это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3656669
Ознакомительный фрагмент работы:
История
С начала XVII века государство впервые обращает внимание на проблемы
бедствующих детей. В 1619 году шведским правительством было издано постановление о
создании в каждом городе детских домов для бездомных детей. В 1624 году был основан
Всеобщий или Большой детский дом в Стокгольме. В 1650-е годы стали открываться
школы для детей из малоимущих семей. В 1763 издан королевский указ о больницах и
детских домах, который подчеркивал важность воспитания ребенка матерью (родной либо
приемной). На раннем этапе шведские детские дома находились в общей системе опеки
над беднотой.
В начале ХХ века в Швеции был принят первый закон о защите детей
(barnavårdslag). Он повышал возраст уголовной ответственности с 14 до 15 лет, а также
позволял заменить приговор для несовершеннолетнего преступника (15-18 лет)
принудительным воспитанием в специальном учреждении.
Закон о защите детей (1924:361) от 1924 года заменил законодательство, принятое
в 1902 году. С этого времени обязательная опека распространялась и на детей,
подвергавшихся насилию дома. Муниципальные социальные службы стали обязаны,
придерживаясь определенной процедуры, вмешиваться в дела семей, где совершалось
насилие над детьми. В законе от 1960 года (1960:97) особый акцент делался на
превентивной работе социальных служб с несовершеннолетними.
В Швеции физическое наказание детей в школах и детских учреждениях было
запрещено в 1962 году. В 1979 году Швеция стала первой страной в мире, полностью
запретившей любое физическое наказание детей где-либо, включительно с собственной
семьей ребенка.
В 1982 году начал действовать закон «О социальной службе» (Socialtjänstlag),
ориентирующий социальных работников на помощь и оказание услуг по принципу
добровольности.
В 1989 году Швеция одной из первых подписала Конвенцию ООН о правах
ребенка, а правительством страны был создан специальный институт омбудсмена по
защите прав детей. Первый омбудсмен по делам детей был назначен 1 июля 1993 года.
Действующая нормативно-правовая база
На данный момент вопрос защиты детей регулируется законом «О социальной
службе» (Socialtjänstlag, или SoL) (2001:453). Это рамочный закон, в котором социальная
защита детей рассматривается в перечне других услуг, предоставляемых муниципальной
социальной службой, таких как помощь для пожилых, людей с инвалидностью, лечение
алко- и наркозависимости.
Закон «О принудительной опеке над подростками» (Lag (1990:52) med särskilda
bestämmelser om vård av unga, или LVU) регулирует процедуру применения
принудительной опеки к двум разным категориям несовершеннолетних. Во-первых, это
те, кто подвергает себя опасности из-за собственной зависимости или асоциального
поведения. Во-вторых, это дети и подростки, страдающие от физического или
психологического насилия.
Опека над нуждающимися в ней детьми считается социальной помощью. При этом
исследователи отмечают важность семьи в законодательстве Швеции: целью опеки
является создание условий, при которых ребенок сможет вернуться в родную семью при
первой возможности.
Отдельные аспекты, касающиеся несовершеннолетних правонарушителей,
регулирует уголовный кодекс Швеции
Несовершеннолетние правонарушители в Швеции
В Швеции к уголовной ответственности привлекаются подростки, достигшие 15-
летнего возраста (уголовный кодекс Швеции, Brottsbalken (BrB) 1:6). Это относительно
высокий возраст уголовной ответственности по сравнению с другими европейскими
государствами, где он широко варьируется между 7 и 18 годами.
Отдельных ювенальных судов не существует. Преступления молодых людей с 15
до 18 лет рассматриваются обычными судами по той же процедуре, что и для взрослых, но
приговоры по данным делам выносятся более мягкие. Если малолетнего правонарушителя
признают виновным, в зависимости от тяжести преступления ему грозит штраф (BrB 25),
условный приговор (BrB 27), испытательный приговор (BrB 28), направление в
социально-реабилитационный центр (BrB 31:1a) или тюремное заключение (BrB 26).
До 18 лет лишение свободы можно получить лишь при исключительных
обстоятельствах. В то же время срок заключения будет значительно меньше, чем для
взрослого за такое же преступление (BrB 29:7; BrB 30:5). Так, если высшей мерой
наказания в Швеции является пожизненное заключение, то для лиц, не достигших 21-
летнего возраста, максимальный приговор – 10 лет тюрьмы (BrB 29:7; BrB 30:5).
Однако в целом шведская модель предполагает, что правонарушители в возрасте
15-17 лет будут находиться на попечении муниципальной социальной службы. Ее
деятельность в этом вопросе определяют законы «О социальной службе» и «О
принудительной опеке над подростками».
Например, начавшие действовать в 1999 году социально-реабилитационные
центры (швед. Ungdomshem) рассчитаны на молодежь 15-17 лет. В них подростки не
столько отбывают наказание, сколько получают квалифицированную помощь.
Минимальный срок пребывания в таких учреждениях – 14 дней, максимальный – четыре
года.
В 2007 году в силу вступил еще один вид наказания для 15-17 летних
правонарушителей – общественные работы. Согласно отчету Государственного совета по
предупреждению преступности (швед. Brottsförebyggande rådet), шведских
несовершеннолетних правонарушителей все чаще приговаривают к общественным
работам, чем к штрафам или пребыванию в социально-реабилитационных центрах.
Обязанности муниципальных социальных служб
Закон «О социальной службе» определяет, что все касающиеся ребенка решения
должны приниматься исключительно в интересах самого ребенка. Под детьми закон
подразумевает лиц, не достигших 18-летнего возраста (SoL, Кар.1 2§).
Согласно закону, муниципальная социальная служба обязана работать над
обеспечением нормальных условий для детей и молодежи; в тесном сотрудничестве с
семьями способствовать их личному физическому и социальному развитию; активно
противодействовать алко-, нарко-, допинговой и игровой зависимости среди молодежи.
Также соцслужбы должны следить, чтобы несовершеннолетние не находились в
опасном окружении. Социальные работники обязаны тесно сотрудничать с родителями
для обеспечения всей необходимой защиты и поддержки детей и молодежи из группы
риска. В интересах ребенка могут предоставляться опека и воспитание вне дома. (SoL
Кар.5 1§)
Взятие под опеку
Закон обязывает сотрудников учреждений, работающих с детьми, немедленно
сообщать социальной службе, если они узнают или подозревают, что
несовершеннолетний подвергается насилию (SoL Кар.14).
Получив подобный сигнал, социальная служба должна сразу же оценить, не
нуждается ли ребенок в неотложной защите. После этого у нее есть 14 дней на принятие
решения о начале расследования (SoL Кар.11 1 a §). За исключением особых случаев, оно
должно быть завершено на протяжении четырех месяцев. По закону расследование
проводится без лишних неудобств и с привлечением экспертов в случае необходимости.
Заинтересованные лица должны быть проинформированы о ведущемся расследовании
(SoL Кар.11 2 §).
Если оказывается, что несовершеннолетний нуждается в опеке вне дома,
необходимо разработать план предоставления такой опеки (SoL 3 §). С 2013 года
социальные работники обязаны учитывать мнение ребенка (настолько, насколько он
способен его высказать). Если только ребенку не грозит прямая опасность, любые
решения принимаются по согласованию с родителями и должны учитывать интересы всех
сторон.
Решение о взятии под опеку несовершеннолетнего может быть принято, если:
он подвергается физическому или психологическому насилию,
неправомерной эксплуатации (например, сексуальной эксплуатации или непомерному
физическому труду), при недостаточном уходе или если условия в семье несут опасность
здоровью и развитию несовершеннолетнего (LVU 2 §);
несовершеннолетний подвергает опасности свое здоровье и развитие из-за
нарко-, алко- и пр. зависимости, асоциального поведения или уголовных деяний (LVU 3
§).
Решение о взятии под опеку принимается административным судом первой
инстанции (förvaltningsrätten) по обращению муниципальной социальной службы (LVU 4
§). На суд приглашаются все заинтересованные стороны. Дело рассматривают судья и
трое членов судебной коллегии - обычные граждане, как правило, пользующиеся
уважением в своей местности. Вопрос о принудительной опеке слушается в закрытом
режиме без допуска общественности, но в присутствии заинтересованных сторон.
Социальная служба может самостоятельно, не дожидаясь суда, принять решение о
неотложном взятии под опеку лица в возрасте до 20-ти лет, если оно нуждается в
специальной опеке или если есть не терпящая отлагательств угроза для расследования или
для здоровья и развития несовершеннолетнего (LVU 6 §). В таком случае соцслужба
должна на протяжении недели передать данное решение в административный суд для
пересмотра и утверждения. Если это не будет сделано, решение о неотложном взятии под
опеку отменяется (LVU 7 §).
Решения социальной службы можно обжаловать в административном суде (LVU 41
§). На решение этого суда тоже можно подать апелляцию в административный суд второй
инстанции (kammarrätten).
Если ребенок в результате берется под опеку, соцслужба в первую очередь должна
рассмотреть вариант проживания ребенка у его родственников, руководствуясь при этом
интересами несовершеннолетнего. Новое место жительства ребенка должно отвечать его
потребностям (SoL, Кар.6). Конечной целью опеки является возвращение ребенка в
родную семью к биологическим родителям как можно скорее.
С патронажной семьей или учреждением, которое принимает ребенка, социальная
служба заключает договор. В нем обозначаются обязанности нового дома по защите и
поддержке ребенка. Служба также обеспечивает специальную подготовку и
сопровождение людей, оказывающих эти услуги. За размещенным вне дома ребенком
закрепляется сотрудник социальной службы, который поддерживает с ним контакт (SoL,
Кар.6).
Соцслужба тщательно отслеживает качество опеки, предоставляемой ребенку, его
регулярно проведывают, общаются с ним и с новыми опекунами. (SoL, Кар.6). Служба
также ответственна за удовлетворение потребностей несовершеннолетнего в общении с
родителями и опекунами. Она принимает решение о возможности такого общения и о том,
будет ли известно родителям и опекунам новое место проживания ребенка (LVU 14 §).
Каждые полгода социальная служба обязана пересматривать свое решение об
опеке, чтобы определить, продолжает ли ребенок в ней нуждаться. (SoL, Кар.6).
Особое значение в деятельности службы принадлежит общественности. Решения
принимаются по рекомендации социальных работников коллегией авторитетных граждан;
такие же влиятельные в своем населенном пункте жители входят в состав суда первой
инстанции.
Сравнение с другими странами
Исследователи отмечают, что статистика опеки над детьми в Швеции находится на
одном уровне с другими европейскими странами - органами опеки изымается больше
детей, чем в Англии и Ирландии, но меньше, чем в Финляндии и Норвегии.
Ситуацию со взятием под опеку детей в Швеции сложно сравнивать с другими
системами из-за особенностей ведения статистики в разных государствах. В Швеции
принято фиксировать каждый случай взятия под опеку несовершеннолетнего. То есть,
если ребенка забирали из семьи несколько раз в течение года, каждый из этих случаев
учитывается отдельно. Кроме того, Главное управление здравоохранения и социального
обеспечения (швед. Socialstyrelsen) включает в общую статистику и количество
несовершеннолетних, взятых под опеку из-за домашнего насилия, и тех, кого взяли под
опеку из-за асоциального поведения, уголовных деяний и пагубных зависимостей. В
некоторых странах эти случаи фиксируются раздельно.
Тем не менее, с учетом этих особенностей статистика Швеции за 2016 год
сопоставима с данными по другим странам, включая Россию. Так, в этом году в Швеции
под опекой находились 29 473 ребенка, что при общем количестве несовершеннолетних в
стране 2 291 000 составляет 1,28% от их общего числа.
В то же время, в Российской Федерации в 2016 году из семей были изъяты 300
тысяч несовершеннолетних при общем количестве несовершеннолетних 29 573 971
человек (по состоянию на 1 января 2017 года), что составляет 1,01% всей возрастной
группы.
В 2016 году в Великобритании под опекой пребывали 82 830 детей, что составляет
0,54% от их общего количества (15 455 800).
Критика
Хотя Швеция последовательно работает над защитой прав детей, ее социальные
службы уже долгое время периодически критикуются в СМИ. Так, например, вышедшая в
августе 1983 года в немецком журнале в «Der Spiegel» (ФРГ) статья Kindergulag im
Sozialstaat Schweden («Детский ГУЛАГ в государстве всеобщего благосостояния
Швеция») сообщала, что полиция и социальные службы могли изымать детей без веских
на то оснований. В ответ на этот материал ученый-социолог Оке Эльмер в ведущей
шведской газете" «Dagens Nyheter» сравнил количество взятых под опеку детей в Швеции
и ФРГ. В Германии в процентном соотношении таких детей оказалось больше.
В русскоязычных СМИ и блогах время от времени появляются материалы с
рассказами о беспричинном изъятии детей у русскоязычных родителей в Швеции. С
другой стороны, СМИ и блоги публикуют материалы, рассказывающие о специфике
работы шведских социальных служб с несовершеннолетними. Из них следует, что
соцслужбы обязаны реагировать на сигналы о неблагополучии ребенка. Они
рассматривают ситуацию в соответствии с четко прописанной процедурой, общаясь с
ребенком, его родителями и окружением. Изъятие ребенка из семьи – это крайняя мера, к
которой прибегают чрезвычайно редко и лишь в исключительных случаях.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Составить рисковый проект (проектирование объекта по управлению рисками)
Контрольная, Проектный менеджмент
Срок сдачи к 8 дек.
Написать реферат по теме: «Государство всеобщего благоденствия»: концепция К. Мюрдаля.
Реферат, Политические и правовые учения
Срок сдачи к 8 дек.
Административно-правовое регулирования в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних
Диплом, Юриспруденция
Срок сдачи к 5 дек.
Конституционные основы статуса иностранцев и лиц без гражданства в России.
Курсовая, Конституционное право
Срок сдачи к 12 дек.
Физическая культура и спорт в высшем учебном заведении.
Реферат, Физическая культура
Срок сдачи к 6 дек.
Тенденции развития института участия прокурора в арбитражном судопроизводстве.
Курсовая, Прокурорский надзор
Срок сдачи к 15 дек.
Описание задания в файле, необходимо выполнить 6 вариант
Курсовая, Схемотехника
Срок сдачи к 20 янв.
Аристотель, 15 страниц, не менее 5 источников и ссылки указывающие на...
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Нужен реферат на 10 листов
Реферат, Математическое Моделирование Водных Экосистем
Срок сдачи к 11 дек.
Финансовый анализ компании Wildberries - участие компании на рынке ценных бумаг и использование компанией деривативов и валюты в рамках своей деятельности
Доклад, Финансы
Срок сдачи к 11 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!