это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3658280
Ознакомительный фрагмент работы:
1. Что такое наука? Основные черты науки.
Наука – это сфера человеческой деятельности, целью которой является
выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о
действительности, а также результаты этой деятельности.
Сложная структура сущности науки порождает целый ряд научных походов к
ее исследованию и систему точек зрения на ее специфику.
Основные черты научного знания: объективность, рациональность,
проверяемость, системность, общезначимость.
Объективность научного знания проверяется в ходе научных наблюдений,
практики, различных экспериментов, логических рассуждений. Научные гипотезы
требуют рационального обоснования, без которого они не могут считаться
знанием. Результаты исследований постоянно подвергаются критической оценке и
переоценке, без чего невозможен научный прогресс.
Научному знанию свойственна упорядоченность: в ходе исследования оно
принимает форму теории, системы понятий, умозаключений.
Общезначимость науки заключается в том, что научное знание является
всеобщим достоянием, принадлежит всему человечеству.
2. Наука и философия.
Развитие эвристических и прогностических компонентов философского
осмысления мира является необходимым условием развития науки. Оно служит
предпосылкой движения науки в поле теоретического оперирования идеальными
объектами, обеспечивающего постижение предметных структур, еще не освоенных
в практике той или иной исторической эпохи.
Наука и философия – это две взаимосвязанные деятельности, которые
направлены непосредственно на изучение людей и мира, который их окружает.
Следует отметить, что философия стремится познать все: ощущаемое человеком и
нет, видимое и невидимое, реальное и иллюзорное. Именно поэтому философия
может выходить за грани познания науки. Наука изучает то, что можно потрогать,
увидеть, взвесить. Следовательно, наука – это область исследований, которая
направлена на продуцирование новых знаний об обществе, природе и мышлении.
Исходя из этого наука имеет границы, в то время как философия – метафизическая
категория.
3. Наука и другие формы мировоззрения (мифология, религия).
Человек познает мир по-разному: в формах научного и обыденного сознания,
философского и художественного (высшим воплощением которого является
искусство) освоения мира. Существует также религиозно-мифологическое познание
мира.
Мифология – это образно-художественный способ объяснения или, говоря
строже, попытка объяснения явлений природы и жизни людей, взаимоотношение
земного и космического начал.
Религия – это особая форма осознания мира, обусловленная верой в
сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения,
обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь,
религиозную общину).
Как и для религии, источником знаний для науки являются наблюдения, опыт
(эмпирическая сторона познания). Научное познание мира является активным
осмыслением полученных фактов (теоретическая сторона познания). Важной
отличительной чертой науки является проверка полученных знаний, законов на
опыте, поэтому научные знания не зависят от нашего самочувствия или настроения
и могут быть названы объективными.
4. Наука и другие формы духовной культуры (обыденное сознание,
искусство, мораль, идеология).
Наука и обыденное сознание полярные по своей сути типы познания и
знания, поскольку наука высокоспециализированная и рационализированная сфера
человеческой жизнедеятельности, тогда как. Соотнесение науки с обыденным
сознанием - один из способов вычленения их специфики. Обыденное сознание, как и
наука, стремится изучать объекты реального мира и на этой основе предвидеть
возможности и результаты его практического преобразования.
Искусство – это форма общественного сознания, связанная с
надэмпирической трансляцией опыта человечества посредством художественных
образов. Художественный образ как основная единица искусства является
неустранимым элементом научного исследования. В этом проявляется
родственность науки и искусства. С другой стороны, художественный образ
предстает как единство объективного и субъективного, тогда как наука стремится к
объективизму, в чем заключается различие науки и искусства.
Наука – это совокупность теоретических представлений о мире,
ориентированная на выражение в понятиях и математических формулах
объективных характеристик действительности, то есть тех, которые не зависят от
сознания. Нравственность (мораль), напротив, является совокупностью ценностей и
норм, регулирующих поведение и сознание людей с точки зрения
противоположности добра и зла.
Нравственность проникает всюду, где встречаются два субъекта и где речь
идет об их нуждах и угрозах для них. Наука не существует в неких чисто духовных
сферах, не витает над миром, она касается огромного множества человеческих
интересов.
Во взаимодействии науки и нравственности можно выделить три сферы их
взаимодействия. Первая сфера – соотношение науки и ученых с применением их
открытий в практической повседневной жизни. Вторая – внутринаучная этика, т.е.
те нормы, ценности и правила, которые регулируют поведение ученых в рамках их
собственного сообщества. Третья – некое "срединное поле" между научным и
ненаучным в самых разных областях.
Наука и идеология различаются по целям, по методам и по практическим
приложениям. Наука имеет целью познание мира, достижение знаний о нем. Она
стремится к истине. Идеология же имеет целью формирование сознания людей и
манипулирование их поведением путем воздействия на их сознание, а не
достижение объективной истины. Она использует данные науки как средство,
опирается на науку, принимает наукообразную форму и даже сама добывает какие-
то истины, если это уже не сделано другими. Но она приспосабливает истину к
своим целям, подвергает её такой обработке, какая необходима для более
эффективного воздействия на умы и чувства людей и в какой заинтересованы те или
иные группы людей, организации, классы и даже целые народы.
5. Понятие истины и теории истины в философии и науке.
В общей философии, общественно-гуманитарных и естественных,
технических науках под истиной подразумевают соответствие положений
некоторому критерию проверяемости: теоретической, эмпирической.
В философии понятие истины совпадает с комплексом базовых концепций,
позволяющих различить достоверное и недостоверное знание по степени его
принципиальной возможности согласовываться с действительностью, по его
самостоятельной противоречивости/непротиворечивости.
В разделах науки (физике, химии, истории, социологии и др.) категория
истины обладает двойственной характеристикой. С одной стороны, истина есть в
традиционном понимании цель научного познания, а с другой – это самостоятельная
ценность, обеспечивающая принципиальную возможность научного знания
совпадать с объективной реальностью, как минимум быть комплексом базовых
решений теоретических и практических задач.
Основные теории истины:
1. Эмпирическая: истина – это все знание, основанное на накопленном опыте
человечества. Автор – Френсис Бэкон.
2. Сенсуалистическая (Юм): истину можно познать только сенситивно,
ощущением, восприятием, созерцанием.
3. Рационалистическая (Декарт): вся истина уже заключена в разуме человека,
откуда ее надо извлекать.
4. Агностическая (Кант): истина неопознаваема сама по себе («вещь в себе»).
5. Скептическая (Монтень): ничто не истинно, человек не способен на
получение сколько-нибудь достоверных знаний о мире.
6. Структура науки.
Научные знания представляют собой сложную развивающуюся систему, в
которой по мере эволюции возникают все новые уровни организации. Они
оказывают обратное воздействие на ранее сложившиеся уровни знания и
трансформируют их. В этом процессе постоянно возникают новые приемы и
способы теоретического исследования, меняется стратегия научного поиска. Чтобы
выявить закономерности этого процесса, необходимо предварительно раскрыть
структуру научных знаний.
В своих развитых формах наука предстает как дисциплинарно организованное
знание, в котором отдельные отрасли – научные дисциплины (математика;
естественнонаучные дисциплины – физика, химия, биология и другие; технические
и социальные науки) выступают в качестве относительно автономных подсистем,
взаимодействующих между собой.
Научные дисциплины возникают и развиваются неравномерно. В них
формируются различные типы знаний, причем некоторые из наук уже прошли
достаточно длительный путь теоретизации и сформировали образцы развитых и
математизированных теорий, а другие только вступают на этот путь.
Специфика предмета каждой науки может привести и к тому, что
определенные типы знаний, доминирующие в одной науке, могут играть
подчиненную роль в другой. Они могут также существовать в ней в
трансформированном виде. Наконец, следует учитывать, что при возникновении
развитых форм теоретического знания более ранние формы не исчезают, хотя и
могут резко сузить сферу своего применения.
Система научного знания каждой дисциплины гетерогенна. В ней можно
обнаружить различные формы знания: эмпирические факты, законы, принципы,
гипотезы, теории различного типа и степени общности и т.д. Все эти формы могут
быть отнесены к двум основным уровням организации знания: эмпирическому и
теоретическому.
7. Эмпирический и теоретический уровни.
Особенности теоретического и эмпирического уровней научной дисциплины,
при которых каждый из этих уровней рассматривается в качестве сложной системы,
включающей разнообразие типов знания и порождающих их познавательных
процедур:
Эмпирическое исследование базируется на непосредственном практическом
взаимодействии исследователя с изучаемым объектом. Оно предполагает
осуществление наблюдений и экспериментальную деятельность. Поэтому средства
эмпирического исследования необходимо включают в себя приборы, приборные
установки и другие средства реального наблюдения и эксперимента.
В теоретическом же исследовании отсутствует непосредственное
практическое взаимодействие с объектами. На этом уровне объект может изучаться
только опосредованно, в мысленном эксперименте, но не в реальном
Кроме средств, которые связаны с организацией экспериментов и
наблюдений, в эмпирическом исследовании применяются и понятийные средства.
Они функционируют как особый язык, который часто называют эмпирическим
языком науки. Он имеет сложную организацию, в которой взаимодействуют
собственно эмпирические термины и термины теоретического языка.
Смыслом эмпирических терминов являются особые абстракции, которые
можно было бы назвать эмпирическими объектами. Их следует отличать от
объектов реальности. Эмпирические объекты – это абстракции, выделяющие в
действительности некоторый набор свойств и отношений вещей. Реальные объекты
представлены в эмпирическом познании в образе идеальных объектов, обладающих
жестко фиксированным и ограниченным набором признаков. Реальному же объекту
присуще бесконечное число признаков. Любой такой объект неисчерпаем в своих
свойствах, связях и отношениях.
Что же касается теоретического познания, то в нем применяются иные
исследовательские средства. Здесь отсутствуют средства материального,
практического взаимодействия с изучаемым объектом. Но и язык теоретического
исследования отличается от языка эмпирических описаний. В качестве его основы
выступают теоретические термины, смыслом которых являются теоретические
идеальные объекты. Их также называют идеализированными объектами,
абстрактными объектами или теоретическими конструктами. Это особые
абстракции, которые являются логическими реконструкциями действительности. Ни
одна теория не строится без применения таких объектов.
Эмпирический и теоретический типы познания различаются не только по
средствам, но и по методам исследовательской деятельности. На эмпирическом
уровне в качестве основных методов применяются реальный эксперимент и
реальное наблюдение. Важную роль также играют методы эмпирического описания,
ориентированные на максимально очищенную от субъективных наслоений
объективную характеристику изучаемых явлений.
Что же касается теоретического исследования, то здесь применяются особые
методы: идеализация (метод построения идеализированного объекта); мысленный
эксперимент с идеализированными объектами, который как бы замещает реальный
эксперимент с реальными объектами; особые методы построения теории
(восхождение от абстрактного к конкретному, аксиоматический и гипотетико-
дедуктивный методы); методы логического и исторического исследования и др.
8. Формы научного знания.
К основным формам научного познания относятся научные факты, проблемы,
гипотезы и теории. Их назначение состоит в том, что они раскрывают динамику
процесса познания, т.е. движение и развитие знания в ходе исследования или
изучения какого-либо объекта.
Фундаментом всего научного знания являются научные факты, с
установления которых начинается научное познание. Научный факт – это отражение
конкретного явления в человеческом сознании, т.е. его описание с помощью языка
науки (обозначение, термины и т.п.). Одним из важнейших свойств научного факта
является его достоверность, которая обусловливается возможностью его
воспроизведения с помощью различных экспериментов. Чтобы факт считался
достоверным, требуется его подтверждение в ходе многочисленных наблюдений
или экспериментов. Так, если мы один раз увидели, что яблоко с дерева падает на
землю, то это всего лишь единичное наблюдение. Но если мы фиксировали
подобные падения неоднократно, то можно говорить о достоверном факте.
Подобные факты составляют эмпирический, т.е. опытный, фундамент науки.
Трудность заключается в том, что в непосредственном наблюдении
зафиксировать сущностные характеристики предмета практически невозможно.
Поэтому прямо перейти с эмпирического на теоретический уровень познания тоже
нельзя. Теория не строится путем непосредственного индуктивного обобщения
опыта. Поэтому следующим шагом в научном познании
становится формулирование проблемы.
Проблема определяется как «знание о незнании», как форма знания,
содержанием которой является осознанный вопрос, для ответа на который
имеющихся знаний недостаточно. Любое научное исследование начинается с
выдвижения проблемы, что свидетельствует о возникновении трудностей в развитии
науки, когда вновь обнаруженные факты не удается объяснить существующими
знаниями. Поиск, формулирование и решение проблем – основная черта научной
деятельности. Проблемы отделяют одну науку от другой, задают характер научной
деятельности как подлинно научной или псевдонаучной.
В свою очередь, наличие проблемы при осмыслении необъяснимых фактов
влечет за собой предварительный вывод, требующий своего экспериментального,
теоретического и логического подтверждения. Такого рода предположительное
знание, истинность или ложность которого еще не доказана, называется научной
гипотезой.
Гипотеза – это знание в форме предположения, сформулированного на основе
ряда достоверных фактов.
По своему происхождению гипотетическое знание носит вероятностный, а не
достоверный характер и поэтому требует обоснования и проверки. Если в ходе
проверки содержание гипотезы не согласуется с эмпирическими данными, то
гипотеза отвергается. Если же гипотеза подтверждается, то можно говорить о той
или иной степени вероятности гипотезы. Чем больше фактов, подтверждающих
гипотезу, найдено, тем выше ее вероятность. Таким образом, в результате проверки
одни гипотезы становятся теориями, другие уточняются и конкретизируются, а
третьи отбрасываются как заблуждения, если их проверка дает отрицательный
результат. Решающим критерием истинности гипотезы является практика во всех
своих формах, а вспомогательную роль при этом играет логический критерий
истины.
В случае своего подтверждения гипотеза становится теорией.
Теория – это логически обоснованная и проверенная на практике система
знаний, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей в
определенной области объективной реальности.
Главная задача теории – описать, систематизировать и объяснить все
множество эмпирических фактов. Иными словами, теория представляет собой
систему истинного, уже доказанного, подтвержденного знания о сущности явлений,
высшую форму научного знания, всесторонне раскрывающую структуру,
функционирование и развитие изучаемого объекта, взаимоотношения всех его
элементов, сторон и связей.
9. Методы научного познания.
Процесс познания окружающего нас мира в самом общем виде представляет
собой решение разного рода задач, возникающих в ходе практической деятельности
человека. Эти проблемы решаются путем использования особых приемов —
методов.
Научный метод – это совокупность приемов и операций практического и
теоретического познания действительности.
Они оптимизируют деятельность человека, вооружают его наиболее
рациональными способами организации деятельности.
На эмпирическом уровне происходит сбор фактов и информации
(установление фактов, их регистрация, накопление), а также их описание
(изложение фактов и их первичная систематизация).
Теоретическая сторона связана с объяснением и обобщением фактов,
созданием новых теорий, выдвижением гипотез, открытием новых законов, а также
предсказанием новых фактов в рамках этих теорий. С их помощью вырабатывается
научная картина мира, что важно для осуществления мировоззренческой функции
науки.
В основе методов науки лежит единство эмпирических и теоретических
сторон. Они взаимосвязаны и обусловливают друг друга. Их разрыв, или
преимущественное развитие одной стороны за счет другой, закрывает путь к
правильному познанию природы: теория становится беспредметной, опыт – слепым.
Помимо выделения двух уровней познания, в основу классификации научных
методов может быть положена применяемость метода, возможность его
использования в разных сферах человеческой деятельности. В таком случае можно
выделить общие, особенные и частные методы научного познания.
Общие методы научного познания
Общие методы познания касаются любого предмета, любой науки. Это
различные формы метода, дающего возможность связывать воедино все стороны
процесса познания, все его ступени. Это, скорее, общефилософские методы
познания. В истории философии можно найти только два таких метода –
метафизический и диалектический. До конца XIX в. в науке господствовал
метафизический метод, и лишь с XX в. он уступил свое место диалектическому
методу познания. Оба этих метода лишь намечают границы познания.
Частные методы научного познания
Частные методы научного познания – это специальные методы, действующие
только в пределах отдельной отрасли науки. Таков, в частности, метод кольцевания
птиц, применяемый в зоологии. Иногда частные методы могут использоваться за
пределами той области знания, в которой они возникли. Так, методы физики,
применяемые в других отраслях естествознания, привели к созданию астрофизики,
геофизики, кристаллофизики и других междисциплинарных наук. Нередко
применяется комплекс взаимосвязанных частных методов к изучению одного
предмета. Например, молекулярная биология одновременно пользуется методами
физики, математики, химии, кибернетики.
Хотя частные методы и способы исследования в разных науках могут заметно
отличаться друг от друга, однако общий подход этих методов к процессу познания
остается в сущности одним и тем же. Все они определяют тактику исследования.
Стратегию исследования определяют особенные методы познания. Кроме того, все
частные методы познания связаны с определенными сторонами или сочетаниями
особенных методов.
Особенные методы научного познания
Особенные методы научного познания используются большинством наук на
разных этапах познавательной деятельности и касаются определенной стороны
изучаемого предмета или приема исследования. Именно среди особенных методов
можно выделить эмпирический и теоретический уровни познания. Таким образом,
существуют особенные методы, проявляющиеся:
на эмпирическом уровне познания (наблюденияе, измерение, эксперимент);
на теоретическом уровне познания (абстрагирование, идеализация,
формализация, индукция, дедукция);
методы, действующие как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях
познания (аналогия, моделирование, анализ, синтез, классификация).
10. Классификация наук.
По объекту изучения.
Точные науки – о числах и количественных отношениях (математика).
Технические науки – о технике и механизмах (механика, физика).
Естественные науки – о природе, законах её развития (химия, биология,
география, экология, генетика).
Общественные науки – об обществе, законах его развития (история,
философия, политология, юриспруденция, социология, экономика).
Гуманитарные науки – о человеке, его мышлении и познании (психология,
логика, гносеология).
По ориентации на практику.
Фундаментальные науки – в них отсутствует прямая ориентация на
практику, они исследуют самые глубокие элементы, структуры, законы
мироздания.
Прикладные науки ориентируются на применение результатов научного
познания для решения производственных и социально – практических
проблем, ставят своей целью использование знаний из области
фундаментальных исследований для решения конкретных задач практической
жизни людей, т. е. они влияют на наш образ жизни.
11. Наука и научно-технический прогресс.
В техногенной цивилизации научно-технический прогресс постоянно меняет
способы общения, формы коммуникации людей, типы личности и образ жизни. В
результате возникает отчетливо выраженная направленность прогресса с
ориентацией на будущее. Для культуры техногенных обществ характерно
представление о необратимом историческом времени, которое течет от прошлого
через настоящее в будущее.
В настоящее время развитие науки является главным условием развития
техники. Можно выделить три основных точки зрения на проблему
взаимоотношения науки и техники в обществе.
Первая – указывает на определяющую роль науки, а технику трактует именно
как прикладную науку. Это такая модель взаимоотношения науки и техники, когда
наука рассматривается как производство знания, а техника – как его практическое
применение, воплощение.
Другая модель акцентирует взаимовлияние науки и техники как
самостоятельных явлений, взаимодействующих на определенных этапах своего
развития. Утверждается, что познанием движет стремление к истине, тогда как
техника развивается для решения практических проблем. Техника использует
научные результаты для своих целей, а наука использует технические
средства/устройства для решения своих проблем.
Третья модель указывает на ведущую роль техники: наука развивалась под
влиянием потребностей техники.
Список использованной литературы
1. Кузьменко, Г. Н. Философия и методология науки : учебник для
магистратуры / Г. Н. Кузьменко, Г. П. Отюцкий. – Москва: Издательство Юрайт,
2017. – 450 с.
2. Мифология, религия, философия, наука – исторические этапы духовной
деятельности человека, их особенности. Исторические типы религии. Основные
направления философской мысли. URL: https://megaobuchalka.ru/4/43549.html
(дата обращения 22.12.2021).
3. Наука и другие виды культуры: наука и искусство; наука и религия; наука и
нравственность; наука и философия. URL: https://students-
library.com/library/read/18620-nauka-i-drugie-vidy-kultury-nauka-i-iskusstvo-
nauka-i-religia-nauka-i-nravstvennost-nauka-i-filosofia (дата обращения 22.12.2021).
4. Наука и философия. URL: https://spravochnick.ru/filosofiya/filosofiya_i_ee_
mesto_v_kulture/nauka_i_filosofiya/ (дата обращения 22.12.2021).
5. Садохин А. П. Концепции современного естествознания. / А. П. Садохин. –
Москва: Юнити-Дана, 2015. – 447 с.
6. Степин, В. С. Философия науки. Общие проблемы: учебник для аспирантов
и соискателей ученой степени кандидата наук / В. С. Степин. – Москва: Гардарики,
2006. – 384 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!