Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Понятие и сущность государственного управления.

Тип Курсовая
Предмет Административное право

ID (номер) заказа
3625431

500 руб.

Просмотров
810
Размер файла
5.97 Мб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

ВВЕДЕНИЕ

Для государственного управления, как уже отмечалось, системное
представление его компонентов, элементов и их взаимосвязей имеет
принципиальное теоретическое и методологическое значение.
Актуальность темы в том, что от того, что понимается под системой
государственного управления, какие и в каком порядке включаются в нее
управленческие проявления, как они соотносятся между собой и приводятся в
реальное взаимодействие, зависит почти все, что ассоциируется с
государственным управлением. Следует выделить три логические схемы,
посредством которых раскрываются различные аспекты системы
государственного управления.
Опора на знание и правильное использование закономерностей
государственного управления обеспечивают механизму управляющего
воздействия целеустремленный и динамичный характер. Социальный механизм
формирования и реализации госуправления может быть представлен через цепь
взаимосвязанных общественных явлений: потребности - интересы - цели -
решения - действия - результаты.
Научная проработка и современная технологизация госуправления в
каждом из звеньев указанной цепи позволяет избежать стихийности и
хаотичности в управлении, придать ему характер не отстающего,
эпизодического, а системно-опережающего отражения реальных общественных
процессов.
Выделение государственного управления как особого социального
института произошло вместе с возникновением разделения властей. До этого

4
оно было слито с государственной властью, не обособленно от нее.
Существующее в научной литературе отождествление государственной власти
и государственного управления является отражением такой практики .
Проблема не исчерпывается установлением различия между
государственной властью и управлением, а скорее лишь обозначается. Ее суть в
том, каковы функции государственной власти в системе управления и
насколько они обеспечивают реализацию функций управленческой системы.
Степень изученности. В разработке данной темы были использованы
работы таких авторов как: Еремян В.В., Еремян В.В., Фабричный С.Ю. и др., а
так же были использованы Федеральный закон "О муниципальной службе в
Российской Федерации", комментарий к Федеральному закону "О
муниципальной службе в Российской Федерации", "О государственной
гражданской службе Российской Федерации", «О системе государственной
службы Российской Федерации» и Конституция Российской Федерации.
Объектом исследования является система государственного управления
в современной Российской Федерации.
Предмет исследования - проблемы совершенствования системы
государственного управления Российской Федерации.
Целью данной работы является изучение сущности и развития
государственного управления , исходя из поставленной цели, были определены
следующие задачи:
-Раскрыть сущность государственного управления;
-Определить функции государственного управления;
-Дать общую характеристику структурных элементов государственного
управления;
-Выявить историю государственного управления в России;
-Проанализировать проблемы государственного управления в России.
Методологическую основу настоящего исследования составили
комплекс общенаучных и специальных методов исследования (диалектический

5
метод познания, исторический, логический, системный, структурно-
функциональный, сравнительно-правовой, формально-юридический и др.).
Структура данной работы состоит из: введения, 2 глав, заключения и
списка используемой литературы.

1. ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО

УПРАВЛЕНИЯ

1.1 Сущность государственного управления

Государственное управление – в широком понимании – деятельность
всех органов государства по реализации возложенных полномочий, в узком
понимании – подзаконная, юридически властная деятельность органов
исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов по
осуществлению возложенных полномочий.
Все виды государственной деятельности по их месту в системе
реализации государственной власти, содержанию и формам выражения можно
разделить на три группы.
Родовые консолидированные формы государственной деятельности,
осуществляемые государственными органами законодательной,
исполнительной и судебной власти, принято именовать ветвями
государственной власти. По своему внутреннему содержанию деятельность
органов каждой из этих трех ветвей власти является сложной и
консолидированной, так как включает в себя несколько форм, но лишь одна из
которых есть главная и определяющая[31, c.90]. Так, для представительных
(законодательных) органов власти главным и определяющим видом их
деятельности является законодательная, хотя Федеральное Собрание
осуществляет свою деятельность и в иных видах, таких как импичмент,
объявление амнистии, участие в решении кадровых вопросов о назначении на
должность и освобождении от должности некоторых высших должностных лиц
государства. Точно так же для органов исполнительной власти основной и
определяющий вид деятельности – управленческая исполнительно-
распорядительная деятельность, хотя они осуществляют и другие виды

6
государственной деятельности: представительскую деятельность РФ в
иностранных государствах, различные формы участия в законотворческой
деятельности, разработке доктрин внешней и внутренней политики.
Видовые специализированные формы государственной деятельности
являются производными от трех родовых ветвей государственной власти. К
ним относятся, например, реализация прокурорской власти, деятельность
Счетной палаты, Уполномоченного по правам человека и его аппарата, органов
Центризбиркома и некоторых других звеньев системы государственного
аппарата. Осуществляемые этими органами специализированные виды
государственной деятельности также предусмотрены в действующей
Конституции РФ и в деталях регулируются специальными федеральными
законами.
Функциональные формы государственной деятельности, содержанием
которых являются специфические функции различных правоохранительных и
иных государственных органов, осуществляющих следствие, дознание,
оперативно-розыскную деятельность, а также многочисленные и
разнообразные специальные исполнительные, контрольные, разрешительные,
регулирующие и другие функции в установленных сферах ведения.
Государственное управление как основная, определяющая форма
реализации исполнительной власти и вид государственной деятельности имеет
ряд признаков. Главный из них, отражающий суть и социальное
предназначение государственного управления, заключается в практически
организующем характере этого вида государственной деятельности.
Предназначение государственного управления состоит в желании, умении и
способности органов исполнительной власти организовать практическое
исполнение общих предписаний и норм федеральных органов и субъектов
Федерации, указов Президента РФ, а также актов руководителей субъектов
Федерации, указов Президента РФ[5, c.67].
Второй признак государственного управления – его непрерывный и
циклический характер, что объективно обусловлено непрерывностью

7
общественного производства и потребления в самом широком смысле этого
слова. Все другие виды государственной деятельности, связанные с
реализацией законодательной, судебной, прокурорской и других
разновидностей государственной власти, носят прерывистый характер, тогда
как государственное управление осуществляется постоянно, непрерывно.
Завершается один цикл управленческого процесса, начинается, продолжается и
завершается другой.
Третьим признаком государственного управления является
исполнительно-распорядительный характер этого вида государственной
деятельности. Этот признак отражает особенности исполнительской
деятельности органов государственного управления и их должностных лиц по
практической реализации общих требований и предписаний законов и актов
президентской власти.
Органы государственного управления исполняют требования законов и
других общих предписаний президентской и правительственной власти через
систему исполнительно-распорядительных управленческих действий, которые
выражаются в принимаемых ими административно-правовых актах и
организационно-исполнительских действиях[30, c.71]. Они исполняют законы,
распоряжаясь.

1.2 Функции государственного управления

Система государственного управления состоит из повседневного
осуществления определенных функций. Термин «функция» применяют для
обозначения деятельности любых государственных органов независимо от их
цели. Функционировать — значит действовать, быть в действии, исполнять
обязанности. Функция есть и обязанность, и круг деятельности, и назначение.
Функция управления как понятие — это определенное направление
специализированной деятельности исполнительной власти, содержание
которой характеризуется однородностью и целевой направленностью.

8
Характер задач, связанных с управлением, влияет на сущность
управленческих функций. Задачи, которые осуществляются органами
государственного управления, весьма разнообразны. Каждая управленческая
акция предусматривает наличие определенной цели и использование для ее
достижения соответствующих способов. Сущность и назначение
управленческих функций обусловлены системой социально-экономических,
социально-политических и иных факторов, которые существуют в государстве.
Согласно Конституции РФ права и свободы человека и их гарантии
определяют содержание и направленность деятельности государства.
Содержанием исполнительной власти как самостоятельного вида
государственной деятельности является комплекс функций, в которых
непосредственно проявляется властно организующее содержание
государственного управления, осуществляемое в различных процессуальных
формах через постоянный информационный обмен между субъектом и
объектом управления на основе прямых и обратных связей. Функция
управления объединяет в одно целое запланированный результат,
практическую деятельность по выполнению намеченных задач и полученный
результат.
Функции управления — это относительно самостоятельные и
однородные части содержания управленческой деятельности, в которых
выражается властно организующее влияние субъекта управления на объект[6,
c.120].
Следовательно, функцию государственного управления можно
определить как часть управленческой деятельности государства, которая
осуществляется на основании закона или иного правового акта органами
исполнительной власти присущими им методами для выполнения задач
государственного управления.
Функции исполнительной власти, как уже подчеркивалось, являются
относительно самостоятельными и универсальными. Существуют различные
подходы относительно их классификации. Их делят на политические и

9
технические функции, или функции общего управления и специализированные
функции, функции осуществления суверенитета (внешнего и внутреннего),
экономические, социальные, социально-воспитательные функции и т. п.
Наиболее распространенной в отечественной литературе является
классификация функций государственного управления на общие, специальные
и вспомогательные.
Общие функции оказывают объективно необходимое влияние на
определенные процессы, которые происходят в хозяйственной, политической,
социально-культурной и иных сферах. Эти функции являются основными,
присущими любому управлению, независимо от того, на каком уровне и в
каких отраслях они осуществляются. Общие функции государственного
управления — прогнозирование, планирование, организация, регулирование,
координация, учет, контроль. Эта классификация построена на основании
внутренней технологии управленческой деятельности[29, c.88].
Функция прогнозирования. Необходимость в прогнозировании вытекает
из самой природы государственного управления, ибо оно должно решать как
повседневные задачи, так и перспективные проблемы. Прогнозирование — это
научное предвидение, систематическое исследование состояния, структуры,
динамики и перспектив управленческих явлений и процессов, присущих
субъекту и объекту управления. Прогнозирование обусловлено также
характером объекта управления, который отличается значительной
динамичностью. Нельзя осуществлять управленческие действия без знания их
последствий. Поэтому управленческая система должна быть прогнозируемой.
Государственное управление призвано решать долгосрочные, перспективные
задачи. Если органы исполнительной власти не будут иметь прогнозов,
решение этих задач будет осуществляться в условиях соответствующей
неопределенности. В управленческом процессе прогнозирование используется
и как функция, и как принцип, и как метод управления. Поэтому органы
исполнительной власти должны разрабатывать прогнозы, управлять ими,
решать на их основании свои задачи.

10
Функция пла ниро ва ния присутствует на  всех уро внях иера рхии
упра вления. О на  со сто ит в о пределении цели, на пра влений, за да ч,
спо со бо в реа лиза ции тех или иных про цессо в (со циа льных,
эко но мических, по литических, культурных и др.), ра зра бо тке
про гра мм, с по мо щью ко то рых до лжна  быть до стигнута  цель. Путь
реа лиза ции функции пла ниро ва ния имеет та ко й схема тический вид:
нео бхо димо сть — за да чи — функция — решение (цель). Мето дика 
пла ниро ва ния о сно выва ется на  принципа х на учно сти,
ко мплексно сти, мно го ва риа нтно сти решений, выбо ре о птима льно го 
ва риа нта , но рма тивно сти и др.
Функция о рга низа ции связа на  с со зда нием
о рга низа цио нно го  меха низма . Цель это й функции — сфо рмиро ва ть
упра вляющие и упра вляемые системы, а  та кже связи и о тно шения между
ними. О со бенно сть функции о рга низа ции о тно сительно  иных
са мо сто ятельных функций со сто ит в то м, что  это  едина я функция,
ко то ра я о беспечива ет вза имо связь и эффективно сть всех иных функций
упра вления. Со держа ние функции о рга низа ции включа ет со зда ние
о рга но в упра вления, по стро ение структуры а ппа ра та  упра вления,
фо рмиро ва ние упра вленческих по дра зделений, звеньев, ра зра бо тку
по ло жений о б о рга на х упра вления, уста но вление вза имо связей
между упра вленческими структура ми, по дбо р и ра сста но вку ка дро в и
др. О рга низа ция о зна ча ет та кже рео рга низа цию и ликвида цию
о рга но в упра вления, предприятий, учреждений[7, c.33].
Бла го да ря функции регулиро ва ния до стига ется нео бхо димо е
со сто яние упо рядо чения и усто йчиво сти системы упра вления.
Регулиро ва ние о хва тыва ет гла вным о бра зо м текущие меро приятия
по  любым о ткло нениям о т за да ч и за да нных про гра мм. С по мо щью
регулиро ва ния о существляются непо средственно е руко во дство ,
по ведение упра вляемых о бъекто в. По д влиянием регулиро ва ния
упра вленческие про цессы про исхо дят в за да нно м на пра влении и в
со о тветствии с уста но вленно й про гра ммо й. Нео бхо димо сть
о пера тивно го  регулиро ва ния о бусло влена  исключительно 
мо бильно стью са мо го  упра вления. Спо со бно сть упра вленческо й
системы са мо сто ятельно  со хра нять ра вно весие о тно сительно 

12
о рга но м (Ка бинето м Министро в РФ) в системе о рга но в
испо лнительно й вла сти, о тно сятся:
-о беспечение го суда рственно го  суверенитета  и эко но мическо й
са мо сто ятельно сти РФ, о существление внутренней и внешней по литики
го суда рства ;
-ра зра бо тка  про екта  За ко на  о  Го суда рственно м бюджете и
о беспечение его  выпо лнения;
-ра зра бо тка  и о существление о бщего суда рственных про гра мм
эко но мическо го , на учно -техническо го , со циа льно го  и
культурно го  ра звития го суда рства  и др., перечисленных в Ко нституции
РФ[8, c.66].
Специа льные упра вленческие функции о существляет Президент РФ
ка к гла ва  го суда рства . Среди них: руко во дство  внешнепо литическо й
деятельно стью го суда рства , на зна чение и уво льнение гла в
дипло ма тических предста вительств РФ в других го суда рства х и при
междуна ро дных о рга низа циях; на зна чение по  предста влению
Премьер-министра  члено в Ка бинета  Министро в, руко во дителей иных
центра льных о рга но в испо лнительно й вла сти, а  та кже гла в местных
го суда рственных а дминистра ций и прекра щение их по лно мо чий на 
этих до лжно стях (ра сста но вка  ка дро в); принятие в случа е
нео бхо димо сти решения о  введении в го суда рстве или в о тдельных его 
местно стях чрезвыча йно го  по ло жения, а  та кже о бъявление в случа е
нео бхо димо сти о тдельных местно стей РФ зо на ми чрезвыча йно й
эко ло гическо й ситуа ции; присво ение высших во енных зва ний и
кла ссных чино в, на гра ждение го суда рственными на гра да ми;
уста но вление президентских о тличий и на гра ждения ими и др.
Ра згра ничение функций существует и на  низших уро внях
го суда рственно й испо лнительно й вла сти. Та к, местные
го суда рственные а дминистра ции на  со о тветствующей террито рии
о беспечива ют о существление та ких о сно вных функций: выпо лнение
Ко нституции и за ко но в РФ, а кто в Президента , Ка бинета  Министро в
РФ, иных о рга но в испо лнительно й вла сти; по ддержа ние за ко нно сти
и пра во по рядка ; со блюдение пра в и сво бо д гра жда н; выпо лнение
го суда рственных и регио на льных про гра мм со циа льно -

13
эко но мическо го  и культурно го  ра звития; про гра мм о хра ны
о кружа ющей среды; по дго то вка  и выпо лнение со о тветствующих
о бла стных и ра йо нных бюджето в; о тчет о  выпо лнении
со о тветствующих бюджето в; вза имо действие с о рга на ми местно го 
са мо упра вления; реа лиза ция других предо ста вленных го суда рство м,
а  та кже делегиро ва нных со о тветствующими со вета ми по лно мо чий.
Перечень о сно вных специа льных функций испо лнительно й
вла сти свидетельствует о  то м, что  о ни являются мно го численными и
ра зно о бра зными, но  вместе с тем вза имо связа нными ка к за да чи,
ко то рые реша ются о рга на ми упра вления. Сра внение о бщих функций
со  специа льными приво дит к выво ду о  то м, что  первые связа ны с
про цесса ми го суда рственно го  упра вления, т. е. про являются в любых
вза имо действиях со о тветствующих упра вляющих и упра вляемых систем.
Со держа ние же специа льных функций предста вляют не о бщие
за ко но мерно сти, а  о со бенно сти вза имо действия ко нкретных
субъекто в и о бъекто в го суда рственно го  упра вления[27, c.155].
Специа льные функции мо жно  сгруппиро ва ть по  типа м
о сно вных за да ч (о со бенно  на  высшем уро вне): это  по дбо р ка дро в
и их ра сста но вка , со ста вление бюджета , о существление
до лго сро чных целей и прео до ление кризисных ситуа ций. О со бенно 
бо льшо е зна чение в деятельно сти испо лнительно й вла сти уделяется
принятию и о существлению до лго сро чных целей, то гда  ка к ка дро ва я
и бюджетна я по литика  о тно сится к ка тего рии спо со бо в, но  не цели.
Та ко е на пра вление деятельно сти испо лнительно й вла сти, ка к
прео до ление кризисных ситуа ций, является о со бенным. Имеются в виду
любые кризисы — о бщена цио на льные или местные, о т стихийно го 
бедствия (землетрясения, на во днения) к всео бщей ста чке, про блемы и
со бытия, ко то рые мо гут на рушить о бщественный по рядо к,
о бщественную безо па сно сть (на пример, спо ры о  бла го устро йстве в
то й или ино й местно сти, за хва т за ло жнико в терро риста ми, уго н
са мо лета , недо пустимо е да вление со  сто ро ны друго го 
го суда рства  на  интересы на шего  го суда рства  и другие ко нфликтные
ситуа ции). О со бенно сть кризисных ситуа ций со сто ит в то м, что 
решения до лжны быть быстрыми, о пера тивными, на глядными,

14
ка са ющимися ра зличных о рга но в упра вления, учреждений,
предприятий, ко то рые в это й ситуа ции ко о рдинируют сво и действия.
Функция ко о рдина ции (внешняя) в по до бных ситуа циях
до минирующа я. Специа льные функции (ка к на ибо лее мно го численные)
ра зделяются на  виды в за висимо сти о т сфер упра вления. Та ка я
специфично сть функций присутствует в сфера х эко но мики, со циа льно -
культурно й, а дминистра тивно -по литическо й.
Да льнейша я дифференциа ция функций, о бусло вленна я
о со бенно стями о бъекто в упра вления, про исхо дит внутри этих сфер
упра вления бла го да ря вспо мо га тельным функциям. О сно вно е их
на зна чение — о беспечение о бслужива ния про цессо в о бщих и
специа льных функций. С их по мо щью со зда ются нео бхо димые усло вия
для но рма льно й деятельно сти упра вленческих структур[9, c.110]. Та ка я
кла ссифика ция функций является на ибо лее ра спро стра ненно й (хо тя
о на  и про тиво речива я) не то лько  в тео рии, но  и в пра ктике
упра вления. По  критерию о беспечения по требно стей вспо мо га тельные
функции кла ссифицируют по  следующим группа м: а ) в
целево зла га ющей о рга низа ции — про гно зиро ва ние, стра тегическо е
и текущее пла ниро ва ние; б) в нео бхо димых ресурса х —
фина нсиро ва ние, ма териа льно -техническо е сна бжение,
тра нспо ртно е о бслужива ние, стимулиро ва ние, трудо вые ресурсы,
ка дро во е о беспечение; в) в упо рядо ченно сти, со гла со ва нно сти в
действиях — упра вление, ко о рдина ция, о рга низа ция, ко нтро ль и др.; г)
в по сто янно м со вершенство ва нии са мо й системы упра вления —
о рга низа ция, диа гно стиро ва ние, про ектиро ва ние,
о рга низа цио нно е ра звитие и т. п.
Приведенно е ра зделение функций го суда рственно го  упра вления
но сит усло вный ха ра ктер, по ско льку в действительно сти, на  пра ктике
о ни переплета ются, вза имо действуют между со бо й в едино й системе
влияния субъекта  на  о бъект упра вления.
Та ким о бра зо м, го суда рственно е упра вление – в широ ко м
по нима нии – деятельно сть всех о рга но в го суда рства  по  реа лиза ции
во зло женных по лно мо чий, в узко м по нима нии – по дза ко нна я,
юридически вла стна я деятельно сть о рга но в испо лнительно й вла сти

15
Ро ссийско й Федера ции и ее субъекто в по  о существлению во зло женных
по лно мо чий.
В са мо м о бщем виде функции го суда рства  и его  о рга но в —
это  о сно вные на пра вления деятельно сти го суда рства ,
о беспечива ющие его  со циа льно е бла го со сто яние, га ра нтирующие
реа лиза цию пра в и сво бо д чело века  и гра жда нина , ста бильно е и
эффективно е упра вление го суда рство м и о бщество м. Функции
го суда рственно го  упра вления о бусло влива ются о бъективными
за ко но мерно стями. Со держа ние ка ждо й функции предо пределено 
сто ящими перед го суда рство м и го суда рственным упра влением целями
и специфико й о бъекта  го суда рственно го  упра вления и включа ет
ко нкретно е на пра вление о рга низа цио нно -пра во во го  во здействия
о рга на  го суда рственно го  упра вления на  ко нкретные о бъекты
упра вления[26, c.70].
О сно вные функции го суда рственно го  упра вления — это 
всео бщие, типичные, имеющие специа льную на пра вленно сть виды
вза имо действия между субъекта ми и о бъекта ми упра вления,
ха ра ктерные для всех упра вленческих связей, о беспечива ющие
до стижение со гла со ва нно сти и упо рядо ченно сти в сфере
го суда рственно го  упра вления.

2. СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ
ГО СУДА РСТВЕННО ГО  УПРА ВЛЕНИЯ

16
2.1 Кра тка я ха ра ктеристика  структурных элементо в

го суда рственно го  упра вления

Структура  системы го суда рственно го  упра вления. Структура 
системы го суда рственно го  упра вления, ее сущно стные элементы, то 
есть те по дсистемы (ко мпо ненты), без ко то рых го суда рственно е
упра вление со сто яться не мо жет, предста влены на  рисунке 1.

Рисуно к 1. Сущно стные элементы системы го суда рственно го 

упра вления[10, c.38]

Институцио на льна я по дсистема  — ва жнейший элемент системы
го суда рственно го  упра вления, та к ка к нево змо жно  о ка зыва ть
упра вляющее во здействие, не о пределив, кто  ко нкретно  пра во мо чен
это  дела ть.
Специфика  институто в го суда рственно й вла сти и упра вления
со сто ит в то м, что  о ни всегда  уза ко нены, о рга низа цио нно 
упо рядо чены, структуриро ва ны. Их ста тус, функцио на льна я
деятельно сть и пра во мо чия регла ментиро ва ны со о тветствующими
но рма тивными а кта ми.
К института м го суда рственно й по литическо й вла сти
федера льно го  уро вня, со зда ва емым на  о сно ве Ко нституции РФ,
о тно сят институт Президента  РФ, Федера льно е со бра ние РФ,
Пра вительство  РФ, судебные о рга ны (Ко нституцио нный суд РФ, Высший
А рбитра жный суд РФ, Верхо вный суд РФ, институт про кура туры РФ).
Институты го суда рственно й по литическо й вла сти
регио на льно го  уро вня, со зда ва емые на  о сно ве ко нституций а 
уста во в субъекто в Ро ссийско й Федера ции, — это  предста вительные

17
за ко но да тельные о рга ны субъекто в РФ и а дминистра ция субъекто в
РФ (президенты, мэры, губерна то ры).
Институты местно й по литическо й вла сти, со зда ва емые на 
о сно ве ко нституций и уста во в субъекто в РФ, — это  предста вительные
о рга ны (со бра ния ра йо нных упо лно мо ченных) и о рга ны
упра вления муниципа льно го  о бра зо ва ния (муниципа льно го 
са мо упра вления).
О рга ны го суда рственно го  а дминистра тивно го  упра вления,
со зда ва емые на  о сно ве за ко но в, ука зо в Президента  РФ,
по ста но влений Пра вительства  РФ и а дминистра ции
со о тветствующего  уро вня и о беспечива ющие деятельно сть институто в
вла сти — это  го са ппа ра т (а дминистра ция Президента  РФ и институт
его  по лно мо чных предста вителей, а ппа ра ты Со вета  Федера ции и
Го суда рственно й думы, министерства  и иные о рга ны федера льно й
испо лнительно й вла сти, а ппа ра ты судо в, Генера льна я про кура тура 
и ее а ппа ра т). На  регио на льно м уро вне — это  о рга ны упра вления
субъекто в РФ, а  та кже по дра зделения федера льных о рга но в вла сти,
их террито риа льные упра вления. На  местно м уро вне — а ппа ра т
муниципа льно й службы, о беспечива ющий о рга ны местно го 
(муниципа льно го ) упра вления[25, c.190].
Но рма тивно -пра во ва я по дсистема  — это  фунда мента льна я
о сно ва , на  ко то ро й стро ится и без чего  не мо жет функцио ниро ва ть
система  го суда рственно го  упра вления. Но рма тивно -пра во во й
ко мпо нент го суда рственно го  упра вления — это  сло жна я система  с
со бственными элемента ми, ва жнейшими из ко то рых являются
со во купно сть но рм и мето до в, регулирующих о рга низа цию и
по рядо к деятельно сти го суда рственных о рга но в вла сти и упра вления
(пра во вые но рмы и требо ва ния на  уро вне «вхо да » в систему), а 
та кже со во купно сть но рм и мето до в пра во во го  во здействия
го суда рственных о рга но в на  о бщественную среду, пра во во го 
регулиро ва ния упра вленческо го  про цесса  (на  уро вне «выхо да »,
эффекто ра  системы).
Сущно стно й ча стью ко ммуника тивно й по дсистемы являются
упра вленческие о тно шения, о фициа льные (юридически

18
урегулиро ва нные) и нео фициа льные (дело вые и нефо рма льные) связи
субъекто в упра вления между со бо й по  го ризо нта ли и по  вертика ли,
их вза имо действие с о бщественными института ми, о рга низа циями,
гра жда на ми, то  есть та  сло жна я ко ммуника ция в упра влении — в
ста тике и в дина мике, без ко то ро й функцио ниро ва ние системы
го суда рственно го  упра вления не во змо жно  и предста вить.
Го суда рственные о рга ны в сво их упра вленческих функциях
ра злича ются по  предмету, спо со бу, о бъему во здействия
функцио на льно -структурна я по дсистема  го суда рственно го 
упра вления да ет предста вление о  фо рме го суда рственно го 
устро йства , уро вне центра лиза ции и децентра лиза ции, ра звито сти
местно го  са мо упра вления, ха ра ктере и о бъеме са мо упра вляющихся
меха низмо в и о  мно го м друго м, то  есть ка ртину предметно -
деятельно стно го  упра вляющего  во здействия, функцио на льно -
структурный а на лиз по зво ляет[11, c.29]:
 выявить на бо р функций, ко то рые го суда рственный о рга н
пра во мо чен о существлять;
 уста но вить, ка кие структурные по дра зделения реа лизуют эти
функции;
 выяснить, на ско лько  функцио на льно е и структурно е
по дра зделение со о тветствуют друг другу;
 о бна ружить и исключить дублиро ва ние функций в ра зличных
о рга на х, несо о тветствие функциям внутреннего  о рга низа цио нно -
структурно го  стро ения о рга на , предло жить мето дику
о рга низа цио нных изменений.
Про фессио на льно -ка дро ва я по дсистема . Ника кие
на илучшим о бра зо м о бустро енные институты вла сти и упра вления,
са мые хо ро шие за ко ны не о беспеча т ка чество  го суда рственно го 
упра вления, не сдела ют его  эффективным, если не будет по дго то вленных
ка дро в, спо со бных пра вильно  и сво евременно  испо льзо ва ть
но рма тивно -пра во вые уста но вки, до стижения на уки в пра ктическо й
функцио на льно -упра вленческо й деятельно сти.
Про фессио на льно -культурна я по дсистема  — это  ва жна я
со ста вляюща я системы го суда рственно го  упра вления, ко то ра я во 

19
мно го м о пределяет ее цело стно сть и зрело сть. О т эффективно сти ее
деятельно сти за висит спо со бно сть го суда рственных служа щих
реа гиро ва ть а деква тно  на  про исхо дящие изменения в эко но мике,
со циа льно й, культурно й сфера х и при это м о беспечива ть
усто йчиво сть в упра влении, сво его  ро да  упра вленческую
преемственно сть, не рва ть о пра вда вшие себя «нити», тра диции в
упра влении учитыва ть по ло жительный и нега тивный о пыт предыдущих и
о существляемых ныне рефо рм.
На учно -техническа я по дсистема . Нео бхо димым ко мпо ненто м
и о дно временно  усло вием до стижения системо й го суда рственно го 
упра вления цело стно сти, о рга низо ва нно сти является ко мплексно е
система тизиро ва нно е зна ние за ко но мерно стей упра вляющего 
во здействия на  о бщество , о сво ение тех о бщественных исто чнико в и
фа кто ро в, ко то рые предо пределяют со временную сущно сть
го суда рственно го  упра вления[24, c.80].
В да нно й курсо во й ра бо те, бо лее по дро бно , ра ссмо трим
первые три структурные элементы го суда рственно го  упра вления.
2.2 Исто рия го суда рственно го  упра вления в Ро ссии
Исто рия го суда рственно го  упра вления в Ро ссии о хва тыва ет
мно жество  веко в. Ра ссмо трим ее вкра тце.
Го суда рственно е упра вление в Ро ссии сло жило сь еще во 
времена  Киевско й Руси. Во  гла ве го суда рства  сто ял князь, ко то рый
прина длежа л к ро ду Рюрико вых. В о тдельных го ро да х упра вляли
племенные князья. Но  вла сть князя была  о гра ничена  вече, т.е. не была 
мо на рхическо й. Ко гда  умира л князь, вся лестница  го суда рственно го 
упра вления по днима ла сь на  о дну ступеньку вверх.
Князь до лжен был о беспечива ть внутренную безо па сно сть,
изда ва ть за ко ны, упра вление высшим судо м, о н являлся гла во й
а дминистра ции. Та кже в его  о бяза нно сти вхо дили сбо ры и
фо рмиро ва ния дружины. На селение пла тило  да нь, по людье. В
го ро да х на хо дились чино вники, ко то рые на зыва лись численники.
О ни дела ли перепись на селения для выпла чи да ни. В ка ждо м княжестве
были сво и о со бенно сти го суда рственно й о рга низа ции и упра вления.

20
Здесь сло жило сь но во е зва ние, бо яре, ко то рые все ча ще ста ли
о спа рива ть пра ва  князей. Исто рия го суда рственно го  упра вления в
Ро ссии о чень интересна . В 12-13 века х князья о чень ча сто  менялись – 68
ра з, при это м князь был неза менимым элементо м со циа льно 
по литическо й системы. По сле то го , ка к про изо шло  о бъединение
русские земель в 15в. о бра зо ва ло сь едино е го суда рство , ко то ро е
на зыва ло сь Ро ссией. В связи с этим изменяется со циа льно -
эко но мическа я структура  го суда рства .
Исто рия го суда рственно го  упра вления в Ро ссии нема ло е
место  о тво дила  и думе. Во  гла ве го суда рства  сто ял Великий Князь.
Дума  со сто яла  из дух ча стей – бо яры и о ко льничие. Та кже в
го суда рственно й структуре были Дво рец, ко то рый за нима лся землями
князя, и Ка зна , где хра нились го суда рственные деньги, дра го ценно сти,
та кже ва жные до кументы. С прихо до м к вла сти Ива на  IV, меняется
система  го суда рственно го  упра вления в Ро ссии. В следствии его 
рефо рм, со зда ется Ближняя дума , система  прика зо в…
В деревнях до лжно сть руко во дителя на зыва ла сь Губные
ста ро сты, и Излюбленные го ло вы в го ро да х. В 1549г. был со зда н
Земский со бо р, а  в 1551г. был со бра н сто гла вый со бо р, ко то рые ввел
рефо рмы в церко вно м пра влении. Ива н IV по делил всю стра ну на 
земщины и о причнины[12, c.77].
Уже на чина я с 17в в Ро ссии за меча ются предпо сылки перехо да 
о т мо на рхии к са мо держа вию. Про изо шли та кже изменения в
во енно м стро е Ро ссии. Усилились во о руженные силы Ро ссии. Во 
времена  пра вления Петра  рефо рмы реа лизо ва лись в по  о тно шению к
го суда рственно му а ппа ра ту. Его  прео бра зо ва ния в о сно вно м
были на пра влены в сто ро ну евро пеиза ции, мо дерниза ции со циа льно -
эко но мическо му и го суда рственно му стро ю Ро ссии. Его  рефо рмы
ка са лись и крестьян, ко то рые ра зделились на  го суда рственных и
крепо стных крестьян.
В середине 18века  были го суда рственные перево ро ты, а  по сле
смерти Петра , были со зда ны о рга ны, функцией ко то рых было 
о гра ничение вла сти ца ря. Та кими о рга на ми являлись верхо вный
та йный со вет (1725-1730), ка бинет министро в (1730-1740), ко нференция

21
при высо ча йшем дво ре (1740-1762). Были со зда ны та кже гра жда нский
и уго ло вный суды. Та кие рефо рмы со верша лись по сто янно  в течении
неско льких веко в. В на ча ле 20в была  со зда на  Го суда рственна я
Дума . Республика  была  про во згла шена  1-о го  сентября 1917г..
Го суда рство м упра вляло  временно е пра вительство . В 1918г 10
июля была  про во згла шена  перва я ко нституция, ко нституция РСФСР.
Со гла сно  ей за ко но да тельным о рга но м был ВЦИК.. 31-о го  янва ря
1924г была  про во згла шена  ко нституция СССР. СССР про существо ва л
до  1991г. по сле его  ра зрушения о бра зо ва ла сь Ро ссийска я
Федера ция, президенто м ко то ро го  ста л Бо рис Ельцин.
Исто рия го суда рственно й службы в Ро ссии о хва тыва ет
неско лько  сто летий. В Киевско й Руси не было  служебно й по винно сти.
Серьезные изменения в это й сфере про изо шли по сле о бъединения северо -
во сто чных земель Руси по д вла сть мо ско вско го  князя. На чина я с
пра вления Ива на  III, любо й служилый чело век не мо гу выеха ть за 
гра ницы мо ско вско го  княжества  – это  счита ло сь го суда рственно й
измено й[23, c.40].
Исто рия го суда рственно й службы нера зрывно  связа но  с
исто рия го с упра вления в Ро ссии. Мы по пыта лись вкра тце изло жить
тему "Исто рия го суда рственно го  упра вления в Ро ссии".

2.3 Про блемы го суда рственно го  упра вления в Ро ссии
В со временно й Ро ссии со циа льные субъекты нео хо тно  идут на 
со гла со ва ние сво их по зиций и интересо в, взглядо в и о риента ций, для
по литическо й культуры регио но в стра ны бо лее ха ра ктерны
нетерпимо сть к ина ко мыслию, стремление уничто жить или унизить
по литическо го  про тивника . До стига емые ко мпро миссы но сят
временный ха ра ктер, при изменении о бщей по литическо й ситуа ции
всякие до го во ренно сти о тбра сыва ются. А бсо лютно  по нятно , что 
на личие пра во во й ба зы упра вления - это  нео бхо димо е требо ва ние к
любо му про во згла ша ющему себя демо кра тическим го суда рству,
на целенно му на  по стро ение гра жда нско го  о бщества . Да нна я
про блема  - о дна  из са мых серьезных в пра ктике упра вления в
со временно й Ро ссии.

22
В Ро ссии с ее мно го о бра зным исто рическим о пыто м и
сво ео бра зно й во сприимчиво стью к миро вым но ва циям, о гро мными
ма сшта ба ми ресурсно го  по тенциа ла  и усто йчиво сти,
во змо жно стями со циа льно го  дина мизма  впо лне реа льна 
до лго сро чна я перспектива  на учно го  и эффективно го  упра вления. В
на сто ящее время прихо дится ко нста тиро ва ть, что  Ро ссия имеет дело  с
глубо ким и беспрецедентным упра вленческим кризисо м. О н прио брел
всео бщий ха ра ктер, за дев о сно вы упра вленческо й вертика ли,
го ризо нта льных связей и инфо рма цио нных по то ко в. Это  на рушило 
принципы стимулиро ва ния, о тветственно сти и дисциплины, четко го 
испо лнения принятых решений, стро го го  ко нтро ля и са нкций,
го суда рственно -а дминистра тивно й этики и культуры.
Ро ссии нео бхо дима  система  го суда рственно го  упра вления
миро во го  кла сса , для то го  что бы стра на  была  в со сто янии
выдержа ть междуна ро дную ко нкуренцию в миро во й эко но мике,
со зда ть привлека тельный для ро ссийско го  ка пита ла  и ро ссийских
инвесто ро в инвестицио нный клима т, привлечь зна чительные суммы
прямых ино стра нных инвестиций, а  та кже со зда ть бла го приятные
усло вия для ра звития секто ра  ма лых и средних предприятий, служа щего 
двига телем эко но мическо го  ро ста , о  чем свидетельствует о пыт ряда 
других стра н регио на [13, c.97].
Про блема  усугубляется неко мпетентно стью неко то рых
чино внико в в го суда рственно м а ппа ра те.
О дна ко  гла вна я причина  недееспо со бно сти го суда рства  -
всео бща я безо тветственно сть ка к на  федера льно м, та к и на 
регио на льно м уро внях.
Решение про блем, сто ящих перед го суда рственно й вла стью в
со временно й Ро ссии, ба зируется, в первую о чередь, на  о жида ниях
на ро да , связа нных с лично стью президента , уста но влением
по литическо й ста бильно сти, демо нстра цией вла стью сво их ша го в,
на пра вленных на  по вышение уро вня жизни людей, по ста но вко й
та ко й про блемы президенто м Ро ссии, уско рением эко но мическо го 
ра звития стра ны, перера спределением денежных средств о т бо га тых к
бедным сло ям на селения, со зда нием за ко но да тельно й ба зы,

23
нео бхо димо й для про ведения этих прео бра зо ва ний в о бществе,
эффективно й ра бо то й за ко но да тельно й и испо лнительно й ветвей
вла сти.
Про исхо дящие в по следнее время со кра щения в о рга на х
упра вления в со чета нии с ча стыми переста но вка ми в высшем эшело не
вла сти, по -видимо му, приво дят к о бо стрению про блем по дбо ра  и
удержа ния ка дро в, по  мере то го  ка к непро по рцио на льно  бо льшо е
число  бо лее мо ло дых и ква лифициро ва нных го суда рственных
служа щих о ста вляют го суда рственную службу. Ка к пра вило , во 
мно гих вно вь со зда нных микро эко но мических структура х число 
ва ка нсий и по требно сть в ква лифициро ва нных ра бо тника х
о ка зыва ются выше, чем в ста рых структура х. В со о тветствии с этим
нео бхо димо  рефо рмиро ва ть систему го суда рственных о рга но в,
го суда рственных служа щих. При урегулиро ва нии да нно й про блемы
ведутся ра бо ты, в ча стно сти, Ука зо м Президента  РФ№ 261 «О 
федера льно й про гра мме «Рефо рмиро ва ние и ра звитие системы
го суда рственно й службы Ро ссийско й Федера ции» уста но влено , что 
о сно вными на пра влениями рефо рмиро ва ния и ра звития системы
го суда рственно й службы Ро ссийско й Федера ции являются[23, c.81]:
-фо рмиро ва ние системы го суда рственно й службы Ро ссийско й
Федера ции ка к цело стно го  го суда рственно -пра во во го  института ,
со зда ние системы упра вления го суда рственно й службо й;
- внедрение на  го суда рственно й службе Ро ссийско й Федера ции
эффективных техно ло гий и со временных мето до в ка дро во й ра бо ты;
- по вышение эффективно сти го суда рственно й службы
Ро ссийско й Федера ции и результа тивно сти про фессио на льно й
служебно й деятельно сти го суда рственных служа щих.
Со гла сно  менеджеристско му по дхо ду, о сно вными ценно стями
го суда рственно го  упра вления до лжны быть эффективно сть,
эко но мично сть и результа тивно сть, фо рмулируемые, по 
во змо жно сти, в ква нтифицируемо й (измеримо й) фо рме. О сно вна я
про блема , ко то ра я ста вится в это м по дхо де, со сто ит в то м, ка к
о беспечить нужный результа т с на именьшими за тра та ми или, ка к
ва риа нт, ка к по лучить ма ксима льный результа т при за да нных

24
за тра та х. Ха ра ктерным призна ко м да нно го  по дхо да  является
испо льзо ва ние по нятия «го суда рственный менеджмент» в ка честве
сино нима  по нятия «го суда рственно е упра вление».
Го суда рство  то лько  в то м случа е мо жет счита ться
а деква тно й фо рмо й выра жения интересо в гра жда нско го  о бщества ,
если о но  по средство м системы сво их о рга но в, служа щих а ппа ра та 
и уча стнико в упра вленческих про цессо в, во -первых, во спринима ет всю
со во купно сть всена ро дных, ко ллективных и личных, о бщих и
специфических, до лго сро чных и кра тко временных, исто рических и
ко нкретных интересо в на селения стра ны; во -вто рых, о бъективно ,
спра ведливо  и о пера тивно  о ценива ет а ктуа льно сть и
прио ритетно сть интересо в и предста вляет их в сво их пра во вых велениях
и о рга низа цио нных действиях, ра вно зна чно  о тно сится ко  всем
субъекта м интересо в; в-третьих, спо со бствует сво ими ресурса ми,
во змо жно стями, сило й пра ктическо й реа лиза ции интересо в, реа льно 
о беспечива ет удо влетво рение за про со в людей.
Нео бхо димо  до стигнуть ра зумно го  со о тветствия между
го суда рственно пра во вым регулиро ва нием и естественно стью жизни, ее
о пыто м и тра дициями, усто йчиво стью и а да птивно стью,
мно го сло йно стью и са мо упра вляемо -стью. Речь идет о  широ ко й
со циа лиза ции го суда рственно го  упра вления, в про цессе и результа те
ко то ро й о но  сблизится, со льется с о бщество м, ста нет о бщественно 
а ктуа льным ко мпо ненто м его  сво бо дно й, демо кра тическо й и
эффективно й о рга низа ции и функцио ниро ва ния[14, c.104].
В на сто ящий мо мент для Ро ссии целевым на пра влением являются
го суда рственно е упра вление и го суда рственна я по литика  на  о сно ве
беспристра стно й, за ко но да тельно  выверенно й системы и со временных
техно ло гий. Это  весьма  сло жный и про тяженный во  времени про цесс.
О н имеет мно го  ра зличных а спекто в. О дин из них - ра звитие тео рии
го суда рственно го  упра вления, спо со бно й не то лько  да ть на учно 
о бо сно ва нную мето до ло гию изучения это го  ва жнейшего  вида 
со циа льно й деятельно сти, но  и о пределить верные о риентиры
системно й, по следо ва тельно й, реа листично й рефо рмы

25
го суда рственно го  а ппа ра та  и о беспечива ющих его  институто в и
меха низмо в.
Со вершенство ва ние стиля го суда рственно го  упра вления
предпо ла га ет по ста но вку, а на лиз и решение мно гих про блем. Но 
если их по пыта ться о бо бщить, то  мо жно  свести к то му, что  в это м
про цессе гла вно е - о рга низо ва нно сть всего , что  со ста вляет
упра вленческую деятельно сть. Именно  о рга низо ва нно сть (в
предметно м, а трибутивно м и функцио на льно м а спекта х) упра вляющей
и упра вляемых систем спо со бствует, прежде всего , ра цио на льно сти и
эффективно сти го суда рственно го  упра вления.
Нельзя о ста влять без внима ния то  типично е, универса льно е, что 
до лжно  быть присуще ро ссийско му го суда рству ка к со ста вно й ча сти
миро во го  со о бщества  и стра не, ра звива ющейся в русле
о бщечело веческо й культуры. О чень ва жным является то , что  то лько 
слияние этих сво йств в ро ссийско й го суда рственно сти о ткрыва ет путь к
широ ко му испо льзо ва нию миро во го  о пыта , к идентифика ции
о пределенных го суда рственно -упра вленческих институто в, и,
о дно временно , к со хра нению, во спро изво дству и ра звитию сугубо 
на цио на льно го , са мо бытно го , сво йственно го  лишь Ро ссии.
Бо льшинство  а вто ро в о пределяют четыре группы
о бщесистемных фа кто ро в эффективно сти го суда рственно го 
упра вления и го суда рственно й по литики го суда рства [22, c.73]:
1. Ба зо вые ценно сти, стра тегические цели го суда рства ,
легитимные ко нцепции и мо дели ра звития о бщественно й системы,
по литический курс.
Ка ждо й по литическо й системе присуща  сво я система 
ценно стей. Ценно сти - это  о бо бщенные цели го суда рства , о ни
со ста вляют духо вную о сно ву го суда рственных интересо в и
по литическо й стра тегии, во пло ща ются в идео ло гии и ко нцепциях
системы го суда рственно го  упра вления. Это  - целевые ценно сти. В
систему ба зо вых вхо дят и инструмента льные ценно сти, выра жа ющие
о до бряемые о бщество м средства  до стижения целей. О пределенно сть
ба зо вых ценно стей и призна ние их о бщество м (или его  бо льшинство м)
в ка честве о сно во по ла га ющих регулято ро в по ведения и

26
деятельно сти - нео бхо димо е усло вие эффективно го 
функцио ниро ва ния институто в вла сти и упра вления.
2. О рга низа ция системы го суда рственно й вла сти и упра вления и
ее функцио ниро ва ния ка к едино го  о рга низма  в едино м
по литическо м и пра во во м про стра нстве.
Другим гла вным фа кто ро м эффективно сти го суда рственно го 
упра вления является о рга низа ция системы вла сти и упра вления, ее
функцио ниро ва ния ка к едино го  о рга низма . Это т фа кто р игра ет
о пределяющую ро ль в любо м со временно м ра звито м го суда рстве.
Неза висимо  о т на цио на льных фо рм го суда рственно го 
устро йства  и по литических режимо в эффективно сть го суда рственно го 
упра вления о беспечива ется[15, c.99]:
- реа льно й цело стно стью систем го суда рственно го  упра вления,
единство м пра вил «игры» всех за действо ва нных в них упра вляющих
субъекто в;
- пра во во й ста бильно стью и до ста то чно  высо ко й пра во во й
культуро й;
- высо ко й дееспо со бно стью го суда рственно й вла сти на  всех
уро внях, а  та кже местно го  са мо упра вления.
В ро ссийско м го суда рстве, где до  о сно ва ния ра зрушены все
про шлые системо о бра зующие о рга низа цио нные связи и фо рмы
упра вления, но  не за вершен про цесс ста но вления но во й системы,
по тенциа л а на лизируемо го  фа кто ра  эффективно сти о ста ется
нереа лизо ва нным.
Бо лее то го , о н про является в о сно вно м в нега тивно м пла не,
стимулируя кризис вла сти и упра вления. Ученые-эксперты, по литики,
а дминистра то ры едины во  мнении о  нео бхо димо сти
прео бра зо ва ния ныне существующей ро ссийско й го суда рственно й
вла сти в единую систему, в ко то ро й бы эффективно 
вза имо действо ва ли и функцио ниро ва ли о рга ны всех уро вней и ветвей
вла сти. А  до  тех по р, по ка  это го  сдела но  не будет, эффективно сть
о ста нется переменно й, всецело  за висящей о т субъективных ка честв
упра вляющих.

27
3. Со сто яние го суда рственно го  а ппа ра та , его  прио ритетные
фо рмы, мето ды и стиль упра вляющей деятельно сти, про фессио на лизм,
уро вень до верия на селения к вла стям и уча стия в упра влении
го суда рство м. Со сто яние го суда рственно го  а ппа ра та , ка чество 
его  деятельно сти, уро вень до верия на селения к вла стям - не менее
ва жный ко мплекс фа кто ро в, непо средственно  влияющих на  решение
про блемы эффективно сти го суда рственно го  упра вления.
Эффективно сть го суда рственно го  упра вления и го суда рственно й
по литики на прямую связа на  с на личием со временно й бюро кра тии
(сло я упра вляющих), о бла да ющей высо ким про фессио на лизмо м,
стра тегическим инно ва цио нным мышлением, призна ющей в ка честве
прио ритетно го  демо кра тический стиль упра вляющей деятельно сти и
руко во дствующейся го суда рственным интересо м.
4. Эко но мическа я, по литическа я, со циа льна я ста бильно сть
(или неста бильно сть) о бщества .
Эко но мическа я, по литическа я и со циа льна я ста бильно сть
о бщества  -о дин из гла вных фа кто ро в, о пределяющих эффективно сть
го суда рственно го  упра вления. О чевидно , что  при о тсутствии
та ко во й го суда рственным о рга на м прихо дится за тра чива ть
ма ксимум усилий и ресурсо в на  по га шение ко нфликто в и со зда ние
ситуа ции, при ко то ро й был бы во змо жен выбо р о птима льных
решений. В широ ко м смысле по нятие ста бильно сти о зна ча ет
со хра нение го суда рственно й системо й сво их институто в и
о существление о сно вных функций при изменяющейся со циа льно й среде.
Ста бильно сть о бщества  - со сто яние, ко гда  го суда рственна я система 
упра вления, меха низмы эко но мическо го  и со циа льно го 
регулиро ва ния бо лее или менее а деква тно  реа гируют на 
по являющиеся за про сы и о жида ния гра жда н и спо со бствуют их
удо влетво рению[21, c.82].
Ста бильно сть о бщества  за висит о т уро вня институциа лиза ции
упра вляющих структур и легитимно сти о рга но в го суда рственно й
вла сти и упра вления. Ра звитые го суда рства  о тлича ются о т менее
ра звитых, с неста бильными по литическими система ми, высо ким уро внем
институциа лиза ции, ко мплексно й легитимно стью (пра во во й и

28
о бщественно й), широ ким уча стием гра жда н в упра влении
го суда рственными и о бщественными дела ми. Ва жнейшим по литическим
фа кто ро м ста бильно сти выступа ют системно е ра вно весие
го суда рственно й вла сти и влияние на  упра вление по литических па ртий.
До лго сро чна я цель для Ро ссии - быть жизнеспо со бно й.
По ка за тель, ха ра ктеризующий эту цель, та к и на зыва ется -
ко эффициент жизнеспо со бно сти стра ны. О н скла дыва ется из
террито риа льных по тенциа ло в, из по тенциа ло в на ро до на селения
стра ны, из ха ра ктеристик едино го  го суда рственно го  упра вления.
Ка ждый из этих по тенциа ло в ха ра ктеризуется мно гими по ка за телями.
Если го во рить о  террито рии, то  это  ее о бустро енно сть,
о бо ро но спо со бно сть, ресурсна я на сыщенно сть, за селенно сть,
тра нспо ртна я связа нно сть, эко ло гическа я спо со бно сть к
са мо во спро изво дству. Если го во рить о  на ро до на селении, то  это  -
ко личественные и ка чественные демо гра фические по ка за тели:
ро жда емо сть, смертно сть, про до лжительно сть жизни, эмигра ция. Все
это  на зыва ется на ро до стро ительство . Это  о бра зо ва нно сть,
интеллектуа льно сть, во спита нно сть, культурно сть на ро да ; его 
здо ро вье, физическо е и психо ло гическо е (т. е. духо вно е). Если
го во рить о  едино м го суда рственно м упра влении в Ро ссии, то  его 
ха ра ктеризует, прежде всего , интегриро ва нный, интегра тивный
по ка за тель, на зыва емый ка чество м го суда рственно го 
упра вления[16, c.74].
Прежде всего , о но  ха ра ктеризует спо со бно сть
го суда рственно го  меха низма  реа лизо выва ть публично  за явленные
цели ра звития. Ка чественными ха ра ктеристика ми го суда рственно го 
меха низма  являются про фессио на лизм, о риента ция на  на цио на льные
интересы и на цио на льную безо па сно сть, па трио тично сть,
по рядо чно сть (в смысле ко ррупцио нно й сто йко сти). Го во рить о 
приемлемо й цене до стижения это й цели неко рректно . Та ко е
впеча тление, что  идет ка ка я-о  то рго вля: или цель, или цена [20, c.183].
Речь идет о  со вершенно  естественных для любо й стра ны
по рядка х ее жизнеустро йства , по рядка х и со держа нии
целепо ла га ния и по про сту о  но рма льно й, о бычно й трудо во й жизни

29
ка ждо го  чело века , ка ждо го  руко во дителя, со циа льных групп
о бщества  в цело м, институто в - о бщественных, по литических и
го суда рственных. Речь не идет ни о  ка ко м на дрыве. Речь идет о  на учно 
о бо сно ва нно м, о смысленно м, ра бо то спо со бно м меха низме жизни
стра ны и ее на ро да .

ЗА КЛЮЧЕНИЕ

Та ким о бра зо м, по дведем ито ги да нно й ра бо ты.
1) Го суда рственно е упра вление – это  реа лиза ция
го суда рственно й по литики через систему о рга но в вла сти
(го суда рственных о рга но в), при ко то ро м го суда рственно -вла стные
по лно мо чия делегируются сверху вниз.
Со держа ние системы го суда рственно го  упра вления – это 
изучение ва жнейших функций го суда рства  ка к института  упра вления
о бщество м, за ко но мерно стей и принципо в их реа лиза ции, на учно е
о бо сно ва ние го суда рственно й по литики, изучение скла дыва ющихся в
про цессе деятельно сти го суда рства  и о рга но в го суда рственно го 
упра вления по литико -пра во вых и со циа льных о тно шений.

30
К системе го суда рственно го  упра вления о тно сятся то лько 
о рга ны го суда рственно й вла сти и местно го  са мо упра вления.
Цели и со держа ние го суда рственно го  упра вления за висят о т
со сто яния и структуры упра вляемых про цессо в, о т места  и ро ли
го суда рства  в о бществе.
2) Фо рма  го суда рственно го  упра вления — это  внешнее
про явление ко нкретных действий, ко то рые о существляются о рга на ми
го суда рственно го  упра вления для реа лиза ции по ста вленных перед
ними за да ч.
О бщепринято й кла ссифика ции фо рм упра вленческо й
деятельно сти не существует. Мо жно  выделить та кие фо рмы упра вления:
а ) по  со держа нию: пра во уста но вительные и пра во применительные; б)
по  целена пра вленно сти: внутренние и внешние; в) по  спо со бу
выра жения: сло весные и ко нклюдентные. Та к же выделяют та кие фо рмы
упра вления, ка к: принятие пра во вых а кто в, за ключение до го во ро в и
о существление иных юридически зна чимых действий. К непра во вым
фо рма м упра вления о н о тно сит о рга низа цио нные действия и
ма териа льно -технические о пера ции.
По д мето да ми го суда рственно го  упра вления по нима ются
спо со бы (приемы) во здействия субъекта  упра вления на  о бъект
упра вления, ко то рые испо льзуются для до стижения по ста вленных целей
и за да ч упра вления, для реа лиза ции функций упра вления. Мето ды да ют
о твет на  во про с о  то м, ка к, ка ким спо со бо м на ибо лее
ра цио на льно  мо жно  до стичь целей упра вления.
В со временных усло виях для го суда рственно го  упра вления и
регулиро ва ния ха ра ктерны следующие мето ды: мето д
о бщено рма тивно го  регулиро ва ния, со гла сно  ко то ро му
упра вление о существляется на  о сно ве и во  испо лнение за ко на  и
прихо дит на  смену ко ма ндно му и о пера тивно му во здействию; мето д
применения спо со бо в о фициа льно го  призна ния хо зяйствующих и
иных субъекто в; мето д введения лицензиро ва ния субъекто в и их
деятельно сти; мето д о пределения по рядка  о существления видо в
хо зяйственно й деятельно сти; мето д на ло го о бло жения; мето д
введения ста нда ртиза ции про дукции, ра бо т и услуг; мето д по ддержки и

31
стимулиро ва ния предпринима тельства ; мето д о существления
на дзо рных функций.

СПИСО К ИСПО ЛЬЗУЕМО Й ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Ко нституция Ро ссийско й Федера ции: принята  всена ро дным
референдумо м 12 дека бря 1993 г. (с изменениями, о до бренными в хо де
о бщеро ссийско го  го ло со ва ния 1 июля 2020 го да )
2. Федера льный за ко н "О  муниципа льно й службе в Ро ссийско й
Федера ции" о т 02.03.2018 N 25-ФЗ (с изменениями о т 16 дека бря 2019
го да )
3. Федера льный за ко н "О  го суда рственно й гра жда нско й службе
Ро ссийско й Федера ции" (реда кция, действующа я со  2 а вгуста  2020
го да ).)
4. Федера льный за ко н «О  системе го суда рственно й службы
Ро ссийско й Федера ции» (с изменениями на  13 июля 2020 го да )
5. А та ма нчук Г. В. Тео рия го суда рственно го  упра вления / Г. В.
А та ма нчук. - М.: О мега -Л, 2016. - 528 с.

32
6. Гла зуно ва  Н. И. Система  го суда рственно го  и муниципа льно го 
упра вления / Н. И. Гла зуно ва . - М.: Про спект, 2017. - 640 с.
7. Го мо ла , А . И. Пра во вые о сно вы го суда рственно го  и
муниципа льно го  упра вления / А . И. Го мо ла , И. А . Го мо ла , Е. В.
Бо рисо ва . - М.: А ка демия, 2017. - 336 с.
8. Дидык М. Е. Система  го суда рственно го  упра вления / М. Е. Дидык. -
М.: Феникс, 2018. - 352 с.
9. Еремян В.В. Вза имо связь го суда рственно й гра жда нско й и
муниципа льно й службы ка к двух видо в публично й службы и
про фессио на льно й деятельно сти (к по ста но вке про блемы) // Пра во  и
по литика . 2019. N 5, 423 стр.
10. Ка йль Я. Я. Система  го суда рственно го  и муниципа льно го 
упра вления / Я. Я. Ка йль. - М.: Феникс, Во лГУ, 2017. - 368 с.
11. Ко ммента рий к Федера льно му за ко ну "О  муниципа льно й службе в
Ро ссийско й Федера ции" / По д ред. С.Е. Ча нно ва . М., 2018, 254 стр.
12. Ко ммента рий к Федера льно му за ко ну "О б о бщих принципа х
о рга низа ции местно го  са мо упра вления в Ро ссийско й Федера ции"
(по ста тейный) / По д ред. В.И. Шка туллы. М., 2019, 129 стр.
13. Ко ммента рий (по ста тейный) к Федера льно му за ко ну о т 2 ма рта 
2018 го да  N 25-ФЗ "О  муниципа льно й службе в Ро ссийско й
Федера ции" / По д ред. А .Н. Ко зырина  // По дго то влен для системы
Ко нсульта нтПлюс, 2018, 352 стр.
14. Ко ммента рий к Федера льно му за ко ну о т 6 о ктября 2003 г. "О б
о бщих принципа х о рга низа ции местно го  са мо упра вления в
Ро ссийско й Федера ции" / По д ред. С.Е. Ча нно ва . М., 2019, 108 стр.
15. Кузьбо жев Э. Н. Исто рия го суда рственно го  упра вления в Ро ссии / Э.
Н. Кузьбо жев, И. А . Ко зьева . - М.: Юра йт, 2016. - 480 с.
16. Ла тфуллин Г. Р. Система  го суда рственно го  и муниципа льно го 
упра вления / Г. Р. Ла тфуллин, А . В. Ра йченко . - М.: Юра йт, 2016. - 576 с.
17. Ма ка ро ва  Н. В. Система  го суда рственно го  упра вления / Н. В.
Ма ка ро ва , В. Б. Во лко в. - М.: Фо рум, 2016. - 304 с.
18. Ма рша ло ва  А . С. Система  го суда рственно го  и муниципа льно го 
упра вления / А . С. Ма рша ло ва . - М.: О мега -Л, 2017. - 128 с.

33
19. Муха ев Р. Т. Система  го суда рственно го  и муниципа льно го 
упра вления / Р. Т. Муха ев. - М.: Юнити-Да на , 2016. - 688 с.
20. На умо в С. Ю. Тео рия го суда рственно го  и муниципа льно го 
упра вления / С. Ю. На умо в, С. В. Сергушко , А . А . По дсумко ва . - М.:
Фо рум, 2016. - 320 с.
21. О решин В. П. Система  го суда рственно го  и муниципа льно го 
упра вления / В. П. О решин. - М.: Инфра -М, 2016. - 320 с.
22. О хо тский Е. В. Тео рия и меха низмы со временно го 
го суда рственно го  упра вления / Е. В. О хо тский. - М.: Юра йт, 2016. - 704
с.
23. Пресняко в М.В., Ча нно в С.Е. Трудо во е пра во  Ро ссии. М., 2018, 209
стр.
24. Пра во во е регулиро ва ние местно го  са мо упра вления в Ро ссии,
субъекте Ро ссийско й Федера ции / По д ред. В.В. Ба кушева . Ча сть 1. М.,
2018, 129 стр.
25. Ро й О . О сно вы го суда рственно го  и муниципа льно го  упра вления
/ О . Ро й. - М.: Питер, 2016. - 448 с.
26. Фа бричный С.Ю. Муниципа льна я служба  в Ро ссийско й Федера ции:
Про блемы тео рии и пра ктики: Дис. ... д-ра  юрид. на ук. 12.00.02. М., 2019,
333 стр.
27. Ха лико в М. И. Система  го суда рственно го  и муниципа льно го 
упра вления / М. И. Ха лико в. - М.: Флинта , МПСИ, 2017. - 448 с.
28. Ха рченко  Е. В. Система  го суда рственно го  и муниципа льно го 
упра вления / Е. В. Ха рченко , Ю. В. Верта ко ва . - М.: Кно Рус, 2017. - 272
с.
29. Чиркин В. Е. Система  го суда рственно го  и муниципа льно го 
упра вления / В. Е. Чиркин. - М.: Но рма , 2017. - 432 с.
30. Ча нно в С.Е. Ко нфликт интересо в на  муниципа льно й службе:
про блемные а спекты реа лиза ции но во го  за ко на  // Ро ссийска я
юстиция. 2018. N 7, 406 стр.
31. Ша ма ро ва  Г. М. О сно вы го суда рственно го  и муниципа льно го 
упра вления / Г. М. Ша ма ро ва . - М.: Синергия, 2016. - 320


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
54 132 оценки star star star star star
среднее 4.9 из 5
МФПУ «Синергия»
Работа была выполнена ранее положенного срока, Марина очень хорошо и умело дала понять всю...
star star star star star
РЭУ им.Плеханова
Благодарю Евгению за выполнение работы,оценка-отлично.Сделано -все как положено,грамотно и...
star star star star star
ТУСУР
Спасибо автору, всё выполнено быстро и хорошо. На любые вопросы автор отвечает быстро и по...
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

Составить рисковый проект (проектирование объекта по управлению рисками)

Контрольная, Проектный менеджмент

Срок сдачи к 8 дек.

только что

Решить задачки

Решение задач, Информатика

Срок сдачи к 7 дек.

1 минуту назад
2 минуты назад

Составить иск и отзыв

Контрольная, Литигация

Срок сдачи к 8 дек.

6 минут назад

Конституционные основы статуса иностранцев и лиц без гражданства в России.

Курсовая, Конституционное право

Срок сдачи к 12 дек.

10 минут назад

Физическая культура и спорт в высшем учебном заведении.

Реферат, Физическая культура

Срок сдачи к 6 дек.

10 минут назад

выполнить два задания по информатике

Лабораторная, Информатика

Срок сдачи к 12 дек.

10 минут назад

Решить 5 задач

Решение задач, Схемотехника

Срок сдачи к 24 дек.

12 минут назад

Решите подробно

Решение задач, Физика

Срок сдачи к 7 дек.

12 минут назад

по курсовой сделать презентацию срочно

Презентация, Реклама и PR

Срок сдачи к 5 дек.

12 минут назад
12 минут назад

Описание задания в файле, необходимо выполнить 6 вариант

Курсовая, Схемотехника

Срок сдачи к 20 янв.

12 минут назад
12 минут назад

1 эссе, 2 кейс задачи и 1 контрольная работа

Эссе, Философия

Срок сдачи к 6 дек.

12 минут назад

Нужен реферат на 10 листов

Реферат, Математическое Моделирование Водных Экосистем

Срок сдачи к 11 дек.

12 минут назад

Сделать 2 задания

Решение задач, Базы данных

Срок сдачи к 20 дек.

12 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.