это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3685325
Ознакомительный фрагмент работы:
Балет «Щелкунчик» (1892) Петр Чайковский
Одна из самых знаменитых
русских музыкальных сказок — балет
Петра Чайковского «Щелкунчик»,
последний балет композитора. Либретто
на сюжет сказки Эрнста Теодора
Гофмана «Щелкунчик и Мышиный
король» создал знаменитый
балетмейстер Мариус Петипа. История
о том, как Клара (или Мари) вместе
с Щелкунчиком побеждают Мышиного
короля и Щелкунчик преображается
в Принца, стала рождественской классикой.
В «Щелкунчике» взаимодействуют два мира: реальный, персонажами
которого является семья Клары-Мари, и фантастический, где среди героев
появляется Щелкунчик, игрушки, кукла, король мышей, фея Драже и другие.
Реальный мир обрисован композитором простыми в музыкальном
отношении средствами: здесь преобладает прозрачная оркестровка
с привычными тембрами и классические танцы — мазурка, вальс, галоп,
полька. Фантастический же мир рисуется совсем иначе, и именно в его
создании проявилось новаторство Чайковского.
Открывает волшебный мир крестный Дроссельмейер, его появление
сопровождает интересное тембровое сочетание певучего альта и двух
тромбонов. В мире сказки возникает борьба добра и зла, что, конечно,
отражено в музыке. Идеи добра характеризуют мягкие тембровые звучания.
Здесь преобладают пассажи флейты, убаюкивающие переливы арфы,
сверкающий звон нового в то время инструмента челесты . Идеи зла
показаны с помощью совсем другой оркестровки, для которой характерен
более низкий регистр, с участием бас-кларнета и тубы. Зловещее шуршание
армии Мышиного короля показано с помощью марша, исполняемого
фаготами и низкими струнными. В волшебном мире и танцы другие:
испанский танец шоколада, арабский танец кофе, китайский танец чая и,
конечно, таинственный «Вальс цветов».
Опера «Сказка о царе Салтане» (1900) Николай Римский-
Корсаков
«Сказка о царе Салтане», написанная
Римским-Корсаковым к столетию со дня
рождения Пушкина, одна из самых богатых
по разнообразию оркестровых красок опер.
Действие происходит в Тмутаракани и в городе
Леденец на острове Буян. Рассказ о городе
сопровождается торжественной колокольной
темой. Три чуда из пушкинского текста показаны
во вступлении перед последней картиной оперы.
Белка с золотыми орешками представлена
в оркестре темой народной песни «Во саду ли,
в огороде» в исполнении флейты-пикколо.
Морские богатыри с дядькой Черномором
маршируют: в басу повторяется один и тот же
мотив с нарастающей громкостью. И главное
чудо — Царевна Лебедь. Чарующая прихотливая мелодия постепенно
выливается в певучую тему, иллюстрируя волшебное превращение лебедя
в прекрасную Царевну. Царевна Лебедь помогает во всем царевичу Гвидону:
к примеру, обращает его в шмеля, чтобы он мог отправиться в Тмутаракань
и увидеть своего отца. Именно здесь в опере звучит известная виртуозная
мелодия полета шмеля.
Опера «Золотой петушок» (1907) Николай Римский-
Корсаков
Опера «Золотой петушок»
тоже написана на сюжет сказки
Пушкина. Открывает сказку
Звездочет, который дарит царю
Додону золотого петушка. Партию
петушка исполняет высокий
женский голос — сопрано.
Шемаханская царица — источник всех бед жадного Додона — поет
о чудесных землях, где она родилась, под аккомпанемент арфы и деревянных
духовых инструментов. Тема царицы звучит изысканно, с остановкой
на высоких нотах; в целом ее ария передает восточный колорит. Только
сказка эта не простая. И царство Додона не настоящее. Композитор смеется
над неудачливым правителем. Так, на заседании царской думы звучат
скоморошьи темы, а объяснение в любви к Шемаханской царице Додон поет
на мотив народной песни «Чижик-пыжик».
Опера «Соловей» (1908–1914) Игорь Стравинский
Первая опера Игоря Стравинского «Соловей» написана на сюжет
сказки Ханса Кристиана Андерсена. Как и в сказке, в опере очень важно
противостояние между настоящим соловьем и механическим. Партия живого
Соловья написана для высокого женского
голоса — колоратурного сопрано. Она вступает
в спор с темой механического соловья, которую
исполняет оркестр. По сюжету, несмотря на то,
что император предпочел механического соловья
настоящему, только песня живого Соловья
способна исцелить императора от смертельной
болезни и вернуть радость всем его придворным.
Замечательно передан контраст между природой
и фарфоровым дворцом китайского императора:
например, оркестр играет нежный ноктюрн,
когда действие происходит на опушке леса,
и помпезный китайский (точнее, тут
Стравинский подражает китайской музыкальной
традиции) марш, когда мы оказываемся
в пышных залах дворца.
Опера «Елка» (1900) Владимир Ребиков
В основе сюжета рождественской оперы Владимира Ребикова «Елка»
сразу две сказки о бедных детях, лишенных тепла в праздничный вечер. Это
«Девочка со спичками» Андерсена и рассказ Достоевского «Мальчик
у Христа на елке». Оперу предваряет указание
композитора на то, что действие может происходить
«в настоящее время, в том городе, где ставится опера».
Опера камерная, здесь мало действующих лиц, поют
только главная героиня (бедная Девочка) и призрак
ее матери. Интонационно мелодии, написанные
для Девочки, напоминают обычную речь, а краткие
жалобные интонации звучат как ее мольба о подаянии.
Обилие диссонансов во вступлении очень
осовременивает звучание.
В опере несколько лейтмотивов. Самый нежный
и трепетный — вальс, который олицетворяет недостижимое счастье,
идеальный мир, где тепло и хорошо. Впервые вальс исполняют на пианино
во время праздника в доме, где стоит богато украшенная елка. В вальс
вторгаются короткие музыкальные фразы, исполняемые Девочкой,
заглядывающей в окна дома. Второй раз вальс звучит по-другому: это мираж,
сон Девочки, в котором она оказалась в роскошном дворце. Вокруг много
других детей, а Принц ведет Девочку к трону — в исполнении второго вальса
участвуют флейты, скрипки с тонкими подголосками альтов и фаготов,
аккомпанементом челесты, колокольчиков и арфы.
Балет «Золушка» (1944) Сергей Прокофьев
Балет на неизменный сюжет сказки Шарля Перро. Измученная
постоянной работой Золушка (даже ее лирическая тема звучит устало)
мечтает поехать на бал, ее противные сестры Кривляка и Злюка ссорятся из-
за шали (их карикатурность и вредность
подчеркнуты суховатой оркестровкой и
диссонансами); Принц поначалу ведет
себя высокомерно, но любовь его
преображает: на балу он появляется под
гром фанфар, а как только видит
Золушку, музыка мгновенно меняется на
лирическую. Преображением Золушки,
как и положено по сюжету, руководит
крестная, но переодевает девушку
команда фей всех времен года под сюиту
танцев. И, конечно же, на балу звучат
всевозможные придворные танцы:
паспье, бурре, мазурка, менуэт. А в
середине праздника, когда гости пробуют
угощения, оркестр исполняет марш. Он
был сочинен Прокофьевым раньше для
другого произведения — оперы «Любовь
к трем апельсинам» (1919). Любовь Золушки и Принца зарождается под
звуки Большого вальса, но — часы бьют полночь: на фоне тремоло скрипок и
пассажей кларнетов мерно отсчитывают время ксилофон и стук деревянного
бруска. Еще одно напоминание о неумолимом времени — бой часов,
который сопровождает весь балет.
Балет «Конек-Горбунок» (1955) Родион Щедрин
Первый балет композитора
Родиона Щедрина написан на сюжет
сказки Петра Ершова «Конек-
Горбунок». С начальных тактов
в музыке царит атмосфера
народного праздника. Трубы
и валторны по очереди проводят
быструю тему-заставку всего
действия, которая передает
нескончаемый гомон толпы. Звучит
мелодия танца с типичным русским
притопом. В сказке-балете широко представлен жанр частушки: здесь
и энергичные мелодии в сцене Ивана с братьями, и сочиненные Щедриным
припевки в «Девичьем хороводе». В состав оркестра композитор включил
большое число ударных инструментов: колокольчики, колокола, бубенчики,
треугольник, барабаны, литавры, а также трещотки.
Три картины первого действия знакомят нас с главными
действующими лицами балета. Под «балалаечный» аккомпанемент у фаготов
и низких струнных инструментов появляется лейтмотив братьев Ивана. Тема
у братьев одна, так как Данила и Гаврила похожи во всем друга на друга. Это
тяжеловесная угловатая тема с чеканным ритмом, акцентами
и повторениями: братья упрямы и заносчивы.
Маленький Конек не столько волшебный, сколько смекалистый, себе
на уме. Тема Конька звучит у флейты-пикколо и бубенчиков. Она схожа
с лейтмотивом самого Ивана, которому Конек во всем помогает. Царь-девица
охарактеризована несколькими темами. Ее первый лейтмотив — тема-зов
с невероятно красочной оркестровкой, эта мелодия роднит героиню
с фантастическим миром этого балета. А второй лейтмотив Царь-девицы
появляется уже после встречи с Иваном. Она становится русской героиней —
звучит колыбельная песня, заимствованная композитором из сборника
Лядова «Песни русского народа».
Балет заканчивается веселым праздником с перезвоном колоколов.
Величают молодых — Ивана с Царь-девицей. Молодежь водит хороводы:
плавный русский танец невесты сменяет молодецкая пляска жениха.
Сопровождает всеобщее веселье тема Конька-Горбунка.
Симфоническая сказка «Петя и Волк» (1936) Сергей
Прокофьев
Сергей Прокофьев написал музыкальную симфоническую сказку
специально для Московского детского театра. Главный герой сказки —
десятилетний Петя, отважный пионер — победитель Волка, одолевший его
до появления Охотников. Обычно сказка исполняется так: рассказчик читает
текст, а оркестр озвучивает все, что в нем происходит.
Тему каждого героя играет один
инструмент или группа сходных по тембру
инструментов симфонического оркестра.
Например, Дедушку, недовольного тем, что
внук ушел за калитку без разрешения,
изображает низкий деревянный духовой
инструмент — фагот; бесстрашного
Петю — струнный квартет (две партии
скрипок, альты и виолончели), а его друга
и помощника Птичку — флейта, которая
лучше всего передает трепет маленьких
крыльев и звонкие трели.
Характер главного Петиного врага —
Волка — передают медные инструменты,
самые мощные, громкие в оркестре.
В низком регистре три валторны играют тяжелые аккорды в миноре.
У Птички тоже есть недоброжелатели: Кошка, чью крадущуюся походку
передает кларнет, и заносчивая и высокомерная Утка. В момент спора Утки
и Птички о том, кто настоящая птица, в оркестре звучат две темы
одновременно: свистящие пассажи флейты изображают пение Птички,
а кряканье Утки передает другой деревянный духовой инструмент — гобой.
Утка хоть и хвасталась, но бежала слишком медленно, и быстрый Волк
проглотил ее на ходу. Но от Пети Волк не смог убежать: мальчик его поймал
и с помощью Охотников отправил в Зоологический музей. Завершается
сказка торжественным шествием победителей, в котором темы всех героев
звучат по очереди.
Список использованных источников
1. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду - М.:
Просвещение, 1981;
2. Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь – М.: Провещение, 1990;
3. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития. – М.;
«Владос», 2000г.
4. Коренева Т.Ф. «В мире музыкальной драматургии». М. «Владос».
5. Метлов Н.А. Музыка – детям – М.: Просвещение, 1985;
6. Методика музыкального воспитания в детском саду/под. ред.
Н.А.Ветлугиной. – М, 1982;
7. Макеева И.П., Чуракова М.Д., Хорева Л.А. Воспитание сказкой.
Программа занятий с детьми среднего и старшего дошкольного возраста.
Психолого-медико-социальный центр «Феникс» // Сборник практических
материалов.- М.: «Планета 2000».
8. Мерзлякова С.И. «Волшебный мир театра». Программа развития
сценического творчества детей средствами театрализованных игр и игровых
представлений». М. «Владос».1999.
9. Науменко Г.И. Фольклорная азбука – М.: Изд.центр «Академия», 1996;
10. Петрова В.А. «Малыш». Программа развития музыкальности у детей
раннего возраста (третий год жизни). М. «Виоланта».1998.
11. Радынова О.П. «Музыкальные шедевры». М. «Гном- Пресс».1999.
12. Радынова О.П., Катинене А.И., Полавандишвили М.Л. Музыкальное
воспитание дошкольников/под. ред. О.П. Радыновой – М.: Просвещение:
Владос, 1994;
13. Музыкальные сказки Оперы и балеты Чайковского, Римского-Корсакова,
Прокофьева и других великих композиторов XIX–XX веков, написанные по
мотивам детских сказок Анастасия Ильина, Ольга Неясова [Электронный
ресурс] URL https://arzamas.academy/materials/1569 (дата обращения:
25.12.2021).
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!