это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3691523
Ознакомительный фрагмент работы:
Эссе по дисциплине «Логопедия» на тему «Нарушение речевой сферы при ранних повреждениях мозга»
Следует отметить, что теоретические положения, которые легли в основу отечественной нейропсихологии, разработаны авторами: А. Р. Лурией, Е. Д. Хомской, Л. С. Цветковой, С.Ю. Бениловой, Т.Г. Визель, Ю.А. Микадзе, А.Ю. Обуховской, А.В. Семенович, Э.Г. Симерницкой, Н.Н. Трауготт, М.Г. Храковской и др. Данная проблема существует давно, но актуальна она и в настоящее время, нарушения речи могут возникать в результате различных неблагоприятных факторов влияющих на ребенка, рассмотрим как влияют ранние поражения мозга на развитие речи. Исследователи отмечали, что в клинической картине детской афазии имеются как сходства с афазиями у взрослых, так и отличия. Особой проблемой в плане воплощения теоретического материала на практике является восстановительное обучение детей с афазией, в том числе с афазией травматической этиологии.
Афазия - это нарушение речи обусловлено поражением корковых речевых зон в доминантном полушарии, таких как нижняя лобная извилина, либо же поражение теменно-височно-затылочного отдела. Как считают нейропсихологи, данное нарушение имеет очень сложный механизм, в основе которого лежит распад речевого стериотипа, в результате которого утрачиваются навыки произношения, или теряется возможность понимать чужую речь. Афазия наблюдается у детей с трех лет и выражается в полной или частичной утрате собственной речи. Причинами таких состояний могут быть: черепно-мозговые травмы, повлекшие за собой повреждение корковых отделов, кровоизлияние в них.
В современной науке принято выделять следующие несколько видов афазий (классификация А.Р. Лурии): афферентную моторную, эфферентную моторную, динамическую, сенсорную (акустико-гностическую), акустико-мнестическую, семантическую. Семантическая афазия - правомерна в возрасте после 12-13 лет.
Сенсорная афазия - нарушение возникшее при поражении области верхней височной извилины левого полушария (центра Вернике), нарушение фонематического слуха, полная или частичная утрата понимания обращенной речи. Вместе с тем, у больного сенсорной афазией нормальный слух, но он не понимает обращенную речь. При тяжелых проявлениях сенсорной афазии, которая возникает при поражении задней части верхней височной извилины, больной воспринимает звуки речи как нечленораздельные шумы, либо же как иностранную. При более легкой форме больной может путать похожие по звучанию звуки или слова. Поражения коркового отдела (центр Вернике) приводит к нарушению всей речевой системы. Дефект фонематического слуха становится проблемой для детей не только с пониманием устной речи, но и письменной (дефекты письма под диктовку).
По результатам исследований детей с сенсорной афазией, имеющих органическое повреждение мозга с 3-4 лет, Н. Н. Трауготт и С. И. Кайдановой (1975г.) установлено, что речь у детей развивалась нормально, но спонтанного восстановления речи не произошло. Таким образом, только после специального коррекционного обучения, направленного на формирование речи заново, речь восстановилась.
По мнению родителей, им казалось, что у их ребенка повысилась невнимательность, а нарушение понимания речи они замечали не сразу. Клиническая картина нарушений речи отражала нарушение речевого слуха в виде значительных трудностей дифференцирования звуков речи и слов. Афазия у их детей носила тотальный характер, в связи с тем, что они не понимали обращенной к ним речи и не говорили. В течение 1 -4 месяцев происходила потеря экспрессивной речи. При данном нарушении патология речевого слуха сочеталась с нарушением неречевого слуха, косвенные данные подтверждали сохранность слуховой чувствительности. Отмечались быстрая истощаемость реакций на звуки, невнимание к звукам.
Логопеды для решения подобных проблем, для начала осуществляют обследование и проводят диагностику для построения плана последующих занятий с детьми, имеющих признаки алалии. Коррекция при алалии не производится только логопедической работой, необходимо, чтобы оно включало в себя и комплексную психолого- медико-педагогическую помощь. Применяются медикаментозное лечение, которое направлено на созревание мозговых структур, избавление от невротических проявлений. Это облегчает и усиливает эффект всей последующей работы логопеда.
Для успешной коррекции алалии необходимо наличие нескольких факторов. Оптимальным возрастом для начала занятий считают 3-4 года, так как в это время уже можно диагностировать алалию. На самом же деле к занятиям можно приступить и в более раннем возрасте, если были замечены признаки задержки речи. Крайне важно также в подобном лечении благоприятная атмосфера в жизни ребенка, его окружение не должно усугублять психологическое состояние. Необходимо относится к ребенку так же как другим, не выделяя его из-за речевых особенностей. Также при комплексном подходе эффективным может оказаться и общение ребенка с детьми младшего возраста, у которых речь на стадии формирования. Логопеду важно уделить внимание использованию на занятиях различных анализаторов, таких как зрительного, осязательного, двигательного и слухового. В таком случае у ребенка формируется более четкое представление о предметах, действиях, признаков и их названиях. Соблюдая все перечисленное, важно не забыть об индивидуальном подходе к каждому ребенку, ведь без него невозможно достичь успеха
Родители также могут вносить свой вклад в развитие речи ребенка. Однако коррекция нарушений речи при сенсо-моторной алалии довольна сложна и однозначно требует профессиональных знаний и не может проводиться неспециалистами. При алалии логопеды используют различные специальные логопедические упражнения и логопедический массаж. Также полезен лечебный массаж.
Логопеды для решения подобных проблем, для начала осуществляют обследование и проводят блиц-обследование, направленное преимущественно на выявление речевых нарушений, используя различные модифицированные диагностические шкалы. К сожалению, не всегда возможно провести полноценное логопедическое обследование из-за тяжести состояния пациента.
Именно поэтому, предварительно производится сбор анамнестических сведений о физическом, психоречевом развитии ребенка. Особое внимание обращается на то, насколько он владел речью до травмы.
Проводится диагностика: состояния произносительной стороны речи, понимания обращенной речи, уровня состояния устной речи, чтения, письма, орального и артикуляционного праксиса. Вместе с тем, проводится качественный анализ и количественная оценка в баллах, для отражения динамики восстановления. Диагностические материалы подбираются в зависимости от сложности, возрастных особенностей ребёнка и уровня сформированности речевой и других высших психических функций. Во время проведения диагностики также используется метод наблюдения.
Диагностика может занимать от 10 до 40 минут. По результатам диагностики логопед определяет форму речевых расстройств у пациента, степень их выраженности (легкая, средняя, грубая) и ведущий дефект; оценивает особенности протекания нейродинамических процессов.
Следует отметить, что специальное коррекционное обучение при сенсорной афазии не производится только логопедической работой, поэтому необходимо, чтобы она включала в себя и комплексную психолого-медико-педагогическую помощь. Кроме этого, необходимо применять медикаментозное лечение, которое направлено на созревание мозговых структур, избавление от невротических проявлений. Это облегчает и усиливает эффект всей последующей работы логопеда.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что проблема нарушения речевой сферы при ранних повреждениях мозга, в том числе и травматической этиологии, является далеко не изученной. Необходимо дальнейшее ее изучение, в том числе в части использования специальных методов и приемов специального коррекционного обучения, с помощью которых возможно эффективно и качественно работать с имеющимися нарушениями речевой сферы и преодолевать их. Для нас важно, чтобы человек, имеющий такие нарушения, смог адаптироваться в обществе и развиваться в рамках близких к норме.
Список литературы:
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Составить рисковый проект (проектирование объекта по управлению рисками)
Контрольная, Проектный менеджмент
Срок сдачи к 8 дек.
Написать реферат по теме: «Государство всеобщего благоденствия»: концепция К. Мюрдаля.
Реферат, Политические и правовые учения
Срок сдачи к 8 дек.
Административно-правовое регулирования в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних
Диплом, Юриспруденция
Срок сдачи к 5 дек.
Конституционные основы статуса иностранцев и лиц без гражданства в России.
Курсовая, Конституционное право
Срок сдачи к 12 дек.
Физическая культура и спорт в высшем учебном заведении.
Реферат, Физическая культура
Срок сдачи к 6 дек.
Тенденции развития института участия прокурора в арбитражном судопроизводстве.
Курсовая, Прокурорский надзор
Срок сдачи к 15 дек.
Описание задания в файле, необходимо выполнить 6 вариант
Курсовая, Схемотехника
Срок сдачи к 20 янв.
Аристотель, 15 страниц, не менее 5 источников и ссылки указывающие на...
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Нужен реферат на 10 листов
Реферат, Математическое Моделирование Водных Экосистем
Срок сдачи к 11 дек.
Финансовый анализ компании Wildberries - участие компании на рынке ценных бумаг и использование компанией деривативов и валюты в рамках своей деятельности
Доклад, Финансы
Срок сдачи к 11 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!