это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3670968
Ознакомительный фрагмент работы:
ВВЕДЕНИЕСовременный уровень развития спорта, а соответственно и уровень спортивных результатов, ставит перед всеми науками, в том числе и перед психологией, ряд проблем, требующих отхода от устоявшихся представлений и стандартных решений. Одной из таких проблем, требующей переосмысления, является проблема психологической подготовки, которая до настоящего времени, в связи с запросом спортивной практики, являлась основной для психологии в спорте. Успехи спортивной отечественной психологии связаны с исследованиями А.Б. Алексеева, Н.К. Волкова, Г.Д. Горбунова, О.В. Дашкевича, Т.Т. Джамгарова, П.А. Жорова, Е.А. Калинина, А.А. Лалаяна, В.Е. Медведева, Е.В. Плахтиенко, А.Ц. Пуни, П.А. Рудика, О.А. Сиротина, Ю.А. Ханина и др. Специалистам в нашей стране хорошо известны работы зарубежных психологов спорта: М. Ванека, Э. Василевски, Ф. Генова, Куната, Б.Д. Кретти. З. Мюллера, Б. Навроцкой, Л. Надори. Ж. Риу, Р. Сингера, Г. Шиллинг, М. Эпуран, М. Яффи.Психологическая подготовка является важным компонентом для достижения высоких результатов. Совершенствуя мастерство спортсмена, нужно постоянно и планомерно опираться на законы психологии, являющиеся первой из основ успешной тренировки и психологической подготовки спортсмена к соревнованию. Тренеры должны в своей работе изучать и учитывать индивидуально-психологические особенности спортсменов, окружающую их среду, поддерживать с ней педагогические контакты.Способности спортсмена своевременно преодолевать возникающие перед ним трудности, подчас трудности скрытые, во многом обусловленные высоким развитием у спортсмена всех сторон его психики, особенно мышления, памяти, воли, внимания, воображения. Поэтому постоянное совершенствование этих качеств должно стать важнейшей задачей. Учитывая, что эмоциональные состояния спортсмена поддаются лучшей произвольной регуляции при осмысливании вызывающих их факторов, воспитание у спортсмена способности подвергать самостоятельному и глубокому анализу причины своих отрицательных эмоций, но и средствам до некоторой степени стимулирующих повышение потенциальных сил спортсмена при условии, что ее методика будет основываться на данных учета индивидуальных особенностей спортсменов.Цель исследования: обосновать и проверить эффективность методики психологической подготовки легкоатлетов к соревнованиям.Объект исследования: процесс психологической подготовки легкоатлетов к соревнованиямПредмет исследования: организационно-методические особенности использования специально подобранных методов психологической подготовки легкоатлетов к соревнованиям.Гипотеза исследования: психологическая подготовка легкоатлетов к соревнованиям будет осуществляться наиболее эффективно, если в качестве применять специально подобранный комплекс психологических методов.Задачи исследования:1. Рассмотреть состояние проблемы психологической подготовки на современном этапе развития спорта.2. Разработать методику психологической подготовки спортсменов, специализирующихся в легкой атлетике.3. Проверить эффективность методики. База исследования: СДЮСШОР № 1 по легкой атлетике г. Челябинска.ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СПОРТСМЕНОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 1.1 Психологическая подготовка легкоатлетов к соревнованиям как теоретическая проблемаИстория возникновения проблемы психологической подготовки спортсменов связана с первым Всесоюзном совещанием по психологии спорта, на котором впервые разрозненные методы учебно-тренировочного процесса были объединены в единое понятие – психологическая подготовка. Именно с 1956 г. появляется особый раздел подготовки спортсменов к соревнованиям в составной в комплексный педагогический процесс. Целью психологической подготовки спортсменов в 1956 году стала коррекция индивидуально-психологических качеств, свойств и состояний личности, например, «воспитание силы воли.В 80-е годы круг исследования проблем психологической подготовки спортсменов расширился. Так, научный интерес сместился на изучение проблем, связанных с исследованием индивидуально-типологических особенностей личности: характера, темперамента, спортивных способностей. Особое внимание удалялось исследованию максимальных возможностей спортсмена, таких психологических качеств личности, которые непосредственно обуславливают не только эффективность, но и результативность спортивной деятельности. С развитием социальной психологии в поле зрения спортивных психологов попали вопросы, связанные с социально-психологическими качествами личности, влияние малой группы на личность, в частности, спортивной команды.В последнее время в качестве основной практико-ориентированной проблемы психологической подготовки спортсменов принято выделять: оценку психических состояний спортсмена, регуляцию предстартовых состояний, а также на разработку средств поддержания оптимальной работоспособности спортсменов в течении значительного периода времени. Это один из практических вопросов, над которым сейчас очень интенсивно работают многие как спортивные, так и клинические психологи. В связи с увеличением, как физических, так и психологических нагрузок ведется работа по внедрению эффективных средств реабилитации после большого объема тренировочной и соревновательных нагрузок, рассматриваются методы снятия психического напряжения после ответственных соревнований, внедряются психологические технологии восстановления после окончания спортивного сезона.Очевидно, что уровень развития спортивных достижений позволяет говорить о примерно одинаковом уровне развития физической, технической и тактической подготовленности сильнейших спортсменов, легкоатлетов в том числе. Поэтому на результат спортивных соревнований в значительной степени оказывают психологические факторы, физические возможности и резервы психики спортсмена. Чем ответственнее соревнование, чем напряженнее спортивная борьба, тем большее влияние оказывает процесс достижения оптимального психического состояния и индивидуальные особенности саморегуляции спортсмена.В спорте имеется множество примеров, когда вопреки даже научно обоснованным прогнозам, основанным на оценке физической, технической и тактической подготовленности спортсмена, выигрывает относительно «слабый». Объясняют это, как правило, психологическими факторами. Высокий эмоциональный тонус, зашкаливающая мотивация достижения успеха в соревнованиях, психологический настрой и т.д. становятся психологическими факторами успешности спортсмена и приводят к победе над более сильным соперником, который неадекватно оценил психологическую готовность противника и вступил в борьбу в состоянии меньшей психологической мобилизованности.В научно-методической литературе (И.М. Волков, О.В. Дашкевич, Ю.А. Коломейцев, С.Д. Неверкович, А.Н. Романин, Н. Стамбулова, Э. Хан и др.) подробно проанализированы вопросы, связанные с деятельностью практического психолога в сфере физической культуры и спорта, описаны методы и формы психологической подготовки. Таким образом, психологическая подготовка – процесс практического применения четко определенных средств и методов, направленных на создание психологической готовности спортсмена. Так, В.В. Медведев вносит в содержание психологической подготовленности следующие компоненты:а) свойства личности, т.е. мотивация, притязания, черты характера, темперамента, обеспечивающие высокий уровень работоспособности и стабильные выступления на соревнованиях;б) психические процессы и функции, способствующие совершенному овладению приемами техники и тактики;в) стабильные (положительные) психические состояния, проявляемые в трудных условиях тренировки и соревнований.Однако, появляется новое представление и новый подход к описанию системы психологической подготовки спортсменов, которые отражают понятия «психологическое обеспечение» и «психологическое сопровождение» как содержание деятельности спортивного психолога. Выделим основные компоненты понятия «психологическое обеспечение», которые расширяют представления о психологической подготовке спортсмена к соревнованиям в психологии спорта.Термин «психологическое обеспечение» появился научных и практико-ориентированных исследованиях спортивных психологов относительно недавно. Несмотря на то, что к этому времени спорт качественно, содержательно и функционально изменился, большинство спортивных психологов по-прежнему основным компонентом собственной деятельности считали «психологическую подготовку спортсменов». Поэтому и новый термин, в силу традиции и устоявшегося способа мышления, был отнесен к процессу подготовки. В спортивной психологии речь шла о «психологическом обеспечении подготовки спортсмена», а не новой реальности и открывающимся перспективам развития психологии спорта как науки. Оценивая в целом, можно отметить, что появление понятия «психологическое обеспечение подготовки спортсменов», отражает изменение подхода к психологическим аспектам работы со спортсменами, которое, в свою очередь, является следствием изменения подхода к процессу их подготовки в целом. Для обеспечения эффективности психологического обеспечения подготовки спортсменов следует учитывать: возросшую конкуренцию, различия в результатах участников крупнейших международных соревнований по легкой атлетике в тысячные доли балла, тысячные доли секунды; большой объем тренировочных нагрузок, расширение диапазона влияния психогенных факторов. Поэтому утверждение новых психологических принципов подготовки спортсменов обусловлено, в первую очередь, современным уровнем развития спорта, и, прежде всего спорта высших достижений.Происходящие изменения в мышлении и подходе к роли спортивной психологии, связаны с развитием теоретического и прикладного подготовки спортсменов к соревнованиям. Задача психологической подготовки спортсменов к соревнованиям уже не сводится только к подготовке спортсменов к соревнованиям. Тренеры осознают необходимость психологически обоснованной организации всего процесса подготовки к соревнованиям, а конкретная психологическая подготовки спортсменов к соревнованиям рассматривается как часть этой работы. Реализация психологического обеспечения подготовки спортсменов к соревнованиям связана, таким образом, не с ликвидацией отрицательных, дестабилизирующих психических состояний, а на мобилизацию психических резервов, повышение эффективности тренировочного процесса, повышению психологической надежности и результативности соревновательной деятельности, в частности, в легкой атлетике.К необходимым условиям эффективности процесса психологического обеспечения подготовки спортсменов к соревнованиям можно отнести планирование психологического обеспечения подготовки спортсменов, который опирается на требования конкретного вида спорта к психологической эффективности личности спортсменов. К достаточным условиям можно отнести изменение и формирование новых форм социально-психологических отношений в системе «спортсмен-тренер», в которых субъекты тренировочного и соревновательного процесса рассматриваются как полноправные и активные деятели планирования и реализации программы психологической подготовки. Логичным становится требование к организации совместной работы тренера, спортивного психолога и спортсмена: сотрудничество, взаимопонимание, основанное на достаточно глубоких знаниях тренера в области психологии, на готовности психолога понять проблемы тренера и спортсмена, на открытости к точке зрения партнера по совместной работе.Таким образом, психологическое обеспечение подготовки спортсменов к соревнованиям определяется как система мероприятий, направленная на мобилизацию резервов психики спортсменов, обеспечивающая высокую эффективность учебно-тренировочного процесса, высокую надежность и результативность соревновательной деятельности. К основным компонентам психологического обеспечения подготовки спортсменов к соревнованиям следует отнести анализ требований, предъявляемых видом спорта, в котором оно проводится, к психике спортсменов, планирование подготовки спортсменов с учетом психологических факторов, обучающие и развивающие программы, направленные на формирование необходимых спортсменам психотехнических навыков, развитие профессионально важных свойств психики; коррекционные и реабилитационные программы, связанные с оказанием помощи спортсменам и тренерам в решении возникающих у них психологических проблем; программ обеспечения выступлений в ответственных соревнованиях; программы психологического контроля.Как правило основным объектом психологической коррекции в процессе подготовки легкоатлетов к соревнованиям является изменение уровня личностной и ситуативной тревожности, так как отмечается прямая зависимость уровня тревожности с результативностью спортсменов. Однако только знания одного уровня тревожности недостаточно для эффективной психологической подготовки. Работа со спортсменами и выбор методов воздействия должны осуществляться после анализа общей структуру личности и системы потребностей.Спортсмены-легкоатлеты с низким уровнем тревожности, прибывающие в нормальной физической форме так же, как и спортсмены с высоким уровнем тревожности могут показывать давали такие не значительные результаты, по сравнению с их физическими возможностями.Психологическая готовность легкоатлета к соревнованиям определяется: спокойствием (хладнокровием) спортсмена в предстартовый период, что является характерной чертой его отношения к окружающей среде (к условиям деятельности); уверенностью легкоатлета в собственных физических и психологических силах; состоянием мобилизационной готовности к соревнованиям. Как и отношение к процессу и результату деятельности, боевой дух обеспечивает стремление к победе, т.е. к достижению соревновательной цели, что способствует раскрытию резервных возможностей.Основной задачей специальной психологической подготовки легкоатлетов к конкретному соревнованию является создание состояния их психической готовности к выступлению в соревнованиях.Исследователи разделили предсоревновательный период в подготовке легкоатлетов на четыре фазы по уровню активации и предстартовой напряженности.Первая фаза характеризуется длительной предстартовой напряженностью, так как начинается, когда спортсмен принимает решение о выступлении в конкретных соревнованиях. Эта фаза может длиться недели и даже месяцы, предшествующие соревнованию, и сопровождаться признаками нервозности, раздражительности, бессонницы и физиологическими изменениями, указывающими на повышенные уровни возбуждения, например, колебаниями кровяного давления.Вторая фаза охватывает кратковременный период – от тренировки до соревнования. Здесь возможно применение различных тактических вариантов, которые могут благоприятно (или неблагоприятно) повлиять на мобилизацию спортсмена к выступлению.Третья фаза – предстартовое состояние – наступает при включении спортсмена в атмосферу соревнований. В этот момент для психологически неподготовленных спортсменов характерно состояние перевозбуждения или предстартовой апатии. Обычно между отдельными попытками в легкой атлетике наблюдается изменение в уровне активации. Во время соревнований спортсмен должен либо сам управлять своим состоянием, либо получать эффективное психологическое консультирование. В этом завершающем периоде активации время, которое имеется в распоряжении у спортсмена между попытками максимального приложения усилий, является наиболее важным для него. Иногда продолжительность этих периодов не зависит от спортсмена, тогда как в других случаях у него есть какой-то запас времени, например, между попытками в прыжках в высоту.Система специальной психологической подготовки спортсменов к конкретному соревнованию включает:1) сбор информации о предполагаемых условиях предстоящего соревнования (является исходным пунктом для формирования состояния готовности к соревновательной борьбе); содержание и характер информации (зависят от вида спорта: в лыжных гонках важно знать место проведения, в некоторых других случаях - основой является информация о соперниках и т.п.);2) определение и формулировку соревновательной цели (в цели находят выражение объективно существующие возможности достигнутьопределенного результата, она является главным регулятором деятельности спортсмена);3) формирование и актуализацию мотивов участия в соревновании (побуждения, вытекающие из понимания спортсменом общественной значимости достижения намеченной цели, могут быть побуждения только личного значения; мотивы повышают интерес к соревнованию, способствуя созданию увлеченности процессом подготовки и самой соревновательной борьбой, стремлению достигнуть цели);4) вероятностное программирование соревновательной деятельности (осуществляется в ходе разработки тактического плана действий; всегда носит вероятностный характер);5) саморегуляцию неблагоприятных внутренних состояний (при подготовке к соревнованию спортсмен пользуется эффективными и наиболее приемлемыми для него способами саморегуляции, которыми овладел в процессе общей психологической подготовки; от соревнования к соревнованию использование приемов саморегуляции все более становится своеобразным ритуалом предсоревновательного поведения);6) сохранение и восстановление нервно-психической свежести (имеются в виду особенности поведения спортсмена за некоторое время до соревнований, когда необходимо правильно построить режим дня, уметь отвлекаться от мыслей о соревновании и т.п. - все эти мероприятия должны быть источником накопления нервно-психического потенциала).Результатом психологического обеспечения подготовки спортсмена-легкоатлета к соревнованиям становится психологическая готовность.Понятие «психологическая готовность» отражает осознание спортсменом о психологические условия, необходимых и достаточных для выполнения действия. Несмотря на большое количество работ по проблемам психологической готовности, в спортивной психологии это понятие связано с готовностью к соревновательному действию, т.е. как некоторая характеристика психического состояния, отражающая оперативную готовность, настроенность на выполнение того или иного действия в процессе соревновательной деятельности. Однако, на современном этапе развития спортивной психологии психологическая готовность спорсмена изучается как некоторая обобщенная характеристика всей психологической характеристика спортсмена как субъекта деятельности, имеющая отношение к выполняемой деятельности в конкретном виде спорта.Одним из первых предложил структуру готовности А.Ц. Пуни. По его мнению, психологический компонент готовности складывается из уверенности в своих силах, стремления проявить себя и добиться победы, оптимального эмоционального возбуждения, высокой помехоустойчивости, способности произвольно управлять своим поведением в спортивной борьбеТаким образом, доминирующее психическое состояние является фактором, положительно или негативно, оказывающим влияние на психологическую готовность спортсмена.Таким образом, психологическая подготовка спортсмена-легкоатлета является основным критерием эффективности психологического сопровождения тренировочного и соревновательного процесса. В условиях равной спортивной борьбы эффективная психологическая подготовка будет оказывать влияние на возможность наиболее эффективно показать физическую, техническую, тактическую и теоретическую подготовленность спортсмена.1.2 Содержание психологической подготовки спортсменовВ нашей работе под психологической подготовкой мы понимаем целенаправленный процесс формирования, развития и коррекции психических процессов, свойств личности и состояний спортсменов с целью повышения эффективности тренировочной и соревновательной деятельности. Результатом психологической подготовки мы считаем психологическую готовность спортсмена, которая связана с развитием оптимального эмоционального возбуждения, высокой помехоустойчивости, способности произвольно управлять своим поведением в спортивной борьбе.Психологическая подготовка направлена на эффективное использование психолого-педагогических исследований, реализации психологических средств и методов повышения результативности спортсменов-легкоатлетов. Поэтому психологическая подготовка обусловлена не только повышением психологической культуры спортсмена, но и активным использованием междисциплинарных исследований в науке.Структуру психологической подготовки спортсмена образует взаимодействие видов подготовки (психологической, физической, специальной, технической, теоретической). Психологическая подготовка не только один из видов подготовки, но особый процесс, оказывающий влияние на планирование тренировочного и соревновательного процессов, диктующий выбор цели, форм и методов повышения результативности спортсмена в легкой атлетике. Такой подход упрощает решение организационных задач и структурирование подготовки, однако является проблематичным для решения задач системного взаимодействия различных ее видов. Например, спортсмен выполнил большой объем скоростно-силовых упражнений, но не занимался психологической подготовкой, направленной на коррекцию неблагоприятных предстартовых состояний. В логике рассмотрения психологической подготовки как одного из видов подготовки он носил свою физическую подготовленность, но не продвинулся в психологической. Однако выполнение силовой нагрузки потребовало от него значительных волевых усилий, сосредоточение внимания, вестибулярной устойчивости и проявление других психических качеств. В результате произошли изменения и в его психологической готовности, но они не были учтены. Та же самая силовая нагрузка вполне могла быть использована для развития волевых качеств или сосредоточения внимания. Тогда (в той же логике разделения видов подготовки) не были бы учтены изменения физических кондиций, что тоже неверно.Психологическая подготовка не только оказывает влияние на физическую, специальную, тактическую, теоретическую, техническую подготовку, но и как определяет субъективную значимость каждого вида подготовки, реализуя особые психологические функции. В частности, функция формирования субъективного отношения оказывает влияние на мотивацию достижения успеха, а функция оценки значимости тренировочного занятия оказывает влияние на ситуативную и личностную тревожность. Только в этом случае достигается уровень психологической подготовки, соответствующий оптимальному, так как действия спортсмена организуются в соответствии с логикой вида спорта, стремления к высоким спортивным достижениям, формируют мотивационную структуру личности спортсмена. И именно эта субъективизация психологической подготовки спортсмена способствует включению целенаправленных действий легкоатлета в состав деятельности.Субъективизация – условие и процесс возникновения и развития активности спортсмена особого вида, в котором его представления о тренировочной и соревновательной деятельности обогащается знаниями и средствами преобразования действительности, заключенными в осваиваемом виде спорта. Последующее использование индивидуального опыта, обогащенного изменением представлений о тренировочном и соревновательном процессе при решении практических задач, создает предпосылки для оценки соответствия собственной психологической готовности к соревнованиям реальной действительности. Практическая проверка реального уровня психологической готовности к соревнованиям для спортсмена делает его сторонником, приверженцем или, напротив, противником инновационных или традиционных методов психологической подготовки.Психическая подготовка спортсмена-легкоатлета, как правило, направлена на формирование волевых качеств личности и состоит из общей психологической подготовки спортсмена, психологической подготовки к соревнованиям и управления психологическим восстановлением спортсмена. Общая психологическая подготовка предусматривает формирование индивидуально-типологических свойств личности спортсмена и межличностных отношений, развитие спортивного интеллекта, специализированных психических функций и психомоторики.Распределение средств и методов психологической подготовки спортсмена-легкоатлета, несомненно, зависит от этапов и периодов учебно-тренировочного процесса. Средства и методы психолого-педагогических воздействий должны быть включены во все этапы и периоды круглогодичной подготовки, постоянно повторяться и модифицироваться. Некоторые из них на том или ином этапе тренировочного процесса годового цикла, особенно в процессе подготовки к соревнованиям, участием в них и восстановлением после значительных тренировочных и соревновательных нагрузок имеют большое значение. На этапе занятий в группах начальной подготовки основное внимание должно уделяться повышению мотивации занятий спортивной деятельности через повышение интереса к спорту, развитием нравственных и волевых качеств личности, а также профессионально-значимых качеств личности для спортсмена, например, трудолюбие, дисциплинированность, ответственность, уважение тренера и товарищей по команде, соперника, требовательность к себе. Кроме того, на этапе начальной спортивной подготовки на психологическую подготовку юных легкоатлетов оказывает значительное влияние положительные межличностные отношения в спортивных группах, развитие сенсомоторных и перцептивных реакций, концентрации внимания, навыков самоконтроля.Психологическая подготовка на последующих этапах спортивной подготовки связана с развитием спортивного интеллекта, способности к саморегуляции, стабилизации формирования волевых качеств личности, оптимизации взаимодействия в спортивной команде, развитием тактического мышления и оперативной памяти, специализированного восприятия, созданием условий для общей психической готовности к соревнованиям. На этапе занятий групп спортивного совершенствования и спортивного высшего мастерства в легкой атлетике основное внимание в процессе психологической подготовки уделяется физическому и психологическому самосовершенствованию усложнению сенсомоторных реакций и расширению сферы тактического мышления, повышению уровня саморегуляции, нормированию специальной предсоревновательной и мобилизационной готовности, оптимизации психологического восстановления.В круглогодичном цикле подготовки легкоатлетов необходимо сделать акцент на распределение объектов и субъектом психолого-педагогических воздействий. Так, в подготовительном периоде выделяются средства и методы психолого-педагогических воздействий, связанные с повышением психологической компетентности спортсмена, развитием его спортивного интеллекта, разъяснением цели и задач участия в соревнованиях, содержания общей психологической подготовки к соревнованиям, развитием волевых качеств личности и специализированного восприятия, оптимизацией межличностных отношений и сенсомоторным и перцептивным совершенствованием общей психологической готовности к соревнованиям. В соревновательном периоде акцент психологической подготовки смещается на формирование повышенной эмоциональной устойчивости, коррекции свойств внимания, достижении мобилизационной готовности к соревнованиям, снятию ситуативный тревожности. Поэтому психологическая подготовка к соревнованиям должна включать два раздела: общую психологическую подготовку к соревнованиям, которая проводится в течение всего тренировочного процесса, и специальную психологическую подготовку к конкретному соревнованию. В процессе общей психологической подготовки легкоатлета к соревнованиям оптимизируется уровень мотивации достижения успеха и избегания неудач, связанных с соревновательной деятельностью в целом, развивается предсоревновательная и эмоциональная соревновательная стрессоустойчивость, стимулируется способность к самоконтролю и саморегуляции в соревновательной обстановке.В ходе психологической подготовки к конкретным соревнованиям в легкой атлетике стабилизируется состояние мобилизационной готовности спортсмена перед выступлением, характеризующаяся уверенностью в своих силах, стремлением к успеху, оптимальным уровнем эмоционального возбуждения, устойчивостью к влиянию внутренних и внешних помех, способностью управлять своими действиями, эмоциями и поведением, умением немедленно и эффективно выполнять во время выступления действия, необходимые для успеха. В переходном периоде используются преимущественно средства и методы нервно-психического восстановления спортсмена.В течение процесса психологической подготовки применяются методы, способствующие формированию индивидуально-типологических черт характера и приемов психической саморегуляции спортсменов. В ходе учебно-тренировочных занятий также существует определенная тенденция преимущественного применения некоторых постоянно используемых средств и методов психолого-педагогического воздействия. В вводной части тренировочных занятий применяются различные психолого-педагогические методы от вербальных методов воздействия до обучения навыкам наивной саморегуляции. Они направлены на развитие профессионально-важных свойств личности спортсменов-легкоатлетов, сообщается информация, способствующая развитию спортивного интеллекта и оптимизации тренировочных и предсоревновательных психических состояний. В подготовительной части занятий используются методы развития внимания, сенсомоторики и волевых качеств. В основной – совершенствуются специализированное восприятие, психомоторные качества личности, стабилизируется эмоциональная устойчивость, способность к самоконтролю и саморегуляции, повышается уровень психологической готовности спортсмена. В ходе тренировки особенно при состоянии значительного утомления спортсмена необходима особая психологическая компетентность тренера. В заключительной части занятий совершенствуются навыки спортсменов-легкоатлетов осуществлять саморегуляцию и внедряются технологии психологического восстановления. Разумеется, распределение средств и методов психической подготовки в решающей степени зависит от индивидуально-психологических особенностей личности спортсмена, задач их индивидуальной подготовки, направленности тренировочных занятий. Важным фактором является выявление и учет при планировании учебно-тренировочного процесса таких личностных характеристик спортсмена, как монотонофильность, сенсомоторная устойчивость и способность переносить монотонную работу.Итак, психологическая подготовка – это формирование, развитие и совершенствование свойств психики, необходимых для успешной деятельности спортсмена. В спорте чаще всего используются четыре разновидности психической саморегуляции, четыре вида тренировки направленные на психологическую подготовку спортсмена: аутогенная тренировка, психорегулирующая тренировка, психомышечная тренировка и идеомоторная тренировка.ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЛЕГКОАТЛЕТОВ К СОРЕВНОВАНИЯМ2.1 Цели и задачи опытно-экспериментальной работыЭксперимент проводился на базе СДЮСШОР № 1 по легкой атлетике г. Челябинска. В эксперименте принимали участие две группы по 10 человек: контрольная и экспериментальная, возраст испытуемых – 14-16 лет. Контрольная группа тренировалась по обычному графику. В экспериментальную группу были добавлены методы психической саморегуляции, а именно аутогенная тренировка, психорегулирующая тренировка, психомышечная тренировка, идеомоторная тренировка.Цели эксперимента были:1. Разработать методику психологической подготовки спортсменов специализирующихся в легкой атлетике.2. Проверить эффективность методики.Опытно-экспериментальная работа проводилась в три этапа. На подготовительном этапе изучалась психолого-педагогическая литература, проводился отбор психодиагностических методов исследования, определялась выборка исследования, проводился констатирующий эксперимент. Формирующий этап включал разработку программы психологической подготовки легкоатлетов к соревнованиям, проверялась ее эффективность, осуществлялся первый и второй срезы формирующего эксперимента. Аналитический этап содержит анализ результатов опытно-экспериментальной работы, обработка результатов исследования при помощи методов первичной математической статистики.В качестве психодиагностических методов использовались «Самооценка волевых качеств спортсменов» (Н.Е. Стамбулова), методика «Мотивация к успеху» (Т. Элерс) и методика Ч.Д. Спилбергера на выявление личностной и ситуативной тревожности (адаптирована на русский язык Ю.Л. Ханиным).Констатирующий эксперимент.Проведение констатирующего эксперимента осуществлялось в два этапа:1. Определение эффективности методики психологической подготовки легкоатлетов к соревнованиям по выявленным критериям.Критерий – это признак, на основании которого производится оценка. Выделение критериев является важной частью опытно-экспериментальной работы. Выдвинутые критерии должны показать соотношение между показателями, имеющимися до начала опытно-экспериментальной работы и достигнутыми результатами. В нашей работе критерии определись на основании психодиагностической методики, использованной для констатирующего эксперимента. Поэтому в качестве критериев психологической подготовки легкоатлетов к соревнованиям мы выделили: самооценку волевых качеств, уровень стремления к успеху, уровень ситуативной и личностной тревожности.2. Определение уровня психологической подготовки легкоатлетов к соревнованиям.Анализ выраженности критериев позволил нам выделить уровни психологической подготовки легкоатлетов к соревнованиям: низкий, средний, высокий уровень.Низкий уровень психологической подготовки к соревнованиям характеризуется показателями самооценки волевых качеств по методике Е.Н. Стамбуловой от 0 до 19 баллов, уровень стремления к успеху по методике Т. Элерс от 0 до 10 баллов, высокий уровень ситуативной и личностной тревожности ( по методике Ч.Д. Спилбергера от 45 баллов).Средний уровень психологической подготовки к соревнованиям характеризуется показателями самооценки волевых качеств по методике Е.Н. Стамбуловой от 20 до 30 баллов, уровень стремления к успеху по методике Т. Элерс от 11 до 20 баллов, умеренный уровень ситуативной и личностной тревожности ( по методике Ч.Д. Спилбергера от 31 до 44 баллов).Высокий уровень психологической подготовки к соревнованиям характеризуется показателями самооценки волевых качеств по методике Е.Н. Стамбуловой от 31 до 40 баллов, уровень стремления к успеху по методике Т. Элерс от 21 до 30 баллов, низкий уровень ситуативной и личностной тревожности ( по методике Ч.Д. Спилбергера до 30 баллов).Представим в виде таблиц и диаграмм результаты констатирующего эксперимента.Таблица 1 – Результаты исследования самооценки волевых качеств спортсменов (первый срез)Название группКол-во испытуемыхНизкийСреднийВысокийКол-во%Кол-во%Кол-во%КГ10550440110ЭГ10660220220Рисунок 1 - Диаграмма «Результаты исследования самооценки волевых качеств спортсменов» (первый срез)Анализ результатов исследования самооценки волевых качеств показывает преобладание низкого уровня самооценки волевых качеств в КГ и ЭГ. Отметим, что данный критерий не показывает низкий уровень развития волевых качеств личности в широком смысле как компонента волевой регуляции в целом. Мы исследуем самооценку волевых качеств, т.е. ситуативное проявление силы воли, которая показывает, насколько успешно спортсмен справляется с трудностями. Таким образом, как испытуемые КГ, так и ЭГ на преимущественно на низком уровне выражают готовность сознательно направлять свое поведение и деятельность в соответствии с изменениями соревновательной ситуации.Таблица 2 – Результаты исследования мотивации достижения успеха (первый срез)Название группКол-во испытуемыхНизкийСреднийВысокийКол-во%Кол-во%Кол-во%КГ10660220220ЭГ10440330330Рисунок 2 - Диаграмма «Результаты исследования мотивации достижения успеха» (первый срез)Анализ результатов исследования критерия мотивация достижения успеха показывает преобладание в КГ и ЭГ низкого уровня выраженности критерия. Мотивация достижения тесно связана с уровнем самооценки волевых качеств, оказывает влияние на процесс принятия решения и выбор способа деятельности. Так, низкий уровень мотивации достижения успеха у испытуемых КГ и ЭГ позволяет сделать вывод о наличии у испытуемых страха перед неудачным выступлением на соревнованиях, страха обесценивании себя в глазах тренера и спортивной команды.Таблица 3 – Результаты исследования уровня тревожности (первый срез)ГруппыКол-воСитуативная тревожностьЛичностная тревожностьНизкийСреднийВысокийНизкийСреднийВысокийКол-во%Кол-во%Кол-во%Кол-во%Кол-во%Кол-во%КГ10110220770220220660ЭГ10220110770330220550Рисунок 3 - Диаграмма «Уровень ситуативной тревожности» (первый срез)Рисунок 4 - Диаграмма «Уровень личностной тревожности» (первый срез)Для определения оптимального уровня личной тревожности в условиях соревнования данные измерения предсоревновательного уровня тревожности сопоставлялись с успешностью деятельности спортсменов. Анализ критерия уровень ситуативной и личностной тревожности показывает, что у испытуемых КГ и ЭГ преобладает состояние ситуативной и личностной тревожности, что связано и восприятием стрессовой ситуации соревнований и оценивается спортсменами как субъективный дискомфорт, напряженность, беспокойство и вегетативное возбуждение.Таблица 4 – Уровень психологической подготовки легкоатлетов к соревнованиям (первый срез)Название группКол-во испытуемыхНизкийСреднийВысокийКол-во%Кол-во%Кол-во%КГ10770220110ЭГ10660220220Рисунок 5 - Уровень психологической подготовки спортсменов к соревнованиям (первый срез)Результаты констатирующего эксперимента показывают преобладание низкого уровня психологической подготовки спортсменов к соревнованиям в КГ и ЭГ, что обуславливает необходимость внедрения специальной методики психологической подготовки легкоатлетов к соревнованиям. 2.2 Реализация методики психологической подготовки спортсменов занимающихся легкой атлетикой к соревнованиямПосле того как в группах все тесты были проведены, и получены начальные результаты, мы начали работать с экспериментальной группой, добавляя в их тренировки методы психической саморегуляции: аутогенную тренировку, психорегулирующую тренировку, психомышечную тренировку, идеомоторную тренировку. Методы проводились ежедневно, на каждом тренировочном занятии. Они проводились и индивидуально со спортсменом, и полностью со всей группой. На начальном этапе мы использовали аутогенную тренировку.Аутогенная тренировка – это один из методов психотерапии, метод самовнушения. Известно, что аутогенная тренировка состоит из двух ступеней: низшей и высшей. На низшей ступени мы ориентировались на снятие у спортсменов психического напряжения, старались успокоить их. Здесь нами использовались внушение, самовнушение. Для снижения чувства тревоги, волнения, эмоциональной напряженности в экспериментальной группе мы использовала такие формулы самовнушения: «Я спокоен», «Мне ни что не угрожает», «Я контролирую себя». На высшей ступени мы ориентировались на переход психологического состояния спортсмена в состояния надежды, доверия, веры в безграничные возможности организма по преодолению болезней и различных недостатков характера, по формированию желательных психических качеств.Для активизации сил в организме, преодолении сонливости, спортсменам нами использовалось: самовнушение гнева, ярости, вызывания соответствующих образных представлений и сопутствующим им соматических проявлений. Например, вызывание образов, связанных у данной личности с активной деятельностью. Здесь мы использовали два основных типа реагирования на эмоционально значимые стимулы: психосоматическое, при котором реагирование у спортсмена осуществляется во внутренней сфере, и социальное, когда разрядка была направлена во внешнюю сферу.Для укрепления волевой активности применялись метод самовнушения в состоянии релаксации. Формулы были краткие и в утвердительной форме: «Намерения тверды», «Намеченное выполню». Для быстрого восстановления сил спортсменов использовалось погружение в релаксацию на 5-15 минут с самовнушением бодрствования.После того как спортсменами была освоена аутогенная тренировка, мы перешли на психорегулирующую тренировку. Она представляет собой вариант аутогенной, адаптированной к тренировочному процессу, то есть самовнушение при выполнении упражнений. Например, когда спортсмены выполняли специфические упражнения на барьерах, им была дана установка самовнушать себе: «Мне легко выполнять упражнение», при тренировке скоростных способностей была установка «Я быстро бегу» и т.д.Помимо аутогенной и психорегулирующей тренировки мы использовали психомышечную тренировку. Психомышечная тренировка направлена на совершенствование двигательных представлений главным образом за счет сосредоточения внимания и обеспечения сознательного контроля движений. В ней мы использовали дыхательные упражнения, максимальное изометрическое напряжение мышц и покой после него, а также закрывание глаз. Психомышечную тренировку мы использовали в комплексе с идеомоторной тренировкой.Идеомоторная тренировка состоит в сознательном представлении техники движений. При ее использовании спортсменами соблюдался такой принцип построения движений:- во-первых, создать предельно точный мысленный образ данного движения, на первых порах хотя бы зрительный;- во-вторых, перевести этот образ, сохраняя его высокую точность, на рельсы идеомоторики, то есть сделать движение таким, чтобы вслед за его мысленным образом начали (пусть еле заметно) функционировать соответствующие мышечные группы;- в-третьих, подобрать программирующее словесное оформление хотя бы для наиболее главных – опорных – элементов в отрабатываемом движении.- К четвертому этапу – физическому исполнению движения – можно переходить только после того, как будут выполнены предыдущие условия, после того, как идеомоторный образ движения станет точным и устойчивым, и будут хорошо «размяты» мышцы, которым предстоит выполнить намеченное движение.При использовании метода идеомоторной тренировки на первом этапе нами было предложено спортсменам: подробный рассказ техники бега с барьерами, видео – фильмы, наглядные пособия, живой пример высококвалифицированного спортсмена барьериста. Для того чтобы спортсмены четко представляли технику бега с барьерами. На втором этапе спортсмены должны были представить мысленно бег с барьерами, сохраняя как можно четче технику движения. Мысленно представить, что они выполняют дистанцию. Прочувствовать те мышцы, которые работают при выполнении бега на 60 метров с барьерами.На третьем этапе нами было предложено словесное оформление техники:1. «толчок» – выполняется толчок “толчковой ногой” на барьер;2. «мах» – выполняется мах “маховой ногой”;3. «переход» – выполняется переход через барьер;4. «раз, два, три» – ведется счет шагов, быстро (спортсмен должен пройти дистанцию между барьерами как можно быстрее)Спортсмены должны были применить это словесное оформление дистанции и, проговаривая представить бег с барьерами мысленно.После того как три этапа идеомоторной тренировки были освоены спортсменами, мы перешли к четвертому, заключительному этапу – применение полученных знаний на практике. Спортсмены должны были перенести мысленный образ на практику как можно точно и технично.Стоит еще отметить такой немало важный фактор, как работу тренера со спортсменами, а именно спортсменами экспериментальной группы. Им уделялось больше внимания, проводились различные беседы, которые побуждали в них желание быть быстрее, сильнее, лучше других. Так же проводились беседы о том для чего им нужно заниматься спортом, как это престижно и современно в наше время. Как это влияет на их здоровье, фигуру. Так же привлекались к воспитанию родители, и с ними проводились беседы об их детях и спорте, так как часто именно родитель может повлиять на ребенка. В процессе тренировок мы применяли такие формулы поведения тренера:- тренер не всегда прав;- агрессивный путь добывания уважения – ошибочен. Надо учиться пристраиваться к партнеру сверху. Спортсмен ждет репрессий, а надо поступить по-другому. Агрессивная манера тренера вызывает агрессию (или депрессию) спортсмена – это проигрышный путь;- поступайте со спортсменами так, как вы хотели бы, чтобы поступали с вами;- надо быть открытым, чтобы не дать волю нагнетающей атмосфере, надо обязательно прояснять отношения;- не надо культивировать похожесть на себя;- избегайте насильственного обращения в собственную веру. Ты прав и я права – это нормально;- пытайтесь увидеть в каждом ребенке все самое хорошее, что есть вообще в человеке.Структура педагогического общения тренера со спортсменом мы подразделили на три стадии:1. первая – коммуникативная – передача информации;2. вторая – установление сотрудничества между спортсменами. Общение поддерживается объективной зависимостью его участников, их взаимозависимостью;3. третья – персептивное восприятие человека человеком. Оно определяется социальными эталонами, в которых воспитывается ученик. На занятиях тренеру нельзя скопом предъявлять претензии спортсменам. Надо оценивать их деятельность, а не личностные качества. С точки зрения гуманистической психологии педагогическое общение рассматривается как система взаимно - активных отношений между тренером и спортсменом.Перед нами стояли сложные задачи, связанные с тренировочным и соревновательным периодами. Здесь мы стремились, прежде всего:- самосовершенствование и саморазвитие занимающихся не только в межличностных отношениях, но и в деловых;- распространение деятельности спортсменов на время после тренировок; - постоянное укрепление деловых отношений в команде.Что касается отношений в команде, то здесь мы стремились: поставить общую цель; раскрыть команде эту цель так, чтобы все спортсмены понимали ее одинаково; создать условия для совместной деятельности тренирующихся. Старались, чтобы спортсмены на тренировках, выполняя совместную работу, сотрудничали, а не соперничали друг с другом.Словом, взаимоотношения между тренером и спортсменом стремились к идеалу. После кропотливой и долгой экспериментальной работы были вторично проведены тесты на психологическую и физическую подготовку спортсменов.2.3 Результаты опытно-экспериментальной работыКонстатирующий этап эксперимента показал преобладание низкого уровня психологической подготовки легкоатлетов к соревнованиям.Основными задачами этого этапа явились следующие:- исследование критериев психологической подготовленности легкоатлетов к соревнованиям;- выявление исходного уровня психологической подготовки легкоатлетов к соревнованиям.Для этого нами были использованы такие методы, как анализ учебных программ учителей, педагогическая диагностика, наблюдение, беседы, психологическая диагностика.На формирующем этапе исследования нами ставились и решались следующие задачи:- экспериментально проверить эффективность специальной методики психологической подготовки легкоатлетов к соревнованиям;- определить методы, средства и организационные формы организации тренировочного процесса, позволяющие наиболее успешно осуществлять психологическую подготовку легкоатлетов к соревнованиям.Заключительный этап экспериментального исследования был направлен на уточнение и конкретизацию основных положений гипотезы, оформление исследования.Основные методы исследования на данном этапе опытно-экспериментальной работы: наблюдение, анализ результатов педагогического эксперимента.В ходе опытно-экспериментального исследования были проведены три среза с целью определения уровня психологической подготовленности легкоатлетов к соревнованиям.Первый срез был проведен с целью определения уровня психологической подготовки легкоатлетов на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы.Как показывают результаты констатирующего этапа эксперимента, у испытуемых контрольной и экспериментальной группы выявлено преобладание низкого уровня психологической подготовки легкоатлетов к соревнованиям.На наш взгляд, преобладание низкого уровня психологической подготовки легкоатлетов к соревнованиям объясняется отсутствием целенаправленной работы по формированию данных психологических критериев.Второй срез по выявлению уровня психологической подготовки легкоатлетов к соревнованиям проводился уже в ходе опытно-экспериментальной работы. Его основной целью было установление динамики развития уровня психологической подготовки к соревнованиям у спортсменов. Результаты второго среза представлены в таблице 5 и рис. 6,7Таблица 5 – Уровень психологической подготовки легкоатлетов к соревнованиям (второй срез)Название группКол-во испытуемыхНизкийСреднийВысокийКол-во%Кол-во%Кол-во%КГ10630340130ЭГ10340430330Рисунок 6 - Диаграмма «Динамика уровня психологической подготовки спортсменов к соревнованиям в КГ (первый и второй срез)»Анализ динамики уровня психологической подготовки спортсменов КГ показывает изменение низкого и среднего уровня психологической подготовки на 10%. Количественные данные высокого уровня психологической подготовки не изменились.Рисунок 7 - Диаграмма «Динамика уровня психологической подготовки спортсменов к соревнованиям в ЭГ (первый и второй срез)»Анализ динамики уровня психологической подготовки спортсменов ЭГ показывает изменение низкого уровня психологической подготовки на 30%, среднего уровня – на 20% и высокого уровня – на 10%. Качественный анализ динамики уровня психологической подготовки спортсменов к соревнованиям показывает, что в ЭГ произошло статистически значимое снижение уровня личностной и ситуативной тревожности, изменились показатели мотивациидостижения к успеху. Испытуемые ЭГ отмечают положительный эффект аутотренинга.Рисунок 8 - Диаграмма «Результаты исследования уровня психологической подготовки спортсменов к соревнованиям (второй срез)»Сравнение результатов исследования уровня психологической подготовки спортсменов к соревнованиям в КГ и ЭГ в процессе второго среза показывает, что различия в низком уровне психологической подготовки между КГ и ЭГ составили 30%, в среднем уровне – 10 %, в высоком уровне – 20%. Значимые различия между КГ и ЭГ на втором этапе опытно-экспериментальной работы позволяют нам сделать вывод об эффективности выбранных методов психологической подготовки спортсменов к соревнованиям.Таблица 6 – Уровень психологической подготовки легкоатлетов к соревнованиям (третий срез)Название группКол-во испытуемыхНизкийСреднийВысокийКол-во%Кол-во%Кол-во%КГ10410320330ЭГ1000330770Рисунок 9 - Диаграмма «Результаты опытно-экспериментальной работы (КГ)»Анализ динамики уровня психологической подготовки спортсменов КГ показывает изменение низкого уровня психологической подготовки в результате опытно-экспериментальной работы на 30%, среднего уровня – на 10%, высокого уровня – на 20%. Несомненно, психологическая подготовки спортсменов к соревнованиям ведется в рамках традиционной методики, однако, качественный анализ изменения критериев психологической подготовки спортсменов к соревнованиям не показывает статистически значимых результатов.Рисунок 10 - Диаграмма «Результаты опытно-экспериментальной работы (ЭГ)»Анализ динамики уровня психологической подготовки спортсменов ЭГ в процессе опытно-экспериментальной работы показывает изменение низкого уровня психологической подготовки на 60%, среднего уровня – на 10% и высокого уровня – на 50%. Качественный анализ динамики уровня психологической подготовки спортсменов к соревнованиям показывает, что в ЭГ произошло не только статистически значимое снижение уровня личностной и ситуативной тревожности, но и значимые изменения самооценки волевых качеств. Изменения результатов в ЭГ являются статистически значимыми.Рисунок 11 - Диаграмма «Результаты исследования уровня психологической подготовки спортсменов к соревнованиям (третий срез)»Сравнение результатов уровня психологической подготовки спортсменов к соревнованиям в КГ и ЭГ позволяет сделать вывод об эффективности методики психологической подготовки спортсменов к соревнованиям. Так, различия в низком и высоком уровне психологической подготовки между испытуемыми КГ и ЭГ составили 40%. Различий в среднем уровне психологической подготовки спортсменов к соревнованиям нет. Для того, чтобы доказать, что различия между КГ и ЭГ являются неслучайными и статистически значимыми мы применили критерий φ * Фишера. Расчеты показали, что φ*эмп= 4,115 (результат нашей опытно- экспериментальной работы) меньше критических значений ( φ*кр = 1,64 (ρ≤ 0,05) и φ*кр = 2,31 (ρ≤ 0,01), которые даны для сравнения в математической статистике. Следовательно, различия между ЭГ и КГ по уровню психологической подготовки следует считать статистически значимыми и неслучайными.ЗАКЛЮЧЕНИЕНа начальных этапах курсовой работы, мы рассматривали проблему психологической подготовки, опираясь на литературные источники различных авторов. Которые пришли к единому мнению, что психологическая подготовка это одна из составляющих в тренировочном процессе спортсменов. Она обязательно должна входить в подготовку спортсменов, так как современный спорт достиг такого уровня развития, где физическая, техническая и тактическая подготовленность сильнейших спортсменов находится примерно на одном уровне. Поэтому исход спортивных соревнований определяется в значительной степени психологическими факторами, возможностями и резервами психики спортсмена. Чем ответственнее соревнование, тем напряженнее спортивная борьба, тем большее значение приобретает психическое состояние и особенности личности спортсмена.Изучив, теорию мы выбрали, комплекс методов для экспериментальных исследований они представляли собой: аутогенная тренировка, психорегулирующая тренировка, психомышечная тренировка и идеомоторная тренировка. Аутогенная тренировка – один из методов психотерапии, метод самовнушения, предложенный Шульцем в 1932 году. В ней привлекают простота лечебных приемов, сочетающихся с выраженной эффективностью психологического воздействия, способствующего нормализации нервной высшей деятельности, коррекции отклонений в эмоциональной и вегето-сосудистой сфере, повышению эффективности лечения. Психорегулирующая тренировка представляет собой вариант аутогенной тренировки, адаптированной к условиям занятий спортом.Психомышечная тренировка направлена на совершенствование двигательных представлений главным образом за счет сосредоточения внимания и обеспечения сознательного контроля движений. Идеомоторная тренировка состоит в сознательном представлении техники движений.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ1. Александров, Ю.И. Основы психофизиологии. – М.: ИНФРА-М, 2018. – 123с.2. Алексеев, А.В. Себя преодолеть. – М.: Физкультура и спорт, 2020. – 307 с.3. Багина, В.А. Психологические особенности проявления активности личности юного спортсмена в профессиональном самоопределении // Теория и практика физической культуры. – 2019. – № 5. – С. 46.4. Барабанов, А.Г. Психологические резервы оптимизации спортивной деятельности // Теория и практика физической культуры. – 2016. – № 5. – С. 28.5. Блеер, А.Н. Терминология спорта. Толковый словарь-справочник / [А.Н. Блеер, Ф.П. Суслов, Д.А. Тышлер]. – М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 464 с.6. Василенко, Т.Д. Психология: тестовый контроль знаний: учеб. пособие для вузов / Т.Д.Василенко, В.Б. Никишина. – М.: Владос, 2017. – 310 с.7. Васильков, А.А. Теория и методика спорта: учебник/ А.А. Васильков. – Ростов н/Д: Феникс, 2018. – 379 с.8. Волосатых, О.О. Влияние стрессоустойчивости и волевого контроля тренера на личностные качества спортсмена // Теория и практика физической культуры. – 2016. – № 11. – С.17.9. Гогунов, Е.Н. Психология физического воспитания и спорта. – М., 2019. – 341с.10. Григорьянц, И.А. Психолого-педагогическая помощь в деятельности спортсмена // Теория и практика физической культуры. – 2016. – № 6. – С. 40.11. Гуревич, П.С. Психология: учебник для бакалавров. – Москва: Юрайт, 2019. – 288 с.12. Ермолаева, М.В. Когнитивные механизмы процесса совершенствования психомоторной деятельности в спорте // Теория и практика физической культуры. – 2017. – № 8. – С. 37-40.13. Ильин, Е.П. Психофизиология физического воспитания. – М.: Просвещение, 2017. – 197с.14. Ильин, Е.П. Психология физического воспитания. – М.: Просвещение, 2018. – 154с.15. Ильин, Е.П. Психология физического воспитания и спорта. – СПб.: РГПУ им. Герцена, 2017. – 220 с.16. Жилкин, А.И. Легкая атлетика: учеб. пособие для пед. вузов / [А.И. Жилкин, В.С. Кузьмин, Е.В. Сидорчук]. – М.: Академия, 2018. – 464 с.17. Коломенцев, Ю.А. Взаимоотношения в спортивной команде. – М.: Физкультура и спорт, 2016. – 270 с.18. Королева, Г.П. Возможности деятельного подхода в психологической подготовке спортсмена // Теория и практика физической культуры. – 2018. – № 8. – С. 40-42.19. Кретти, Б. Психология в современном спорте. – М.: Физкультура и спорт, 2018. – 123с.20. Лазарев, И.В. Практикум по легкой атлетике: учеб. пособие для сред. пед. учеб. заведений / [И.В. Лазарев, В.С. Кузнецов, Г.А. Орлов]. – М.: Академия, 2017. – 159 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Составить рисковый проект (проектирование объекта по управлению рисками)
Контрольная, Проектный менеджмент
Срок сдачи к 8 дек.
Написать реферат по теме: «Государство всеобщего благоденствия»: концепция К. Мюрдаля.
Реферат, Политические и правовые учения
Срок сдачи к 8 дек.
Административно-правовое регулирования в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних
Диплом, Юриспруденция
Срок сдачи к 5 дек.
Конституционные основы статуса иностранцев и лиц без гражданства в России.
Курсовая, Конституционное право
Срок сдачи к 12 дек.
Физическая культура и спорт в высшем учебном заведении.
Реферат, Физическая культура
Срок сдачи к 6 дек.
Тенденции развития института участия прокурора в арбитражном судопроизводстве.
Курсовая, Прокурорский надзор
Срок сдачи к 15 дек.
Описание задания в файле, необходимо выполнить 6 вариант
Курсовая, Схемотехника
Срок сдачи к 20 янв.
Аристотель, 15 страниц, не менее 5 источников и ссылки указывающие на...
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Нужен реферат на 10 листов
Реферат, Математическое Моделирование Водных Экосистем
Срок сдачи к 11 дек.
Финансовый анализ компании Wildberries - участие компании на рынке ценных бумаг и использование компанией деривативов и валюты в рамках своей деятельности
Доклад, Финансы
Срок сдачи к 11 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!