Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Китай и Россия в постсоветском регионе

Тип Курсовая
Предмет Международные отношения

ID (номер) заказа
3617141

500 руб.

Просмотров
1102
Размер файла
1.58 Мб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

Введение

После распада СССР российское влияние на постсоветском
пространстве стало значительно снижаться. Многие геополитические игроки
проявили желание воспользоваться изменением ситуации. Особенно
активную позицию занял Китай, который интенсивно начал развивать
отношения сначала со странами Центральной Азии, а затем переключился на
Украину, Белоруссию и государства Южного Кавказа. Сегодня политика
Китая в постсоветском регионе скоординирована и имеет четкие
стратегические цели.
Китайско-российские отношения продолжают эволюционировать, по
многим вопросам интересы стран совпадают, но по мере их развития
постсоветское пространство может превратится в поле соперничества и
столкновения интересов.
Актуальность данной работы - анализируя сферы партнерства,
столкновение геополитических интересов России и Китая в постсоветском
регионе можно сделать выводы какие политические и экономические
процессы за этим противостоянием скрываются и попытаться
спрогнозировать возможные способы решения проблем и дальнейшие пути
развития отношений между этими странами, которые могли бы пойти на
пользу не только самим основным игрокам региона, но и всему
постсоветскому пространству.
Объект исследования – регион постсоветского пространства.
Предмет исследования – взаимодействие России и Китая со странами
постсоветского пространства.
Целью исследования курсовой работы - сравнительный анализ политики
России и Китая в постсоветском регионе для дальнейшей оценки перспектив
развития политических и экономических проектов в регионе.
Задачи исследования - охарактеризовать постсоветский регион; дать
анализ основных направлений политики Китая и России на постсоветском

3

пространстве, проанализировать взаимоотношения стран постсоветского
региона с Россией и Китаем; дать возможный прогноз дальнейших этапов
взаимодействия России и Китая со странами постсоветского пространства.
Работа структурирована и состоит из введения, двух разделов,
заключения, списка использованных источников и литературы. Разделы
состоят из трех подразделов.
В первом разделе курсовой работы дано представление о том, что
подразумевает собой постсоветское пространство. Кратко описаны
интеграционные процессы региона на основе организаций таких как – СНГ,
ОДКБ, Союз России и Белоруссии. Перечислены основные направления
политики России и Китая в постсоветском пространстве, описаны причины
синофобии в регионе.
Во втором разделе курсовой работы дан анализ сфер сотрудничества,
возможных противоречий, перспектив партнерства, в том числе перспектив
сопряжения ЕАЭС и инициативы «Один пояс — один путь» Китая и России в
постсоветском регионе.
Далее идет заключение по главам исследования и список источников и
литературы.

4

1. Постсоветское пространство

1.1. Характеристика постсоветского пространства

Более четверти века назад Союз Советских Социалистических
Республик (СССР) распался. Нынешний Президент России Владимир Путин
в одном из личных ежегодных посланий Федеральному собранию заметил,
что распад СССР был «крупнейшей геополитической катастрофой XX века».
В настоящее время на территории бывшего СССР действуют следующие
наднациональные и межнациональные объединения:
- Содружество Независимых Государств (СНГ), с 1991 г. (Азербайджан,
Армения, Казахстан, Кыргызстан, Беларусь, Россия, Таджикистан, Молдова,
Узбекистан);
- Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), с 1992 г.
(Армения, Казахстан, Киргизия, Беларусь, Россия, Таджикистан);
- Союзное государство Белоруссии и России с 1996 г.;
- Балтийская ассамблея, с 1991 года (Латвия, Литва и Эстония);
- Содружество непризнанных государств, с 2000 года (Нагорно-
Карабахская Республика, Абхазия, Южная Осетия, Приднестровская
Молдавская Республика);
- Организация за демократию и экономическое развитие (ГУАМ), с 1997
г. (Грузия, Украина, Азербайджан, Молдова);
- Евразийский экономический союз (ЕАЭС), с 2014 г. (Беларусь,
Казахстан, Кыргызстан, Армения, Россия). 1
Следует заметить, что ОДКБ и ЕАЭС имеют одинаковый состав, что
говорит о сложности идущих интеграционных процессов.
История интеграционных процессов (СССР, Евросоюз) демонстрируют,
что экономической интеграции предшествует военно-политическая

1 Эволюция постсоветского пространства: прошлое, настоящее, будущее: хрестоматия. М.: НП РСМД.-
2017.- 384 с.

5

интеграция. Таким образом, экономическая интеграция в Западной и
Центральной Европе фактически происходит под «зонтиком» НАТО.
Отметим несколько факторов, содействующие дальнейшей интеграции
ЕАЭС (с вероятным вхождением в его состав новых стран).
Таблица 1. Группы факторов, учитываемых при анализе
интеграционных процессов на постсоветском пространстве 2

Во-первых, снижаются затраты на производство общественных благ.
Например, протяженность государственной границы СССР и современной
России приблизительно одинакова, но население СССР в 1989 году
составляло 286,7 миллиона человек, тогда как в России в 2019 году было
146,8 миллиона человек. То есть для поддержания безопасности границ на
прежнем уровне ресурсов понадобится почти в два раза больше на человека.
Затраты на поддержание безопасности границ ЕАЭС будут меньше, чем
затраты на поддержание безопасности границ России, так как протяженность
границы существенно не изменится, а количество граждан, употребляющих
общественным благом, будет расти. 3
Во-вторых, внутренний рынок вырастет, что разрешит избежать
проблем, объединенных с нестабильностью мировой экономики.
2 Белозёров В. К. От стратегии национальной безопасности - к глобальному и перспективному
стратегическому проектированию // Власть.- 2016.- № 7.- С. 10-15
3 Кокуйцева Т.В., Меденников В.И., Овчинникова О.И. Оценка возможных рисков ЕАЭС и его государств-
членов при проведении экономической политики // Друкеровский вестник. - 2019. - № 3. - С. 252-264

6

В-третьих, более разумное размещение производительных сил и
осуществление стабильных поставок на внутренний рынок будут
содействовать уменьшению миграционных потоков и соединенных с ними
рисков терроризма и экстремизма.
СНГ было сформировано в 1991 году главами Беларуси, Украины и
России, после чего к организации примкнули все государства, появившиеся
на территории бывших советских республик, за исключением стран Балтии.
Изначально перед СНГ стояли две важнейшие задачи:
- реализация порядка устранения СССР и раздела общесоюзного
наследия между государствами-правопреемниками;
- сохранение и укрепление интеграционных связей между странами на
базе тесной экономической, социальной, культурной, научно-технической
взаимосвязи. 4
Эти задачи изначально противоречили друг другу, что во многом
определило результаты дальнейшей деятельности СНГ.
Интеграционный процесс между Российской Федерацией и Республикой
Беларусь начался почти сразу после разложения СССР.
Особенное место российско-белорусских отношений в международных
взаимоотношениях на постсоветском пространстве определено следующими
причинами. Во-первых, исторической и культурной близостью русского и
белорусского народов. Во-вторых, политические стороны взаимоотношений
двух стран: позиции России и Беларуси совпадают или близки по многим
вопросам. В-третьих, по мнению многих экспертов, важнейшей причиной
сближения двух государств считается экономическая интеграция.
Таким образом, исчезновение Советского Союза влекло за собой ряд
геополитических результатов. Одним из наиболее существенным было
создание нового геополитического пространства, который занимает

4 Мигранян А.А. Макроэкономическая оценка тенденций экономического развития стран СНГ //
Экономические стратегии. - 2017. - № 19(1). - С. 24-39.

7

центральное место на евразийском континенте и обусловливаемого как
постсоветское.
Надо заметить, что постсоветское пространство следует устанавливать,
как относительно стабильное региональное образование с системой
политических, духовных, культурных, экономических, цивилизационных и
иных связей между его субъектами - независимыми странами (в большей или
меньшей мере, в зависимости от об их внешнеполитической ориентации),
возникшие после распада СССР на территории Евразии.

1.2. Политика России на постсоветском пространстве

Периодизация политики России в отношении держав постсоветской
Евразии в части периодизации процессов модификации постсоветского
пространства, разнообразные точки зрения высказывались в научной
литературе последних лет. Можно (как по экономическим, так и по
политическим критериям) выделить следующие стадий политики России в
отношении держав постсоветской Евразии. 5
1) декабрь 1991 - 1994/95 гг. - время становления государственности
бывших советских республик, проходивший в обстановках глубочайшего
социально-экономического кризиса и политической неустойчивости в ряде
ННГ. На данное время приходится большее число открытых
межгосударственных и внутригосударственных межнациональных
конфликтов. Несмотря на усилия существенной части российской элиты по
формированию процессов реинтеграции, продуманной программы
интеграции предложено не было; и маловероятно, что в обстановках подъема
национальных элит подобная программа, если бы она была предложена,
имела бы шанс на исполнение. После обвала рублевой зоны в 1993 г. и отказа

5 Жильцов С.С. Постсоветское пространство: итоги развития и интересы России // Вестник
дипломатической академии МИД России. Россия и Мир.- 2021.- № 1 (27).- с. 186-208

8

российских властей понести большие издержки в случае возрождения
рублевой зоны на основе нового российского рубля (данные переговоры
проводились в 1994 г.), процессы дезинтеграции (разрыв экономических
связей и переориентация экономических субъектов в ННГ на отношения с
державами, не входящими в СНГ) значительно ускоряются.
2) 1995 - 1999 гг. - в обстановках относительной стабилизации
российской государственности, случившейся после преодоления
ожесточенного конфликта между ветвями власти и принятия Конституции
1993 г., под воздействием переосмысления отношений с государствами евро.
В Атлантическом сообществе Россия начинает целенаправленно прилагать
старания для сохранения пространства СНГ как области своего
устанавливающего геополитического воздействия и, соответственно,
начинает противодействовать очевидной геополитической экспансии Запада.
Сформулированы концепции многоскоростной интеграции в рамках СНГ; в
их рамках основывается Союзное государство России и Беларуси - ЕврАзЭС.
Защита прав соотечественников (то есть русскоязычных граждан) в соседних
державах провозглашена одной из основных задач Москвы. В это же время в
СНГ есть группа государств, выступающих против интеграционных
инициатив России; при разрешающей роли США и Евросоюза они
консолидируются в блок ГУАМ, но старания исправить какое-либо
стабильное экономическое взаимодействие между ними не увенчались
успехом.
3) 2000 - 2004 гг. В данное время Россия, несмотря на значительное
обновление политической элиты, в общем, продолжает реализовывать курс,
сформированный на предыдущем этапе применительно к постсоветскому
пространству. Но в обстановках стремительного восстановления экономики
(в основном за счет подходящих внешнеэкономических условий) российская
экономика во многом делается локомотивом для экономик большинства
держав СНГ; привлекательность интеграционных идей с Россией
повышается. Главный интеграционный проект России - идея формирования

9

Таможенного союза и притягивания в данную организацию Украины; но
«оранжевая революция» на Украине помешала реализации этого плана.
4) 2005 - 2008 гг. - серия «цветных революций» на Украине, в Грузии и
Киргизии в итоге кризиса «постсоветских» режимов в ряде ННГ, а также в
итоге мощной геополитической экспансии Запада в постсоветское
пространство. Данные события были восприняты российской элитой как
угроза не только внешнеполитическим заинтересованностям России, но и
внутриполитической устойчивости. Как результат - ужесточение внутренней
политики в России и эскалация геополитической напряженности на
постсоветском пространстве. Апогеем была российско-грузинская война в
августе 2008 года. В течение данного периода российская экономика
перевелась от фазы восстановительного роста к инвестиционному росту.
5) 2008 - 2013 гг. В обстановках мирового кризиса приток вложений в
Россию сменился масштабным оттоком капитала; данный процесс
продолжается до настоящего времени. И таким образом, не существует
никаких перспектив возобновления инвестиционного роста российской
экономики в обозримом будущем. В итоге российская экономика в
существенной мере утратила то положительное воздействие на экономику
соседних государств, которое она оказывала за предыдущие восемь лет. В это
же время перевод проектов ЕврАзЭС, ЕЭП и особенно Таможенного союза
на этап практического осуществления, безусловно, положительно повлиял на
экономику Беларуси и Казахстана; влияние региональной интеграции на
экономику России не так однозначно, но, по суждению большинства
экспертов, в целом положительно. Это время ознаменовался разгромом
политических сил, пришедших к власти в Украине и Грузии в ходе «цветных
революций», но геополитическая ориентация данных держав в целом не
изменилась, несмотря на некоторое потепление российско-украинских
отношений в России в 2010-12 годах. 6

6 Жильцов С.С. Постсоветское пространство: итоги развития и интересы России // Вестник
дипломатической академии МИД России. Россия и Мир.- 2021.- № 1 (27).- с. 186-208

10

6) 2014 - настоящее время. Период турбулентности на постсоветском
пространстве, добившийся апогея в 2014 году в период украинского кризиса,
перешел в затяжную фазу, когда ни один из вовлеченных игроков не
заинтересован в нешуточном обострении ситуации, осознавая вероятные
издержки; но все стремятся употреблять рыхлость окружающей среды для
получения максимальной выгоды. Однако Москва продолжает анализировать
ЕАЭС как клуб тесных политических союзов, которые обязаны стать
надежным тылом для активной внешнеполитической позиции России, хотя
они понимают все слабые стороны и ограничения сегодняшнего этапа
евразийской интеграции. Финансово-экономический кризис в России,
отрицательно воздействовавший на экономики соседних держав, поверг к
существенному уменьшению взаимного товарооборота в рамках ЕАЭС
(примерно 25% в 2015 году, которое продолжилось в первые месяцы 2016
года). 7
До 2020 года постсоветские государства показывали относительную
экономическую устойчивость, в том числе за счет внешних источников. Но
обстановка изменилась после начала пандемии коронавируса. Он оказал
отрицательное воздействие на экономику постсоветских государств, и его
последствия скажутся в ближайшие годы.
Таким образом, после распада СССР Россия начинает новую
политическую жизнь. При этом в России все время происходят то спады, то
резкие подъемы экономики.

1.3. Политика Китая на постсоветском пространстве

К распаду Советского Союза и образованию 15 новых стран в Пекине
отнеслись с осторожностью, однако прекращение интенсивности во

7 Карпович О.Г., Давыдова А.В. Современные векторы российской дипломатии на постсоветском
пространстве. Проблемы постсоветского пространства. 2021;8(3):315-330

11

взаимоотношениях с Москвой высвободило ресурсы Китая и разрешило ему
сконцентрироваться за пределами личных границ, что раньше было
невыполнимо.
Это привело к обращению Китая в ведущую державу в Центральной
Азии, определению новых политических связей с Москвой и запуску
Инициативы «Один пояс, один путь» (BRI), захватывающей весь мир,
которая открыла двери для компаний Китая и перенаправили большую долю
экономической привлекательности Москвы.
После пропадания угрозы безопасности, исходящей от СССР, Китай
смог свободно вкладывать данные ресурсы в иные места и в конечном
результате расширил свое воздействие на Запад.
Поначалу китайские шаги в Евразии были не привлекающими особого
внимания. Пекин ратовал за то, как относиться к своим новым соседям,
встретившимся с экономическими трудностями и волной политических
кризисов - от гражданской войны в Таджикистане до боевых действий на
Северном Кавказе в РФ.
В обстановках растущей нестабильности и неопределенности в
государствах бывшего Советского Союза Пекин в 1990-е годы
функционировал осмотрительно. Китай направил внимание на своем
экономическом формировании у себя дома и развернул большую
дипломатическую кампанию по усовершенствованию взаимоотношений со
своими восточноазиатскими соседями и притягиванию инвестиций в
государство.
Расположенный в Центральной Азии Китай приступил играть трудную
роль в челночной торговле государства после распада СССР, так как Пекин
также рвался усилить свои заботы о безопасности и урегулировать давние
пограничные споры.
В апреле 1996 года лидеры РФ, Китая, Казахстана, Кыргызстана и
Таджикистана встречаются в Шанхае, чтобы подписывать контракт о выводе
вооруженных сил с бывшей советско-китайской границы и дать механизм

12

для решения пограничных проблем со своими новыми независимыми
соседями.
Контракт привело к созданию «Шанхайской пятерки», которая позже
стала Шанхайской организацией сотрудничества (ШОС) в 2001 году с
добавлением Узбекистана (с тех пор к ней добавились Индия и Пакистан).
Китай никогда не хотел открыто кидать вызов России. Вот почему
Пекин первоначально проник в регион экономически, а потом усилил свое
воздействие в иных местах. В последующие годы Китай продвинул
обширную стратегию, устремленную на невмешательство в дела иных
государств, построение экономического сотрудничества и увеличение своей
репутации во всем регионе.
Китай испытал мировой финансовый кризис 2008 года лучше, чем
большинство других держав, но вышел из него, встретившись с вопросами
избыточных производственных мощностей во многих своих сферах и
потребовав доступа к новым рынкам. Более этого, точно так же, как Китай
обогнал Японию в 2010 году как вторая по величине экономика мира, многие
евразийские государства пытались привлечь инвестиции и имели
ограниченный доступ к ним со стороны Запада или РФ. В 2012 году Ван
Цзеси, высокопоставленный ученый и бывший декан Школы
международных исследований Пекинского университета, изложил стратегию
масштабного экономического и дипломатического прорыва на Запад с целью
увеличения воздействия в Евразии. Данная стратегия, приобретшая название
«Марш-Запад», стала ответом на изменение баланса США в сторону
Восточной Азии, и многие из ее идей легли на базу инициативы «Один пояс,
один путь».
С тех самых пор Глобальная инициатива «Один пояс, один путь»
запустила проекты в Африке, Латинской Америке и Евразии на сумму в
сотни миллиардов долларов и разрешило Пекину расширить свое
воздействие и образовать новые возможности для собственных компаний. 8

13

События последнего десятилетия демонстрируют, что, несмотря на
большие усилия Пекина по продвижению своей «мягкой силы», синофобия
все еще сильна в мире в целом (в том числе в государствах, находящихся в
сложных отношениях с КНР, например, в США) и по периметру китайских
границ. Доказательство этому - антикитайские протесты, которые прошли в
2019-2020 годах в трех постсоветских странах, наиболее напряженно
сотрудничающих с КНР: Казахстане, Киргизии и РФ.
Антикитайские протесты произошли не потому, что китайские
компании нанесли действительный вред местной экономике (чаще всего они
не поспевают это сделать), а потому, что общество не доверяет государству:
оно не полагается заявлениям чиновников о положительной роли того или
иного проекта, подозревая властей в недальновидности, коррупционном
сговоре, некомпетентности, сокрытии истинных мотивов сотрудничества. 9
Общими аргументами недовольства во всех трех государствах были
озабоченность местных граждан окружающей средой и страх передачи
земель Китаю, что якобы могло провоцировать их заселение китайцами и
вытеснить местных жителей. Данные опасения увеличивались в связи с тем,
что во всех случаях в центре внимания синофобских выступлений
оказывались неосвоенные, малонаселенные территории. Таким образом, в
дилемме, что лучше: плохо управляемое развитие извне или проверяемое
отсутствие формирования, люди однозначно высказывались за сохранение
статус-кво.
Таким образом, в настоящее время государства постсоветского
пространства считаются одним из приоритетных течений развития торгово-
экономического сотрудничества для Китая. Он активно продвигает
собственные интересы в таких державах, как Узбекистан, Таджикистан,
Казахстан и др., давая кредитные линии и обильный поток инвестиций.

8 Вардомский Л.Б. Евразийская интеграция и большое евразийское партнерство // Россия и новые
государства Евразии. - 2019. - № 3 (44). - С. 9-26
9 Зуенко И.О. Антикитайские протесты на постсоветском пространстве // Россия в глобальной политике.-
№6 2020 Ноябрь/Декабрь.-128-151 С.

14

Интерес Китая к региону порожден не только возможностью продажи
китайских товаров на рынке ЦАР, но прежде всего глобальными
экономическими амбициями Пекина, которые в полной мере проявились в
инициативе «Один пояс, один путь», где уделяется особое внимание
государствам бывшего СССР.

15

2. Особенности взаимодействия России и Китая с постсоветским

пространством

2.1. Основные сферы сотрудничества России и Китая в регионе

Российско-китайские взаимоотношения характеризуются большой
динамикой формирования, разветвленной организационной структурой,
прочной правовой базой и активными связями на всех уровнях. Нынешние
российско-китайские взаимоотношения официально обусловливаются
сторонами как всестороннее, равноправное, доверительное партнерство и
стратегическое взаимодействие.
Существенной составляющей двусторонних отношений – это торгово-
экономическое сотрудничество между Россией и Китаем. Китай считается
самым крупным торговым партнером РФ с 2010 года.
К 2024 году страны предполагают выйти на уровень 200 миллиардов
долларов взаимного товарооборота за счет общих проектов в области
энергетики, промышленности, высоких технологий и сельского хозяйства.
Но в обстановках распространения коронавируса показатели взаимной
торговли несколько уменьшились. По сведениям ФТС России, в 2020 году
двусторонний товарооборот равен 104,0 млрд долларов (- 6,7% к 2019 году),
в том числе экспорт России в Китай - 49,1 млрд долларов (- 14,4%), импорт
из Китая - 54,9 млрд долларов. (+ 1,4%).
В январе-мае 2021 года двусторонний товарооборот повысился на 26,1%
и равен 50,1 млрд долларов, в том числе российский экспорт в Китай - 24,3
млрд долларов (+ 22,0%), российский импорт из Китая - 25,8 млрд долларов (
+ 30,3%) (таблица 1).

16

Таблица 1. Товарооборот между Россией и Китаем в 2014-2021 гг.
(млрд. долларов)
  2016 2017 2018 2019 2020 январь-май
2020г.

январь-май
2021г.
Оборот 66,1 87 108,2 111,4 104 39,8 50,1
темпы роста в % 103,9 131,5 124,5 103 93,3 126,1
Экспорт 28 38,9 56 57,3 49,1 19,9 24,3
темпы роста в % 97,9 138,9 144 102,3 85,6 122
Импорт 38,1 48 52,2 54,1 54,9 19,9 25,8
темпы роста в % 108,9 126,1 108,7 103,7 101,4 130,3
Сальдо -10,1 -9,1 3,8 3,2 -5,8 0 -1,5
В списке российских торговых партнеров Китай находится на 1 месте в
2020г. (таблица 2).
Таблица 2. Российские торговые партнеры по итогам 2020г., млрд.
долл. 10

По сведениям Минкоммерции КНР, Россия находится в 11 месте в
списке ведущих торговых партнеров Китая в 2020 г. (таблица 3).
Таблица 3. Торговые партнеры КНР по итогам 2020г., млрд.долл. 11

10 Официальный сайт Росстата. Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/
11 Официальный сайт Росстата. Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/

17

Базу российского экспорта образовывают минеральные продукты,
древесина и целлюлозно-бумажные изделия, продукты питания и
сельскохозяйственное сырье, металлы и изделия из них и др. В структуре
импорта России важнейшую долю поставок составляют машины,
оборудование и транспортные средства, текстиль и обувь, продукция
химической промышленности, металлы и изделия из них и т. д.
Китай - один из самых крупных инвесторов в российскую экономику.
Накопленные прямые китайские инвестиции в Россию на начало 2020 года,
по российским данным, составили 3,7 миллиарда долларов, а по китайским
оценкам - 12,8 миллиарда долларов.
В российском активе имеются 90 инвестиционных проектов. В основном
они направлены в областях энергетики, промышленного производства,
сельского хозяйства, инфраструктуры.
Россия - один из самых крупных экспортеров топлива на китайский
рынок. В 2020 году поставлено 83,57 млн ​​тонн сырья. В 2020 году Россия
поставила в Китай почти два миллиарда кубометров СПГ.
В декабре 2019 года также завязались поставки газа в Китай по
газопроводу «Сила Сибири». К концу 2020 года «Газпром» поставил в Китай
4,1 млрд кубометров газа по «Силе Сибири».
По мнению экспертов, энергетическое партнерство между Россией и
Китаем на этом этапе - лишь первый шаг к формированию топливно-

18

энергетического комплекса в Северо-Восточной Азии, способного не только
напрямую ублаготворить интересы двух держав, но и поддержать
энергетическую безопасность страны и весь регион. На сегодня Китай
заинтересован в диверсификации источников энергии, а России нужно
вкладывать средства в сибирские и дальневосточные проекты. Энергодиалог
«Россия - Китай» проходит на высшем государственном уровне и
поддерживается, скорее, политическими интересами и договоренностями.
Сотрудничество Китая и России по формированию Дальнего Востока
переживает время бурного роста. На Китай достается 80% от общего объема
иностранных вложений на Дальнем Востоке. Китайские компании активно
участвуют в работе Свободного порта Владивосток и территорий
опережающего формирования на Дальнем Востоке.
Москва и Пекин активно сотрудничают в атомной отрасли. При участии
России Китай построил четыре энергоблока Тяньваньской АЭС и
демонстрационный ядерный реактор на быстрых нейтронах CEFR.
Государства также функционируют над проектом энергоблока реактора на
быстрых нейтронах CFR-600. В июне 2019 года Росатом и Государственная
корпорация по атомной промышленности Китая подписали договор на
строительство третьего и четвертого энергоблоков АЭС Сюдапу в провинции
Ляонин. Это будут системы поколения 3+ с реакторами ВВЭР-1200. 19 мая
2021 года началось строительство новых атомных энергоблоков в Китае - на
Тяньваньской АЭС и АЭС Сюдапу. 12
Анализ оценок китайских экспертов по теме российско-китайских
приграничных отношений разрешил сделать вывод о том, что КНР движется
в сторону совместного освоения приграничных территорий, учитывая при
этом собственные интересы, объединенные с решением проблем
экономического развития северо-восточных провинций. Китайская сторона
уразумевает, что политика на высшем уровне часто не соответствует реалиям
12 Маслов А.А. Российско-китайский диалог: модель 2021: доклад № 70/2021 / [А.А. Маслов (рук.), А.В.
Кортунов (рук.) и др.; Х. Чжао (рук.) и др.]; Российский совет по международным делам (РСМД). – М.: НП
РСМД.- 2021 – 201 c.

19

приграничных территорий: их возможности недооценены, существует
проблема общей готовности к масштабным проектам, нет механизма
взаимного доверия, есть отток граждан, инфраструктура все еще отстает. Из-
за данных факторов итоги вложенных совместных усилий не отвечают
ожиданиям сторон, что сказывается на конкурентоспособности в регионе.

2.2. Пересечение геополитических интересов

Конечно, речь не идет о переходе Китая к формальным союзническим
взаимоотношениям с Россией. Но новый этап несомненно выходит за рамки
употребления России как источника относительно дешевых ресурсов и
средства усиления переговорной позиции с США.
Разрешающим фактором подобной модификации выступает то, что
китайское руководство, с одной стороны, уверилось в относительно высоком
уровне стабильности России и российской элиты под внешним давлением, а с
иной стороны, у Пекина созрело понимание того, что при нынешнем уровне
военно-политических возможностей Китай не может в одиночку соперничать
с коалициями, созданными США.
Это не обозначает появления полноценных союзнических
взаимоотношений между Россией и Китаем, но сильно изменяет
геополитическую обстановку, по крайней мере, в Евразии, а вероятно, и в
более обширном контексте. 13
Требуется время для окончательной кристаллизации тенденций,
заложенных в прошлом году и публично намеченных на ПМЭФ-2019. Но на
данном этапе российско-китайское сближение уже стало реальностью.
Для постсоветской Евразии появление нового, значительно более
кооперативного вектора в российско-китайских взаимоотношениях -

13 Владыцкий А.С. Постсоветское пространство в современной геополитической структуре мира // Журнал
«Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки».- 2017.- №12.- с. 56-63

20

относительно новый фактор, имеющий как положительный, так и
осложняющий эффект.
Было бы неправильно утверждать, что новое положение российско-
китайских взаимоотношений однозначно ухудшает или улучшает
перспективы постсоветских государств и их элит. Скорее, это принуждает их
более отзывчиво реагировать на свои действия и планы, хотя вероятны и
эмоциональные проявления неприязни.
Основной вопрос современной Евразии состоит в том, что это
пространство понемногу теряет свойства синергетического коллективного
образования, то есть регионально или даже субглобально значимой
экономической системы, потенциального регионального центра
экономического роста.
И в индивидуальном порядке страны Евразии в обстановках
стратегического сближения России и Китая могут быть только объектами
политики, но не равноправными партнерами, способными притязать на
геополитическое воздействие. 14
Чем дальше будет формироваться российско-китайское сближение, тем
ниже будет шансов на восстановление коллективной субъективности держав
евразийского региона.
Для Москвы взаимодействие с КНР будет делаться все более
привлекательным по мере формирования сближения, а главное,
прогрессивного усиления соответственных групп экономических интересов.
А группы интересов, наведенные на взаимодействие на постсоветском
пространстве, будут понемногу ослабевать по мере ослабления
технологических цепочек и экономических связей. Это будет
непринужденный процесс, если ЕАЭС и интеграционные процессы в целом
останутся в формате управления взаимной торговлей.

14 Любак И.А. Потенциал и проблемы приграничного сотрудничества КНР и России в оценках китайских
экспертов (2016—2020 гг.) // Россия и АТР.- 2021.- №2.- с. 102-121

21

Таким образом, российско-китайское сближение - это сближение
экономически неравновесных держав и экономических систем с учетом
внешних «продолжений» национальных экономик. Это заверяет о
критическом росте значения стратегических, геоэкономических и
геополитических факторов в глобальном развитии. И в то же время о
превышении уровня политических и военно-силовых рисков до предела,
когда их можно было бы считать второстепенными по сопоставлению с
чисто экономической конкурентоспособностью.

2.3. Перспективы партнерства России и Китая на постсоветском

пространстве

Кроме стратегического эффекта, новый качественный уровень
российско-китайских взаимоотношений может повлечь за собой последствия
для экономической и политической обстановки в Евразии. Наметим
несколько основных областей, в которых операционный эффект кажется
наиболее очевидным.
1. Главнейшим фактором являются существенные проекты в реальном
секторе, которые могут предоставить эффект создания нового центра
экономического роста на юго-востоке Евразии, формируя условия для
синергии с центрами экономического роста, формируемыми Пекином.
Если евразийские страны смогут интегрироваться в такие проекты
независимо или через российские каналы, что кажется более возможным, это
может значительно увеличить их конкурентоспособность. Но подобная
синергия потребует более совершенного и политически открытого
сотрудничества с Москвой, а также совместного инвестирования в проекты, в
которых Россия, очевидно, будет иметь больший операционный вес. Но это
также предъявляет новые запросы к инвестиционной политике России.

22

2. Новый уровень российско-китайского взаимопонимания уменьшает
вероятность конкуренции между Москвой и Пекином на постсоветском
пространстве за экономическое и политическое воздействие. 15
3. Российско-китайский альянс может стать гарантией стабильности
политических элит постсоветских стран от давления и политических, а
основное, экономических манипуляций со стороны США и их сателлитов.
4. Повышается значительность достижения более высокой меры
правоспособности, перехода на новый уровень институционализации и
инвестиционной целостности общеевразийскими институтами, в первую
очередь, ЕАЭС.
В этом, учитывая новый статус российско-китайских взаимоотношений,
заинтересована и Москва. Укрепление институционального потенциала даже
при сохранении нынешнего качественного и пространственного уровня
интеграции предоставит дополнительные «баллы» в укреплении их позиций
в двусторонних взаимоотношениях.
Имеет смысл значительно увеличить интеграционный потенциал в сфере
новых финансовых коммуникаций и цифровизации экономики.
Это позволило бы создать относительно безопасное поселение, а затем и
инвестиционное пространство в Евразии, на которое КНР потенциально
претендует на равных основаниях. Сам Китай не мог создать такое
пространство из-за чрезмерной меры зависимости от экспорта своих товаров.
Москва и Пекин начали осторожное, но уже достаточно заметное
движение к тому варианту будущего, к той модели глобальных политических
отношений и мировой экономики, которая ранее считалась «альтернативной»
модели неограниченной глобализации.
С этой точки зрения чрезвычайно важно, что вслед за новым глобально
важным пакетом российско-китайских экономических, а по сути,
политических и экономических договоренностей, Президент России
15 Коломиец М.О., Кукушкина В.В. Развитие российско-китайских отношений на современном этапе
глобализации // Журнал «А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки)».- 2019.-
№3.- с. 1-16

23

Владимир Путин выступил на пленарном заседании ПМЭФ-2019 с
принципиальной речью, открыто заявив исчерпание потенциала социально-
экономической глобализации и увеличения политической сегментации
мировой экономики. 16
Таким образом, в общности данные процессы являются сигналом
лидерам многих стран, в том числе стран постсоветской Евразии, об
исчерпании возможностей прежнего «инерционного» сценария
формирования и необходимости более энергичной подготовки не только для
кризиса, который неизбежно следует из замедления глобализации, но также и
для посткризисного мира.
В данных процессах будет происходить перераспределение глобального
и регионального воздействия ключевых стран, и российско-китайский
альянс, даже если его формирование замедлится на нынешнем уровне, будет
одной из важнейших составляющих.

16 Нго, Ле Зиу Хыонг. Экономическое сотрудничество России и Китая / Ле Зиу Хыонг Нго. — Текст :
непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 2 (344). — С. 262-264.

24
Заключение

Таким образом, исчезновение Советского Союза влекло за собой ряд
геополитических результатов. Одним из наиболее существенным было
создание нового геополитического пространства, который занимает
центральное место на евразийском континенте и обусловливаемого как
постсоветское.
Надо заметить, что постсоветское пространство следует устанавливать,
как относительно стабильное региональное образование с системой
политических, духовных, культурных, экономических, цивилизационных и
иных связей между его субъектами - независимыми странами (в большей или
меньшей мере, в зависимости от об их внешнеполитической ориентации),
возникшие после распада СССР на территории Евразии.
После распада СССР постсоветское пространство обернулось из
территории составной, но единой государственности в «лоскутное одеяло»
разнонаправленных направлений. Конечно, Россия, Европейский Союз и
Китай на сегодняшний день являются основными игроками, связи с
которыми, в том числе, поддерживают системообразующие структуры
государственности постсоветских держав. В последние годы Евросоюз
пытался продвинуться на постсоветское пространство, но не смог добиться
решающего влияния на данном пространстве. Сейчас, учитывая
множественные внутренние кризисы внутри ЕС, сделать это в обозримом
будущем будет еще труднее.
В настоящее время государства постсоветского пространства считаются
одним из приоритетных течений развития торгово-экономического
сотрудничества для Китая. Он активно продвигает собственные интересы в
таких державах, как Узбекистан, Таджикистан, Казахстан, Беларусь,
Молдова и др., давая кредитные линии и обильный поток инвестиций.
Подобная помощь нужна развивающимся и среднеразвитым странам
бывшего СССР, которые не всегда могут самостоятельно развивать важные

25

для государства инфраструктурные проекты. Наличие Китая дает им доступ к
иным иностранным партнерам и помогает им преодолеть территориальную
изоляцию. Интерес Китая к региону порожден не только возможностью
продажи китайских товаров на рынке ЦАР, но прежде всего глобальными
экономическими амбициями Пекина, которые в полной мере проявились в
инициативе «Один пояс, один путь», где уделяется особое внимание
государствам бывшего СССР.
КНР движется в сторону совместного освоения приграничных
территорий, учитывая при этом собственные интересы, связанные с
решением проблем экономического развития северо-восточных провинций.
Китайская сторона осознает, что политика на высшем уровне часто не
соответствует реалиям приграничных территорий: их возможности
недооценены, есть проблема общей готовности к масштабным проектам, нет
механизма взаимного доверия, нет это отток населения, инфраструктура все
еще отстает. Из-за этих факторов результаты вложенных совместных усилий
не соответствуют ожиданиям сторон, что сказывается на
конкурентоспособности в регионе.
Российско-китайское сближение - это сближение экономически
неравновесных держав и экономических систем с учетом внешних
«продолжений» национальных экономик. Это заверяет о критическом росте
значения стратегических, геоэкономических и геополитических факторов в
глобальном развитии. И в то же время о превышении уровня политических и
военно-силовых рисков до предела, когда их можно было бы считать
второстепенными по сопоставлению с чисто экономической
конкурентоспособностью.
В настоящее время Москва и Пекин начали осторожное, но уже
достаточно заметное движение к тому варианту будущего, к той модели
глобальных политических отношений и мировой экономики, которая ранее
считалась «альтернативной» модели неограниченной глобализации.

26

27

Список использованной литературы

1. Белозёров В. К. От стратегии национальной безопасности - к
глобальному и перспективному стратегическому проектированию // Власть.-
2016.- № 7.- С. 10-15.
2. Вардомский Л.Б. Евразийская интеграция и большое евразийское
партнерство // Россия и новые государства Евразии. - 2019. - № 3 (44). - С. 9-
26.
3. Владыцкий А.С. Постсоветское пространство в современной
геополитической структуре мира // Журнал « Известия Тульского
государственного университета. Гуманитарные науки ».- 2017.- №12.- с. 56-63
4. Жильцов С.С. Постсоветское пространство: итоги развития
и интересы России // Вестник дипломатической академии МИД России.
Россия и Мир.- 2021.- № 1 (27).- с. 186-208
5. Зуенко И.О. Антикитайские протесты на постсоветском
пространстве // Россия в глобальной политике.- №6 2020 Ноябрь/Декабрь .-
128-151 С.
6. Карпович О.Г., Давыдова А.В. Современные векторы российской
дипломатии на постсоветском пространстве. Проблемы постсоветского
пространства. 2021;8(3):315-330.
7. Кокуйцева Т.В., Меденников В.И., Овчинникова О.И. Оценка
возможных рисков ЕАЭС и его государств-членов при проведении
экономической политики // Друкеровский вестник. - 2019. - № 3. - С. 252-264.
8. Коломиец М.О., Кукушкина В.В. Развитие российско-китайских
отношений на современном этапе глобализации // Журнал « А-фактор:
научные исследования и разработки (гуманитарные науки) ».- 2019.- №3.- с.
1-16
9. Любак И.А. Потенциал и проблемы приграничного
сотрудничества КНР и России в оценках китайских экспертов (2016—2020
гг.) // Россия и АТР.- 2021.- №2.- с. 102-121

28

10. Маслов А.А. Российско-китайский диалог: модель 2021: доклад
№ 70/2021 / [А.А. Маслов (рук.), А.В. Кортунов (рук.) и др.; Х. Чжао (рук.) и
др.]; Российский совет по международным делам (РСМД). – М.: НП РСМД.-
2021 – 201 c.
11. Мигранян А.А. Макроэкономическая оценка тенденций
экономического развития стран СНГ // Экономические стратегии. - 2017. - №
19(1). - С. 24-39.
12. Нго, Ле Зиу Хыонг. Экономическое сотрудничество России и
Китая / Ле Зиу Хыонг Нго. — Текст : непосредственный // Молодой ученый.
— 2021. — № 2 (344). — С. 262-264.
13. Шумов В.В. Анализ интеграционных процессов на постсоветском
пространстве // Журнал « Вопросы безопасности ».- 2020.- №2.- С. 15-36
14. Эволюция постсоветского пространства: прошлое, настоящее,
будущее: хрестоматия. М.: НП РСМД.- 2017.- 384 с.
15. Официальный сайт Росстата. Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
54 132 оценки star star star star star
среднее 4.9 из 5
МФПУ «Синергия»
Работа была выполнена ранее положенного срока, Марина очень хорошо и умело дала понять всю...
star star star star star
РЭУ им.Плеханова
Благодарю Евгению за выполнение работы,оценка-отлично.Сделано -все как положено,грамотно и...
star star star star star
ТУСУР
Спасибо автору, всё выполнено быстро и хорошо. На любые вопросы автор отвечает быстро и по...
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

Подогнать готовую курсовую под СТО

Курсовая, не знаю

Срок сдачи к 7 дек.

только что
только что

Выполнить задания

Другое, Товароведение

Срок сдачи к 6 дек.

1 минуту назад

Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы

Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники

Срок сдачи к 12 дек.

1 минуту назад

Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе

Курсовая, профилактики травматизма, медицина

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО

Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения

Лабораторная, Моделирование, математика

Срок сдачи к 10 дек.

4 минуты назад

Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы

Лабораторная, основы технологии машиностроения

Срок сдачи к 14 дек.

4 минуты назад

2504

Презентация, ММУ одна

Срок сдачи к 7 дек.

6 минут назад

выполнить 3 задачи

Контрольная, Сопротивление материалов

Срок сдачи к 11 дек.

6 минут назад

Вам необходимо выбрать модель медиастратегии

Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг

Срок сдачи к 7 дек.

7 минут назад

Ответить на задания

Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование

Срок сдачи к 20 дек.

7 минут назад
8 минут назад

Все на фото

Курсовая, Землеустройство

Срок сдачи к 12 дек.

9 минут назад

Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff

Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления

Срок сдачи к 1 мар.

10 минут назад
11 минут назад

перевод текста, выполнение упражнений

Перевод с ин. языка, Немецкий язык

Срок сдачи к 7 дек.

11 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.