Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Система органов государственной экологической экспертизы

Тип Курсовая
Предмет Экспертиза экологических проектов

ID (номер) заказа
3706248

500 руб.

Просмотров
878
Размер файла
342.91 Кб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

ВведениеАктуальность исследования заключается в определении правового содержания государственной экологической экспертизы, а также выявление некоторых проблем правового регулирования соответствующих отношений и разработка предложений по их урегулированию.Процедура экологической оценки воздействия на окружающую среду является одной из наиболее широко применяемых в мире процедур предварительной оценки планируемой деятельности. Суть данного механизма заключается в принятии управленческого решения о реализации планируемой хозяйственной и иной деятельности с учетом возможных негативных экологических, экономических, социальных и иных последствий.По нашему мнению, даже расширение перечня объектов государственной экологической экспертизы, к чему часто призывают экологические активисты и юристы-экологии , не только не решит, но и еще более обострит накопившиеся проблемы.Задача государственной экологической экспертизы заключается в том, чтобы в процессе оценки воздействия на окружающую среду были предусмотрены меры по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов, а также адекватные требования законодательства.Целью работы является определение правового содержания экологической экспертизы, а также выявление некоторых проблем правового регулирования соответствующих отношений и разработка предложений по их урегулированию.Для достижения указанной цели, ставились следующие задачи:1. Рассмотреть правовое понятие, как экологической экспертизы в целом, так и государственной экологической экспертизы в частности;2. Исследовать характеристику правоотношений в области государственной экологической экспертизы;3. Проанализировать порядок проведения государственной экологической экспертизы.Объектом исследования являются экологические правоотношения в сфере осуществления экологической экспертизы. Предмет исследования составляют нормы права, устанавливающие основы осуществления экологической экспертизы. Теоретической основой проведенного исследования выступают научные труды таких авторов, как Боголюбов С.А., Болтанова Е.С., Анисимов А.П., Демичев А.А., Грачева О.С., Дубовик О.Л., Ерофеев Б.В., Хлуденева Н.И., Кукин П.П.Нормативно – правовая основа исследования представлена нормативными правовыми актами в сфере регулирования экологических правоотношений: Конституция Российской Федерации от 12.12.1993г. (в ред. от 05.02.2014), Федеральный закон от 10.01.2002 № 7 – ФЗ (в ред. от 02.07.2021) «Об охране окружающей среды», Федеральный закон от 23.11.1995 № 174 – ФЗ (в ред. от 02.07.2021) «Об экологической экспертизе» и т.д.Структура работы определяется целью и задачами исследования, и включает в себя введение, три главы, анализ правоприменительной практики, методическую разработку, заключение и список использованных источников.1. Теоретические основы органов государственной экологической экспертизы1.1. Понятие, цели и задачи экологической экспертизыОбщие положения об оценки воздействия на окружающую среду предусмотрены Федеральным законом «Об охране окружающей среды». Основным нормативно - правовым актом в области оценки воздействия на окружающую среду является приказ Госкомэкологии Российской Федерации от 16.05.2000 г № 372 «Об утверждении Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации» (далее – Положение).Государственная экологическая экспертиза организуется и проводится федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы (Росприроднадзор) и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.Целями экологической экспертизы являются:1) Определение соответствия намечаемой деятельности требованиям, установленным нормативными правовыми актами РФ и субъектов РФ по вопросам охраны окружающей природной среды.2) Определение полноты выявления масштабов прогнозируемого воздействия на окружающую среду в результате осуществления намечаемой деятельности.3) Определение экологической обоснованности и допустимости реализации намечаемой деятельности.4) Обеспечение достаточности предусмотренных мер экологической безопасности и сохранению природного потенциала.Экологические экспертизы делятся на государственные и общественные. Задачами государственной экологической экспертизы являются определение уровня экологической опасности намечаемой или осуществляемой хозяйственной и иной деятельности, которая может в настоящем или будущем прямо или косвенно оказать воздействие на состояние окружающей среды и здоровье населения. Кроме того, проводится проверка соответствия проектируемой хозяйственной и иной деятельности требованиям природоохранительного законодательства, а также определяется достаточность и обоснованность предусматриваемых проектом мер по охране природы Государственная экологическая экспертиза организуется федеральным специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы или его территориальными отделениями. Название этого органа в нашей стране время от времени меняется. Государственная экологическая экспертиза проводится на основе принципов законности, научной обоснованности, комплексности, гласности и с участием позиции общественности. В ней не должны участвовать лица, заинтересованные каким-либо образом в ее исходе. Для анализа правовых вопросов процедуры государственной экологической экспертизы и проверки законности составления проекта полезно участие квалифицированных юристов.Перечень объектов государственной экологической экспертизы постоянно расширяется государственными органами. Ей подвергаются не только инвестиционные проекты в промышленности. Это и проекты различных государственных планов, программ, концепций, основных направлений и схем размещения производительных сил страны и отраслей народного хозяйства, другая предплановая, предпроектная документация по развитию хозяйственной и иной деятельности, реализация которой может оказать воздействие на состояние окружающей среды. Это могут быть проекты инструктивно-методических и нормативно-технических документов, регламентирующих хозяйственную деятельность, документация по созданию новой техники, технологии, материалов и веществ, в том числе закупаемых за рубежом, ввозимая в Россию и вывозимая из России продукция. В последнее время экспертизе подвергаются также экологическая ситуация в регионе в целом, а не только действующие предприятия и другие объекты, оказывающие влияние на состояние окружающей среды.Система экологических экспертиз - независимая, вневедомственная, состоящая из компетентных, не заинтересованных в ведомственности, в местничестве специалистов, оснащенная современным оборудованием, создается в регионах при комитетах охраны природы. Она набирает опыт, приобретает достойный статус, уважаемый как государственными органами, так и общественностью и предпринимателями. Заключения государственных экологических экспертиз обычно рассматриваются на коллегиях комитетов по охране природы субъектов федерации (иногда их называют комитетами по экологии), а в наиболее важных случаях, когда затрагиваются интересы нескольких субъектов федерации - на заседании коллегии федерального специально уполномоченного государственного органа в области экологической экспертизы.Обобщение экспертной работы приводит к выводам: экологическую экспертизу должны проходить все без исключения проекты и программы, а по инициативе органов местного самоуправления - и ранее принятые программы. Отбор экспертов надо производить из компетентных специалистов, не связанных с заказчиками и исполнителями проектов. Следует обязательно включать в их состав экономистов, юристов, специалистов по системному анализу и теории принятия решений. При этом принципиальное значение имеют:- права граждан и общественных объединений в области государственной экологической экспертизы;- общественная экологическая экспертиза;- процедурные моменты, которые необходимо знать всем участвующим в экспертизах сторонам;- правовые гарантии при экологической экспертизе.Заключение (итоговый документ) общественной экологической экспертизы направляется федеральному органу, отвечающему за государственные экологические экспертизы, и соответствующим территориальным органам, заказчику, органам, принимающим решение о реализации объектов экологической экспертизы, органам местного самоуправления, а также может передаваться другим заинтересованным лицам. Целесообразна публикация основных положений заключения в средствах массовой информации.В случае придания юридической силы заключению общественной экологической экспертизы на руководителя и членов экспертной комиссии общественной экологической экспертизы распространяются требования об ответственности за правильность и обоснованность экспертного заключения в целом и отдельных его положений. Другими словами, руководитель и члены экспертной комиссии общественной экологической экспертизы приравниваются в этом отношении к руководителю и членам экспертной комиссии государственной экологической экспертизы. Ответственность наступает в соответствии с трудовым, гражданским, административным либо уголовным законодательствами. Законами Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» от 19 декабря 1991 г. и «Об экологической экспертизе» от 23 ноября 1995 г. предусматриваются конкретные правонарушения в области экологической экспертизы, влекущие соответствующий вид ответственности.Значимость заключения общественной экологической экспертизы зависит от дискуссионности объекта обсуждения и авторитета общественных экспертов, мотивированности доводов. Надо иметь в виду, что цели и основные приемы и принципы государственной и общественной экспертизы совпадают. Общественная экспертиза наряду с другими задачами имеет целью привлечь внимание государственных органов к конкретному объекту, широко распространить объективную, научно обоснованную информацию об исходящей от него потенциальной экологической опасности, внедрить мысль о необходимости принятия мер по предупреждению этой опасности.1.2. Порядок проведения государственной экологической экспертизыГосударственная экологическая экспертиза проводится при условии соответствия формы и содержания, представляемых заказчиком материалов требованиям Федерального Закона «Об экологической экспертизе», установленному порядку проведения государственной экологической экспертизы и при наличии в составе материалов, подлежащих экспертизе.Данная процедура представляет собой предусмотренный законодательством комплекс действий государственных органов и общественных организаций по рассмотрению документации, связанной с реализацией хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду.Рисунок 1 - алгоритм проведения государственной экологической экспертизыГлавная суть состоит в том, что экологическую экспертизу проводят на этапе планирования хозяйственной или иной деятельности, а не в отношении, например, действующих предприятий. Общий порядок проведения государственной экологической экспертизы детализируется путем определения прав и обязанностей экспертов и указания в законе их гарантий.Правовым последствием отрицательного заключения государственной экологической экспертизы считается запрет реализации объекта государственной экологической экспертизы. Срок проведения государственной экологической экспертизы может быть продлен приказом специально уполномоченного органа в области экологической экспертизы, но не должен превышать 6-ти месяцев для сложной экспертизы.Органом государственной власти РФ и органом государственной власти регионального уровня могут направляться обязательные для исполнения предписания об отмене нормативных актов, которые регулируют отношения в области экологической экспертизы, и отношения об устранении выявленных нарушений. А также о привлечении к ответственности должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению полномочий в области экологической экспертизы объектов регионального уровня. Органы государственной власти субъектов РФ представляют отчетность об осуществлении переданных полномочий в области экологической экспертизы. В случае необходимости данные полномочия могут быть у них изъяты.Федеральными органами исполнительной власти в области экологической экспертизы в настоящее время в зависимости от объекта экспертизы являются Росприроднадзор и Ростехнадзор.После получения документа об оплате начало времени проведения государственной экологической экспертизы устанавливается через 30 дней. Государственную экологическую экспертизу проводит экспертная комиссия, формируемая в зависимости от объекта экспертизы Росприроднадзором, Ростехнадзором либо органом государственной власти субъекта РФ.В течение этого времени экспертное подразделение подготавливает предложения по кандидатурам руководителя и ответственного секретаря экспертной комиссии, а также по срокам проведения экологической экспертизы. С участием руководителя экспертной комиссии составляются предложения по составу экспертной комиссии, и разрабатывается задание на проведение государственной экологической экспертизы. Помимо этого, готовится проект приказа на проведение государственной экологической экспертизы, который направляется руководству министерства или его территориального органа, подготавливается проект календарного плана работы экспертной комиссии и техническое задание руководителям групп. Число членов экспертной комиссии должно быть нечетным и не менее трех.Исполнитель в течение 10 дней после подписания приказа о проведении государственной экологической экспертизы, информирует об этом органы государственной власти и органы местного самоуправления, на территории которых намечается реализация объекта экспертизы. Заключения государственной экологической экспертизы могут быть оспорены в судебном порядке. Повторное проведение государственной экологической экспертизы осуществляется на основании решения суда или арбитражного суда.2. Организационно - правовые основы и оценка экологической экспертизы2.1. Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС)Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) – это процесс, в результате которого принимается экологически ориентированное управленческое решение о реализации намечаемой хозяйственной или иной деятельности посредством:- Оценки существующего состояния компонентов окружающей среды в районе реализации намечаемой деятельности;- Анализа, оценки и учета проектных решений для выявления возможных неблагоприятных воздействий на природную среду и здоровье населения;- Разработки мероприятий по предотвращению и снижению возможного негативного воздействия объекта реализации на окружающую среду.ОВОС проводится при разработке всех альтернативных вариантов.Оценка воздействия на окружающую среду может осуществляется при: разработке материалов по выбору площадки (трассы); разработке технико-экономического обоснования инвестиций; проектов строительства объектов и комплексов.В процессе ОВОС проводится информирование общественности о намечаемой деятельности и ее возможном воздействии на окружающую среду с целью выявления и учета общественных предпочтений.Окончательный вариант материалов по оценке воздействия на окружающую среду утверждается заказчиком, при необходимости передается в составе обосновывающей документации на Государственную экологическую экспертизу в соответствии с ФЗ № 174-ФЗ от 23.11.1995 «Об экологической экспертизе».Оценка воздействия на окружающую среду проводится с целью предотвращения деградации окружающей среды, восстановления нарушенных в результате хозяйственной деятельности природных систем, обеспечение сбалансированности намечаемой хозяйственной деятельности, создания благоприятных условий для жизни людей, выработке мер, снижающих уровень экологической опасности намечаемой деятельности, и служит основой для принятия решений об осуществлении того или иного проекта.В результате разработки ОВОС определяется степень экологического риска планируемой хозяйственной деятельности. Установление уровня экологического риска основано на выявлении устойчивости природной среды к воздействиям (по отдельным компонентам и экосистеме в целом) в периоды нормального режима эксплуатации объекта реализации и аварийных ситуаций.Этапы проведения оценки воздействия на окружающую среду определяются в соответствии с Приказом Госкомэкологии РФ от 16.05.2000 г. № 372.1. Уведомление, предварительная оценка и составление технического задания на проведение оценки воздействия на окружающую среду. Информирование общественности.2. Проведение исследований по оценке воздействия на окружающую среду и подготовка предварительного варианта материалов по оценке воздействия на основе технического задания, прошедшего общественные обсуждения.3. Проведение общественных обсуждений и слушаний (если таковые проводятся) по предварительному варианту материалов по оценке воздействия на окружающую среду объекта. Подготовка окончательного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду.Срок ГЭЭ определяется приказом Росприроднадзора. Он не должен превышать 2 месяца и может быть продлен на 1 месяц по заявлению заказчика, если иное не предусмотрено федеральными законами.Росприроднадзор (экспертная комиссия) составляет календарный план проведения экспертизы. Руководитель и ответственный секретарь экспертной комиссии обеспечивают соблюдение процедуры проведения государственной экологической экспертизы в соответствии с требованиями законодательства об экологической экспертизе и организуют подготовку сводного заключения экспертной комиссии.Заказчик и (или) его представители вправе присутствовать на заседаниях экспертной комиссии, докладывать о характере намечаемой деятельности, а также представлять пояснения и дополнения по объекту экспертизы.ГЭЭ считается завершенной после утверждения заключения, подготовленного экспертной комиссией, приказом Росприроднадзора.2.2. Правовая и нормативно-методическая база экологической экспертизы в РоссииПравовое регулирование эколого-экспертной деятельности как одного из видов экологического менеджмента управления охраной окружающей среды и рациональным природопользованием является одной из основ знаний студента (слушателя), опирающихся на соответствующие законы и подзаконные акты органов власти и управления Российской Федерации. При этом нормативно-методическое регулирование, в свою очередь, опирается на соответствующие нормативные (стандарты, нормы, правила и т.д.) и методические (пособия, инструкции, рекомендации, методики и др.) документы и материалы, разрабатываемые специализированными ведомствами и научными учреждениями. Структура российского законодательства в области экологической экспертизы. В настоящее время систему российского законодательства в области экологической экспертизы и ОВОС составляют: статьи 41 (п.3) и 42 Конституции РФ, целевой федеральный закон "Об экологической экспертизе" и ряд статей (ст. 35-39) базового закона РФ "Об охране окружающей природной среды", являющегося фактически "Основами российского экологического законодательства". Помимо федеральных законов действует ряд конкретизирующих их постановлений Правительства, а также несколько дополняющих указов Президента РФ. На основе Конституции и указанных законов федерального уровня представительными и исполнительными органами власти и управления субъектов федерации, а также органами местного самоуправления постепенно разрабатываются проекты и принимаются на своем уровне соответствующие законы (например, в республике Карелия или в Татарстане), другие правовые акты и административные нормативно-правовые документы соответствующего уровня. Однако данный процесс находится пока в самом начале своего развития.Оба выше указанных закона регулируют в основном государственную ЭЭ, в меньшей степени общественную ЭЭ и практически не касаются ОВОС.Закон «Об охране окружающей природной среды» содержит специальный раздел (разд. V), посвященный в основном государственной ЭЭ, её цели и принципам (ст.35), в т.ч. принципу обязательности (ст.36), объектам (ст.37) и ответственности за невыполнение требований ГЭЭ (ст.38). Специальная статья закона посвящена общественной ЭЭ (ст.39), которая практически не регламентируется им, хотя и ставится в зависимость от государственной экспертизы. Помимо указанных статей закона, напрямую посвященных ЭЭ, в нем присутствует ещё несколько, косвенно относящихся к данной области. Это статьи раздела IV о нормировании качества окружающей среды (ст. 25-34), а также статьи разделов VI и VII (ст. 40-57), посвященные экологическим требованиям, учитываемым в ходе ЭЭ.Федеральный закон «Об экологической экспертизе» развивает нормы предыдущего, более подробно регулирует отношения в области ЭЭ и уже целиком посвящен этому вопросу. В законе впервые дается определение экологической экспертизы вообще, а не только государственной (ст.1), более подробно раскрываются принципы (ст.3) и указываются виды ЭЭ (ст.4). Глава II закрепляет полномочия органов государственной власти и местного самоуправления, в т.ч. Президента, Федерального Собрания и Правительства РФ (ст.5), вопросы ведения субъектов РФ (ст.6) и полномочия органов местного самоуправления в области ЭЭ (ст.9). Кроме того, данная глава, впервые упоминает понятие "специально уполномоченные государственные органы в области экологической экспертизы" распределяет их полномочия, права и обязанности между федеральным (ст.7) и территориальным (ст.8) уровнями.Выше указанные федеральные законы формируют "Основы законодательства в области ЭЭ", но практически, не являясь законами прямого действия, они требуют наличия конкретизирующих и дополняющих их подзаконных правовых актов Правительства РФ, ведомств, субъектов федерации и органов местного самоуправления. К данной нормативно-правовой документации в области ЭЭ и ОВОС (имеющей общефедеральную юридическую силу) относятся следующие подзаконные нормативно-правовые акты, в числе действующих среди которых, отмечаются:- постановления Правительства РФ;- указы Президента РФ;- Международные документы;- Технические документы.3. Совершенствование правового регулирования экологической экспертизы на современном этапе3.1. Актуальные проблемы действующих норм природоохранного законодательстваДля многих субъектов Российской Федерации главной экологической проблемой современности является трудноконтролируемый процесс роста и накопления отходов производства и потребления. Решение этой проблемной ситуации требует сложного комплексного анализа природоохранного законодательства, проецируемого на особенности производственной среды отдельного региона. Однако многие специалисты, работающие в смежных с экологией областях, видят общее решение этой проблемы (как результат процесса снижения объемов накопленных отходов) в апробации новых технологий переработки (обработки) отходов I —V класса опасности и строительстве новых, обустроенных в соответствии с экологическими и санитарными правилами объектов размещения отходов (высокоэффективных полигонов). Необходимо знать, что финансирование и введение в эксплуатацию любого из этих показателей (будь то новая технология обезвреживания отходов или проектирование нового объекта размещения отходов, далее — ОРО) осуществляется только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, выданного федеральным органом исполнительной власти в области обращения с отходами.С позиции экологической практики государственная экологическая экспертиза (далее — ГЭЭ), сложная государственная процедура, характеризуемая множеством требований и нормативных противоречий.Не каждый природопользователь, работающий над реализацией объекта ГЭЭ, знаком со всеми скрытыми требованиями норм действующего законодательства. Проведем анализ нормативных требований, систематизируем и обобщим основные сложности и ошибки, возникающие при организации ГЭЭ.Первая и наиболее популярная группа ошибок может быть названа интерпретационной. Она заключается в неправильной идентификации уровня объекта ГЭЭ (региональный или федеральный) и нарушении (или отсутствии) последовательности этапов проведения государственной экологической экспертизы. Природа данной ошибки заключается в чрезмерной избыточности требований действующего на сегодняшний день (в области организации ГЭЭ) законодательства. Вторая группа ошибок может быть охарактеризована понятием «информационные ошибки». Природа их появления связана с существованием ряда противоречий, отсутствием разъяснений и нормативной привязки в законодательных актах, регламентирующих правовые основы процедурной и предпроцедурной организации ГЭЭ.Таким образом, законодательство об экологической экспертизе не является строго систематизированным. Бесспорно, факт наличия такого массива разрозненных между собой норм об экологической экспертизе при наличии единого специального Федерального закона "Об экологической экспертизе" не может идти на пользу практике правового регулирования, поскольку это порождает определенные правовые коллизии, пробелы и неясности. В частности, возникают нерешенные вопросы о том, к какому уровню экологической экспертизы (федеральный или региональный) относятся экспертизы по объектам, указанным в вышеприведенных отраслевых законодательных актах.Важно отметить нерешенную на сегодня проблему о том, какого уровня экспертиза по таким отраслевым объектам должна проводиться: федерального или регионального. Бесспорно, данное обстоятельство, возникающее из-за разрозненности законодательства об экологической экспертизе по причине отсутствия систематизации, провоцирует, к сожалению, очередную пробельность и коллизионность.В числе проблем использования указанных выше мер можно выделить наличие фактов необоснованного ограничения прав граждан и других субъектов на получение экологической информации. Решение проблем реализации и защиты, конституционно установленных экологических прав представлено не только в науке экологического права, но и в практике его применения.Основными причинами перехода животных, растений и грибов в категорию редких и находящихся под угрозой исчезновения являются деградация и сокращение мест обитания в результате масштабного хозяйственного освоения территорий и прямое преследование со стороны человека, обусловленное какой-либо ценностью самого животного (например, ценная шкура, мясо, дериваты и др.). Серьезную угрозу для многих видов животных, растений и грибов представляют глобальные климатические изменения, последствия воздействия которых до конца не изучены. 3.2. Решение проблем регулирования экологической экспертизыВ качестве наиболее вероятного практического решения первой группы проблем, предлагаем систематизированный, на основании учета действующих нормативных актов и анализа практического опыта омских природопользователей, алгоритм, сформулированный в качестве поэтапной рабочей программы действий.Программа действий природопользователя при осуществлении и реализации процедуры организации ГЭЭ федерального уровня на этапе подготовки комплекта документов:1 этап. В случае принятия потенциального решения о возможном проектировании объекта ГЭЭ природопользователь обязан уведомить заинтересованную общественность (граждан РФ, общественные организации) о том, что начинаются работы по сбору информации, материалов, фактов, рабочих показателей для проведения анализа целесообразности, практической необходимости и осуществления предварительной оценки воздействия потенциального объекта ГЭЭ на окружающую среду (например, строительство нового полигона промышленных, бытовых отходов, содержащего несколько производственных цепочек по обезвреживанию отдельных видов отходов III —V классов опасности на территории Омской области). Информирование в обязательном порядке осуществляется через средства массовой информации (далее — СМИ) трех уровней (федеральную, субъектовую и газету непосредственно населенного пункта). Все желающие могут высказать свое аргументированное мнение о целесообразности или нецелесообразности реализации объекта.2 этап. По результатам предварительной оценки воздействия объекта государственной экологической экспертизы на ОС, анализа общественного мнения, разрабатывается техническое задание (далее — ТЗ) на поэтапное проведение ОВОС (с указанием конкретных сроков, методов и задач). Разработчик и заказчик ГЭЭ также обязаны проинформировать общественность о создании и содержании ТЗ через СМИ трех уровней. Учет общественного мнения выявляется через общественные обсуждения, организацией которых занимаются органы местного самоуправления (например, в г. Омске это администрация города). Форму предполагаемых общественных обсуждений (опрос, анкетирование, общественные слушания, «круглый стол») также назначает орган местного самоуправления. Доступ к ТЗ для общественности открыт на протяжении всего периода проведения ОВОС.3 этап. С момента окончательного формирования и подписания ТЗ начинается основная научно обоснованная проектировочная часть работы (научный анализ в соответствии с утвержденными методиками), потенциального воздействия объекта ГЭЭ на все компоненты окружающей среды.На этом этапе необходимо максимально точно сформулировать наименование объекта ГЭЭ (для того, чтобы его официальное название в технической (проектной) документации, материалах ОВОС не расходилось с названием, указанным, например, в газетах или поручении Федеральной службы по надзору природопользования, или Протоколе общественных обсуждений).После составления предварительного варианта ОВОС природопользователь в тандеме с официальным разработчиком обязан проинформировать заинтересованную общественность о полученных результатах. Схема информирования аналогична описанной во 2-м этапе. В случае выявления квалифицированных и обоснованных замечаний и предложений они должны быть полностью устранены (или включены) в окончательной версии ОВОС.4 этап. Окончательный вариант ОВОС подлежит обязательному общественному обсуждению с населением. Общественные обсуждения организуются органом местного самоуправления в форме общественных слушаний. Информирование граждан РФ о месте и времени проведения общественных слушаний должно производиться также через СМИ трех уровней. Все объективные замечания и предложения, высказанные общественностью, должны быть учтены в окончательной версии ОВОС.На этом этапе природопользователь (заказчик ГЭЭ) должен обратиться в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования (Центральный аппарат Росприроднадзора) для установления территориального органа, который будет проводить официальную процедуру ГЭЭ. Обращаем внимание, что РПН не всегда определяется по территориальному признаку, например, объект может находиться в регионе Сибирского федерального округа, а экспертизу будет проводить территориальный РПН Центрального федерального округа.5 этап. Окончательный вариант ОВОС вместе с остальным обязательным пакетом документов, регламентированным соответствующими нормативными актами, предоставляется в территориальный орган Росприроднадзора для организации и проведения ГЭЭ.Представим эту группу ошибок на конкретных примерах, выявленных фактов противоречий в действующем законодательстве.1. В ст. 11 Федерального закона № 174-ФЗ представлен перечень объектов ГЭЭ федерального уровня. Среди них отдельное внимание следует уделить п. 5) «... проекты технической документации на новую технику, технологию, использование которых может оказывать воздействие на окружающую среду...» и пп. 7.2) «... проектная документация объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I — V класса опасности.» [2]. На практике, в случае внедрения нового способа обработки отхода, перед природопользователем возникает вопрос: как трактовать данную процедуру — как обезвреживание (соответственно необходимо получать соответствующую лицензию на деятельность по обращению с конкретным видом отходов) или как новую технологию? Теоретически оба процесса направлены на деятельность по обработке отходов. На первый взгляд, заманчиво классифицировать объект по п. 5 и избежать последующей процедуры лицензирования. Однако, согласно сложившейся практике при организации ГЭЭ, по объекту п. 5, в составе комплекта документов, представляемого в государственный орган РПН, должен быть представлен сертификат, подтверждающий, что данная технология является новой и уникальной [4]. Информация, кто, когда и при каких нормативных условия выдает данный сертификат, в законодательных документах отсутствует. Непредставление подобного сертификата, доказывающего, что данная процедура по переработке отходов является новой технологией, определяет его как процесс обезвреживания отходов. Следовательно, вся документация, начиная с предварительной подготовки материалов ОВОС и заканчивая представлением в РПН заявления на проведение ГЭЭ (с указанием наименования объекта), подлежит переоформлению по факту недостоверно представленной информации (это означает, что процесс укомплектования документов фактически проводится вновь)2. В пп. 7.2) ст. 11 Федерального закона № 174-ФЗ [2], говорится, что проектная документация объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I—V класса опасности является объектом ГЭЭ. Однако ни в одном нормативном документе, регламентирующем процедуру организации ГЭЭ и проведение инженерных изысканий по выбору объекта размещения отходов, нет прямой ссылки на ст. 12 Федерального закона № 89-ФЗ [5]: «запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон. ». Таким образом, ОРО в обязательном порядке необходимо выводить за границу населенных пунктов. Кроме того, в период формирования пакета документов для организации ГЭЭ необходимо получить разрешение на ввод ОРО в эксплуатацию (актввода в эксплуатацию), в соответствии с п. 1 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ [6]. Прямая ссылка на данное требование российского законодательства в природоохранных актах, связанных с ГЭЭ, отсутствует. Как правило, природопользователь узнает об этих требованиях только из писем-отказов на проведение организации ГЭЭ, выданных Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.3. В ст. 12 Федерального закона № 89-ФЗ [5] говорится, что создание (введение) объектов размещения отходов осуществляется только на основании разрешений (положительных заключений ГЭЭ), выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами. В пп. 7.2) ст. 11 Федерального закона № 174-ФЗ [2] говорится, что проектная документация объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов является объектом ГЭЭ. В ст. 10 Федерального закона № 89-ФЗ [5] говорится, что строительство, реконструкция, консервация и ликвидация предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, эксплуатация которых связана с обращением с отходами (ОРО), допускаются только при наличии положительного заключения государственной экспертизы (далее — ГЭ), проводимой в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, государственной экспертизы проектной документации указанных объектов. В п. 5.1. ст. 6 и ч. 4.1. ст. 49 Градостроительного кодекса РФ [6] говорится, что проектная документация объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I — V, а также результаты инженерных изысканий, выполненные для подготовки такой проектной документации, подлежат ГЭ на федеральном уровне — в Федеральном автономном учреждении «Главное управление государственной экспертизы» (далее — ФАУ «Главгосэкспертиза России») и его территориальных филиалах. Однако, анализируя разъяснения ФАУ «Главгосэкспертиза России», размещенном на официальном сайте [7], проявляется юридический прецедент. Согласно ФАУ «Глав-госэкспертиза России», госэкспертизе подлежит только деятельность, при которой одновременно осуществляется и обезвреживание, и размещение отходов. Если природопользователь осуществляет, например, только размещение отходов на ОРО, то его деятельность государственной экспертизе не подлежит. В данном примере наглядно продемонстрировано противоречие в законодательных актах и правотворческой деятельности двух федеральных органов.С позиции сложившейся практики наказания за неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства РФ в области обращения с отходами (выраженной в форме дисциплинарной, административной, уголовной или гражданско-правовой ответственности) при реализации объектов ГЭЭ, указанных в ст. 11 Федерального закона № 174-ФЗ [2] без положительного заключения, целесообразно получить заключения и государственной экспертизы, и государственной экологической экспертизы.Таким образом, мы представили три примера проявления информационной ошибки, причина проявления которой заключается в наличии противоречий в нормах действующего законодательства.ЗаключениеВ результате изученного материала и проведенного исследования можно сделать следующие выводы. Экологическая экспертиза является одним из инструментов реализации конституционного права на окружающую нас среду. Проведение данного вида экспертизы является одним из основных направлений государственной политики в Российской Федерации в области охраны окружающей среды. Особое место в системе законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды занимает экологическая экспертиза как ключевой превентивный природоохранный инструмент. Так, Федеральным законом № 219-ФЗ был расширен перечень объектов государственной экологической экспертизы, сокращены сроки проведения государственной экологической экспертизы с шести месяцев до трех, а также были приняты иные нововведения.Важным является и то, что в градостроительном законодательстве появилась норма, разграничивающая сферу действия государственной экспертизы проектной документации и государственной экологической экспертизы.Предлагаем исключить требования об установлении срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы, что позволит избежать неоднозначной практики.Одновременно с этим требует совершенствования методическое обеспечение оценки вреда окружающей среде. Отмечается, что в отношении некоторых компонентов природной среды до сих пор отсутствуют соответствующие методики (например, в отношении вреда, причиненного атмосферному воздуху). А также требует скорейшего решения проблема возмещения экологического ущерба, накопленного в результате прошлой хозяйственной деятельности.Отсутствие на федеральном уровне правовой, организационной и финансовой основы для решения проблемы ликвидации прошлого экологического ущерба приводит к тому, что «по умолчанию» оно перекладывается на муниципальные образования, которые с организационной и финансовой точки зрения в наименьшей степени подготовлены к разрешению этих сложных вопросов.В связи с этим представляется необходимым совершенствование и развитие законодательства, регулирующего вопросы выявления и оценки прошлого экологического ущерба, а также распределения ответственности при ликвидации прошлого экологического ущерба.В заключение хочется отметить то, что общественные отношения оценки воздействия окружающей среды и экологической экспертизы тесно связаны между собой, хотя каждое из этих правовых средств выполняет свою функцию в экологическом праве.Список использованных источников1. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (в ред. от 29.07.2018) «Об охране окружающей среды» // Российская газета. 2002. 12 января. Федеральный закон от 23.11.1995 № 174-ФЗ (в ред. от 02.07.2021) «Об экологической экспертизе» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. №16. Ст. 1800.3. Приказ Госкомэкологии России от 16.05.2000 № 372 «Об утверждении Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации» // Российская газета от 01.09.2000 №170. 4. Положение о порядке проведения государственной экологической экспертизы. Утв. Постановлением Правительства РФ от 11.06.96 г. № 698 // Собрание Законодательства Российской Федерации. 1996г. № 40. Ст. 4648. 5. Анисимов А.П. Основы экологического права: учебник и практикум для среднего профессионального образования / А.П. Анисимов, А.Я. Рыженков, С.А. Чаркин. - 6-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт. 2019. 344 с.6. Анисимов А.П. Экологическое право России: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / А.П. Анисимов, А.Я. Рыженков, С.А. Чаркин. - 6- е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт. 2019. 344 с.7. Боголюбов С.А. Актуальные проблемы экологического права: монография / С.А. Боголюбов. - Москва: Издательство Юрайт. 2019. 498 с.8. Демичев А.А., Грачева О.С. «Экологическое право»: учебник: Изд. Прометей. – Москва. 2017. 346 с.9. Кукин П.П. Оценка воздействия на окружающую среду. Экспертиза безопасности: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / П.П. Кукин, Е.Ю. Колесников, Т.М. Колесникова. - Москва: Издательство Юрайт. 2018. 453 с.10. Сборник нормативных правовых актов по экологическому праву. - М.: Щит-М. 2017. 608 c11. Хлуденева Н.И. Экологическое право: учебник для прикладного бакалавриата / Н.И. Хлуденева, М.В. Пономарев, Н.В. Кичигин.- 5-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт. 2019. 229 с.12. Экологическое право: учебник / Б.В. Ерофеев. - 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ИД «Форум»: ИНФАА – М. 2018. 399с.


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
54 132 оценки star star star star star
среднее 4.9 из 5
МФПУ «Синергия»
Работа была выполнена ранее положенного срока, Марина очень хорошо и умело дала понять всю...
star star star star star
РЭУ им.Плеханова
Благодарю Евгению за выполнение работы,оценка-отлично.Сделано -все как положено,грамотно и...
star star star star star
ТУСУР
Спасибо автору, всё выполнено быстро и хорошо. На любые вопросы автор отвечает быстро и по...
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

Составить рисковый проект (проектирование объекта по управлению рисками)

Контрольная, Проектный менеджмент

Срок сдачи к 8 дек.

только что

Решить задачки

Решение задач, Информатика

Срок сдачи к 7 дек.

1 минуту назад
2 минуты назад

Составить иск и отзыв

Контрольная, Литигация

Срок сдачи к 8 дек.

6 минут назад

Конституционные основы статуса иностранцев и лиц без гражданства в России.

Курсовая, Конституционное право

Срок сдачи к 12 дек.

10 минут назад

Физическая культура и спорт в высшем учебном заведении.

Реферат, Физическая культура

Срок сдачи к 6 дек.

10 минут назад

выполнить два задания по информатике

Лабораторная, Информатика

Срок сдачи к 12 дек.

10 минут назад

Решить 5 задач

Решение задач, Схемотехника

Срок сдачи к 24 дек.

12 минут назад

Решите подробно

Решение задач, Физика

Срок сдачи к 7 дек.

12 минут назад

по курсовой сделать презентацию срочно

Презентация, Реклама и PR

Срок сдачи к 5 дек.

12 минут назад
12 минут назад

Описание задания в файле, необходимо выполнить 6 вариант

Курсовая, Схемотехника

Срок сдачи к 20 янв.

12 минут назад
12 минут назад

1 эссе, 2 кейс задачи и 1 контрольная работа

Эссе, Философия

Срок сдачи к 6 дек.

12 минут назад

Нужен реферат на 10 листов

Реферат, Математическое Моделирование Водных Экосистем

Срок сдачи к 11 дек.

12 минут назад

Сделать 2 задания

Решение задач, Базы данных

Срок сдачи к 20 дек.

12 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.