это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3696041
Ознакомительный фрагмент работы:
ВВЕДЕНИЕ
С переходом нашей страны на рыночную систему углубились проблемы обучения и воспитания. Советская идеология была разрушена, в 90-е XX века царил хаос в стране с безработицей, рэкетирством, бандитизмом, всё это требовало создание чего-то нового в системе образования для спасения подрастающего поколения. Во многом спасательным кругом стала ориентация образования на личность учащегося и активное внедрение развивающего обучения в педагогический процесс.
Приоритетное значение в системе развивающего образования приобретает идея развития личности, рассматриваемая как узловой момент идеологии новой школы. Образовательный процесс понимается как целостное развитие личности ребенка, ценностями которого выступают личностное начало в человеке, образование как одно из основных средств развития, «выращивание», «окультуривание» индивидуального, уникального опыта ребенка, развитие самоценных форм активности, становление личностно-значимых способов познания, создание развивающей среды [15].
Изучение проблемы развития детей в процессе обучения уходит глубоко корнями в прошлое. Идеи развития в процессе обучения содержались в трудах Я.А. Коменского, Ж.Ж. Руссо. Однако, родоначальником развивающего обучения считается И.Г. Песталоцци, швейцарский педагог-демократ, который раскритиковал старую систему преподавания и провозгласил разностороннее развитие «силы ума, руки и сердца». Интерес к личностноразвивающему обучению прослеживается в отечественной педагогике со второй половины XIX века до наших дней. Его теоретические, методические вопросы разрабатывались классиками отечественной педагогики К.Д.Ушинским и его последователями. В советской педагогике и психологии теоретические вопросы рассматривались в трудах Л.С.Выготского, Л.В.Занкова, Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова и др..
В 80-е-90-е годы XX вв. как альтернативное в противовес административной и академической педагогике зарождается личностноразвивающего образование (Ш.А.Амонашвили, С.Н.Лысенко, И.П.Волков, В.Ф.Шаталов, Е.Н.Ильин и др.),
В частности, особенности психического развития ребёнка в соотношении с процессом обучения стали предметом исследования Л.С. Выготского, который выделил «зону ближайшего развития».
Если основной целью традиционного обучения является получение знаний, формирование умений и навыков, а развитие ученика – «побочный» продукт, то в развивающем обучении усвоение знаний является средством для достижения основной цели—всестороннего развития ученика. На основании такой мировозренческой позиции строились концепции Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова.
Последние годы отмечены появлением новых исследований по проблемам развивающего обучения. В частности, преобразование концепций развивающего обучения в современных условиях рассматриваются в работах А.Е. Афанасьева, Г.И.Куцебо, Г.И.Титаревой и др.. Методы и формы работы с детьми, проводимые в целях их успешного развития к дошкольному образовательному учреждению, описаны в работах Э.Р. Валеевой, Т.Н. Койновой, А. В. Лапшовой, Е. А. Челноковой, А. С. Челнокова и д.р..
Современные сложности реализации развивающего обучения в российских образовательных учреждениях представлены Г.И.Куцебо, Д.П. Ляпина, В.И. Антохиной и др..
Тем не менее, проведенный анализ научных исследований по выбранной для курсовой работы теме показал, что, несмотря на устойчивый интерес многих ученых к указанным выше вопросам, остаётся достаточно много спорных моментов касательно процесса развивающего обучения.
Высокая социальная значимость образовательного процесса, недостаточная проработанность вопроса развивающего обучения побудили нас выбрать данную проблему в качестве темы курсовой работы в следующей формулировке: «Развивающее обучение. Современные подходы и направления».
Цель курсовой работы – выявление особенностей процесса развивающего обучения и исследование современных подходов и направлений в рамках развивающего обучения.
Объект исследования: процесс развития педагогической мысли о развивающем обучении и его отражение в образовательной практике.
Предмет исследования: особенности развивающего обучения в отечественной науке.
Исследовательская цель, объект, предмет определили постановку и решение следующих задач:
1) проведение теоретического анализа научных исследований по заявленной проблеме;
2) рассмотрение теоретических и концептуальных аспектов развивающего обучения;
3) выделение основных современных подходов и направлений в рамках развивающего обучения;
4) изучение способов реализации развивающего обучения в современной России.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: углубленное изучение содержания исследований отечественной педагогики о развивающем обучении, обобщение и систематизация полученного материала, проблемный анализ, сравнительно-исторический метод и теоретический анализ.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, содержащих пять параграфов, заключения, списка использованных источников.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Антохина В.А. Развивающее обучение в современной школьной практике: тенденции, противоречия, перспективы / В.А. Антохина // Психологическая наука и образование – 2003. – № 3 (58-67). – URL: https://psyjournals.ru/files/2326/psyedu_2003_n3_Antohina.pdf (дата обращения 11.02.2022)
2. Афанасьев, А. Е. Современный подход к проблеме развивающего обучения / А. Е. Афанасьев // Наука и образование. – 2005. – № 2. – С. 133-139. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennyy-podhod-k-probleme-razvivayuschego-obucheniya (дата обращения: 11.01.2022)
3. Арапов К. А. Проблемное обучение как средство развития интеллектуальной сферы школьников / К. А. Арапов, Г. Г. Рахматуллина // Молодой ученый. – 2012. – № 8. – С. 290-294. – URL: https://moluch.ru/archive/43/4806/ (дата обращения: 19.01.2022).
4. Бахир В.К. Развивающее обучение / В.К. Бахир // Начальная школа. – 1997. – № 5. – С. 26.
5. Борытко Н.М. Теория обучения : учебник для студентов педагогических вузов / Н.М. Борытко. – Волгоград: Издательство ВГИПК РО, 2006. – 72 с. – ISBN 5-7087-0020-3.
6. Валеева Э.Р. Использование методов развивающего обучения в процессе профессиональной подготовки / Э.Р. Валеева // Вестник Казанского технологического университета. – 2014. – №18. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-metodov-razvivayuschego obucheniya-v-protsesse-professionalnoy-podg. (дата обращения 11.02.2022)
7. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский ; под ред. В. В. Давыдова. – Москва : АСТ : Астрель, 2008. – 670 с. – ISBN 978-5-17-049976-2.
8. Гуманизация науки и гуманитаризация образования : Науч.-аналит. обзор / Л. Э. Венцковский [и др.]. – Москва: ИНИОН, 1995. – 82 с.
9. Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения. Сборник статей / В.В. Давыдов. – Томск: «ПЕЛЕНГ», 1995. – 144 с. – ISBN 5-88630-025-2.
10. Денисова М. И. Проблемное обучение как фактор реализации развивающих целей обучения математике / М. И. Денисова, Д. Р. Томилин, Н. А. Беспалько // Формирование духовной культуры личности в процессе обучения математике в школе и вузе : Тезисы докладов XX Всероссийского семинара преподавателей математики университетов и педагогических вузов, Вологда, 02–04 октября 2001 года. – Вологда: Легия, 2001. – С. 134. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24747437 (дата обращения: 13.01.2022) – Режим доступа: www.elibrary.ru, свободный.
11. Долбина, И. В. Современные подходы к разработке теории личностно-развивающего обучения / И. В. Долбина // Профессионализм и гражданственность - важнейшие приоритеты российского образования XXI века : Педагогические чтения, посвященные 425-летию со дня рождения Яна Амоса Коменского. Сборник статей, Воронеж, 14 декабря 2017 года. – Воронеж: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области «Воронежский государственный промышленно-гуманитарный колледж», 2017. – С. 179-181. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35676210 (дата обращения: 13.02.2022) – Режим доступа: www.elibrary.ru, свободный.
12. Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальной школе: развивающее обучение : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 031200 (050708) – педагогика и методика нач. образования / Истомина Н. Б. – Смоленск : Ассоциация XXI век, 2005 (ГУП Смол. полигр. комб.). – 271 с. – ISBN 5-89308-193-5 (в пер.)
13. Жуйков С.Ф. Психологические основы повышения эффективности обучения младших школьников родному языку – Москва : Педагогика, 1979. – 184 с.
14. Занков Л.В. Избранные педагогические труды / Л. В. Занков; вступ. ст. Ш. Амонашвили. – Москва: Новая школа, 1996. – 426 с. – ISBN 5-7301-0158-8.
15. Катуржевская О.В. Трансформация идей личностноразвивающего обучения в отечественной педагогике: дис. канд. пед. наук : 13.00.01 / Катуржевская Ольга Васильевна ; науч. рук. Г.Ф. Карпова ; ФГБОУ ВО АГПУ. – Армавир, 2002. – 176 с.
16. Койнова Т.Н. Обеспечение продуктивности методов развивающего обучения младших школьников: дис. канд. пед. наук : 13.00.01 / Татьяна Николаевна Койнова ; науч. рук. В.Г. Васильев ; ГОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет им В П Астафьева». – Красноярск, 2008. – 201 с.
17. Коновальчук, В. Н. Самоопределение учителя начальных классов в условиях современного вариативного развивающего обучения / В. Н. Коновальчук // Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. – 2012. – № 2(22). – С. 25-31. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18101010 (дата обращения: 09.01.2022) – Режим доступа: www.elibrary.ru, свободный.
18. Кузнецова Н. В. Проблемное обучение в образовательном процессе / Н. В. Кузнецова // Современные концепции романо-германской филологии, лингводидактики и межкультурной коммуникации : ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ, Рязань, 12 марта 2021 года. – Рязань: Рязанское гвардейское высшее воздушно-десантное ордена Суворова дважды Краснознамённое командное училище имени генерала армии В. Ф. Маргелова, 2021. – С. 135-140. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46243211 (дата обращения: 17.01.2022) – Режим доступа: www.elibrary.ru, свободный.
19. Куцебо, Г. И. Методика профессионального обучения. Развивающее обучение : Учебное пособие / Г. И. Куцебо. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2018. – 156 с. – (Образовательный процесс). – ISBN 978-5-534-06128-4.
20. Литвинова А. А. Идеи развивающего обучения в наследии И. Г. Песталоцци и А. Дистерверга / А. А. Литвинова // Шаг в науку : Материалы XII Региональной научно-практической конференции студентов и магистрантов ИФМИТО НГПУ, Новосибирск, 26–30 апреля 2021 года. – Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2021. – С. 116-118.
21. Ляпин Д.А. Цели и задачи лаборатории развивающего обучения и современная школа в России / Д.А. Ляпин // Развивающее обучение в современной школе. – 2017. – № 5. – С. 3-6. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30052137 (дата обращения: 11.02.2022) – Режим доступа: www.elibrary.ru, свободный.
22. Махмутов, М.И. Проблемное обучение / М.И. Махмутов - М., 1975. - 364 с.
23. Методы проблемно-развивающего обучения / А. В. Лапшова, Е. А. Челнокова, А. С. Челноков [и др.] // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. – 2020. – № 5(47). – С. 154-159. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metody-problemno-razvivayuschego-obucheniya (дата обращения: 15.01.2022)
24. Мусийчук, М. В. Современные модели развивающего обучения как интеллектуальная активность на основе ментального опыта / М. В. Мусийчук, Р. В. Пуэнтес, Л. Г. Гусева // Научный результат. Педагогика и психология образования. – 2016. – Т. 2. – № 1. – С. 15-21. – DOI 10.18413/2313-8971-2016-2-1-15-21. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26562115 (дата обращения: 11.02.2022) – Режим доступа: www.elibrary.ru, свободный.
25. Педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. – Москва: Издательский центр «Академия», 2002. – 576 с. – ISBN 5-7695-0878-7.
26. Пивень, Н. П. Развивающее обучение как дидактическая основа современной системы профессионального образования / Н. П. Пивень // Актуальные вопросы образования и науки : Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции, Тамбов, 31 января 2018 года. – Тамбов: ООО "Консалтинговая компания Юком", 2018. – С. 120-121. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32665716 (дата обращения: 18.01.2022) – Режим доступа: www.elibrary.ru, свободный.
27. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования : учебное пособие / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. – Москва : Академия, 2007. – 368 с. – (Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности). – ISBN 978-5-7695-3468-3.
28. Поспелов Н. Н. Формирование мыслительных операций у старшеклассников / Н. Н. Поспелов, И. Н. Поспелов. – Москва : Педагогика, 1989. – 151 с. – ISBN 5-7155-0018-4.
29. Репкин В.В. Что такое развивающее обучение / В. В. Репкин, Н. В. Репкина. – Москва : Авторский клуб, 2015. – 140 с. – (Классика развивающего обучения : к 20-летию Международной ассоциации "Развивающее обучение") – ISBN 978-5-906778-06-2.
30. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – Санкт-Петербург : Питер, 2010. – 720 с. – ISBN 978-5-314-00016-8.
31. Рупасова Г.Б. Специфика роли методов в учебном процессе в системе развивающего обучения / Г.Б. Рупасова // Психодидактика высшего и профессионального образования. – Барнаул: Алтайский государственный педагогический университет, 2012. – С. 119-123.
32. Рябич Е.А. Исследовательский метод и принцип развивающего обучения / Е.А. Рябич // Мир науки, культуры, образования. – 2012. – №5. – С. 186-188. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovatelskiy-metod-i-printsip-razvivayuschego-obucheniya (дата обращения: 15.01.2022)
33. Рябцов, С. Н. Проблемное обучение как элемент современной системы развивающего обучения / С. Н. Рябцов, Г. И. Якушева // Психология, педагогика, образование: актуальные и приоритетные направления исследований : сборник статей Международной научно-практической конференции, Оренбург, 11 апреля 2018 года. – Оренбург: Общество с ограниченной ответственностью "ОМЕГА САЙНС", 2018. – С. 188-191. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32771701 (дата обращения: 15.01.2022)– Режим доступа: www.elibrary.ru, свободный.
34. Телешева Т. А. Педагогическая теория Джона Дьюи / Т.А. Телешева // Сидоров С. В. Сайт педагога-исследователя. – URL: http://si-sv.com/publ/16-1-0-288 (дата обращения: 01.02.2022).
35. Титарева Г.А. История развивающего обучения. Развивающее обучение на уроках математики / Г.А. Титарева // Современные научные исследования и инновации. – 2016. – № 6. – URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/06/68763 (дата обращения: 29.01.2022).
36. Селиванова М. Е. Современные направления на основе полисенсорного восприятия в структуре коррекционно - развивающего обучения: полисенсорный и полихудожественный подходы / М. Е. Селиванова // Теоретико-методологические и практические проблемы развития психологии и педагогики : сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции, Стерлитамак, 04 апреля 2018 года. – Стерлитамак: Общество с ограниченной ответственностью "Агентство международных исследований", 2018. – С. 125-127. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32707591 – Режим доступа: www.elibrary.ru, свободный.
37. Скаткин М.Н.. Совершенствование процесса обучения : Проблемы и суждения / М. Н. Скаткин ; Акад. пед. наук СССР. – Москва : Педагогика, 1971. – 205 с.
38. Чарыярова, Г. Дидактическая игра как метод развивающего обучения / Г. Чарыярова // Педагогическая теория и практика: сохраняя прошлое, создаем будущее : Материалы Российской научно-практической конференции, Астрахань, 21 июня 2018 года. – Астрахань: ГБПОУ АО «Астраханское художественное училище (техникум) им. П.А. Власова», 2018. – С. 72-75. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36672884 (дата обращения: 16.01.2022). – Режим доступа: www.elibrary.ru, свободный.
39. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (последняя редакция): принят Государственной Думой 21 декабря 2012: одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 29.01.2022).
40. Шамова Н. В. Метод проекта как тип развивающего обучения / Н. В. Шамова // Научное и образовательное пространство: перспективы развития : Сборник материалов V Международной научно-практической конференции, Чебоксары, 15 апреля 2017 года / Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью "Центр научного сотрудничества "Интерактив плюс", 2017. – С. 97-100. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29158775 (дата обращения: 16.01.2022). – Режим доступа: www.elibrary.ru, свободный.
41. Якиманская И.С. Развивающее обучение – Москва : Педагогика, 1979. – 144 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!