это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3679865
Ознакомительный фрагмент работы:
ВведениеВсё многообразие явлений нашей психической жизни в основном распадается на три отличающиеся друг от друга группы: познание, чувство и воля, представляющие три основные, наиболее традиционные единицы обычной классификации явлений душевной жизни. В истории науки известна не одна попытка группировать душевные явления и на иных основах, но традиционная классификация до настоящего времени доминирует. Вместе с тем, в повседневной жизни человека определённый отпечаток на поведенческие реакции оказывают заложенные в психике человека предрасположенности действовать тем или иным образом, что даёт основание полагать на формирование в психике человека тех или иных установок. Именно поэтому изучение процесса формирования установок всегда будет оставаться важной темой вне зависимости от её изученности психологической наукой, в этой связи определена актуальность данной курсовой работы.Установка - это складывающееся на основе опыта устойчивое предрасположение индивида к определенной форме реагирования, побуждающее его ориентировать свою деятельность в определенном направлении и действовать последовательно по отношению ко всем объектам и ситуациям, с которыми оно связано. Понятие установки первоначально было введено в экспериментальной психологии немецкими психологами для обозначения, обусловленного прошлым опытом фактора готовности действовать тем или иным образом, определяющего скорость реагирования на воспринимаемую ситуацию и некоторые иллюзии восприятия. Понятие установки было введено также для описания, возникающего при постановке задачи неосознаваемого состояния готовности, обусловливающего направленность различных психических процессов. Теоретической базой для написания данной курсовой работы послужили труды отечественных и зарубежных исследователей, таких как Г.С. Абрамова, В.В. Константинов, Р.С. Немов, С.Л. Рубинштейн, Д.Н. Узнадзе, А.Э. Штейнмец и др.Целью данной курсовой работы является анализ теории установки Д.Н.Узнадзе и концепции С.Л. Рубинштейна.Задачи исследования:1) проанализировать понятие и рассмотреть основные виды установок;2) рассмотреть уровневую природу установок;3) выявить факторы проявления установок у человека и животных;3) изучить литературу по проблеме исследования.Объект исследования: психологическая установкаПредмет исследования: концепция и теория установки в трудах Д.Н.Узнадзе и С.Л. Рубинштейна.Методы исследования:1.Метод анализа - изучение научной литературы, учебников и пособий по психологии, психоанализу, педагогике, социальной психологии. и рассмотрение предмета исследования по составным частям;2.Метод синтеза - объединение проанализированных сведений в общую систему. ГЛАВА 1. Установка, как психологическое понятие1.1. Общая характеристика и основные виды установокУстановка представляет собой готовность, склонность субъекта воспринимать будущие события и действия в определенном направлении. Установка обеспечивает устойчивый целенаправленный характер протекания какой-либо определенной деятельности и служит основой избирательной активности человека, подчиненной цели.Впервые понятие установки в отдельную область исследования была выделена грузинским психологом Дмитрием Николаевичем Узнадзе, который основал одно из важных направлений в отечественной психологии - теорию установки (Глава 2 п. 2.1).У установки отмечается главное функциональное назначение, которое заключается в то, что подобное состояние готовности позволяет наиболее эффективно выполнять определенное действие. Это понятие также находится на очень важном месте, так как явления установки пронизывают почти все сферы психической жизни.Существует два вида установок: общая и дифференцированная. Общая установка возникает в отношении больших классов явлений, дифференцированная - по отношению к отдельным объектам. [17, с.418]Установка лежит в основе целостности и последовательности поведения человека, определяет норму его реакции. Установки могут быть связаны с различными компонентами деятельности.Смысловые установки определяют личностный смысл конкретных объектов, явлений, готовность действовать по отношению к значимому объекту определенным образом.Целевые установки обеспечивают устойчивую направленность действий, они выражаются в тенденции к завершению действия при любых обстоятельствах, что иногда может привести к негибкости поведения.Операционные установки обеспечивают психофизиологическую преднастройку индивида для совершения действия определенными способами, последовательной системой привычных операций с использованием привычных для человека средств.[1, с.538]Психологи выделяют три вида установки на восприятие человека: позитивная, негативная и адекватная. Признаком позитивной установки является переоценка положительных качеств человека. Наличие негативной установки приводит в конечном счете к тому, что нами воспринимаются в основном отрицательные качества человека.Оптимально, конечно, наличие адекватной психологической установки на то, что у каждого человека имеются как положительные, так и отрицательные личностные качества. Наличие установок рассматривается как неосознаваемая предрасположенность воспринимать и оценивать качества других людей. Эти установки лежат в основе типичных искажений представлений о другом человеке. [3, с.320]Установки выполняют ряд психологических функций:1.Инструментальная функция. Установки, которых мы придерживаемся по практическим или утилитарным соображениям, выполняют инструментальную функцию. Подобные установки отражают определенные конкретные случаи нашего общего стремления получать выгоду и вознаграждение и избегать наказания. 2. Функция знания. Установки, помогающие нам осмыслить окружающий мир, упорядочить различную информацию, усваиваемую из повседневной жизни, выполняют функцию знания. По сути, такие установки есть не что иное, как схемы, позволяющие эффективно организовывать и обрабатывать различную информацию, не вдаваясь в детали. 3. Функция выражения ценности. Установки, выражающих наши ценности или отражающих наше понятие о «Я», выполняют функцию выражения ценности. 4. Функция психологической защиты. Установки, защищающие нас от тревожности или от угрозы нашему самоуважению, выполняют функцию психологической защиты.1.2. Уровневая природа установкиДмитрий Николаевич Узнадзе, выдающийся грузинский психолог и философ, создатель теории установки впервые ввел в психологию принцип иерархии, рассмотрев два уровня психической активности: уровень установки и уровень объективации. На первом уровне поведение определяется воздействием ситуации, происходит удовлетворение непосредственных и актуальных потребностей. На уровне объективации, деятельность приобретает более обобщенный характер. Также, согласно принципу иерархии, существуют такие уровни установок как:- уровень смысловой установки;- уровень целевой установки;- уровень операциональной установки.1.Уровень смысловой установкиВедущим уровнем установочной регуляции деятельности является уровень смысловых установок. Смысловая установка актуализируется мотивом деятельности и представляет собой форму выражения личностного смысла в виде готовности к совершению определенным образом направленной деятельности. [17, с.413]О возможной связи таких понятий, как «смысл» и «установка» говорил еще А. Бине, считая, что смысл есть зачаточное действие. Раскрывая содержание смысла, Бинэ видит в нем готовность, позу, attitude. А. Бинэ был первый, кто увидел тесную связь между смыслом и attitude.Многие исследователи отмечают близость идеи Дмитрия Николаевича Узнадзе об установке и идеи А.Н. Леонтьева о личностном смысле. Это приводит к предположению о том, что понятия «общая первичная установка личности» и «личностный смысл» описывают различные стороны одного и того же процесса, какого-то общего механизма регуляции деятельности человека. Смысловая установка, представляет собой выражение личностного смысла в виде готовности определенным образом направленной деятельности, стабилизирует процесс деятельности в целом, придает деятельности устойчивый характер. Эта функция может непосредственно проявляться в общей смысловой окраске различных действий, входящих в состав деятельности, выступая в виде «лишних» движений, смысловых обмолвок и оговорок.Свойства смысловой установки:- смысловые установки могут быть как осознаваемы, так и неосознаваемые;- сдвиг смысловых установок всегда опосредован изменением деятельности субъекта;- смысловая установка выступает в роли фильтра отношению к установкам нижеследующих уровней - целевой и операциональным установкам. [18, с.416]2. Уровень целевой установкиПод целевой установкой понимается готовность субъекта совершить, прежде всего, то, что сообразно стоящей перед ним цели, которая возникает после принятия определенной задачи.Первое экспериментальное исследование влияния установки, вызванной инструкцией, на восприятие было проведено ведущим представителем Вюрцбургской школы О.Кюльпе.В 1972 году в экспериментах Кюльпе и его ассистента был обнаружен интересный факт: проводя эксперименты по изучению абстракции, тахистоскопически предъявляли испытуемым бессмысленные слоги, отличающиеся по цвету, форме и пространственному расположению. Перед предъявлением стимульного материала испытуемым предлагалась инструкция, в которой их просили сообщить после экспозиции о каком-либо одном из признаков предъявленных объектов.Было установлено, что испытуемые наиболее точно воспроизводили признаки, оговариваемые в инструкции, и порой ничего не могли сказать о других признаках стимульного материала. Кюльпе увидел в этом факте еще один аргумент в пользу существования «безобразного мышления». Кроме того, он выдвинул гипотезу, что предварительно заданная инструкция повышает четкость восприятия. [12, с.356]Интересные результаты, проливающие свет на особенности целевой установки, были получены в следующем эксперименте: у испытуемых одной группы с помощью инструкции вызывалась установка на восприятие слов из категории «корабли», а у испытуемых другой группы - установка на восприятие слов из категории «животные». Среди тахистоскопически предъявляемых слов были бессмысленные слова типа «SAEL».Типичной ошибкой испытуемых, настроенных воспринимать слова из категории «животные», было прочтение бессмысленного слова «sael» как «seal» (тюлень), а для испытуемых, настроенных на восприятие слов из категории «корабли», типичной ошибкой было прочтение слова «sael» как «sail» (парус).Затем испытуемым обеих групп предъявлялись слова с пропущенными буквами, которые следовало заполнить. Выяснилось, что все испытуемые заполняют пропуски в соответствии с установками, вызванными инструкцией в прошлых экспериментах, не осознавая этого факта.Следовательно, установка, вызванная инструкцией, во-первых, может привести к искажению материала и тем самым к сохранению направленности действия в заданном направлении, и, во-вторых, целевая установка не исчезает после выполнения задания, продолжая влиять на следующее решение сходных задач.В этих экспериментах ярко проявилась также характерная черта любых экспериментов на установку: нужно каким-то образом «нарушить» протекание действия, преградить ему путь, и тогда тенденция к сохранению направленности действия даст о себе знать, ассимилировав преграждающие путь заданному протеканию действия воздействия. [6, с.544]Установка, как считает Ф.В.Бассин, не есть синоним модели будущего результата, а скорее, обозначение специфической роли осознаваемого предвидимого образа цели.В обычной жизни часто встречаются случаи «самостоятельного» проявления целевой установки в форме тенденции к завершению прерванных действий (эффект Зейгарник).Эта сторона проявлений целевой установки была открыта и исследована Б.В.Зейгарник на материале запоминания прерванных действий. Испытуемым предлагали в беспорядке совершать различные действия, причем одни действия им давали довести до конца, а другие прерывали. В классических экспериментах Б.В.Зейгарник, таким образом, был установлен важнейший факт, который состоит в том, что предвосхищаемая субъектом цель действия продолжает оказывать влияние и после того, как действие прервано, выступая в виде устойчивой тенденции к завершению прерванных действий.Оособенности и функции целевых установок:- Целевая установка, представляющая собой готовность, которая вызвана предвосхищаемым осознаваемым образом результата действия, выполняет функцию стабилизации действия;- в том случае, когда протекание действия не встречает на своем пути никаких препятствий, стабилизирующая функция целевой установки ничем себя не проявляет;- целевая установка феноменологически проявляет себя в тех случаях, когда на пути протекания возникают какие-либо препятствия.3. Уровень операциональной установкиОперациональная установка- это готовность к осуществлению определенного способа действия, которая возникает в ситуации разрешения задачи на основе учета условий наличной ситуации и предвосхищения этих условий, опирающегося на прошлый опыт поведения в подобных ситуациях. Конкретное выражение способа осуществления действия зависит от содержания предвосхищаемого условия.В повседневной жизни операциональные установки действуют в привычных стандартных ситуациях, целиком определяя работу «привычного» поведения.После того как человек многократно выполнял один и тот же акт в определенных условиях, у него при повторении этих условий не возникает новая установка, а актуализируется ранее выработанная установка на эти условия.Как выразился П. Фресса, контроллер на станции метро после многократного предъявления билетов ожидает вновь увидеть билет, а не стакан с аперитивом, то есть при очередной встрече с пассажиром у него каждый раз на основе прошлых воздействий актуализируется готовность действовать именно по отношению к билету.Фиксированные социальные установки также могут по своему месту в деятельности выступать как операциональные установки.Типы операциональной установки.1. Ситуационно-действенные установки. Они отражают физические отношения между субъектом и объектом, складывающиеся в данной конкретной ситуации действия. (Феномен иллюзии величины - отражение связи определенной руки с признаком величины шара).2.Предметные установки. Отражают более устойчивые и независимые от преходящих особенностей действия отношения между признаками самого предмета. (Ориентация субъекта на “знание” закономерности связи между объемом и весом).3. Импульсивные установки. Отражают отношения между субъектом и предметом, не относящимся к числу мотивов деятельности, и имеют лишь ситуационное значение. (Феномен «Без отрыва от деятельности»).Установка и поведениеВ самом начале пути социальные психологи решили, что по установкам людей можно предсказать их поступки. Однако в 1964 году Леон Фестингер пришел к выводу, что данные исследований не подтверждают гипотезу об изменении поведения в связи с появлением новых установок.Фестингер предположил, что связь установка-поведение действует совершенно противоположным образом. Наше поведение исполняет роль лошади, а установка - телеги.Содержание установки зависит от объективного фактора, вызывающего установку. Следовательно, при исследовании содержания установки каждый раз необходимо найти тот предмет в ситуации разрешения задачи, на который направлена установка, и то, какую роль выполняет этот предмет в детерминации деятельности.Таким образом, выделяется несколько форм или видов установок по их отношению к «нужному» предмету и по их происхождению. Это «непосредственные» и «опосредованные» установки.К «непосредственным» установкам относятся установки практического поведения. К классу «опосредованных» установок, сформированных в процессе сознательной психической деятельности, выделяются два вида:-индивидуальные установки, то есть возникшие в процессе собственной деятельности человека в плане объективации.-установки, опосредованные чужой объективацией. Это установки, возникшие в прошлом у богато одаренных личностей и перешедшие затем в достояние людей в виде готовых формул, аксиом, не требующих более непосредственного участия процессов объективации. [9, с.11]Анализируя отношения между первичными и фиксированными установками, Ш.Н. Чхартишвили показывает глубокое различие между ними. Это различие, с его точки зрения, столь велико, что для обозначения фактора, обуславливающего различные установочные иллюзии, вообще нужно подыскать другой термин.Первичная установка - это всегда состояние субъекта, его модус, в котором заранее отражен общий характер его поведения.Во-вторых, первичная установка - явление динамического порядка.В-третьих, первичная установка «сама снимает себя» после того, как совершены акты поведения, приведшие к удовлетворению, то есть первичная установка - это переходящее состояние. Ей присуща целостная природа.И, наконец, первичная установка определяет ход течения явлений сознания, никогда, не вступая в пределы сознания.В отличие от первичной установки, фиксированная вторичная установка принадлежит к «состояниям хронического порядка», которые иногда сохраняются в течение всей жизни.Фиксированная вторичная установка существует в инактивном виде до тех пор, пока не попадет в те условия, на которые она выработана. После появления этих условий на базе фиксированной установки развивается именно то действие, в котором она ранее была зафиксирована, независимо от того, адекватно это действие ситуации или нет.И далее, следует отметить тот немаловажный факт, что у индивида одновременно может быть неограниченное количество фиксированных установок, в конечном итоге влияющих на эмоциональное поведение.Следует учесть и тот факт, что закрепление установки, либо её отторжение будет зависеть от интеллекта, от реактивности организма, от внутреннего состояния организма, от восприятия человеком той или иной ситуации в собственной призме преломления, и многих других факторов. Доподлинно известно, кто хорошо ощущает своё тело, настроен оптимистически, уверен в себе, тот не станет лёгкой добычей рекламы и того стандартного образа, который диктуется установившимися в обществе нормами и предписаниями. Такие люди знают, что их внутренне самочувствие (внутренние установки) зависит не только от того, как они выглядят внешне.О проявлениях фиксированной установки судят по тем искажениям, которые она вносит в процесс поведения. Эти ошибки и искажения говорят о том, что в ряде случаев фиксированная установка может приобрести относительную самостоятельность и независимость от задачи, поставленной перед субъектом.В этой относительной независимости от задачи заключается фундаментальная особенность фиксированной установки, которая наложила неизгладимый отпечаток на весь ход исследования проблемы установки в экспериментальной психологии. Благодаря ей психологи узнали о существовании установки. Из-за нее в умах многих исследователей установка устойчиво ассоциируется с фактором, вносящим искажение в разные виды деятельности.Таким образом, установка является регулятивным механизмом поведения человека, которая определяет его направленность и избирательную активность.Существует два основных вида установок: общая и дифференцированная. Установки выполняют такие психологические функции как: инструментальная функция, знание, выражение ценности и психологическая защита.Д.Н. Узнадзе выделяет два уровня психической активности: уровень установки и уровень объективации. Также, уровни установок подразделяются на: смысловой, целевой и операциональный уровень установки. К формам установок по их отношению к «нужному» предмету и по их происхождению, относятся «непосредственные» и «опосредованные» установки.Существует тесная взаимосвязь между установками и поведением человека. Однако, с одной стороны, можно сделать вывод о том, что установки у разных людей являются одинаковыми, если иметь в виду их связь с жизнедеятельностью человека. С другой стороны, из существования значительных индивидуальных различий между людьми в проявлениях одних и тех же установок следует вывод о том, что они у разных людей не являются одинаковыми. Из этого следует, что при феноменологической одинаковости установки как целостного психического состояния человека, она у разных людей может проявляться по-разному в зависимости от их индивидуальных особенностей.ГЛАВА 2. Установка в концепции Дмитрия Николаевича Узнадзе и С.Л. Рубинштейна2.1. Концепция психологии установки Д.Н. Узнадзе и методы изучения установкиТеория установки Д.Н. Узнадзе превратилась в одно из серьезных теоретических направлений советской психологии, которая нашла широкое признание не только в нашей стране, но и за ее пределами.Установка считается основным регулятивным механизмом поведения человека, определяя его направленность и избирательную активность. Однако сущность личности не сводится к функционированию установки, а определяется наличием таких основополагающих проявлений, как сознание и способность к объективации. Характерной особенностью личности является осуществление далекой мотивации, совершение действий и поступков, цель которых в удовлетворении потребностей, предназначенных для будущей жизни. Высшие потребности - интеллект, моральные и эстетические - соответствуют «Я-концепции» человека. Установка же проявляется в настоящем времени, хотя и является определенной формой антиципации.Для возникновения установки, как показали опыты Узнадзе, достаточно двух элементарных условий - какой-либо актуальной потребности у субъекта и ситуации ее удовлетворения. То или иное состояние сознания, его определенное содержание вырастают только на основе этой установки. Установка не связывается с содержанием сознания, поэтому характеризовать ее в терминах сознания невозможно. Установка не является феноменом сознания или специальной функцией органов восприятия, а общим состоянием индивида. Именно факты ее широкой иррадиации и генерализации подтверждают это положение. «У нас, - отмечает Узнадзе, - существует определенное состояние, которое, само не будучи содержанием сознания, имеет, однако, силу на нее влиять. В наших опытах это состояние воспроизводится в результате действия учредительных экспозиций, и факт восприятия одинаковых по объему шаров неодинаковыми является закономерным результатом активности этого - бессознательного - состояния».Метод «фиксированной установки» позволяет смоделировать «отрезок поведения», включающий в себя все основные механизмы поведения и даёт возможность анализировать сложные формы деятельности. Центральные компоненты установки связаны с разными мозговыми системами и взаимодействием анализаторов. Учениками Д.Н. Узнадзе экспериментально было доказано, что установка носит не локальный характер и представляет целостное психическое состояние, обладающее свойствами генерализации и иррадиации такими как:- иллюзия объема;- иллюзия силы давления;- иллюзия слуха;- иллюзия освещения;- иллюзия количества.Иллюзия объема.Испытуемому предъявляли в левую руку шар с меньшим объемом, а в правую – с большим. Установочная серия включала в себя в себя 10 – 15 подобных повторений. Основной целью опытов была- формирование у испытуемого активную установку. После тренировочной серии испытуемому давали в руки одинаковые по объему шары с заданием их сравнить. Однако, человек не оценивал эти шары в контрольной пробе как равные, то есть возникала иллюзия контраста и большим казался шар в той руке, в которую в предварительных опытах он получал меньший по объему шар. Данный эксперимент проводился без участия зрения. (Рисунок 1)Рис.1 Деревянные шары Д.Н. Узнадзе, предъявленные в гаптической модальности.Затем с помощью тахистоскопа испытуемому предъявляли два круга разного диаметра. Один круг, например, тот, который предъявлялся в паре слева, явно больше другого. После 10 – 15 предъявлений следовал контрольный опыт: испытуемый должен сравнить два равных по диаметру круга. Результаты этих опытов оказались следующие: испытуемые воспринимали их иллюзорно; причем иллюзии, как правило, возникали почти всегда по контрасту. Число иллюзий доходит почти до 100% всех случаев.Иллюзия силы давления.Испытуемый получал два тактильных раздражителя при помощи специального прибора – барестезиометра: сначала сильный, затем слабый. Подобная последовательность повторялась 10 - 15 раз. В критическом опыте предъявлялись два равных по силе раздражителя. Результаты показали, что давление в первый раз кажется более слабым, чем во второй. В целом по выборке иллюзия контраста составила 45,6%. Но установка имела прямое действие, то есть возникала иллюзия ассимиляции. Таких иллюзий было 25%.Иллюзия слуха.Испытуемому предъявляли попарно два слуховых раздражителя, первый член пары значительно сильнее по интенсивности, чем второй. После 10 - 15 повторений проводился критический опыт: предъявлялись два равных слуховых раздражителя. Испытуемым необходимо было сравнить их между собой. В этом случае общее количество иллюзий доходило до 76%, из них 57% контрастных и 19% ассимилятивных.Иллюзия освещения.Испытуемому предъявляли на экране два круга. Сначала круг, который темнее, затем тот, что светлее. Зафиксировав установку в тренировочной серии, экспериментатор в критическом опыте предъявлял два одинаково светлых круга, которые испытуемый должен сравнить по освещенности. И опять чаще возникает иллюзия контраста – 56%, чем иллюзия ассимиляции – 17%. То есть в контрольном опыте первый в паре круг оценивался чаще как более светлый, чем второй.5.Иллюзия количества.Испытуемый получал в предварительных опытах два круга, из которых в одном значительно большее число точек, чем в другом. Число экспозиций колеблется в пределах 10-15. В критических опытах испытуемый получает опять два круга, но на этот раз число точек в них одинаковое. Снова чаще возникала иллюзия контраста, то есть испытуемый отвечал, что точек в одном из этих кругов заметно больше, чем в другом, а именно больше в том круге, в котором в предварительных опытах он видел меньшее число этих точек. Количество контрастных иллюзий – 56,6%, ассимилятивных – 16,6%.Д.Н.Узнадзе, пытаясь поставить под контроль действие всех возможных факторов, которые могли бы вызывать контрастную иллюзию, разными способами варьировал условия экспериментальной процедуры. Например, проводил установочную серию на правой руке, а критический опыт на левой руке. Или вырабатывал установку на одном глазу, а в контрольном опыте испытуемый оценивал характеристики стимуляции другим глазом. Но и при этих условиях контрастная иллюзия имела место и в последнем случае даже составила 70%. Контрастные иллюзии возникали и в тех случаях, когда испытуемые не осознавали факта установочных опытов. Подобные опыты проводили с испытуемыми, находящимися в состоянии гипноза. В гипнотическом состоянии закрепляли установку и в постгипнотическом состоянии проводили контрольный опыт. Количество контрастных иллюзий увеличилось и составило 82%.2. 2. Роль установок в запоминании в концепции Сергея Леонидовича РубинштейнаСергей Леонидович Рубинштейн, советский психолог и философ отмечал, что в ассоциативных, смысловых и структурных связях проявляется по преимуществу роль материала. Однако, запоминание и воспроизведение зависят не только от объективных связей материала, но и от отношения к нему личности. Это отношение обусловлено направленностью личности - ее установками, интересами и той эмоциональной окраской, в которой выражается значимость материала для личности. Память человека носит избирательный характер. Нет человека, у которого была бы такая плохая память, так неисправно функционировали бы ассоциативные и прочие связи, чтобы он все забывал, как нет человека, у которого они функционировали бы так, чтобы он все помнил. [15]По мнению С.Л. Рубинштейна, запоминание у человека существенно зависит от сознательной установки на запоминание. Роль ее особенно велика в высших проявлениях памяти. Запоминание и особенно заучивание является в значительной мере волевым актом, сознательным выполнением определенного задания. Установка запомнить является существенным условием запоминания, без нее простое повторение предъявленного ряда не дает эффекта.Одним из примеров Рубинштейн приводит классический ассоциативный эксперимент Г. Эббингауза и его продолжателей, который фактически всегда опирался не только на ассоциативные связи, но и на установки, хотя сами авторы не отдавали себе отчета в этом. Экспериментатор создавал эту установку, давая испытуемому инструкцию запомнить.Рубинштейн рассматривает установки и с позиции психолога А. Ааля. В опытах А. Ааля испытуемым предлагалось заучить два одинаковых по трудности отрывка, причем было указано, какой текст они должны будут воспроизвести на следующий день и какой - через неделю. Под различными предлогами проверка воспроизведения этих отрывков была отложена на две недели. При проверке оказалось, что второй отрывок, в отношении которого эксперимент создал установку на длительное запоминание, был воспроизведен лучше. Таким образом, можно заключить, что выучить что-либо к определенному сроку можно лучше, осознав значение определенного материала для дальнейшей профессиональной деятельности и закрепить его длительно. В некоторых случаях направленность личности обусловлена несознательными установками, действующими непроизвольно, непреднамеренно.Также Рубинштейн рассматривал установки с позиции Зигмунда Фрейда. В своих исследованиях о забывании - об описках, обмолвках и других аналогичных исследованиях - 3игмунд Фрейд вывел, роль подобных неосознанных установок. Несомненно, в запоминании значительную роль играют эмоциональные моменты. Эмоционально окрашенный материал запоминается лучше, чем эмоционально безразличный. [14, с.314] Рубинштейн отмечает и тот немаловажный факт, что в психологической литературе неоднократно обсуждался вопрос о том, что лучше запоминается - приятное или неприятное.По мнению Зигмунда Фрейда, лучше усваивается по преимуществу приятное, в противопоставление этому П.П. Блонский отмечает, что в большей мере запоминается неприятное, если оно более актуально для человека.Разноречивость полученных различными исследователями данных свидетельствует о том, что в такой постановке вопрос не допускает однозначного решения. При прочих равных условиях эмоционально насыщенное будет сильнее запечатлеваться, чем эмоционально нейтральное, но в одних случаях лучше будет запоминаться приятное, в других - неприятное, в зависимости от того, что именно в данном конкретном случае более актуально, более значимо в силу своего отношения к личности человека. Исходя из вышеописанного можно сделать вывод, что установка - это не частный психический феномен целостное, характеризующее, личностное состояние субъекта. Кроме обычных психических фактов, кроме отдельных сознательных психических переживаний, следует допустить и наличие того или иного модуса состояния субъекта этих переживаний, различных установок как личности. Целостное состояние не отражается в сознании субъекта в виде его отдельных самостоятельных переживаний, так как оно определяет работу субъекта в направлении активности, приводящей его к удовлетворению своих потребностей. Состояние, субъекта, как целого, не может переживаться в виде ряда отдельных содержаний, характеризующих ситуацию, в которой протекает его активность. Установка не может быть отдельным актом сознания субъекта, она лишь модус его состояния, как целого. Поэтому совершенно естественно считать, что, если что у человека протекает действительно бессознательно, так это в первую очередь, собственная установка. Бессознательное действительно существует у каждого человека, однако, это бессознательное является установкой субъекта. Понятие бессознательного, по словам Узнадзе, перестает быть отныне лишь отрицательным понятием, оно приобретает целиком положительное значение и должно быть разрабатываемо в науке на основе обычных методов исследованияСогласно концепции С.Л. Рубинштейна, установки играют большую роль в запоминании, в лабораторных опытах удалось установить, что прерванные действия усваиваются лучше законченных и уже завершенных.Установка может влиять не только на сам факт запоминания, но и на его длительность. Различные установки включают запоминаемый материал в различные контексты, закрепляют его в разных системах, из которых одни охватывают более или менее кратковременные этапы, а другие — целые эпохи в жизни человека. ЗаключениеСовременная психология довольно демократична, ведь на каждое психологическое явление она готова предложить по несколько вариантов определения, и как следствие - сколько психологов, столько и мнений по видению той или иной проблемы. Установка не стала исключением, так как во все годы рассматривалась исходя из различных концептуальных подходов. Тема установки является актуальной для изучения.Понятие установки по Д. Узнадзе подразумевает реальное психическое состояние человека, выражающее его готовность к определенному поведению. Установка не только определяет отношение человека к событию, мнению, лицу, но и показывает, в каком виде они реализуются в мире его восприятий. Помимо разработки самого понятия, была создана психологическая теория установки, предполагающая возможность познания психической активности человека с помощью системы научных понятий. Согласно концепции Д. Н. Узнадзе, установка возникает на основе мотивационных и ситуативных факторов, благодаря чему приобретает способность регулировать осуществление целесообразного поведения. Разработав экспериментальную модель изучения установки (метод фиксированной установки), Д.Н. Узнадзе выявил ряд существенных общепсихологических и дифференциально-психологических свойств установки, и разделил установки на различные уровни такие как: смысловой, целевой и операциональный уровень установки. На основе теории установки ученый построил установочную типологию личности. В его работах была раскрыта и обоснована целостно-личностная природа установки, ее бессознательный характер, законы ее формирования и протекания.Также, учеными была выявлена взаимосвязь между установками и поведением человека, ведь психологические установки влияют на здоровье, настроение и образ жизни человека в целом.Роль установок в запоминании была лабораторно подтверждена многими психологами. Подобные установки могут быть бессознательными или сознательными. В их основе лежит осознание задач, встающих перед человеком, в первом случае имеется непроизвольное запечатление, во втором - активное запоминание, которое при систематической организации превращается в заучивание и припоминание. Список литературыАбрамова, Г.С. Практическая психология: учебное пособие / Г. С. Абрамова. - Москва : Прометей, 2018. - 538 с.Белинская Е.П., Тихомандрицкая О. А. Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов / Аспект Пресс, 2019. — 361 с.Гонина О. О. Психология. Учебное пособие. - М.: КноРус. 2019. 320 с.Дереча В. А. Психология зависимостей. Учебное пособие для вузов. — М.: Юрайт. 2019. 160 с.Константинов В. В. Методологические основы психологии. Учебное пособие для академического бакалавриата. — М.: Юрайт. 2019. 200 с.Коржова Елена Психология личности. Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. — СПб.: Питер. 2020. 544 с.Леонтьева В. Л. Психология. Учебное пособие для СПО. — М.: Юрайт. 2019. 152 с.Маклаков, А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2019. - 583 c.Малкина-Пых И.Г. Психосоматика. Москва: Издательство «Эксмо», новейший справочник психолога. 2019 – 11 с.Немов Р. С. Общая психология. Учебник и практикум для СПО. В 3-х томах. Том 2. В 4-х книгах. Книга 4. Речь. Психические состояния. — М.: Юрайт. 2019. 244 с.Первушина Е. Н. Общая психология. — М.: Академия, 2019. — 344 с.Петровский А. В. Введение в психологию. — М.: Академия, 2020. — 356 с.Психология личности: учебно-методический комплекс по учебной дисциплине / Учреждение образования "Витебский государственный университет им. П. М. Машерова". – Витебск: ВГУ, 2021. – 191 с.Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / Составители, авторы комментариев и послесловия А. В. Брушлинский, К. А. Абульханова — Славская. — СПб.: Питер, 2019. — 314 с.Рубинштейн Сергей Леонидович. Основы общей психологии. СПб. 1998 год.Самыгин С. И., Кротов Д. В., Столяренко Л. Д. Психология. Учебное пособие. — М.: Феникс. 2020. 280 с.Узнадзе Д. Н. Общая психология / Пер. с грузинского Е. Ш. Чомахидзе; Под ред. И. В. Имедадзе. — М.: Смысл, 2007. 413-440 с.Узнадзе Д. Н. Психология установки. — СПб.: Питер, 2007. — 416 с.Узнадзе Дмитрий Николаевич. Об основном законе смены установки / Психология. 1930. Выпуск 9.Штейнмец, А.Э. Общая психология: Учебное пособие / А.Э. Штейнмец. - М.: Академия, 2018. - 496 c.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Составить рисковый проект (проектирование объекта по управлению рисками)
Контрольная, Проектный менеджмент
Срок сдачи к 8 дек.
Написать реферат по теме: «Государство всеобщего благоденствия»: концепция К. Мюрдаля.
Реферат, Политические и правовые учения
Срок сдачи к 8 дек.
Административно-правовое регулирования в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних
Диплом, Юриспруденция
Срок сдачи к 5 дек.
Конституционные основы статуса иностранцев и лиц без гражданства в России.
Курсовая, Конституционное право
Срок сдачи к 12 дек.
Физическая культура и спорт в высшем учебном заведении.
Реферат, Физическая культура
Срок сдачи к 6 дек.
Тенденции развития института участия прокурора в арбитражном судопроизводстве.
Курсовая, Прокурорский надзор
Срок сдачи к 15 дек.
Описание задания в файле, необходимо выполнить 6 вариант
Курсовая, Схемотехника
Срок сдачи к 20 янв.
Аристотель, 15 страниц, не менее 5 источников и ссылки указывающие на...
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Нужен реферат на 10 листов
Реферат, Математическое Моделирование Водных Экосистем
Срок сдачи к 11 дек.
Финансовый анализ компании Wildberries - участие компании на рынке ценных бумаг и использование компанией деривативов и валюты в рамках своей деятельности
Доклад, Финансы
Срок сдачи к 11 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!