это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3617072
Ознакомительный фрагмент работы:
Основную массу денежных ресурсов, предназначенных для
финансирования общегосударственных нужд, государство получает в виде
налогов и обязательных платежей. В условиях дестабилизации финансового
состояния народного хозяйства, снижения государственных доходов
государство вынуждено привлекать для покрытия своих расходов средства из
других источников. Основной формой государственных заимствований
является государственный кредит, функционирование которого в свою
очередь ведет к образованию государственного долга. Государственный
долг – это сумма задолженностей государства по выпущенным и
непогашенным долговым обязательствам государства, включая начисленные
по ним проценты перед физическими и юридическими лицами,
иностранными государствами, международными организациями и другими
субъектами международного права.
Государственный долг делится на основной и текущий в зависимости
от срока погашения. Основным государственным долгом называется вся
сумма задолженности государства, по которой не наступил срок платежа и
которая не может быть предъявлена к оплате в течение данного
периода. Текущим государственными долгом называется задолженность
государства по обязательствам, по которым наступил срок платежа.
Долг может быть оформлен ценными бумагами или быть определен в
договоре между заемщиком в лице соответствующего исполнительного
органа государственной власти или местного самоуправления, с одной
стороны, и инвестором, с другой стороны.
В состав государственного долга РФ входят долговые обязательства в
следующих формах:
1) кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени РФ с
кредитными организациями, иностранными государствами и
международными финансовыми организациями;
2) государственные ценные бумаги, выпускаемые от имени РФ;
3) договоры о предоставлении государственных гарантий РФ, договоры
поручительства РФ по обеспечению исполнения обязательств третьими
лицами;
4) переоформленные долговые обязательства третьих лиц в
государственный долг РФ на основе принятых федеральных законов;
5) соглашение и договоры, в том числе международные, заключенные
от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации (это погашение долговых
обязательств с одновременным осуществлением заимствований или
принятием других долговых обязательств с установлением других условий
обслуживания и сроков погашения) долговых обязательств прошлых лет.
Долговые обязательства РФ подразделяются на краткосрочные (до
одного года), среднесрочные (от одного года до пяти лет) и долгосрочные (от
пяти до 3 лет). Они погашаются в сроки, определяемые конкретными
условиями займа, и не могут превышать 30 лет.
В целях регулирования размера государственного долга
устанавливается его предельный объем. Предельные объемы
государственного внутреннего и внешнего долга на очередной финансовый
год утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете с
разбивкой долга по формам обеспечения обязательств.
Причинами возникновения государственного долга обычно являются
трудные периоды для экономики: войны, спады и т.д. Например, во время
войны надо переориентировать большую часть ресурсов на производство
военной продукции, что требует значительных государственных расходов,
как требует их и содержание армии. Имеется три варианта финансирования:
увеличение налогов, выпуск денег и дефицитное финансирование. Рост
налогообложения приводит к подрыву трудовых стимулов, выпуск денег
создает инфляционное давление, следовательно, большая часть военных
расходов финансируется за счет продажи обязательств населению. Другой
источник государственного долга – это спады. В периоды, когда
национальный доход сокращается, или не может увеличиваться, налоговые
поступления автоматически сокращаются и приводят к бюджетным
дефицитам.
Еще один источник государственного долга – упомянутые выше
политические интересы, приводящие к увеличению правительственных
расходов и, следовательно, увеличению бюджетного дефицита.
В определении размеров государственного долга существуют
различные подходы. Наиболее реалистичным считается определение доли
государственного долга к ВНП или к экспорту. Голая констатация
абсолютных размеров долга игнорирует объем ВНП. Границей опасности
считается превышение суммы долга по сравнению с экспортом в 2 раза,
повышенной опасности – в 3 раза.
Внутренний государственный долг регулируется законом «О
государственном долге Российской Федерации» и обслуживается ЦБ РФ. Он
обеспечивается активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ
и находится на обслуживании в ЦБ РФ. Российская Федерация не несет
ответственности по долговым обязательствам субъектов РФ и
муниципальных образований, если такие обязательства не были
гарантированы РФ.
Внутренние долговые обязательства можно условно разбить
на рыночные, существующие в форме эмиссионных ценных бумаг,
и нерыночные, возникшие по итогам исполнения федерального бюджета и
выпущенные в счет финансирования образовавшейся задолженности. Если
выпуск и обращение первых достаточно регламентированы и включаются в
программу внутренних заимствований на очередной финансовый год, то
вторые выпускаются регулярно несмотря на принятие соответствующих
законодательных актов.
К рыночным инструментам можно отнести государственные
краткосрочные облигации (ГКО), облигации федерального займа с
переменным и постоянными купонами (ОФЗ), облигации федерального
государственного займа (ОГСЗ), облигации внутреннего валютного займа
(«вэбовки»), к нерыночным – векселя Минфина, задолженность
центральному банку и пр. В 1996г. внутреннее финансирование дефицита
федерального бюджета осуществлялось в основном путем выпуска ГКО. В
целях увеличения срока заимствования и уменьшения % ставок в июле 1995г.
были введены в обращение облигации федерального займа (ОФЗ).
Технология размещения, обращения и погашения этих бумаг полностью
совпадает с технологией выпуска ГКО, поэтому недостаток, присущий учету
расходов по обслуживанию последних, в полной мере относится и к данному
виду ценных бумаг.
По показателю «внешний долг/ВВП» Россия находится в числе
наиболее проблемных стран, хотя до кризиса это соотношение составляло
всего 30%. Объем ее внешних обязательств гораздо выше, чем аналогичные
показатели в таких странах – экспортерах нефти, как Венесуэла и Мексика.
Но если в других странах показатель общей внешней задолженности
значительно превышает государственные обязательства, то в России это не
так. Частный сектор фактически не имеет внешней задолженности, что, во-
первых, свидетельствует о слабой инвестиционной привлекательности
российской промышленности, а во-вторых, о том, что внешний долг не
играет положительную роль в поддержании экономического роста, т.к. почти
не используется для финансирования инвестиций.
Проблема внешней задолженности требует постоянного контроля,
поскольку может оказывать очень серьезное негативное влияние на развитие
страны в долгосрочной перспективе (например, финансовая изоляция в
случае дефолта по внешнему долгу). Нельзя забывать, что глубокий более
чем десятилетний кризис в Латинской Америке, сопровождавшийся
длительным спадом производства и исключительно высокой инфляцией, был
спровоцирован именно крупными внешними долгами.
Под управлением государственным долгом понимается совокупность
мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению
займов, изменению условий уже выпущенных займов, определение условий
и выпуску новых государственных ценных бумаг.
Управление реальной динамикой долговых обязательств предполагает
контроль за двумя важнейшими показателями – величиной государственного
долга и стоимостью его обслуживания. В условиях экономического роста
важны не абсолютные их размеры, а доля государственного долга в ВВП и
соотношение реального процента (стоимости обслуживания за вычетом
инфляционной составляющей) и темпа экономического роста.
В России после распада СССР по причине перестроения всей
экономической системы с административно-командной формы на рыночную
в экономике возникли серьезные кризисные явления, в результате которых
внешний долг начал неуклонно расти.
Необходимо отметить, что большинство крупных и развитых стран
имеют займы, в разы большие по сравнению с нашей страной. Например, в
США этот показатель на сегодняшний день составляет более 18 трлн долл.
США, а кредит Японии почти вдвое превышает валовый внутренний продукт
(ВВП) этой страны.
С проблемой управления внешним долгом Российская Федерация
столкнулась уже на этапе перехода к рыночным отношениям. Резкое
увеличение общего государственного долга Российской Федерации с
началом структурных реформ на всем экономическом пространстве было
вызвано, прежде всего, принятием на себя государственного долга бывшего
СССР в 1991-1993 гг.. По разным оценкам, расчетная величина
задолженности СССР на конец 1991 г. оценивалась примерно в 96,6 млрд
долл. США. Вместе с тем необходимо указать, что в структуре
государственного долга СССР преобладала внутренняя задолженность, и
лавинообразный рост внешнего долга пришелся на последнее десятилетие
XX в., когда Россия начала осуществлять крупномасштабные заимствования
в иностранной валюте.
Таким образом, наличие государственного долга является вполне
обычной ситуацией для активно развивающегося государства.
Государственный долг сам по себе не является положительным или
отрицательным фактором для экономики страны, если ее экономика
стабильна, законодательная база четко регламентирует эту сферу отношений
государства и не влияет отрицательно на международную репутацию страны.
Государственный долг классифицируется на внутренний и внешний.
Внутренний долг подразумевает, что средства, привлекаемые государством
для выполнения государственных программ и заказов, заимствованы в
национальной валюте. Государственный внешний долг России — это
обязательства, возникающие в иностранной валюте, за исключением
обязательств субъектов РФ и муниципальных образований перед
Российской Федерацией, возникающих в иностранной валюте в рамках
использования целевых иностранных кредитов (заимствований).
Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации
по состоянию на 01.11.2021, всего 16 737 637 809,6 тыс. руб. в том числе:
государственные гарантии Российской Федерации в валюте Российской
Федерации
730 569 515,9 тыс. руб.
После анализа государственного внутреннего долга можно сделать
вывод, что величина внутреннего долга пару лет назад находилась на
приемлемом уровне, а сейчас наблюдается устойчивый рост государственных
заимствований (как и прогнозировалось), а это негативно сказывается на
экономическом росте государства.
Положительным в данной ситуации можно считать:
♦ основная задолженность приходится на внутренний, а не на
внешний долг;
♦ низкая доля внутреннего долга по отношению к ВВП. Данная
ситуация требует постоянного контроля. В настоящий момент, за последние
несколько лет, мы достигли пика в государственной задолженности и не
должны допускать того, чтобы данная тенденция доминировала, иначе в
ближайшем будущем это может привести к тяжелым экономическим
последствиям.
Положение банкротства по выплате внутренних и внешних займов
государства привело к обвалу банковской системы, фондового рынка и ещё
больше усугубило состояние реального сектора экономики. Меры по выходу
из глубокого затяжного экономического кризиса в России остаются всё теми
же – создание условий для нормального развития промышленных
предприятий и предприятий малого бизнеса – как основных источников
налоговых доходов бюджета. В ближайшие годы принципиальными
задачами фискальной политики являются: проведение налоговой реформы
(ввод в действие налогового кодекса, повышение собираемости налогов);
сокращение не эффективных бюджетных расходов и увеличение социальных
расходов, важных в аспекте стимулирования экономического роста (на
науку, образование, медицину). И особенного внимания, конечно же, требует
ограничение наращивания нового долга.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!