая функция межпредметных связей в процессе познания нацелена на обнаружение единства в многообразии процессов и явлений, изучаемых разными учебными предметами, что способствует приобщению школьников к системному методу мышления.Образовательная функция - состоит в том, что с ее помощью учитель формирует такие качества знаний учащихся, как системность, глубина, осознанность, гибкость. При этом обеспечение в обучении единства сознания, чувств и действий в психологической деятельности человека является одним из условий комплексного подхода, направленного на формирование мировоззрения как интегрального личного образования. Данная функция обращена к личности ученика, формируя мышление, научное мировоззрение, убеждения, способствуют всестороннему развитию способностей и потребностей школьников. [52].Развивающая функция – определяет роль межпредметных связей в развитии системного и творческого мышления учащихся, то есть полученные знания школьником по отдельным предметам в дальнейшем формируются им в отдельную систему знаний отдельной области, потом эти знания пополняются, расширяются в процессе всего обучения, образуя стройную систему знаний, умений и навыков [35].Также развивающая функция межпредметных связей участвует в формировании познавательной активности учащегося, направляет его на самообразование и саморегуляцию. Межпредметные связи помогают преодолеть предметную инертность мышления и расширяют кругозор учащихся.Воспитывающая функция - выражена совокупностью всех направлений в воспитании обучающихся. Учитель, взаимодействуя с другими предметами, имеет возможность реализовать комплексный подход к воспитанию. Что в современных условиях подразумевает «формирование научного мировоззрения, материалистического понимания законов природы, общества и мышления; формирование отношений воспитанников к науке (учению), природе, искусству, труду, обществу, коллективу, самому себе и другим, в конечном итоге выражающихся во взглядах, идеалах, убеждениях; воспитание моральных качеств личности, волевых черт характера и соответствующих социально приемлемых форм поведения. Важнейшим аспектом осуществления воспитывающей функции обучения является формирование мотивов учебной деятельности, изначально определяющих ее успешность» [7].Конструктивная функция - состоит в том, что в процессе работы учитель с помощью межпредметных связей совершенствует содержание учебного материала, дополняет или изменяет методы и формы организации обучения, тем самым повышая уровень познавательной деятельности. Реализация межпредметных связей направленная на улучшения образовательного процесса требует совместной работы всего педагогического состава для планирования комплексных форм учебной работы.Но также в педагогической литературе можно встретить разделение межпредметных связей только на три функции: образовательную, воспитательную и развивающую, смысл которых не отличен от функций, разделенных выше на пять составляющих.Функции межпредметных связей объединяет принцип построения образовательного процесса, где в задачах обучения требуется отражение применения, закрепления и обобщения знаний и умений, полученных учащимися ранее при изучении других предметов.«Принцип межпредметных связей нацеливает на формулировку проблемы, вопросов, заданий для учащихся, ориентирующих на применение и синтез знаний и умений из разных предметов. Систематическое использование межпредметных связей создает возможности широко пользоваться дидактическими материалами и средствами наглядности (учебниками, таблицами, приборами, картами, диафильмами, кинофильмами), относящимися к одному учебному предмету, при изучении других дисциплин. В организации обучения возникает потребность в комплексных формах – обобщающих уроках, семинарах, экскурсиях, конференциях, имеющих межпредметное содержание. Такие формы требуют координации деятельности учителей, изучения учебных программ по родственным предметам, взаимопосещения уроков» [24].Как и у любого обширного, значимого процесса межпредметные связи имеют свою классификацию, и именно о видах межпредметных связей мы будем повествовать далее.Существует множество классификаций межпредметных связей, и первая из них основывается на временном критерии (Ю. Вайткявичус, Н.М. Верзилин, В.М. Корсунская и др.):- предварительные;- сопутствующие;- последующие.Фактическое применение таких связей способствует систематизации знаний, дает возможность опираться на ранее пройденный материал по родственным дисциплинам, самостоятельно выявлять перспективные знания, для дальнейшего их использования в изучении смежных тем различных предметов.Также не редко можно встретить в педагогической литературе классификацию В.Н. Максимовой, которая отображает закономерности развития классифицируемых понятий. Данная классификация представляется в виде таблицы (Таблица 1).Таблица 1 - Классификация межпредметных связей (В.Н. Максимова)Формы межпредметныхсвязейТипымежпредметных связейВидымежпредметных связейПо составу;1. Содержательные; 2. Операционные; 3. Методические;1. По фактам, понятиям, законам, теориям, методам наук;2. Поформируемым навыкам, умениям и мыслительным операциям;3. Поиспользованию педагогических методов иприемов;4. Организационные.4. По формам и способаморганизацииучебно- воспитательного процесса.2. По направлению;Односторонние;Двусторонние;Многосторонние.Прямые;Обратные;Восстановительные.3. Поспособу взаимодействия связеобразующихэлементов (многообразие вариантовсвязи).Хронологические;Хронометрические.Преемственные;Синхронные;Перспективные.Локальные;Среднедействующие;Длительнодействующие.1.2 Роль межпредметных связей в изучении ОБЖ «Основы безопасности жизнедеятельности», это учебная дисциплина, которая соединяет все остальные учебные дисциплины тематикой безопасного взаимодействия человека с окружающим его миром, рассматривает вопросы защиты от негативных факторов чрезвычайных ситуаций и их последствий.Он играет роль в формировании экологического мышления, навыков здорового, безопасного образа жизни, понимания рисков и угроз современного мира, знаний правил и владение навыками поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях, умения сохранять эмоциональную устойчивость в опасных и чрезвычайных ситуациях, умения действовать индивидуально и в группе в опасных и чрезвычайных ситуациях, что актуально для человека в современных условиях жизни и сложившейся ситуации во всем мире.В содержании предмета ОБЖ можно выделить несколько основных тематических линий: безопасное поведение индивида, защита населения в чрезвычайных ситуациях, современный комплекс проблем безопасности, основы военных знаний, здоровый образ жизни, основы медицинских знаний [34]. Данные тематические линии прослеживаются в содержании всего курса предмета ОБЖ.Но помимо этого, данные тематические связи предмета ОБЖ возможно выделить фрагментарно в других общеобразовательных областях, которые рассматриваются в таких курсах как:- естествознание: физика, химия, биология, география, астрономия и экологические знания;- обществознание: знания о человеке, экономика, основы государства и права, этика и психология;- технология: знания о современных перспективных технологиях жизнедеятельности, знания по безопасности при технологических процессах;- физическая культура: знания физической деятельности человека, знания по безопасности при занятиях спортом и физической культурой;- математика и информатика: использование тематики ОБЖ в задачах, знания о возможных авариях и катастрофах, причинах их возникновения;- филология, искусство: литература, русский язык, иностранный язык, мировая художественная культура, история, изобразительное искусство, музыка - образное отражение проблем безопасности.Следовательно, отталкиваясь от основных тематических линий мы можем создать таблицу связей предмета ОБЖ с другими предметами (Табл. 3).Исходя из данной таблицы, мы можем привести несколько примеров тематических связей предмета ОБЖ с другими предметами. Но следует отметить, что данные примеры не являются единственными возможными и существует множество тематических связей с предметом ОБЖ, где основой для создания связи является ключевая информация, которая должна быть усвоена учащимся.Основы медицинских знаний и ЗОЖ:Физическая культура: Лыжная подготовка. Ознакомление с историей лыжного спорта. Основные правила соревнований. Одежда, обувь и лыжный инвентарь. Инструктаж по ТБ.Обществознание: Потребности человека.ОС и ЧС природного и техногенного характера: География: Земная кора и литосфера. Рельеф земли.Экология: Влияние климата на жизнь и деятельность человека. Изменение климата. Охрана атмосферного воздуха. Агроклиматические ресурсы России.Химия: Тепловой эффект химических реакций.Основы комплексной безопасности:Математика: Основные задачи на дроби. Обществознание: Гражданские правоотношения.Экологическая безопасность:Обществознание: Охрана природы. Законодательство по охране природы. Химия: Воздух и его состав.Основы противодействия экстремизму и терроризму в РФ: Основы государства и права: Понятия и виды правонарушений.Экономика: Какие экономические проблемы тревожат человечество в ХХI в.Основы обороны государства и национальная безопасность. История: Великая российская революция. 1917-1921 гг. Обществознание: Защита Отечества. Таблица 2 - Межпредметные связи предмета ОБЖ с другими предметамиОсновныетема ОБЖОбразовательные областиЕстествознаниеОбществознаниеМатематикаФилологияФизикаХимияГеографияБиологияЭкологияТехнологияФизическая культураОбществознаниеЭкономикаОсновы гос-ва и праваМатематикаИнформатикаЛитератураРусский языкИЗО, МХКИстория1.Основы мед. знаний и ЗОЖ+++++++++++2. ОС и ЧС природногои техногенного характера++++++++++++3.Основы комплексной безопасности+++++++++++4.Экологическая безопасность++++++++++++++++5.Основы противодейств ия экстремизму и терроризму в РФ++++++++++++6.Основы обороны гос-ва и национальная безопасность++++++++++++++++Опираясь на созданную нами таблицу и рассмотрев возможные тематические связи предмета ОБЖ с другими предметами, мы пришли к выводу, что межпредметные связи должны быть неотъемлемой частью процесса изучения ОБЖ.При использовании межпредметных связей в предмете ОБЖ возможно решение таких проблем как:развития познавательной активности учащихся во время урочной и самостоятельной работы в процессе усвоения новых знаний с использованием информации не только по предмету ОБЖ, но и из других учебных предметов;развитие способности у учащихся в установлении и объяснении причинно- следственных связей явлений различной природы;формируют у учащихся способность систематизировать и обобщать знания об общем объекте изучения, решать задачи, где необходимо комплексное применение знаний, которые были получены при изучении разных предметов;способствует выработке ситуационного опыта;сокращается дублируемость материала, за счет чего повышается объем необходимой информации для создания наиболее полой структуры знаний и умений у учащихся;кроме этого, по нашему мнению, это не маловажная роль, повышается значимость предмета ОБЖ и осознание его важности в процессе образования и в дальнейшей жизни.Вывод по главе 1. В современном мире учащийся должен постепенно приобретать данные качества в процессе всего периода обучения, поэтому МПС (межпредметные связи) должны быть неотъемлемой частью образовательного процесса и включать в себя все дисциплины образовательного учреждения, в том числе и предмет ОБЖ. Межпредметные связи являются способом формирования гармоничной, саморазвивающейся личности, умеющей видеть целостную картину мира.Рассматривая роль межпредметных связей в преподавании ОБЖ, мы подтвердили наше мнение о том, что данные связи помогут расширить информационное поле тематики «безопасность жизнедеятельности» и постепенно формировать в учащихся культуру безопасности.ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ ПРЕДМЕТА ОБЖ С ДРУГИМИ ПРЕДМЕТАМИ ДЛЯ 5 КЛАССОВ2.1 Тематические межпредметные связи ОБЖ с географиейРоссия – самая обширная страна мира, разнообразная в климатическом и геологическом отношениях. На ее территории можно наблюдать землетрясения, оползни, сели, обвалы, цунами, смерчи, лавины, наводнения, град, и др.Вопросы безопасности являются актуальными для жителей нашей страны. Изучение наиболее вероятных опасных ситуаций, их особенностей и возможных последствий, обучение с детских лет поведению в таких условиях призваны подготовить человека к выбору правильных решений в экстремальных ситуациях. Опыт педагогов географов показал, что интегрированные уроки с ОБЖ, связанные с темой «Стихийные явления и меры защиты от них» можно проводить во всех классах. Это могут быть разработанные отдельные уроки или только фрагменты, включаемые в урок, внеклассные мероприятия или программы кружков.В программе основного общего образования по географии (авторы И.И. Баринов, В.П. Дронов, И.В. Душина, В.И.Сиротин) можно выделить темы,интернирующиеся с ОБЖ.Таблица 3 - Межпредметные связи географии и ОБЖ, возможности интегрированного обучения№ урока Тема26 Землетрясения и вулканы29 Воздушная одежда Земли12 Движениеземнойкоры.Вулканы,горячиеисточники гейзеры17 Движение воды в океане24 Атмосферное давление. Ветер34 Человекиприрода.Стихийныеприродныеявления3 Происхождение материков и океанов22 Влияние человека на природу. Заповедники инациональные парки Африки50 Особенности рельефа Евразии. Его развитие11 Развитие форм рельефа14Влияниеклиматанажизньидеятельностьчеловека16 Разнообразие внутренних вод России29 Разнообразие лесов России57 Дальний Восток – край контрастов62 Влияние природных условий на жизнь и здоровье человекаОзнакомиться с причинами возникновения и последствиями стихийных природных явлений обучающимся можно на уроках географии при изучении различных процессов и явлений, происходящих в географических оболочках. ОБЖ - используя различные методы и приемы, составить с учениками алгоритмы действий по обеспечению своей безопасности в условиях разгула стихий природы.При интеграции тем стихийных природных явлений, учителями географиии ОБЖ необходимо учитывать объѐм изучаемого материала по предметам.Таблица 4 - Объем изучаемого материала на интегрированных уроках по темам стихийные природные явления в географии и ОБЖСтихийное природноеявлениеОбъемизучаемого материала на географииОбъем изучаемого материала на ОБЖГеофизические опасные явленияЗемлетрясение и вулканизмПонятия «землетрясение» и«вулканизм», их виды, причины происхождения, где встречаются и какими последствияхарактеризуются.Правила безопасности при землетрясениях и извержении вулканов меры по защите от них.Наэтомзанятииможноиспользоватьтехнологиюпроектногообучения.Заранее учащихся поделить на группы и дать темы для проектов. Занятие провести в виде презентации проектов.Геологические опасные явленияСели, оползниПонятия «оползни» и«сели», их виды, причины образования, где можно столкнуться с этимиявлениями.Мерыпоугрозесхода оползнейиселей.Меры безопасности человека. Последствия влиянияна человека.Снежная лавинаПонятие «снежная лавина», причины образования и условия схода лавин. Местараспространения.Меры безопасности человека при угрозе схода снежной лавины. Причины попаданиячеловека в снежную лавину.ОбвалыПонятие «обвал», их виды, причиныобразованияиместа распространенияДействиячеловекавслучае угрозы обвала.Чтоб разобраться в понятиях, видах, распространением стихийных явленийможно применить на занятии опорные сигналы.Метеорологические опасные явленияУраганы, бури, смерчиПонятия « ураган», «буря»,«Смерч», ихКлассификация и виды. Шкала Бофорта. Места зарождения тропическихциклонов.Опасность урагана. Меры по уменьшению ущерба от этих природных явлений. Правила безопасного поведения.С использованием ИКТ технологийГидрологические опасные явленияНаводнения, половодьеПонятие «наводнение». Их виды. Последствия наводнений. Гдевстречаются.Меры по уменьшению ущерба от наводнений. Правила безопасного поведения.ЦунамиПонятие «цунами». Причины возникновения Признаки приближенияцунами. Последствия. Где встречаются. Прогнозирование цунами и меры по уменьшению ущерба от них. Правила безопасногоповедения.Задачи этого урока можно решить через создание проблемной ситуацииПриродные пожарыПродолжение таблицы 4Лесныеи торфяные пожарыПонятие «лесных пожаров», «торфяных пожаров» причины возникновения, районы распространения.Последствия.Меры предупреждения.Разновидности лесных и торфяных пожаров по высоте, охвату территории и способу распространения. Особенности и характеристики. Правила безопасного поведения в зоне лесного и торфяного пожара иего тушение.Это занятиебудет интересней и познавательней, если на него будут приглашены сотрудники пожарной части, которые помогут ребятам разработать памятки о правилах поведения в лесу, памятки о правилах поведения в зоне пожара.Педагогическая практика показывает, что широкое использование межпредметных связей позволяет формировать у обучающихся такие межпредметные умения, как: устанавливать и объяснять причинно-следственные связи явлений различной природы, систематизировать и обобщать знания об общем объекте изучения, решать задачи, требующие комплексного применения знаний, полученных при изучении разных предметов естественного цикла.Таким образом, если знания, навыки и умения, приобретаемые на занятиях по различным дисциплинам, будут взаимосвязаны, взаимообусловлены и будут представлять собой единый комплекс, человек сможет успешно действовать в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени, при выполнении сложных жизненных задач.2.2 Межпредметные связи ОБЖ с краеведением Основная тенденция совершенствования учебно-воспитательного процесса и содержания школьного предметного образования направлена на развитие личности каждого ученика на основе их внутреннего потенциала [9]. Приобщение учащихся к истокам культуры, истории и природы родного края и, таким образом, экологической культуре сегодня является ведущим и актуальным направлением развития школы [6, 10]. В этом плане особое внимание в школьных курсах должно быть уделено экологизации и краеведению учебного содержания на основе эколого-краеведческого подхода. Краеведение и экология в школьном образовании – это связь с жизнью, с современностью, с окружающей реальной действительностью; это использование таких активных методов обучения, как исследовательский, экскурсионный и другие; это путь приобщения учащихся к творческому труду, к науке [4]. При этом, эколого-краеведческий подход обеспечивает необходимую связь глобальных, региональных и локальных (местных) аспектов в изучении современных проблем экологии и охраны природы, помогает правильно организовать работу по естественнонаучному образованию и воспитанию учащихся, формирует у них экологическую культуру, умения и навыки природоохранной деятельности.Уникальность эколого-краеведческого подхода к учебному содержанию заключается в том, что оно знакомит учащихся с жизнью во многих её проявлениях и взаимосвязях, разносторонне рассматривает природу земной поверхности, население и его хозяйственную деятельность в родном крае [4]. Особо актуально в настоящее время считается применение эколого-краеведческого подхода в обучении школьников в курсе ОБЖ [1]. При этом, в ходе такого обучения школьники получают возможность осуществлять эколого-краеведческую учебно-исследовательскую деятельность. Как показывают исследования Бурнашев С. И., Старкова Т. С., под эколого-краеведческой учебно-исследовательской деятельностью (в дальнейшем ЭКУИД) понимается деятельность учащихся, направленная на изучение взаимосвязи и взаимодействия природы своего края и общества с помощью методов исследования экосистем (эмпирических, теоретических, социологических) на уроках и во внеурочной деятельности [10].При этом, основными целями ЭКУИД являются следующие: - формирование экологически грамотных людей, понимающих экологические закономерности, связи между живыми организмами, их эволюцию, причины их видового разнообразия; - установление гармоничных отношений с природой родного края, обществом, самим собой, со всем живым как главной ценностью на Земле [11]. Ведущий вид ЭКУИД представляет собой самостоятельное познание окружающего мира с опорой на опыт осуществления способов деятельности и опыт творческой деятельности. Наиболее эффективной ЭКУИД является форма организации самостоятельных работ: индивидуальные исследования, групповые исследования учащихся, направленные на получение необходимой эколого-краеведческой информации [3]. В результате ЭКУИД у учащихся формируются умения, позволяющие осуществить решение проблемных задач экологического характера: - умение выбрать нужный в данной ситуации источник информации; - умение обосновать выбранную методику экологического исследования; - умение, в случае неудачного использования одного метода, пересмотреть свои взгляды на ситуацию. В настоящее время ЭКУИД в обучении школьников в области безопасности жизнедеятельности реализуется на основе эколого-краеведческого подхода и продолжает считаться новым направлением, которое еще не получило должного отражения в научной литературе и в практике школьного предметного образования.Особенностью эколого-краеведческого подхода в содержании образования заключается в привнесении в учебный процесс изучения курса «ОБЖ» конкретности, образности, личного социального опыта школьника, основанного на изучении практической экологии, природоохранной, здоровьесберегающей деятельности в родном крае. Уникальность реализации эколого-краеведческого подхода в курсе «ОБЖ» заключается в том, что содержание рабочей программы курса располагает достаточной возможностью знакомить учащихся с жизнью во многих её проявлениях и взаимосвязях, разносторонне рассматривать природу земной поверхности, экологические проблемы состояния природной среды, хозяйственную деятельность в родном крае [5]. Учащиеся на конкретных примерах в родном крае с помощью ЭКУИД могут ознакомиться с особенностями воздействия техногенных источников загрязнения, чрезвычайных ситуаций техногенного характера, а также состояние атмосферного воздуха, водоемов, почвы, растительного и животного мира. Организуя разнообразную самостоятельную работу учащихся в ЭКУИД учитель может осуществлять дифференцированный подход в обучении, определив одни пункты заданий обязательными для выполнения всеми учащимися класса, другие предложить проработать тем, кто быстро и хорошо справляется с работой. В системе заданий ЭКУИД в курсе «ОБЖ» возможно условно выявить следующие группы: - о научных основах охраны и рационального использования окружающей природной среды области;- об экологической опасности отраслей промышленности области и результатах деятельности экологического производственного контроля; - об экологических последствиях чрезвычайных ситуаций техногенного характера на территории области; - о техногенных опасностях, угрожающих среде обитания и здоровью человеку в современной повседневной жизни на территории Сахалинской области; - об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера с экологическими последствиями, как следствие чрезвычайных ситуаций техногенного характера в области; - о системах защиты среды обитания на территории области; - о региональном экологическом законодательстве. Представленные группы находят свое отражение в содержании разработанных заданий в курсе «ОБЖ» у школьников, которые могут применяться для развития ЭКУИД учащихся при изучении объектов, явлений и процессов, возможных и происходящих в родном крае (области) (см. таблицу 1). Исключительно значимым, на наш взгляд, для школьников является ознакомление с результатами их исследований администрации района проживания, руководителей заинтересованных предприятий. Такое ознакомление приводит к обсуждению с ответственными лицами реальных проблем и к разработке конкретных рекомендаций по улучшению состояния территории проживания.Таблица 5 - Системы заданий эколого-краеведческого характера в учебно-исследовательскую деятельность учащихся при изучении курса «ОБЖ» Тема урокаМетод обучения Направления и содержание учебно-исследовательской деятельности Раздел 1. Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях техногенного характера1.1. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их классификацияучебно-исследовательский – пробудить у учащихся заинтересованность в успешности овладения, данной темой. На этой основе стимулировать у учащихся самостоятельный творческий подход к решению различных теоретических вопросов1. Современное производство и его влияние на состояние окружающей природной среды области (на примере выбранного одного объекта)Содержание учебно–исследовательской деятельности:Виды производств, их мощность и характеристика деятельности, ЧС техногенного характера характерные для данных видов производств, современные проблемы состояния природной среды в области при техногенном воздействии производства на территории области2. Экологически-опасные производственные объекты области (района)Содержание учебно–исследовательской деятельности:характеристика классов опасности производственных объектов и их опасность по отношению к состоянию окружающей природной среды области, ЧС техногенного характера характерные для данных видов производств, современные проблемы состояния природной среды в области при техногенном воздействии производства на территории области3. ЧС техногенного характера на данной территории и их экологическая опасность для окружающей природной среды эСодержание учебно–исследовательской деятельности:виды ЧС техногенного характера, характерные для производств области, их характеристика, масштабы воздействия на состояние окружающей природной среды области, опасные экологические явления1.2 Опасности аварий и катастроф учебно-исследовательский – пробуждение мотива к учебно-исследовательской деятельности, формируя исследовательские умения учащегося 1. Экологические последствия транспортных аварий на территории области (района) Содержание учебно–исследовательской деятельности:Классификация ЧС техногенного характера, классификация ЧС на транспорте, история и масштабы аварий на транспорте на территории области, воздействие последствий транспортных аварий на здоровье населения области, атмосферной воздух, водные объекты, почву, растительный и животный мир, природные особенности области в ликвидации последствий аварий.2. Сбросы, выброса от очистных сооружений и их влияние на состояние окружающей среды региона Содержание учебно–исследовательской деятельности:деятельность рассматриваемого объекта, характеристика очистных сооружений, приемники сточных вод, приоритетные загрязняющие вещества и их влияние на состояние окружающей среды и живые организмыРазработанная система заданий, направленная на развитие эколого-краеведческой учебно-исследовательской деятельностьюшкольников, позволяет определить уровень освоения знаний по курсу «ОБЖ», развить эколого-краеведческую исследовательскую деятельность школьников при изучении объектов, явлений и процессов, возможных и происходящих в родном крае. Таким образом, эколого-краеведческая направленность учебно-исследовательской деятельности учащихся в области безопасности жизнедеятельности обеспечивает необходимую связь глобальных, региональных и локальных (местных) аспектов в изучении современных проблем экологии и охраны природы, помогает правильно организовать работу по естественнонаучному образованию и воспитанию учащихся.ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ ПРЕДМЕТА «ОБЖ»Межпредметные связи отражают комплексный подход к обучению и воспитанию, а также дают возможность вычленить как главные элементы содержания образования, так и взаимосвязи между изучаемыми дисциплинами.Исходя из ранее изученной нами информации и анализируя методическую литературу, мы пришли к выводу, что для успешной реализации межпредметных связей в целом необходимы условия:Создание общей программы учебного процесса, определяющей основные направления в содержании, методах и формах организации обучения на уроках по предметам, между которыми устанавливаются связи.Реализация разработанной программы обучения, с возможностью корректировки на основе обратной связи путем взаимоконтроля учителей разных курсов (перенос тем в учебной программе для создания сопутствующей МПС).Первоначальное использование межпредметных связей должно быть на уровне межпредметных заданий, состава нового учебного материала, интегративных форм контроля, и в дальнейшем в виде интегрированных уроков [14].Использование межпредметных связей на уроках, в том числе и ОБЖ, можно в виде: домашнего задания с использованием информации другого предмета, включение в изложение учителя учебного материала другого предмета, использование вопросов межпредметного содержания, применение наглядных пособий по другим предметам, постановка проблемных вопросов, решение количественных и качественных задач, кроссвордов межпредметного содержания, сообщения учащихся с использованием смежной информации из других дисциплин и др.Эффективными приемами реализации межпредметных связей являются:вопросы межпредметного содержания, где требуется воспроизведение ранее изученной информации для усвоения и систематизации новой. Уровень познавательной активности будет зависеть от этапа урока и характера вопроса. Такие вопросы как «где?», «когда?», «в каком виде?» будут направлять учащегося на использование ранее известных фактов, но за счёт реализации межпредметной связи, данная информация будет переосмысливаться, дополняться и систематизироваться учащимся.В свою очередь, вопросы «Почему?», «Как объяснить?», будут способствовать применению новых знаний, познавательная активность учащихся. В данном случае, направлена на поиск информации и самостоятельную установку межпредметных связей.межпредметные проблемные вопросы и решение ситуационных задач для которых требуется систематическое повторение ранее усвоенных знаний и умений [22, 8].Это второй наиболее эффективный прием использования межпредметных связей в урочной деятельности. Постановка проблемы позволяет учащемуся использовать больший объем заимствованной информации из других предметов и дает возможность вариативности взглядов на одну и ту же проблему, что в дальнейшем способствует формированию логичности и умению рационального решения проблем.самостоятельные работы по ОБЖ на основе межпредметных связей. Диагностические работы также являются способом установления межпредметных связей предмета ОБЖ с другими предметами, в данных работах также возможно применение многосторонних связей с другими предметами.обращения к различного рода источника, содержащим межпредметную информацию, позволяющим развивать умения, анализировать, сопоставлять и оценивать различные явления с позиции системного подхода [22].на этапе мотивации учебной деятельности во время урока, использовать ситуацию «вызова», где цель данного «вызова» заключается в решении задачи обучающимися. В процессе данной работы происходит учебно-практическая познавательная деятельность, требующая самостоятельных решений и предположений учащихся, а также происходит понимание того, каким образом данные знания могут пригодиться в жизни [18].на этапе актуализации знаний во время урока, наиболее активно происходит применение межпредметных связей при использовании приема«знаю/не знаю». В ходе данной работы выясняется, что уже обучающиеся знают о теме урока и какой интерес они к ней проявляют. Кроме этого стоит отметить, что во время такой работы, учителю следует акцентировать внимание учащихся на том, что «соединенные вместе знания дают определенное представление о предмете» [18].использование эксперимента, как метода реализации принципа обучения, нацеленного на умение самостоятельно приобретать новые знания и применять их на практике. Данные метод обучение отвечает большинству принципов дидактики и активизирует познавательную деятельность учащихся [26].Исходя из всего выше сказанного и ранее изученной нами педагогической литературы, мы выделили основные правила – требования к реализации межпредметных связей предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» с другими предметами:Введение межпредметных связей на уроках ОБЖ со смежными предметами с постепенным усложнением познавательной деятельности [1, 29с., 20];Постановка межпредметных проблем и их самостоятельный поиск на отдельных уроках ОБЖ или смежных предметах;Применение на уроках межпредметных связей должно способствовать развитию способности у учащихся в установлении и объяснении причинно- следственных связей;Должна быть четко сформулирована учебно-познавательная задача урока с межпредметными связями, для решения которой необходимо заимствование знаний из других предметов;Систематическое использование межпредметных связей на уроках ОБЖ, а также использование информации о безопасности жизнедеятельности на смежных дисциплинах [43];Усложнение межпредметных связей за счет использования двусторонних, а затем многосторонних связей между предметами.Работа с межпредметными связями не только на уроках ОБЖ, но и создание интегрированных уроков, разработка семинаров и конференций;Постоянное поддержание интереса, активности и самостоятельной работы у учащихся в работе с межпредметными связями, за счет постепенного увеличения сложности межпредметных проблем и использовании различных форм и методов работы;Межпредметные связи на уроках ОБЖ должны формировать у учащихся самостоятельность, творческую инициативу к решению возникающих проблем [43].ЗАКЛЮЧЕНИЕСовременное общество и все его составляющие, в том числе наука и образование, не стоят на месте и постоянно развиваются, изменяя свое содержание, свои цели, взгляды и задачи, требующие решений. И на задачу, выдвигаемую государством и Министерством образования РФ, заключающуюся в формировании личности способной к самообразованию, к самостоятельному приобретению новой информации и способной принимать верные решения также самостоятельно, существует определенное решение – это использование в процессе образования межпредметных связей.В ходе работы был сделан вывод, что межпредметные связи позволяют изучать важнейшие мировоззренческие проблемы и вопросы современности по средствам различных предметов и наук, связанных с жизнью. Данная деятельность, связанная с развитием личности и использованием межпредметных связей должна быть частью всего образовательного процесса, включающего все предметы, в том числе и «Основы безопасности жизнедеятельности».Предмет ОБЖ является дисциплиной, которая опирается на знания множества различных наук, таким образом, при организации межпредметных связей предмета ОБЖ с другими предметами, появляется возможность увеличения усвояемых знаний и умений учащимися по тематике предмета и смежных дисциплин, постепенного формирования культуры безопасности, а также происходит мотивация учащихся на образовательную деятельность.Исходя из изученной педагогической и научной литературы, а также опираясь на опыт педагогов, были разработаны рекомендации по применению межпредметных связей предмета ОБЖ с другими предметами, и получен вывод, что для успешной реализации межпредметных связей на уроке, необходима не только четко организованная система урока и эрудированный педагог, умеющий использовать различные методы и формыобучения, а также знания других предметов, но и важна общая структурированная система межпредметных связей всех дисциплин образовательного учреждения.Не смотря на сложную структуру организации межпредметных связей и важность комплексного подхода, данная деятельность необходима современным ученикам, они должны стать достойными личностями современного общества, они – это наше будущее.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВАбаскалова, Н.П. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности : [Текст] учебное пособие / Н.П. Абаскалова. - Новосибирск : Сибирское университетское издательство, 2008. - 136 с. - (Университетская серия).Активизация учебно-познавательной деятельности младших школьников[Электронныйресурс]//URL: https://studfiles.net/preview/6019202/ (дата обращения: 06.02.2019).Афанасьева И.А. Реализация межпредметных связей как одно из направлений повышения качества образования [Электронный ресурс] // Общепедагогическиетехнологии.URL: http://открытыйурок.рф/статьи/527712/ (дата обращения: 27.01.2019).Блинов, Ю.Б. Межпредметные связи в обучении ОБЖ [Текст] / Ю.Б. Блинов // Международный научный журнал «Инновационная наука». – 2016. - №11 (3). – С.161-165.Блинова, Т. Л. Подход к определению понятия "Межпредметные связи в процессе обучения" с позиции ФГОС СОО [Текст] / Т.Л. Блинова, А.С. Кирилова // Педагогическое мастерство: материалы III Междунар. науч. конф. - М.: Буки-Веди, 2013. — С. 65-67.Вергелес, Г. И. Дидактика (опорные конспекты) : учебно- методическое пособие [Текст] / Вергелес Г. И., Конева В. С., Семенова О. Н.- Санкт-Петербург : ТЕССА, 2009 (СПб. : Полиграф экспресс). - 152 с.Воспитывающая функция [Электронный ресурс] URL: https://vikidalka.ru/2-138072.html (дата обращения: 27.01.2019).Гранкина, Л. А. Межпредметные связи в учебном процессе [Текст] / Л. А. Гранкина // Организация учебной и воспитательной работы в вузе. - Москва : Российская академия правосудия, 2012. - Вып. 2. По итогам семинаров-практикумов. – С. 208-211.Гурьев, А.И. Методологические основы построения и реализации дидактической системы межпредметных связей в курсе физики средней школы [Текст] : дис. … д-ра пед. наук : 13.00.02 / А.И. Гурьев ; Челябинский гос. пед. ун-т. - Челябинск, 2002. – 159с.Диалектический материализм [Электронный ресурс] // URL: https://www.psychologos.ru/articles/view/dialekticheskiy-materializm(дата обращения: 06.02.2019).Дидактические основы интегрированных уроков в начальных классах [Электронный ресурс] URL: www.newreferat.com/ref-46837-10.html (дата обращения: 27.01.2019).Дугашев, В.В. Использование межпредметных связей при формировании у студентов умений осуществлять самоконтроль [Текст] / В.В. Дугашев // Самоконтроль как принцип формирования творческой личности и её активной конструктивной позиции в развитии обществ / гл. ред. А.В. Петров, Ю.И. Щербаков. - Горно-Алтайск, 2018. – С.304-311.Заболеваемость всего населения России в 2017 году [Электронный ресурс]//Статистическийсборник2017год.URL: https://www.rosminzdrav.ru/ministry/61/22/stranitsa-979/statisticheskie-i- informatsionnye-materialy/statisticheskiy-sbornik-2017-god(датаобращения: 27.01.2019).Зверев И.Д. Межпредметные связи в современной школе [Текст] / И.Д. Зверев, В.Н. Максимова. – Москва : Педагогика; 1981. – 160 с.Зорина Л.Я. Интегрированные предметы естественнонаучного цикла [Текст] / Л.Я. Зорина // Современная дидактика: теория – практике / Под научной редакцией И.Я Лернера, И.К. Журавлёва. - М.: ИТП и МИО РАО. - 1993. – C.125 – 140.Использование межпредметных связей в обучении основам безопасности жизнедеятельности [Электронный ресурс] // Федеральное агентство по образованию. Государственное образовательное учреждениевысшего профессионального образования. Факультет физической культуры и спортакафедрабезопасностижизнедеятельности.2008.URL: http://mirznanii.com/a/176770/ispolzovanie-mezhpredmetnykh-svyazey-v- obuchenii-osnovam-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti (дата обращения: 27.01.2019).Каиров И.А. Педагогический словарь: в 2 т. [Текст] / И.А. Каиров. - М.: АПН РСФСР, 1961. - 776 с.Калимуллина, О. А. Технология со-творчества педагога и студенческой аудитории через интеграцию учебно-практических занятий [Текст] / О. А. Калимуллина // Организация учебной и воспитательной работы в вузе. - Москва : Российская академия правосудия, 2012. - Вып. 2. По итогам семинаров-практикумов. – С. 165-175.Коменский Я.А. Великая дидактика [Электронный ресурс] // СПб: ТипографияА.М.Котомина,1875.URL: https://ru.wikisource.org/wiki/Великая_дидактика_(Коменский_1875) (дата обращения: 27.01.2019).Кузнецова, Н.В. Методика организации самостоятельной работы учащихся при обучении ОБЖ : [Текст] учебное пособие / Н.В. Кузнецова. - Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2018. - 122 с.Кулагин П.Г. Межпредметные связи в процессе обучения [Текст] / П.Г. Кулагин. - М. : Просвещение, 1981. - 96 с.Ларионова, Н. Б. Роль межпредметных связей при изучении обществоведческих дисциплин в воспитании гражданственности молодежи [Текст] / Н. Б. Ларионова // Организация учебной и воспитательной работы в вузе. - Москва : Российская академия правосудия, 2012. - Вып. 2. По итогам семинаров-практикумов. – С. 82-87.Левитес, В.В. Развитие логического мышления детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] / В.В. Левитес // Известия Российской академии образования. – 2006. - №3.Лекция: Межпредметные связи в обучении [Электронный ресурс] URL: https://www.ronl.ru/lektsii/pedagogika/252951/ (дата обращения: 27.01.2019).Максимова В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения [Текст]/ В.Н. Максимова. - Москва : Просвещение, 1988. – 192 с.Марко, И. Г. Эксперимент как средство актуализации межпредметных связей на уроках математики [Текст] / И. Г. Марко // Интеграция образования. - 2013. №2 (71). – С. 62-66.Маслов, А. Г. Методическое пособие к учебнику А. Г. Маслова, В. В. Маркова, В. Н. Латчука, М. И. Кузнецова «Основы безопасности жизнедеятельности 6 класс» [Текст ] / А. Г. Маслов, С. К. Миронов, В. Н. Смагин. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2016. – 126, [2] с.Маслова, Л.Ф. Безопасность жизнедеятельности : учебное пособие [Текст] / Л.Ф. Маслова ; ФГБОУ ВПО «Ставоропольский государственный аграрный университет». - Ставрополь : Ставропольский государственный аграрный университет, 2014. - 87 с.Медведев, Д.Г. Межпредметные связи как условие повышения эффективности обучения студентов теоретической механике [Текст] / Д.Г. Медведев // Веснік Мазырскага дзяржаўнага педагагічнага ўніверсітэта імя І. П. Шамякіна. – 2017. - №1 (49). – С.94-100.Мельникова Н.Ф. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности [Текст]: уч. пособие – Наталья Федоровна Мельникова; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2011. – 140 с.Методологическая функция межпредметных связей [Электронный ресурс] // Связи образовательной области "Биология" с другими предметами школьного курса и сферами жизнедеятельности ребенка. URL: https://studbooks.net/1272774/pedagogika/metodologicheskaya_funktsiya_mezhpr edmetnyh_svyazey (дата обращения: 27.01.2019).
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Составить рисковый проект (проектирование объекта по управлению рисками)
Контрольная, Проектный менеджмент
Срок сдачи к 8 дек.
Написать реферат по теме: «Государство всеобщего благоденствия»: концепция К. Мюрдаля.
Реферат, Политические и правовые учения
Срок сдачи к 8 дек.
Административно-правовое регулирования в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних
Диплом, Юриспруденция
Срок сдачи к 5 дек.
Конституционные основы статуса иностранцев и лиц без гражданства в России.
Курсовая, Конституционное право
Срок сдачи к 12 дек.
Физическая культура и спорт в высшем учебном заведении.
Реферат, Физическая культура
Срок сдачи к 6 дек.
Тенденции развития института участия прокурора в арбитражном судопроизводстве.
Курсовая, Прокурорский надзор
Срок сдачи к 15 дек.
Описание задания в файле, необходимо выполнить 6 вариант
Курсовая, Схемотехника
Срок сдачи к 20 янв.
Аристотель, 15 страниц, не менее 5 источников и ссылки указывающие на...
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Нужен реферат на 10 листов
Реферат, Математическое Моделирование Водных Экосистем
Срок сдачи к 11 дек.
Финансовый анализ компании Wildberries - участие компании на рынке ценных бумаг и использование компанией деривативов и валюты в рамках своей деятельности
Доклад, Финансы
Срок сдачи к 11 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!