это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3647187
Ознакомительный фрагмент работы:
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Говоря об актуальности
рассмотрения административных правонарушений на железнодорожном
транспорте, следует отметить, что железнодорожный транспорт часто
используется населением для передвижения. Поэтому, во-первых, это само
по себе представляет интерес для исследования, так как из-за большого
количества населения, перевозимого железнодорожным транспортом,
совершается большое количество проступков, в том числе и
административные правонарушения. Во-вторых, безопасность
железнодорожного транспорта является одной из важных задач для
государственного регулирования. Наибольшее число в правовом
регулировании безопасности транспорта принадлежит нормам
административного права. На их основе осуществляется деятельность
государственных органов по организации движения и эксплуатации
транспорта, контролю и надзору за ним, применению профилактических
мер, а также привлечению виновных к ответственности за нарушение
правил, регламентирующих безопасную работу транспорта.
Степень разработки темы исследования. Базу исследования
составляет обширный круг материалов. В первую группу материалов
входят опубликованные нормативно-правовые акты, регулирующие
административные правоотношения на железнодорожном транспорте.
Прежде всего, это Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях. Так же в круг материалов по данному исследованию
входят учебники по «Административному праву» таких авторов как
профессор А.П. Алехин и профессор С.Н. Бочаров и наконец, исследуются
монографии на данную тему таких авторов как В.И. Бынкова, Б.Н.
Габричидзе, В.В. Головко, Н.А. Колоколова, А.Г., С.Н. Бочаров, Н.М.
Конина, Э.Г. Липатова, Ю.Г. Перепелкиной, Ю.В. Степаненко, Ж.М.
Хатовой.
4
Цель исследования данной работы является исследование
административных правонарушений в области
железнодорожного транспорта, а так же рассмотрение их
пресечения и предупреждения.
Исходя из цели та предмета исследования, поставлены следующие
задачи:
1.Рассмотреть понятие правонарушения в области железнодорожного
транспорта;
2.Проанализировать принципы квалификации и признаки
административных правонарушений на транспорте;
3. Исследовать виды правонарушений на железнодорожном транспорте;
4.Охарактеризовать особенности механизма реализации административной
ответственности за правонарушения на железнодорожном транспорте;
5.Проанализировать предупреждения административных правонарушений
на железнодорожном транспорте.
Объект исследования – являются административные
правонарушения в области железнодорожного транспорта.
Предметом исследования являются особенности, виды,
принципы, механизмы и специфика административных
правонарушений в области железнодорожного транспорта.
Методологическую основу курсовой работы составляют
современные методы познания, составляющие диалектический метод
научного познания, общенаучные и частно научные методы
теоретического анализа, такие, как логический и сравнительно-правовой.
5
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ
ПРАВОНАРУШЕНИЙ
1.1. Понятие та виды административных правонарушений в
области железнодорожного транспорта
На железнодорожном транспорте административное
правонарушение признается общественно вредное, виновное действие
(бездействие) физического, должностного или юридического лица,
протиправное, которое посягает на установленный федеральными
законами и другими нормативными правовыми актами, порядок их
движения или эксплуатации железнодорожного транспорта, перевозка
пассажиров, провоз багажа и грузов, за которые установлена
административная ответственность [6, с. 33].
Административные правонарушения в области железнодорожного
транспорта складываются из таких элементов:
- объект административного правонарушения;
-объективная сторона административного правонарушения;
-субъективная сторона;
-субъект административного правонарушения.
Объектом являются именно те общественные отношения, которые
складываются между субъектами в процессе эксплуатации
железнодорожного транспорта и которые охраняются мерами
административной ответственности, эти общественные отношения
регулируются административными нормами и обеспеченны санкциями в
виде административных наказаний, которые указаны в КоАП, ФЗ «О
железнодорожном транспорте РФ», Уставе железнодорожного транспорта,
в законах и подзаконных актах, которые регулируют административную
ответственность на железнодорожном составе.
6
Субъектом правонарушения в области железнодорожного
транспорта являются физические и юридические лица. К физическим
лицам относятся все граждане РФ, иностранные граждане, лица без
гражданства, которые на момент совершения административного
правонарушения находятся на территории Российской Федерации.
Согласно ст. 2.3 КоАП и ст. 2.8 КоАП все физические лица должны
обладать следующими свойствами: достигнуть возраста 16 лет и быть
вменяемыми на момент совершения административного правонарушения
на железнодорожном транспорте. Физические лица могут быть
пассажирами, встречающими, проводниками, машинистами,
должностными лицами в виде бригадира поезда или диспетчера пути,
которые находятся на территории железнодорожного транспорта или
обслуживающих его структур. В свою очередь к юридическим лицам
относятся хозяйства, учреждения, товарищества, предприятия, которые
имеют статус юридического лица на момент совершения
административного правонарушения. Данные организации могут владеть
или распоряжаться железнодорожным транспортом на праве
собственности или оперативного управления, или могут заниматься его
обслуживанием.
Объективной стороной данного правонарушения, а именно
нарушений в области железнодорожного транспорта является
совокупность основных признаков, которые характеризуют внешние
проявления административного правонарушения, их признаками являются
обстановка, место, время, орудие, способ совершения административного
проступка и конкретные действия виновных физических или юридических
лиц. Данные признаки в основном указываются в КоАП, ФЗ «О
железнодорожном транспорте РФ», Уставе железнодорожного транспорта
и в других законах и подзаконных актах, которые регулируют
административную ответственность на железнодорожном составе [23;3;4,
с. 25-27]. Это могут быть и действия, которые угрожают безопасности
7
движения на железнодорожном транспорте, это могут быть, например,
повреждение железнодорожного пути или их сооружений, устройств
сигнализации, также нарушение правил проезда или провоза багажа и
грузов, нарушение правил пожарной безопасности и другие
административные правонарушения на железнодорожном транспорте [7, с.
256 ].
Субъективной стороной является психическое отношение субъекта
административного правонарушения на железнодорожном транспорте к
совершенному деянию и его последствиям на момент совершения
правонарушения. Согласно ст. 2.2 КоАП аадминистративное
правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, которое
его совершило, осознавал противоправный характер своего действия
(бездействия), которое привело его плохие последствия и было желания
наступления данных последствий или осознано допускал такие
последствия.
Для юридических лиц формы вины не определены, но в ст. 2.1 КоАП
установлены условия виновности юридических лиц:
1) наличие обстоятельств, подтверждающих, что юридическое лицо не
приняло всех зависящих от него мер по соблюдению норм, за нарушение
которых установлена административная ответственность;
2) наличие у юридического лица возможности принятия таких мер.
Кроме того, можно сказать, что привлечение физического лица к
административной ответственности не освобождает от административной
ответственности юридическое лицо, и наоборот. Должно быть обязательно
наличие в составе административного правонарушения на
железнодорожном транспорте объекта, субъекта, объективной стороны и
субъективной стороны. Отсутствие хоть одного или нескольких элементов
состава означает, что административное правонарушение отсутствует в
целом.
8
Сейчас рассмотрим виды правонарушений на железнодорожном
транспорте, их список представлен в главе 11 КоАП, которая называется:
«Административные правонарушения на транспорте». Это:
- ст. 11.1 - действия, угрожающие безопасности движения на
железнодорожном транспорте;
- ч.3 ст.11.14 - нарушение правил перевозки опасных веществ,
крупногабаритных или тяжеловесных грузов;
- ст. 11.15 - Повреждение имущества на транспортных средствах общего
пользования, грузовых вагонов или иного предназначенного для перевозки
и хранения грузов на транспорте оборудования;
- ст. 11.15.1. Неисполнение требований по обеспечению транспортной
безопасности;
- ст. 11.16 - нарушение правил пожарной безопасности на
железнодорожном транспорте;
- ст. 11.17 - нарушение правил поведения граждан на железнодорожном,
воздушном или водном транспорте;
- ст. 11.18 - безбилетный проезд;
- ст. 11.19 - Нарушение правил провоза ручной клади, багажа и
грузобагажа.
Эти правонарушения можно классифицировать по следующим
основаниям:
1) по видам субъектов административной ответственности:
а) административные правонарушения, которые совершаются
физическими лицами. Сюда входят правонарушения, предусмотренные ст.
11.1, ч.3 ст. 11.14, ст. 11.15, ст. 11.15.1, ст. 11.16, ст. 11.17, ст.11.18, ст.
11.19 КоАП РФ;
б) административные правонарушения, которые совершаются
юридическими лицами. Сюда входят правонарушения, предусмотренные
ч.3 ст. 11.14, ст. 11.15.1, ст. 11.16, КоАП РФ;
9
2) по видам объектов, на территории которых совершаются
административные правонарушения:
а) административные правонарушения, которые совершаются на
территории вокзала: ч.1,2, 4-6 ст. 11.1, ст.11.16;
б) административные правонарушения, которые совершаются на
территории дистанции пути: ч.1,3-6 ст. 11.1;
в) административные правонарушения, которые совершаются на
железнодорожном транспорте непосредственно:ч.3 ст. 11.14, ст.11.15, ст.
11.16, ст. 11.17, ст. 11.18, ст. 11.19;
3) по видам нарушения норм, регулирующих административную
ответственность:
а) административные правонарушения, которые нарушают требования к
безопасности движения: ст. 11.1,ч.3 ст. 11.14, ст. 11.15.1, ст. 11.16;
б) административные правонарушения, которые нарушают требования к
железнодорожному подвижному составу: ч.2 ст. 11.1, ч.3 ст. 11.14, ст.
11.15, ст. 11.15.1, ст. 11.16;
в) административные правонарушения, которые нарушают требования,
предъявляемые к пассажиру и другим физическим лицам: ч.4 ст.11.1, ч.3
ст. 11.14, ст. 11.15, ст. 11.16 - 11.19;
4) по видам административных санкций, налагаемых за
административные правонарушения:
а) административные правонарушения, за совершение которых налагается
административный штраф: ст. 11.1, ч.3 ст. 11.14, ст. 11.15, ст. 11.15.1, ст.
11.16, ст. 11.17, ст. 11.18, ст. 11.19;
б) административное правонарушение, за совершение которого налагается
административный арест (применяется только к физическим лицам): ч.1 ст.
11.1;
в) административное правонарушение, за совершение которого налагается
административное приостановление деятельности (применяется только в
отношении юридических лиц): ч.2 ст. 11.15.1;
10
5) по видам должностных лиц, которые имеют право налагать меры
административной ответственности:
а) мировые судьи: ч.2 ст.11. 15.1, ч.4 ст.11.17;
а1) мировые судьи (если орган или должностное лицо, к которым
поступило дело о таком административном правонарушении, передает его
на рассмотрение судье): ст. 11.1, ст. 11.17, ст. 11.19;
б) судьи военных гарнизонных судов (если административное
правонарушение совершает военнослужащий): ст. 11.1, ч.2 ст.11. 15.1, ч.4
ст.11.17, ст. 11.19;
в) должностные лица органов внутренних дел (полиции): ч.1,3,4,5, ст. 11.1,
ст.11.14, ст. 11.15, ч.1,2,3 ст. 11.17;
г) должностные лица Госжелдорнадзора, действующие от имени
Федеральной службы по надзору в сфере транспорта: ст.11.1, ч.3 ст.11.14,
ст.11.15, ст.11.16 [2].
1.2. Принципы квалификации и признаки административных
правонарушений на транспорте
Большое внимание уделяется специальному регламентированию
правонарушений в области безопасности на важнейших видах транспорта:
а именно железнодорожном, воздушном и водном, которые закреплены
Гл.11 КоАП РФ. В связи общественной значимостью объектов
правонарушений, установленных статьями 11.1 – 11.13 КоАП РФ, данная
правовая область содержит множество нормативных актов, призванных
максимально регулировать и конкретизировать общественные отношения,
которые связанные с осуществлением деятельности данных видов
транспорта [2].
Можна сказать, что административные правонарушения – это деяния
(действие или бездействие), которые предусмотренные нормами
административного права, содержат описание важнейших юридических
11
признаков, также дисциплинарные проступки лишь в самом общем виде
определены в нормах административного и трудового права. [11, с.25].
Ппринципы квалификации административных правонарушений
носят прикладной характер, они отличаются от принципов
административного права и по назначению, и по содержанию. Как
отмечает Ломакина М.А., в административном праве действуют как
конституционно–правовые, общие, так и специальные принципы, которые
характерные только для этой правовой отрасли, к числу специальных
принципов выделяют административно–правовые, а также принципы
организации и функционирования отдельных административно–правовых
институтов.
Как отмечает Якимов А.Ю., применительно к административному
процессу трудно говорить о какой–либо устоявшейся системе взглядов на
его принципы, поскольку разброс мнений ученых–административистов
достаточно большой [24, с.5].
Кононов П.И. дифференцирует принципы на обще процессуальные и
принципы, которые проявляют себя исключительно в ходе осуществления
административного процесса. Так, Кононов П.И. в административном
процессе выделяет следующие принципы: разрешение всех
административных дел на основе действующего законодательства, в
соответствии с процедурами, установленными административно–
процессуальными нормами; равенство всех лиц, участвующих в
административном деле, перед законом и органом, разрешающим дело
(речь в данном случае идет о процессуальном равенстве); гласность
(открытость) административного разбирательства; кроме того, дело
должно быть рассмотрено полно, всесторонне и объективно. В
административном процессе может участвовать защитник (адвокат).
Кононов П.И. также выделяет такие принципы, как ответственность
административного органа (должностного лица) и лиц, участвующих в
деле, за обоснованность и законность совершаемых в процессе действий и
12
принимаемых решений, рассмотрение административного дела на
государственном языке, а также независимость административного органа
в разрешении дела [11, с.34].
Панова И.В. к принципам административно–процессуальной
деятельности относит: принцип законности, объективности, равенства
сторон, обеспечения охраны прав субъектов административного процесса,
гласности, осуществления производства на национальном языке,
оперативности и эффективности процесса, самостоятельности принятия
решения, двухступенности административного процесса. К числу
принципов административного процесса Панова И.В. также относит:
ответственность должностных лиц за нарушение режима
административного процесса, активность правоприменительных органов, а
также принцип сочетания интересов личности, общества и государства [15,
с.35].
Сорокин В.Д. в систему принципов административного процесса
включает следующие принципы: законности, заинтересованности масс,
быстроты процесса, охраны интересов личности и государства, гласности,
материальной истины, равенства сторон, национального языка,
самостоятельности в принятии решения, ответственности компетентных
органов и лиц за ненадлежащие ведение процесса и принятое решение [19,
с.123].
Салищева Н.Г., Абросимова Е.Б., говоря о проблемах квалификации,
к числу принципов их реализации в исполнительно–распорядительной
деятельности относят: приоритет прав и свобод человека; законность и
обоснованность; равенство всех перед законом и администрацией;
доступность административных процедур; открытость административных
процедур; соразмерность; экономию административных процедур; язык
административных процедур.
Тихомиров Ю.А. и Талапина Э.В., характеризуя принципы
квалификации административных правонарушений, посягающих на
13
общественный порядок, говорят о том, что – это правореализационное
обеспечение, в связи с чем к данным принципам вышеназванные авторы
относят: законность, открытость, доступность, обязательность,
эффективность, концентрацию действий [22, с.5].
Бухарцев С.Н. к числу принципов квалификации административных
правонарушений, посягающих на общественный порядок относит
следующие принципы: законности, равенства, координации, запрета
произвола. Правовая квалификация административного правонарушения
не является какой–то абстракцией, а уж тем более не подчиняющейся
определенным правилам. «Квалифицировать» (от лат. quails – качество) –
значит относить некоторое явление по его качественным признакам,
свойствам к какому–либо разряду, виду, категории. Применительно к
области права «квалифицировать» означает дать правовую оценку
какому–либо социальному явлению через соотнесение с действующими
правовыми нормами. Главные признаки и юридическая характеристика
административных правонарушений содержатся в Кодексе РФ об
административных правонарушениях. При этом административная
ответственность за правонарушения, предусмотренные Кодексом и
другими нормативными актами, наступает при условии, что эти нарушения
по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим
законодательством уголовной ответственности.
К административным правонарушениям относятся ряд признаков, а
именно, во-первых, это деяние, то есть действие или бездействие, во-
вторых, общественно опасное, в-третьих, противоправное, в-четвертых,
виновное, в-пятых, наказуемое деяние.
Административное правонарушение как деяние представляет собой
единство физического и психического, то есть это осознанный, волевой акт
человеческого поведения, выраженного в подконтрольном сознанию
мотивированном действии или бездействии, предусмотренном конкретной
статьей Кодекса об административных правонарушениях. Оно включает в
14
себя цель, средства, результат и сам процесс деяния, а также охватывает
такие личностные категории, как мотивы, ценностные ориентации,
психологическое отношение к содеянному. Административное
правонарушение - это вариант юридической патологии, отклоняющегося
поведения, которое принимает форму действия либо бездействия.
Сущность административного правонарушения определяется его
общественной опасностью. Государство, закрепляя в нормах права
обязательные правила поведения, предусматривает возможность
применения за их нарушение государственного принуждения. Именно
общественная опасность правонарушения обусловливает ответственность
за его совершение. Отсутствие данного признака свидетельствует и об
отсутствии правонарушения. Любое административное правонарушение,
посягая на установленный порядок, причиняет ему тот или иной вред,
нарушает упорядоченность, согласованность, гармоничность
управленческих отношений. При этом нежелательный результат может
проявляться как в реальном вреде (мелкое хищение, безбилетный проезд),
так и в создании условий для наступления вреда (нарушение санитарно-
гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил) [12, с. 227].
В самом деле, трудно, просто невозможно отказать в общественной
опасности административным правонарушениям, которые посягают на
безопасность в области железнодорожного транспорта, дорожнего
движения, пожарную безопасность (в результате этих нарушений ежегодно
гибнут десятки тысяч людей), нарушают правила, связанные с
приобретением, хранением и использованием огнестрельного охотничьего
или служебного оружия, взрывчатых веществ, радиоактивных изотопов,
сильнодействующих ядов и многого другого. В качестве примера можно
привести и многие административные правонарушения, совершаемые в
особых условиях: стихийные бедствия, эпидемии, эпизоотии, техногенные
катастрофы, массовые беспорядки, а также обстановка чрезвычайного
положения. В последние годы возросла общественная опасность
15
экономических административных правонарушений в налоговой,
таможенной и других сферах.
Между тем некоторые авторы упрощают ситуацию, считая, что в
связи с отсутствием у административных правонарушений общественной
опасности их можно легко отграничить от преступлений. Это, конечно,
заблуждение. Единственным критерием отграничения административного
правонарушения от преступления может быть лишь степень общественной
опасности, которая, естественно, различна у этих видов правонарушений.
Правом определять наличие или отсутствие общественной опасности
административного правонарушения (деяния) обладают в рамках
«административного усмотрения» и правоприменители. Так, ст.2.9 КоАП
устанавливает, что при малозначительности, а значит, и отсутствии
общественной опасности совершенного правонарушения орган
(должностное лицо), уполномоченный решать дело, может освободить
нарушителя от административной ответственности и ограничиться устным
замечанием. При этом административное правонарушение может быть
признано малозначительным, если оно, во-первых, не причинило вреда и,
во-вторых, не создало угрозы причинения вреда личности, обществу или
государству.
Юридическим выражением признака общественной опасности
административного правонарушения является противоправность.
Государство, признавая то или иное действие либо бездействие
общественно опасным, устанавливает правовые запреты на их совершение.
Противоправность состоит в том, что определенное лицо совершает
действие, запрещенное нормой права, или не совершает действия,
предписанного правовым актом. Административное правонарушение
посягает на регулируемые и охраняемые нормами административного
права общественные отношения. Противоправность деяния заключается в
нарушении или невыполнении юридическим лицом, должностным лицом
или гражданином установленных правил, норм, стандартов и требований.
16
При этом противоправное деяние не связывается правовой нормой с
обязательным наступлением вредных последствий. Для привлечения к
административной ответственности обычно достаточно самого факта
нарушения (невыполнения) требований, предписанных правовой нормой,
так как административные правонарушения в рассматриваемой сфере
считаются оконченными с момента совершения самих противоправных
деяний, то есть создания угрозы тем или иным общественным отношениям
[2, с.21].
Таким образом, меры административного наказания могут быть
применены лишь в случае, когда есть конкретное деяние, которое
предусмотрено нормой права, другими словами – это деяние, не является
противоправным, его нельзя квалифицировать как административное
правонарушение, и оно не может повлечь административную
ответственность. В обществе действуют люди, обладающие сознанием,
поступающие обдуманно, стремящиеся к определенным целям, потому что
ничего не делается без сознательного намерения, без желаемой цели,
человек, который осознанно совершил тот или иной проступок, осознает
его результат, предвидит и учитывает его последствия.
Самый важный признак административного правонарушения – это
его административная наказуемость, тоесть конкретное действие либо
бездействие, которое может быть признано административным
правонарушением только в том случае, если за его совершение
законодательством предусмотрена административная ответственность [18,
с. 402].
17
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В ОБЛАСТИ
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
2.1. Предупреждение полицией административных правонарушений
на железнодорожном транспорте
Железнодорожный транспорт по объему грузопассажирских
перевозок занимает ведущее место в транспортной системе Российской
Федерации. Административно-правовая охрана общественного порядка и
обеспечение безопасности на этом виде транспорта определяется его
особенностями и учитывает факторы, влияющие на распределение сил и
средств подразделений органов внутренних дел на транспорте [1, с.139].
К особенностям работы железнодорожного транспорта
относятся:
1. протяженность участков оперативного обслуживания;
2. круглосуточный режим работы;
3. постоянное перемещение больших масс народа и большого
количества грузов;
4. подверженность перевозок сезонным колебаниям;
5. широкие возможности использования транспорта преступными
элементами;
6. притягательность железных дорог для несовершеннолетних и
бродяг;
7. значительное сосредоточение материальных ценностей и
относительно свободный доступ к ним и т.д.
Все эти аспекты оказывают влияние на организацию работы
транспортной полиции. Так протяженность участков обслуживания
значительно удаляет личный состав патрульно-постовых нарядов друг от
друга и от линейных отделов внутренних дел, иногда до 200 километров.
Это затрудняет управление, взаимодействие, контроль и оказание помощи
18
нарядам полиции. В ряде случаев постовые и патрульные несут службу на
одиночных 16 постах и маршрутах.
При сопровождении поездов на обслуживаемых участках имеется
множество вокзалов, станций, платформ, железнодорожных составов,
вагонов и других объектов транспорта. Концентрация большого
количества пассажиров на вокзалах, дает возможность укрытия
преступников. Ежегодно на транспорте задерживается около 30 % лиц,
разыскиваемых правоохранительными органами. Наиболее
криминальными зонами на железнодорожном транспорте являются
платформы, поезда, кассовые залы и залы ожидания. С учетом специфики
работы объектов железнодорожного транспорта организуются виды
нарядов, схожие по функциям с нарядами территориальных подразделений
полиции [17, с. 284].
На станциях, вокзалах, платформах охрану общественного порядка
осуществляют патрули, посты и оперативно-поисковые группы. В
помещении вокзалов обычно выставляются посты в местах наиболее
удобных для наблюдения за гражданами. В зависимости от интенсивности
пассажиропотока на платформах выставляются посты, ведущие
наблюдение за посадкой и высадкой пассажиров и осуществляющие
периодические обходы платформ и прилегающих к ним сооружений.
Патрульно-постовые наряды обязаны:
- предупреждать и пресекать правонарушения, задерживать и
доставлять правонарушителей;
- своевременно выявлять, задерживать и удалять с вокзалов и
станций лиц, склонных к совершению правонарушений;
- оказывать содействие администрации вокзалов в обеспечении
порядка в залах ожидания, билетных кассах, при посадке и высадке,
упреждать большие скопления и давки пассажиров;
- предотвращать посадку пассажиров, находящихся в состоянии
опьянения и принимать к ним установленные законом меры;
19
- при выбрасывании из подвижного состава каких-либо
подозрительных предметов обратить на это внимание очевидцев и
действовать в зависимости от ситуации. По окончании несения службы все
происшествия докладываются рапортом.
Тактическими способами предупреждения и пресечения
административных правонарушений являются следующие:
- постоянное патрулирование территории;
- нахождение постового в удобном для наблюдения месте;
- упреждение конфликтных ситуаций между пассажирами личным
появлением в зоне конфликта;
- применение мер административного предупреждения и пресечения;
- проявление смекалки и находчивости.
Наряды сопровождения, приступив к работе, наблюдают за посадкой
пассажиров, и после отправления состава через поездную бригаду по
трансляции пассажиров о работе в поезде наряда полиции. Во время
движения наряд периодически передвигается по составу. В часы "пик"
наряд находится в тамбуре одного из вагонов. При обнаружении
правонарушителя перед его задержанием гражданам разъясняется суть
правонарушения, его потенциальная опасность и законность задержания
правонарушителя.
После задержания правонарушителя, установления свидетелей
тактически грамотно будет удалить правонарушителя из состава на той из
ближайших станций, где есть линейный орган внутренних дел, с тем,
чтобы иметь возможность в дальнейшем сопровождать поезд. По
прибытии на конечную станцию наряд сопровождения наблюдает за
высадкой пассажиров и осматривает вагоны после окончания высадки.
Численный состав наряда сопровождения определяется руководством
органа внутренних дел, но для сопровождения поездов специального
назначения, туристических поездов, поездов с призывниками и
демобилизованными, освобожденными из мест лишения свободы и
20
другими лицами, следующими в организованном порядке, назначается 17
усиленный наряд.
Сопровождение может осуществляться до конечного пункта в
границах ЛОВДТ (УВДТ) и передается сотрудникам соседнего органа
внутренних дел на транспорте, если состав идет дальше. На крупных
станциях из числа сотрудников ОВДТ создаются наряды - посадочные
группы. Их задача - предупреждение проникновения на объекты
транспорта правонарушителей и обеспечение общественного порядка на
платформах. Их состав зависит от пассажиропотоков, категории
платформы, планировки станций, интенсивности движения поездов и т.д.
Каждой посадочной группе определяется место дислокации. В состав
таких групп могут включаться работники транспорта и представители
общественности. К отдельному виду тактических действий на объектах
железнодорожного транспорта относится осуществление специальных
операций и рейдов. Эта форма охраны общественного порядка
представляет собой совокупность согласованных действий
государственных органов и общественных формирований, направленных
на выполнение поставленных задач. Проведение этих действий позволяет
заметно улучшить оперативную обстановку на конкретных участках. Эти
мероприятия проводятся по специально разработанным планам с участием
администрации, общественности и территориальных органов внутренних
дел [4, с.15].
Существуют типовые планы специальных операций и рейдов:
"Электропоезд", "Правопорядок", "Пассажир" и т.д., отличающиеся
высокой эффективностью и результативностью. Важной организационно-
тактической формой работы по обеспечению охраны общественного
порядка являются заслоны. Эти наряды ОВДТ, блокирующие или
перекрывающие одно или несколько железнодорожных направлений в
целях недопущения проникновения преступных элементов в населенные
пункты, где проводятся массовые мероприятия любой направленности.
21
Заслоны также обязаны пресекать кражи грузов и своевременно
задерживать правонарушителей. Организуют работу заслонов сотрудники
из числа руководящего или оперативного состава ОВДТ. В состав заслонов
входят оперативники, сотрудники подразделений по профилактике
правонарушений несовершеннолетних, другие сотрудники. Количество
личного состава заслона, как правило, не превышает 15 человек.
2.2 Механизм реализации административной ответственности за
правонарушения на железнодорожном транспорте
Механизм реализации административной ответственности за
правонарушения на железнодорожном транспорте возможен только при
наличии соответствующих оснований, этими основаниями является
административное правонарушение при наличии таких элементов, как
объект, субъект, объективная и субъективная стороны административного
правонарушения. Потому что при отсутствии одного или нескольких
данных элементов, деяние нельзя охарактеризовать как правонарушение, а
следовательно нельзя привлечь к административной ответственности [5, с.
503].
Основной механизм реализации административной ответственности
за правонарушения на железнодорожном транспорте можно разделить на
несколько стадий:
- выявление и пресечение административных правонарушений на
железнодорожном транспорте;
- составление протокола об административном правонарушении;
- привлечение к административной ответственности за правонарушения на
железнодорожном транспорте.
Пресечением и выявлением административных правонарушений на
железнодорожном транспорте занимаются должностные лица
Госжелдорнадзора, сотрудники органов внутренних дел, которые
22
предусмотрены статьями Кодекса РФ об административных
правонарушениях, применяющихся в сфере железнодорожного транспорта
и непосредственно связанных с его спецификой [9, с. 183].
Также сотрудники органов внутренних дел составляют протоколы об
административных правонарушениях и передают дела органам или
должностным лицам, управомоченным привлекать к административной
ответственности. Так же согласно ст. 23.3 КоАП РФ отдельные
должностные лица органов внутренних дел за отдельные правонарушения
могут привлекать к административной ответственности за
административные правонарушения на железнодорожном транспорте.
Такими должностными лицами органов внутренних дел являются:
- начальники территориальных управлений (отделов) внутренних дел и
приравненных к ним органов внутренних дел, их заместители, начальники
территориальных отделов (отделений) полиции, их заместители. Имеют
право привлечь к административной ответственности за совершение
административных правонарушений, предусмотренных ст.11.14, ст. 11.15;
- начальники линейных отделов (управлений) полиции на транспорте, их
заместители. Имеют право привлечь к административной ответственности
за совершение административных правонарушений, предусмотренных
ч.1,3,4,5 ст. 11.1, ст. 11.14, ст. 11.15, ч. 1,2,3 ст.11.17;
- начальники дежурных смен дежурных частей линейных отделов
(управлений) полиции на транспорте, начальники линейных отделений
(пунктов) полиции. Имеют право привлечь к административной
ответственности за совершение административных правонарушений,
предусмотренных ч.1,3,4,5 ст. 11.1, ст. 11.14, ст. 11.15, ч. 1,2,3 ст.11.17.
Должностные лица центрального Управления и территориальных
органов Госжелдорнадзора не вправе привлекать к административной
ответственности. При выявлении административных правонарушений на
железнодорожном транспорте выносятся предписания по устранению
выявленных нарушений законодательства, а так же передаются материалы
23
в ОВД или ЛОВД, мировым судьям для привлечения виновных
физических лиц к административной ответственности [8, с. 354].
Каждый отдельный вид транспорта, представляет собой сложный
механизм, безаварийная работа любого вида транспорта: водного,
морского, железнодорожного, а также автомобильного, обеспечивается
сложной совокупностью правовых, эксплуатационных, технических
средств. Правовое регулирование безопасности данных транспортных
средств закреплено нормами административного права, которые
закреплены в нормах Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях, на их основе осуществляется
деятельность государственных органов по эксплуатации и организации
движения транспорта, надзору и контролю за ним, привлечению виновных
к ответственности за нарушение правил, а также применению
профилактических мер.
24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, исследовав данную тему, можно констатировать, что
административная ответственность за правонарушения, совершаемые на
железнодорожном транспорте - является одним из видов юридической
ответственности, которая выражается в применении уполномоченным
органом или должностным лицом административного наказания к лицу,
совершившему правонарушение на железнодорожном транспорте.
Особенность правонарушений совершаемых на железнодорожном
транспорте, заключающаяся в том, что вред физическим и юридическим
лицам причиняется в основном при нарушении правил безопасности
движения и эксплуатации источников повышенной опасности и может
повлечь возникновение чрезвычайных ситуаций, катастроф, аварий.
Итак, среди административных правонарушений в области
железнодорожного транспорта можно выделить следующие
правонарушения: действия, угрожающие безопасности движения на
железнодорожном транспорте (ст.11.1), нарушение правил перевозки
опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов (ч.3
ст.11.14), нарушение правил пожарной безопасности на железнодорожном,
морском, внутреннем водном или воздушном транспорте (ст.11.16),
нарушение правил поведения граждан на железнодорожном, воздушном
или водном транспорте (ч.1,2,3 ст.11.17).
Административное правонарушение административной
ответственности за правонарушения на железнодорожном транспорте - это
деяние, за которое предусмотрена административная ответственность,
административные наказания, состоящие как в имущественных, в
частности, административный штраф, так и в неимущественных
ограничениях правонарушителя, например, предупреждение и др.
В заключение хотелось бы отметить, что несмотря на повышенное
внимание, уделяемое правотворческими органами государства к
регулированию общественных правоотношений в области транспортных
25
средств, правовая неграмотность многих участников этих правоотношений
не позволяет в полной мере реализовать цели, поставленные
законодателем. А именно, максимально обеспечить безопасность на
транспорте. К сожалению, во многом благодаря административному
принуждению удается добиться от субъектов транспортной деятельности
выполнения необходимых требований для обеспечения безопасности.
Неудивительно, что административное законодательство претерпевает
изменения, ужесточая наказания за правонарушения. Кроме того,
правоприменителям достаточно сложно ориентироваться в многообразии
подзаконных актов, поскольку большинство норм, посвященных
административным правонарушениям на транспорте носят отсылочный
характер. Несомненным достижением российского административного
законодательства можно считать обособление в отдельную главу норм,
касающихся транспортных правонарушений. Это позволяет участникам в
сфере транспортных отношений лучше ориентироваться в
законодательстве, и, следовательно, выполнять предписанные нормы.
26
Библиографический список
Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. -
2009. - № 4. - Ст. 445.
2.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.-
Мосвка: Проспект, КноРус, 2011. - 446 с.
3. О железнодорожном транспорте в Российской Федерации : федер. закон
от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ
4.Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации : федер.
закон от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ
Специальная литература:
1. Алехин, А.П. Административное право России: Учебник для ВУЗов. 2 ч.
М.: Зерцало, 2009. - 320 с.
2.Анищенко, Ю.И. Рецензия на дис. Зюзина В.А. Админ. процедуры:
теория, практика и проблемы законодательного регулирования: Автореф.
дис. ... канд. юрид. наук. – М.: Статут, 2011. – С. 21.
3. Бочаров, С.Н. Административная юрисдикция: учеб. пособие / С.Н.
Бочаров, А. В. Зубач [и др.] ; Моск. ун-т МВД России. - М.: Щит-М, 2005. -
318 с.
4.Бынков, В.И. О совершенствовании законодательства в сфере
обеспечения безопасности в области железнодорожных перевозок //
Транспортная безопасность и технологии. - 2011. - № 2. - С. 11 - 17.
5. Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Административное право России.
Учебник. - 2 изд. М.: ТК Велби, 2007. - 688 с.
6. Головко, В.В. Новое в законодательстве об административных
правонарушениях на транспорте // Транспортное право. - 2002. - № 3. - С.
32 - 39.
7.Егиазаров В.А. Транспортное право: Учебник. - 6-е изд., доп. и перераб. -
"ЗАО Юстицинформ", 2008 г.-592 с..
27
8. Колоколов, Н.А. Настольная книга мирового судьи: рассмотрение дел об
административных правонарушениях: научно-практическое пособие. М.:
Юрист, 2009. - 560 с.
9. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных
правонарушениях (постатейный) / А.Г. Авдейко, С.Н. Антонов, И.Л.
Бачило и др.; под ред. Н.Г. Салищевой. 6-е изд., перераб. и доп. М.:
Проспект, 2009. - 1136 с.
10. Комментарий к Уставу железнодорожного транспорта Российской
Федерации / В.А. Вайпан, С.Р. Гладких, А.П. Любимов и др.; под ред. В.А.
Вайпана. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ, 2007. - 232 с.
11.Кононов, П.И. Административный процесс в России: проблемы теории
и законодательного регулирования. – М.: Справочно–правовая система
«Консультант Плюс», 2015. – С. 41.
12.Конин, Н. М. Административное право России. Учебник: М.: Проспект,
2010. - 445 с.
13.Липатов Э.Г., Филатова А.В., Чаннов С.Е. Административная
ответственность: учебно-практическое пособие / под ред. С.Е. Чаннова. М.:
Волтерс Клувер, 2010. - 400 с.
14. Носков Б.П. Административное право: учебно-методический комплекс.
Часть 1 / Б.П. Носков.- Орел: ОрелГТУ, 2007.- 161 с.
15.Панова, И.В. Административно–процессуальное право России. – М.:
Наука, 2010. – С. 35
16.Перепелкина, Ю.Г. Административно-юрисдикционная деятельность
органов внутренних дел на железнодорожном транспорте по обеспечению
общественного порядка и общественной безопасности // Транспортное
право. - 2005. - № 2. - С. 43 - 45.
17.Постатейный комментарий к Кодексу РФ об Административных
правонарушениях (постатейный)/ под редакцией Э.Г. Липатова и С.Е.
Чаннова.- М.:«Юрайт».2007.- 555 с.
28
18. Постатейный комментарий к Кодексу РФ об Административных
правонарушениях (постатейный). - 6-е изд., испр., доп. и перераб.( под ред.
доктора юридических наук, профессора Н.Г. Салищевой.).- М.: ТК Вебли,
Изд-во Проспект, 2009. - 667 с.
19.Сорокин, В.Д. Административно–процессуальное право. – СПб.: Питер,
2011. – С. 209.
20.Степаненко, Ю. В. Административные правонарушения на транспорте
(комментарий законодательства, постатейный)
21. Скрынник А.М. Система государственного контроля и надзора в сфере
обеспечения транспортной (морской) безопасности // Транспортное право.
2010. N 3. С. 20- 25.
22.Тихомиров, Ю.А., Талапина, Э.В. Административные процедуры и
право.// Журнал российского права, № 4, 2010. – С. 5.
23. Хатова, Ж.М. Понятие состава административного правонарушения
нуждается в законодательном закреплении // Административное право и
процесс. - 2007. - № 1. - С. 25 - 27.
24. Якимов, А.Ю. Принципы административно–юрисдикционного
процесса.// Государство и право, № 5, 2011. – С. 5.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!