Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Разработка аналитического блока стратегии социально-экономического развития территории на базе данных Республики Карелия

Тип Курсовая
Предмет Стратегическое управление социально-экономическим развитием территории

ID (номер) заказа
3692052

500 руб.

Просмотров
734
Размер файла
662.29 Кб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

ВВЕДЕНИЕСовременный мир стремительно меняется и старая система управления развитием не способна сформулировать эффективные ответы на предъявляемые временем вызовы. Мы стоим перед выбором между эволюционным (пассивным) и инновационным развитием на основе принятия новых стандартов поведения, исходящих от международного бизнеса, конечно, с учетом специфики и самостоятельного вектора развития России в условиях многополярного мира. Наша страна обязана адекватно ответить на вызовы глобализации. В новых условиях хозяйствования требуются принципиально новые подходы к управлению социальноэкономическими процессами, особенно теми, которые протекают на недостаточно освоенных территориях, в том числе в ряде регионов Северо-запада России. Экономические границы Северо-запада, как единого макрорегиона, рассматриваемого не только в контексте национальной, но и общеевропейской социально-экономической системы [10, с. 15]. Актуальность темы курсовой работы заключается в необходимости развития уникальных естественных конкурентных преимуществ Республики Карелия, таких как минеральных, туристско-рекреационных и лесных ресурсов, а также недревесной продукции леса. В условиях сложившегося разделения труда экономические интересы Карелии в отношении стран-экспортеров и импортеров продукции заключаются в том, чтобы развивать взаимовыгодное взаимодействие с международными и российскими корпорациями, побуждать их к организации производств на территории республики, что позволит снизить экспорт сырья и добиться импортозамещения машин и оборудования в рамках формирования компаний полного цикла. Эти интересы определяют выбор стратегических партнеров.Объектом исследования в курсовой работе является Республика Карелия.Предметом – стратегия социально-экономического развития территории на базе данных Республики Карелия.Целью в курсовой работе является - разработка аналитического блока стратегии социально-экономического развития территории на базе данных Республики Карелия. На основании цели, в курсовой работе поставлены следующие задачи: Рассмотреть понятие и структуру стратегии социально-экономического развития региона;Провести стратегический анализ территории на примере Республики Карелии;Выработать основные направления социально-экономического развития Республики Карелия. Основной методологической базой курсовой работы является распоряжение Правительства Республики Карелии от 29 декабря 2018 № 899р-П «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2030 года», иные федеральные и муниципальные нормативно-правовые акты, посвященные вопросам развития социально-экономического развития территории, а также данные представленные Федеральной службой государственной статистики. При написании курсовой работы применены такие методы как статистический, аналитический, описательный.Структура работы включает в себя введение, три главы, заключение и список использованных источников. ГЛАВА 1. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАРАБОТКИ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАВИТИЯ РЕГИОНАПонятие стратегии социально-экономического развития регионаНа сегодняшний день разработка стратегии социально-экономического развития субъекта Федерации осуществляется в соответствии с Приказом Министерства регионального развития от 27.02.2007 года № 14 «Об утверждении Требований к стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации».Согласно данному документу, стратегия социально-экономического развития субъекта Российской Федерации представляет собой систему мер государственного управления, опирающихся на долгосрочные приоритеты, цели и задачи политики органов государственной власти. Ее действия направлены на обеспечение социально-экономического развития субъекта Российской Федерации при учете государственной политики Российской Федерации. Она основана на понимании важнейших проблем развития и оценки сопряженных рисков и ресурсного потенциала субъекта Российской Федерации. Стратегия предполагает наличие документа - Стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на долгосрочную перспективу (не менее 20 лет), - согласованного с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и утвержденного законодательным органом субъекта Российской Федерации. К разработке Стратегии могут привлекаться представители коммерческих и некоммерческих организаций, в том числе общественных, независимые эксперты. При разработке Стратегии рекомендуется руководствоваться и использовать следующие термины и понятия:Внешние факторы развития - не зависящие от действий органов государственной власти субъекта Российской Федерации и коммерческих организаций условия, оказывающие существенное влияние на развитие субъекта Российской Федерации.Внутренние факторы развития - ресурсы и потенциал, на базе которых субъект Российской Федерации основывает свою Стратегию и реагирует на различные изменения внешних факторов [8, с. 65].Риски - направления и факторы, из-за которых прогнозируется существенное ухудшение социально-экономической ситуации в субъекте Российской Федерации.Ресурсы - материальные и нематериальные активы, на базе которых планируется развитие экономики и социальной сферы субъекта Российской Федерации.Производственный кластер - сеть поставщиков и потребителей, связанная цепочкой формирования добавленной стоимости и локализованная на определенной территории.Сценарии - различные варианты развития субъекта Российской Федерации, которые зависят от сочетания внешних факторов, действующих на субъект Российской Федерации.Приоритетные направления развития субъекта Российской Федерации - направления деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации, реализация которых должна быть осуществлена органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в первоочередном порядке, включая обеспечение финансовыми ресурсами и наличие совместных действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления [6, с. 175].Программирование социально-экономического развития как метод государственного регулирования носит характер более узкий и конкретный, чем стратегическое и индикативное планирование. Оно используется для концентрации сил и средств на реализации выбранных стратегических приоритетов. Целевое программирование является сердцевиной стратегического управления и выполняет в рыночной экономике такие функции, как выявление узловых точек (приоритетов) социально-экономического развития, позволяющих решать крупные стратегические задачи, концентрация сил и средств на решении ограниченного числа стратегических задач, взаимная увязка программ между собой и с остальной экономикой. Последнее необходимо, чтобы обеспечить устойчивый экономический рост, повышение уровня и качества жизни населения, улучшение экологической обстановки, сближение уровней территориального развития. Прогнозирование, стратегическое и индикативное планирование и социально-экономическое программирование неразрывно связаны, выполняют важнейшие функции в рыночной экономике и играют ключевую роль в государственном регулировании ее развития [7, с. 34].Таким образом, стратегия представляет собой долгосрочный план развития территории, основанный на учете целого комплекса внутренних и внешних факторов. Стратегия предполагает наличие определенной логической структуры, которую рассмотрим подробнее в следующем параграфе.1.2 Структура стратегии социально-экономического развития регионаК целям разработки стратегии относится: [7, с. 34].определение приоритетных направлений и целей развития субъекта Российской Федерации на долгосрочную перспективу (не менее 20 лет).оценка потенциала социально-экономического развития субъекта Российской Федерации.взаимоувязка краткосрочной политики и долгосрочных стратегических приоритетов развития субъекта Российской Федерации.обеспечение совместных действий и поиск предметов партнерства государственных органов исполнительной власти, представителей коммерческих и некоммерческих организаций, в том числе общественных.обеспечение согласованности действий федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.Упомянутый приказ рекомендует в Стратегии отражать существующее состояние, основные проблемы, сценарии и приоритетные направления развития субъекта Российской Федерации как социально-экономической единицы, объединяемой территорией и административными структурами управления.Процесс разработки Стратегии может включать:а) выявление и анализ основных проблем, стоящих перед экономикой и обществом субъекта Российской Федерации в средне- и долгосрочной перспективе;б) комплексную оценку ключевых внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на социально-экономическое развитие субъекта Российской Федерации.К внутренним факторам приказ относит [8, с. 66]:природно-ресурсный потенциал субъекта Российской Федерации;демографическую ситуацию и человеческий потенциал;сложившуюся систему расселения;инфраструктурную обеспеченность территории субъекта Российской Федерации (в т.ч. обеспеченность электроэнергетической инфраструктурой);сложившуюся структуру экономики (отраслевая, корпоративная, существующие либо возможные кластеры) и существующие тренды развития;конкурентоспособность экономики субъекта Российской Федерации;этнокультурную ситуацию и межнациональные отношения в субъекте Российской Федерации.К внешним факторам рекомендуется относить:макроэкономическую ситуацию в Российской Федерации;действия федеральных органов исполнительной и законодательной власти, оказывающие влияние на развитие субъекта Российской Федерации;экономико-географическое положение субъекта Российской Федерации в федеральном округе, стране и мире;степень включенности в систему глобальных товарных, информационных и финансовых обменов;в) разработку 2 - 3 наиболее вероятных сценариев социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на долгосрочную перспективу. При этом сценарный анализ рекомендуется осуществлять с использованием многофакторной модели, с рассмотрением инерционного сценария;г) выявление и анализ рисков и ресурсных возможностей субъекта Российской Федерации;д) выбор целевого сценария развития субъекта Российской Федерации на основании оценки рисков и ресурсных возможностей;е) разработку системы приоритетных направлений развития субъекта Российской Федерации в рамках выбранного целевого сценария;ж) разработку энергетического баланса субъекта Российской Федерации в рамках выбранного сценария, включающую в себя определение прогнозных объемов, структуры и территориального распределения потребления электрической и тепловой энергии, региональных инновационных, технических, экономических и экологических приоритетов в электроэнергетике.В рамках Стратегии разрабатываются приоритетные направления, цели и задачи деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации на долгосрочную перспективу. На основании анализа ограничений и ресурсной обеспеченности органов государственной власти разрабатывается система мер государственного управления, нацеленного на обеспечение социально-экономического развития субъекта Российской Федерации в соответствии с определенным в рамках Стратегии целевым сценарием и приоритетными направлениями деятельности органов управления.ГЛАВА 2. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕРРИТОРИИ НА ПРИМЕРЕ БАЗЫ ДАННЫХ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИИ2.1 Краткая общая характеристика объекта исследования Республика Карелия расположена на северо-западе Российской Федерации и входит в состав Северо-Западного федерального округа. Карелия граничит на юге с Ленинградской и Вологодской областями, на востоке – с Архангельской областью, на севере – с Мурманской областью, а на западе граница республики совпадает с государственной границей Российской Федерации и Финляндской Республики (входит в состав Европейского союза) [9, с. 116].На северо-востоке регион омывается Белым морем, что потенциально создает возможности прямого выхода к Мировому океану при соответствующем развитии портовой инфраструктуры. Беломорско-Балтийский канал, проходящий по территории региона, соединяет Балтийское и Белое моря. Наличие выхода через Белое и Балтийское моря в бассейн Северного Ледовитого и Атлантического океанов, к Северному морскому пути является потенциальным инструментом для развития морских перевозок, рыбопереработки, а также может использоваться для туристических целей, в частности, через г. Кемь проходит самый короткий путь на Соловецкие острова.Главной особенностью экономико-географического положения Республики Карелия являются общая протяженная граница с Финляндской Республикой (Европейским союзом) с достаточно развитой пограничной инфраструктурой. Близость высокоразвитой страны создает условия для укрепления международных связей. Кроме того, регион отличается относительной близостью к субъектам Российской Федерации с высоким потенциалом потребительского рынка – Санкт-Петербургом, Ленинградской областью, а также к регионам Центральной России. У республики выгодное транзитное положение между крупными промышленными центрами и портами, расположенными на территории Мурманской, Вологодской и Ленинградской областей, которое укрепляется наличием магистральных объектов железнодорожного, автомобильного и внутреннего водного транспорта [10, с. 26].Благоприятное экономико-географическое положение Республики Карелия способствует развитию межрегиональной и международной торговли, привлечению туристов, трансферту технологий и прочему.Природные ресурсы. Минеральные ресурсы Карелии представлены более чем 50 видами полезных ископаемых. Более чем 1000 месторождений учтены в государственном балансе запасов полезных ископаемых. В Карелии учтены запасы цветных и редких металлов, пригодных для промышленного использования. Нерудное сырье представлено месторождениями мусковита, пегматита, кварцита, кианита, строительного и поделочного камня, шунгита, а также песков и глин. Республика Карелия обладает также значительными запасами торфа, который можно считать резервным энергоносителем, способным покрыть заметную часть энергетических потребностей региона.Перспективными полезными ископаемыми, которые будут востребованы в ближайшее время, являются железные, хромитовые, железо-ванадий-титановые, уран-ванадиевые, медно-никелевые и молибденовые руды, благородные металлы, металлы платиновой группы, графит, алмазы, а также пегматитовое, полевошпатовое сырье для фарфоровой, стекольной и фаянсовой промышленности, сырье для камнелитейной промышленности, камень на щебень и облицовочный камень.Площадь лесов в Республике Карелия – 14,9 млн. га, из них 0,367 млн. га – леса, находящиеся в пределах особо охраняемых природных территорий. Характерна высокая лесистость территории – около 53%, что определяет естественные преимущества региона в развитии лесопромышленного комплекса.В структуре земельного фонда Республики Карелия наибольшую площадь занимают земли лесного фонда (80,1%), водного фонда (14,7%), земли особо охраняемых природных территорий и объектов (2,0%), земли сельскохозяйственного назначения (1,2%). Земли населенных пунктов занимают 75,5 тыс. га, или 0,4% от общей площади земель.Административно-территориальное деление. На территории республики расположены 2 городских округа и 16 муниципальных районов, в состав которых входят 22 городских и 86 сельских поселений. Столицей Республики Карелия является г. Петрозаводск.Численность населения, ее динамика и структура (табл.1).Таблица 1. Общая численность населения Республики Карелия [12]20172018201920202021Все население627083622484618056614064609071в том числе в возрасте, лет:0752464296057549851811778375516454605054970-223174217392005818007167473-523327234982319123134217496738076598053762578611-646357464674524543268411767740273447661802076048-13402424113441730428604445214-15125721312313303131541286316-17112761189112560131801339518-19107671045910628114211215120-24295772837427837268892693525-29440583950735527326303045730-34505635035249274478694602835-39476324786148094483554824540-44466634684847116465864631945-49403364108441939434524413750-54433894129939287379643785755-59509084961347859457344274560-64459754616646598461804609765-69359463747539034396154020770-74140481681820368250592846475-79210811818314875123571101880-84122241321814184149971456685 и более85438839888089769174Согласно представленным данным, за последние 5 лет, население Республики Карелии сократилось на 18012 человек, что в процентном соотношении составляет 2,9%. Рассмотрим статистические данные по категории трудоспособного населения (табл.2).Таблица 2. Показатели трудоспособного населения Республики Карелия [12]Из общей численности - население в возрасте:627083622484618056614064609071моложе трудоспособного114097114497113996112800111276трудоспособном346197339083333105336932332768старше трудоспособного166789168904170955164332165027Рассмотрим показатели трудоспособного населения на рис. 1. Рис. 1. Показатели трудоспособного населения Республики КарелияИсходя из данных рисунка 1, за последние 5 лет, процент трудоспособного населения сократилось на 0,7%, показатель населения моложе трудоспособного остался на прежнем уровне, на 0,7% увеличилось количество населения старше трудоспособного возраста.Рассмотрим население по гендерному признаку (рис.2). Рис. 2. Распределение населения Республики Карелии по гендерному признакуСогласно данных рис. 2, показатели населения Республики Карелия по гендерному признаку, за последние 5 лет осталось неизменными. Рассмотрим распределение населения Республики Карелия по распределению на сельское и городское население (рис. 3). Рис. 3. Распределение населения Республики Карелия на сельское и городское населениеСогласно данным рисунка 3, основная часть населения Республики Карелия сосредоточена в городах, при этом доля сельского населения за последние пять лет сократилась на 1%. [12] Рассмотрим естественный прирост Республики Карелия за период с 2016 по 2020 год (рис.4). Рис. 4. Естественный прирост Республики Карелия за период с 2016 по 2020 годИсходя из данных рис. 4, в 2016 году население Республики Карелия сократилось на 2,8%, в 2017 – на 4,3%, в 2018 – на 5%, в 2019 – на 5,3%, в 2020 – на 8,1%. Рассмотрим динамику заключения браков и разводов в период с 2015 по 2020 год (рис.5). [12]Рис. 5. Динамика заключения браков и разводов с 2015 по 2020 (на 1000 человек)Согласно данных рис. 5 прослеживается негативная динамика заключения браков. Так с 2016 по 2020 год количество заключенных браков снизилось на 1,4. Также, на 0,6 сократилось количество разводов за 5 лет. 2.2 Состояние и динамика развития экономики, отраслевая структура экономики и ее динамикаРассмотрим основные экономические показатели Республики Карелия за период с 2017 по 2020 год (табл. 2).Таблица 2. Основные социально-экономические показатели Республики Карелия [12]2017201820192020Численность населения (на конец года), чел.622,5618,1614,1609,1в том числегородское500,6498,8497,3494,6сельское121,9119,3116,8114,5Общая численность безработных, в возрасте 15 лет и старшетыс. человек27,427,022,626,0Численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения,на конец года, тыс. человек6,15,96,013,3Численность пенсионеров тыс. человек238,5237,9235,5232,6Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума:тыс.человек103,397,396,895,2Среднедушевые денежные доходынаселения в месяц, руб.27472,829149,630853,832583,5Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работниковорганизаций, руб.34433,539402,042963,746501,2Средний размер назначенных пенсий,руб.16386,217325,418325,019336,0Величина прожиточного минимума населения (в среднем на душу населения в месяц), руб.12203128291330714196Объём отгруженных товаров собственного производства, выполнено работ иуслуг собственными силами в фактических ценах, млн. руб.196741234868246760245402добыча полезных ископаемых73729833959118988083обрабатывающие производства93268121610126762126255обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха26676256642567926729водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизация отходов, деятельность по ликвидациизагрязнений3067419931304335Продукция сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в фактически действовавших ценах), млн. руб.4153,44497,54462,85204,7продукция растениеводства1736,31890,41898,72510,6продукция животноводства2417,12607,12564,12694,1Ввод в действие общей площади жилых домов, тыс. м2222,3271,0277,2294,2Грузооборот транспорта общего пользования, млн. т-км ,27619,4341,6611,4688,4Пассажирооборот транспорта общегопользования, млн. пассажиро-км465,5402,5417,8200,0Оборот розничной торговли, млн. руб.112645,3121814,1129121,6138562,2Оборот общественного питания, млн. руб.4783,04969,05484,85752,2Платные услуги населению, млн. руб.33410,235068,937155,635669,8Доходы консолидированного бюджета,млн. руб.50679,565982,970580,981041,9Расходы консолидированного бюджета,млн. руб.53173,161819,869507,187934,7Профицит, дефицит (-) консолидированного бюджета, млн. руб.-2493,64163,11073,86892,8Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) в экономике , млн. руб.34159,0-18589,362198,851164,4Инвестиции в основной капитал, млн. руб.41567,848116,448259,856957,4 3Индекс потребительских цен (декабрь к декабрю предыдущего года), %102,8104,3102,8106,1Индекс цен производителей промышленных товаров, реализуемых на внутренний рынок (декабрь к декабрюпредыдущего года), %100,8117,591,0132,2Индекс цен производителей сельскохозяйственной продукции (декабрь к декабрю предыдущего года), %99,099,8102, 0101,1Сводный индекс цен на продукцию (затраты, услуги) инвестиционного назначения (декабрь к декабрюпредыдущего года), %102,4103,2107,1105,8Индекс тарифов на грузовые перевозки (декабрь к декабрю предыдущего года), %118,9111,3100,7102,8Внешнеторговый оборот, млн. долларов США1381,71479,51220,8970,3экспорт1130,81269,01020,6731,9импорт250,9210,5200,2238,4Рассмотрим экономические показатели Республики Карелия за 2017-2020 год по категориям (табл. 3). Таблица 3. Рентабельность продукции (работ, активов) по видам экономической деятельности [12]2017201820192020продук- ции (работ, услуг)активовпродук- ции (работ, услуг)активовпродук- ции (работ, услуг)активовпродук- ции (работ, услуг)активовВсего20,314,226,3-7,133,520,530,816,0сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство15,07,55,611,329,112,420,09,2растениеводствои животноводство, охота и предоставление соответствующих услугв этих областях-7,25,0-9,19,1-11,45,4-10,03,7лесоводство и лесозаготовки6,3-3,45,71,94,58,21,08,6из них лесозаготовки9,70,55,54,94,68,41,19,3рыболовство и рыбоводство75,815,216,119,784,614,460,510,0добыча полезных ископаемых50,041,066,950,297,552,2103,246,0из неё добыча прочих полезныхископаемых-0,5-4,89,011,87,96,54,3-0,2обрабатывающие производства13,22,317,6-49,216,47,813,72,1в том числе:производство пищевых продуктов38,816,95,46,140,615,722,15,4обработка древесиныи производство изделий из дерева и пробки, кромемебели, производство изделий из соломки и материаловдля плетения10,9-0,816,91,910,6-11,416,010,3производство бумаги и бумажных изделий13,00,924,40,520,913,216,30,8производство химических веществ и химическихпродуктов3,67,21,66,51,82,42,15,7производство прочей неметаллической минеральнойпродукции22,558,914,037,03,64,61,47,1производство металлургическое-10,1-34,8-14,4-47,5-10,5-24,3-15,5-23,9производство электрического оборудования11,511,525,232,5----производство машини оборудования, не включённых в другие группировки8,14,0-3,4-5633,57,36,621,0-9,7производство прочих транспортныхсредств и оборудования7,05,0-5,2-3,3-12,2-13,9-8,3-6,6производство прочих готовыхизделий16,412,038,633,828,218,827,035,8ремонт и монтаж машин и оборудования1,1-8,71,01,60,14,21,67,5обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха4,84,10,8-0,42,20,4-1,00,9производство, передачаи распределение электроэнергии7,96,65,15,02,80,17,37,6производство, и распределениегазообразного топлива-14,125,3-6,21,1-5,41,1-22,2-4,5производство, передачаи распределение пара и горячей воды; кондиционированиевоздуха-1,61,1-8,1-6,42,00,8-15,4-8,0водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельностьпо ликвидации загрязнений29,010,347,418,428,913,331,114,9строительство9,05,96,44,62,11,519,610,7строительство зданий8,75,15,13,8-2,7-0,118,59,1строительство инженерныхсооружений4,30,016,613,624,815,227,920,9работы строительныеспециализированные12,417,14,83,52,4-1,711,615,9торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортныхсредств и мотоциклов1,80,80,0-33,05,0-4,34,45,9торговля оптовая и розничная автотранспортными средствамии мотоциклами и их ремонт15,521,61,55,06,89,03,010,4торговля оптовая, кроме оптовой торговли автотранспортнымисредствами и мотоциклами2,72,10,8-40,16,3-7,54,42,6торговля розничная, кроме торговли автотранспортнымисредствами и мотоциклами-0,2-6,3-1,2-10,13,87,84,813,3транспортировка и хранение-2,2-6,43,92,03,222,20,34,9в том числе:2,55,34,53,72,32,0-2,3-0,3деятельность сухопутногои трубопроводного транспортаиз неё:-0,30,6-4,7-7,6-8,4-8,4-18,3-11,3деятельность прочегосухопутного пассажирского транспортадеятельность автомобильного грузового транспорта и услугипо перевозкам2,67,25,513,24,210,11,78,0деятельность водного транспорта12,730,015,838,625,445,90,28,0деятельность гостиници предприятий общественного питания-13,3-7,1-12,9-2,7-17,3-3,5-22,2-4,9деятельность по предоставлениюмест для временного проживания-17,5-6,8-18,0-2,8-20,8-3,2-23,4-4,5деятельность по предоставлениюпродуктов питания и напитков-2,6-33,03,828,5-5,0-73,2-13,9-184,4деятельность в областиинформации и связи5,321,5-4,44,610,335,415,322,6в том числе:11,925,05,510,022,661,327,228,4деятельность в сферетелекоммуникацийразработка компьютерного программного обеспечения, консультационные услугив данной области и другиесопутствующие услуги-29,016,0-40,54,21,226,22,559,4деятельность финансоваяи страховая-7,1-6,9295,9-24,143,3-70,746,0-26,2деятельность по операциямс недвижимым имуществом1,21,55,3-4,1-44,1-13,1-12,4-7,6деятельность профессиональная,научная и техническая-47,5-6,9-31,5-27,8-49,3-8,1-3,16,1деятельность административная и сопутствующиедополнительные услуги6,213,7-5,3-5,12,14,929,07,7государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальноеобеспечение7,876,1------образование-4,6-16,6-1,7-11,816,720,3117,746,0деятельность в областиздравоохранения и социальных услуг-3,3-5,5-3,9-6,1-5,9-5,7-32,4-8,4деятельность в области культуры, спорта, организации досугаи развлечений-32,4-54,6-14,0-28,0-26,6-37,2-47,1-58,9предоставление прочих видовуслуг-4,9-2,0-3,20,2-8,5-0,4-10,9-1,0в том числе:-7,0-0,82,60,6-4,70,3-3,123,9деятельность общественныхорганизацийдеятельность по предоставлению прочих персональных услуг-4,9-2,6-3,80,1-9,5-4,9-12,8-6,6Рассмотрим фактически показатели экономической деятельности по категориям. Всего за период с 2017 по 2020 год объём отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами в фактических ценах увеличилось на 48661 млн. руб. (рис. 6). [12]Рис. 6. Объём отгруженных товаров собственного производства в Республике Карелия за 2017 – 2020 годКак видно из рисунка 6, наибольший вес в экономике Республики Карелия составляет обрабатывающее производство. Несмотря на то, что данная категория производства незначительно снилась по сравнению с 2019 годом, за 4 года наблюдается значительное увеличение (+32987). Добыча полезных ископаемых также сократилась по сравнению с 2019 года, однако по сравнению с 2017 наблюдается увеличение данного показателя на 14354. Рассмотрим динамику основной прибыли и расходов с 2017 по 2020 год (рис. 7). Рис. 7. Структура бюджета Республики Карелия за 2017-2020 г.За период с 2017 по 2020 год доходы консолидированного бюджета Республики Карелия увеличивается на 30362,4 млн. руб., расходы консолидированного бюджета увеличивается на 34761,6 млн. руб. или на 60%. Дефицит бюджета наблюдался только в 2017 году (-2493,6). Рассмотрим внешнеэкономическую деятельность Республики Карелия в период с 2016 по 2020 год (табл.3). [12]Рис. 8. Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) в экономике, млн. руб.Убыток сальдированного финансового результата фиксируется в 2018 году (-18589, 3). В 2020 году данный показатель сокращается по сравнению с 2019 на 11034,4 млн. руб.Рассмотрим внешнюю торговлю Республики Карелия (табл. 4, рис. 9). Табл. 4. Внешняя торговля Республики Карелия (фактически действовавших ценах, миллионов долларов США) [12]20162017201820192020ЭкспортВсего741,11130,81269,01020,6731,9в том числе:со странами даль-него зарубежья711,31093,41228,7980,0699,8со странами СНГ29,837,440,340,632,1ИмпортВсего187,9250,9210,5200,2238,4в том числе:со странами даль-него зарубежья165,6238,0180,5181,9186,4со странами СНГ22,312,930,018,352,0Рис.9. Внешняя торговля Республики КарелияКоличество экспортируемой продукции за 5 лет сократилось на 9,8 млн. руб., при этом значительно увеличилось количество импортируемой продукции (увеличилось на 50, 5 млн.руб.). Таким образом, рассмотрев экономические показатели Республики Карелия, можно сделать следующие выводы: Агропромышленный и рыбохозяйственный комплексы в экономике республики имеют многоцелевое значение, оказывают влияние на агропродовольственный рынок, формируют экономический, трудовой и поселенческий потенциал сельских территорий. Основными функциональными сферами агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Республики Карелия являются сельское хозяйство (животноводство, растениеводство), рыбное хозяйство (рыболовство, рыбоводство, рыбопереработка), пищевая и перерабатывающая промышленность (молочная, мясная, хлебопекарная, кондитерская, консервная отрасли). По большей части бюджет Республики Карелия находится в положительных значениях. Отрицательный результат сальдированного финансового результата фиксируется в 2018 году (-18589, 3). В 2020 году данный показатель сокращается по сравнению с 2019 на 11034,4 млн. руб. За период с 2017 по 2020 год доходы консолидированного бюджета Республики Карелия увеличивается на 30362,4 млн. руб., расходы консолидированного бюджета увеличивается на 34761,6 млн. руб. или на 60%. Дефицит бюджета наблюдался только в 2017 году (-2493,6). Наибольший вес в экономике Республики Карелия составляет обрабатывающее производство. Несмотря на то, что данная категория производства незначительно снилась по сравнению с 2019 годом, за 4 года наблюдается значительное увеличение (+32987). Добыча полезных ископаемых также сократилась по сравнению с 2019 года, однако по сравнению с 2017 наблюдается увеличение данного показателя на 14354. 2.3 Состояние и динамика развития социальной сферы;Рис. 10. Структура использования денежных средств населения [12]За последние 5 лет наблюдается увеличение процента расходов населения Республики Карелия на покупку товаров и оплату услуг, при этом по данной категории наблюдается снижение в 2020 году. Оплата обязательных платежей, вносов и прочие услуги также возрастают на 0,8% за 5 лет. При этом наблюдается сокращение сбережений населения, за 5 лет – на 2,9%. Рассмотрим величину прожиточного минимума в период с 2016 по 2020 год (рис.11). Рис. 11. Величина прожиточного минимумаСогласно данным рис. 11, за последние 5 лет величина прожиточного минимума увеличилось на 2189 рублей, из них: трудоспособное население – на 2348 рублей, пенсионеры – на 1744 рублей, дети – на 2314 рублей. Рассмотрим индекс потребительских цен за период с 2016 по 2021 год (рис.12). [12]Рис. 12. Индекс потребительских цен Наибольший показатель индекса потребительских цен достиг в 2021 году – 108, 25. Наименьший показатель индекса потребительских цен достиг в 2019 году. Рассмотрим обеспеченность населения больничными и врачебными амбулаторно-поликлиническими организациями (табл. 5, рис. 13).Табл. 5. Обеспеченность населения больничными и врачебными амбулаторно-поликлиническими организациями [12]Го больничными и врачебными амбулаторно-поликлиническими организациями Число больничных организацийЧисло больничных коекЧисло врачебных амбулаторно- поликлинических организацийМощность врачебных амбулаторно-поликлинических организаций в сменувсегона 10 000человек населениявсегона 10 000человек населения2016354737761611778428420173446497516917994289201833459874169181662942019324601751521830529820203247737815118171298Рис. 13. Обеспеченность населения больничными и врачебными амбулаторно-поликлиническими организациямиЗа последние 5 лет сократилось количество больничных организаций (на 3 учреждения), на 10 сократилось количество врачебных амбулаторно-поликлинических организаций, при этом, несмотря на сокращение медицинских учреждений, за 5 лет на 36 увеличилось количество больничных коек. Рассмотрим основные показатели по дошкольным образовательным организациям за период с 2016 по 2020 год (табл. 6). Таблица 6. Основные показатели по дошкольным образовательным организациям [12]20162017201820192020Число дошкольных образовательных организаций – всего283271255237218в городских поселениях163156147133120в сельской местности12011510810498Число мест в дошкольных образовательных организациях3719137350367963668036242в городских поселениях3087730914306403067130615в сельской местности63146436615660095627Численность детей в дошкольных образовательных организациях – всего, человек3536235319346153419032900в городских поселениях3032630438299912983329043в сельской местности50364881462443573857Численность педагогических работников – всего39513918369936833733в городских поселениях33183296311931243189в сельской местности633622580559544из них воспитатели31193086287428312844в городских поселениях26112590241823912423в сельской местности508496456440421Как видно из данных таблицы 6, за последние 5 лет количество дошкольных образовательных организаций сократилось на 65. Соответственно сократилось количество мест в дошкольных образовательных организаций на 949 мест. На 2462 сократилось количество детей в дошкольных образовательных организациях. 2.4 Состояние и динамика развития инфраструктуры;Состояние жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры в Республике Карелия характеризуется высоким уровнем износа основных фондов, низким коэффициентом использования мощностей, высоким уровнем энергозатрат и большими энергопотерями, отсутствием последовательной технической политики энергоресурсосбережения и неконтролируемым ростом тарифов на жилищные услуги, превышающим темпы роста реальных доходов населения [9, с.45].Несмотря на определенные усилия последних лет в области развития жилищно-коммунального комплекса, проблема воспроизводства основных фондов в регионе жилищно-коммунального хозяйства полностью не решена. В данной отрасли остаются высокими затраты и потери ресурсов, которые вынуждены покрывать потребители услуг и бюджет. Физический износ коммунальной инфраструктуры в среднем по региону составляет более 55%. В этой связи надежность систем жизнеобеспечения находится на низком уровне, количество аварий и повреждений в жилищно-коммунальном комплексе остается высоким. Планово-предупредительный ремонт уступил место аварийно-восстановительным работам, затраты на которые в 2 – 3 раза выше. Следствиями этого стали обострение проблемы снабжения населения региона питьевой водой, дефицит мощностей водоотведения и очистки сточных вод, повсеместный перерасход топливно- энергетических ресурсов. Утечка воды и потери тепловой энергии значительно превышают допустимый уровень. В результате жилищно-коммунальный комплекс Карелии остается в целом сложно функционирующим и инвестиционно непривлекательным для коммерческих предприятий. Рассмотрим динамику жилищного фонда Республики Карелия за 2016-2020 год (табл. 7).Табл. 7. Жилищный фонд Республики Карелия [12]20162017201820192020Жилищный фонд – всего16312,916339,416612,416794,916975,6частный12778,113433,213219,613872,814124,5из него в собственности граждан12325,612945,112789,413441,913693,2государственный555,2482,6469,0470,9472,7муниципальный2960,52404,42923,82451,22378,4в другой собственности19,119,2………Городской жилищный фонд – всего12810,112991,513210,713362,013538,1частный10521,711309,411055,211661,811879,9из него в собственности граждан10073,110857,810628,911235,711453,6государственный519,0442,2422,8424,7426,6муниципальный1750,71221,11732,71275,51231,6в другой собственности18,718,8………Сельский жилищный фонд – всего3502,83347,93401,73432,03437,5частный2256,42123,82164,42211,02244,6из него в собственности граждан2252,52087,32160,52206,22239,6государственный36,240,446,246,246,1муниципальный1209,81183,31191,11175,71146,8в другой собственности0,40,4………Жилищный фонд, отнесенный к ветхому и аварийному жилью, на конец 2020 года составил по региону около 522 тыс. кв. м. Его доля в общей площади жилищного фонда за этот период – 3,2%. Сокращаться этот показатель начал только с 2017 года.Объекты водоотведения в Республике Карелия представлены канализационными сетями и очистными сооружениями. Всего на территории региона расположены 59 сооружений по очистке сточных вод. Основные мощности сооружений сконцентрированы в городах и крупных поселках, тогда как в сельских населенных пунктах полностью отсутствуют станции водоподготовки. Эффективность водоподготовки, основанной, как правило, на традиционных технологиях, недостаточно высока и не обеспечивает нормативное содержание в первую очередь железа и кремния в очищенной питьевой воде. Системы обеззараживания воды также работают недостаточно эффективно.Основной проблемой водопроводных сетей является загрязнение питьевой воды продуктами коррозии трубопроводов. Высокий износ сетей служит причиной высокой аварийности. Обеспечение населения чистой питьевой водой является приоритетным направлением в рамках политики социально-экономического развития региона. Прямым эффектом повышения доступности и качества питьевой воды для населения будет снижение показателя смертности, в особенности детской, и увеличение в целом продолжительности жизни.Причиной большого износа котельных является недостаточное выделение финансовых средств на модернизацию, реконструкцию и строительство новых объектов взамен устаревших. Одной из причин низкой эффективности работы котлов, остановок котельных, аварий на тепловых сетях и во внутридомовых системах отопления является отсутствие эффективных систем водоподготовки на объектах, вследствие чего образуется накипь. Отложение накипи в котельных установках систем теплоснабжения приводит к перерасходу топлива, сокращению срока эксплуатации котлов почти в четыре раза (с 25 до 7 лет), а также к снижению проходного сечения труб. Ремонт котлов и замена труб требуют дополнительных капитальных вложений.Ключевыми проблемами развития жилищно-коммунального хозяйства Республики Карелия, требующими разработки специальных мер, являются высокий уровень износа коммунальных объектов и инженерных сетей, неэффективное использование ресурсов, в том числе наличие значительных потерь в процессе производства и транспортировки, и отсутствие эффективной системы экологического менеджмента. Потребуется более активная политика развития государственно-частного партнерства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, привлечение частных инвестиций, более активное взаимодействие органов власти с общественностью, в том числе поддержка самоуправления собственников жилья.Рассмотрим количество семей, состоящих на очереди на улучшение жилищных условий (табл. 8).Табл.8 Число семей, состоящих на учете для улучшения жилищных условий и улучшивших их [12]20162017201820192020Число семей, получивших жилые помещения и улучшивших жилищные условия за год, единиц1024782691525592в % от числа семей, состоявшихна учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях на конец предыдущего года5,04,13,52,83,2Число семей, состоящих на учёте в качестве нуждающихся в жилыхпомещениях на конец года, единиц1915519526190881862416784в % от числа всех семей7,17,27,06,96,2Как мы видим в таблице 8, за последние 5 лет количество семей, получивших жилые помещения и улучшивших жилищные условия за год, уменьшилось почти в 2 раза. При этом сохраняется достаточно высокий показатель семей, состоящих на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Транспортно-географическое положение региона можно считать относительно выгодным. Регион выполняет транзитные функции на направлении Москва – Мурманск, находясь в центре основного северного субмеридионального направления. Территорию Карелии пересекают два транспортных коридора международного и государственного значения: Мурманск – Петрозаводск – Москва – Ростов-на-Дону – Сочи; Санкт-Петербург – Каргополь – Сыктывкар – Пермь с подъездом Пудож – Медвежьегорск – Костомукша – граница с Финляндской Республикой.На карельском участке российско-финляндской границы функционируют 3 международных автомобильных пункта пропуска, 2 железнодорожных пункта пропуска, 2 автомобильных пункта упрощенного пропуска, 1 воздушный пункт пропуска (аэропорт).Беломорско-Балтийский канал, проходящий через территорию республики, не только соединяет Балтийское и Белое моря, но имеет важное стратегическое и историко-культурное значение, может стать объектом промышленного туризма. К сожалению, канал имеет изношенную инфраструктуру и ограниченную пропускную способность, требует существенных инвестиций в расширение и углубление. Развитие канала может стать крупным федеральным инвестиционным проектом.По состоянию на конец 2020 года протяженность дорожной сети в Республике Карелия составляет 10 690 км, из них лишь 1336 км дорог федерального значения, несмотря на высокую межрегиональную и международную значимость региона. По плотности автомобильных дорог с твердым покрытием – 48 км на тыс. кв. км (в России – 62) Республика Карелия занимает лишь 65-е место, хотя показатель и растет с 2011 года (плотность автодорог увеличилась с 37 км на тыс. кв. км). Высока доля автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Республики Карелия, не отвечающих нормативным требованиям, – 71%.На территории Республики Карелия деятельность по авиационным перевозкам обеспечивается аэропортом и 8 посадочными площадками. Международный аэропорт Петрозаводск (Бесовец) входит в национальную опорную аэродромно-аэропортовую сеть Российской Федерации и рассматривается как вариант запасного аэропорта в Северо-Западном федеральном округе. На долю аэропорта приходится почти 100% объема работ по обслуживанию пассажиров, пользующихся в регионе услугами воздушного транспорта. В перспективе он может быть связан воздушными линиями практически со всеми регионами Российской Федерации, со странами ближнего и дальнего зарубежья.2.5 Стратегический анализ территории на примере базы данных Республики КарелияАнализ имеющегося пространственного, социально-экономического и экологического потенциала, основных тенденций и особенностей социально- экономического развития Республики Карелия позволяет выделить следующие условия и ограничения развития региона .Основными элементами, образующими внутренний потенциал социально- экономического развития Республики Карелия, являются следующие [5]:наличие значительного эксплуатационного запаса природных ресурсов (минеральных, лесных, водных биологических, земельных, топливно-энергетических, туристско-рекреационных), которые могут быть дополнительно вовлечены в хозяйственный оборот;наличие крупных промышленных предприятий, обладающих серьезными технологическими компетенциями и значимостью на международных и российских рынках, имеющих высокий потенциал для расширения и увеличения объемов производства, создания новых рабочих мест, развития кооперации с малым бизнесом;наличие достаточно большого числа потенциальных инвестиционных площадок типов Greenfield и Brownfield, а также неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения, которые могут быть использованы для формирования привлекательных инвестиционных площадок;экономико-географические преимущества, выражающиеся в удобном транзитном расположении, близости к емкому потребительскому рынку Санкт Петербургской агломерации, наличии протяженной границы с Финляндской Республикой (Европейский союз), обеспеченной достаточно развитой приграничной инфраструктурой, наличии выхода в моря Северного Ледовитого и Атлантического океанов и к Северному морскому пути;исторически высокая гражданская и предпринимательская активность населения, которая может быть усилена разработкой и внедрением мер, направленных на поощрение и поддержку общественных инициатив, развитие малого и среднего бизнеса;относительно высокий уровень развития информационно- коммуникационной инфраструктуры в Петрозаводске и концентрация компетенций по подготовке специалистов в этой сфере;высокий уровень развития научно-образовательного комплекса (включая вузы, средние профессиональные учебные учреждения, научные организации), являющегося основой для подготовки и обеспечения действующих и новых предприятий высококвалифицированными кадрами, а также для развития инновационной деятельности;высокий национально-культурный, исторический и духовный потенциал Республики Карелия, наличие большого числа памятников истории и культуры.Использование имеющегося внутреннего потенциала социально- экономического развития Республики Карелия связано с рядом ограничений, которые могут быть сняты ввиду разработки и реализации комплекса соответствующих мер и проектов:растущая демографическая нагрузка, снижение численности и плотности населения, отток молодежи и выпускников вузов, усиление миграционного оттока наиболее квалифицированных кадров за рубеж, в Санкт-Петербург и Москву, снижение качества миграционного притока в регион;недостаточное развитие и неудовлетворительное качество транспортной инфраструктуры в муниципальных районах в Республике Карелия, высокий уровень износа основных объектов транспортной инфраструктуры республиканского и местного значения;увеличение объема образования отходов производства и потребления при низком уровне их утилизации и переработки, низкое качество питьевой воды и водоочистки в ряде населенных пунктов Республики Карелия;высокие тарифы на подключение к сетям при существующем дефиците энергетических мощностей в ряде муниципальных районов Республики Карелия, низкий уровень газификации;высокий уровень износа жилищно-коммунальной, дорожной инфраструктуры в большинстве городских и сельских населенных пунктов Республики Карелия, низкая доступность объектов социальной инфраструктуры в отдаленных поселениях, а также низкая комфортность городской среды;слабое технологическое развитие и высокий уровень износа промышленной инфраструктуры ряда предприятий и отраслей, обусловливающие необходимость их модернизации;наличие монопрофильных муниципальных образований с высоким риском ухудшения социально-экономической ситуации.Анализ основных тенденций и проблем социально-экономического развития Республики Карелия, оценка потенциала и ограничений его использования позволили выявить следующие основные диспропорции и дисбалансы в развитии:территориальная неравномерность развития: растущие диспропорции в уровне и динамике социально-экономического развития отдельных муниципальных образований, различие в уровне и качестве жизни в городских и сельских населенных пунктах;концентрация населения и рабочей силы: рост концентрации населения и субъектов хозяйствования в г. Петрозаводске в сочетании с ускорением процессов депопуляции в удаленных частях республики, формирование тенденции к образованию моноцентричного региона;растущая конкуренция за молодых специалистов и квалифицированные кадры со стороны г. Москвы, г. Санкт-Петербурга, южных регионов России с точки зрения преимуществ в качестве жизни, возможностях для самореализации, комфортности городской среды, качестве досуга;дисбаланс между потребностями регионального рынка труда и профилями подготовки в организациях высшего и среднего профессионального образования, а также между требованиями работодателей к качеству профессиональной подготовки и возможностями учебных заведений;дисбаланс с точки зрения высокого уровня развития науки и образования, с одной стороны, с другой – недостаточного взаимодействия между образовательными, научными организациями и организациями реального сектора экономики;сохранение высокого уровня государственного долга и ограничений на введение и использование мер налогового стимулирования бизнеса и предпринимательства при необходимости реализации активной инвестиционной политики и поиска возможностей обеспечения государственной поддержки инвестиционной и предпринимательской деятельности;высокая роль малого бизнеса и туризма в создании новых рабочих мест и обеспечении самозанятости населения при большой доле теневого сектора в этих сферах деятельности;цифровое неравенство – наличие населенных пунктов, не обеспеченных сотовой связью и/или доступом к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» при общем высоком развитии информационно-коммуникационной инфраструктуры в крупных городах;наличие больших возможностей для развития приграничной торговли и внешнеэкономической деятельности при одновременном сохранении и ужесточении экономических и иных секторальных санкций со стороны зарубежных государств.К основным возможностям для снятия отмеченных выше ограничений и диспропорций развития относятся:расширение участия Республики Карелия в федеральных государственных программах, федеральной инвестиционной программе с концентрацией ресурсов и внимания на нескольких прорывных инфраструктурных, экономических и социальных проектах, которые смогут обеспечить серьезный мультипликативный эффект для Республики Карелия, в том числе в области развития моногородов, сельских территорий, развития арктических территорий и др.;активное использование новых инструментов государственной поддержки и развития отдельных территорий, включая создание территорий опережающего социально-экономического развития, индустриальных парков и др.;перезагрузка промышленной и инновационной политики в сочетании с выработкой новых форм и инструментов государственной поддержки инвестиционных проектов, созданием и повышением эффективности работы региональных институтов развития;развитие межрегионального и международного сотрудничества в части реализации комплексных проектов экологической и туристской направленности, включая межрегиональные проекты, связанные с развитием туризма на Ладожском и Онежском озерах, Белом море и Соловецком архипелаге, проектов освоения и развития территорий, входящих в состав Арктической зоны Российской Федерации и др.;привлечение ресурсов приграничного и межрегионального сотрудничества на федеральном, региональном и локальном уровнях в целях социально-экономического развития территории, использование потенциала программ приграничного сотрудничества России и Европейского союза, их реализация;реализация крупных инфраструктурных проектов, включая модернизацию и развитие аэропорта Петрозаводск (Бесовец), модернизацию и строительство морских портов, модернизацию транзитных федеральных трасс в г. Мурманск и Финляндскую Республику, использование потенциала проекта «Белкомур», развитие энергетической инфраструктуры и газификации и др.;кардинальное повышение качества регуляторной среды и улучшение инвестиционного климата, снятие административных барьеров и административного давления на субъекты малого и среднего предпринимательства, создание благоприятных институциональных условий, развитие специальной инфраструктуры поддержки предпринимательства;преодоление тенденции к снижению доли молодого поколения и росту доли лиц старшего возраста в составе рабочей силы через реализацию мер по закреплению квалифицированных молодых кадров в регионе;реализация передовых градостроительных практик и подходов к развитию городской среды, повышение качества городской среды, общественных пространств для повышения комфортности проживания с целью сохранения и приумножения человеческого капитала;комплексное развитие научно-образовательного комплекса, направленное на формирование высокотехнологичного предпринимательства и сохранение высококвалифицированных кадров, формирование в г. Петрозаводске наукоемких услуг в области здравоохранения, рекреации, информационных технологий;технологическая модернизация для увеличения глубины переработки сырья и производства готовой потребительской продукции за счет привлечения, реализации и поддержки инвестиционных проектов, направленных на создание производства новых видов продукции с высокой добавленной стоимостью из местного сырья;формирование отраслевых кластеров (лесопромышленного, рыбохозяйственного, туристского, научно-образовательного и др.) за счет мер государственной поддержки и стимулирования кооперационных процессов и организации совместных производств, что позволит повысить интенсивность использования ресурсов, конкурентоспособность продукции и услуг, а также позволит сосредоточить в регионе производственные цепочки и добавленную стоимость, производимую ими;создание условий для становления Республики Карелия как центра экологического и оздоровительного туризма всероссийского значения, сохранение биоразнообразия и естественных ландшафтов, вовлечение особо охраняемых территорий и объектов регионального значения в развитие республики, туристический сектор;популяризация и реализация экологических программ, направленных на развитие раздельного сбора мусора, переработку пластика, внедрение «зеленых технологий» в промышленности, развитие мусороперерабатывающих предприятий, развитие инфраструктуры водоочистки, повышение качества питьевой воды;снижение энергодефицитности территории за счет поддержки развития альтернативной и возобновляемой энергетики, в том числе малых ГЭС, развитие ветроэнергетики, биоэнергетики на основе использования местных биоэнергетических ресурсов (в том числе отходов деревообработки), решение проблем тарифообразования (последней мили и перекрестного субсидирования) для запуска проектов в области альтернативной энергетики;организация поставки продукции в торговые сети крупных городов и агломераций страны, ориентированные на здоровые и экологически чистые продукты питания, продвижение продукции карельских производителей на основе формирования уникального торгового знака и создания единого регионального дистрибьютора.В таблице 9 представлен анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз для развития региона (SWOT-анализ) на основе полученных выводов.Таблица 9. SWOT-анализПоложительное влияниеОтрицательное влияниеВнутренняя средаСильные стороныНаличие значительного эксплуатационного запаса природных ресурсов (минеральных, лесных, водных биологических, земельных, топливно-энергетических, туристско-рекреационных).Наличие крупных промышленных предприятий, обладающих технологическими компетенциями и потенциалом для развития.Наличие достаточно большого числа потенциальных инвестиционных площадок. Выгодное экономико-географическое положение: близость крупных рынков России и Финляндской Республики, выход к морю, наличие крупной магистрали.Высокая гражданская ипредпринимательская активность населения.Относительно высокий уровень развития информационно-коммуникационной инфраструктуры в г. Петрозаводске, атакже наличие компетенций для развития цифровой экономики.Высокий уровень развития научно- образовательного комплекса.Высокий национально-культурный, исторический и духовный потенциалСлабые стороныРастущая демографическая нагрузка, сокращение численности населения, отток высококвалифицированных кадров, снижение качества миграционного притока населения.Недостаточное развитие инеудовлетворительное качество транспортной инфраструктуры, в том числе лесных дорог.Большой государственный и муниципальный долг.Наличие экологических проблем: наличие вредных производств, неэффективная система сбора и переработки отходов, снижение качества питьевой воды.Высокие тарифы на подключение к сетям при существующем дефиците энергомощностей, низкий уровень газификации.Высокий уровень износа инженерной и транспортной инфраструктуры.Низкая доступность объектов социальной инфраструктуры в отдаленных поселениях. Недостаточно комфортная городская среда большинства городов: слабо развитие общественного транспорта, недостаток пешеходных связей и общественных пространств и т.д.Слабое технологическое развитие и высокий уровень износа промышленной инфраструктуры отраслей третьего и четвертого технологического уклада.Наличие монопрофильных муниципальных образований с высоким риском ухудшения социально-экономической ситуацииВнешняя средаПоложительное влияниеОтрицательное влияниеВозможностиРеализация ФЦП «Развитие Республики Карелия на период до 2020 года», утверждение новой ФЦП после 2020 года. Расширение участия в федеральных госпрограммах, в том числе в области развития моногородов, сельских территорий, развития арктических территорий и др.Расширение инструментов господдержки, включая создание ТОСЭР, ОЭЗ, индустриальных парков и др., повышение эффективности работы институтов развития.Расширение межрегионального имеждународного сотрудничества в сфере туризма, перевозок и т.д.Реализация крупных инфраструктурных проектов, включая строительство морских портов, модернизацию транзитныхфедеральных трасс, использование потенциала проекта «Белкомур», развитие энергоинфраструктуры и др.Повышение качества регуляторной среды и улучшение инвестиционного климата.Внедрение передовых подходов к развитию городской среды.Комплексное развитие научно- образовательного комплекса, направленное на формирование технологическогопредпринимательства и сохранение высококвалифицированных кадров. Модернизация основных производств для повышения глубины переработки сырья. Формирование отраслевых кластеров (лесопромышленного, рыбохозяйственного, туристского, научно-образовательного идр.) за счет мер господдержки и стимулирования кооперационных процессов.Формирование центра экологического и оздоровительного туризма всероссийского значения.Снижение энергодефицитности территории за счет поддержки развитиявозобновляемой энергетики, решение проблем тарифообразования.Организация поставок продукции в торговые сети, ориентированные на здоровое питание, продвижение продукции карельских производителейУгрозыНеустойчивость мировой экономической конъюнктуры на основные товары.Дальнейший рост тарифов на услуги естественных монополий и на доступ к ним, снижение предпринимательской активности.Нестабильное финансирование, сокращение федеральных программ, ликвидация отдельных программ и инструментов поддержки.Ограничение доступа к заемномуфинансированию в России и за рубежом, снижение возможностей для модернизации производств и реализации инвестиционных проектов.Расширение зарубежных санкций в отношении российских компаний, физических лиц и продукции/услуг, произведенных в России.Рост конкуренции за молодых специалистов и квалифицированных кадров со стороны крупнейших агломераций и зарубежных стран.Опережающее развитие транспортной инфраструктуры соседних регионов. Многократный рост экологической нагрузки за счет увеличения потока туристов, размещения грязных производств.Возрастание риска техногенных и природных катастроф в результате изменений в окружающей среде.Рост территориальных диспропорций социально-экономического развитияВ матрице стратегий SWOT-анализа (таблица 9) представлены основные стратегии, которые позволят использовать преимущества сильных сторон и открытых для региона возможностей с целью нивелирования угроз и ликвидации слабых сторон социально-экономического развития.Таблица 9. Матрица стратегий SWOT-анализаSO (использование сильных сторон для увеличения возможностей)комплексное развитие научно-образовательного комплекса, направленное на формирование высокотехнологичного предпринимательства;формирование отраслевых кластеров;развитие инфраструктуры для повышения межрегионального и международного сотрудничества;поддержка предпринимательской инициативы для формирования новых точек роста;использование природного и историко-культурного наследия для повышения туристической привлекательностиST (использование сильных сторон для снижения угроз)повышение глубины переработки, модернизация основных предприятий для снижения влияния мировой экономической конъюнктуры;комплексноеразвитиенаучно-образовательногокомплекса, направленное на сохранение высококвалифицированных кадров; внедрение экотехнологий на основных предприятиях;снижение энергодефицитности территории за счет поддержки развития возобновляемой энергетикиWO (преодоление слабых сторон и использование представленных возможностей)привлечение инвестиций с помощью кардинального повышения качества регуляторной среды и улучшения инвестиционного климата;диверсификация экономики, решение инфраструктурных проблем и развитие предпринимательства с помощью новых инструментов господдержки;снижение миграционного оттока с помощью развития систем здравоохранения и образования, улучшения городской среды;внедрение информационных технологий и технологий бережливого производства в городском хозяйствеWT (минимизация слабых сторон для снижения угроз)снижение доли теневой экономики для повышения устойчивости всей экономики;повышение доходов регионального и муниципальных бюджетов за счет оптимизации налоговых льгот, снижения доли теневого сектора,повышенияэффективностииспользования государственного и муниципального имущества и земельных ресурсов, привлечения инвестиций;реализация новейших градостроительных практик и подходов к развитиюгородскойсредыдляповышениякомфортности проживания, сохранения и привлечения человеческого капитала; внедрение передовых экологических технологийГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИИсходя из данных, полученных в параграфе 2.5, выработаем стратегические направления социально-экономического развития Республики Карелия (табл. 10).Табл. 10. Основные направления социально-экономического развития Республики КарелияСтратегическоенаправлениеСтратегическая цельИнфраструктура для жизниСовершенствование транспортной, инженерной, жилищно- коммунальной инфраструктуры как необходимого условия дляразвития экономики и социальной сферыРазвитие экономики и предпринимательствасоздание новых рабочих мест, повышение инвестиционной привлекательности, проведение кластерной политики, развитие традиционных отраслей промышленности и сферы услуг, созданиеусловий для развития новых промышленных кластеровРазвитие туризма и индустриигостеприимствасохранение культурного и исторического наследия Республики Карелия, создание современной индустрии гостеприимства вКарелииУстойчивое пространственное развитиерасширение международного сотрудничества, проведение сбалансированной пространственной политики, направленной на укрепление экономик муниципальных образований Республики Карелия, создание комфортной городской среды, внедрение новыхтехнологийПовышение экологической устойчивости и безопасностивнедрение системы ценностей устойчивого развития, зеленой экономики, обеспечение воспроизводства здорового населения, а также роста продолжительности и качества жизни за счет решения экологических проблем для передачи будущим поколениям для последующей мультипликации тех возможностей, которые есть у региона на данный моментСоциальное развитиеобеспечение высокого качества жизни населения путем повышения доступности качественных социальных услуг, реализации духовного и культурного развития, межнационального согласияЭффективное управление: инструментыреализациисоздание современной системы управления развитием, внедрение передовой практики общественного участия, новых инструментов налоговой, бюджетной и инвестиционной политикиРеспублика Карелия в сравнении с другими регионами Российской Федерации обладает относительно высоким человеческим потенциалом, развитым научно- образовательным комплексом, уникальным экономико-географическим положением. При этом существует тенденция к сокращению численности населения, перемещению жителей из труднодоступных регионов в столицу республики, а также тенденция к оттоку из региона наиболее квалифицированных кадров. Потеря человеческого капитала обусловлена фундаментальными условиями и ограничениями для развития. Помимо этого, стоит отметить существенные инфраструктурные проблемы развития, включая недостаточную развитость транспортной доступности отдельных населенных пунктов и связи в них.Среди основных направлений социально-экономического развития данной территории на период до 2030 году, следующие: содействие реконструкции канализационно-очистных сооружений, ливневой канализации, модернизации систем водоснабжения в населенных пунктах Республики Карелия, в том числе реконструкция ливневой канализации в г. Петрозаводске;привлечение инвестиций в строительство канализационных очистных сооружений в городах Беломорске, Медвежьегорске, Кеми, Пудоже, пгт Калевала и пгт Лоухи (2-й, 3-й этапы реализации Стратегии);модернизация систем водоснабжения, замена морально устаревшей инфраструктуры, строительство новых систем водоснабжения к территориям, выделенным для развития малоэтажного домостроения для многодетных семей и инвалидов;обеспечение качественными жилищно-коммунальными услугами населения Республики Карелия, повышение доступности жилищно-коммунальных услуг, в том числе обеспечение чистой питьевой водой всех населенных пунктов региона;развитие государственно-частного и муниципально-частного партнерства с целью модернизации систем жилищно-коммунального хозяйства, водоснабжения, водоотведения;внедрение современной системы раздельного сбора отходов, в том числе твердых коммунальных отходов (далее – ТКО) и опасных отходов, образующихся у населения, строительство пунктов сбора и сортировки отходов, подлежащих переработке;Развитие электроэнергетики и сетевого хозяйствастроительство объектов сетевой инфраструктуры, включая ВЛ 330 кВ Ондская – Петрозаводск;завершение строительства малых гидроэлектростанций Белопорожской ГЭС-1 и Белопорожской ГЭС-2 установленной мощностью 49,8 МВт;внедрение государственно-частного и муниципально-частного партнерства при строительстве и реконструкции малых гидроэлектростанций и локальных источников энергоснабжения;содействие упрощенному технологическому присоединению к электросетям, в том числе в рамках инвестиционных проектов;содействие развитию возобновляемой энергетики;внедрение энергосберегающих технологий в первую очередь в государственных и республиканских учреждениях, а также на предприятиях, оказывающих жилищно-коммунальные услуги;развитие электросетевого хозяйства и сетей теплоснабжения, модернизация морально устаревшей инфраструктуры, снижение уровня безучетного потребления;Развитие автодорожной сети и придорожной инфраструктурыповышение показателей транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог общего пользования регионального и местного значения;устранение неудовлетворительных дорожных условий, являющихся причиной снижения средней скорости движения по автомобильным дорогам общего пользования регионального значения и возникновения дорожно-транспортных происшествий;привлечение средств из федерального бюджета на выполнение мероприятий по развитию автодорожной инфраструктуры;повышение эффективности использования средств, выделяемых на выполнение работ по содержанию и ремонту автодорог регионального и местного значения Республики Карелия;внедрение современных технологий, позволяющих увеличить межремонтный срок эксплуатации автомобильных дорог и искусственных сооружений, в том числе восстановление покрытия автодорог с применением технологии ресайклинга;строительство современных мостовых переходов взамен деревянных на дорогах общего пользования регионального и межмуниципального значения, реконструкция мостовых переходов, находящихся в аварийном состоянии;выделение субсидий из Дорожного фонда Республики Карелия на софинансирование расходных обязательств органов местного самоуправления по ремонту автомобильных дорог и мостовых сооружений в целях улучшения состояния автодорог местного значения в населенных пунктах республики;создание современных пешеходных переходов (подсветка, зебра, удобство пользования для пешеходов и пр.) через автомобильные дороги, находящиеся в федеральной и региональной собственности, в том числе при необходимости установка светофоров;увеличение количества автоматических комплексов фото- и видеофиксации нарушений правил дорожного движения, включая выезд на полосы встречного движения, контроль соблюдения скоростного движения и пр., в первую очередь – в наиболее опасных местах в соответствии со статистикой дорожно-транспортных происшествий;строительство на автомобильных дорогах, находящихся в федеральной и региональной собственности, сервисной инфраструктуры (пунктов вызова экстренной помощи, мест для отдыха);разработка плана действий по расширению сети лесных автомобильных дорог на удаленных территориях за счет средств инвесторов и федерального центра;реконструкция автовокзала города Петрозаводска и опорной сети автостанций Республики Карелия;оптимизация и расширение межмуниципальной маршрутной сети общественного транспорта с учетом мнения населения, учет мнения жителей при строительстве новых остановок общественного транспортаРазвитие экономики и предпринимательствавыстраивание кооперационных связей между заготовителями леса, переработчиками, научными и образовательными организациями для повышения степени использования лесных ресурсов, разработки новых продуктов, увеличения возможностей скоординированных поставок;повсеместное внедрение модели интенсивного использования и воспроизводства лесов;снижение ставок платы за единицу лесных ресурсов по Карельскому лесотаксовому районуобновление информации о состоянии, структуре, запасах и использовании лесов в Государственном лесном реестре, проведение работ по лесоустройству на лесных участках, не вовлеченных в хозяйственный оборот;разработка плана действий по расширению сети лесных автомобильных дорог на удаленных территориях за счет средств инвесторов и федерального центра;поддержка комплексного использования и переработки лесных ресурсов, реализация концепции «Нулевые отходы»;поддержка производств по переработке отходов лесопромышленного комплекса за счет развития лесохимии, производства биотехнологических продуктов, производства топливной щепы и пеллетов;поддержка внедрения новых передовых технологий и систем планирования и управления производством на предприятиях лесопромышленного комплекса; развитие новых технологий – изготовление клееного бруса и т.д.;поддержка перспективных инвестиционных проектов, направленных на модернизацию производств в целлюлозно-бумажной промышленности, деревообработке, лесозаготовке;Развитие горнопромышленного комплексаразработка плана мероприятий по снижению стоимости перевозки строительных материалов как внутри Республики Карелия, так и до ключевых рынков, в том числе уменьшение тарифного расстояния при перевозке нерудных строительных материалов из Республики Карелия в московский регион;актуализация мер по поддержке модернизации производств, внедрению новых технологий, направленных на повышение конкурентоспособности продукции действующих предприятий;выполнение всех законодательных норм в области экологии, рекультивация выработанных месторождений, постепенный переход на природосберегающие технологии;поддержка внедрения передовых технологий и систем планирования и управления добычей и обработкой сырья на предприятиях горнопромышленного комплекса;поддержка формирования устойчивых кооперационных связей между добывающими предприятиями, переработчиками, строительными и научными организациями;поддержка развития переработки природного камня и производство облицовочных строительных материалов с последующим выходом на рынки крупных агломераций;поддержка развития переработки талькохлорита и производство на его основе теплосберегающих строительных материалов, экологически безопасных отопительных приборов (печей, каминов) и теплоаккумуляторов с последующим выходом на зарубежные рынки;Развитие агропромышленного комплексасоздание условий для развития и повышения эффективности сельскохозяйственного производства и продуктов его переработки;стимулирование инновационной и инвестиционной деятельности, высокотехнологичных производств;создание условий для технической и технологической модернизации производства;сохранение эпизоотического благополучия на территории Республики Карелия;эффективное использование ресурсов сельскохозяйственных угодий, возврат в сельскохозяйственное использование земель, выбывших из оборота, повышение плодородия почвпроведение мелиорации земель сельскохозяйственного назначения;создание комфортных условий для проживания и жизнедеятельности в сельской местности;создание условий для увеличения доли экономически активной части сельского населения, привлечения профессиональных кадров;развитие цифровых технологий в агропромышленном комплексе;продвижение карельской продукции на внутреннем и внешнем рынках путем создания региональных узнаваемых продуктовых брендов.Развитие рыбохозяйственного комплексастимулирование инновационной и инвестиционной деятельности;создание условий для технической и технологической модернизации производства;рациональное и эффективное использование водных биологических ресурсов и повышение конкурентоспособности рыбной продукции;содействие импортозамещению в товарном рыбоводстве; развитие цифровых технологий в рыбохозяйственном комплексе;продвижение карельской продукции на внутреннем и внешнем рынках путем создания региональных узнаваемых продуктовых брендовРазвитие рынка трудаформирование системы методической и организационной поддержки повышения производительности труда на предприятиях;формирование системы подготовки кадров, направленной на обучение основам повышения производительности труда, в том числе посредством использования цифровых технологий и платформенных решений;разработка паспортов муниципальных образований в регионе, учитывающих специфику локальных рынков труда;повышение эффективности работы органов службы занятости населения; обеспечение условий труда, позволяющих сохранять трудоспособность работающих на всем протяжении профессиональной карьеры;формирование прозрачных правил функционирования рынка труда, регулирование трудовых отношений и повышение эффективности контроля их исполнения. ЗАКЛЮЧЕНИЕРассмотрев основные социально-экономические показатели Республики Карелия, можно сделать вывод, что в целом в республике обеспечена общественно-политическая и социально-экономическая стабильность, создана и закреплены условия для экономического роста и формирования гражданского общества. В то же время, поскольку Карелия является неотъемлемой частью единого геоэкономического пространства, нестабильного и динамичного, то региональная экономика и общество оказались перед вызовами, носящими долговременный системный характер. Глобальный кризис 2019-2020 годов, обусловленный распространением новой короновирусной инфекции обострил внутрирегиональные проблемы и потребовал акцентирования экономической политики на реструктуризации и модернизации региональной экономики и ускорения перехода на инновационный путь развития и повышения конкурентоспособности карельской продукции. В соответствии с новыми реалиями, в Республике Карелия необходимо в новых условиях обеспечить воспроизводство человеческих ресурсов и высокие стандарты благосостояния человека, социальное благополучие и согласие, безопасность граждан и общества, поддержать и развить инфраструктуру и сбалансированное пространственное развитие, сформировать предпосылки для создания экономики лидерства и инноваций и усилить конкурентные преимущества региона на основании определения своего места в системе международного и межрегионального разделения труда, а также широкого использования новых технологий, в том числе информационно - коммуникационных, в государственном управлении, бизнесе, сфере социального обслуживания.Данные мероприятия позволят обеспечить динамику процессов развития Республики Карелия как зоны эффективной интеграции приграничных территорий, а также в условиях сближения России и ЕС придать Карелии статус «визитной карточки» России.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВКонституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 06.02.2019) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 06.10.2003, № 40, ст. 3822Указ Президента РФ от 28.04.2008 N 607 (ред. от 09.05.2018) «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» // Собрание законодательства Российской Федерации от 5 мая 2008 г. № 18 ст. 2003 Указ Президента РФ от 07.05.2012 N 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» // Российская газета от 9 мая 2012 г. № 102.Распоряжение Правительства Республики Карелия от 29.12.2018 № 899р-П «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2030 года»Аракелян, М.А. Критерии инвестиционной привлекательности муниципального образования как объекта управления инвестиционной деятельностью [Текст] / М.А. Аракелян // Российский государственный социальный университет. — №9. – 2017. – С. 175-176Гранберг, А.Г. Стратегия и проблемы устойчивого развития России в XXI веке [Текст] / А.Г. Гранберг // Издательство: Экономика. — 2019. — С. 34.Куликова, Н.В. Практика формирования стратегий социально – экономического развития муниципальных образований  [Текст]   / Н.В. Куликова //  Российский государственный университет правосудия. № 1. – 2019.  – С. 65-70Республика Карелия. Сто лет в цифрах 1920-2020 годы: Статистический сборник/ Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Карелия (Карелиястат). – Петрозаводск, 2020. – 222c.Республика Карелия. Статистический ежегодник. 2019: статистический сборник/ Карелиястат. – Петрозаводск, 2013 – 348 сСемакова, В.А. Управление муниципальным социально – экономическим развитием [Текст]  / В.А. Семакова // Форум молодых ученых. — №12 (28). – 2018. – С. 163-165Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Карелия (gks.ru)


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
54 132 оценки star star star star star
среднее 4.9 из 5
ТюмГУ
Спасибо большое за курсовую работу!! Оригинальность 75%, оценка отлично
star star star star star
СПбГУ
Очень грамотное написание курсовой, видно, что исполнитель разбирается в теме работы и пиш...
star star star star star
РЭУ им.Плеханова
Благодарю Евгению за выполнение работы,оценка-отлично.Сделано -все как положено,грамотно и...
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

Подогнать готовую курсовую под СТО

Курсовая, не знаю

Срок сдачи к 7 дек.

только что
только что

Выполнить задания

Другое, Товароведение

Срок сдачи к 6 дек.

1 минуту назад

Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы

Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники

Срок сдачи к 12 дек.

1 минуту назад

Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе

Курсовая, профилактики травматизма, медицина

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО

Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения

Лабораторная, Моделирование, математика

Срок сдачи к 10 дек.

4 минуты назад

Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы

Лабораторная, основы технологии машиностроения

Срок сдачи к 14 дек.

4 минуты назад

2504

Презентация, ММУ одна

Срок сдачи к 7 дек.

6 минут назад

выполнить 3 задачи

Контрольная, Сопротивление материалов

Срок сдачи к 11 дек.

6 минут назад

Вам необходимо выбрать модель медиастратегии

Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг

Срок сдачи к 7 дек.

7 минут назад

Ответить на задания

Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование

Срок сдачи к 20 дек.

7 минут назад
8 минут назад

Все на фото

Курсовая, Землеустройство

Срок сдачи к 12 дек.

9 минут назад

Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff

Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления

Срок сдачи к 1 мар.

10 минут назад
11 минут назад

перевод текста, выполнение упражнений

Перевод с ин. языка, Немецкий язык

Срок сдачи к 7 дек.

11 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.