это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3703895
Ознакомительный фрагмент работы:
Эссе на тему «Проблемы подросткового возраста»
Подростковый возраст – это возраст перемен. Подростки уязвимы, у них могут развиться вредные привычки, которые во взрослом возрасте могут перерасти в серьезные проблемы. Довольно часто у подростков бывают проблемы с поведением, и родители ничего не могут с этим поделать.
Основные характеристики исследуемой проблемы этого периода заключаются в следующем: эмоциональная нестабильность, повышенный интерес к своей внешности, изменение характера отношений к среде и к себе, к родителям, ценностные ориентации, деятельность и увлечения, самоутверждение и самоопределение, непонимание, досуг, любовь, речевая культура, психологическая культура, социальная ситуация развития. Масштабы данной проблемы, на мой взгляд, обширные. Ведь так или иначе любой человек в возрасте от 11-15 лет подвергается кризису подросткового возраста. И это касается не только населения России, но и всего мира. Другое дело, что современное время более сложное, слишком динамичное и современные подростки еще больше нуждаются в помощи для разрешения проблем своего возрастного ценза. Соответственно и охват проблемы так или иначе с каждым годом увеличивается [1].
Подростковый возраст традиционно рассматривается как период отчуждения от родителей, стремления к самостоятельности. В этом возрасте для ребят становится особо значимым мнение сверстников, окружения. Подросток начинает меняться не только внешне, но и внутренне, что зачастую приводит к изменению ценностной структуры личности, отношений с родителями. На первые места по значимости выходят такие ценности как «любовь», «дружба». Подростковый возраст характеризуется выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, связанную с поиском своего места в обществе: подросток начинает интенсивно рефлексировать на себя, на других, на общество, иначе расставляются акценты - семья, школа, сверстники обретают новые значения и смыслы. Отсюда вытекает проблема социальной адаптации подростка. Сложность механизма социальной адаптации связана с взаимодействием двух систем - личности индивида и социальной среды. Эффективность и конечный результат адаптации подростка определяются объективными показателями достижений индивида и субъективной удовлетворенности им своими достижениями в условиях данной социальной среды. А кризис подросткового возраста лишь усиливает данную проблему.
Насколько мне известно Подростковый возраст становится предметом пристального внимания психологов и педагогов в конце XIX - начале XX веков. Несмотря на различие в интерпретациях и взглядах, практически все положения того времени о психическом развитии подростка имеют биологическое обоснование, так как исследователи связывали изменения в развитии личности, в первую очередь, с половым созреванием. При этом объектом исследования социологами и психологами являются подростки в возрасте 11-15 лет, а предметом исследования – актуальные проблемы современных подростков.
Мне известны следующие проблемы, с которыми сталкиваются подростки в подростковом возрасте [2]:
1. иллюзорное ощущение независимости и зрелости;
2. вспыльчивость;
3. закрытость;
4. зависимость от девайсов;
5. попытка доказать собственную важность;
6. невзаимная любовь;
7. отношения с родителями;
8. изменения внешности.
На мой взгляд, для нормального становления личности нужно пройти все этапы и прожить все кризисы. Если кризисные периоды проходят не по сценарию или вообще не проживаются, взросление невозможно. Инфантилизм — основное последствие непрожитого подросткового кризиса.
Но есть и другие:
1. Сложности с самоопределением.
2. Трудности с выстраиванием отношений.
3. Бунт во взрослом возрасте.
4. Следование за толпой.
Кроме того, если кризисы не проживаются, то в итоге уже во взрослом возрасте человек чувствует постоянную неудовлетворенность, недовольство собой и неуверенность в себе. Существуют различные взгляды на кризис в подростковом возрасте. Ученые различных школ и направлений исследуют эту проблему с середины ХІХв.
Так «отец» психологии переходного возраста и детской психологии в целом Стенли Холл, изучая данную проблему, рассматривает ее через основные идеи теория рекапитуляции. Ст. Холл называл подростковый период периодом «бурь и натиска». Основное содержание кризиса подросткового возраста – кризис самосознания, преодолев который человек приобретает «чувство индивидуальности».
Характеризуя подростковый возраст, Э. Шпрангер выделяет хронологические (временные) рамки этого периода для юношей – 14-21 лет; для девушек – 13-19 лет. Он разработал культурно-психологическую концепцию подросткового возраста – это возраст врастания в культуру. Положил начало систематическому исследованию самосознания, ценностных ориентации, мировоззрения подростков [3].
Не менее интересен подход Шарлоты Бюлер к исследованию кризиса в подростковом возрасте. Автор считает, что подростковый возраст определяется на основе пубертатности – период созревания, стадия, в которой человек становится половозрелым. Период до начала пубертатности Ш. Бюлер называет детством человека, а заключительную часть пубертатного периода юностью.
В. Штерн рассматривал подростковый возраст как один из этапов формирования личности. При этом решающую роль формирования личности играет то, какая ценность переживается человеком как наивысшая, определяющая жизнь. В зависимости от того, какая ценность переживается как наивысшая, определяющая жизнь, совершенно по-разному формируется личность. Переживаемые ценности обуславливают тип человеческой личности.
Э. Эриксон считал подростковый возраст самым важным и наиболее трудным периодом человеческой жизни, подчеркивал, что психологическая напряженность, которая сопутствует формированию целостности личности, зависит не только от физиологического созревания личной биографии, но и от духовной атмосферы общества, в котором человек живет, от внутренней противоречивости общественной идеологии. Этот период соответствует кризису идентичности.
С точки зрения Ж. Пиаже в возрасте от 11-12 лет и до 14-15 лет осуществляется последняя фундаментальная децентрация ребенок освобождается от конкретной привязанности к данным в поле восприятия объектам и начинает рассматривать мир с точки зрения того, как его можно изменить.
В подростковом возрасте причины появления психологических проблем могут быть вызваны:
1. Взаимоотношения в семье: это насилие, чрезмерная критика со стороны родителей, навязывание подростку правил жизни, неблагополучная домашняя ситуация (разлад между родителями, давящая атмосфера).
2. Родительство в неполной семье: отсутствие определенных аспектов в воспитании, а также эмоциональная нестабильность (стрессовые ситуации родителя) и вынужденное преждевременное взросление (например, поддержка матери, оставшейся одной).
3. Критика со стороны других или непризнание: подростковый возраст — это процесс самоопределения. Человек начинает понимать, кто он в мире, в городе, в своем окружении; начинает понимать, на что она способна, узнает особенности своей личности. Вот и реализация присущего всем нам желания; чувствовать свою полезность, знать, что живешь не зря. И если некоторые черты подростка не принимаются его окружением, возникает диссонанс и, как следствие, кризис.
Исследование проблем современных подростков представляется особенно актуальной проблемой в ситуации серьезных социальных изменений, когда многие ценности оказываются порушенными, исчезают социальные структуры норм. В кризисные периоды состояния общества подростки оказываются самыми социально неустойчивыми, нравственно неподготовленными и незащищенными. Современные подростки испытывают острый кризис в процессе формирования их жизненных ориентаций. Прежде всего, он проявляется в отсутствии у большинства из них базовых ценностей (смысл жизни, понятие о жизни, духовность, патриотизм и многое другое).
С целью выявления целостного портрета современного подростка, специалистами центра психолого-медико-педагогической помощи «Доверие» г. Ярославля было проведено социально-психологическое исследования, которое было направлено на выявление значимых проблем, которые волнуют современных подростков. Притом объектом исследования выступают подростки, обучающиеся в 7 - 10 классах. А предмет исследования - актуальные проблемы современных подростков. Исследование проводилось с октября 2018 года по апрель 2019 года. Объем выборки - 237 обучающихся средней и старшей школ Дзержинского района города Ярославля [4]. Результаты были следующими: триада проблем «будущее, школа, общение» стабильно заняли первые места. Подросток продолжает оставаться школьником, и учеба по-прежнему остается для него приоритетной. Проблемы, связанные с обучением, поступлением, общением со сверстниками волнуют подростков, на протяжении всех этапах взросления.
В ходе исследования, выявилось, что одни и те же вопросы волнуют подростков на протяжении всех этапов взросления. Так разграничивая респондентов по гендерному критерию, устойчивыми показателями в выборе девочек стали: проблема одиночества, невозможностью выразить свое мнение, внутренние проблемы (комплексы), непонимание окружающих, ненормативная лексика; мальчиков: проблемы с обучением, интернет сети, вредные привычки, зависимость от группы, жестокое отношение в среде сверстников. Следует отметить, что незначимых проблем для подростков нет.
Представленные данные свидетельствуют о неравнодушии современных подростков к проблемам, не только касающимся их лично, но и связанным с обществом в целом. Следовательно, при проектировании работы на основе личностно значимых проблем подростков, педагогам и специалистам предоставляется достаточно широкое поле выбора. Таким образом, перед обучающимися 7-х – 10-х классов стоим много разных задач. С одной стороны, им необходимо включаться во внешнюю деятельность: учеба и отношения (с родителями, сверстниками, учителями), с другой стороны, они погружены в свой внутренний мир, который интенсивно меняется. Достаточно скудный жизненный опыт и описанная выше разнонаправленность задач в сочетании со скачкообразностью развития обучающихся в данный возрастной период, по-видимому, является причиной трудностей и у них самих и у окружающих, которые взаимодействуют с подростками.
Ниже приведены общие меры разрешения проблем во время подросткового периода [5]:
1. Нужно понять, что скрывается за гневом подростка. Он расстроен или находится в депрессии? Возможно, подросток так ведет себя потому, что у его друзей есть вещи, которые он не может себе позволить? А может быть, подростку просто нужно, чтобы его выслушали и не осуждали?
2. Всем подросткам необходимо чувствовать, что их любят. Каждый подросток – это личность с уникальным характером и предпочтениями. Но у всех подростков есть нечто общее. Не важно, насколько ребенок отдалился от родителей, насколько он кажется самостоятельным и какое поведение демонстрирует – он нуждается в родительской любви.
3. Нужно постараться понять, как развивается подросток (Чтение соответствующей литературы/ интернет-ресурсов.
4. Постараться уделять чуть больше времени и внимания подростку. Для него важно быть услышанным. Больше разговаривать необходимо с ним на важные темы, объяснять то, что подросток не совсем понимает.
5. Очень важно сохранить доверительные отношения с ребенком, несмотря на его переменчивое настроение, которое может очень не нравиться родителям. Замечу, что дружбы между родителем и ребёнком строить особо не нужно, потому что у ребёнка и родителя отличное мировоззрение ввиду разницы в возрасте, но доверительные отношения сыграют не последнюю роль.
6. Тактильный контакт, непосредственная ласка, нежность как знак принятия и любви безусловно нужны подростку. Ошибочно считать, что подросток уже вырос и не нуждается в поглаживаниях.
7. В качестве профилактики подростковых девиаций нужен контроль, но не тотальный. Всё-таки потом это может сыграть злую шутку.
8. Атмосфера дружелюбности в семье – это залог того, что у ребенка никогда не проявятся отрицательные типы поведения.
По моему мнению, проблема подросткового возраста сложна и требует обязательно реагирования на нее со стороны семьи и социума. Так, преодоление подросткового кризиса проходит значительно легче, если существует поддержка близких, а особенно родителей. Невозможно вложить свой ум и полностью оградить от проживания такого острого момента развития, но в то же время существует помощь, способная сделать этот период не травматичным. Следует уважать темп, с каким развивается ребёнок, и сколько бы лет ему не было, когда он начинает проявлять самостоятельность, необходимо дать больше ситуаций для реализации появившихся новообразований ответственности, а не продолжать тон обращения как в начальной школе.
В заключении в качестве вывода отмечу, что, не стоит забывать, что подростку во много раз тяжелее, чем окружающим его людям. Он учится быть взрослым, привыкает к изменениям в своем теле и внешности. Преодолевает гормональные скачки и трудности первых отношений. Ему надо понять, кто он и кем станет. В общем, ему не позавидуешь. На мой взгляд, лучшим решение проблемы подросткового возраста является минимизация бесконечных упреков и недовольства ребенком. Нужно постараться оказать подростку максимальную поддержку и принятие, ведь в подростковом возрасте он в этом нуждается как никогда.
Список литературы:
1. Абдулхаликова П.А., Гасанова Б.М. Особенности самосознания проблемных подростков // Материалы VIII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» - URL: https://scienceforum.ru/2016/article/2016021053 (дата обращения: 07.01.2022)
2. С какими проблемами сталкиваются подростки. Московский Институт коррекционной педагогики - URL: https://www.defectologiya.pro/zhurnal/s_kakimi_problemami_stalkivayutsya_podrostki/ (дата обращения: 07.01.2022)
3. Л.А. Семчук, А.И. Янчий. Подходы к изучению кризисов в подростковом возрасте. Возрастная психология: учебно-методический комплекс - URL: https://ebooks.grsu.by/semchuk/tema-8-podkhody-k-izucheniyu-krizisov-v-podrostkovom-vozraste.htm (дата обращения: 07.01.2022)
4. Социально-психологическое исследование проблем современных подростков. МУ Центр «Доверие», Ярославль. 2018-2019 г. - URL: https://resurs-yar.ru/files/opit/261119/3.pdf (дата обращения: 07.01.2022)
5. Трудное поведение подростка: советы родителям. Интернет-проект «Развитие ребенка» - URL: https://childdevelop.ru/articles/psychology/4121/ (дата обращения: 07.01.2022)
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!