это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3663679
Ознакомительный фрагмент работы:
План работы
1. Урбанизация: понятие, исторические этапы и формы 3
2. Опросные методы в социологии 15
Список использованных источников 25
1. Урбанизация: понятие, исторические этапы и формы
Урбанизация — это исторический процесс повышения роли города в
развитии общества, который охватывает изменения в размещении
производства и, прежде всего, в расселении населения, его социально-
профессиональной, демографической структуре, образе жизни, культуре и
т.д. Урбанизация — многосторонний социально-экономический,
демографический и географический процесс, происходящий на основе
исторически сложившихся форм общественного и территориального
разделения труда. В более узком, демографо-статистическом, понимании
урбанизация — это рост городов, особенно больших, повышение удельного
веса городского населения в стране, регионе, мире [7, 20].
Возникновение городов относиться к эпохе перехода от
первобытнообщинного к рабовладельческому строю и связано с углублением
общественного разделения труда, в процессе которого из массы населения,
занятого сельскохозяйственным трудом, выделяются как различные слои
формирующихся эксплуатационных классов (представители государственной
власти, жрецы, крупные землевладельцы, торговцы), так и многочисленное
ремесленное население. Первые значительные поселения оседлых
землевладельцев, как показывают археологические раскопки, появились в
XII-IX тысячелетиях до нашей эры. Время возникновения первых городов -
IX-II тысячелетия до нашей эры. Наибольшее развитие города получили в I
тысячелетие до нашей эры. и в начале I тысячелетия нашей эры.
Древний Египет. В плодородной долине Нила, где требовались
большие усилия для борьбы с наводнениями, поддержание систем орошения
и осушения болот, рано сложились условия для возникновения и развития
городов.
При строительстве городов большое значение имела ориентация на
религиозные и астрономические представления с которыми связаны их
обширные сооружения. Прежде всего это относиться к некрополям и
храмовым комплексам. Грандиозные пирамиды характерны для Древнего
царства (вблизи столицы- Мемфис). В эпоху Среднего и Нового царств, когда
столицей стали Фивы, вместо пирамид сооружаются храмовые комплексы, в
том числе пещерные храмы.
Двуречье. Первые города в истории человечества возникли в южной
части Месопотамии, в долинах нижнего течения Тигра и Евфрата. Здесь
образовалось около 20 городов-государств. Город включал храмовый
комплекс в виде высокого ступенчатого зиккурата, дворец правителя,
глинобитные дома жителей, а также прилегающие участки садов и земель.
Первые города настолько поражали воображение людей, что их создание
приписывалось богам.
Сохранившиеся остатки зиккурата в Уре дают представление о
размерах и характере этих выдающихся сооружений шумерских городов.
Зиккурат состоял из трех возвышавшихся друг над другом башен,
образующих террасы, соединенные лестницами. Башни были разных цветов:
нижняя - черная, обмазанная битумом, средняя - красная, цвета обожженного
кирпича, верхняя - белая. Над последней башней возвышалось "жилище
бога" - надстройка из глазурованного кирпича, где происходили ритуальные
церемонии и велись астрономические наблюдения. Высота зиккурата в XXII-
XXI вв. до н.э., составляла 21 метр. Идея зиккурата прослеживалась во всех
городах Двуречья.
Древние города Китая. В Китае древнейшие города возникли в долине
Хуанхэ. На берегах этой реки, ее притоков или в прилегающих горных
местностях раз вырастали и часто разрушались столицы рабовладельческих
государств, постоянно воевавших друг с другом и периодически
объединявшихся под властью сильнейшего государства, когда этого
особенно остро требовала необходимость поддержания ирригационных
сооружений, сохранения господства над эксплуатировавшимися массами
населения и защиты от нападений кочевников. Эти столицы сооружались в
основной зоне создания орошаемого земледелия, относительно близко друг
от друга, в пунктах в которых по тем или иным обстоятельствам казалось
легче осуществлять контроль над подвластными территориями и имелись
другие условия для развития города, оценивавшиеся как благоприятные. При
этом, как и в других странах, разрушение старых столиц и строительство
новых не было чем-то необычайным и представлялось само собой
разумеющимся, так же, как и уничтожение десятков тысяч людей или их
обращение в рабство в ходе кровопролитных и жестоких войн [5, 66].
Во II тысячелетии до н.э. главные географические центры
рабовладельческой цивилизации сдвигаются в зону Средиземноморья. В
течение примерно 2000 лет центры Античного мира перемещаются в
пределах Средиземноморского бассейна. Вначале это города Финикии -
процветающей, но небольшой перенаселенной страны, прижатой к морю
хребтом Ливан; финикияне - жители Тира и других приморских городов -
раньше других средиземноморских народов отправляются в дальние
плаванья и основывают колонии, в том числе знаменитый Карфаген. Затем
первенство переходит к Криту, позднее к Микенам. На несколько столетий
неоспоримым центром Восточного Средиземноморья становятся Афины.
Наконец, возвышается Рим, расположенный в Центре Средиземноморского
бассейна и создающий огромную империю, простирающуюся от Гибралтара
до Месопотамии, от Северной Африки до Британии.
Античная эпоха оставила не только непревзойденные образцы
градостроительного искусства, запечатленные в замечательных и частично
сохранившихся архитектурных ансамблях и сооружениях, но и обширное
наследие в поразительной по масштабам и охвату территории
«географической экспансии городов» - распространении их сети из одного
или немногих материнских городов на обширные территории. особенно
интенсивно этот процесс протекал в VIII-VII вв. до н.э., когда выходцами из
городов материковой Греции, островов и побережья Эгейского моря были
основаны сотни городов-колоний на берегах Средиземного и Черного морей;
в IV-III вв. до н.э., когда были основаны многочисленные эллинистические
города на Востоке; позднее II-I вв. до н.э. и I-IV вв. н.э., когда создавались
сотни городов эпохи римского градостроительства. При этом были
выработаны многие важнейшие принципы и приемы не только
архитектурного искусства, но и выбора мест для городов, их
территориальной организации и застройки, учета природных условий.
Никогда раньше в истории человечества и примерно в течение 1000 лет после
падения Рима этот феномен массового строительства городов на огромной
территории не повторялся.
Древняя Греция. Греческий город, в отличии от египетского,
принадлежит общинам, свободным людям, образующим полисы. В центре
греческого города, обычно на холме, возвышался акрополь («верхний
город») с главными храмами, культовыми и общественными сооружениями;
вокруг располагалась остальная часть города с жилыми и ремесленными
кварталами и рыночной площадью («агрой»). Несколько городов создавали
союзы; каждая община, город приобретали черты «полиса» и стремились к
автономии. Периодические объединения городов в недолговечные союзы и
войны между ними - главные события греческой политической истории.
Замечательный градостроительный и географический опыт древних
греков в выборе мест основания городов - столь же драгоценное наследие,
как и создаваемые ими архитектурные ансамбли и здания.
Древний Рим. В эпоху Древнего Рима географический и
градостроительный опыт человечества в сооружении городов еще более
расширился. Основанный в 753 г. до н.э. Древний Рим за 12 веков своего
существования (до взятия его в 476 г. германцами Одоакра) создал громкую
рабовладельческую империю. Подчинив себе к III в. до н.э. всю Италию,
сокрушив в III-II вв. в трех Пунических войнах Карфаген, Рим в I в. до н.э. -
П в. н.э. завоевывает Испанию, Грецию, Галлию, Британию, обширные
районы Центральной и Юго-Восточной Европы до Рейна и Дуная, Малую
Азию, страны Леванта, Северную Африку, Египет.
Завоевав Грецию, римляне в значительной мере оказались под
влиянием греческой культуры, но восприняв её и, в частности, греческий
опыт строительства городов, широко использовав методы и приемы
строительства, обнаруженные у других народов (вначале у этрусков, затем у
многих других) римляне необычайно расширили географические рамки
градостроительства, подчинили его стратегическим задачам расширения и
управления гигантской империей, развили технические основы
градостроительства, создали много новых видов сооружений (форумы,
амфитеатры, цирки, термы, базилики, мосты, дороги, акведуки), разработали
новые типы конструкций (арки, аркады, купольное перекрытие), придали
колоссальные размеры многим сооружениям [6, 80].
Средние века - сложный и противоречивый период человеческой
истории, оставивший огромное наследие в формировании сети, планировки,
в облике городов на всех континентах.
Средневековые города Европы в XI-III вв. На географию, структуру и
застройку средневековых городов повлиял ряд факторов. Существенное
влияние на развитие средневековых городов оказала сеть укреплений,
унаследованная от времен Римской империи. Большое значение приобрели
торговые пути, постепенно связавшие главные районы Европы между собой
и, что было особенно важно, Востоком. Торговля с Востоком играла
первостепенную роль в формировании основных торговых путей и очень
сильно влияла на развитие сети средневековых городов. Главные морские
пути восточной торговли шли через Константинополь и страны Леванта в
Венецию и Геную. Важнейшим фактором, влиявши на формирование,
планировку и облик средневековых городов, были войны, длившиеся почти
непрерывно.
Средневековые города характеризовались крайне низким
благоустройством: не было канализации, водопровода, плохое мощение улиц
вызывало непролазную грязь; неудовлетворительное санитарное состояние
города способствовало постоянным эпидемиям.
Города Возрождения в Италии в XIII-ХV вв. Накануне великих
географических открытий крупнейшими в Европе были города Италии,
сложившиеся на главных путях восточной торговли. Венеция в ХV в.
насчитывала 200 тыс. жителей, располагала крупнейшим флотом, развитой
промышленностью, связанной с обширными торговыми операциями
(судостроение, производство изделий роскоши, книгопечатание); ее значение
для Европы в это время было больше, чем всей Германии.
Итальянские города, резвившееся на транзитной торговле, не были
заинтересованы в политическом единстве. Что касается римских пап то, они
были слишком слабы, чтобы объединить Италию под своим главенством, и
слишком сильны, чтобы позволить это сделать кому-то другому.
В ХIII-ХV вв. в городах Италии, первыми вставших на путь
капиталистического развития, начинается эпоха Возрождения - "величайший
прогрессивный переворот из всех пережитых до того времени
человечеством".
В развитии средневековых городов Средней Азии арабское влияние
сочеталось с богатыми градостроительными традициями, сложившимися
здесь с древних времен. К моменту арабского вторжения города Средней
Азии уже имели длительную и яркую историю. Так, Самарканд с давних пор
играл роль перекрестка связей, соединявших Китай, Западную Азию и
Европу. В период правления Тимура в Самарканде были сооружены
мавзолеи Шахи-Зинда, соборная мечеть Биби-Ханым, усыпальница Гур-Эмир
(где похоронен Тимур), началась застройка площади Регистан, уникальный
ансамбль которой, состоящий из трех медресе, был завершен только в ХVII в.
В Индии и Китае в средние века создавались, разрушались и вновь
сооружались многие города. Отметим Дели и Агру - в Центральной Индии -
столицы Делийского султаната (ХIII-ХIV вв.) и Могольской империи (III-
ХVIII вв.).
Китайские города, как и древности, сооружались на основе очень
жесткие регламентаций, предписывающих прямоугольную планировку,
определенное расположение и величину кварталов, этажность и размеры
жилых домов. Также регламентировалась и жизнь населения и даже связи
между кварталами. Средневековые города Востока, при всем их
разнообразии, имели общую черту, существенно отличавшую их от
европейских городов. Город существовал как центр в системе
деспотического восточного государства, управляя подведомственной
территорией, но ни имел никакого самоуправления, никаких прав. Правило о
том, что "городской воздух делает человека свободным", характерное для
европейских городов, неприменимо к городам Востока.
Под новыми временами в исторической науке понимается эпоха,
основным содержанием которой было развитие и утверждение капитализма,
зародившегося в недрах феодального строя.
Замена феодализма более прогрессивной социально-экономической
формацией оказала огромное влияние на развитие производительных сил.
Она радикально изменила условия развития городов, придала им новые
масштабы, вызвала к жизни качественно новые процессы урбанизации,
определила глубокие преобразования в размещении, структуре и застройке
городов.
Развитие производительных сил создало принципиально новую основу
развития городов. Цеховые ремесла были вытеснены промышленностью, в
которой мануфактуры уступили место фабрикам, использовавшим
машинный труд. Промышленный переворот дал толчок к обострению
антагонистических противоречий между трудом и капиталом, между
общественным характером производства и частнокапиталистическим
присвоением. Города стали ареной классовой борьбы между буржуазией и
пролетариатом, ряда которого пополняли разорявшиеся крестьяне. Огромный
рост населения и его концентрация в городах в связи с росши
промышленности определили начало и нарастающие темпы развития
урбанизации.
С развитием производства и торговли, развитием национальных
рынков, формированием и укреплением национальных государств возраста
роль крупнейших столичных городов, которые становились местом
сосредоточения многообразных функций и приобретали невиданные ранее
размеры. После Великих географических открытий и последовавших за ними
первых колониальных захватов стали быстро расти города - форпосты
проникновения европейского капитала в колонии и опорные пункты
освоения новых земель в странах переселенческого капитализма. Важную
роль приобретали международные портово-промышленные и торгово-
финансовые центры, формировавшиеся на путях новых мирохозяйственных
связей.
В ХVI-XVIII вв. в Европе прогремели три буржуазные революции:
голландская (1566-1609), английская (1640-1660), французская (1789-1792).
Эти революции, тесно связанные с последствиями Великих географических
открытий, вызывали коренные изменения в экономическом, социальном и
политическом развитии европейских стран. Между ними исходит острая
борьба за роль лидеров на европейской политической сцене. Эта борьба
сильно сказывается на судьбе городов.
В застройке испанских городов историческое напластование разных
эпох, смешение архитектурных стилей, богатство художественных традиций
создали поразительный по красоте сплав. Испанские города обычно
располагались на возвышенностях, унаследовали от средневековья крайне
запутанную сеть улиц. от арабов сохранились многие здания и традиции
декоративности, пышности сооружений. Таким образом, для застройки
испанских городов характерна красочная, неповторимая пестрота
архитектурных стилей и разнообразные сочетания сооружений и планировки
с природным ландшафтом. [6, 65]
Нидерландский "перекресток" Европы в ХУ1-ХУШ вв. Города
Голландии и Бельгии в ХVI - начале XX в. К середине ХVI в. Нидерланды
наиболее густонаселенная страна Европы. На небольшой территории здесь
сосредоточено 300 городов; население составляет около 3 млн. человек. С
огромным трудом, отвоевывая у моря землю, защищая площади устья рек,
прокладывая многочисленные каналы, жители Нидерландов в полном смысле
слова создавали свою страну. Занимая устья Рейна, Мааса, Шельды,
нидерландские города располагались в важнейшем узле европейской
торговли, где скрещивались морские пути в ганзейские города Балтийского и
Северного морей и из Средиземного моря вокруг Пиренейского полуострова
с сухопутными путями по Рейну в глубь Европы. В дальнейшем положение
этих городов оказалось необычайно удобным и для дальней торговли через
Атлантический океан.
В XIX-XX вв. города Голландии и Бельгии характеризовались высоким
уровнем развития. Его источником стали как исторически накопленные в
этих странах капиталы, традиции и мастерство, так и эксплуатация
богатейших колоний - Голландской Индии (Индонезии), Бельгийского Конго
(Заира) и др. В Бельгии и Нидерландах были проложены первые в Европе
железные дороги с широкой колеей, сооружены новые каналы, развиты
порты и промышленность. Амстердам (510 тыс. жителей в 1900 г.),
Роттердам, Брюссель, Антверпен, Льеж относились к числу наиболее
развитых в промышленном отношении городов Европы.
Города Англии в ХVII - начале ХХ в. Первенство Голландии на морях
продолжалось лишь около полувека. Во второй половине ХVII в. ведущее
положение в европейской торговле и в борьбе за колонии захватывает
Англия. 1688 г. - год гибели испанской Великой Армады - считают "днем
рождения британской империи". Затем в трех англо-голландских войнах
(1652-1674) Англия сокрушает морскую и торговую мощь Голландии. [6,
144]
Роль Англии как первой промышленной, торгово-финансовой и
колониальной державы мира создала новые предпосылки развития
английских городов. Она радикально изменила экономико-географическое
мнение столицы Англии - Лондона и способствовала развитию интенсивных
процессов урбанизации.
Наряду с Лондоном в. Англии после промышленного переворота
формировались крупнейшие скопления промышленных городов.
Текстильная промышленность способствовала развитию Ланкашира.
Развитию Манчестера способствовала близость Ливерпуля с его удобной
гаванью. Крупные промышленные города росли в районах Бирмингема,
Глазго, Ньюкасл, Шеффилд и др. К концу века урбанизация в стране
достигла 77%.
Условия жизни рабочего класса в этих колыбелях промышленного
капитализма были ужасающими. Грязь, дым, копоть стали символами
индустриальных районов Англии.
Города Германии в ХVII- начале XX в. Берлин. Длительное время в
Центральной Европе не складывалось условий для развития крупных
городов: сохранялись унаследованная от средневековья плотная сеть
относительно небольших городских поселений, лишь некоторые из которых
достигали более или менее значительных размеров. С перемещением
торговых путей к Атлантическому океану, упадком ганзейской и
средиземноморской торговли города Центральной Европы оказались в
стороне от главнейших новых торговых путей. Крайняя политическая
раздробленность Германии не создавала условий для развития
промышленности. Положение усугублялось разорением страны после
Тридцатилетней войны и других войн, которые велись почти непрерывно.
Процессы урбанизации в Германии резко усилились во второй
половине и особенно в конце XIX в.
Для городов Германии конца XIX-начала XX в., было характерно
резкое размежевание на "город богатых" и "город бедных", большая острота
классовой борьбы, особенно сильная эксплуатация рабочего класса.
Особенности развития городов в колониальных и зависимых странах в
XVII - начале XX в. История европейских колониальных захватов началась
сразу за географическими открытиями конца XV-XVI вв. и продолжалась до
конца ХIХ в.
Рассматривая процессы формирования географии городов бывши
колониальных странах, выделим три типа формирования территориальных
структур городов и их сетей, связанные с социально-экономическими
особенностями колониальной экспансии в этих странах:
Латиноамериканский тип - формируется в условиях полного
разрушения местных цивилизаций колонизаторами, ограбления и массового
истребления ими покоренных народов, заселения завоеванных стран
мигрантами из стран-метрополий, рабами-неграми, привезенными для
работы на рудниках и плантациях, мигрантами из других стран; на основе
смешения этих этнических групп формируются новые этнические общности
и складываются совершенно новые социально-экономические структуры и
новая сеть городов.
Индийский тип - развивается в условиях постепенного завоевания,
подчинения и ограбления колонизаторами стран и народов, но без их
тотального уничтожения или истребления. Социально-экономические
структуры, в том числе сеть городов, перестраиваются в соответствии с
целями и требованиями колонизаторской политики и хозяйственного грабежа
покоренных стран.
Африканский тип - в известной мере носит промежуточный характер.
Вначале цели колонизаторов заключаются в массовом вывозе негров-рабов
для работы на других континентах, прежде всего в Латинской и Северной
Америке. Затем наступает "индийский" этап -постепенного завоевания
глубинных территорий для эксплуатации их населения и природных
ресурсов.
Североамериканский тип - существенно отличается от трех других. В
результате истребления, оттеснения или заключения в резерваций местных
народностей (индейцев в Северной Америке, аборигенов Австралии и Новой
Зеландии, негров в Южной Африке) на завоеванной территории мигрантами
из Европы, не сливающимися с аборигенным населением, создаются так
называемые страны переселенческого капитализма, получающие
независимость от стран-метрополий, либо связанные с ними системой
хозяйственно-политических отношений на началах известного партнерства
(британские доминионы).
Выделяются различные формы урбанизации. Агломерация –
компактная территориальная группировка городских и сельских поселений,
объединенная в сложную локальную систему интенсивными
многообразными связями – трудовыми, производственными, коммунально-
хозяйственными, культурно-бытовыми, рекреационными,
природоохранными, а также совместным использованием разнообразных
ресурсов данного ареала.
Агломерация – это обычно высокоурбанизированная территория с
густой сетью населенных пунктов, как бы объединенных совместной
пригородной зоной.
В то же время формируются гораздо более обширные по сравнению с
городскими агломерациями урбанистические системы надагломерационного
уровня. Они появляются благодаря встречному развитию и постепенному
слиянию соседних, относительно близко расположенных городских
агломераций, обычно вдоль мощных транспортных магистралей.
В результате образуются мегалополисы – наиболее
высокоурбанизированные пространственные структуры полюсовидной
конфигурации, возникающие путем срастания близко расположенных
крупнейших городских агломераций
2. Опросные методы в социологии
Опрос - это специальный способ целенаправленного получения
первичной информации посредством ответов опрашиваемых людей на
задаваемые им вопросы. Опросу в еще большей степени, чем беседе,
свойственна асимметрия функций исследователя и исследуемого. Первый
(корреспондент) занимает активную позицию задающего вопросы
(опрашивающего). Второй (респондент) занимает реактивную позицию
дающего ответы (опрашиваемого) [1, 15].
Специфика опроса как психолого-педагогического метода заключается
в его значительной опосредованности и больших возможностях массового
проведения. Опосредованность в первую очередь заключается в наличии
между исследователем и респондентом специального «инструмента»
общения - совокупности вопросов, обычно заранее подготовленной и
оформленной в целостную систему, именуемую вопросником. В одних типах
опроса эта система представлена в явном материальном виде - список
вопросов, в других - в неявном, идеальном, виде - в сознании
опрашивающего. Но в любом случае вопрос выступает посредником между
партнерами по опросу.
В некоторых случаях, когда исследователь поручает ведение опроса
своим помощникам, те выполняют функции посредника, внося во
взаимоотношения исследователя с исследуемым свою долю искажений.
Особенно характерна такая ситуация для массовых опросов, что даже дало
повод некоторым специалистам выдвинуть к этим помощникам требование
«обезличенности». Мол, устанавливая контакты с респондентами, эти люди
должны действовать, как автоматы, служить лишь «техническими
ассистентами», сводя к минимуму свое влияние на опрашиваемых.
Опосредованность опроса является и предпосылкой его использования
во всех разновидностях групповой формы исследования: собственно,
групповой, коллективной и массовой. Особое распространение в
социологической и психологической практике нашла массовая форма опроса,
когда исследователь получает информацию от сотен и тысяч респондентов. И
чем совершеннее становится техническая база исследований, тем
совершеннее становятся и опросные технологии, что позволяет охватывать
все большие и большие контингента: людей.
Реакции (ответы) респондента не ведут ни к каким непосредственным
последствиям илисанкциям со стороны опрашивающего. Ситуации,
обсуждаемые при опросе, это не актуально реальные ситуации, а
воспроизводящиеся либо памятью, либо воображением. Это условные
ситуации. Соответственно участие в опросе в принципе не приносит
респонденту непосредственно ни пользы, ни вреда. И в значительной мере
опрос имеет формальный характер. Возможные опосредованные
последствия, т. е. отсроченные во времени и исходящие не от
опрашивающего, исключаются обычно анонимностью опроса. И если для
интервью соблюсти анонимность удается не всегда, то для анкетирования
анонимность - обычная норма.
Также, как и беседу, опрос необходимо рассматривать не просто как
метод сбора данных об изучаемом объекте, но и как процесс человеческого
общения. В опросе ответы получают «не от некоего среднего респондента, а
от реальных живых людей, которые одних вопросов не замечают, других не
понимают, на третьи отвечать не хотят. Отсюда вытекают те же требования к
квалификации и личностным качествам опрашивающего что и к ведущему
беседу: профессионализм, проницательность, контактность, чуткость. Но
если эффект беседы зависит главным образом от ведущего, то
плодотворность опроса в не меньшей, а зачастую даже в большей степени
зависит от используемого инструмента. Таким инструментом является
вопрос, задаваемый респонденту. Причем вопрос может быть сформулирован
как в вопросительной форме, так и в повествовательной. В связи с этим для
опроса характерно повышенное внимание к «вооруженности» исследователя.
Опрос может применяться на любом уровне исследования:
предварительное ориентирование в проблеме, разведка; основное
исследование, обеспечивающее решение проблемы; контрольное
исследование, подтверждающее, опровергающее, уточняющее или
дополняющее результаты основного [2, 50].
Наиболее интенсивно опросные методы используются в сфере
социальных отношений. Поэтому главными «потребителями» и
«разработчиками» этих методов являются социология и социальная
психология. Активно используется опрос и во многих отраслевых
социальноориентированных психологических дисциплинах: политическая,
экономическая, промышленная, юридическая, медицинская психологии,
психология менеджмента, бизнеса, торговли, рекламы и т. д. и т. п.
Используется опрос и в исследовательских, и в диагностических целях.
Опросные методы обычно сводят к двум основным типам: 1) опрос
«лицом к лицу» - интервью и 2) опосредованный опрос - анкетирование.
К опросным методам в психолого-педагогическом исследовании
относят интервью, анкетирование, беседу.
Беседа - это метод получения информации на основе словесного
общения экспериментатора с испытуемым в форме свободного диалога на
определенную тему. Беседа требует особого мастерства: гибкости и чуткости,
умения слушать и одновременно вести разговор по заданному руслу,
разбираться в эмоциональных состояниях собеседника, реагируя на их
изменения.
Виды опросных методов: Письменный - заочный, Очный - устный.
Устный вопрос - интервью.
Интервью отличается от беседы тем, что экспериментатор только
задает вопросы, а испытуемый только отвечает на них. Большое значение в
ходе беседы или интервью принадлежит умению фиксировать информацию.
Нужно стремиться к подробной (даже дословной) фиксации ответов (с
помощью сокращений, стенографии); однако использование микрофона
нежелательно, ибо это обстоятельство, очень сковывает опрашиваемых.
Интервирование бывает 2 видов:
1) По степени формализации - формализованные (есть продуманный
вопросник) и неформализованные (нет ничего).
2) По количеству опрашиваемых
а) индивидуальное интервирование: клиническое (стрессы);
фокусированное (информация об одном событии);
б) групповые в форме дискуссии, диалога;
в) массовые.
Интервью - это проводимая по определенному плану беседа,
предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом
(опрашиваемым), причем запись проводится либо интервьюером, либо
механически (на пленку).
Имеется множество разновидностей интервью. По содержанию беседы
различают так называемые документальные интервью (изучение событий
прошлого, уточнение фактов) и интервью мнений - выявление оценок,
взглядов, суждений. По технике проведения различаются
стандартизированные (строго формализованные) интервью, свободные
(проводимые по заранее установленной общей программе) и
фокусированные, имеющие целью выявление реакций опрашиваемого на
относительно узкий круг проблем. По способу организации можно выделить
групповые и индивидуальные интервью.
Письменный опрос - анкетирование - это метод получения информации
с помощью специального набора вопросов, на которые испытуемый дает
письменные ответы. 1) прессовое анкетирование 2) почтовое анкетирование
3) раздаточный (проводиться экспресс опросы). Вопросы бывают: открытые
(получение сразу ответ) и закрытые. По содержанию: Оценочные и
фактологические (изложение какого-то факта). По сбору интерпретации:
прямые (становятся прямо) и косвенные (в обход).
Одним из преимуществ анкетирования перед беседой можно считать
возможность опросить сразу всех, это зависит от количества подготовленных
бланков анкет. К тому же результаты анкетирования более удобно
подвергать анализу методами математической статистики. Структура и
характер анкет определяются содержанием и формой вопросов. Поэтому
основной трудностью в построении любой анкеты является методика их
подбора и формулировки. Необходимо, чтобы вопросы были понятными,
однозначными, краткими и объективными.
Различают прямое анкетирование (ответы на вопросы в присутствии
анкетера) и заочное (ответы на вопросы самостоятельно).
Анкеты в зависимости от характера и ответов на них могут быть
открытыми (со свободным вариантом ответов), закрытыми (жестким
вариантом ответов), полузакрытыми (со смешанным вариантом ответов).
Тестирование - представляет собой совокупность вопросов и заданий,
предъявляемых испытуемому с целью измерения (диагностирования) его
личностных характеристик. Оценка теста производится по числу,
правильных ответов в порядковой (или даже интервальной) шкале. Тестовая
методика позволяет получать более объективные и точные данные по
сравнению с анкетным опросом, облегчает математическую обработку
результатов. Однако тестирование уступает другим методикам по глубине
качественного анализа, лишает испытуемых разнообразия возможностей
самовыражения.
Социометрическое тестирование Особой областью применения
опросных методов является изучение групп и коллективов.
Взаимоотношения, степень сплоченности, совместимость, коллективизм,
уровень организации (управления) и другие качества группы определяются с
помощью определенных тестов (анкет), называемых социометрическими
методиками. Полученные данные подвергаются статистическому анализу по
определенной программе, в результате чего обнаруживаются искомые
показатели уровня и тенденции развития группы.
Достоинствами опросных методов являются:
1) быстрота получения информации
2) возможность получения информации в широких пределах заданной
тематики
3) возможность математической обработки полученной информации
4) легкость получения большого количества данных
Общие требования к опросным методам:
1) соответствие вопросов целям и задачам исследования
2) адекватное отражение измеряемых характеристик в содержании
вопросов
3) нейтральность и однозначность вопросов, обеспечивающие
объективность ответов
4) доступность и понятность вопросов
5) самостоятельность ответов
6) доверительная психологическая обстановка при опросе [9, 155].
Главной проблемой опросных методов выступает грамотное
построение системы вопросов (вопросника). Первое требование - логика
построения вопросника: через него должна доставляться та информация,
которая необходима по гипотезе исследования. Ответы респондентов
должны помочь решить поставленные в исследовании задачи. А для
получения именно таких ответов требуется задавать и соответствующие по
содержанию и форме вопросы. Иначе говоря, адекватность ответов задаче
исследования обеспечивается адекватностью вопросов. Достижение
указанной адекватности порой встает перед исследователем как целая
проблема. Дело в том, что вопросы, точно отражающие существо
исследовательской задачи, часто трудно воспринимаемы и понимаемы
респондентами. Эти вопросы называют исследовательскими или
программными вопросами. Если же они и понимаются респондентами, то на
их осмысление требуется значительное время. Тогда в целях облегчения
восприятия и сокращения времени осознания этих вопросов их преобразуют
в более приемлемые для опрашиваемых формы, которые именуют уже
анкетными вопросами. Таким образом, программные вопросы «переводят» в
анкетные - «формулируют».
Второе требование к вопроснику - надежность получаемой с его
помощью информации. Это обеспечивается предельной понятностью
вопросов респондентам и откровенностью их ответов. Для выполнения этих
условий существует целый арсенал приемов конструирования вопросника в
целом и формулировки отдельных вопросов.
Обычно рекомендуют при формулировании вопросов придерживаться
следующих правил:
1. Каждый вопрос должен быть логически отдельным. Он недолжен
быть «множественным», т. е. не должен совмещать (явно или неявно) два или
более подвопроса. Например, вопрос «Какие качества личности вы считаете
главными для важнейших видов человеческой деятельности?» необходимо
разбить на два отдельных вопроса: «Какие виды человеческой деятельности
вы считаете важнейшими?» и «Какие качества личности вы считаете
главными для этих видов деятельности?».
2. Нежелательно применение малораспространенных слов (в
особенности иностранных), узко специализированных терминов,
многозначных слов.
3. Следует стремиться к краткости, лаконичности. Длинные вопросы
затрудняют их восприятие, понимание и запоминание [9, 170].
Опрос по анкете предполагает жестко фиксированный порядок,
содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа, причем они
регистрируются опрашиваемым либо наедине с собой (заочный опрос), либо
в присутствии анкетера (прямой опрос).
«Анкета - это определенным образом структурно-организованный
набор вопросов, каждый из которых логически связан с центральной задачей
исследования. Поэтому грамотное построение анкеты требует знаний теории
шкалирования и определенного опыта обработки получаемых результатов.
Основные принципы построения анкеты.
Первый принцип - программная логика вопросов не должна быть
смешиваема с логикой построения анкеты; опросный лист строится под
углом зрения психологии восприятия опрашиваемого.
Второй принцип - учет специфики культуры и практического опыта
опрашиваемых.
Третий принцип - при расположении вопросов идти от частного к
общему, а не наоборот.
Четвертый принцип - смысловые блоки опросного листа должны быть
примерно одинакового объема.
Пятый принцип касается распределения вопросов по степени их
трудности. Анкета должна начинаться с относительно простых вопросов,
далее следуют более сложные (желательно событийные, не оценочные) затем
- еще сложнее (мотивационные), потом - спад (снова событийные,
фактологические) и в конце - наиболее сложные вопросы (один - два), после
чего - завершающая «паспортичка».
Общий план опросного листа (анкеты) включает в себя:
а) введение (кто и для чего проводит опрос, как будут использоваться
данные, гарантия анонимности, инструкция по заполнению анкеты, фамилия
и инициалы исследователя);
б) вступительные вопросы с целью заинтересовать респондента,
максимально облегчить вхождение в работу (нельзя вступительные вопросы
начинать с паспортных данных, задавать трудные; нельзя острые, интимные
вопросы давать во второй части анкеты),
в) заключительные вопросы (в конце анкеты следует давать легкие
вопросы, а также вопросы о паспортных данных, в заключение выразить
благодарность респонденту).
При проведении анкетного опроса целесообразно соблюдать
следующие правила:
разъяснение цели и практического значения опроса
респондентам;
предоставление возможности анонимных ответов (т.е. не
указывать фамилию и другие данные, если этого не требуют задачи
исследования);
возможность на вписывание дополнительных данных и сведений
помимо кратких ответов на уже сформулированные в анкете вопросы.
Психолого-педагогическое исследование направлено на изучение
результатов развития личности ребенка, поиск причин этих результатов и
характеристику целостного педагогического процесса.
Целью психолого-педагогического исследования является получение
представлений о возможностях, способностях, интересах, уровне
интеллектуального и нравственного развития, творческого потенциала детей.
Познав те или иные стороны личности ребенка, вожатый может
спрогнозировать его дальнейшее развитие, установить, какие интересы,
мотивы, ценностные отношения, способности, нравственные качества
следует стимулировать, а какие - устранять.
Всегда следует помнить о том, что все задания, вопросы, анкеты и
прочее - должны побуждать ребенка к самоанализу, рефлексии и должны
быть рассчитаны на:
а) самооценку детей;
б) анализ участия в деятельности;
в) анализ межличностных отношений в группе, отряде;
г) анализ позитивных нравственных приобретений (как результат
специального педагогического воздействия).
Проведение беседы и интервью со взрослыми и детьми строится на
общих принципах, однако работа с детьми имеет определенную специфику.
Это обусловлено в первую очередь их возрастными особенностями, к числу
которых относятся недостаточно развитая способность к рефлексии, слабость
анализа и синтеза информации, недостатки внимания и утомляемость,
сложность вербализации своих переживаний, особенности мотивации и др.
Во многих психологических трудах, посвященных проблемам вербально-
коммуникативных методов, неоднократно подчеркивалось, что работа с
детьми является несравненно более сложным делом, чем со взрослыми.
Степень полноты и достоверности получаемых в процессе опроса
данных зависит от того, насколько опрашиваемое лицо способно к
самонаблюдению. В этом отношении возможности детей ограничены. Так,
способность к сознательному наблюдению собственных эмоциональных
реакций и их вербализации у большинства детей в достаточной степени
формируется только с 11-12 лет. Однако это не означает, что с детьми можно
разговаривать только о каких-то внешних, объективных фактах их жизни и
нельзя обсуждать возникающие у них переживания, эмоциональные реакции
и т. д. В принципе дети способны описать свои мысли и чувства, но их
возможности в этом ограничены, а навыки припоминания событий
недостаточно развиты [3, 124].
Проводя беседу с детьми, психологу очень важно занять адекватную
позицию. Это непросто, поскольку асимметричность общения в ситуации
опроса ребенка усугубляется возрастной дистанцией. Считается, что
оптимальной в этом случае может быть позиция, выраженная в принципах
недирективного подхода. Эти принципы состоят в следующем:
1) психолог должен создать человечески теплое, полное понимания
отношение к ребенку, позволяющее как можно раньше установить контакт с
ним;
2) психолог должен принимать ребенка таким, какой он есть;
3) своим отношением психолог должен дать ребенку почувствовать
атмосферу снисходительности, чтобы он мог свободно проявлять свои
чувства;
4) психолог должен тактично и бережно относиться к позициям
ребенка: он ничего не осуждает и ничего не оправдывает, но при этом все
понимает.
Реализация такого отношения, основанного на создании атмосферы
безусловного принятия, искренности и открытости, помогает ребенку
проявить свои возможности, «раскрыться» в общении с психологом.
Список использованных источников
1. Климантова, Г.И. Методология и методы социологического
исследования: Учебник для бакалавров / Г.И. Климантова, Е.М. Черняк и др.
- М.: Дашков и К, 2015. - 256 c.
2. Кравченко, А.И. Методология и методы социологических
исследований: Учебник для бакалавров / А.И. Кравченко. - Люберцы: Юрайт,
2016. - 828 c.
3. Коновалова М. Экспериментальная психология : конспект лекций
/ М. Коновалова. - М. : Высшее образование, 2013. - 180 с.
4. Новикова С.С., Соловьев А.В. Социологические и
психологические методы исследований в социальной работе. М.:
Академический проект, Фонд «Мир», 2016
5. Пивоваров Ю.Л. Современный урбанизм. Курс лекций. Москва:
Российский открытый университет. 2011. – 228 с.
6. Пивоваров Ю. Л. Основы геоурбанистики: Учеб. пособие для
студентов / Ю. Л. Пивоваров. – М. : Владос, 2010. – 324 с.
7. Сачкова В.А. Урбанизация как социальный процесс: монография
[Текст] / В.А. Сачкова . – М: МГТУ, 2013. – 186 с.
8. Сигарева Е.П. Урбанизация // Социологическая энциклопедия: в
2-х томах / гл. редактор В.И.Иванов. -М.: Мысль, 2010
9. Тезаурус социологии. Кн. 2. Методология и методы социального
исследования: Тематический словарь-справочник / Под ред. Тощенко Ж.Т.. -
М.: Юнити, 2018. - 256 c.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!