это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3691691
Ознакомительный фрагмент работы:
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Определение понятия «психологическая безопасность образовательной
среды» ……………………………………………………………………….…….4
2. Факторы риска и информационные угрозы нарушения психологической
безопасности обучающихся…………………………..………………..…..….….8
3. Меры обеспечения психологической безопасности обучающихся в
информационном пространстве…………………………………………...........11
Заключение……………………………………………………………………….14
Список литературы………………………………………………………………16
ВВЕДЕНИЕ
В связи с наступлением в стране в марте 2020 года ситуации с COVID-
19 и введением обучения с применением дистанционных образовательных
технологий и электронного обучения всем пришлось столкнуться с выбором
более качественных и удобных в использовании ресурсов для организации
данного обучения.
Кроме этого, в связи с требованиями федерального государственного
образовательного стандарта общего образования (далее – ФГОС ОО) и
Профессионального стандарта педагога - педагог должен владеть ИКТ-
компетенциями, которые подробно описаны в данных документах. ФГОС
начального общего образования определил обязательное внедрение
новейших мультимедийных и информационно-коммуникативных технологий
[4, 7]. Именно поэтому, современный педагог должен применять
электронные образовательные ресурсы, являющиеся частью данных
технологий, предоставляющие возможность учащимся с помощью
интерактивных моделей более детально рассматривать процессы и явления,
быть активными субъектами учебной деятельности в информационной
образовательной среде. Возникла проблема выбора наиболее безопасных в
использовании информационных образовательных ресурсов/платформ с
целью обеспечения информационно-психологической безопасности
обучающихся во время обучения.
1. Определение понятия «психологическая безопасность
образовательной среды»
Психологическая безопасность – это способность
личности обучающихся к сохранению нормального
психического состояния и функционирования
психических процессов. Психологическая безопасность
описывает защищенность психической деятельности
организма обучающихся и имеет особое значение для
нормального, полноценного развития организма и
выполнения различных видов деятельности
обучающимися. Психологическая безопасность
формирует личность активного социального субъекта с
целью противостояния вызовам общества.
Отметим, что проблема информационной
безопасности общества появилась задолго до того, как
появилась сеть интернет. Об информационно-
психологической безопасности общества ученые
заговорили в начале ХХ века, речь шла об угрозах со
стороны печатных средств массовой информации (газет,
журналов), позднее заговорили о безопасности по
отношению к информации, поступающей по телевизору
[5].
Именно поэтому психологами разработан
инструментарий, позволяющий и оценивать опасность
информации, поступающей по тому или иного каналу,
и защищаться от нее. Очень много работ было выполнено
по психологии пропаганды и по психологии рекламы,
содержащие приемы эффективного рекламного
воздействия, методы защиты от нежелательной рекламной
информации. Главным фактором информационно -
психологической безопасности человека признали
адекватное информирование его о реальном
положении дел. Наличие доступной информации
приводит к тому, что люди становятся защищенными от
вредоносного воздействия рекламы и пропаганды. Это
верный подход, который можно применять и к оценки
безопасности информации, поступающей из интернета.
Однако существуют пределы возможностей когнитивной
переработки человеком поступающей информации. Чем
больше поступает информации, тем труднее в ней
разобраться, и тем более отделить информацию,
свидетельствующую о реальном положении дел, от
вредоносной. Следовательно, для обучающихся это
важнейший фактор информационно-психологической
безопасности - развитие когнитивных процессов:
внимания, памяти, мышления.
Во-первых, когнитивное развитие школьников
является одной из задач современной психологической
службы в школе.
Во-вторых, развивать способности возможно силами
педагогов и психологов, то есть, это посильная задача,
которую можно реализовать в современной школе.
Наиболее известными являются исследования,
показывающие взаимосвязь интеллектуальных
способностей с продолжительностью жизни. Ученые
показали, что существует взаимосвязь между
показателями образования, интеллекта и
продолжительностью жизни [2]. «Каждый год
дополнительного обучения увеличивает на полтора
года продолжительность жизни по достижении 35 лет».
«Смертность среди людей со средним образованием на 54%
выше, чем среди людей с высшим». «По достижении
возраста 25 лет, у людей, имеющих законченное высшее
образование, продолжительность жизни на семь лет выше,
чем у имеющих среднее образование»)[3]. Но самым
интересным является тот факт, что причиной увеличения
продолжительности жизни является то, что когнитивные
способности обеспечивают человеку наилучшую
безопасность.
По мнению экономистов А. Льерас-Муней и Д.
Катлера, связь продолжительности жизни с образованием
вызвана побочными факторами: люди с высшим
образованием меньше курят, употребляют спиртное,
реже начинают принимать наркотики, следят за своим
здоровьем, посещают врачей, заботятся о своем весе,
занимаются в тренажерных залах и т.п. [3]. Когнитивные
способности лежат в основе того, насколько человек
может обеспечить себе информационно -
психологическую безопасность в широком смысле этого
слова. Поскольку, как отмечают современные
исследователи, «основным объектом обеспечения
информационно-психологической безопасности в сфере
индивидуального сознания является способность
человека адекватно воспринимать окружающую
действительность, свое место во внешнем мире,
формировать в соответствии со своим жизненным опытом
определенные убеждения и принимать решения в
соответствии с ними» [6].
Психологическая безопасность обучающихся в
информационной среде – это защита от отрицательного
влияния информационных ресурсов на психику
обучающегося.
Критерии психологической безопасности
образовательной среды:
Создание комфортных условий для реализации
педагогом своих профессиональных функций и
обеспечения комфортной образовательной деятельности
учащихся непосредственно связано с психологической
безопасностью образовательной среды.
Психологическая безопасность современной
образовательной среды характеризуется следующими
критериями:
Удовлетворенность участников образовательных
отношений (администрация учреждения, педагоги,
обучающиеся, родители (законные представители))
системой взаимодействия.
Защищенность от психологического насилия.
Толерантность образовательного пространства.
Обеспечение безопасности жизнедеятельности в
трудовой и учебной деятельности учреждения всех
участников образовательных отношений.
Количество стрессовых ситуаций.
Создание благоприятной психологической
микросреды в коллективе обучающихся.
Обеспечение работы психологической службы
помощи в учебном заведении.
Мотивация педагогов, тренинги для
предотвращения профессионального выгорания.
Таким образом, основным условием развития
современной образовательной деятельности является
обеспечение психологической безопасности участников
образовательного процесса в информационном
пространстве, защита от угроз информационного
характера.
1. Факторы риска и информационные угрозы
нарушения психологической безопасности обучающихся
Современное информационное образовательное
пространство насыщено большим количеством информации,
которая не всегда является безопасной, часть её несёт
риск и угрозу психологической безопасности обучающихся.
Наиболее простой способ обезопасить себя от
негативного влияния компьютерных сетей – отказаться
от интернета вообще - в настоящее время уже
невозможен! Интернет прочно вошел в современную
образовательную систему. Отметим следующие
функции интернета для современной образовательной
среды. Интернет или глобальная сеть - на сегодняшний
день для многих школьников является основным
источником информации. Гуманизация образования
также требует обеспечения обучающихся доступной
информацией по всех возможным для них актуальным
вопросам [1].
Обучающиеся оперативно получиют
необходимую информацию, документы, которые
сложно найти где-либо ещё, различные видео- и
фотоматериалы и т.п. с помощью интернета. На сайтах
образовательных организаций и в электронных дневниках
обучающиеся могут посмотреть расписание уроков,
домашнее задание, получить обратную связь от учителя.
Классный руководитель проводит совместные
мероприятия с обучающимися и родителями с
помощью различных онлайн-платформ. Используя Интернет
можно: - получить доступ к различным электронным
библиотекам, справочникам (географическим,
специальным, адресным и т.п.), словарям; - передавать и
принимать сообщения, документы, тексты, аудио-, фото-
и видеоматериалы, быть в курсе последних новостей; -
изучать дистанционно иностранные языки,
информатику и другие предметы; - участвовать в
обучающих викторинах, олимпиадах, конкурсах,
телеконференциях, научных объединениях; - создавать
собственные сайты; - использовать электронную почту; -
загружать на компьютер нужную информацию,
обучающие программы и т.п. Информационно
образовательная среда мотивирует к расширению и
углублению знаний ученика, к самостоятельной и
творческой работе при решении учебных задач. Важно,
чтобы школьник чувствовал себя гражданином мира, мог
общаться со сверстниками из других городов и стран, с
интересными людьми. Компьютерные и интернет-
технологии дистанционного образования меняют
учебный процесс, требуют постоянной работы учителей с
интернет- ресурсами и активного участия ученика как
исследователя. Однако интернет таит в себе много угроз,
с которыми дети могут столкнуться, находясь в
«бескрайнем» киберпространстве, поэтому педагогам и
родителям (законным представителям) необходимо
обеспечить контроль получаемой информации
обучающимся.
Разновидности информационных угроз
психологической безопасности образовательного
процесса В эпоху развития науки и техники, в век
информатизации, развития цифровых технологий,
ребенок сталкивается с огромными объемами
информации. Эта информация, с одной стороны
является способом развития его личности, расширения
кругозора и формирования основ социальной
активности, а с другой стороны, выступает угрозой
личностного развития ребенка, обеспечения его
психологической безопасности.
Основные факторы риска и информационные
угрозы нарушения психологической безопасности
обучающихся в информационном образовательном
пространстве являются: становятся следующие виды
информации:
Недостоверная информация.
Неэтичная и деструктивная информация,
способствующая развитию асоциального поведения и
формированию неверных стереотипов деятельности,
выработке неадекватных форм поведения, искажением
этических основ социального взаимодействия.
Информация, порождающая расовые и
национальные конфликты.
Информация, мотивирующая к военным действиям.
Недостоверная, необоснованная, безнравственная
реклама.
Вместе с тем, факторами риска нарушения
психологической безопасности обучающихся в
информационном образовательном пространстве
являются:
Способы манипуляции сознанием, которые
приводят к разнородным психологическим зависимостям,
изменениям нормативов поведения.
Ограниченность реального общения. Она вызвана
развитием Интернет ресурсов, включающее большое
количество разнообразных сетей для общения. Дети
перестают общаться друг с другом в реальном мире,
используя различные мессенджеры для общения.
Виртуальное общение формирует проблемы
социализации.
ПК и сеть Интернет, способствующие развитию
компьютерной зависимости ребенка. С одной стороны, из
сети Интернет обучающиеся черпают образовательную
информацию для своего развития, а с другой стороны,
компьютер вызывает привыкание и зависимость.
Обучающийся оказывается неспособным к поиску
информации в реальном мире. Он свободно чувствует
себя в Интернет пространстве и не желает его покидать.
Следует отметить, что большое количество
информации, зачастую, приводит к развитию
информационного стресса. Это обусловлено тем, что
возрастная динамика развития психических процессов
обуславливает неспособность фильтрации
информационных ресурсов. Учащиеся, не всегда могут
отбирать важную и значимую информацию. У них
возникают перегрузки и теряется способность к
сохранению важной информации, ее отбору и оценке.
При этом, информационный стресс не всегда обусловлен
обилием информации. Зачастую, отрицательное
воздействие связано с ее низким качеством.
Таким образом, формирование медиа-грамотности
всех участников образовательных отношений обеспечит
информационную безопасность работы в
информационном пространстве и защитит наших детей от
различных опасностей в информационном пространстве.
2. Меры обеспечения психологической
безопасности обучающихся в информационном
пространстве
С целью построения безопасной психологической
среды и формирования основ психологической защиты
для обучающихся применяются меры по
предотвращению факторов риска и информационных угроз.
Основной задачей обеспечения психологической
безопасности обучающихся в информационном
пространстве является формирование у обучающихся
навыков отбора информации, умений различать значимую
и необходимую информацию от вредоносной.
Данную работу необходимо проводить в
сотрудничестве: педагогам совместно с родителями
(законными представителями) обучающихся, . Система
работы по обеспечению психологической безопасности
обучающихся в информационном пространстве
направлена на формирование медиа-грамотности всех
участников образовательных отношений и включает
следующие меры:
Обучение педагогов основам информационной
безопасности.
Мониторинг отклоняющегося поведения обучающихся.
Реализация направлений воспитательной работы по
профилактике развития асоциального поведения и его
ликвидации.
Обучение родителей основам информационной
безопасности с угрозами психологической безопасности
ребенка и вариантами противостояния им.
Организация досуга обучающегося: внеурочная
деятельность, дополнительное образование, участие в
мероприятиях разного уровня и т.д.
Использование средств блокировки (родительский
контроль) вредоносных сайтов в школе и дома.
Пропаганда реального общения обучающихся,
посредством проведения совместных мероприятий,
экскурсий, коллективных творческих дел и т.д.
Ограничение времени пользования компьютерными
средствами и гаджетами.
Обучение основам фильтрации информационных
ресурсов.
Следовательно, и в реальной жизни, в информационном
пространстве, обучающийся должен соблюдать правила
безопасности. Задумываясь о серьёзности своего
поведения в социальной сети, каждый человек может
сделать свою жизнь комфортной и безопасной.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Школа, в которой есть Интернет, гордится
подключением к глобальной сети. Интернет может
изменить процесс обучения. Доступ к образованию стал
более демократичным.
Вместе с тем, в данное время темпы развития
массового дистанционного обучения в школах России
доказывают, что оно не может служить в качестве
полноценной замены стационарной формы. Хочется
отметить, что онлайн обучение не может заменить
традиционное посещение школьных занятий, так как
общение и коммуникация с психологом и учителем
носит обязательный характер в получении информации.
Дистанционное образование имеет особенности -
опосредованное общение, самостоятельность учащихся,
удаленность. В связи, с чем возникает необходимость
психологического сопровождения данного процесса и
обеспечения психологического комфорта его
участникам.
Социальные сети устраняют межличностные
преграды, предоставляют неограниченные возможности
общения, позволяют людям объединиться для решения
различных проблем, осуществления задуманных проектов,
идей, претворить их в жизнь. В тоже время виртуальный мир,
иллюзия вседозволенности в социальных сетях ведут к
психологическим проблемам, уходу от реальной жизни,
физическому и психическому истощению.
Также как и в реальной жизни, в информационном
пространстве, обучающийся должен соблюдать правила
безопасности. Задумываясь о серьёзности своего
поведения в социальной сети, каждый человек может
сделать свою жизнь комфортной и безопасной.
Таким образом, формирование медиа-грамотности
всех участников образовательных отношений обеспечит
информационную безопасность работы в
информационном пространстве и защитит наших детей от
различных опасностей в информационном пространстве.
Список литературы
1. Березина Т.Н. Воспитание добра как психолого-педагогическая
проблема высшей школы. //Alma mater (Вестник высшей школы).
2013. № 2. С. 62-66.
2. Березина Т.Н. Вероятностная модель продолжительности жизни. //
Психология и психотехника. 2013. № 4. С. 390-400.
3. Березина Т.Н. Факторы среды и их влияние на индивидуальную
продолжительность жизни. // Мир психологии. 2013. № 4. С. 165-
178.
4. Боброва, И. И. Информационные технологии в образовании:
практический курс : практикум : [16+] / И. И. Боброва, Е. Г. Трофимов.
– 2-е изд., стер. – Москва : ФЛИНТА, 2014. – 196 с. : ил. – Режим
доступа: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=482155 (дата
обращения: 30.12.2021). – Библиогр.: с. 174-175. – ISBN 978-5-9765-
2085-1.
5. Гуревич П.С. Механика политической мифологии // Психология и
психотехника. 2013. № 7. С. 621-626.
6. Емельянов Г.В., Лепский В.Е., Стрельцов А.А. Проблемы
обеспечения информационно-психологической безопасности
России //Информационное общество. 1999. N3. С.47-51.
7. Использование ЭОР на уроках в начальной школе в условиях
реализации ФГОС НОО. [Электронный ресурс] - Режим доступа:
https://infourok.ru/vystuplenie__ispolzovanie_eor_v_usloviyah_realizacii_f
gos_noo-365060.htm (дата обращения 30.12.2021)
8. Ратинер Т.Г. Информационно-психологическая безопасность
школьников при работе в интернете // Современное образование. –
2014. – № 1. – С. 73 - 96. [Электронный ресурс] - Режим доступа:
https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=10923 (дата обращения
30.12.2021)
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!