это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3698297
Ознакомительный фрагмент работы:
Почему для одних свобода - заветная цель, а для других угроза?
Основная философская проблема, это значение свободы для человека сегодняшнего дня, индивида современности. Человек современности, получивший освобождение от бремени до-индивидуалистического общества, которое очень ограничивало его личный выбор, не достиг того уровня свободы, при котором, личность достигает максимально возможных интеллектуальных, эмоциональных и сенсорных способностей. Так же можно утверждать, это общество веками предоставляло человеку относительную безопасность, определенные гарантии и, прежде всего, мир. Свобода приносила людям смысловую рациональность их бытия, и как это ни парадоксально, разобщала их, вызвала в них чувство одиночества, а в последствии, появлялось чувство беспомощности и разные фобии. Одиночество тяготит, личность становится перед дилеммой: лишиться ненужной и страшной свободы при помощи следующей подчиненности, либо глубинно прочувствовать, а затем и обрести ту позитивную свободу, базирующуюся на уникальности и индивидуальности любого из нас. Сущность свободного человека требует, чтобы он отвечал за свои действия, и в результате, перед ним стоит важный выбор. С одной стороны, можно пойти по пути «наименьшего сопротивления», и тогда будет «бегство от свободы», избавление от самой свободы и тяжелого бремени личной ответственности, с помощью новой зависимости (т.е. обращение к тоталитаризму). Действительно, человеку психологически легче «каплей литься с массами», почувствовать свое единство с лидером или партией, которая думает и решает за него, защищает его. С другой стороны, есть возможность вырасти до полной реализации свободы, на основе уникальности и индивидуальности каждого. Именно этой дилеммой, не теряющей своей актуальности ни во времени, ни в определенные моменты жизни каждого человека, обусловлен выбор мною данной темы.
Что такое свобода для современного человека? Свобода определяет человеческое существование как таковое, и концепция свободы продвигается со степенью осознания человеком себя, как независимого и обособленного существа. Связь, существующая между индивидуумом и внешним миром, которая существует до того момента, когда процесс индивидуализации приводит к полной изоляции индивидуума, - это то, что Фромм называет «первичными связями» и противопоставляет их новым связям, возникающим после освобождение от первичных зависимостей. В качестве примера, он приводит ребенка, который был связан со своей матерью в первые годы жизни, связь доисторического человека с племенем и средневекового человека с церковью и сословием, к которому он принадлежит. Освобождение от первичных привязанностей, приходит с процессом осознания ребенком своей индивидуальности, и возникновением серии разочарований, что еще больше ускоряет переход к свободе и независимости, по мере их роста. Чтобы прояснить природу этого утверждения, автор исследует два аспекта процесса возрастающей индивидуализации: развитие и интеграцию физической, эмоциональной и интеллектуальной сфер - развитие личности, в основном, в связи с социальными условиями. Второй аспект - это растущее одиночество, которое приходит с освобождением от первичных связей, которые ранее обеспечивали базовое единство с внешним миром и чувство полной безопасности. Возникающее желание преодолеть чувство одиночества, обычно приводит к образованию новых связей, отличных от первичных: стихийных связей с людьми и природой.
В то же время, существует опасное отклонение, которое заключается в том, что индивид, не желая активно налаживать новые связи, стремится вернуться к старым, а поскольку, это физически невозможно, такое подчинение приводит к развитию враждебность и бунт в молодом человеке, направленные против людей, от которых он остаетесь зависимым. Разрыв между процессом индивидуализации, который происходит автоматически, и процессом развития личности, сдерживаемым рядом психосоциальных причин, приводит, согласно Фромму, к сильному чувству изоляции, которое запускает психические механизмы, названные автором механизмами побега. Более того, сравнивая степень развития инстинктов у животных и людей, Фромм приходит к выводу, что человеческое существование и свобода, неотделимы с самого начала, понимая ее как негативную свободу от инстинктивной предопределенности действий. Согласно Фромму, именно биологическое несовершенство человека, привело к возникновению цивилизации. Отношение человека к свободе, отражено в библейском мифе об изгнании из рая. Нарушение установленного порядка - это, по сути, акт свободы, вообще первый человеческий акт. Таким образом, акт свободы (неповиновения) напрямую связан с началом человеческого мышления.
Люди рождаются равными и разными. Это различие связано с врожденными физиологическими и психическими качествами людей, с которыми они начинают свою жизнь; затем накладывается влияние этих обстоятельств и переживаний, которым подвергалось каждое из них. Точно так же, индивидуальная основа личности не может быть идентична какой-либо другой, точно так же, как два разных организма не могут быть идентичными физически. Истинное развитие личности всегда заключается в развитии данной индивидуальной основы; именно органический рост, развитие этого зародыша, характерно для определенного человека и только для него одного. Неестественное развитие человека-робота вынуждает индивидуальную основу принимать форму псевдоличности, которая, состоит по существу из внешних паттернов мысли и чувств. Органическое развитие возможно только при условии максимального уважения к личностным качествам - как чужим, так и своим собственным. Уважение к уникальности, забота о неповторимости каждого человека - самое ценное достижение человеческой культуры.
Согласно Фромму, процесс развития свободы диалектичен: с одной стороны, это человеческое развитие, а с другой - усиление изоляции, ведущее к усилению чувства бессилия. Согласно Фромму, современное общество разработало концепцию проблемы свободы, которая состоит в том, что единственное, что необходимо, - это защищать имеющуюся свободу от сил, которые покушаются на нее, в то время, как необходимо стремиться к свободе, которая позволит человеку, прежде всего, реализовать веру в себя и в жизнь, в целом. Капитализм не только освободил людей от традиционных уз, но и внес большой вклад в развитие позитивной свободы, с другой стороны, капитализм сделал людей еще более одинокими, изолированными, подверженными чувству никчемности и беспомощности. Самой историей человечества предопределен процесс разрыва связей между людьми, через принцип частной инициативы: в католицизме отношение к Богу основано на принадлежности к церкви, протестантизм оставил человека наедине с Богом, вера Лютера была субъективной. Индивидуалистическое отношение к Богу, было психологической подготовкой к индивидуализму человека в мирной жизни.
Вместе с самоутверждением личности, капитализм принес с собой самоотрицание и аскетизм, смыслом жизни стала экономическая активность, финансовый успех и материальная выгода. Принцип работы на накопление капитала, объективно сыграл огромную положительную роль в развитии человечества - именно рост производительных сил позволяет представить себе такое будущее, пишет Фромм, в котором борьба за наибольшее удовлетворение насущных материальных потребностей прекратится, но субъективно, это вынудит человека работать на чужие цели, и усилит тупое чувство личного ничтожества и бессилия.
Доминирование рынка во всех социальных и личных отношениях, привело к тому, что все эти отношения проникнуты безразличием. Личности становятся объектами манипуляции, инструментами. Отношение к работе стало таким же безразличным, производитель не интересуется своей продукцией, он производит только то, что дает максимальную прибыль на вложенный капитал. В то же время, эффект «объективации» в значительной степени проявился в отношении индивида к себе - личность стала товаром, который продается и покупается, в соответствии с законами рынка. Рынок решает, какие качества, в настоящее время сколько стоят, и если у человека нет качеств, которые востребованы, то он, или она, ничего не стоит, как товар, на который нет спроса. Таким образом, уверенность в себе становится прямым отражением того, что рынок думает о конкретном человеке. Есть спрос - индивид считает себя «кем-то», спроса нет - и в его собственных глазах он никто. Среди других факторов, от которых зависело «Я», Фромм назвал престиж и власть, а для тех, у кого ни того, ни другого не было, семья становилась источником личного престижа. Трудно жить с чувством собственной беспомощности, поэтому, человек скрывает его за рутиной своих повседневных дел. Но одиночество, страх и потерянность остаются. Невозможно терпеть их вечно, поэтому, если люди не могут перейти от негативной свободы к позитивной свободе, они пытаются избавиться от нее вообще. В своей работе "Бегство от свободы" Фромм, на мой взгляд, рассмотрев феномен тоталитаризма в рамках проблемы свободы и различив «свободу от…» (негативную) и «свободу на…» (позитивную), внес жизнеспособную концепцию понимания сущности главной проблемы современного человека. Нельзя не согласиться, что обратной стороной "свободы от" является одиночество и отчуждение. Такая свобода тяжкое бремя для любого человека. Фромм гениально описал три типичных невротических механизма "бегства" (психологической защиты) от негативной свободы. Это - авторитарная (выражается в мазохистской страсти к подчинению себя другим или в садистической страсти к подчинению других себе), конформистская (отказ от своей индивидуальности и стремлении быть "как все") и деструктивная (неудержимой тяге к насилию, жесткости, разрушению) разновидности невротического характера. Очевиден тот факт, что современный человек очень сильно страдает оттого, что он стал элементом огромной машины, превратился в простого исполнителя, робота, потерявшего смысл жизни.
Индивидуум, безусловно, должен перестать быть объектом для манипуляций, превратиться из средства в цель. Когда человек осознает все общество в целом, поставит экономическую систему на службу своему счастью, станет активным участником социальной сферы деятельности, только тогда, ему удастся преодолеть гнетущее его чувство одиночества и бессилия. На мой взгляд, важным пунктом, для понимания положения индивида в современном обществе согласно Э. Фромму, являются этические взгляды на экономическую деятельность. Для объяснения этого отношения, он озвучивает две предпосылки - экономические интересы второстепенны и должны быть подчинены подлинному делу человеческой жизни - спасению души, экономическое поведение является одной из сторон личного поведения в принципе, так что на него, как и на другие стороны поведения любой личности, распространяются требования морали.
Итак, отвечая на поставленный вопрос, почему для одних, свобода - заветная цель, а для других угроза, кратко, в виде тезиса я отвечу так – потому что для гармонично развитых, сильных личностей, свобода желанна и необходима как воздух, а для других личностей, с инстинктивной тягой к подчинению, свобода становится непосильным бременем, несущем угрозу самому существованию такой личности.
Список используемой литературы
1. Э. Фромм. Бегство от свободы. [электронный текст]. URL: (ttp://lib.ru/PSIHO/FROMM/fromm02.txt) (дата обращения: 04.01.2022)
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Составить рисковый проект (проектирование объекта по управлению рисками)
Контрольная, Проектный менеджмент
Срок сдачи к 8 дек.
Написать реферат по теме: «Государство всеобщего благоденствия»: концепция К. Мюрдаля.
Реферат, Политические и правовые учения
Срок сдачи к 8 дек.
Административно-правовое регулирования в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних
Диплом, Юриспруденция
Срок сдачи к 5 дек.
Конституционные основы статуса иностранцев и лиц без гражданства в России.
Курсовая, Конституционное право
Срок сдачи к 12 дек.
Физическая культура и спорт в высшем учебном заведении.
Реферат, Физическая культура
Срок сдачи к 6 дек.
Тенденции развития института участия прокурора в арбитражном судопроизводстве.
Курсовая, Прокурорский надзор
Срок сдачи к 15 дек.
Описание задания в файле, необходимо выполнить 6 вариант
Курсовая, Схемотехника
Срок сдачи к 20 янв.
Аристотель, 15 страниц, не менее 5 источников и ссылки указывающие на...
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Нужен реферат на 10 листов
Реферат, Математическое Моделирование Водных Экосистем
Срок сдачи к 11 дек.
Финансовый анализ компании Wildberries - участие компании на рынке ценных бумаг и использование компанией деривативов и валюты в рамках своей деятельности
Доклад, Финансы
Срок сдачи к 11 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!