Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Экспериментальное изучение эмоциональных состояний человека

Тип Курсовая
Предмет Общая экспериментальная психология

ID (номер) заказа
3694276

500 руб.

Просмотров
732
Размер файла
101.64 Кб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

ВведениеАктуальность исследования. Каждый день мы сталкиваемся с необходимостью проявления тех или иных эмоций, в различных ситуациях мы переживаем и находимся в разных эмоциональных состояниях. Эмоции влияют на наше мышление и поведение. В одном состоянии мы можем терять самоконтроль, в другом - подолгу концентрировать свои мысли на определенной цели. От эмоциональной сферы зависит наша жизнь и наше здоровье, наше окружение и увлечение. Люди распределяются между собой схожими эмоциональными состояниями: их общение между собой налажено лучше, они понимают друг друга и умеют поддерживают. Но все же, у каждого из нас свое уникальное эмоциональное состояние, которое выражается в личной позиции, во мнении, настроении, и опыте. Значимость рассмотрения нашей работы не нуждается в обосновании, наш эмоциональный мир формирует и влияет на нас. По своей структуре он может выражаться в виде тревоги, депрессии или наоборот, состоянии эйфории. Знание и рассмотрение природы эмоциональных состояний – одно из необходимых условий само регуляции поведения личности.Проблема исследования: особенности изучения эмоциональных состояний человека.Цель работы: теоретически обосновать экспериментальные изучения эмоциональных состояний человека.Объект исследования: эмоциональные состояния человека.Предмет исследования: процесс экспериментального изучения эмоциональных состояний человека.Задачи исследования:1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.2. Рассмотреть особенности эмоциональных состояний человека 3. Проанализировать результаты исследования эмоциональных состояний человека.4. Подобрать рекомендации по развитию эмоционального состояния.Методы исследования: теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы; эмпирические методы исследования: психодиагностические методики.Структура исследования: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.Глава 1. Теоретический анализ научной литературы по проблеме изучения эмоциональных состояний человекаТеории эмоций и эмоциональных состояний в психологииНа протяжении многих лет ученые пытались понять сущность и процессы эмоций, связанные с восприятием окружающей среды. Одни рассматривали эмоции как явление, которое досталось нам от далеких предков, другие, что эмоции не только входят в субъективную составляющую, но есть отражение человеческого состояния. Отсюда возникает двойственное состояние эмоций - с одной стороны это потребность человека, определяющая его отношение к объекту эмоций, с другой- способность отражать и понимать определенные качества объекта.Эмоции — это психический процесс, который отражает свое субъективное оценочное отношение к различным ситуациям и объективности мира. Характер эмоций состоит из трех частей: 1) ощущение эмоции пережитой или реализованной в психике; 2) процессы, протекающие в нервной, дыхательной, пищеварительной и других системах организма; 3) выразительные комплексы (например, изменение в жестах, голосе, поведением и т.д.) [12, с. 34].Эмоциональное состояние — это понятие, объединяющее настроения, внутренние чувства, побуждения, желания, аффекты и эмоции. Обида, раздражение, возбуждение, истерия, потеря энергии, мечтания, хочу я того или нет, — все это эмоциональные состояния.Эмоциональные состояния могут длиться от нескольких секунд до нескольких часов и быть более или менее интенсивными. В исключительных случаях интенсивное эмоциональное состояние может сохраняться дольше указанных периодов, но в этом случае может свидетельствовать о психических расстройствах.Найти первопричину эмоционального состояния приводило к появлению различных аспектов, которые находили свое отражение в соответствующих теориях. Условно их можно разделить на теории эмоций классических школ психологии, фруст-рациональные и потребностно-мотивационные теории. Различия в представлениях об эмоциях в теориях классических психологических школ позволяют проследить изменения, повлиявшие на представление об эмоциональном феномене с конца XIX века.Важный вклад в понимание эмоций внес Ч. Дарвин [10], который на основе социального и биологического подхода убедился, что эмоции проявляются в мимике и жестах в результате эволюционного процесса. Анализ показал, что движения мышц, из которых человек выражает свои эмоции, очень сходны c аналогичными двигательными актами наших предков – обезьян. Он утверждал, что эмоции возникли в процессе эволюции как таковой, с помощью которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Эмоционально-выразительные движения человека – мимика, жесты, пантомимика – выполняют функцию общения, т.е. сообщение человеку о состоянии говорящего и его отношении к тому, что в данный момент происходит, а также функции воздействия - оказание определенного влияния на того, кто является субъектом восприятия эмоционально-выразительных движений. Интерпретация таких движений воспринимающим человеком происходит на основе соотнесения движения с контекстом, в котором происходит общение.Теория Джеймса-Ланге – психологическая теория эмоций, выдвинутая одновременно и независимо друг от друга В. Джеймсом и датским анатомом Г. Ланге [10]. Они предложили теорию, при которой эмоции – это восприятие ощущений, которые вызываются изменениями в теле под влиянием внешнего раздражения. Оно, служит причиной возникновения аффекта и вызывает рефлекторные изменения в работе сердца, дыхания, кровообращения и в мышечном тонусе. Это служит причиной того, что в теле эмоции испытываются как разные ощущения, из которых складывается переживание эмоций.Находясь в разных ситуациях, мы испытываем разные ощущения: потеря близкого человека: грусть и слезы; увидели медведя: испуг и дрожь; во время ярости наносим удары. Следуя теории Джемса - Ланге, события складываются так: нам грустно, потому что плачем; нам страшно, потому что дрожим; прибываем в гневе, потому что бьем. То есть, если бы телесные проявления не шли сразу за восприятием, то, по их мнению, не было бы и эмоции. Попробуем вспомнить любую эмоцию и мысленно уберем последовательные связанные с ней телесные ощущения, то в конце концов, от нее ничего не останется. Следовательно, нам не будет страшно, если из эмоции убрать сердцебиение, затрудненное дыхание, дрожь в руках и ногах, слабость в теле и т.д. Т.е. человеческие эмоции, лишенные какой-либо телесной подкладки, есть ни что иное, как пустой звук.Помимо этого, эмоции проявляются при заболеваниях. При заболевании сердца и аорты появляется меланхолия. При многих заболеваниях страх или радость появляются без непосредственных объектов этих эмоций: пациент боится, сам, не зная, чего, или счастлив без причины. Эмоции выражаются мимикой, движениями языка, восклицаниями и звуками [14, c. 52].Как у любой теории, у нее есть плюсы и минусы. Плюсы данной теории в том, что многие эксперты с ней согласны и ее подтверждают. Например, немецкий психолог В. Биркенбил провела исследование, где предлагалось испытуемым во время грусти ненадолго остаться одному и попытаться сделать лицо радостнее: провести работу над собой и заставить губы улыбаться. Психолог утверждает, что почти все испытуемые после усиленного старания улыбнуться, по-настоящему начинали улыбаться [].Минус же данной теории состоит в том, что эмоциональные состояния намного богаче и шире, чем телесные реакции. Это значит, что одна и та же телесная реакция может сочетаться с совершенно разными эмоциями. Например, всем известно, что слезы олицетворяют грусть и печаль, но также, слезы бывают от злости или даже радости [12].Периферическая теория эмоций: во-первых, есть ситуация - мы это воспринимаем - ситуация физиологических изменений - осознание этих изменений приводит к субъективному переживанию эмоций. Джеймс считал, что:если убрать телесные проявления, эмоция исчезнет. (Подавите внешние проявления страсти, и она умрет; сосчитайте до десяти, прежде чем отпустить свой гнев, и это покажется вам смешным);вы можете вызвать эмоциональное состояние, если воспроизведете характерное телесное поведение.Во время того, как мы переживаем неприятную эмоцию, можно заметить, что главную роль играет напряжение в нашем теле. Когда испытываем затруднение, это проявляется в глотательном движении в горле или откашливании. Теория Кэннона-Барда — основывается на том, что эмоции выражаются в результате работы гипоталамических структур, а эмоциональное переживание — это результат работы таламуса. Который играет важную роль в теории эмоций.У. Кэннон утверждал, что [13]:1. Физиологическое возбуждение может быть без переживания эмоций;2. Внутренние изменения настолько медленны, что не могут предшествовать сознательному переживанию эмоций;3. Некоторые люди испытывают совершенно разные эмоции, демонстрируя при этом почти одинаковые модели автономного возбуждения.Основываясь на критике теории Джеймса-Ланге, выдвинутой Кэнноном, Бард предположил, что эмоция проявляется под действием внешнего раздражителя, таламус посылает сигналы одновременно в кору головного мозга (вызывая сознательное переживание эмоций) и автономную (вызывает внутреннее возбуждение). Большинство современных ученых разделяют теорию Кэннона-Барда, согласно которой эмоции берут начало в подкорковой структуре, однако предположение о том, что эмоции берут начало в таламусе, ошибочно, эмоции связаны с лимбической системой, гипоталамусом и т. Д. Центрами.П. Фресс и Ж. Пиаже предложили следующее: «Эмоции соответствует такому снижению уровня адаптации, которое происходит при слишком высоком значении мотивации по сравнению с реальным представлением о субъекте» [22]. Ситуации такого снижения уровня адаптации являются эмоциогенными ситуациями, имеющий характер новизны, необычности или неожиданности, или сочетать в себе несколько из вышеперечисленных свойств. От проявления защитной системы, человек, проходя различные стадии и попадая в различные эмоциональные ситуации, следует к исчезновению этой системы и развитию адекватных эмоциональных факторов.Теория эмоций Дж. Ватсона в рамках бихевиоризма [16] разделяет эмоциональные явления на базовые, стереотипные (страх и ярость) и сложные (обусловленные социальным условием). Согласно этой теории, эмоции существуют как единое целое, независимо от степени их биологической пользы (адаптивной ценности), призваны внести разнообразие в жизнь развитого человека и способствовать интеграционным процессам в обществе. Пост эмоциональное состояние может привести к улучшению физиологического состояния после противоположного эффекта или оставить уровень активности на прежнем уровне, но иногда после сильного эмоционального состояния.Теория эмоций З. Фрейда в рамках классического психоанализа [21] представляет эмоции в форме «эмоционального переживания» или «эмоционального выражения» как типичный произвол, служащий каналом для разряда мобилизованной инстинктивной энергии, не применяемой. во внешней деятельности, актуализированной перцептивно воспринимаемым извне. Эмоциональный опыт и эмоциональное выражение могут проявляться одновременно, поочередно или независимо друг от друга. По мнению основоположника психоанализа, соучастие в эмоциональном состоянии другого человека может осуществляться путем заражения или имитации; преодоления или уменьшения нежелательных эмоций можно добиться с помощью механизмов психологической защиты. Незаряженный подавленный аффект провоцирует возникновение психотравмирующего состояния, а разрядка порождает различные, в основном положительные эмоции. В целом в изложенной концепции мы можем наблюдать тесную связь между эмоцией, мотивацией, действием и его реализацией.Теория атрибуции возбуждения Шехтера и Сингера [6] — эмоциональный процесс есть результат под действием двух факторов: 1) вегетативное возбуждение и интерпретация возбуждения (конкретный компонент определяет, какая эмоция проявится). Теория когнитивной оценки — эмоция есть комплексный ответ, который является результатом оценки. Р. Лазарус предполагал, что существует сценарий, по которому происходят психические процессы: ситуация - первичная когнитивная оценка - вторичная - готовность к действию - действие (физиологические изменения, выразительное проявление).Первичная оценка относится к степени, в которой стимул «вредит» (в положительном или отрицательном смысле) благополучию человека, включая «картину мира» и систему отношений индивида. Основными критериями или компонентами первоначальной оценки являются:1) актуальность цели - оцениваемый стимул или анализ цели и моего образа жизни (есть - возникает эмоция);2) совпадение или несовпадение цели - насколько оцениваемый стимул соответствует желанию, способствует достижению цели;3) тип Я-включенности - различные аспекты личной и социальной идентичности [4, с. 40].Вторичная оценка способствует тому факту, что позволяет человеку выполнять необходимые реальные или воображаемые действия в отношении стимула, до какой степени индивид позволяет снизить опасность и вред угрожающего стимула или увеличить контакт с привлекательным стимулом. Главными компонентами вторичной оценки являются:1) доверие или недоверие - проявляется в знании того, кто вызвал эту реакцию (фрустра), т.е. является ли инцидент актом произвола человека;2) потенциал преодоления потенциала личности регулировать его стимулирующей ситуацией;3) ожидание на будущее- такое качество изображения может ухудшить или улучшить нашу жизнь [4, с. 47].Биологическая теория эмоций, выдвинутая П.К. Анохиным [2] —объясняет возникновение положительных/отрицательных эмоций тем, что нервный субстрат эмоций активируется в момент совпадения/несовпадения действий акцептора, как афферентная модель ожидаемого результаты, с одной стороны, и сигнализация о фактически достигнутом эффекте. с другим.Теория потребностно-информационная — предложена П.В. Симоновым, в ней говорится, что эмоция – это отражение мозга человека какой-то потребности и вероятности ее удовлетворения, мозг оценивает прогноз на основании генетического и ранее приобретенного индивидуального опыта [17].Рудементальная теория. Основывается на положении, что выразительные движения, которые сопровождают страх, как рудиментые остатки животных реакций в бегстве и защите, сопровождают гнев, которые когда-то сопровождали реакции у наших предшественников. Страх стал рассматриваться как замедленный побег, а гнев - как замедленная борьба. Другими словами, все выразительные движения стали рассматриваться ретроспективно. Получается, что человек будущего- человек без эмоциональный.Единая концепция сознания и эмоций. Советский психолог Ю. И. Александров [6] формулирует понятие эмоций с точки зрения системной психофизиологии. Системный подход позволяет более глубоко определить место эмоций в организации мозговых процессов. Различают поведение и эмоции, последние являются сенсорным феноменом, эквивалентом сознания. Такое понимание эмоций заставляет нас расставлять разные акценты в понимании самого сознания. Согласно изложенному материалу: «Эмоции характеризуют работу систем, которые формируются на самых ранних этапах онтогенеза и обеспечивают минимальный уровень дифференциации («хорошее-плохое»). Сознание использует системы, формирование которых на более поздних этапах развития определяет постепенное внедрение системы и среды и усложнение поведения. Все системы достижений нацелены на достижение положительных адаптивных поведенческих результатов» [1].Таким образом, рассмотрев основные теории эмоций можно сказать, что эмоции играют важную роль в развитии личности и их влиянии на мысли и действия. Большинство исследователей эмоций имеют дело только с одним компонентом эмоционального процесса. Хотя некоторые теории развивают конкретные аспекты взаимодействия эмоций и разума, действия и личности, многое еще предстоит сделать как на теоретическом, так и на эмпирическом уровне. Эмоции представляют собой особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственного переживания приятного процесса и практической деятельности, направленной на удовлетворение его актуальных потребностей. Используется в качестве услуги, которая способствует энергопотреблению.Значение эмоций в жизни человекаЭмоции помогают нам лучше понимать окружающий мир, не используя язык, судить о состояниях друг друга и лучше настраиваться на совместную работу и общение. Люди разных культур могут точно понимать и оценивать выражения человеческого лица, определять по ним такие состояния, как удивление, радость, грусть или гнев. Эмоции не могут быть вне человеческого познания и деятельности. Они отражают внутреннюю важность раздражителей, событий для человека, то есть то, что его беспокоит, и проявляется в форме переживаний.Эмоции разделяют на два вида: 1. отрицательные; 2. положительные.Немецкий философ И. Кант предложил разделить эмоции на побуждающие человека к действию и наоборот, утомляющие (расслабляющие).Американский психолог К. Изард предложил следующие «фундаментальные эмоции» [12]:Интерес- положительное состояние, проявляющее к развитию навыков и умений.Радость- помогает полностью удовлетворить потребность, которая до этого не была определена.Удивление- тормозит предыдущие эмоции, перенося внимание на субъект. Может перерасти в интерес.Страдание- негативное эмоциональное состояние, выражающееся в неудовлетворении потребности. Чаще проходит как эмоциональный стресс.Гнев- негативное эмоциональное состояние, вызывающее серьезное препятствие на пути удовлетворения потребности.Отвращение- может вызываться как предметами, так и человеком, соприкасаясь с которыми, может вызвать противоречие между нравственными установками субъектов.Презрение- развивается в межличностных отношениях и порождает несоответствие жизненных позиций, поведению объекта чувств.Стыд- выражается в понимании несоответствия собственных мыслей и действий, представляющем нормальное поведение во внешнем мире.Вина.По мнению психолога, остальные эмоции – это произвольные и комплексные, т.е. возникают на основе набора фундаментальных.Значение эмоций в жизни человека занимают особое место, оно связано с отражением внутреннего и внешнего состояния человека, связанное с удовлетворением или неудовлетворением необходимых потребностей. Эмоции выполняют следующие функции:Отражательно-оценочную (разные люди могут эмоционально реагировать по-разному на одну и ту же ситуацию);Защитную (предупреждает человека об опасности реальной/мнимой, заставляя человека обдумать исход ситуации и достичь успеха/неудачи);Управляющую (как психофизиологический механизм контроля человека);Мобилизующую (например, во время стресса или страха, в кровь выбрасывается адреналин, что способствует спасению субъекта);Сигнальную (сообщение другому субъекту о своем состоянии);Дезорганизирующую (например, страх может тормозить достижение к цели, вызывая пассивно-оборонительную реакцию).П.К. Анохин считал, что эмоции важны для закрепления и стабилизации рационального поведения животных и человека. Положительные эмоции от достижимой цели, при ее достижении. Также, негативные эмоции, извлеченные из памяти, не дают нам снова совершать ошибки. С точки зрения Анохина, эмоциональные переживания закрепляются в эволюции как механизм, удерживающий жизненные процессы в оптимальных границах и предотвращающий деструктивный характер недостатка или избытка жизненно важных факторов [2].Психология эмоций в концепции Л. С. Выготского имеет следующие положения [7]: Эмоции развиваются. Это значит, что каждую эмоцию необходимо классифицировать только по степени ее развития.Есть связь между аффектом и интеллектом. Каждый шаг в развитии мышления имеет свой собственный шаг в развитии аффекта. Наряду с полем мышления об аффекте существует обратное влияние аффекта на мышление. Это проявляется в: 1) каждая идея содержит в переработанном виде аффективное отношение человека к реальности, представленной в этой идее; 2) сама мысль возникает из мотивирующей сферы нашего сознания. По Выготскому, отношение мысли к слову — это живой процесс, «движение по целому ряду внутренних планов» [7, c. 89].При патологии (шизофрении), обычно происходит изменение соотношения интеллектуальных и эмоциональных аспектов. Выготский предлагает принцип активного участия эмоций в общем развитии сознания. Аффект влияет на развитие мышления и поведения ребенка, который побуждает его искать «пути развития» в случае врожденного порока.Активность играет важную роль в развитии эмоциональной сферы человека. Развитие эмоций идет в направлении осознания.Каждая эмоция — это функция личности.Эмоции имеют важное значение в жизни человека и разным образом влияют на его жизнедеятельность, сопровождают повсеместно: помогают выражать свои ощущения и чувства по отношению к другим людям или предметам, помогают понимать чувства других (что важно для межличностных отношений в социуме). Жизнь невозможна без эмоций и ощущений. Еще Ч. Дарвин утверждал [10], что эмоции возникли в процессе эволюции как средство, с помощью которого живые существа устанавливают значение этих условий для удовлетворения своих реальных потребностей. Эмоционально-выразительные движения человека являются мимикой, пантомима - это функция коммуникации, т.е. сообщение человеку о состоянии говорящего и его о происходящем в данном случае, а также выполняет воздействие - предоставление определенного влияние на субъект восприятия эмоционально выразительных движений.1.3 Особенности эмоциональных состояний человекаКак мы рассмотрели выше, основные эмоциональные состояния, испытываемые человеком, делятся на эмоции, чувства и аффекты. Эмоции и чувства возвышают процесс, который направлен на удовлетворение потребности и носят идейный характер, являясь его началом. Эмоции и чувства выражают значение ситуации с точки зрения актуальной потребности в данный момент, значение его удовлетворения предстоящим действием. Эмоции могут быть вызваны как реальными, так и воображаемыми ситуациями. Как и чувства, они воспринимаются человеком как его собственные внутренние переживания и т.е. передаются другим людям, сопереживают.Эмоциональные состояния могут быть разными по степени, глубине и продолжительности. В зависимости от сочетания их частей, выделяют следующие эмоциональные состояния: настроение, страсть, аффект, воодушевление, стресс и фрустрация.Настроение – это эмоциональное состояние, которое в течение длительного времени окрашивает всю психическую жизнь человека. Различают два вида настроений [14]:эмоциональный нерасчлененный фон (приподнятое/подавленное);четко идентифицируемое состояние (скука, печаль, радость).Фрустрация — это состояние острого переживания неудовлетворенной потребности, осознания невозможности достижения какой-либо значимой цели. Раздражителями могут быть самые разные факторы: физиологические (лишение сна, еды, холода, жажда, неудовлетворенные сексуальные потребности и т. д.). Психологические (отсутствие общения, недостаток информации, этические внутренние конфликты и т. д.).Аффект — это сильное и кратковременное эмоциональное состояние, которое связанно с изменением нужных для человека условий жизни. Причиной могут быть переживание внутреннего конфликта между влечениями, стремлениями и желаниями или противоречие между требованиями.Депрессия — это эмоциональное состояние, которое характеризуется негативным эмоциональным состоянием, общим снижением жизнедеятельности, ослаблением памяти, мыслительных процессов и неспособностью сконцентрироваться. Человек в состоянии депрессии испытывает болезненные переживания, отчаяние, меланхолию. Чувства — одно из основных форм переживания человеком своего отношения к объектам, событиям и другим людям.Стресс – состояние сильного психологического напряжения, возникающее у человека, когда нервная система получает большое количество эмоциональной перегрузки. Г. Селье выделил в развитии стресса 3 этапа [13]:Этап реакции тревоги – активизация защитных механизмов организма, повышая устойчивость к раздражителю.Этап стабилизации – все структуры, сохранившиеся с первого этапа, закрепляются на втором этапе. Если стрессовая ситуация продолжается, то наступает последний этап – истощение. Оно может привезти к серьезным последствиям- болезни или даже смерти. Человек в стрессовой ситуации может вести себя по-разному, например, в одной и той же ситуации одни люди будут повышаться в эффективности своей деятельности, другие – резко ухудшиться в эффективности, будут пассивными и заторможенными. Страсть — это сильное, стойкое, всеобъемлющее чувство, доминирующее над другими мотивациями человека и ведущее к сосредоточению на предмете страсти всех его стремлений и сил. Причины формирования страстей почти исключительно связаны с бессознательными комплексами, требующими реализации в сфере сознания.Воодушевление, как и страсть, очень мощно стремлением к конкретной цели, но это часто воспринимается как чувство коллективное. Более того, чем больше людей охватили вдохновение, тем больше переживается это состояниечеловека отдельно. Вдохновение возникает, когда цель ясна, а результаты наглядно представлены как необходимые, ценные. Вдохновение — это своего рода мобилизация всех лучших душевных сил человека.Виды высших чувств делятся на: интеллектуальные, эстетические, нравственные и праксические. В зависимости от ориентации чувства делятся на: моральные или нравственные (переживания человеком своего отношения к другим людям); интеллектуальные (чувства, связанные с когнитивными действиями); эстетическое (чувство прекрасного, особенно яркое проявляется в восприятии произведений искусства, природных явлений, события общественной жизни); праксической или практический.Рассмотрим универсальные принципы регуляции и контроля эмоций, которые могут проходить двумя способами: предотвращать их появление и устранять уже возникшие условия. Каждый из этих путей может осуществляться либо через воздействие на психику человека извне (например, психолог воздействует на пациента психорегулирующим обучением, используя цвета, музыку, и т.д.), или через самодействие (самовнушение, уверенность в себе, самоуправления). В во втором случае речь идет о саморегулировании.Саморегуляция – это одна из частей психики, которой важно владеть каждому. Это значит, что, владея своим психическим состоянием и эмоциями, управляя дыханием и другими физиологическими приемами, человек способен быстро «прийти в себя». Рассмотрим, какие виды саморегуляции существуют: Релаксация – метод достижения гармонии, снятие мышечных спазмов и овладение физическим контролем над своим телом.Медитация – метод концентрации внимания и дыхания, который помогает направить эмоциональное состояние в положительную сторону и освободиться от угнетающих мыслей. Аутогенная тренировка – метод снятия эмоционального и физического напряжения, с помощью тренировки расслабления мышц.Выводы по первой главеЭмоции — часть нашей психологической деятельности, частьнашего «я». Современный человек часто руководствуется в своих действиях в основном не эмоциями, а разумом, но во многих жизненных ситуациях: велико влияние эмоций на поведение человека.Эмоции присущи каждому из нас психологическими реакциям нахорошее и плохое, на заботы и радости, отчаяние и надежду, эмоции увеличивают способность переживать и сочувствовать. Эмоции развиваются. Исходя из этого, каждую эмоцию следуетклассифицировать только по степени ее развития. Есть связь между аффектом и интеллектом. Каждый шаг в развитии мышления имеет свой собственный шаг в развитии аффекта.Эмоциональные состояния характеризуются большейПродолжительностью по времени. По своей модальности эмоциональные состояния могут быть в виде раздражения, тревоги, самоуспокоенности, различных оттенков настроения - от депрессивных состояний до состояния эйфории. В психологической литературе также принято делить эмоциональные состояния, которые испытывает человек, на реальные эмоции, чувства и аффекты.Существуют способы справиться с негативными эмоциональными состояниями: 1) психическая регуляция; 2) изменение направленности сознания (отключение, переключение, снижение значимости предстоящей деятельности или полученного результата).; использование защитных механизмов (уход, идентификация, проекция, смещение); 3) дыхательные упражнения.Глава 2. Эмпирическое исследование эмоциональных состояний человека2.1 Организация и методы исследования эмоциональных состоянийДля благополучного эмоционального состояния, диагностика является неотъемлемой частью психологического сопровождения. Адекватное проявление эмоций и проживание эмоционального состояния важно, как в межличностном общении, так и при решении различных проблем. Судить о эмоциональном состоянии человека, основываясь на том, на сколько человек общителен не совсем правильно, т.к. «тон» этих взаимоотношений может быть положительным, нейтральным или отрицательным. Поэтому нужно различать такие качества, как контактность и общительность. Человек, который легко выходит на контакт, устанавливает деловые связи с другими людьми, но в то же время вызывает у собеседников эмоционально негативные отношение – нельзя назвать общительным. Общительность как черта личности должна сопровождаться эмоционально позитивным тоном общения.Для определения эмоциональных состояний испытуемых и выяснение возможных причин негативных состояний, используем следующие методы:Наблюдение (В зависимости от того, какой степени точности следует получить информацию, используются два вида наблюдения: неструктурализированное (заранее не определяется, какие именно элементы поведения будут подвергнуты наблюдению, не имеется строгого плана.); и структурализированное (заранее определяется круг изучаемых элементов или ситуаций, составляется специальный план записи или фиксации результатов).Беседа и анкетирование (могут быть как самостоятельным, так и дополнительным диагностическим методом, применяемым с целью получения необходимой информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении).Методика А. Уэссмана и Д. Рикса «Самооценка эмоциональных состояний» [17];Методика К. Изарда «Дифференциальные шкалы эмоций» [23]; Методика самооценки психических состояний Г. Айзенка [20].Цель исследования: изучить особенности эмоционального состояния испытуемых.Исследование состоит из следующих этапов:Констатирующий этап – диагностика эмоционального состояния.Снижение уровня эмоционального напряжения.Контрольный этап – вторичная диагностика эмоционального состояния.Методика А. Уэссмана и Д. Рикса «Самооценка эмоциональных состояний» (Приложение А)Методика самооценки эмоционального состояния и степени бодрствования. Этот метод эффективен, если необходимо выявить изменение эмоционального состояния человека в течение определенного периода времени. Простота выполнения задачи делает его рабочим инструментом. В этом случае можно рисовать кривые изменения отдельных показателей и работать только с интегральным результатом. К недостаткам описанного выше способа можно отнести следующее:1) Утверждения, включенные в разделы 1-3, описывают эмоциональное состояние человека только в диапазоне понятий «тревога / спокойствие» и «подъем / депрессия», не отражая выраженности других эмоций, таких как гнев, негодование, разочарование, гордость и т. д.2) Высказывания, составляющие 4 раздела, характеристики в основном относятся к познавательной сфере (представлениям человека о своих возможностях), а не к сфере эмоций.3) Обращается внимание на различие в системе оценки утверждений, составляющих четыре раздела методики.Так, повышение оценок, присваиваемых утверждениям 1 раздела, отражает повышение степени психической адаптации испытуемого, при этом самая высокая оценка по этому разделу указывает на наивысший уровень психической адаптации. Однако во 2 и 3 разделах наивысшие значения присваиваются таким утверждениям («Порыв, не знающий преград, жизненная сила выплескивается через край» и «Сильный подъем, восторженное веселье»), которые отражают уже не столько состояние психической адаптации, сколько патологическое гип маниакальное состояние. В этой связи общая шкала, получаемая при суммировании оценок по всем четырем разделам, представляется нелинейной: то время как низкие значения интегрального показателя свидетельствуют о выраженной психической дезадаптации, высокие значения интегрального показателя не могут трактоваться столь однозначно. Методика К. Изарда «Дифференциальные шкалы эмоций» (Приложение Б)Данная методика разработана известным американским психологом К. Изардом в виде приложения к его теоретической концепции, в которой развиваются положения о существовании 10 базовых эмоций, составляющих основу всей эмоциональной жизни человека. К ним относятся эмоции интереса, радости, удивления, горя, гнева, презрения, отвращения, страха, стыда и вины. Данная методика включает 30 шкал, представленных прилагательными, соответствующими различным оттенкам эмоциональных переживаний. Для оценки каждой из 10 базовых эмоций используются три частные шкалы, расположенные в следующем порядке: 1. Интерес (п. 1-3); 2. Радость (п. 4-6); 3. Удивление (п. 7-9); 4. Горе (п.10-12); 5. Гнев (п. 13-15); 6. Отвращение (п. 16-18); 7. Презрение (п. 19-21); 8. Страх (п. 22-24); 9. Стыд (п. 25-27); 10. Вина (п. 28-30).В данной методике все шкалы прямые, т.е. возрастание оценок по ним соответствует увеличению силы эмоционального переживания.Методика самооценки психических состояний Г. Айзенка (Приложение В)Методика самооценки психических состояний является одним из личностных опросников, разработанных Г. Айзенком (60-80-е годы XX века). Опросник самооценки психических состояний предназначен для диагностики уровня выраженности таких состояний как тревожность, фрустрация, агрессивность, ригидность. Опросник представляет собой перечень из 40 утверждений, которые испытуемый должен оценить относительно себя по трихотомической шкале (варианты ответов: «подходит», «подходит, но не очень», «не подходит»). При этом утверждения сгруппированы в 4 шкалы: тревожность, фрустрация, агрессивность, ригидность. Обработка результатов осуществляется путем подсчета суммы баллов по каждой шкале. Полученный результат говорит об уровне выраженности выделенных четырех состояний. 2.2 Результаты эмпирического исследованияБаза экспериментального исследования: исследование проводилось на базе ____ в городе ____. В исследовании приняли участие 5 человек ___ возраста.Исследование включало в себя:Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.Подбор методик на определение эмоционального состояния.Налаживание эмоционального контакта с каждым испытуемым.Формулирование инструкции и наблюдение во время диагностики.Результаты исследования самооценки эмоционального состояния испытуемых по опроснику «Самооценка эмоциональных состояний» А. Уэссмана и Д. Рикса. В таблице 1.Таблица 1- Результаты исследования самооценки эмоционального состоянияУровень оценкиИ 1Кол-во. %И2Кол-во. %И3Кол-во. %И4Кол-во. %Низкий 1 -3113 %112,2 %18 %114,5%Средний 4 - 7355,3 %481 %211%228,7%Высокий 8 - 10227 %110 %472,5%357,2%По шкале «Спокойствие-тревожность» один испытуемый (13%) оценивает свое состояние как тревожное, три человека (55,3%) оценивают свое состояние как спокойное и благополучное, адекватная оценка состояния, у двух человек (27%).По шкале «Энергичность-усталость» один (12,2%) чувствует себя утомленными, четверо человек (81%) чувствуют в себе сильное стремление к деятельности, один человек (10%) чувствует себя в меру бодрым.По шкале «Приподнятость-подавленность» большинство испытуемых чувствуют себя в возбужденном, восторженном состоянии (72, 5%), двое оценивают свое состояние как хорошее, жизнерадостное (11%).По шкале «Уверенность в себе-беспомощность» один человек (14, 5%) чувствует себя слабым, жалким и несчастным, двое человек (28,7 %) оценивают свое состояние адекватно, трое человек (57,2 %) чувствуют себя очень уверенно.Далее подсчитывается индивидуальная суммарная (по четырем шкалам) оценка состояния – это будет И5. Подсчитав, мы получили следующие результаты: у двенадцати испытуемых высокая самооценка, у двадцать одного испытуемого адекватная самооценка и у двух испытуемых низкая самооценка.Таким образом, у большинства испытуемых (60%) адекватная самооценка, у 34.2% высокая самооценка и только у 5.7% низкая самооценка.В методике «Дифференциальные шкалы эмоций» результаты у пяти испытуемых больше единицы, таким образом можно судить о том, что во время учебной деятельности у студентов доминирует положительное состояние (табл. 2).Таблица 2 - Результаты «Дифференциальные шкалы эмоций»ЭмоцииБолее положительное состояниеколичество%С1 интерес5100%С2 радость330%С3 удивление220%С9 стыд110%С10 вина220%Самый высокий процент положительного состояния – это интерес. Интерес является доминирующим самочувствиям по сравнению с остальными состояниями (у 100% испытуемых). У трех человек доминирующим состоянием является радость (30%), у двух (20 %) испытуемых доминирующее состояние удивление, у одного (10%) вина и у двух (20%) человек доминирующим состоянием является стыд.Получились такие результаты потому, что у одного испытуемого могло быть несколько доминирующих состояний. Это два положительных эмоциональных состояний, следовательно, ни у одного из испытуемых нет доминирующего отрицательного эмоционального состояния, так как самооценка у большинства студентов высокая, удовлетворительное самочувствие и спокойное состояние.Результаты исследования по методике диагностики самооценки психических состояний Айзенка. На основе полученных данных была построена гистограмма, отражающая средние значения по каждому параметру (Рис. 1).Рисунок 1 - Самооценка психических состоянийПо результатам диагностики можно сделать вывод, что 35% испытуемых имеют высокую тревожность, присутствуют внутреннее беспокойство, озабоченность, напряженность. У 15 % обследуемых выявлен средний уровень тревожности допустимого уровня. Высокий уровень фрустрации в группе отсутствует, но 40% имеют средний показатель. Высокий уровень агрессивности испытуемых свойственен 10%, что характеризуется низким уровнем самоконтроля, невыдержанностью, вспыльчивостью, раздражительностью. Таким образом, для того чтобы получить достоверную информацию об особенностях эмоциональной сферы, необходимо использовать комплекс различных методик. Рекомендации по оптимизации эмоционального состоянияПроведя первичное исследование, нами было выявлено, что есть некоторая нестабильность в эмоциональном состоянии испытуемых. Проблема профилактики эмоционального напряжения, способность чувствовать остается важной, рассмотрим варианты методик и техник по восстановлению психоэмоционального равновесия: методика самовнушения на фоне максимального мышечного расслабления. В ходе освоения аутотренинга необходима визуализация приятных, спокойных образов для того, чтобы распределить расслабление, достигнутое телом, в сознание. Научение основам аутотренинга требует регулярных занятий в течение нескольких месяцев. В период научения рекомендуется заниматься три раза в день: 10 минут утром (лежа в постели); 5 минут днём (например, во время обеденного перерыва на рабочем месте); 10 минут перед сном. По ходу обучения аутотренингом, занятия можно применять в любой обстановке: дома, на работе, в транспорте. 26 При максимальном достижении, для аутотренинга становится необходимой только одна минута, а при совершенной тренированности только 10-15 секунд. Необходимо ежедневно практиковать приобретенные умения, при этом помнить, что каждая тренировка – эффективный отдых, снимающий усталость и нервное напряжение, способствующий контролю собственного психоэмоционального состояния. Н.В. Самоукина отмечает, что «формируя навыки релаксации, педагог может стать наблюдателем в отношении своей системы ценностных ориентаций, осознать опыт, достигнуть результаты, дать оценку достигнутому» [20].Повысить эмоциональную устойчивость можно с помощью физических упражнений. Физическая активность необходима для снижения и предотвращения неблагоприятных результатов стрессовых воздействий. Для упражнений нужно выделить 30 минут, три раза в неделю. Например, аэробные занятия активно освобождают скрытое напряжение.Самым доступным приёмом физических упражнений, для которых свойственен антистрессовый эффект, является ходьба. В результате ходьбы, как и при других умеренных физических нагрузках, в организме вырабатываются эндорфины, позитивно влияющие на психоэмоциональное состояние и формирующие высокую эмоциональную устойчивость личности. Оздоровительный, лечебно-профилактический эффект ходьбы (поддержание активности жизненного ритма, повышение устойчивости к негативному влиянию различных стрессоров) можно выполнять в течение 30 минут пять раз в неделю, или ежедневно. Положительный эффект оказывают также дыхательные упражнения. При выполнении упражнений предлагается закрыть глаза и сосредоточиться на собственном дыхании. Глубокое, ровное, спокойное дыхание оказывает успокаивающий эффект. Как объясняют М. Вейнштейн, Д. Нейдхард [20] нечастое глубокое дыхание за счет диафрагмы приводит к расслаблению, снятию напряжения.Упражнения на медитацию способствуют восстановлению энергетического баланса организма. Самой верной и правильной техники не существует: каждая из них имеет свои достоинства. Использовать релаксацию можно один раз в день и в одно и то же время. Необходимо заметить, что 15 минут ежедневно приводят к наибольшему результату, чем один час два раза в неделю. И.В. Вагин, А.И. Глущай, обращают внимание, что перед упражнениями полезен просмотр комедий, так как вырабатывание позитивного настроения положительно влияют на ход решения ситуаций (обстоятельств), проблем; снижает уровень напряжение, стимулирует повышение творческой отдачи [22]. Для повышения уровня эмоциональной устойчивости эффективными являются разнообразные формы работы. Ролевая игра – способ, при помощи которого участники, проигрывая различные роли, в свободных от риска ситуациях, выявляют свои особые формы поведения с помощью психолога, друг друга и самостоятельно критически анализируют их, научаются более продуктивным формам поведения и тренируются в его улучшении. Роли, применяемые в играх, разнообразны: начальник, подчинённый, обиженный, успокаивающий. Психолог на вводном этапе снижает эмоциональное напряжение, создает благоприятный климат для включения в игру. Участники обретают новый 30 опыт межличностных отношений. Отношения свободы и сотрудничества приходят на смену отношений принуждения и агрессии, и способствуют психотерапевтическому эффекту, развивая позитивный фон настроения [18].Таким образом, регулярные упражнения по повышению эмоциональной устойчивости способствуют приобретению внутренней гармонии, но и помогают выработать устойчивость к стрессовым воздействиям.Выводы по второй главеПроанализировав нашу работу, можно сделать вывод, что Оценка эмоционального состояния важна для каждого человека. В школах и вузах необходимы коррекционные программы по оптимизации эмоционального состояния, снижения уровня агрессивности и тревожности как у учеников старших классов, так и студентов вузов во время подготовки и сдачи экзаменов. По методике «Самооценка эмоциональных состояний», разработанная американскими психологами А. Уэссманом и Д. Риксом, получилось, что у большинства адекватная самооценка, у 30% высокая самооценка и только у 10% низкая самооценка. По методике «Дифференциальные шкалы эмоций», разработанная К. Изардом, получились результаты: у всех испытуемых положительное эмоциональное состояние, следовательно, ни у одного из испытуемых нет доминирующего отрицательного эмоционального состояния. Необходимо выявление неблагоприятных факторов, действующих на эмоциональное состояние и своевременное устранение этих неблагоприятных воздействий.Среди множества развивающих форм работы следует обращать внимание только на те, которые действительно являются эффективными в решении обозначенной проблемной ситуации. Другими словами, нужно создавать специальные условия, учитывая деятельность личности, которые будут оказывать воздействие на повышение ее эмоциональной устойчивости. ЗаключениеЭмоции — это переживания, которые возникают у человека под влиянием хода процесса удовлетворения актуальных потребностей и общего состояния организма. Эмоции - особенный класс субъективных психических состояний, отражающих в форме прямых переживаний, отношения человека к миру, людям, ощущений, его практической деятельности.Эмоции и чувства – это особые состояния психики, которые накладывают отпечаток на жизнь, деятельность, поступки и поведение человека. Если эмоциональные состояния определяют в основном внешнюю сторону поведения и психической деятельности, то чувства влияют на содержание и eq этапом внутреннюю экономическая сущность eq предоставление переживаний, этом обусловленных eq элементы духовными мероприятий потребностями человека.К эмоциональным состояниям eq элемент относят: конечный настроения, eq зависимости аффекты, спроса стрессы, eq торговых фрустрации широкого и страсти.Стремление найти первопричину eq системе эмоциональных степени состояний eq деятельности обусловило прибыли появление eq места различных установление точек зрения, которые eq распределением нашли развивающейся отражение в eq предприятия соответствующих развивающейся психологических теориях.eq относятся Эмоции мероприятий непосредственно влияют на поведение eq распределением человека, услуг она активизируют и eq поставка организуют розничной восприятие, eq установление мышление зависимости и устремления человека. Эмоции оказывают eq особенности непосредственное представляют влияние на eq первой перцептивные элементов процессы, eq системе фильтруют увязать информацию, которую человек eq системы получает обеспечивающие при помощи eq производитель органов связаны чувств, eq связаны активно являясь вмешиваются в процесс ее последующей обработки.Цель нашего исследования заключалась в изучении особенностей эмоционального состояния человека. В качестве основных задач, реализуемых на разных этапах исследования, были выделены следующие: 1) изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования; 2) рассмотреть особенности эмоциональных состояний человека; 3) провести первичное исследование по определению эмоциональных состояний испытуемых (констатирующий этап).Результаты констатирующего этапа показали, что двое (20%) испытуемых имеют отрицательные эмоциональные доминирующие критерии и низкий уровень эмоциональной устойчивости. Исходя из этого, нами была предложена программа по повышению эмоциональной устойчивости.Список используемой литературыАверин В.А. Психология личности: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999. – 89 с.Анохин П. К. Эмоции // Психология эмоций: Тексты. — М., 1984. — С. 173.Анохин П. К. Очерки по физиологии функциональных систем. — М.: Медицина, 1975.Битюцкая Е. В. Когнитивное оценивание трудной жизненной ситуации с позиций деятельностного подхода А. Н. Леонтьева. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2013. - №2 - с. 40-56Веккер Л. М. Психологические процессы: В 3-х т. – Т. 1. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1974.4. Грановская Р. М. Элементы практической психологии. – СПб.: Свет,1997.Вилюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций. – М.: Педагогика, 1988.Выготский Л.С. Эмоции и ее роль в психическом развитии ребенка. // Вопросы психологии. – 1986. - № 6 - С. 62-76.Выготский Л.С. Проблема эмоций. // Вопросы психологии. – 1985. - №3. – С. 17 – 18Вундт В. Очерк психологии / В. Вундт / пер. с нем. Г.А. Паперна. - М: Терра, 2015. - 464 с.Дарвин Ч. Выражение эмоций у человека и животных // Хрестоматия по психологии / Под ред. Петровского А.В. – М.: Просвещение, 1987. – С. 287-292. Джемс, У. Психология / У. Джемс // Серия «Классики мировой психологии» / под ред. Л. А. Петровской. -М.: Педагогика, 1991. - 368 с. Изард К. Эмоции человека / К.Изард- М.,1980. Изард К.Э. Психология эмоций. пер. с англ. СПб., 1999. 464 с. Ильин Е.П. Эмоции и чувства.2-е издание. СПб.: Питер. – 2007. – 784 с. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции / А.Н. Леонтьев. - М.: МГУ, 1971. - 40 с. Основные направления психологии в классических трудах. Бихевиоризм // Серия «Классики зарубежной психологии». - М.: ООО «АСТ-ЛТД», 1998. - 288 с. Психология эмоций. Тексты / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / сост. К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский // Серия «Мастера психологии». - СПб: Питер, 2007. - 720 с. Симонов П. В. Что такое эмоция? / П.В. Симонов. - М.: Наука, 1966. - 94 с. Столяренко Д. Л. Детская психодиагностика и профориентация/ Ред.-сост. Л. Д.. Серия «Учебники, учебные пособия» - Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999.Фрейд З. Основные психологические теории в психоанализе. Очерк истории психоанализа / З. Фрейд. - СПб: Алетейя, 1998. - 256 с.Экспериментальная психология / под ред. П. Фресса, Ж. Пиаже. - М.: Прогресс, 1975. - Вып. V. - 288 с. Юнг К. Психологические типы / К. Юнг // Серия «Классики зарубежной психологии». - М.: АСТ, 1997. -716 с.ПриложенияПриложение АМетодика А. Уэссмана и Д. Рикса «Самооценка эмоциональных состояний»Инструкция. Выберите в каждом из предложенных наборов суждений то, которое лучше всего описывает ваше состояние сейчас. Номер суждения, выбранного из каждого набора, запишите.ОпросникСпокойствие – тревожность10. Совершенное спокойствие. Непоколебимо уверен в себе.9. Исключительно хладнокровен, на редкость уверен и не волнуюсь.8. Ощущение полного благополучия. Уверен и чувствую себя непринужденно.7. В целом уверен и свободен от беспокойства.6. Ничто особенно не беспокоит меня. Чувствую себя более или менее непринужденно.5. Несколько озабочен, чувствую себя скованно, немного встревожен.4. Переживаю некоторую озабоченность, страх, беспокойство или неопределенность. Нервозен, волнуюсь, раздражен.3. Значительная неуверенность. Весьма травмирован неопределенностью. Страшно.2. Огромная тревожность, озабоченность. Изведен страхом.1. Совершенно обезумел от страха. Потерял рассудок. Напуган неразрешимыми трудностями.Энергичность – усталость10. Порыв, не знающий преград. Жизненная сила выплескивается через край.9. Бьющая через край жизнеспособность, огромная энергия, сильное стремление к деятельности.8. Много энергии, сильная потребность в действии.7. Чувствую себя свежим, в запасе значительная энергия.6. Чувствую себя довольно свежим, в меру бодр.5. Слегка устал. Леность. Энергии не хватает.4. Довольно усталый. В запасе не очень много энергии.3. Большая усталость. Вялый. Скудные ресурсы энергии.2. Ужасно утомлен. Почти изнурен и практически не способен к действию. Почти не осталось запасов энергии.1. Абсолютно выдохся. Неспособен даже к самому незначительному усилию.Приподнятость – подавленность10. Сильный подъем, восторженное веселье.9. Возбужден, в приподнятом состоянии. Восторженность.8. Возбужден, в хорошем расположении духа.7. Чувствую себя очень хорошо. Жизнерадостен.6. Чувствую себя довольно хорошо, «в порядке».5. Чувствую себя чуть-чуть подавленно, «так себе».4. Настроение подавленное и несколько унылое.3. Угнетен и чувствую себя очень подавленно. Настроение определенно унылое.2. Очень угнетен. Чувствую себя просто ужасно.1. Крайняя депрессия и уныние. Подавлен. Все черно и серо. Уверенность в себе – беспомощность.Уверенность в себе – беспомощность10. Для меня нет ничего невозможного. Смогу сделать все, что хочу.9. Чувствую большую уверенность в себе. Уверен в своих свершениях.8. Очень уверен в своих способностях.7. Чувствую, что моих способностей достаточно и мои перспективы хороши.6. Чувствую себя довольно компетентным.5. Чувствую, что мои умения и способности несколько ограничены.4. Чувствую себя довольно неспособным.3. Подавлен своей слабостью и недостатком способностей.2. Чувствую себя жалким и несчастным. Устал от своей некомпетентности.1. Давящее чувство слабости и тщетности усилий. У меня ничего не получится.Обработка результатов и интерпретацияОпределяют следующие показатели:И1 – «Спокойствие – тревожность» (индивидуальная самооценка — И1 — равняется номеру суждения, выбранного испытуемым из данной шкалы. Аналогично получаются индивидуальные значения по показателям И2-И4).И2 – «Энергичность – усталость».ИЗ – «Приподнятость – подавленность».И4 – «Чувство уверенности в себе – чувство беспомощности».И5 – Суммарная (по четырем шкалам) оценка состояния:И5 = И1 + И2 + ИЗ + И4, гдеИ1, И2, ИЗ, И4 – индивидуальные значения по соответствующим шкалам. INCLUDEPICTURE "http://testoteka.narod.ru/0.png" \* MERGEFORMATINET Если сумма баллов от 26 до 40, то испытуемый высоко оценивает свое эмоциональное состояние, если от 15 до 25 баллов, то средняя оценка эмоционального состояния и низкая если от 4 до 14 баллов.    В общем виде эмоциональное состояние - характеристика эмоций человека, отражающая ее положение относительно объектов окружающей среды. Состояние может быть наблюдаемо как внешне, так и внутренне. Внутреннее состояние эмоций фиксируется сознанием субъекта на определенный момент времени тех ощущений благополучия (неблагополучия) как организма в целом, как и его частей. Внешне оценка состояния эмоций фиксируется высказываниями испытуемого по определенным признакам. Состояние человека выступает регулятивной функцией адаптации к окружающей среде или ситуации.Шкала "Спокойствие-тревожность" выше 5-6 баллов. В опросе испытуемый показывает преобладание "Спокойствия": выдержанность, сдержанность, терпеливость, степенность, благоразумность, уравновешенность, невозмутимость, терпимость. 5-6 баллов. В самооценке испытуемый показывает средние показатели по шкале "Спокойствие-тревожность" без явного преобладание одного из полюсов. 1-4 балла. По самооценке испытуемого прогнозируется задерганность, запуганность, закомплексованность, нерешительность, пугливость, нервность, неуверенность, напряженность, боязливость.Шкала "Энергичность-усталость" выше 5-6 баллов. Испытуемый оценивает себя как личность: инициативный, деятельный, предприимчивый, одержимый, устремленный, активный, кипучий, пробивной, расторопный. 5-6 баллов. В самооценке испытуемый показывает средние показатели по шкале "Энергичность-усталость" без явного преобладание одного из полюсов. 1-4 балла. Испытуемый оценивает себя как: неинициативный, пассивный, инертный, безынициативный, вялый, апатичный, безразличный, медлительный.Шкала "Приподнятость-подавленность" выше 5-6 баллов. Испытуемый оценивает себя как: кипучий, темпераментный, задорный, порывистый, энергичный, вольнолюбивый, раскрепощенный, живой, подвижный, бойкий. 5-6 баллов. В самооценке испытуемый показывает средние показатели по шкале "Приподнятость-подавленность" без явного преобладание одного из полюсов. 1-4 балла. Испытуемый оценивает себя как: застенчивый, робкий, нерешительный, несмелый, запуганный, стеснительный, угнетенный, оробелый, подавленный, задавленный.Шкала "Уверенность в себе - чувство беспомощности" выше 5-6 баллов. Испытуемый оценивает себя как: боец, закаленный, решительный, упорный, героический, работоспособный, сильный, волевой, твердый, бесстрашный, отважный, самостоятельный. 5-6 баллов. В самооценке испытуемый показывает средние показатели по шкале "Уверенности-беспомощности" без явного преобладание одного из полюсов. 1-4 балла. Оценивается: безответный, слабохарактерный, безгласный, несмелый, слабый, слабовольный, пришибленный.Суммарная оценка состоянияЭтот показатель отражает выраженность, степень эмоционального подъема/истощения испытуемого.Приложение БИнструкция. «Перед Вами список прилагательных, которые характеризуют различные оттенки разных эмоциональных переживаний человека. Справа от каждого прилагательного расположен ряд цифр – от 1 до5, соответствующий по нарастанию различной степени выраженности данного переживания. Мы просим Вас оценить, насколько каждое из перечисленных переживаний присуще Вам в данный момент времени, зачеркнув соответствующую цифру. Не задумывайтесь долго над выбором ответа: наиболее точным обычно оказывается Ваше первое ощущение!»Ваши возможные оценки: 1 - переживание полностью отсутствует; 2 – переживание выражено незначительно; 3 – переживание выражено умеренно; 4 – переживание выражено сильно; 5 – переживание выражено в максимальной степени.1123ВнимательныйСконцентрированныйСобранный1234512345123452123НаслаждающийсяСчастливыйРадостный1234512345123453123УдивленныйИзумленныйПораженный1234512345123454123УнылыйПечальныйСломленный1234512345123455123ВзбешенныйГневныйЯростный1234512345123456123Чувствующий неприязньЧувствующий отвращениеЧувствующий омерзение1234512345123457123ПрезрительныйПренебрежительныйНадменный1234512345123458123НапуганныйБоязливыйПаникующий1234512345123459123ЗастенчивыйРобкийСтыдливый12345123451234510123СожалеющийВиноватыйРаскаивающийся123451234512345Индекс позитивных эмоций_______________________________Индекс острых негативных эмоций_________________________Индекс тревожно-депрессивных проявлений_________________Обработка данных по «Шкале дифференциальных эмоций» включает два этапа. На первом подсчитываются оценки по каждой из 10 базовых эмоций. Это производится путем суммации баллов по трем шкалам, описывающим проявления соответствующих эмоций. В результате получается 10 показателей, значение каждого из которых может варьировать в диапазоне от 3 до 15 баллов. Принятой формой представления этих показателей является построение «профиля эмоций» в пространстве координат: по оси абсцисс наносятся наименования или номера базовых эмоций, по оси ординат – полученные балльные оценки по каждой из них.На втором этапе подсчитываются обобщенные показатели по укрупненным группам эмоций.Индекс позитивных эмоций (ПЭМ) – характеризует степень позитивного эмоционального отношения субъекта к наличной ситуации. Подсчитывается как сумма баллов по трем первым блокам базовых эмоций:ПЭМ=∑1,2,3 (интерес + радость + удивление).Значение ПЭМ могут колебаться в диапазоне от 9 до 45 баллов.Индекс острых негативных эмоций (НЭМ) – отражает общий уровень негативного эмоционального отношения субъекта к наличной ситуации. Подсчитывается как сумма баллов по четырем последующим блокам базовых эмоций:НЭМ=∑4,5,6,7 (горе + гнев + отвращение + презрение).Значения НЭМ могут колебаться в диапазоне от 12 до 60 баллов.Индекс тревожно-депрессивных эмоций (ТДЭМ) – отражает уровень относительно устойчивых индивидуальных переживаний тревожно-депрессивного комплекса эмоций, опосредующих субъективное отношение к наличной ситуации. Подсчитывается как сумма баллов по трем последним блокам базовых эмоций:ТДЭМ = ∑ 8, 9, 10 (страх + стыд + вина).Баллы ТДЭМ могут колебаться в диапазоне от 9 до 45.Интерпретация результатов.Степень эмоциональных переживанийПЭМНЭМТДЭМСлабая≤19 баллам≤14 баллов≤11 балламУмереннаяОт 20 до 28 балловОт 15 до 24 балловОт 12 до 20 балловВыраженнаяОт 29 до 36 балловОт 25 до 32 балловОт 21 до 30 балловСильная>36 баллов>32 баллов>30 балловВ дополнение к общей характеристике степени выраженности основных типов эмоциональных переживаний проводится качественный анализ конкретных видов эмоций, опосредующий эмоциональную окраску текущей деятельности. Для этого на профиле эмоций выделяются основные пики и соотносятся с уровнем представленности других эмоций.Приложение ВМетодика самооценки психических состояний Г. Айзенка Инструкция: Предлагаем Вам описание различных психических состояний. Если это состояние очень подходит Вам, то за ответ ставится 2 балла; если подходит, но не очень, то 1 балл; если совсем не подходит − то 0 баллов. Бланк опросникаI1) Не чувствую в себе уверенности.2) Часто из-за пустяков краснею.3) Мой сон беспокоен.4) Легко впадаю в уныние.5) Беспокоюсь о только воображаемых еще неприятностях.6) Меня пугают трудности.7) Люблю копаться в своих недостатках.8) Меня легко убедить.9) Я мнительный.10) Я с трудом переношу время ожидания.II11) Нередко мне кажутся безвыходными положения, из которых в1е-таки можно найти выход.12) Неприятности меня сильно расстраивают, я падаю духом.13) При больших неприятностях я склонен без достаточных оснований винить себя.14) Несчастья и неудачи ничему меня не учат.15) Я часто отказываюсь от борьбы, считая ее бесплодной.16) Я нередко чувствую себя беззащитным.17) Иногда у меня бывает состояние отчаяния.18) Я чувствую растерянность перед трудностями.19) В трудные минуты жизни иногда веду себя по-детски, хочу, чтобы пожалели.20) Считаю недостатки своего характера неисправимыми.III21) Оставляю за собой последнее слово.22) Нередко в разговоре перебиваю собеседника.23) Меня легко рассердить.24) Люблю делать замечания другим.25) Хочу быть авторитетом для других.26) Не довольствуюсь малым, хочу наибольшего.27) Когда разгневаюсь, плохо себя сдерживаю.28) Предпочитаю лучше руководить, чем подчиняться.29) У меня резкая, грубоватая жестикуляция.30) Я мстителен.IV31) Мне трудно менять привычки.32) Нелегко переключать внимание.33) Очень настороженно отношусь ко всему новому.34) Меня трудно переубедить.35) Нередко у меня не выходит из головы мысль, от которой следовало бы освободиться.36) Нелегко сближаюсь с людьми.37) Меня расстраивают даже незначительные нарушения плана.38) Нередко я проявляю упрямство.39) Неохотно иду на риск.40) Резко переживаю отклонения от принятого мною режима дня.Обработка результатовПодсчитайте сумму баллов за каждую группу вопросов:I. 1...10 вопрос - тревожность;II. 11... 20 вопрос - фрустрация;III. 21...29 вопрос - агрессивность;IV. 31...40 вопрос - ригидность.Оценка и интерпретация балловI. Тревожность:0...7 баллов - не тревожны;8...14 баллов - тревожность средняя, допустимого уровня;15...20 баллов - очень тревожный.II. Фрустрация:0...7 баллов - не имеете высокой самооценки, устойчивы к неудачам, не боитесь трудностей;8...14 баллов - средний уровень, фрустрация имеет место;15...20 баллов - у вас низкая самооценка, вы избегаете трудностей, боитесь неудач, фрустрированы.III. Агрессивность:0...7 баллов - вы спокойны, выдержаны;8... 14 баллов - средний уровень агрессивности;15...20 баллов - вы агрессивны, не выдержаны, есть трудности при общении и работе с людьми.IV. Ригидность:0...7 баллов – ригидности нет, легкая переключаемость,8...14 баллов - средний уровень;15...20 баллов - сильно выраженная ригидность, неизменность поведения, убеждений, взглядов, даже если они расходятся, не соответствуют реальной обстановке, жизни. Вам противопоказаны смена работы, перемены в личной жизни.


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
54 132 оценки star star star star star
среднее 4.9 из 5
МФПУ «Синергия»
Работа была выполнена ранее положенного срока, Марина очень хорошо и умело дала понять всю...
star star star star star
РЭУ им.Плеханова
Благодарю Евгению за выполнение работы,оценка-отлично.Сделано -все как положено,грамотно и...
star star star star star
ТУСУР
Спасибо автору, всё выполнено быстро и хорошо. На любые вопросы автор отвечает быстро и по...
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

Составить рисковый проект (проектирование объекта по управлению рисками)

Контрольная, Проектный менеджмент

Срок сдачи к 8 дек.

только что

Решить задачки

Решение задач, Информатика

Срок сдачи к 7 дек.

1 минуту назад
2 минуты назад

Составить иск и отзыв

Контрольная, Литигация

Срок сдачи к 8 дек.

6 минут назад

Конституционные основы статуса иностранцев и лиц без гражданства в России.

Курсовая, Конституционное право

Срок сдачи к 12 дек.

10 минут назад

Физическая культура и спорт в высшем учебном заведении.

Реферат, Физическая культура

Срок сдачи к 6 дек.

10 минут назад

выполнить два задания по информатике

Лабораторная, Информатика

Срок сдачи к 12 дек.

10 минут назад

Решить 5 задач

Решение задач, Схемотехника

Срок сдачи к 24 дек.

12 минут назад

Решите подробно

Решение задач, Физика

Срок сдачи к 7 дек.

12 минут назад

по курсовой сделать презентацию срочно

Презентация, Реклама и PR

Срок сдачи к 5 дек.

12 минут назад
12 минут назад

Описание задания в файле, необходимо выполнить 6 вариант

Курсовая, Схемотехника

Срок сдачи к 20 янв.

12 минут назад
12 минут назад

1 эссе, 2 кейс задачи и 1 контрольная работа

Эссе, Философия

Срок сдачи к 6 дек.

12 минут назад

Нужен реферат на 10 листов

Реферат, Математическое Моделирование Водных Экосистем

Срок сдачи к 11 дек.

12 минут назад

Сделать 2 задания

Решение задач, Базы данных

Срок сдачи к 20 дек.

12 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.