это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3673357
Ознакомительный фрагмент работы:
Тема 1. Объект, предмет и методы психологии
Темой моего доклада является освещение теоретических аспектов
предмета и направлений психологической науки с точки зрения анализа их
динамики и изменения. Рассмотрим подробнее как менялось представление о
предмете психологии .
Этапы развития предмета психологии
Предмет психологии менялся в ходе ее формирования как отдельной
науки. За всю историю развития психологических знаний известны три
определения предмета психологии: как науки о душе, о сознании, и о
поведении в зависимости от тех общих подходов, которых придерживались
психологи на определенных стадиях развития науки. Выделим этапы
развития предмета психологии:
Первый этап - предмет психологии - душа. В эпоху античности душа
понималась как первооснова тела, по аналогии с понятием «пист» -
первоосновой мира, основным кирпичиком, из которого состоит все сущее. В
эпоху Средневековья душа была предметом изучения прежде всего для
богословия, что существенно сужало возможности ее научного познания.
Поэтому, хотя формально предмет психологической науки не изменился,
фактически в область исследования в то время входило изучение видов
активности тела и особенностей познания, прежде всего чувственного
познания мира.
Второй этап. предмет психологии -сознание. Возникает в ХVII веке в
связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать,
желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось
наблюдение человека за самим собой и описание фактов (интроспекция).
Третий этап. Психология - наука о поведении. Возникает в ХХ веке.
Задача психологии – ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно
непосредственно увидеть, а именно – поведение, поступки, реакции
человека.
Психологические школы
Психологические школы - это научные направления, отличающиеся:
предметом исследования; изучаемыми проблемами; методами исследования;
понятийным строем, терминологией; способами объяснения природы
психического; тезаурусом. Основные проявления психики рассматриваются
через центральную категорию (например, сознания, поведения).
Краткая характеристика основных психологических школ
Функционализм. Основоположником этой школы является
американский психолог Уильям Джемс. Функционализм оценивает
состояние психических функций организма и результаты их деятельности с
точки зрения удовлетворения потребностей индивида в приспособлении к
окружающей среде.
Рефлексология. Школа формировалась на основе работ И. П. Павлова и
В. М. Бехтерева. Данная школа выдвигала в качестве основного исходного
понятия, определяющего деятельность человеческой психики, рефлекс,
рассматривала не сознание изолированно, а поведение в целом. Само понятие
рефлекса также было изменено, введен термин «условный рефлекс»,
означающий, что деятельность организма осуществляется в зависимости от
условий, внешних и внутренних.
Бихевиоризм. Его иногда называли «психология без психики».
Последователи этой психологической школы предполагали идентичность
психики и сознания. Они считали, что в результате экспериментов можно
объяснить любые формы человеческого поведения, что любым формам
можно научить.
Необихевиоризм. Американским психологом Э. Толменом были
углублены и дополнены понятия бихевиоризма. В прежде существовавшую
простую формулу «стимул – реакция» были внесены дополнения и
уточнения. Он рассматривал стимул как независимую переменную, реакцию
– как зависимую переменную, а между ними ввел промежуточные
переменные, считая ими такие психические моменты, как гипотезы,
установки, знания.
Оперантный бихевиоризм. Его основоположником явился Б. Скиннер.
Условному рефлексу он дал название оперантной реакции. Его принципы
отличались от принципов формирования условных рефлексов,
разработанных И. П. Павловым, тем, что реакция вырабатывалась не просто
на какое-то конкретное действие, а в том случае, если это конкретное
действие соответствует необходимым дополнительным характеристикам.
Психоанализ. Основоположник – Зигмунд Фрейд. Данное направление
по-другому называют глубинной психологией, вскрывающей мощные пласты
неосознаваемых субъектом психических сил, процессов и механизмов.
Психоанализ в толковании психических проявлений опирается на глубинные
неосознаваемые процессы. Среди этих процессов был выделен главный –
энергия влечения сексуальной природы. С точки зрения З. Фрейда,
сексуальной природой с детских лет определяется мотивационный ресурс
личности. Она претерпевает различные трансформации под воздействием
сознания, находит обходные пути и проявляется различными симптомами, в
том числе патологическими.
Психоаналитическое движение было дополнено Карлом Юнгом и
Альфредом Адлером. С точки зрения Юнга, явления, вытесненные из
сознания и вошедшие в бессознательную психику, являются не
индивидуально приобретенными, а наследственными. Юнгом также было
введено разделение человеческих типов на экстравертивный (обращенный к
обществу, социально активный) и интровертивный (сосредоточенный на
собственных влечениях и переживаниях, менее социально адаптированный).
Адлером был сделан акцент на чувство неполноценности как фактор
развития личности, которое, в частности, может быть порождением
соматических дефектов. Реакцией на это чувство является стремление к
компенсации и сверхкомпенсации для достижения собственного
превосходства.
Гештальтизм. Основным отличием данной школы является
принципиально новая трактовка понятия «сознание». Гештальтпсихологи
утверждали приоритет сознания как целостной структуры, влияющей на свои
составные компоненты – ощущения и ассоциации. В процессе изучения
мышления человека они доказывали, что умственные операции подчинены
не правилам логики, а принципам воздействия единой целостной структуры –
сознания – на все остальные психологические процессы.
«Теория поля». Близка по своей сути к гештальтизму, развита К.
Левиным. В его представлении личность являлась системой напряжений. При
перемещении ее в жизненном пространстве где-то возникает притяжение, а
где-то – отталкивание. Кроме того, он рассматривал степени трудности
достижения целей, к которым стремится субъект. Выполнение или
невыполнение задач разного уровня сложности влияли на постановку перед
собой дальнейших задач и формировали у субъекта уровень притязаний.
Теория высших психических функций. Автор – Л. С. Выготский. Его
теория основывалась на особом понимании речевой функции человека. С его
точки зрения, «слово – это психологическое орудие, с помощью которого
строится сознание». Особенность речевой функции заключается в трех
основных аспектах: она предполагает процесс общения, а значит, является
социальной; психический аспект определяется смыслом слова; имеется также
элемент культуры в процессе осуществления речевой функции.
Структура психологического знания
Основные структурные элементы психологического знания: 1)
парадигмы; 2) категории; 3) теории; 4) законы; 5) обобщения; 6) объяснения
и интерпретации; 7) прогнозы и предсказания; 8) факты и феномены; 9)
знание контекста; 10) эмпирически выявленные корреляции между
феноменами; 11) описания; 12) методики; 13) технологии; 14) знания из
смежных наук.
Парадигмы (бихевиоризм, когнитивизм, фрейдизм и др.), могут
называться так же подходы, ориентации, системы знания. Выполняют
познавательные и мировоззренческие функции. Каждая парадигма
предполагает собственные критерии адекватности знания. К парадигмам не
применим единый критерий рациональности.
Категории – средства выражения психологического знания (сознание,
деятельность, личность).
Теории – система взаимосвязанных гипотез и утверждений
относительного какого-либо феномена или системы феноменов.
Психологические теории в большинстве случаев строятся в рамках
парадигм и в значительной мере зависимы от них. Обладая незначительной
автономией могут ассимилировать элементы других парадигм.
Законы – отражают устойчивые связи явлений, устанавливаются
эмпирическим путем. В психологии известны законы, относящиеся к разным
уровням психического, раскрывающие разные уровни его измерения. Общее
в психологических законах раскрывается как тенденция, через категории
возможности и действительности.
Обобщения – констатация связей носящих достаточно устойчивый
характер. Обобщение – это переход на более высокую ступень абстракции
путем выявления общих признаков (свойств, отношений, тенденций
развития) предметов рассматриваемой области; влечет за собой появление
новых научных понятий, законов, теорий.
Объяснения и интерпретации – функция научного исследования,
состоящая в раскрытии сущности изучаемого объекта; осуществляется через
постижение определенного закона, которому подчиняется данный объект.
Прогнозы – вероятностные суждения, выводимые из базовых
утверждений теории.
Факты и феномены – отличаются относительно устойчивым
характером, как правило, фиксируются в специально организованных
психологических исследованиях. Наглядны, носят констатирующий
характер.
Контекст – установление условий проявления психического феномена.
Описание – функция научного исследования, состоящая в
фиксировании результатов опыта (эксперимента или наблюдения) с
помощью определенных систем обозначения, принятых в науке. Способ
установления связей между психическими явлениями.
Методики – исследовательский инструментарий. Методики должны
быть адекватны предмету исследования, то есть позволять изучать его
свойства в соответствии с поставленной целью и сформулированными
задачами.
Технологии – операционализированный вид психологического знания;
знание о применении для решения практических задач.
Знания, ассимилированные психологией из смежных наук.
Направления современной психологии:
Индивидуальная психология – одно из направлений психологии,
разработанное А. Адлером и исходящее из концепции наличия у индивида
комплекса неполноценности и стремления к его преодолению как главного
источника мотивации поведения личности. поведение людей направляется
осознанием фиктивной жизненной цели, которая существует не в будущем, а
в нашем нынешнем восприятии будущего. Хотя объективно фиктивных
целей не существует, они тем не менее колоссальное влияние оказывают на
наше стремление к превосходству, совершенству, цельности.
Когнитивно-поведенческая психология – это одно из современнейших
направлений решения психологических проблем, в основе, которого
находится изучение появление комплексов индивида, его проблем
психологического характера. Это научное направление, основой которой
является предположение, что главными провокаторами психических
расстройств являются дисфункциональные убеждения и установки. Главное
достоинство – видимый результат, который отражается на всех сферах жизни
человека. Специалист предварительно выясняет, какие негативные установки
и мысли влияли на поведение человека.
Гуманистическая психология – направление психологии, главным
предметом которого является личность как уникальная целостная система,
которая представляет собой не нечто заранее заданное, а «открытую
возможность» самоактуализации, присущую только человеку. Вопросы для
рассмотрения: развитие и самоактуализация личности, ее высшие ценности и
смыслы, любовь, творчество, свобода, ответственность, автономия,
переживания мира, психическое здоровье, «глубинное межличностное
общение». В рамках гуманистической психологии заметное место занимает
теория личности, разработанная американским психологом А. Маслоу.
Генетическая психология – направление, разработанное Ж. Пиаже.
Предмет изучения – происхождение и развитие интеллекта у ребенка,
главная задача – исследование механизмов познавательной деятельности
ребенка. Интеллект исследуется как показатель индивидуального развития и
как предмет действия, на основе которого возникает мыслительная
деятельность.
Гештальтпсихология – из крупнейших направлений зарубежной
психологии, выдвинувшее программу изучения психики с точки зрения ее
организации и динамики в виде особых неделимых образов – «гештальтов».
Предметом изучения стали закономерности формирования,
структурирования и трансформации психического образа, сознание,
понимание которого должно строиться на принципе целостности.
Первичными данными психологии являются целостные структуры
(гештальты), в принципе не выводимые из образующих их компонентов.
Гештальтам присущи собственные характеристики и законы. В основе
практики лежала одна из двух сложных концепций мышления – либо
ассоцианистская (обучение строиться на упрочнении связей между
элементами), либо формально – логического мышления. Обе препятствуют
развитию творческого, продуктивного мышления. Гештальтпсихология
считала, что целое определяется свойствами и функции его частей.
Гештальтпсихология изменила прежнее воззрение на сознание, доказывая,
что его анализ призван иметь дело не с отдельными элементами, а с
целостными психическими образами.
Нейролингвистическое программирование. Главная задача этого
направления – поиск путей повышения эффективности в общении и
профессиональной деятельности. Чтобы добиться своих целей в общении,
необходимо определить тип восприятия собеседника («калибровка»),
приспособиться к нему («подстройка») и осуществить «ведение».
Бихевиоризм (от английского слова «поведение»). Это направление
исследовало поведение человека на основе учения о высшей нервной
деятельности. По мнению учёных данного направления, поведение строится
по схеме «стимул – реакция». К этой схеме сводилось объяснение даже
сложных явлений психики. риверженцы данной доктрины утверждали, что
изучению с позиции науки сознание доступно только исключительно через
объективно отмечаемые поведенческие акты. Основные методы
бихевиоризма – это наблюдение и опытное изучение ответного реагирования
организма на воздействия окружающих обстоятельств для обнаружения
доступных математическому отображению корреляций между данными
переменными.
Таким образом, мы можем говорить, что на сегодняшний день
предметом психологии является психика человека, ее механизмы и
закономерности возникновения, развития и функционирования психических
процессов, состояний, свойств личности, занимающейся той или иной
деятельностью, форма отражения действительности на личность человека,
формирование психологических особенностей человека как сознательного
субъекта деятельности.
Список литературы
1.Ильин, Г.Л. История психологии: Учебник для академического
бакалавриата / Г.Л. Ильин. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 389 c.
2.Михалёва, А.Б. История психологии / А.Б. Михалёва. - М.: Вузовская
книга, 2008. - 88 c.
3. Морозов, А.В. История психологии / А.В. Морозов. - М.:
Академический проспект, 2007. - 288 c.
4. Помогайбин, В.Н. История психологии: Эволюция основ / В.Н.
Помогайбин.. - М.: Олма Медиа Гр., 2013. - 520 c.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Составить рисковый проект (проектирование объекта по управлению рисками)
Контрольная, Проектный менеджмент
Срок сдачи к 8 дек.
Написать реферат по теме: «Государство всеобщего благоденствия»: концепция К. Мюрдаля.
Реферат, Политические и правовые учения
Срок сдачи к 8 дек.
Административно-правовое регулирования в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних
Диплом, Юриспруденция
Срок сдачи к 5 дек.
Конституционные основы статуса иностранцев и лиц без гражданства в России.
Курсовая, Конституционное право
Срок сдачи к 12 дек.
Физическая культура и спорт в высшем учебном заведении.
Реферат, Физическая культура
Срок сдачи к 6 дек.
Тенденции развития института участия прокурора в арбитражном судопроизводстве.
Курсовая, Прокурорский надзор
Срок сдачи к 15 дек.
Описание задания в файле, необходимо выполнить 6 вариант
Курсовая, Схемотехника
Срок сдачи к 20 янв.
Аристотель, 15 страниц, не менее 5 источников и ссылки указывающие на...
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Нужен реферат на 10 листов
Реферат, Математическое Моделирование Водных Экосистем
Срок сдачи к 11 дек.
Финансовый анализ компании Wildberries - участие компании на рынке ценных бумаг и использование компанией деривативов и валюты в рамках своей деятельности
Доклад, Финансы
Срок сдачи к 11 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!