это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3633162
Ознакомительный фрагмент работы:
Представление индивида о самом себе, как правило, кажутся ему
убедительными независимо от того основываются они на объективном
знании или субъективном мнении. Предметом восприятия человека могут, в
частности, стать его тело, его способности, его социальные отношения и
множество других личностных проявлений. Конкретные способы
самовосприятия, ведущие к формированию «образа Я» могут быть самыми
разнообразными. Описывая самого себя человек прибегает обычно к помощи
прилагательных: «надежный», «общительный», «сильный», «красивый» и
т.д., которые, по сути, являются абстрактными характеристиками, которые
никак не связаны с конкретным событием, тем самым человек в словах
пытается выразить основные характеристики своего привычного
самовосприятия.
«Я-концепция» формируется под воздействием различных внешних
влияний, которые испытывает индивид. Особенно важными являются для
него контакты со значимыми другими, которые, в сущности, и определяют
представления индивида о самом себе. Но на первых порах практически
любые социальные контакты оказывают на него формирующее воздействие.
Однако с момента своего зарождения «Я-концепция» сама становится
активным началом, важным фактором в интерпретации опыта.
«Я-концепция» — это восприятие индивидом самого себя и его мысли
о себе, которые собраны вместе и составляют своего рода центр управления
внутри человека.
На сегодняшний день не существует ни общепринятого определения,
ни терминологии для этого понятия. Термины, которые одни авторы
используют для обозначения «Я-концепции» в целом, другие — для
обозначения ее отдельных аспектов.
Лучше всего представлять «Я-концепцию» как иерархическую
структуру. На его вершине находится глобальная «Я-концепция», которая
охватывает все возможные аспекты самоощущения индивида. Это ощущение
своей непрерывности и уникальности. В нем подчеркиваются два элемента
— самосознание и самость как объект. В реальной психической жизни,
однако, эти элементы настолько слиты, что образуют единое, практически
неразрывное целое. Я как объект существует только в процессах сознания и
является содержанием этих процессов в той мере, в какой человек может
осознавать себя. Мы можем разделить результат и процесс рефлексивного
мышления только на концептуальном уровне; на психологическом уровне
они сосуществуют. Аналогично, самовосприятие и самооценка поддаются
лишь условному концептуальному разграничению, поскольку на
психологическом уровне они неразделимы. Самовосприятие и самооценка
предрасполагают человека к определенному поведению, поэтому глобальную
«Я-концепцию» можно рассматривать как набор установок человека,
направленных на себя. Однако эти установки могут иметь различные
перспективы или формы.
Существует по крайней мере три основные формы самоотношения:
- реальное «Я» — установки, относящиеся к тому, как человек
воспринимает свои реальные способности, роли, статус, т.е. его
представления о том, каков он на самом деле;
- зеркальное (социальное) «Я» — установки, связанные с восприятием
индивидом того, как его/ее видят другие;
- идеальное «Я» — установки, связанные с представлениями индивида
о том, каким бы он хотел быть.
Идеальное «я» состоит из набора идей, которые отражают самые
сокровенные желания и стремления человека. Идеальное «я» отражает цели,
которые человек связывает со своим будущим. Его можно рассматривать как
образ человека, которым индивид хочет или надеется стать, то есть набор
характеристик собственной личности, которые он считает необходимыми для
достижения адекватности, а иногда и совершенства. Многие авторы также
связывают идеальное «Я» с усвоением культурных идеалов, представлений и
поведенческих норм, которые становятся личными идеалами благодаря
механизмам социального подкрепления. Такие идеалы заложены в каждом
человеке.
Первым шагом в формировании концепции самости является осознание
того, что человек является отдельной и самостоятельной личностью.
Понимание этого начинает формироваться в раннем детстве. Формирование
«Я-концепции» — это развитие представлений о себе. «Я-концепция» — это
то, что видит человек, когда смотрит на себя с разных точек зрения, когда
определяет свои внешние данные, личностные характеристики, черты, роли и
социальный статус. В этом смысле «Я-концепция» — это система установок
по отношению к самому себе. Это эго-идентичность или личностная
идентичность человека, которая представляет собой набор самоопределений
или образов самого себя.
На формирование «Я-концепции» большое влияние оказывает характер
отношений с родителями. Девочки-подростки, которые находятся рядом со
своими матерями, чувствуют себя уверенными, умными, рассудительными и
независимыми. Те, кто не чувствует такой близости, видят в себе
отрицательные качества — бунтарство, импульсивность, обидчивость и
бестактность. Подростки, которые близки со своими отцами, имеют
значительно более высокую самооценку и более стабильное представление о
себе по сравнению с теми, кто описывает свои отношения с отцом как
отчужденные. Другие данные подтверждают теорию, известную из
психоанализа, о том, что позитивные отношения мальчика с отцом и девочки
с матерью гораздо важнее для формирования адекватной Я-концепции, чем
принадлежность к какому-либо социальному классу. Психологи говорят, что
в возрасте около 12 лет подросток начинает интересоваться своим
внутренним миром и начинает познавать себя: подросток анализирует свое
поведение, свои личные качества и таким образом приходит к некоторому
самопознанию. Затем самопознание укрепляется, становится более глубоким,
дифференцированным и обобщенным, и уже в возрасте 15-16 лет у
подростков формируется представление о себе как о целостной личности,
отличной от других людей, формируется «Я-образ» или «Я-концепция».
В возрасте 16-17 лет на основе «Я-концепции» подростка как личности
развивается особое личностное образование — психологическая готовность к
самоопределению. Это возрастное формирование личности подростка с
точки зрения самовосприятия субъекта: самоопределение характеризуется
осознанием себя как члена общества и конкретизируется в новой, социально
значимой позиции. Однако самоопределение личности предполагает не
только знание субъектом самого себя, но и его деятельность,
осуществляемую в соответствии с этим знанием. Самоконцепция меняется с
возрастом и постепенно стабилизируется к началу подросткового возраста.
Одно из исследований показало, что самооценка обычно минимальна в
возрасте около 12 лет.
Способность к самоанализу необходима подросткам для формирования
ядра личности, которое ученые называют «Я-концепцией». Больше других
его изучают психологи. Молодой человек должен сформулировать
некоторые убеждения о себе, такие как: «Я красивый», «У меня хорошие
способности к учебе» или «Я популярный». Многочисленные суждения о
своей личности сплетаются в сложную картину, которая охватывает все
аспекты взаимоотношений человека с внешним миром. Это и есть «Я-
концепция».
Анализируя защитные функции «Я-концепции», необходимо отметить
столкновение двух элементов — сформированной когнитивной схемы внутри
нас и нового опыта, поступающего извне. Если новый опыт, который
получает индивид, согласуется с существующими представлениями о себе,
он легко усваивается и встраивается в некую условную оболочку, которая
заключает в себе «Я-концепцию». Но если новый опыт не вписывается в
существующие представления, противоречит сложившейся «Я-концепции»,
оболочка реагирует, как защитный экран, не пропускающий инородное тело
в сбалансированный организм. Если разница между новым опытом и
существующими представлениями индивида о себе не имеет
принципиального значения, новый опыт может быть встроен в структуру «Я-
концепции» настолько, насколько это позволяют адаптивные возможности
составляющей «Я-концепции». Конфликтные переживания, вносящие
несоответствия в структуру личности, также могут быть поглощены с
помощью защитных психологических механизмов, таких как
рационализация. Эти механизмы позволяют поддерживать «Я-концепцию» в
сбалансированном состоянии, даже когда на нее влияют реальные факты.
Наше поведение в соответствии с определенной ролью не исчерпывает
содержание личности. Социальная роль — это проявление внешнего, или
официального, «я». Наряду с ним существует внутреннее «я». Это тезис о
двойственности человеческой природы. Наше внешнее «я» формируется
обществом, социальной иерархией, многочисленными институтами и
организациями. Она навязывается нам силой, часто против нашей воли. Наше
внутреннее «я» — это убежище нереализованных желаний и возможностей,
то, какими мы хотели бы быть, если бы обстоятельства не были
вынужденными. Итак, внешнее «я» — это образ, которым мы хотели бы
быть, а внутреннее «я» — это образ, который мы хотели бы иметь. Они
контрастируют и дополняют друг друга. Психологи считают, что у каждого
человека есть как минимум два «я», которые находятся в гармонии или в
конфликте. Философы говорят, что их может быть больше. Каждое «я» —
это целостная система принципов, мнений, моральных норм, целей,
мотиваций.
«Субъективное» (предвзятое) Я — это уровень самомнения, мотивации
достижения, стремления реализовать свой потенциал и переоценки своих
способностей.
«Рефлексивное Я». Она возникает в процессе социализации. Это набор
представлений о том, что другие думают о нас. Что они думают, не вообще, а
по нашему мнению. Из-за присутствия в нас первого, «субъективного Я»,
каждый человек очень избирательно прислушивается к мнению других о
себе. Он обычно пропускает то, что ему не нравится, что он не хочет
слышать, что может навредить ему или что вообще не навредит ему.
Избирательное или обдуманное отношение к информации, поступающей от
других, основано либо на большом самолюбии, либо на желании взвесить все
объективно и не ошибиться. Таким образом, «рефлексивное Я» может быть
чрезмерно субъективным, предвзятым или более объективным и
сбалансированным. Ориентируясь на других, человек постоянно вносит
коррективы в свои действия. Другие служат социальным зеркалом. Он
выполняет функцию своеобразного контролера, распознавая реакции других
людей.
«Идеальное Я» — это то, каким бы я хотел быть. Не всех окружающих
я принимаю за эталон, а только избранную их часть. Их называют
референтной группой. В такую группу входят люди, на которых мы хотели
бы походить.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!