это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3666567
Ознакомительный фрагмент работы:
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Перемены, произошедшие за последние десять лет в социально-экономических структурах, производстве, жизни людей, привели к изменению места и роли человека в развитии экономических процессов. Из пассивного объекта экономических отношений человек превратился в главную движущую силу экономического развития, в результате чего качественные характеристики рабочей силы стали определяющим фактором роста производительности труда и повышения эффективности производства.Персонал, обладающий высоким качеством рабочей силы, становится все более востребованным предприятиями. Среди них конкурентные преимущества приобретают предприятия, обеспечивающие более высокую производительность труда, более высокое качество продукта, более эффективное управление. В свою очередь, это обусловливает необходимость обучения, профессиональной подготовки и выпуска на рынок труда рабочей силы с требуемым уровнем образования, обладающей как квалификационной, так и территориальной мобильностью. При этом экономическая и социальная значимость проблем повышения качества трудового потенциала возрастает.Проблема профессиональной подготовки трудоспособного населения также приобретает все большую остроту. Придерживаясь основ Конституции, государство должно предоставить возможность добыть профессиональное образование каждому человеку, а талантам, независимо от их материальной обеспеченности и должностей родителей, возможность получить высшее образование за государственный счет. Это - эффективнее, чем платить пособие по безработице. В связи с этим, поиск эффективных решений, направленных на повышение количества россиян, имеющих профессиональное образование и как следствие возможность их привлечения в качества рабочей силы на передовых предприятиях России, приобретает особую актуальность.Объектом исследования является – рабочая сила.Предметом - профессиональное образование и его вклад в повышение качества рабочей силы.Целью в данной работе является теоретическое и практическое рассмотрение взаимосвязи профессионального образования и качества рабочей силы.На основании цели, в данной работе поставлены следующие задачи: Рассмотреть содержание понятия «качество рабочей силы»;Изучить проблемы профессиональной подготовки в условиях рынка;Провести анализ качества рабочей силы и профессиональной подготовки населения России;Изучить влияние образования на качество рабочей силы.Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение и список использованной литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ И КАЧЕСТВА РАБОЧЕЙ СИЛЫ
Содержание понятия «качество рабочей силы»«Под рабочей силой, или способностью к труду мы понимаем совокупность физических и духовных способностей, которыми обладает организм, живая личность человека, и которые пускаются им в ход всякий раз, когда он производит какие-либо потребительные стоимости» - такое определение понятия «рабочая сила» дал К. Маркс.Определенные требования к качеству рабочей силы предъявлялись на практике с момента вовлечения человека в общественную деятельность, но само понятие «качество рабочей силы» не является сформированным в экономической науке. Достаточно заметить, что даже в словарях (как многопрофильных, так и специализированных) данная категория не содержится. Исключением является словарь «Труд и социальное развитие». Одновременно приведенное выше понятие достаточно широко применяется и российскими, и зарубежными исследователями (Беккер Г., Щульц Т., Эренберг Р.Дж., Смит Р.С., Макконнелл К.Р., Генкин Б.М., Капелюшников Р.И., Рощин С.Ю., Разумова Т.О., Бушмарин И.В., Шаталова Н.И. и др).Часто в специализированной литературе встречаются близкие, но неявляющиеся аналогами понятия - «качество труда», «качество трудовой жизни», «качество работы». Содержательно их различает, на наш взгляд, то, что качество рабочей силы – это совокупность характеристик реального или потенциального работника, то есть субъекта деятельности, а качество труда или работы – это совокупность характеристик результата усилий субъекта, которое к тому же не может быть потенциальным, а только является реальным. Что касается категории качество трудовой жизни, то это понятие, хотя оценивается объективными показателями, по предполагает оценочную деятельность процесса деятельности работником, а не потребителями результата его труда, как в случае с качеством рабочей силы.Кроме того, в современной экономической теории наряду с категорией «качество рабочей силы» используется понятие «человеческий капитал». Последнее особенно характерно для западной экономической мысли. Считается, что принципиальные идеи теории человеческого капитала были сформулированы А. Смитом. наибольшее развитие эта теория получила во второй половине прошлого века в работах Гэри Беккера, Якоба Минцера, Теодора Шульца и др. Одним из первых данное понятие теоретически обосновал Беккер, который получил за свои исследования в данной области Нобелевскую премию по экономике в 1964 году., но есть и ряд других исследователей, чью трактовка отлична от позиций Беккера. По Беккеру: человеческий капитал – это приобретенные знания, навыки, мотивация и энергия, которыми наделены человеческие существа и которые могут использоваться в течении определенного периода времени в целях производства товаров и услуг. По Тофлеру: человеческий капитал – это возникновение новой системы получения богатства, использующей физические силы человека, его умственных способностей. В целом, человеческий капитал есть мера воплощённой в человеке способности приносить доход. Человеческий капитал включает врождённые способности и талант, а также образование и приобретённую квалификацию.Человеческий капитал рассматривается также как особый вид капиталовложений, совокупность затрат на развитие воспроизводственного потенциала человека, повышение качества и улучшения функционирования рабочей силы.В отечественной литературе отмечено, что качественные характеристики рабочей силы, способности человека к трудовой деятельности, его умения, знания, навыки можно рассматривать как человеческий капитал. Этот капитал складывается из природных способностей отдельного человека и может быть увеличен в процессе профессиональной подготовки, приобретения опыта работы.Человеческий и интеллектуальный потенциал как своеобразный ресурс страны и общества практически не имеет никаких способов замещения. Он способен лишь перетекать по странам, континентам и регионам. Поэтому при определении путей и методов государственной политики формирования трудовых ресурсов, неизбежно возникает задача оценки не только их численности и масштабов, включая многоплановую структуру, но и качественных характеристик, по крайней мере по трем группам критериев:а) физическое, психическое и социальное здоровье;б) интеллектуальный потенциал, уровень образования и квалификационно-профессиональной подготовки;в) социальные ориентации, морально-нравственные принципы, духовность и культурные предпочтения.Качество рабочей силы - обобщенная характеристика уровня развития рабочей силы (степени подготовленности и трудовой активности работников), который позволяет обеспечить адекватное качество индивидуального и коллективного труда на основе эффективного использования новых и новейших технологий, рациональных форм организации производства и рабочих процессов. Взаимосвязанными базовыми компонентами качества рабочей силы являются:- объем общеобразовательной подготовки работников;- уровень общей культуры;- уровень профессионализма и квалификации (специальных знаний и умений, компетентности);- наличный опыт и навыки работы;- нравственная надежностьВ Институте социально-экономических проблем народонаселения РАН разработана методика измерения и оценки качества трудового потенциала, обобщающим индикатором которого является социальная дееспособность, понимаемая как способность личности к осуществлению трудовых функций в специфических условиях конкретного производства. Качество трудового потенциала определяется двумя группами свойств: а)энергетический потенциал, или способность к труду, включающий психофизический потенциал (физическое здоровье, психическое здоровье) и интеллектуальный потенциал (когнитивный и творческий потенциал); б) социально-психологический потенциал, определяемый коммуникативным потенциалом (коммуникативность и культурный уровень) и социальной активностью (нравственный уровень, потребность в достижении). С помощью специальных процедур сбора информации и алгоритмов расчета выявляются индикаторы качества трудового потенциала, т.е. “измерение качества”.Можно выделить ряд главных факторов, негативно воздействующих на качество рабочей силы и качество трудового потенциала.Во-первых, низкий уровень оплаты труда, когда минимальный заработок составляет лишь четверть от прожиточного минимума трудоспособного человека. Подобное положение свидетельствует о том, что часть работников находится в состоянии между бедностью и нищетой, не обеспечивая даже своего физического воспроизводства на уровне необходимого количества калорий. Эпидемиологические исследования свидетельствуют о том, что роль недостаточного и несбалансированного питания может быть сопоставима с ролью генетических факторов и активных химических или инфекционных воздействий. Более того, от величины материальной обеспеченности семьи существенным образом зависит характер настроения работника. Специальные исследования показывают, что более 40% жителей продолжают испытывать напряжение, раздражение, страх, тоску. Большая часть населения готова констатировать тотальную несправедливость существующего общественного уклада, что “обуславливает нарастание отчуждения (неприятия) сложившейся жизни”. При этом отмечается жесткая зависимость настроения от социально-экономического статуса человека. Среди богатых и высокообеспеченных большинство имеет отличное настроение; напротив, среди бедных и нищих значительная часть подвержена страху, тоске.Степень распространенности негативных психических состояний оказывается серьезной проблемой для общества, если учесть, что одна треть населения находится за порогом бедности. Около половины жителей либо обращались за психологической помощью, либо нуждаются в ней. Большинство убеждено в необходимости функционирования специальных психологических служб.Во-вторых, низкий уровень заработков и “неплатежи” вынуждают работника использовать модели множественной занятости (“подработки”), что приводит к естественному истощению рабочей силы и осложнениям во внутрисемейных отношениях, сказываясь на качестве социализации подрастающего поколения.1.2. Проблемы профессиональной подготовки в условиях рынкаРазвитие производства предъявляет свои требования к образованию рабочей силы. Эти требования складываются в зависимости от технического и организационного уровня производства, его масштабов и сложности, быстроты и характера изменений, происходящих в нем в результате научно-технического прогресса. Основным фактором, определяющим воздействие производства на уровень образования рабочей силы, является изменение технической и организационной базы материального производства, т.к. развитие именно этой основы предопределяет изменения в составе и функциях работников производства, вплоть до появления новых профессий, специальностей, новых услуг.Современное производство предъявляет все большие требования не только к техническому оснащению работников, но и к "вооружению" их необходимыми знаниями, к увеличению общего фонда образования страны.В контексте качества рабочей силы, которая зависит от физического и психического здоровья человека, его социального поведения, творческого и когнитивного потенциала, коммуникабельности и достижительных потребностей, нравственных и культурных характеристик, сегодня особенно остро возникает ряд актуальных проблем, от успешного решения которых существенным образом зависит социально-экономическое развитие страны и общества. Качество человеческого капитала, прежде всего, и в первую очередь, определяет конкурентоспособность рабочей силы, российского бизнеса, производительности труда и состояния экономики в целом.Между тем, серьезным образом усложняются жизненные условия человека. Под воздействием нарастающего ритма и напряженности современного производства повышаются нервно-психические нагрузки. Быстрое устаревание знаний заставляет работника на протяжении всей жизни обновлять и пополнять их запас. Структурные трансформации экономики требуют от работника изменения профессии, места работы и места жительства. Высокий динамизм всего круга экономических перемен подрывает стабильность условий жизни и труда; подвергаются коррозии культурные и моральные ценности.Широкий круг проблем связан с интеллектуальным потенциалом рабочей силы, уровнем ее образования и квалификационно-профессиональной подготовки. В современном мире образование становится одним из основных факторов, определяющих экономический рост страны, ее социокультурное развитие. Для личности образование выступает как социальное благо, как основа формирования и развития человека.Общепризнано, что российский генофонд всегда отмечался высоким интеллектом. Однако в постсоветский период и в этой сфере возникли негативные процессы. Численность занятых научными исследованиями и разработками сократилась на одну треть. По данным Центра исследований и статистики Минпромнауки России и РАН с 1992 по 1999 гг. численность персонала, занятого исследованиями и разработками снизилась с 1532 до 872 тыс. чел., в том числе исследователей с 804 до 420 тыс.Последнее десятилетие ХХ в. отмечалось высоким уровнем “утечки умов”, когда уезжали наиболее активные и талантливые. Правда, в последние годы российские ученые больше ориентированы на временную работу за рубежом, с тем, чтобы потом возвратиться на родину. В поле притяжения зарубежной науки попадают, прежде всего, российские специалисты в области физики и биологии, математики и программирования. Изощренной формой «утечки умов» является наем российских ученых и специалистов иностранными компаниями, находящимися на территории России.Внутренняя миграция из сферы науки почти в 10 раз превышает внешнюю, направляясь в торговлю, промышленность, финансовые органы и, прежде всего, – коммерческие банки. Продолжающийся отток ученых и специалистов из оборонных отраслей создает условия для формирования параллельных рынков занятости для российских ядерщиков, ракетчиков и других оружейников, что представляет серьезную угрозу с точки зрения осуществления контроля за нераспространением ядерных и ракетных технологий. Не менее тревожной складывается ситуация с вовлечением ученых и специалистов криминальными структурами в противозаконную деятельность. Это - новое для российской жизни явление, масштабы которого постоянно расширяются. Теневая экономика в столь существенных объемах попросту не могла бы существовать без соответствующей научно-технической поддержки. Криминальный бизнес все активнее втягивает в свою сферу научно-техническую интеллигенцию: от юридического и экономического консалтинга на предмет незаконного извлечения прибылей до прямого участия в нелегальном производстве биоматериалов, наркотиков, оружия, взрывчатых и отравляющих веществ.Одновременно отмечается частичное ослабление активности молодых ученых, т.к. их формирование и подготовка происходит все больше на коммерческой основе. При богатых родителях имеется больший шанс окончить ВУЗ, поступить в аспирантуру и таким образом реализовать свою карьеру. Тем самым исключается прямая связь со способностями и талантом личности.Произошло снижение уровня общего образования: при отсутствии обязательности обучения по экспертным оценкам около 2 млн. детей не посещают учебные заведения; около 1 млн. детей не могут получить стандартного образования в связи с низкими показателями здоровья; эксперты считают, что 10% школьников не могут освоить программу школы в полной мере; платность и дифференцированность обучения стимулирует разделение учащихся на богатых и бедных с потерей необходимой для школы социальной толерантностью; нищета и бедность школьных учителей лишает их социального ресурса для исполнения своей воспитательно-культурной роли. Нельзя не считать аморальным нынешнее положение с образованием на селе, где в школах нет не только технического оборудования, но электричества, воды, тепла и канализации. Известно, что одна треть школ нуждается в капитальном ремонте. Российские психологи отмечают, что из-за сложившихся социально-экономических условий негативного свойства произошло снижение интеллектуального уровня российской популяции, и процесс этот прогрессирует. По данным 1999 г. Россия заняла лишь седьмое место из 17 развитых стран по показателю математических успехов среди школьников.Существенно отстает от потребностей квалифицированного труда рынок образовательных услуг, углубляются диспропорции между профессиональным статусом рабочей силы и изменяющимся спросом на нее со стороны работодателя. Мониторинг рынка образовательных услуг, проведенный по регионам России, показывает, что не менее 36,5 млн. граждан в возрасте от 18 до 45 лет имеют актуализированные образовательные потребности; из них более половины хотели бы получить профессиональное образование. А использование высоких технологий требует обновления знаний большинством специалистов один раз в 5-7 лет. Кроме интегральной безработицы обостряется структурное несоответствие рабочей силы и рабочих мест. Подобная ситуация в российских условиях приводит не только к росту безработицы, но главное – к расширению ее застойных форм, что, в свою очередь, влечет за собой деквалификацию рабочей силы.При подготовке специалистов, которым придется работать на российском рынке, необходимо учитывать не только особенности какой-либо специальности, но и национальную специфику условий труда, менталитет. Например, западный бизнес функционирует в относительно стабильных условиях, российский – постоянно изменяющихся условиях.Профессиональное обучение безработных граждан и незанятого населения является важным фактором активной политики содействия занятости населения и вносит свой весомый вклад в развитие рыночной экономики, повышение качества кадрового потенциала, обеспечение занятости.Учреждения профессионального образования недостаточно гибко реагируют на приведение структуры, объемов, профилей, уровня подготовки кадров к требованиям рыночной экономики.Значительное количество выпускников 9-11 классов общеобразовательных школ попадает на рынок труда, не имея профессии или специальности.Качество подготовки определенной части выпускников учреждений профессионального образования не отвечает требованиям производства.Система внутрифирменного профессионального обучения (профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки) персонала в 90-е годы прошлого столетия была практически разрушена и только теперь начинает возрождаться.Ключевыми проблемами профессионального обучения безработных и незанятых граждан являются:– недостаточная адаптированность системы образования к требованиям рынка труда в части перспектив спроса на рабочую силу в профессионально-квалификационном разрезе и, как следствие, профессионально-квалификационное несоответствие спроса и предложения на рынке труда;– сокращение объемов профессионально-технической подготовки высококвалифицированных кадров на производстве, отсутствие опережающего обучения персонала;– низкая конкурентоспособность ряда социально-демографических групп (молодежи без практического опыта работы, женщин, имеющих малолетних детей, инвалидов и других);– высокий уровень женской безработицы;– увеличение среди обращающихся в поиске работы доли граждан, не приступавших к трудовой деятельности или не имеющих профессии.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА КАЧЕСТВО РАБОЧЕЙ СИЛЫ
2.1 Анализ качества рабочей силы и профессиональной подготовки населения РоссииРассмотрим основные показатели динамики рабочей силы в Росси в период с 2011 по 2020 год. Таблица 1. Уровень занятости населения в возрасте 15-72 лет в Российской Федерации201120122013201420152016201720182019202063,964,964,865,365,365,765,565,664,963,7На основании табличных данных построим график занятости населения за 10 лет (рис.1). Рис. 1. Уровень занятости населения в возрасте 15-72 лет в Российской ФедерацииИсходя их данных рисунка 1, мы можем сделать вывод, что на протяжении 10 лет уровень занятости населения возрастал, однако начиная с 2019 года, мы видим снижение доли занятых сначала на 0,6%, и в 2020 на 1,9% по сравнению с 2018 годом. Отметим, что столь существенное снижение количества занятых в различных отраслях экономики связано, прежде всего, с мерами, введенными правительством РФ в период первых локдаунов при пандемии Covid-19. Наибольшее падение занятости в 2020 г. в мире испытали гостиницы, аренда жилья и рестораны – то есть отрасли, специализированные на обслуживании отдыхающих, туристов, командировочных, трудовых мигрантов и других подобных категорий населения. В период локдаунов в странах мира ограничивалась возможность для людей свободно перемещаться и пользоваться услугами рекреации, общественного питания. Сократилась также занятость в других отраслях услуг, деятельность которых также была ограничена во время локдаунов: в торговле, в некоторых отраслях промышленности, на транспорте, особенно в пассажирских перевозках. Из промышленного сектора наиболее эффективной для мирового рынка (и одновременно размещенной вне крупных городов, то есть за пределами зоны большинства локдаунов) оказалась горнодобывающая промышленность. В связи с массовым переходом многих видов деятельности в виртуальное пространство, значительно возросла занятость в сфере коммуникаций. Достаточно стабильную занятость в большинстве стран обеспечили образование, здравоохранение, финансы, страхование, социальная работа, государственное управление и оборона.Рассмотрим структуру занятости за 10 лет по формам собственности (табл. 2). В связи с тем, что с 2017 года Росстатом были видоизменены категории экономической деятельности, данные будут представлены с 2010 по 2016 год и отдельно с 2017 по 2020 год.Таблица 2. Среднегодовая численность занятых в экономике по видам экономической деятельности за 2011-2016 года2011201220132014 2)20152016Всего676446796867901678136838972065в том числе по видам экономической деятельности:сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство656564676364624762935374рыболовство, рыбоводство144142139139146129добыча полезных ископаемых106210801075106410821119обрабатывающие производства1027210170100659872984410247производство и распределение электроэнергии, газа и воды195019471936191419231991строительство547956425712566456526231оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования121431229212408126951289013633гостиницы и рестораны121812501267127213381652транспорт и связь535454305420540955015978финансовая деятельность118212231309131212781437операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг550457095815588960027157из них научные исследования и разработки3)905880889895859911государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование380137343711373237303729В процентах к итогуВсего100100100100100100,0в том числе по видам экономической деятельности:сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство9,79,59,49,29,27,5рыболовство, рыбоводство0,20,20,20,20,20,2добыча полезных ископаемых1,61,61,61,61,61,6обрабатывающие производства15,215,014,814,614,414,2производство и распределение электроэнергии, газа и воды2,92,92,92,82,82,8строительство8,18,38,48,48,38,6оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования1818,118,318,718,818,9гостиницы и рестораны1,81,81,91,92,02,3транспорт и связь7,98,08,08,08,08,3финансовая деятельность1,71,81,91,91,92,0операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг8,18,48,58,78,89,9из них научные исследования и разработки 3)1,31,31,31,31,31,3государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование5,65,55,55,55,55,2образование8,68,48,28,18,17,7здравоохранение и предоставление социальных услуг6,86,76,76,66,66,4предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг3,73,73,73,73,74,4Как видно из данных таблицы 2, наибольшее количество специалистов в период с 2011 по 2016 году были задействованы в следующих отраслях экономики: обрабатывающие производства.оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования.операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг.сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство.Данные по занятости по видам экономической деятельности в период с 2017-2020 года в таблице 3. Таблица 3. Среднегодовая численность занятых в экономике по видам экономической деятельности за 2017-2020 года2017201820192020Тысяч человекВсего71842,771561,771064,569550,3из них по видам экономической деятельности:Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство5074,54936,64781,04553,6Добыча полезных ископаемых1126,81141,71152,91142,9Обрабатывающие производства10173,210066,89962,79713,5Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха1632,51621,91606,71588,4Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений746,0721,5701,4687,0Строительство6318,96390,86416,36157,0Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов13685,713669,913496,913045,7Транспортировка и хранение5240,45353,15372,95440,1Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания1661,61721,91763,21734,3Деятельность в области информации и связи1446,51463,81474,21495,4Деятельность финансовая и страховая1423,51385,81368,51316,2Деятельность по операциям с недвижимым имуществом1933,91926,81922,91880,8Деятельность профессиональная, научная и техническая2921,92883,62826,92736,8из них научные исследования и разработки902,4887,7854,6832,1Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги1885,11899,81963,01934,6Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение3702,53651,43626,73643,8Образование5525,15455,65393,15331,5Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг4450,34404,04400,04396,0Деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений1155,01149,01136,21114,2Предоставление прочих видов услуг1659,11645,31627,51574,1В процентах к итогуВсего100,0100,0100,0100,0из них по видам экономической деятельности:Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство7,16,96,76,5Добыча полезных ископаемых1,61,61,61,6Обрабатывающие производства14,214,114,014,0Обеспечение электрическое энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха2,32,32,32,3Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений1,01,01,01,0Строительство8,88,99,08,9Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов19,019,119,018,8Транспортировка и хранение7,37,57,67,8Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания2,32,42,52,5Деятельность в области информации и связи2,02,02,12,2Деятельность финансовая и страховая2,01,91,91,9Деятельность по операциям с недвижимым имуществом2,72,72,72,7Деятельность профессиональная, научная и техническая4,14,04,03,9из них научные исследования и разработки1,31,21,21,2Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги2,62,72,82,8Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение5,25,15,15,2Образование7,77,67,67,7Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг6,26,26,26,3Деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений1,61,61,61,6Предоставление прочих видов услуг2,32,32,32,3Как мы видим из таблицы 3, количество занятых в сельском хозяйстве продолжает планомерно снижаться, сократившись за 10 лет на 2,2%. В период с 2017-2020 наиболее востребованными сферами экономической деятельности остаются: Обрабатывающие производства.Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов.Транспортировка и хранение.Строительство.Таблица 4. Распределение численности занятых в экономике по возрастным группам и уровню образования в 2020 году (в процентах к итогу)всегомужчиныженщиныЗанятые в экономике-всего100100100В том числе в возрасте, лет:До 201,51,81,320-2410,211,09,425-2913,113,912,430-3412,512,612,435-3911,911,912,040-4412,111,612,645-4914,613,615,650-5412,511,413,655-597,88,47,360 и свыше3,73,73,6Средний возраст занятых в экономике лет39,739,340,1всегоМужчиныЖенщиныЗанятые в экономике -всего100100100В том числе имеют образование:27,925,230,7Высшее профессиональное1,61,51,8Неполное высшее профессиональное26,521,431,9Среднее профессиональное19,324,214,2Начальное профессиональное20,122,217,8Среднее (полное) общее4,15,03,2Начальное общее, не имеют начального общего образования0,50,50,4Из рисунка видно, что наиболее занятыми в экономике являются женщины в возрасте от 40 до 54 лет и мужчины в возрасте 25 - 34 и 40-49 лет.Наибольшее количество занятых в экономике мужчин имеют высшее образование (25,2%) и начальное профессиональное образование (24,2%), женщины - высшее профессиональное (30,7%) и среднее профессиональное (31,9%).Интересен тот факт, что с одной стороны, нас пугают призраком массовой безработицы, с другой - все более явной становится нехватка квалифицированных рабочих рук, необходимых для увеличения объемов производства на высокотехнологичных предприятиях. На рынке труда чрезвычайно трудно найти, например, умелых специалистов-станочников. Обнаруживается, что во многих отраслях старые кадровые запасы истощены, требуется, по меньшей мере, их восстановить.И опять-таки противоречие (правда, отрадное) - уровень образованности населения в целом растет, причем достаточно быстро: резко увеличилось количество людей, получающих высшее образование, защищающих кандидатские, докторские диссертации. В результате реформы, начавшейся в образовательной сфере, возможности выпускников поступить в вузы только расширятся. Однако есть серьезное упущение - профессиональных рабочих готовится очень мало. Фактически их нехватка уже превращается в ощутимый ограничитель экономического роста.2.2 Влияние образования на качество рабочей силыНесоответствие структуры и качества профессионального образования потребностям рынка труда стало одной из острейших проблем, сдерживающей развитие экономики России. Количество и качество выпускаемых ежегодно рабочих и специалистов не соответствует реальным запросам работодателей. Складывается парадоксальная ситуация, когда рынок труда переполнен специалистами в одних областях (например, экономика, юриспруденция) и ощущается острая нехватка специалистов в других областях, в основном технических. Выпускники вузов вместо того, чтобы пополнить рынок качественной и востребованной рабочей силы пополняют ряды безработных или неквалифицированных работников, так как в большинстве своем работают не по специальности.В настоящее время Президент и Правительство пытаются навести порядок в данной сфере. Но корень проблемы кроется совсем не в количестве негосударственных образовательных учреждений, которые во многом подрывают авторитет высшей школы, не обеспечивая должного уровня подготовки специалистов, делая высшее образование доступным. Ключевым здесь является вопрос о том, что же понимают современные работодатели под качественной рабочей силой, какие характеристики работника являются наиболее важными, а какие - второстепенными.Актуальность проблемы качества рабочей силы обусловлена несколькими объективными факторами. Человек, работник в настоящее время становится ключевым звеном любой организации. Именно от его квалификации, компетенции, желания и умения работать зависит успех любого предприятия. Учитывая специфику российского рынка, особенностью которого являются быстрые и частые изменения, как внешних условий предприятия, так и внутренних, можно констатировать, что развитие системы профессионального обучения в организации определяет не только успешность ее развития, но и выживаемость.В условиях современного производства все больше возрастает значение психологического фактора рабочей силы, интеллектуальной деятельности работника, роста его производственной и общей культуры, умения воспринимать и обрабатывать научную информацию. В свою очередь рост культурно-технического уровня трудящихся является одним из важнейших условий обеспечивающих поступательный процесс развития общества. С экономической точки зрения культурно-технический уровень предприятия - это богатство, которое дает предпосылку для развития и повышения эффективности производства и научно-технического прогресса.Влияние профессионального обучения сотрудников на экономический рост состоит в том, что работники, обладающие необходимым объемом знаний, умений и навыков, обеспечивают более высокую производительность и качество труда при рациональном использовании материальных ресурсов.Были проанализированы данные с целью определения соответствия рынка образовательных услуг потребностям рынка труда. В результате исследования были сделаны следующие выводы. Большинство студентов принимаются и обучаются в государственных учреждениях профессионального образования. При этом структура численности студентов меняется мало, однако, количество студентов, принятых в негосударственные образовательные учреждения увеличивается. Количество студентов, получающих начальное профессиональное образования значительно сокращается: с 1649 тыс. человек в 2015 году до 1115 тыс. человек в 2020 г. Так же сокращается количество студентов средних специальных образовательных учреждений, но не столь значительно: с 2612 в 2015 году до 2244 в 2020. В то же время количество студентов учреждений высшего профессионального образования возрастает: с 6456 тыс. человек в 2015 году до 7513 в 2020 г.Таблица 5. Подготовка специалистов и квалифицированных рабочих в образовательных учреждениях профессионального образования (на конец когда, тыс. человек).201520162017201820192020Численность студентов:в высших учебных заведениях645668847064731074617513в том числе:государственных и муниципальных559658605985613362086215негосударственных86010241079117712531298в учреждениях среднего профессионального образования261226002591251424082244в том числе:государственных и муниципальных250225042473238922882136негосударственных11096118125120108в учреждениях начального профессионального образования1)164916041509141312561115Выпуск специалистов:из высших учебных заведений97710761151125513361358в том числе:государственных и муниципальных860930978105611091125из них обучавшихся на отделениях:очных453485524565582596очно-заочных484850535353заочных330373380418455454экстернат292424202022негосударственных117146173199227233из учреждений среднего профессионального образования702703684700699671в том числе:государственных и муниципальных671675651658657632из них обучавшихся на отделениях:очных484484475494499483очно-заочных222121201815заочных159165149138133126экстернат656677негосударственных312833424239выпуск квалифицированных рабочих из учреждений начального профессионального образования722708703680656605Вместе с тем, потребность в работниках, заявленная организациями в государственную службу занятости говорит о том, что на рынке рабочих мест востребованы работники, имеющие начальное профессиональное образование. В то же время, среди безработных граждан, имеющих профессиональное образование, большая часть имеет именно начальное профессиональное образование. Таким образом, большое количество рабочих мест для работников с начальным профессиональным образованием может являться следствием низкого уровня заработной платы, плохими условиями труда, низким уровнем социальных гарантий, и, как следствие, большой текучести кадров.Анализируя количество образовательных учреждений и количество студентов, можно сделать вывод о том, что при сохранении количества учреждений профессионального образования численный состав студентов меняется значительно. При сохранении количества учреждений начального профессионального образования количество студентов в этих учреждениях сокращается.Таблица 6. Численность безработных по уровню образованияВсегов том числе имеют образованиевысшее профессиональноенеполное высшее професси-ональноесреднее профессиональноеначальное профессиональноесреднее (полное)общееосновное общеене имеют основного общегоТысяч человекБезработные - всего20155683638152117791919168037920165775632154118310591909777612017520852415497895116878565920184999537104864878184967592201942464871068007901483534462020528965117610181090170257972В процентахБезработные - всего201510011,22,720,716,233,714,11,4201610010,92,720,518,333,113,51,1201710010,12,918,818,332,416,41,1201810010,72,117,317,637,013,51,8201910011,52,518,818,634,912,61,1202010012,33,319,320,632,211,01,4Проанализировав данные по численности безработных, имеющих и не имеющих профессиональное образование, можно сделать вывод о том, что система профессионального образования поставляет на рынок труда специалистов, не востребованных работодателями. Хотя, среди всех безработных, имеющих высшее профессиональное образование, процент людей, имеющих высшее профессиональное образование меньше процента, имеющих среднее или начальное профессиональное образование.Подавляющее большинство занятых в экономике имеют профессиональное образование. Таким образом, потребность рынка труда в квалифицированной и качественной рабочей силе налицо. Анализируя данные по уровню образования безработных граждан и занятых в экономике можно сделать вывод о том, что квалифицированная рабочая сила на рынке труда востребована, но среди безработных граждан есть лица, имеющие профессиональное образование (начальное, среднее и высшее), что говорит о перенасыщении рынка труда отдельными специалистами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для эффективного решения задач по обеспечению экономики трудовыми ресурсами и содействию занятости населения необходимо совершенствовать государственное управление в сфере занятости населения, предусматривающее более широкое участие субъектов Российской Федерации в регулировании рынка труда. В целях повышения гибкости рынка труда заинтересованным органам исполнительной власти всех уровней необходимо способствовать дальнейшему развитию форм и методов оказания услуг по содействию занятости населения и обеспечению работодателей рабочей силой, координации деятельности органов службы занятости и негосударственных организаций, оказывающих услуги в сфере занятости населения, а также содействовать формированию единого информационного пространства и утверждению стандартов качества оказания услуг в области содействия занятости населения. Также повышение гибкости рынка труда будет способствовать расширению возможностей реализации прав граждан на достойный труд по свободно выбранному роду деятельности и профессии. На предложение труда может действовать такие факторы, как падение уровня жизни в результате инфляции (при прочих равных условиях предложение труда растет); появление альтернативных источников дохода у определенной части населения (при прочих равных условиях предложение труда сокращается); естественные темпы прироста трудовых ресурсов; миграция населения; демографическая и социальная политика государства.Формирующийся в России рынок труда имеет сложную структуру. Происходит углубление его сегментации по ряду критериев: формам собственности, трудоемкости производства, особенностям технологии производства, квалификации занятых, уровню разделения и обобществления труда, исторически сложившимся формам организации и стимулирования труда, традициям в мотивационном поведении трудящихся. Лучше понять структуру рынка, выявить его устойчивую сегментацию и соответственно выработать дифференцированные способы его регулирования позволит комплексный анализ действия факторов, обуславливающих сегментацию. Чтобы начать эффективно решать проблемы на рынке труда, нужно сначала реформировать все сферы экономической, политической и социальной жизни общества. Что же касается образования и системы переподготовки населения можно сделать следующие выводы:положительное влияние образования на качество рабочей силы подтверждается как анализом теоретических положений, так и статистического материала. Таким образом, можно говорить об образовании как основном факторе, влияющем на качественные характеристики рабочей силы; в настоящее время целесообразно говорить о наличии рынка труда, рынка рабочей силы и рынка образовательных услуг;рынок труда и рынок рабочей силы находятся в настоящее время во многом изолированными друг от друга. В подтверждение данного положения можно привести следующие аргументы: слабая мобильность рабочей силы в России; выбор абитуриентом своей будущей профессии происходит во многом случайно, он в крайне редких случая обусловлен анализом рынка труда и прогнозированием потребности в специалистах тех или иных отраслях; рынок образовательных услуг должен стать связующим звеном между рынком труда и рынком рабочей силы;для того чтобы рынок рабочей силы соответствовал потребностям рынка труда, необходимы согласованные усилия законодательной и исполнительной властей всех уровней.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Абдулхаирова, Э.М. Современные формы и методы повышения квалификации персонала организаций / Э.М. Абдулхаирова // В сборнике: Современный менеджмент и управление: тенденции и перспективы развития Сборник научных трудов. Под общей редакцией М.Н. Стефаненко. – 2018. – С. 8–13. Агафонов, А.А. О необходимости обучения персонала и систематического повышения его квалификации / А.А. Агафонов // В сборнике: Инновационное развитие науки и образования. Сборник статей II Международной научно–практической конференции. В 2 частях. Ответственный редактор Гуляев Герман Юрьевич. – 2018. – С. 226–228.Аглиева, В.Ф. Совершенствование системы обучения и повышения квалификации персонала / В.Ф. Аглиева // В сборнике: Общество, государство, личность: модернизация системы взаимоотношений в современных условиях Материалы XVIII Межвузовской научно–практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых. Под ред. А.Н. Грязнова. – 2018. – С. 10–13.Быкова, Д.И. Российский и международный опыт совершенствования системы профессионального обучения и повышения квалификации / Д.И. Быкова // Научный электронный журнал Меридиан. – 2020. – № 3 (37). – С. 51–53.Горленко, О. А. Управление персоналом : учебник для среднего профессионального образования / О. А. Горленко, Д. В. Ерохин, Т. П. Можаева. – 2–е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 249 с.Кибанов, А.Я. Управление персоналом : теория и практика. Организация оплаты труда персонала : учебно–практическое пособие / под ред. А. Я. Кибанова. М.: Проспект, 2016. – 64 с.Кязимов, К. Г. Управление персоналом: профессиональное обучение и развитие : учебник для среднего профессионального образования / К. Г. Кязимов. – 2–е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 202 с.Литвиненко, Г.Н. Особенности разделения труда и квалификации персонала в условиях современного производства / Г.Н. Литвиненко // Экономика и предпринимательство. – 2018. – № 1 (90). – С. 738–743.Моргунов, Е. Б. Управление персоналом: исследование, оценка, обучение : учебник для вузов / Е. Б. Моргунов. – 3–е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 424 с Никулин, Е.Н. Современные технологии формирования профессионализма управленческого персонала / Е.Н. Никулин // Вестник образования и развития науки Российской академии естественных наук. – 2020. – № 1. – С. 58–61.Таланова, А.В. Внедрение системы повышения квалификации персонала / А.В. Таланова // В сборнике: Отраслевые особенности развития экономики регионов Материалы IV Национальной научно–практической конференции. ФГБОУ ВО «Керченский государственный морской технологический университет». – 2018. – С. 89–100. Тарабардина, М.Ю. Квалификация персонала как фактор инновационного развития / М.Ю. Тарабардина // В сборнике: Инновации в науке и практике Сборник статей по материалам VII международной научно–практической конференции. В 5–ти частях. – 2018. – С. 223–227. Щипулина, П.И. Обучение и повышение квалификации персонала в условиях развития цифровой экономики / П.И. Щипулина // В сборнике: Формирование общекультурных и профессиональных компетенций финансиста Москва, – 2018. – С. 115–122
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!