это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3681171
Ознакомительный фрагмент работы:
Тема 2. Сознание и психика
Понятие «сознание» наряду с понятием «психика» относится к
категории базовых понятий психологии. Учитывая, что сознание считается
высшим уровнем развития психики, эти два понятия образуют своеобразный
«вектор», с которым так или иначе должны соотноситься все другие
психологические понятия, любая система понятий психологии. Рассмотрим
более подробно эти понятия, их структуру, функции.
1. Измененные состояния сознания
С точки зрения психологии, измененные состояния сознания – это
изменение психической деятельности, связанное с приспособлением мозга к
нестандартным (аномальным) внешним или внутренним условиям. То есть
изменение среды, в том числе биохимии мозга, вызывает реакцию в виде
изменения сознания.
В психологической литературе описывается несколько разновидностей
измененных состояний сознания.
Измененные состояния сознания возникают при воздействии на
личность человека, пребывающего в обычном, ясном состоянии сознания,
различных факторов:
- стрессовых, аффектогенных ситуаций;
- сенсорной депривации или длительной изоляции;
- гипервентиляции легких или, напротив, длительной задержки дыхания;
- интоксикации (психоделические феномены, галлюцинации на фоне
высокой температуры или приема наркотических препаратов);
- острых невротических или психотических заболеваний;
- гипноза;
- медитации.
К ИСС приводят специфические явления и обстоятельства,
оказывающие серьезное воздействие на мозг. Они характерны тем, что
обычный, стандартный набор психических реакций в этих условиях не
работает, вот и происходит сбой. Так, феномен ИСС возникает в состоянии
аффекта, когда человек столкнулся с внезапной угрозой для жизни, его или
близких ему людей. Внезапная опасность приводит к включению механизмов
защиты и отключению рационального мышления, так как размышлять
некогда.
ИСС – это психическое состояние, вызванное тем или иным
физиологическим, психологическим или фармакологическим агентом,
субъективно описываемое индивидом в терминах внутренннего опыта и при
объективном наблюдении за ним, характеризуемое как отклонение от
определенной нормы функционирования психики».
Гипноз – это временное измененное состояние сознания,
характеризующееся сужением его объема и резкой фокусировкой на
содержании внушения, что связано с изменением функций индивидуального
контроля и самосознания. В настоящее время отдельные виды гипноза
используются в психотерапевтической практике. Медитация – это
интенсивное, проникающее вглубь размышление, погружение умом в
предмет, идею, которое достигается путем сосредоточенности на одном
объекте и устранении всех факторов, рассеивающих внимание, как внешних
(звук, свет), так и внутренних (физическое, эмоциональное и другое
напряжение).
2. Представления о происхождении психики
В истории науки существовало несколько подходов к разрешению
проблемы возникновения психики.
Одним из ярких представителей антропопсихизма является Р. Декарт.
Основная идея этого направления заключается в утверждении того, что
психика возникла вместе с появлением человека. При этом идеалистически
настроенные ученые этого направления подразумевают под психикой нечто,
данное человеку свыше. Недостатком этого воззрения является вычеркивание
всей предыстории человеческой психики.
Панпсихизм (учение о всеобщей одухотворенности природы). В рамках
этого подхода утверждается, что психика присуща не только живой, но и
неживой природе. При этом с усложнением взаимодействий между атомами
в материи усложняется и ее психическая составляющая.
Биопсихизм. Представители данного направления утверждают, что
психика – это свойство всей живой материи. Другими словами, растения,
грибы, бактерии, по их мнению, также обладают психическим отражением.
С точки зрения нейропсихизма, психика присуща только организмам,
имеющим нервную систему. Таких взглядов придерживались Ч. Дарвин и Г.
Спенсер.
С точки зрения А. Н. Леонтьева, более вероятно, что функция нервной
системы, связанная у многоклеточных животных с материальным
обеспечением психического отражения, могла иметь какой-то прототип у
одноклеточных животных организмов. Опираясь на подобные рассуждения,
А. Н. Леонтьев выдвинул свой концептуальный подход к проблеме
происхождения психики, который получил в отечественной психологической
школе большое распространение.
3. Структура психики
Психика сложна и многообразна по своим проявлениям. Обычно
выделяют три крупные группы психических явлений, а именно: психические
процессы, психические состояния, психические свойства
Психические процессы – динамическое отражение действительности в
различных формах психических явлений. Все психические процессы
подразделяются на:
познавательные (когнитивные) – к ним относятся ощущения и
восприятия, внимание, представления и память, мышление и воображение;
эмоциональные – чувства, переживания;
волевые – решение, исполнение, волевое усилие.
Психическое состояние – это относительно устойчивый уровень
психической деятельности, который проявляется в повышенной или
пониженной активности человека.
Психические состояния имеют рефлекторную природу: они возникают
под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени
и словесных воздействий (похвала, порицание).
Наиболее изученными являются: общее психическое состояние,
например, внимание, проявляющееся на уровне активной сосредоточенности
или рассеянности, эмоциональные состояния, или настроения
(жизнерадостное, восторженное, грустное, гневное, раздражительное).
Психическое свойства человека – это устойчивые образования,
обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень
деятельности и поведения, типичный для данного человека. Можно выделить
свойства интеллектуальной, или познавательной, волевой и эмоциональной
деятельности человека. Например, интеллектуальные свойства –
наблюдательность, гибкость ума; волевые – решительность, настойчивость;
эмоциональные – чуткость, нежность, страстность.
Психические свойства не просто существуют вместе, они
синтезируются и образуют сложные структурные образования личности, к
которым необходимо отнести: темперамент; способности; характер,
жизненную позицию личности.
4.Сознание его, структура и функции
Сознание представляет собой высшую, свойственную только человеку,
функцию мозга, реализация которой заключается в осмысленном,
обобщенном и целенаправленном отражении окружающей действительности
в виде идеальных образов, осуществлении контроля над психическими
процессами, поведенческими стратегиями, направлении хода психической и
предметной деятельности, рефлексии и саморефлексии.
В структуре сознания можно выделить следующие составляющие:
Интеллект– психические способности личности, необходимые в
процессе решения умственных задач. Ядром интеллекта является система
знаний;
Мотивация – совокупность побуждений, стимулов, определяющая
целенаправленность деятельности личности;
Эмоции, чувственно-эмоциональная сфера – переживания личности,
отражающие ее субъективное отношение, оценивание тех или иных явлений,
феноменов, процессов, ситуаций, социального окружения. В чувственно-
эмоциональную сферу входят настроения, чувства, переживания,
эмоциональные стрессы, аффекты;
Воля – способность личности сознательно регулировать собственную
деятельность и поведение, достигать поставленных целей, преодолевая
трудности. Волевая регуляция предполагает ответственность и свободу;
Самосознание – репрезентация собственного «Я», часть сознания
личности, обеспечивающая ее саморегулирование, самоконтроль и
самовоспитание.
Выступая важнейшей составляющей личности, сознание успешно
выполняет ряд функций, включая следующие:
Познавательная – благодаря сознанию человек формирует систему
знаний;
Целеполагающая – личность осознает свои потребности, осуществляет
целеполагание, планирование стратегий для достижения поставленных
целей;
Ценностно-ориентационная – личность анализирует, подвергает
оцениванию феномены, процессы действительности, формулирует свое
отношение к ним;
Управленческая – личность осуществляет контроль за собственным
поведением, реализацией собственных поведенческих паттернов в
соответствии с поставленными целями, сформулированными стратегиями их
достижения;
Коммуникативная – сознание существует и передается в знаковой
форме, тесно связано с коммуникативной деятельностью личности;
Рефлексивная – благодаря сознанию личность осуществляет
самоконтроль, самосознание, саморегулирование, обеспечивающие
возможности личностного развития.
5. Представления о бессознательном в психоанализе
В психоанализе понимание бессознательного в корне отлично от
представлений современной ему психологии. Отличие здесь, прежде всего, в
том, что вплоть до конца XIX века психологии человеческая психика
тождествовалась исключительно с сознательной частью. Неосознаваемые ее
составляющие считались низшим, а точнее, архаичными остатками
эволюционного развития.
Фрейд подробно описывает результаты своего исследования, приводя
примеры из своей практики, повторяет, что бессознательное не может быть
узнано как таковое: бессознательным мы называем психический процесс,
существование которого мы должны предположить, поскольку мы выводим
его из его воздействий, ничего не зная о нем».
Ядро бессознательного состоит из желаний, влечений, в нем
происходят первичные психические процессы. Еще одним качеством
бессознательного является его вневременность. Время – прерогатива
сознания, бессознательных содержаний оно не касается. Именно поэтому
желания в бессознательном не угасают никогда, их влияние на жизнь
субъекта зависит от их активности, а единственный закон, которому следует
динамика бессознательных процессов – принцип
удовольствия/неудовольствия.
Бессознательному, или Оно, принадлежит большая часть владения
психическим аппаратом. Почти все, чем мы руководствуемся в жизни,
неосознаваемо, мотивы человеческих действий берут истоки в
бессознательном, исходят из глубинных желаний. Влечения Оно фактически
неуправляемы.
Именно в таком понимании бессознательного заключается
революционность психоаналитической теории.
В бессознательном, как находит и утверждает психоанализ, содержится
невероятная сила. Содержания бессознательного – вовсе не низшие функции
организма, оно не телесно, как утверждали некоторые философы прошлых
веков, хотя может быть связано с телесными представлениями, прежде всего
сексуальными, и понимаемыми в гораздо более широком смысле,
4. Сознание и неосознаваемые процессы
Неосознаваемые психические процессы делятся на три группы:
неосознаваемые механизмы сознательных действий, неосознаваемые
побудители сознательных действий, «надсознательные» процессы
Неосознаваемые механизмы сознательных действий включают три
подкласса: неосознаваемые автоматизмы, явления неосознаваемой
установки, неосознаваемые сопровождения сознательных действий
Под неосознанными автоматизмами подразумевают действия, которые
совершаются как бы «сами собой». Например, механическая работа, при
которой не требуется нагружать мозг.
Явления неосознаваемой установки очень важное понятие в психологи.
Установка – это готовность человека совершить какое-либо действие.
Психологи считают, что навык и установка это одно и тоже. Но навык
появляется во время того как человек осуществляет действия, то установка
предшествует действию.
Установки бывают разные: моторная, умственная, перцептивная.
Неосознанные установки имеют важное значение для осознанных действий.
Неосознаваемые сопровождения сознательных действий – это третий
подкласс неосознаваемых механизмов. Существует большое количество
неосознаваемых процессов, которые просто сопровождают действие.
К непроизвольным сопровождениям осознанных действия мы относим
непроизвольные движения, тоническое напряжение, мимику и пантомимику,
а также большой класс вегетативных движений.
Другой большей класс неосознаваемых процессов – это
неосознаваемые побудители сознательных действий. Те действия, который
человек осуществляет бессознательно имеют осмысленный характер.
Человеческое поведение управляется влечениями и желаниями. Эти влечения
и желания могут быть спрятаны глубоко в подсознании, но все же могут
управлять поведением человека.
В третью группу входят процессы «надсознательные». В этот класс
ученые относят то, что образуется в результате сильной сознательной
работы, например, когда человек занимается решением поставленной перед
ним сложной задачи. Человек сначала анализирует, подбирает возможные
варианты решения этой задачи, а затем человек приходит к решению
поставленной перед ним задачи. Сам процесс появления решения остается
для нас неосознанным.
7. Самосознание личности
Самосознание личности – это осознанное отношение человека к своим
потребностям и способностям, влечениям и мотивам поведения,
переживаниям и мыслям. В основе самосознания лежит способность
человека отличать себя от своей собственной жизнедеятельности,
возникающая в общении при формировании первичных способов
человеческого бытия.
Самосознание личности не является качеством, присущим человеку
при рождении. Оно проходит долгий период эволюции и
усовершенствования. Тем не менее, первые зачатки идентичности
наблюдаются в младенческом возрасте. В целом, развитие самосознания
личности проходит несколько последовательных стадий, которые
символично можно разделить на следующие:
1 стадия (до года) - выделение ребенком себя от мира людей и
предметов. Поначалу он не выделяет себя среди окружающих, не отличает
собственные движения от тех, что осуществляются родными при уходе за
ним. Игры – первое время с ручками и ножками, а затем с объектами
внешнего мира, которые указывают на первичное различение ребенком
активной и пассивной собственной роли в моторной деятельности. Этот опыт
дает ребенку возможность осознать собственный потенциал. Возникновение
и развитие детской речи имеет особое значение. Это фактически вливает его
в сферу отношений с окружающими людьми.
2 стадия (1-3 лет) – ознаменовывается напряженным и значительным
психическим развитием. Самосознание личности ребенка связано с порывами
к выполняемым действиям и координированием их во времени.
Противопоставление себя окружающим зачастую негативное. Именно с
этого, несмотря на не безупречность и неустойчивость этих первых форм
мотивации, начинается различение духовного «Я» ребенка.
3 стадия (3-7 лет) – развитие осуществляется плавно и равномерно. На
третьем году жизни ребенок перестает говорить о себе в третьем лице,
желает испытать собственную независимость и противопоставить себя
окружающим. Эти попытки завоевания личностью самостоятельности
приводят к ряду конфликтов с окружающими.
4 стадия (7-12 лет) - продолжают накапливаться резервы, и процесс
самосознания происходит без ощутимых кризисов и скачков. Отмечаются
яркие и существенные изменения в сознании, связанные, прежде всего, с
изменениями социальных условий (школа).
5 стадия (12-14 лет) - ребенок вновь начинает интересоваться
собственной личностью. Развивается новый кризис, когда ребенок стремится
отличаться и противопоставлять себя взрослым. Ярко выражено социальное
самосознание.
6 стадия (14-18 лет) - имеет особую значимость, поскольку именно здесь
личность поднимается на новый уровень и сама неизмеримо влияет на
дальнейшее становление самосознания. Найти себя, собрать знания о
собственной идентичности является первостепенной задачей. Это знаменует
начало зрелости.
Список литературы
1.Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения. / А.Н.
Леонтьев. – М. , 2006. – 485с.
2. Немов, Р.С. Общая психология.В 3-х т. Том 1. Введение в
психологию / Р.Немов. –М.: Юрайт, 2011. – 726 с.
3.Столяренко, Л.Д., Самыгин, С.И. Психология личности. / Л.Д.
Столяренко Л.Д., С.И. Самыгин – Изд.2. – Ростов н/д: Феникс, 2011. – 575 с.
4.Социальная психология личности Часть 1 [Электронный ресурс] / А.
Н. Капустина. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2012. – 144 с.
5.Хьелл, Л., Зиглер, Д. Теории личности./ Л.Хьелл, Д.Зиглер. – СПб. –
2000. – С. 26-29.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Составить рисковый проект (проектирование объекта по управлению рисками)
Контрольная, Проектный менеджмент
Срок сдачи к 8 дек.
Написать реферат по теме: «Государство всеобщего благоденствия»: концепция К. Мюрдаля.
Реферат, Политические и правовые учения
Срок сдачи к 8 дек.
Административно-правовое регулирования в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних
Диплом, Юриспруденция
Срок сдачи к 5 дек.
Конституционные основы статуса иностранцев и лиц без гражданства в России.
Курсовая, Конституционное право
Срок сдачи к 12 дек.
Физическая культура и спорт в высшем учебном заведении.
Реферат, Физическая культура
Срок сдачи к 6 дек.
Тенденции развития института участия прокурора в арбитражном судопроизводстве.
Курсовая, Прокурорский надзор
Срок сдачи к 15 дек.
Описание задания в файле, необходимо выполнить 6 вариант
Курсовая, Схемотехника
Срок сдачи к 20 янв.
Аристотель, 15 страниц, не менее 5 источников и ссылки указывающие на...
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Нужен реферат на 10 листов
Реферат, Математическое Моделирование Водных Экосистем
Срок сдачи к 11 дек.
Финансовый анализ компании Wildberries - участие компании на рынке ценных бумаг и использование компанией деривативов и валюты в рамках своей деятельности
Доклад, Финансы
Срок сдачи к 11 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!