это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3700243
Ознакомительный фрагмент работы:
ВВЕДЕНИЕ
Тема развития стран Европы и Америки в Новое время является одновременно одной из самых простых и самых сложных тем. Ее актуальность, как научная, так и социальная, остается огромной на протяжении многих и многих столетий. На эту тему, начиная со средневековых авторов только-только рождающейся Европы написано столько, что к XXI в. обработать всю эту информацию не предоставляется возможным. Авторитетные и серьезные мыслители, осмысляющие историю великой (здесь это слово в любом случае звучит без патетики) западной цивилизации, расходятся по своим научным, методологическим, философским, религиозным и политическим взглядам. Таким образом, если мыслить в ключе другого знакового мыслителя XIX в., Георга Фридриха Гегеля, противоположности едины – данная тема изучена от корки до корки – и вместе с тем не изучена совсем.Цель исследования – рассмотреть существующие точки зрения по проблеме особенностей развития цивилизации Европы и США в новое время, а также события наиболее знаковые для западной мысли, политики и культуры. Западные народы – наиболее рефлексирующие (в хорошем смысле слова) народы мира, они постоянно осмысляют и переоценивают свое прошлое и настоящее. Едва ли будет лживой мысль, что западный мир находится в состоянии перманентного кризиса более 500 лет, и несмотря на это (а точнее сказать – именно поэтому) является лидером человеческого прогресса. Хронологические и географические рамки исследования – Европа и США в Новое время. Теория западной цивилизации А.Тойнби и попытки европейской экспансииСогласно теории западной цивилизации А.Тойнби [3], предпосылки европейской цивилизации закладывались в Античности и Средневековье. Однако средневековая европейская цивилизация замыкалась в узкие рамки европейской территории. Ее отношения с Востоком носили спорадический и ограниченный характер и были связаны главным образом с торговлей. Попытки прорыва на Восток в эпоху крестовых походов (XI–XIII вв.) закончились неудачей, и захваченные земли снова перешли к арабо-мусульманской цивилизации.В XV–XVII вв. Европа начинает осваивать Мировой океан: португальцы, испанцы, а вслед за ними голландцы, англичане и французы устремились за пределы Старого Света в поисках богатств, славы и приобретения новых территорий.Благодаря Великим географическим открытиям и колонизации новых территорий началось создание глобальной цивилизации, в которой Европе отводилась главная роль. Европа вышла в океан, создав новый тип цивилизации, с упором на колониально-торговые связи.Экспансия европейской цивилизации за пределы Европы оказала заметное влияние и на внутреннюю жизнь не только завоеванных стран, но и самой Европы: произошла революция в мировоззрении людей, начал формироваться новый тип общественных отношений и новый экономический уклад жизни [3].Одновременно с формированием нового экономического уклада европейских стран стал отчетливо заметен процесс первоначального накопления капитала, источником которого было прежде всего ограбление колоний и ростовщичество, эксплуатация крестьянских хозяйств и особенно городских ремесленников.Таким образом, углубление общественного разделения труда, эволюция частнособственнических отношений способствовали развитию товарно-денежных отношений. Известные на предыдущих этапах развития европейского общества и выполнявшие в условиях господства натурального хозяйства подчиненную роль товарно-денежные отношения в XV–XVII вв. перерастают в рыночную систему хозяйствования. Они проникают во все сферы общественной жизни, выходя за рамки местных и национальных границ, а с развитием морского судоходства и Великими географическими открытиями создают базу и для формирования мирового рынка.В экономической сфере в этот период происходит становление капиталистических общественных отношений. Европейскую цивилизацию этого типа называют техногенной, отличительными чертами которой явились возрастающие потребности производства и интенсивное развитие науки. Ручной труд стал постепенно вытесняться машинным. Использование водяных и ветряных мельниц, применение новых технологий в судостроении, совершенствование огнестрельного оружия, изобретение печатного станка привели к росту производительности труда в промышленности и сельском хозяйстве.Техногенный этап развития цивилизации обусловил также важные сдвиги в организационной структуре производства. На смену ремесленному производству приходит мануфактура, базирующаяся на внутреннем разделении труда [5].В капиталистические общественные отношения постепенно втягивается и крестьянство. В этот период в деревне активно шел процесс раскрестьянивания, т.е. переход сельского хозяйства на аренду и создание фермерских хозяйств. Особенно заметен этот процесс был в Англии в связи с развитием текстильной промышленности.Возрождение (Ренессанс) и Реформация в цивилизационном развитии ЕвропыВ комплексе факторов, приведших к качественным переменам в европейском обществе и способствовавших новому типу цивилизационного развития, важную роль сыграли два явления в ее культуре: Ренессанс (Возрождение) и Реформация.Термин «Возрождение» употребляется для обозначения определенного культурно-мировоззренческого движения, зародившегося в Италии во второй половине XIV в. и на протяжении XV–XVI вв. охватившего все страны Европы.Ведущие деятели культуры того времени заявляли о своем стремлении преодолеть наследие Средневековья и возродить ценности и идеалы Античности.В утверждаемой системе ценностей на первый план выдвигаются идеи гуманизма. Поэтому деятелей Возрождения нередко называют гуманистами. Гуманизм развивается как крупное идейное движение: он охватывает деятелей культуры и искусства, включает в свои ряды купечество, чиновничество и даже высшие религиозные сферы – папскую канцелярию. На этой идейной основе складывается новая светская интеллигенция [8].В искусстве этой эпохи возрождается идеал человека, т.е. понимание его красоты. В литературе, скульптуре и живописи человек изображается с его земными страстями и желаниями. Однако плотское начало в эстетике Возрождения не подавляло духовного, литераторы и художники в своем творчестве стремились изобразить личность, в которой физическая и духовная красота сливались воедино.Для этого периода развития европейской цивилизации характерна также антицерковная направленность художественных, философских и публицистических сочинений деятелей Возрождения.Таким образом, эпоха Возрождения позволила европейцам освоить опыт, накопленный античной цивилизацией, освободиться от оков средневековых ценностей и идеалов, сделать серьезный шаг на пути к формированию новых цивилизационных ориентиров и ценностей. Среди них следует отметить: утверждение достоинства и уважение к человеческой личности; индивидуализм, установку на независимость личности; динамизм, ориентацию на новизну; терпимость к иным взглядам, мировоззренческим позициям [2].Огромную роль в истории европейского общества сыграла также Реформация как широкое социально-политическое и идеологическое движение борьбы против католической церкви, охватившее в XVI в. большинство стран Западной и Центральной Европы.К началу XVI в. католическая церковь стала самой влиятельной международной силой, считавшей себя оплотом существующего строя и начавшейся национальной консолидации. Это повлекло за собой возросшие притязания католической церкви во главе с папой на установление своей политической гегемонии и подчинение светской власти.Во многих европейских странах папские претензии встречали решительный отпор со стороны королевской власти. Раздробленным странам труднее было защищать себя от политических интриг и финансовых вымогательств Ватикана. Этим объясняется то, что ранее всего реформаторское движение началось в раздробленной Германии. Власть римской церкви ассоциировалась с иноземным владычеством и вызывала всеобщую ненависть к католичеству.Другой не менее важной причиной реформаторского движения было стремление реформировать церковь. В результате этого возникло новое направление в христианстве – протестантизм.Например, протестантизм в Германии развивался в двух направлениях: умеренно-бюргерском, лидером которого был Мартин Лютер, и радикально-крестьянском во главе с Томасом Мюнцером. Кульминацией германской Реформации стала Крестьянская война 1524–1526 гг. Ее лидер, Томас Мюнцер, главные задачи Реформации видел в осуществлении социально-политического переворота, в освобождении народа от эксплуатации и удовлетворении его повседневных нужд [8].После поражения радикально-крестьянских сил в Крестьянской войне борьба политических сил привела к образованию двух группировок немецких княжеств: католической и протестантской (в лютеранском варианте). Заключенный в 1555 г. Аугсбургский религиозный мир, провозгласивший принцип «Чья страна, того и вера», означал распространение княжеского суверенитета и на область религии, а следовательно, закрепление германской раздробленности.В других европейских странах реформаторское движение распространялось в формах лютеранства, цвинглианства, а также кальвинизма.В это же время широкое распространение получил кальвинизм (гугеноты) во Франции в 40-е – 50-е годы XVI в., причем его использовало не только торговцы и ремесленники, но и феодальная аристократия в борьбе против королевского абсолютизма. Религиозные, войны, происходившие во Франции во второй половине XVI в., закончились победой королевского абсолютизма с католицизмом в качестве официальной религии.В Англии произошла так называемая королевская реформация. Акт 1534 г. о супрематии, т.е. о верховенстве, в соответствии с которым король стал главой церкви, подвел итоги конфликта английского абсолютизма с папством. В стране утвердилась англиканская церковь, которая стала государственной, а англиканское вероисповедание принудительным. И хотя Английская буржуазная революция проходила под знаменем кальвинизма, который впоследствии распался на несколько течений, и к концу XVII в. государственной церковью осталась англиканская [5].С середины XVI в. католическая церковь в Европе сумела организовать противодействие Реформации. Развернулась контрреформация, которая привела к подавлению протестантизма в части Германии и Польше. Были пресечены попытки реформации в Италии и Испании.И все-таки протестантизм утвердился на значительной части территории Европы. Под его влиянием сформировался новый тип личности, с новой системой ценностей, с новой трудовой этикой, с новой, не столь пышной организацией религиозной жизни. И это, бесспорно, способствовало развитию новых общественных отношений.В Европе не удалось воссоздать империи. Возрождению империи противодействовал прежде всего Ватикан, а после его ослабления – Англия. Действовали и другие, менее заметные факторы, например, складывались различные языковые пространства. Постепенно из средневековой анархии вырастали вольные города, а затем и система наций, правда, без единой духовной европейской столицы.Итальянский философ Николо Макиавелли стал первым всемирно известным европейским политологом. Его часто считают зловещей, демонической фигурой, считают что его трактат «Государь» учит беспринципности и подлости. Но автор видит в этом только долю правды. В книге Макиавелли гораздо больше здравомыслия, чем жестокости и беспринципности. Макиавелли жил в Италии, разодранной внутренними конфликтами и постоянными интервенциями Франции и Испании. Естественно, что лейтмотивом его книги стала мысль, что лучше один сильный и по мере надобности жестокий правитель, чем раздробленность и междоусобица. Вероятно, что он надеялся, что когда-нибудь его книга вырастит такого правителя для Италии. Он посвящает свою книгу «князю», но конкретной личности «князя» не установлено, споры о ней идут до сих пор. Интересен сам начальный посыл книги. Макиавелли пишет, что людям власти часто дарят коней, шелка и драгоценности, но мудрый правитель должен понимать, что знание деяний великих людей прошлого, их опыт, приобретенный столь большими усилиями, является самой драгоценной вещью. Это именно то зерно, из которого затем вырастет афоризм Фрэнсиса Бэкона «Knowledge is power»(Знание – сила), отправная точка европейской философии и науки.Трактат Макиавелли является первым европейским учебником по теории государства, надо сказать, не устаревшим и до сих пор. Макиавелли прямо указывает на социальные, и даже психологические опоры власти. Это легитимность монарха, либо же избранного лица (в республике) основанная на долгой преемственности династии (монархия) либо выборного строя (республика). Это сочетание «пряника», мотивирующего большинство сочувствовать правителю, и «кнута», устрашающего несогласное меньшинство. Это монолитность культуры и языка в государстве. Самое интересное, что несмотря на то, что Макиавелли создал свой труд в XVI в., в его трактате самый минимум религии. И совершенно нет никакого мистицизма, попытки обосновать королевскую власть с божественной точки зрения. Все обосновывается рационально, с помощью знания человеческих душ. Точно так же мыслитель говорит о плюсах и минусах самоуправления и деспотии, двух противоположных способов внутренней политики. По мысли Макиавелли государство, основанное на самоуправлении, более пластично, легче поддается внешнему воздействию и внутренним потрясениям, однако легче восстанавливается после них. Деспотия же выглядит прочно и незыблемо, но получив серьезный удар, как правило, уже не восстанавливается.Книга Макиавелли является уникальным памятником европейской мысли. Стройная логика по системе «событие-анализ-вывод», лишенная иррациональности и мистицизма, вера в то, что человек во многом творец своей судьбы, понимание, что политик не имеет права быть святым, и его максимум – наибольшее благо путем наименьших жертв, проявленная европейцем XVI в., заставляет глубоко задуматься. Это улика, свидетельство того, что Новое время было ознаменовано освобождением, взрослением европейского разума. Если проследить самые основные тенденции европейской истории, то одной из наиболее явных и бесспорных будет тенденция освобождения. Или эмансипации. Процесс освобождения был трудным, долгим и разносторонним. Не завершен он и по сей день. По ходу европейской истории все новые категории населения приобретали различные права и освобождались от разных форм дискриминации. Естественно, существует некоторая специфика определенных стран, например, в Польше и России особую актуальность приобрело освобождение крестьян, а в Испании и Португалии – проблема веротерпимости. Естественно, прогресс был неровным и тернистым, но все же на расстоянии пяти столетий он очевиден. Во всем современном мире на европейскую либеральную демократию льются просто тонны ерничества. Аргументы злопыхателей просты – якобы демократия никак не освободила, а еще больше закабалила людей, что они несвободны по сути…По мысли автора, это опасная полуправда. Да, внутренней, подлинной свободы либеральная демократия человеку не дает. Но критики либерализма вероятно, просто не жили в то время, когда огромные категории населения дискриминировались уже по праву рождения – другая религия, другая национальность, другой пол, другое сословие, другая сексуальная ориентация – список можно продолжать до бесконечности… В течение сотен лет европейцы потом и кровью освобождали одну сферу своей жизни за другой [1].Логично предположить, что первым сегментом жизненного пространства европейца, который был освобожден от влияния прежде нерушимых и зачастую вредоносных догматов, был человеческий разум и совесть. На протяжении почти всего средневековья церковь владела душами прочнее, чем короли – материальным миром. Причем речь здесь идет не столько о христианстве как нравственном учении, сколько об идеологическом господстве Святого Престола.Но на рубеже XV-XVI вв. появляется все больше мыслителей светских, независимых от теологии и богословия. Они смело обращались к темам, что прежде были нежелательны или находились под запретом – свобода человеческой воли, изучение дохристианской древности, создание художественных произведений. Это брожение умов получило название Возрождения. В Италии оно началось значительно раньше, и один из деятелей Ренессанса иронически отмечал бум в области светской литературы, из-за которого писать начали даже те, кто не имел к этому ни малейшего таланта. Церковь теряла монополию на право мыслить. Произошел тектонический сдвиг, хоть и невидимый невооруженным глазом.Затем в истории Европы прошло великое и кровавое событие – Реформация. Реформация расколола Европу на два лагеря, и мечом войны прошлась по многим странам, особенно ее последствия были заметны в Германии, где в религиозных войнах погибла часть населения, куда бОльшая, нежели в мировых войнах ХХ века. Вторым грандиозным полем битвы стали Нидерланды, где война за религию превратилась в войну за независимость самой богатой провинции империи Габсбургов [5].В XVII в. в Англии, которая также понесла тяжелые потери от религиозных конфликтов, произошел новый виток освобождения. Устав от бесконечного кровопролития на религиозной почве, одна из передовых стран Европы, которую К. Маркс назвал «колыбелью европейского свободомыслия», породила первых философов, поднявших проблему веротерпимости. Религиозные противоречия долгое время были куда острее и разрушительнее противоречий национальных и классовых, и поэтому заслуга целой плеяды английских религиозных и светских философов-миротворцев неоспорима.Французский философ Рене Декарт считал разумное сомнение величайшим свойством человека, и даже доказательством его бытия (cogito ergo sum) – «мыслю – значит существую». Английские мыслители XVII в. подвергли разумному сомнению вопросы, на которых до сих пор было неоспоримое табу. Задумавшись о разумности и жизнеспособности христианской религии, они ни в коем случае не бросили вызов христианству, но вывели его на новый уровень. Это чистой воды историческая диалектика – новое вступает в противоборство со старым, убивая его наиболее отжившие формы, но сохраняя и обновляя его суть.Одним из наиболее выдающихся английских философов XVII в. стал Джон Герберт. В своем «Трактате об истине» (1624 г.) Герберт высказал точку зрения, что в христианстве существуют некоторые крайне простые общие понятия, в которых закреплено истинное учение о Боге. Все остальное – сложнейшие обряды культа, целые тома богословия – является позднейшими нагромождениями и искажениями. Принципы Герберта умещаются в один абзац. С ними можно поспорить только с крайне богоборческих позиций. Они стали основой «разумной религии», с сохранением христианской морали, но с куда меньшим градусом религиозного фанатизма и нетерпимости. В истории философии учение Герберта и его последователей получило название «деизм» (вероятно от лат. deus - бог).Следующей масштабной фигурой английской свободной мысли был Джон Локк. Его имя «раскручено» в мировой истории в связи с его огромными успехами как на теоретическом поле – он занимался вопросами познания, что было мейнстримом тогдашней философии, так и на практике – Локк был прекрасным педагогом и удачливым политиком. С именем Джона Локка часто связывают возникновение политического либерализма. Отчасти это суждение имеет право на жизнь. Джон Локк выступал против абсолютной монархии, был идеологом Славной революции 1688 г., положившей начало парламентской монархии Великобритании и превращению последней в могучую мировую державу. То, что Локк в равной степени был сторонником веротерпимости в религии и теории общественного договора в политике, доказывает прочную взаимосвязь между разрушением двух столпов европейского средневековья – единого и всемогущего Бога на небе и единого и всемогущего короля на земле.Следующей вехой на пути освобождения европейской мысли были труды Джона Толанда, который предложил свое, изящное решение вопроса, над которым бились христианские богословы в течение всего средневековья – вопроса разума и веры. По мысли Толанда, истинная вера и разум не противоречат друг другу нисколько, но поддерживают друг друга, поскольку истинная вера предполагает понимание, а вера без понимания – не больше, чем суеверие.«Кто бы ни раскрывал нам что-нибудь, кто бы ни сообщал нам нечто, что мы раньше не знали, его слова должны быть понятны, а дело – возможно. Это правило имеет силу независимо от того, кто сообщает, Бог или человек» - пишет Джон Толанд.Кроме того, в XVI-XVII в. европейцы смогли развязать еще один Гордиев узел христианства – вопрос соотношения человеческой воли и Божьего провидения. И здесь свою роль сыграла уже не столько философия, сколько естественная наука. Может быть, это и преувеличение, но когда европейские ученые совершили свои первые открытия, европейский человек поверил в себя, поверил, что он хозяин, а не гость на своей земле; игрок на своем поле, а не только марионетка высших сил. С другой стороны, первые успехи европейской науки привели к определенным перегибам, вере в науку как «абсолютное оружие», и превращению природы из храма в мастерскую, если говорить категориями одного персонажа русской литературы.В заключение стоит сказать, что начиная с этого периода жизнь Европы начинает ускоряться. Начинается головокружительная гонка прогресса, в которую оказываются вовлечены целые нации. Появляются первые войны, выигранные не на полях сражений, а на университетской скамье и фондовой бирже. Слишком позднее осознание прогресса одной из держав приводит к отставанию от соседей, стагнации и в конечном итоге – поражению. И не случайно те страны, в которых церковь сохранила свое господство над совестью людей, именно с XVII в. начинают утрачивать свое политическое, экономическое и военное могущество. Речь идет прежде всего об Испании и Речи Посполитой, мощнейших государствах своего времени, потерявших всю свою силу по причине излишнего консерватизма верхушки.Ощутимый прогресс европейской естественной науки и рационального познания мира заставил многих поверить в разум как в панацею. Уже современники Просвещения находились под впечатлением прихода новой, светлой эпохи, которая развеет мрак средневекового невежества. Вера французских Просветителей в возможности разума была настолько велика, что самый известный их коллективный труд называется «Энциклопедия», что в переводе с греческого означает «обучение в полном круге», то есть собранные в один литературный труд знания человечества по всем вопросам. Если сделать небольшой плагиат и процитировать название известного фильма, многих европейских интеллектуалов XVIII и XIX в. ослепило «вечное сияние чистого разума» [7].Французские просветители гораздо более бескомпромиссны, чем их английские коллеги и предшественники. Они отбрасывают прошлое, как «темные века». Среди них встречаются атеисты разной степени воинственности (самый известный из них – Поль Анри Гольбах), пытающиеся не сделать религию разумной, но отбросить ее за ненужностью. Они гораздо более радикальны в политике, враждебно относятся к классическому абсолютизму, некоторые из них – республиканцы по взглядам (Руссо), хотя среди них достаточно сторонников «просвещенного абсолютизма» (Вольтер, Гольбах, в Англии – Юм). С этой точки зрения – неудивительно, что эпицентром радикальной фазы Просвещения стала Франция. Именно Франция XVIII в. совмещала в себе с одной стороны богатство, мощь и передовые европейские технологии и идеи, а с другой – целый комплекс феодальных анахронизмов и социальных язв. Опасное сочетание. Хоть и не ленинский, но все же объективный вариант «революционной ситуации».Применяя рациональное познание не только в естественных, но и в социальных науках, просветители пришли к выводу, что нет никаких разумных оснований для угнетения человека человеком по праву рождения. Просветители считали, что люди рождаются равными, хотя равенство в их понимании было очень близко к тождеству. Этот тезис взбаламутил воду в европейском озере – в Восточной Европе появляются первые яркие противники крепостного права. Все больше споров вызывает рабовладение в Африке и Америке. Наконец, главное изобретение французского Просвещения – Конституция, подразумевало важнейшие сдвиги в европейской политике – правила и законы, единые для всех, от правителя до простого гражданина, гарантирующие каждому три естественных нерушимых права [6].«Практические» последствия идей Просвещения колоссальны. Победой североамериканских колонистов начинается борьба колоний за независимость. Более того, идеологи американской революции, Томас Джефферсон и Бенджамин Франклин,при составлении Декларации независимости опирались на идеи французских Просветителей и их английских предшественников. Набирающий обороты аболиционизм приводит к тому, что в конце XVIII-начале XIX в. почти все ведущие европейские державы объявляют запрет работорговли, а в Пруссии отменяется крепостное право. Наконец, в 1789 г. разорвалась первая политическая бомба – была свергнута французская монархия, но от государственного переворота или даже предыдущих революций Великая французская революция отличалась тем, что свергла не монарха как неудобную личность, а Старый порядок, неудобную форму правления. Более того, вместе с монархией были упразднены все сословия вместе с титулами и привилегиями.Цивилизация США в новое времяВ XVII в. в Северной Америке начали возникать английские, французские, испанские, голландские и шведские поселения, которые становились колониями (территориями, находящимися под властью какого-либо государства и лишенными политической и экономической самостоятельности). Европейцы ехали в колонии в основном по двум причинам: из-за аграрного перенаселения Европы и религиозных преследований, ставших следствием Реформации. Вдоль восточного побережья Северной Америки постепенно сформировалась группа английских колоний, к середине XVIII в. их было тринадцать: Массачусетс, Нью-Гемпшир, Нью-Йорк, Род-Айленд, Коннектикут, Пенсильвания, Нью-Джерси, Делавэр, Мэриленд, Виргиния, Северная и Южная Каролина и Джорджия. Экономика колоний была преимущественно аграрной: в северных колониях развивались фермерские хозяйства и хозяйства крестьян-арендаторов, а на юге — крупные плантационные хозяйства, использовавшие труд негров-рабов, завозившихся из Африки. Постепенно в колониях стали развиваться торговля и собственная промышленность, но их развитие сдерживалось метрополией (Великобританией), которая была заинтересована в получении максимальных прибылей от колоний и поэтому стремилась контролировать колониальную торговлю, а развитие некоторых отраслей промышленности запрещала вовсе, продавая в колонии свои собственные товары [10]. В результате Семилетней войны (1756–1763) Великобритания вытеснила из Северной Америки своего главного соперника — Францию, что позволило ей ужесточить свою политику по отношению к американским колониям: в колониях были размещены войска, увеличены таможенные пошлины, введены новые налоги. Это вызвало в колониях протест, выразившийся в неповиновении английским законам и бойкоте английских товаров. Протесты вылились в движение за независимость. Война за независимость (1775–1783) окончилась победой американцев и их союзников французов. 4 июля 1776 г. Континентальный конгресс (съезд представителей всех тринадцати колоний) принял Декларацию независимости США, автором которой являлся Томас Джефферсон. Первоначально новое государство стало конфедерацией со слабой центральной властью и получившими большую самостоятельность штатами. Однако сразу же США столкнулись с целым рядом проблем, из которых важнейшей оказалась финансовая: разрыв традиционных торговых связей с Великобританией и рост долгов штатов приводили к серьезным финансовым трудностям, следствием которых были социальные проблемы. В такой ситуации в 1787 г. была разработана новая (ныне действующая) конституция США [10]. США стали федеративной президентской республикой с сильной властью президента. Президент избирается всеобщим голосованием на четыре года. Законодательная власть принадлежит конгрессу, состоящему из двух палат: верхняя палата (сенат) включает в себя по два представителя от каждого штата, нижняя палата (палата представителей) избирается по мажоритарной системе. Первым президентом США стал командующий американской армией во время Войны за независимость Джордж Вашингтон (1789–1797). Американская «система массового производства» зародилась около 1800 г. в оружейной отрасли. В конце XVIII в. американские промышленники восприняли английскую фабричную систему, при которой большое количество рабочих стало работать в одном месте, а наиболее полное воплощение принцип разделения производственного процесса на мелкие технологические элементы, выполняемые отдельными рабочими получил через более чем сто лет в конвейерной организации труда, которую в 1913 г. внедрил в автомобильном производстве американский промышленник Генри Форд. Производство часов тоже прошло путь от ремесленного к серийному (массовому) производству на протяжении всего XIX в. Лютер Годдар (Luther Goddard), начавший работать в 1809 году в местечке Шрюсбури (Массачусетс, США), смог изготовить в общей сложности около 600 экземпляров часов, а в середине XIX в., в Америке и Европе несколькими фирмами почти одновременно началось массовое производство часовых механизмов. В 1880 г. фирма Girard-Perregaux начала массовое производство наручных часов для нужд армии. Классический вариант механической швейной машинки с иглой, закрепленной в вертикальном положении, появился в США в 1852 г., благодаря талантливому предпринимателю Исааку Зингеру. А к 1880 г. знаменитая компания «Зингер» наладила массовое производство, изготовляя по 500 тыс. швейных машинок в год, обеспечивая ими не только США, но и другие страны [7].Массовое машинное производство быстро росло во второй половине XIX в. и в России. За период 1850–1890 гг. машиностроение возросло в денежном выражении в 100 раз, число рабочих в этой отрасли — в 29 раз. В хлопчатобумажной промышленности, — сумма годового производства увеличилась с 1850 по 1890 г. на 62%, число рабочих — на 75%. Транспорт. Массовое перемещение людей и грузов в XIX веке началось с внедрением железнодорожного сообщения. Оно началось в 1825 г. в Англии постройкой паровоза и первой железной дороги общественного пользования Джорджем Стефенсоном. А в 1846 году английский парламент уже оказался перед необходимостью узаконить стандартную ширину колеи, благодаря чему удалось связать несколько уже построенных к тому времени частных железных дорог страны в единую сеть. В США протяженность железнодорожных путей в 1840 г. была лишь 3106 миль, а в 1860 суммарная протяженность дорог выросла в 10 раз — до 30 тыс. миль (ок. 50 тыс. км)4. В 1880 году протяженность железнодорожных путей была уже 93 тыс. миль (ок. 150 тыс. км). Всеобщее избирательное право также складывалось на протяжении почти ста лет. В частности, английская избирательная система, имевшая влияние на становление избирательных систем в других европейских странах, прошла в XIX в. через ряд реформ. Первая демократизация британской избирательной системы была проведена в 1832 г. В 1867 г. было проведено дальнейшее расширение числа лиц, пользовавшихся избирательным правом. Но только в 1868 г. была введена тайная подача голосов на выборах, а всеобщее голосование (мужчин) — в 1918. Наконец, XIX в. можно рассматривать как время технического усовершенствования и широкой доступности средств распространения и/или обмена информацией. В 1884 г. в США был сконструирован линотип, ускоривший набор текста в 5–6 раз и снявший необходимость в трудоемком ручном наборе. Это была революция в печатном, особенно в газетном деле, обеспечившая массовое производство дешевых изданий. Всю вторую половину XIX в. технологически усовершенствуется фотография, и на рубеже веков конструируется и запускается в производство массовый переносной фотоаппарат. Массовая фотография превращается в общедоступное средство. Появляются многотиражные фотооткрытки. Нарубеже веков начинается эпоха звукозаписи и массового тиражирования плоских граммофонных пластинок. Как можно видеть из этих примеров, слово «массовый» характеризует направленность, общую для большинства общественно значимых видов деятельности во второй половине XIX в. — от текстильной, швейной, обувной промышленности до книгоиздательского и газетного производства, от зрелищ (включая такие новые как кино или спорт) до массового выпуска военной продукции и конфет. Пожалуй, только научные исследования и классические виды искусства оказались к началу ХХ в. еще не втянутыми в процесс головокружительного омассовления. Это произошло с ними в течение первой половины прошлого века. Индустриальный переворот, происшедший в Европе, Северной Америке и в культурно близких к ним странах, в ходе которого был создан мир массового производства, является лишь самой заметной сегодня гранью всеобщего цивилизационного переворота 1870–1920-х гг. За этот период созрели и укрепились в массовом сознании новые убеждения, новые представления о цели и ценности человеческой жизни, были переосмыслены функции семьи, частной собственности и государства [10]. Радикально изменились роли, привычно отводимые религии, искусству, философии, науке. Эти изменения были не только последствиями, но и условиями бурного роста хозяйственной деятельности. В тех странах, где подобные цивилизационные сдвиги происходили медленнее, например, в Российской империи, рост производства и потребления был тоже более сдержанным. В течение десятилетий перемены втягивали все большее число людей, пока в ХХ в. эти новые формы культуры и цивилизации не стали массовыми — как по охвату, так и по существу. Итог этих перемен — наша современная жизнь, на наших глазах принимающая форму всеобщей массовой цивилизации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Тема нашей работы звучала как «особенности развития цивилизации Европы и США в Новое время», а целью было кратко, но вместе с тем развернуто показать ключевые тенденции развития Европы в означенный период.Рассмотрим их еще раз, кратко и тезисно.- Христианство. Христианская религия стала не просто сплавом теологических догматов, но нравственной основой европейского мира. Многие социальные и политические учения, от Возрождения до социализма, отвергая форму христианской религии, добивались осуществления ее содержания – более свободного, счастливого и справедливого мира.- Освобождение. По ходу новой истории Европы все новые и новые категории населения освобождались от преследования по самым разным мотивам. Так, в XVI-XVII вв. доминировал вопрос религиозной терпимости. В XVII-XIX – политической свободы, а в XX веке болезненным и актуальным вопросомстал вопрос социальной справедливости и толерантности к меньшинству.- Национализм. Конец средневековья был ознаменован образованием национальных государств. С тех пор европейский национализм набирал обороты, и дал свои явные плюсы и минусы. Плюсы состояли, во-первых, в том, что противостояние наций подстегивало прогресс, по закону конкуренции. Во-вторых, по ходу противостояния европейские государства выработали определенные правила игры, примером которых служат системы международного права, дипломатический баланс сил и негласное понятие «естественных границ». Минус же состоял в национальной нетерпимости, которая набирала силу и, как джинн из бутылки, выплеснулась наружу во время мировых войн.- Развитие и систематизация экспериментальных наук. С тех пор, как европейский разум освободился из-под жесткого контроля церковных догматов, европейцы начинают постигать законы окружающей их природы, чтобы использовать ее в своих целях. Природа из чего-то непостижимого и сакрального превращается в мастерскую человека. С одной стороны, взлет науки способствовал быстрому развитию экономики, военного дела и повышению уровня жизни. С другой же – наличие оружия массового и даже глобального воздействия, и угроза экологической катастрофы также являются прямым следствием успехов науки.- Капитализм свободного труда. Осуществление на практике теории свободного рынка, в том числе рынка труда позволило построить эффективную экономическую систему. Динамично развивающийся рынок регулировал экономические процессы, способствовал процветанию Европы и расширению европейского влияния на другие континенты. Однако у свободного рынка были и слабые стороны. Во-первых, уверенность, что рынок во всех случаях регулирует сам себя, привела к мировым финансовым и производственным кризисам, начавшимся на рубеже XIX-XX веков. Со временем этикризисы только усиливались, вплоть до Великой депрессии 1929 г., когда европейские и американские политики были вынуждены пересмотреть свое отношение к рынку. Во-вторых, в погоне за прибылью крупные коммерческие предприятия разных европейских держав сталкивались в своих интересах. Это особенно ярко выразилось в колониях. В итоге одной из наиболее очевидных причин Первой мировой войны является передел либо сохранение сфер влияния.- Экспансионизм и глобализация. По мере роста своего могущества европейские державы распространяли свое влияние на другие континенты. Особенно это касается стран Западной Европы и России, хотя принципы экспансии у них отличаются в корне. В результате этих процессов европейские институты государства, науки и культуры в той или иной мере распространились по всей Земле. Или, как сказал Макс Вебер, приобрели «универсальное» (universum – всеобщее) значение.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1895, 2004 (препринт), Вехи // URL: http:// rudocs.exdat.com Европа: вчера, сегодня, завтра. Институт Европы РАН / под ред. Н.П.Шмелева. М.: Экономика, 2002. С. 820–823. Тойнби А.Дж. Постижение истории: Сборник / пер. с англ. Е.Д.Жаркова. М.: Рольф, 2001. Хантингтон С. Политический порядок в меняющихся обществах. М.: Прогресс-Традиция. 2004. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М.: АСТ, 2003.Хоффман С. Столкновение глобализаций // Россия в глобальной политике. 2003. № 1. С. 78–93. Шмелев Н.П. Приоритеты и ценности социально-экономической политики стран Евросоюза. М.: РАГС, 2008. C. 30–37. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Т. 2. Всемирно-исторические перспективы. М.: Мысль, 1998. Europe in world politics // Urgent problems of Europe. M., 2003. Р. 21-41. Halman L. Political Value Change in Western Democracies. Tilburg University Press. 2007. Р. 343–376.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Составить рисковый проект (проектирование объекта по управлению рисками)
Контрольная, Проектный менеджмент
Срок сдачи к 8 дек.
Написать реферат по теме: «Государство всеобщего благоденствия»: концепция К. Мюрдаля.
Реферат, Политические и правовые учения
Срок сдачи к 8 дек.
Административно-правовое регулирования в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних
Диплом, Юриспруденция
Срок сдачи к 5 дек.
Конституционные основы статуса иностранцев и лиц без гражданства в России.
Курсовая, Конституционное право
Срок сдачи к 12 дек.
Физическая культура и спорт в высшем учебном заведении.
Реферат, Физическая культура
Срок сдачи к 6 дек.
Тенденции развития института участия прокурора в арбитражном судопроизводстве.
Курсовая, Прокурорский надзор
Срок сдачи к 15 дек.
Описание задания в файле, необходимо выполнить 6 вариант
Курсовая, Схемотехника
Срок сдачи к 20 янв.
Аристотель, 15 страниц, не менее 5 источников и ссылки указывающие на...
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Нужен реферат на 10 листов
Реферат, Математическое Моделирование Водных Экосистем
Срок сдачи к 11 дек.
Финансовый анализ компании Wildberries - участие компании на рынке ценных бумаг и использование компанией деривативов и валюты в рамках своей деятельности
Доклад, Финансы
Срок сдачи к 11 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!