Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Формы участия Прокурора в исполнительном производстве.

Тип Реферат
Предмет Юриспруденция

ID (номер) заказа
3707088

200 руб.

Просмотров
949
Размер файла
59.16 Кб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

Введение
Неудовлетворительное состояние исполнительного производства, увеличение числа обращений взыскателей по поводу нарушений законодательства, допускаемых в процессе совершения исполнительных действий, обусловило необходимость реформирования системы исполнения судебных постановлений, принятия Федеральных законов «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве», образования независимой от суда службы судебных приставов в структуре Министерства юстиции Российской Федерации.В связи с вступлением в силу указанных Федеральных законов на органы прокуратуры в соответствии с Федеральным за-коном «О прокуратуре Российской Федерации» был возложен надзор за исполнением законов при осуществлении судебными приставами своих функций.Данные положения нашли свое закрепление в Федеральном законе «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 01.07.2021).В целях урегулирования деятельности органов прокуратуры при осуществлении прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами Генеральным прокурором РФ были изданы указания «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении полномочий судебными приставами» от 12.05.2009 № 155/7, «О мерах по обеспечению прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении судебными приставами своих функций с целью предотвращения обращения взыскания на имущество мобилизационного значения» от 25 марта 1999 г. № 19/38.Генеральный прокурор РФ Указанием № 155/7 обязал органы прокуратуры осуществлять надзор за исполнением законов судебными приставами.Возложению на органы прокуратуры надзора за исполнением законов судебными приставами-исполнителями предшествовала длительная история развития в России как органов прокуратуры, так и исполнительного производства. При этом методы осуществления прокурорского надзора за исполнением судебных постановлений в течение времени менялись, но его суть всегда оставалась прежней соблюдение требований закона.2. Методика прокурорской проверки службы судебных приставовМетодика прокурорской проверки соблюдения законности судебными приставами-исполнителями включает в себя подготовительные мероприятия, непосредственное осуществление проверочных действий в Службе судебных приставов субъекта РФ и ее территориальных подразделениях, анализ результатов проверки, принятие решения о применении актов прокурорского реагирования.Подготовительные действия заключаются в ознакомлении прокурора с действующим законодательством об исполнительным производстве, указаниями и приказами Генерального прокурора РФ, приказами, методическими указаниями и инструкциями Министерства юстиции РФ.Прокурор должен проанализировать статистические сведения о деятельности территориального подразделения Службы судебных приставов за проверяемый период, сравнить с аналогичным периодом прошедшего года; обращения граждан, поступившие в органы прокуратуры, по вопросам нарушения законодательства об исполнительном производстве судебными приставами-исполнителями.Анализ практики показывает, что при проведении проверки прокурор должен использовать данные предыдущих прокурорских проверок, а также сведения о нарушении действующего законодательства судебными приставами-исполнителями, установленные в процессе рассмотрения гражданских и уголовных дел.При осуществлении надзора за соблюдением законодательства об исполнительном производстве в деятельности Службы судебных приставов субъекта РФ прокурору следует в первую очередь обратить внимание на соответствие правовых актов, изданных органом юстиции субъекта РФ и главным судебным приставом субъекта РФ по вопросам исполнительного производства, федеральному законодательству. Для этого необходимо затребовать и изучить правовые акты (приказы, распоряжения и др.), изданные руководством органа юстиции субъекта РФ, в том числе и главным судебным приставом субъекта РФ, за проверяемый период, а также журналы регистрации указанных правовых актов.Кроме того, нужно проверить законность приказов, изданных по личному составу руководством органа юстиции субъекта РФ и главным судебным приставом субъекта РФ, касающихся деятельности Службы судебных приставов.Важно, чтобы прокурор располагал сведениями о структуре Службы судебных приставов, ее отделах, ознакомился с положениями об этих отделах и должностными инструкциями, если таковые утверждались.По требованию прокурора ему должны быть предоставлены приказы Министерства юстиции РФ и Главного судебного пристава РФ, касающиеся деятельности Службы судебных приставов.Если прокурором осуществляется проверка Службы судебных приставов в целом, а не конкретного направления ее деятельности, то следует проверить деятельность всех отделов, обратить внимание на выполнение руководителями структурных подразделений должностных обязанностей. Для проверки состояния бухгалтерского учета целесообразно привлечь специалистов территориального отделения КРУ Минфина РФ, а также использовать сведения территориального органа Федерального казначейства РФ.Необходимо проверить, как осуществляется органом юстиции субъекта РФ организационное и методическое руководство деятельностью Службы судебных приставов согласно требованиям ст. 7 Федерального закона «О судебных приставах».Нужно также проверить организацию работы в Службе по рассмотрению жалоб на действия судебных приставов-исполнителей в соответствии с полномочиями, предоставленными главному судебному приставу субъекта РФ (ст. 9 Федерального закона «О судебных приставах»).В ходе проверки следует использовать информацию, полученную из районных налоговых органов, по вопросу исполнения судебными приставами-исполнителями постановлений налоговых органов, а также информацию территориального органа Федерального казначейства РФ по поводу своевременности и полноты перечисления районными подразделениями службы судебных приставов 80% отчислений исполнительского сбора в федеральный бюджет согласно Федеральному закону «О федеральном бюджете на 2004 год».Требуется проверить, как осуществляется контроль за деятельностью территориального подразделения Службы со стороны старшего судебного пристава (ст. 10 Федерального закона «О судебных приставах») и главного судебного пристава субъекта РФ (ст. 9 Федерального закона «О судебных приставах»), а так-же организационное и методическое руководство деятельностью территориального подразделения Службы судебных приставов субъекта РФ органом юстиции субъекта РФ (ст. 7 Федерального закона «О судебных приставах»).В процессе проверки территориального подразделения Службы судебных приставов помощнику районного прокурора следует обратить внимание на следующие обстоятельства:1. Законность принятия к исполнению исполнительного документа (ст. 10 Федерального закона «Об исполнительном производстве»):а) соблюдение сроков предъявления исполнительного документа к исполнению (ст. 14 Федерального закона «Об исполнительном производстве»);б) соответствие исполнительного документа требованиям ст. 8 Федерального закона «Об исполнительном производстве»;в) своевременность возвращения исполнительного документа взыскателю либо в суд или другой орган, выдавший исполнительный документ, в случае нарушения требований, предъявляемых к исполнительному документу (п. 1 ст. 10 Федерального закона «Об исполнительном производстве»);г) своевременность направления копии постановления о возвращении исполнительного документа взыскателю, в суд или другой орган, выдавший исполнительный документ (п. 2 ст. 10 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).2. Своевременность вынесения постановления о возбуждении исполнительного производства (п. 2 ст. 9 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).Возникает вопрос, с какого же времени следует исчислять начало указанного 3-дневного срока?Анализ практики прокурорского надзора показывает, что имеют место факты, когда исполнительный лист, поступивший в территориальное отделение Службы судебных приставов, не сразу передается судебному приставу-исполнителю, а может находиться у делопроизводителя или у старшего судебного при-става неопределенное время.В этом случае следует руководствоваться подп. 2.1 п. 2 Инструкции по документационному обеспечению (делопроизводству) исполнительных производств в структурных подразделениях территориальных органов Федеральной службы судебных приставов, утвержденной Приказом Министра юстиции РФ от 31 января 2006 г. № 13, в соответствии с которым поступившие в подразделение судебных приставов исполнительные документы регистрируются делопроизводителем или лицом, отвечающим за регистрацию, в книге учета исполнительных документов в порядке их поступления с присвоением номера, а также в алфавитных указателях учета взыскателей, затем передаются судебному приставу-исполнителю на исполнение под расписку в зональной книге учета исполнительных документов.Таким образом, началом исчисления срока для вынесения постановления о возбуждении исполнительного производства следует считать дату росписи судебного пристава-исполнителя в зональной книге учета исполнительных документов.Прокурор обязан проверить записи во всех книгах учета либо затребовать заверенную выписку из журнала по конкретному исполнительному производству.3. Своевременность направления копии постановления о возбуждении исполнительного производства взыскателю, должнику и в суд (п. 4 ст. 9 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).Своевременность направления судебным приставом-исполнителем копии постановления о возбуждении исполнительного производства сторонам и в суд проверяется путем изучения регистрационных журналов входящей и исходящей корреспонденции территориального подразделения Службы судебных приставов, которые ведутся в порядке, предусмотренном Инструкцией по делопроизводству в Министерстве юстиции РФ, утвержденной приказом Министра юстиции РФ от 30 декабря 2011 г. № 460.При необходимости прокурору следует затребовать из территориального подразделения Службы судебных приставов заверенные выписки из указанных регистрационных журналов.Своевременность направления должнику копии постановления о возбуждении исполнительного производства необходимо также устанавливать с целью проверки законности действий судебного пристава-исполнителя при наложении ареста на имущество должника в соответствии со ст. 51 Федерального закона «Об исполнительном производстве».При этом нужно помнить, что в соответствии с п. 1.5 Инструкции по документационному обеспечению от 31 января 2006 г. № 13 ответственность за организацию и состояние делопроизводства, соблюдение требований настоящей Инструкции в подразделениях судебных приставов несут старшие судебные приставы. Они обеспечивают полноту, точность, своевременность оформления и учета исполнительных производств (документов).4. Соблюдение двухмесячного срока совершения исполнительных действий (ст. 13 Федерального закона «Об исполни-тельном производстве»).Данный срок может быть продлен в случае:а) вынесения судебным приставом-исполнителем постановления об отложении исполнительных действий по заявлению взыскателя или на основании определения судьи в соответствии с п. 1 ст. 19 Федерального закона «Об исполнительном производстве»;б) вынесения судебным приставом-исполнителем постановления об отложении исполнительных действий на срок не более 10 дней в соответствии с п. 2 ст. 19 Федерального закона «Об исполнительном производстве»;в) вынесения судом решения о приостановлении исполнительного производства в соответствии со ст. 24 указанного Федерального закона на срок, установленный ст. 22 Федерального закона, по основаниям, предусмотренным ст.ст. 20, 21 Федерального закона «Об исполнительном производстве» (смерти должника, объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если установленное судом правоотношение допускает правопреемство, а также возбуждения арбитражным судом производства по делу о несостоятельности (банкротстве) должника; утраты должником дееспособности; участия должника в боевых действиях в составе Вооруженных сил РФ, других войск и воинских формирований, созданных в соответствии с законодательством РФ, или по просьбе взыскателя, находящегося в таких же условиях; оспаривания должником исполнительного документа в судебном порядке, если такое оспаривание допускается законом; подачи жалобы в суд на действия органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях; вынесения постановления должностным лицом, которому федеральным законом предоставлено право приостанавливать исполнение судебного акта или акта другого органа, на основании которого выдан исполни-тельный документ, а также исполнение документа, который в силу закона является исполнительным документом, предъявление в суд иска об исключении из описи (освобождении от ареста) имущества, на которое обращено взыскание по исполнительному документу; обращения судебного пристава-исполнителя в суд или другой орган, выдавший исполнительный документ, с заявлением о разъяснении принятого им судебного акта или акта другого органа, а также документа, который в силу закона является исполнительным документом; просьбы должника, проходящего военную службу по призыву в Вооруженных силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, созданных в соответствии с законодательством РФ; нахождения должника в длительной служебной командировке; нахождения должника на лечении в стационарном лечебном учреждении; подачи жалобы на действия судебного пристава-исполнителя или отказ в его отводе; розыска должника, его имущества или розыска ребенка; нахождения должника либо взыскателя в отпуске за пределами места совершения исполнительных действий);г) вынесения судом решения о прекращении исполнительного производства в соответствии со ст. 24 Федерального закона «Об исполнительном производстве» по основаниям, предусмотренным ст. 23 указанного Закона (принятия судом отказа взыскателя от взыскания; утверждения судом мирового соглашения между взыскателем и должником; смерти взыскателя-гражданина или должника-гражданина, объявления его умершим, признания безвестно отсутствующим, если установленные судебным актом или актом другого органа требования или обязанности не могут перейти к правопреемнику или управляющему имуществом безвестно отсутствующего; недостаточности имущества ликвидируемой организации для удовлетворения требований взыскателя; истечения установленного законом срока для данного вида взыскания; отмены судебного акта или акта другого органа, на основании которого выдан исполнительный документ либо документ, который в силу закона является исполни-тельным документом; отказа взыскателя от получения предметов, изъятых у должника при исполнении исполнительного документа о передачи их взыскателю).Двухмесячный срок не распространяется на те документы, исполнение по которым должно быть произведено немедленно.По прекращенному или приостановленному судом исполнительному производству судебный пристав-исполнитель не вправе производить исполнительные действия (п. 2 ст. 24 Федерального закона).5. Соблюдение установленного законом порядка обращения взыскания на денежные средства и иное имущество должника (ст. 46 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).В соответствии с п. 3 ст. 46 Федерального закона «Об исполнительном производстве» налоговые органы обязаны в трех-дневный срок представить судебному приставу-исполнителю необходимую информацию. Аналогичные требования содержатся в п. 3 Порядка взаимодействия налоговых органов Российской Федерации и служб судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации по принудительному исполнению постановлений налоговых органов и иных исполнительных документов, утвержденного совместным Приказом Министерства РФ по налогам и сборам и Министерства юстиции РФ от 25 июля 2000 г. № ВГ-3-10/265/215.Проанализировав информацию, поступавшую к судебному приставу-исполнителю, прокурору следует проверить соблюдение очередности взыскания по исполнительному документу согласно ст. 46 Федерального закона «Об исполнительном производстве».6. Выполнение требований закона о розыске в соответствии со ст. 28 Федерального закона «Об исполнительном производстве».7. Соблюдение требований закона при возвращении исполнительного документа взыскателю согласно ст. 26 Федерального закона «Об исполнительном производстве».8. Соблюдение требований закона об окончании исполнительного производства в соответствии со ст. 27 Федерального закона «Об исполнительном производстве», где приводится исчерпывающий перечень оснований для окончания исполнительного производства.9. Соблюдение требований закона при наложении ареста на имущество должника в соответствии со ст. 51 Федерального закона «Об исполнительном производстве», а также требований ст. 50 Федерального закона «Об исполнительном производстве» и ст. 446 ГПК РФ, устанавливающих перечень имущества, на которое не может быть обращено взыскание по исполнительным документам. При этом следует проверить соблюдение ст. 39 указанного Закона, в соответствии с которой требуется обязательное присутствие понятых при совершении указанных исполнительных действий, положений ст.ст. 51, 53, 59 данного Федерального закона, определяющих порядок ареста, хранения и реализации имущества должника, а также постановлений Правительства РФ «Об утверждении Положения о порядке и условиях хранения арестованного и изъятого имущества» от 7 июля 1998 г. № 723 при совершении исполнительных действий по изъятию имущества должника и передаче его на хранение.10. Разграничение ответственности должника за неисполнение исполнительного документа неимущественного и имущественного характера (ст.ст. 73-76, 85, 87 Федерального закона «Об исполнительном производстве»):Федеральный закон «Об исполнительном производстве» предусматривает уголовную ответственность граждан и должностных лиц за неисполнение без уважительных причин исполнительного документа (п. 3 ст. 85 и п. 3 ст. 87 Федерального закона).Субъектом преступления, предусмотренного ст. 315 УК РФ, является представитель власти, государственный служащий, служащий органа местного самоуправления, служащий государственного или муниципального учреждения, коммерческой или иной организации. Судебный пристав-исполнитель не является субъектом данного вида преступления.11. Обжалование действий судебного пристава-исполнителя в судебном порядке (ст. 90 Федерального закона «Об исполнительном производстве») и в порядке подчиненности (п. 2 ст. 10, п. 1 ст. 9 Федерального закона «О судебных приставах»).12. Ответственность судебного пристава-исполнителя. Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона «О судебных приставах» судебный пристав является должностным лицом, состоящим на государственной службе. Следовательно, на него распространяется законодательство о государственной службе и меры дисциплинарной ответственности, установленные данным законодательством.Кроме того, в соответствии с полномочиями, предоставленными главному судебному приставу субъекта РФ (п. 1 ст. 9 Федерального закона «О судебных приставах»), он вправе наложить на судебного пристава-исполнителя взыскание за нарушение трудовой дисциплины.Поскольку судебный пристав-исполнитель — должностное лицо, он является субъектом преступлений, предусмотренных ст. 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочия-ми), ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий), ст. 289 УК РФ (незаконное участие в предпринимательской дея-тельности), ст. 290 УК РФ (получение взятки), ст. 291 УК РФ (дача взятки), ст. 292 УК РФ (служебный подлог), ст. 293 УК РФ (халатность).3. Прокурорский надзор и контроль органов юстиции за исполнением судебных постановлений по гражданским деламФедеральным законом «О судебных приставах» (ст. 5) Служба судебных приставов включена в систему органов Министерства юстиции Российской Федерации.До вступления в законную силу Федеральных законов «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве» организация принудительного исполнения и порядок деятельности судебных исполнителей регламентировались в основном нормами Закона о судоустройстве РСФСР от 8 июля 1981 г., ГПК РСФСР 1964 г. (раздел V), Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации от 4 декабря 1993 г., Инструкцией об исполнительном производстве Министерства юстиции СССР, введенной в действие с 1 апреля 1986 г.Судебные исполнители состояли при районных судах (ст. 348 ГПК РСФСР, ст. 77 Закона о судоустройстве РСФСР) и находились в двойном подчинении. Они назначались на должность руководителями органов юстиции субъектов Российской Феде-рации, их работу организовывали председатель районного суда (п. 5 ст. 26 Закона о судоустройстве РСФСР) и Министерство юстиции Российской Федерации (п. 6 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации), а контроль за их работой осуществлялся судьей районного суда (ст. 349 ГПК РСФСР).ГПК РСФСР законодательно закреплял в исполнительном производстве преимущество государственной формы собственности (гл. 40). По спорам неимущественного характера судебный исполнитель выполнял лишь обязанности регистратора неисполнения требований исполнительного документа должником (ст. 406 ГПК РСФСР).Большинство норм об исполнительном производстве в период судебной реформы утратили свою действенность, чрезмерная загруженность судей районных судов привела к бесконтрольности действий судебных исполнителей, к нарушению прав сторон в исполнительном производстве.По данным Министерства юстиции Российской Федерации, в 1996 г. (последнем году перед принятием нового законодательства о принудительном исполнении) реальное исполнение составляло: по числу оконченных исполнительных документов - 35%, по взысканным денежным суммам - 26,3%.Основной причиной сокращения количества исполняемых решений являлась нереформированность нормативной базы исполнительного производства, которая закрепляла организационную структуру принудительного исполнения, не отвечающую новым задачам, не обеспечивала равенство защиты всех форм собственности, не предоставляла судебным исполнителям правомочий, достаточных для обеспечения принудительного исполнения поступающих им на исполнение документов, и не позволяла улучшить кадровой состав Службы.Судебная реформа должна была затронуть и систему принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, по которым закон допускает принудительное исполнение.Принятие Федеральных законов «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве» явилось важнейшей частью судебной реформы и предпосылками для дальнейшего развития и совершенствования нормативно-правовой базы принудительного исполнения.Концепция Федерального закона «О судебных приставах» предполагала сформировать Службу судебных приставов к 1 января 2000 г. как относительно автономный (в рамках Министерства юстиции РФ) правоохранительный орган, организационно-штатная структура и объем полномочий которого позволили бы обеспечить эффективное выполнение функции принудительного исполнения судебных актов и ряда иных право-охранительных функций, отнесенных к ее компетенции.Однако в ряде норм Федерального закона «О судебных при-ставах» данная Концепция была закреплена правовыми нормами компромиссного характера. В результате организационное устройство и объем полномочий Службы судебных приставов по ряду позиций в настоящее время не отвечают требованиям времени и потребностям практики.Например, ни одно из структурных подразделений Службы судебных приставов не обладает ныне статусом юридического лица. Между тем уже сам факт выделения судебных приставов из структуры судебных учреждений, преобразование их в организационно оформленный институт исполнительной власти и вытекающая отсюда необходимость решения всех связанных с существованием любой подобной организации задач (кадровых, материально-технических, финансовых и других) объективно требуют наличия статуса юридического лица. Таким статусом должны обладать Служба судебных приставов Министерства юстиции РФ и службы судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации.Высказанные Министерством юстиции РФ предложения по поводу законодательного решения вопроса о предоставлении органам юстиции права производства дознания и предварительного следствия по делам, связанным с деятельностью судебных органов, в соответствии с обязанностями, возложенными на судебных приставов законом (обеспечение порядка в помещениях судов, обеспечение безопасности участников судебного процесса, предупреждение и пресечение правонарушений, вы-явление и задержание нарушителей, розыск должников, уклоняющихся от исполнения судебных решений, розыск принадлежащего им имущества и денежных средств), нашли свое закрепление в ст. 40 УПК РФ.Путем издания ведомственных актов Министерство юстиции РФ осуществляет организационное и методическое руководство деятельностью соответствующих служб судебных приставов. Данное руководство осуществляется через главных судебных приставов субъектов Российской Федерации.В соответствии с предоставленными полномочиями, сформулированными в ст. 9 Федерального закона «О судебных приставах», главный судебный пристав субъекта Российской Федерации руководит деятельностью Службы судебных приста-вов субъекта РФ и образующих ее подразделений судебных приставов, координирует и контролирует их деятельность, организует выполнение приказов, методических указаний и инструкций Министерства юстиции Российской Федерации, а также приказов, указаний и распоряжений Главного судебного пристава Российской Федерации, рассматривает жалобы на действия судебных приставов в порядке подчиненности и т. д.Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» возлагает на прокуратуру надзор за исполнением законов федеральными министерствами, иными федеральными органами, органами контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов; надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, иными федеральными органами исполнительной власти, органами контроля, их должностными лица-ми (ст. 1).Таким образом, прокуратура осуществляет надзор не только за деятельностью судебных приставов, но и за деятельностью органа юстиции, в структуру которого входит Служба судебных приставов, а также за деятельностью Главного судебного при-става РФ, главных судебных приставов субъектов РФ и возглавляемых ими аппаратов.Генеральный прокурор РФ в приказе «О внесении изменения в приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 07.12.2007 N 195 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» от 31 августа 2021 г. № 508 обязал прокуроров, осуществляющих надзор за исполнением законов контролирующими органами, первостепенное значение придавать выполнению ими обязанностей по выявлению и пресечению правонарушений, требовать в необходимых случаях выделения специалистов для выяснения возникших вопросов, проверять законность и полноту принятых этими органами мер по устранению нарушений и привлечению виновных к ответственности, в случае бездействия органов контроля решать вопрос об ответственности их руководителей (п. 9), конкретными и систематическими действиями реализовывать приоритетное направление прокурорского надзора - соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, органами контроля и другими органами, их должностными лицами (п. 10).Принципиальное различие органов прокуратуры и органов контроля состоит в том, что прокуратура является универсальным органом правозащиты, охранителем законных прав и интересов граждан, юридических лиц, общества и государства. На прокуратуру возложен надзор за исполнением законов различными субъектами правоприменения, включая правоохранительные и контролирующие органы. Все остальные органы осуществляют не надзор, а функцию контроля за соблюдением (исполнением) законов в соответствующих сферах правовых отношений.«Обеспечение прокурорского надзора за исполнением законов органами государственного контроля является одной из актуальных задач укрепления законности и правопорядка. В настоящее время особую ценность представляет надзорная деятельность органов прокуратуры, связанная с проверкой исполнения законов, регулирующих конкретные механизмы осуществления экономической реформы, перехода к рыночным отношениям, охраны прав граждан»7.Надзор за исполнением законов всеми контролирующими органами должен являться приоритетным направлением и осуществляться независимо от наличия конкретных материалов и данных о нарушениях закона. Особенно это касается надзора за соблюдением законов контролирующими органами при принятии ими правовых актов. Нормативная упорядоченность всего комплекса взаимоотношений прокуратуры и контролирующих органов всех видов создает важный элемент системы обеспечения законности.Характер взаимоотношений прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами и контроля за их деятельностью со стороны органа юстиции, в том числе через главного судебного пристава, должен обуславливаться взаимными правами и обязанностями, которые должны четко корреспондировать между собой.Действующее Положение о Министерстве юстиции РФ, утвержденное Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1313, не наделяет Министерство и органы юстиции субъектов Российской Федерации такими полномочиями.Прокуратура обязана информировать орган юстиции о мерах, принятых ею по представленным материалам и информации о фактах нарушений закона в деятельности судебных приставов; способствовать тому, чтобы орган юстиции в полной мере использовал свои полномочия по устранению правонарушений и привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности, а также направления в прокуратуру материалов, по которым необходимо вмешательство прокуратуры.Важно установить в нормативном порядке полномочие прокурора направлять в орган юстиции результаты проведенной им проверки, по которой не возникли необходимость и основания возбудить уголовное дело, привлечь лицо к уголовной ответственности, но имеются основания привлечь такое лицо к административной, дисциплинарной, гражданско-правовой ответственности. Этому полномочию (праву и обязанности) прокурора должна соответствовать установленная в законе обязанность контролирующего органа принять надлежащие меры и уведомить о том прокурора.Действующее законодательство об исполнительном производстве, не предоставляющее право главному судебному при-ставу субъекта РФ и старшему судебному приставу районного подразделения Службы судебных приставов отменять незаконные решения, постановления, действия судебного пристава-исполнителя в порядке подчиненности, ставит прокурора в затруднительное положение. Поскольку ни главный судебный пристав субъекта РФ, ни старший судебный пристав районного подразделения Службы судебных приставов указанными полномочиями не наделены, протест прокурора, принесенный на незаконное постановление судебного пристава-исполнителя, может не дать желаемого результата. Следовательно, прокурору остается обращаться в суд с заявлением в процессуальном порядке. По указанной причине процент опротестования прокурорами постановлений судебных приставов-исполнителей крайне низок. Самой распространенной формой прокурорского реагирования остается представление.Эффективность прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами неразрывно связана с эффективностью контроля за их действиями со стороны главного судебного пристава субъекта РФ и деятельностью органа юстиции РФ по осуществлению организационного и методического руководства Службой судебных приставов.4. Прокурорский надзор и судебный контроль за исполнением судебных постановлений по гражданским деламОсуществление правовой реформы, укрепление самостоятельности и независимости судебной власти в Российской Федерации привели к значительному расширению сферы судебного контроля за соблюдением законности, прав и свобод граждан.В то же время правосудие не заменяет и не подменяет прокурорский надзор, а судебная система не может и не должна выполнять надзорные функции прокуратуры, поскольку суд в силу многих причин весьма ограничен в своих возможностях.Осуществляя надзор за исполнением законов судебными приставами, прокурор обеспечивает защиту интересов государства и общества, содействует правильному и быстрому исполнению исполнительных документов, так как государство непосредственно заинтересовано в реализации принятых судебных актов.ГПК РФ предоставляло прокурору право обращаться к судебному исполнителю с заявлением о начале исполнительных действий (ст. 351), приносить протест на действия судебного исполнителя (ст. 428).Статья 45 ГПК РФ предоставляет прокурору право обращаться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан (если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд), в защиту неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.Вместе с тем ни ст. 45 ГПК РФ, ни приказ Генерального прокурора РФ «Об обеспечении участия прокуроров в гражданском и административном судопроизводстве» от 11 января 2021 г. № 2 не обязывает прокурора участвовать в гражданском судопроизводстве при рассмотрении судом жалоб на действия судебных приставов-исполнителей.Представляется, что рассмотрение судами жалоб на совершение исполнительных действий судебными приставами-исполнителями или отказ в совершении таких действий должно производиться судами с обязательным участием прокурора, что будет являться дополнительной гарантией защиты прав граждан, интересов Российской Федерации, субъекта РФ, муниципальных образований.Задача прокуратуры на стадии исполнения судебных актов двуедина: с одной стороны, прокурор обязан осуществлять надзор за законностью действий органов исполнения, чтобы исключить нарушение прав и законных интересов сторон и других лиц, участвующих в процессе, с другой  он должен оказывать необходимое содействие органам исполнения и лицам, участвующим в исполнении.Деятельность прокурора в исполнительном производстве не тождественна деятельности сторон: поскольку прокурор защищает государственные и общественные интересы, он не наделен правом заключать мировое соглашение и совершать другие распорядительные действия, предусмотренные для взыскателя гражданским процессуальным законодательством и законодательством об исполнительном производстве.Как уже указывалось, судебные приставы-исполнители не входят в судебную систему и суды не руководят их деятельностью. Вместе с тем решение таких вопросов, как восстановление пропущенного срока предъявления исполнительного документа к исполнению, отсрочки или рассрочки исполнения, приостановление и прекращение исполнительного производства, сокращение установленных законом сроков приостановления исполнительного производства, отложение исполнительных действий на срок более 10 дней, изменение способа и порядка исполнения исполнительного документа, выданного судом, обращение взыскания на имущество должника, находящееся у других лиц, является компетенцией суда.Кроме того, суд по находящемуся у судебного пристава-исполнителя исполнительному производству рассматривает: обращения судебного пристава-исполнителя с заявлениями о разъяснении требований, содержащихся в исполнительном документе или ином принятом судом судебном акте; заявления взыскателя о восстановлении пропущенного срока для предъявления исполнительного документа к исполнению; исковые заявления об освобождении от ареста и исключении из описи имущества, арестованного в процессе исполнительного производства.О наличии процессуальной преюдиции между судом и судебным приставом-исполнителем свидетельствует тот факт, что совершению ряда исполнительных действий судебного пристава-исполнителя должно предшествовать соответствующее решение суда. Это относится к вынесению постановления об от-мене назначенных мер по принудительному исполнению судебного акта в связи с вступлением в силу определения суда о прекращении исполнительного производства; вынесению постановления об окончании исполнительного производства путем его прекращения или возвращения исполнительного документа без исполнения по требованию суда; вынесению постановления об обращении взыскания на имущество должника, находящееся у других лиц; вынесению постановления об освобождении имущества от ареста или исключении его из описи.По мнению И. Б. Морозовой и А. М. Треушникова, «исполнительное производство должно оставаться составной частью гражданского судопроизводства, осуществляться под процессуальным контролем суда, который определяет правомерность действий судебного пристава-исполнителя по исполнению исполнительных документов… Оторванность судебных приста-вов-исполнителей от судебного контроля может только усугу-бить проблему коррупции в системе принудительного исполнения судебных и несудебных актов… Выведение принудительного исполнения из-под контроля суда не прибавляет эффективности исполнительному производству, хотя это являлось основной целью принятия новых законов».Высказывается и противоположное суждение о том, что было бы правильным и своевременным полнее провести в законе принцип отделения исполнительного производства от гражданского процесса. Разрешение таких вопросов, как приостановление, возобновление, прекращение, отложение исполнительных действий на срок более 10 дней (ст.ст. 19, 24 Федерального за-кона «Об исполнительном производстве»), предлагается пере-дать в ведение судебного пристава-исполнителя, которому законом предоставлено право возбуждения исполнительного производства (ст. 9 Федерального закона) с учетом следующих обстоятельств.«Суды далеко не всегда своевременно решают эти вопросы. Освобождение их от этих обязанностей по исполнительному производству способствовало бы некоторому снижению загруженности судов и позволило бы судебным приставам-исполнителям более оперативно выполнять свои обязанности по исполнительному производству. Опасения противников этих предложений, что судебные приставы-исполнители могут что-то сделать не так, нарушить закон, безосновательны. Действия судебного пристава-исполнителя, помимо внутриведомственного контроля и прокурорского надзора за соблюдением законов, постоянно контролируются сторонами исполнительного производства, которые имеют право обжаловать в суд любые действия судебного пристава-исполнителя по исполнительному производству».Если сравнивать судебный контроль и прокурорский надзор в стадии принудительного исполнения судебных постановлений по гражданским делам, то между ними, несомненно, обнаруживаются различия. Главное состоит в методах и формах прокурорского надзора и судебного контроля. Прокурор осуществляет надзор в основном путем проведения проверок и принятия мер прокурорского реагирования при обнаружении нарушений требований закона в действиях судебного пристава при исполнении судебных постановлений по гражданским делам, в том числе путем обжалования незаконных действий судебного пристава-исполнителя в судебном порядке.Судебный контроль осуществляется путем рассмотрения и разрешения возникающих в принудительном исполнении правовых вопросов, санкционирования действий судебного пристава-исполнителя по исполнению судебных постановлений по гражданским делам в соответствии с нормами гражданско-процессуального законодательства и федерального законодательства об исполнительном производстве.Суд обладает правом контроля за законностью действий судебного пристава-исполнителя в процессе рассмотрения жалоб и заявлений заинтересованных лиц.В соответствии с Федеральным законом «Об исполнительном производстве» в суд могут быть обжалованы постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства (п. 6 ст. 9); о возвращении исполнительного документа взыскателю по основаниям, предусмотренным п. 6 ст. 10, п. 3 ст. 26 и п. 4 ст. 73; о взыскании расходов по совершению исполнительных действий (п. 5 ст. 84); об отложении исполнительных действий (п. 4 ст. 19); об отказе в розыске должника или его имущества, а также о взыскании расходов по розыску (п. 3 ст. 28); о наложении штрафа на должника, не исполнившего без уважительных причин требования исполнительного документа, обязывающего его совершить определенные действия или воздержаться от их совершения (п. 4 ст. 85); о наложении штрафа на гражданина или должностное лицо за невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, утрату исполнительного документа, предоставление недостоверных сведений о доходах и об имущественном положении должника и иные нарушения, предусмотренные п. 1 ст. 87 (п. 2 ст. 87), о приводе лица, уклоняющегося от явки к судебному приставу-исполнителю или к месту совершения исполнительных действий (п. 2 ст. 87) и другие.В целях обеспечения возможности осуществления судом контроля за ходом и результатом исполнительного производства Федеральный закон «Об исполнительном производстве» возлагает на судебного пристава-исполнителя обязанность направлять в соответствующий суд копии отдельных документов: постановления о возбуждении исполнительного производства (п. 4 ст. 9); постановления о возвращении взыскателю исполнительного документа (п. 2 ст. 10); уведомления об отложении исполнительных действий (п. 3 ст. 19); сообщения о приостановлении или прекращении исполнительного производства, если решения по указанным вопросам были приняты не тем судом, который выдал исполнительный документ (п. 3 ст. 24).Способы осуществления судом и прокуратурой своих контрольно-надзорных полномочий в отношении судебных приставов также принципиально отличаются. Суд реализует их только по инициативе заинтересованных лиц, по мере поступления конкретных заявлений и жалоб граждан, организаций, заявлений самих судебных приставов-исполнителей и обращений прокурора. Прокурор не имеет права непосредственно отменять пред-принятые судебным приставом-исполнителем исполнительные действия или возлагать на него какую-либо ответственность.Надзор прокурора действует постоянно. Прокуратуре, в отличие от суда, необязательно ждать поступления обращений заинтересованных лиц, чтобы начать проверку. Согласно п. 2 ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Феде-рации» основанием для проведения проверки исполнения законов может быть любая информация о фактах нарушения закона, требующих принятия соответствующих мер.Для прокурорских проверок характерна оперативность проведения. Для них не требуется особой процедуры, обязательной для судоустройства, — протоколирования, назначения и проведения слушаний и т. п. При необходимости прокурор может произвести проверку внезапно, чтобы предотвратить сокрытие факта нарушения закона или его последствий.Генеральным прокурором РФ установлены жесткие сроки рассмотрения органами прокуратуры жалоб и заявлений граждан и организаций по поводу нарушения законности и жесткий контроль за сроками, порядком и правильностью рассмотрения обращений со стороны вышестоящих органов прокуратуры. Если в суде истребование и отмена решения нижестоящего суда могут иметь место лишь в апелляционном и кассационном порядке по инициативе участников процесса или в надзорном порядке по инициативе руководителей органов суда или прокуратуры и при строгом соблюдении определенной процедуры, то централизованная прокурорская система предполагает возмоность в любое время истребовать вышестоящим органом прокуратуры материалы от нижестоящего органа и принять самостоятельное решение.Одно из важнейших свойств прокурорского надзора, отражающее его особенность — это инициативность. Таким свойством не обладает и не может обладать по объективным причинам судебный контроль. Судья, с какими бы нарушениями закона, прав и свобод граждан не сталкивался, по своей инициативе ничего сделать для устранения этих нарушений не в состоянии до тех пор, пока ущемленная в правах сторона или прокурор в ее интересах не обратятся в суд. Кроме того, есть немало нарушений закона, по которым ни одна из сторон не заинтересована обращаться в суд, а следовательно, без инициативного вмешательства прокурора данные нарушения не могут быть устранены в судебном порядке.В этом заключается объективная ограниченность судебного контроля, которому не присуща проверочная деятельность, а значит, способность не только фиксировать и устранять нарушения закона, но и выявлять и пресекать их.Напротив, прокурор, исходя из задач и характера надзора, обязан самостоятельно, по собственной инициативе проверять законность действий и решений судебных приставов с целью выявления, пресечения и устранения нарушений закона, восстановления нарушенных прав.Вместе с тем полномочия суда по контролю за законностью обладают императивностью. Если прокурор собственными надзорными средствами не устранил нарушения закона, то он обращается в суд и благодаря императивности судебных полномочий может добиться восстановления законности.Особенности форм осуществления прокурорского надзора и надзорных полномочий позволяют органам прокуратуры, во-первых, по обращениям заинтересованных лиц и собственной инициативе принимать меры по устранению нарушений закона, прав и свобод граждан, интересов общества и государства во внесудебном, оперативном порядке, освобождая от данной обязанности суды, а во-вторых, следить за соблюдением законности там, где объективно невозможен судебный контроль. С другой стороны, по ряду вопросов судебный контроль за законностью носит исключительный характер, а постановления суда, вступившие в законную силу, окончательны и обязательны для всех.Такое сочетание активного по своим полномочиям прокурорского надзора и обязательного по своим окончательным решениям судебного контроля служит организационной основой для взаимодействия суда и прокуратуры, укрепления законности и правопорядка в стране.Контроль, осуществляемый судебной властью, в силу объективно присущих правосудию закономерностей функционирования не может и не должен заменять собой прокурорский надзор. Каждая из этих систем занимает свою нишу в правовом государстве, основанном на принципе разделения властей, где суд является самостоятельной ветвью государственной власти, а прокуратура вместе с рядом других учреждений образует систему «сдержек и противовесов», способствуя своей деятельностью не только правильному разделению и балансу различных ветвей власти, но и их эффективному взаимодействию. В таком государстве судебный контроль за законностью должен обязательно дополняться внесудебными альтернативными механизмами обеспечения исполнения законов, соблюдения прав и свобод граждан. Тем самым гражданам и организациям предоставляется право выбора на обращение за защитой своих прав и законных интересов в суд либо иные органы государства, что полностью соответствует общепризнанным демократическим правовым стандартам.
Заключение
Исполнительное производство представляет собой деятельность судебных приставов-исполнителей и других участников правоотношений, складывающуюся в процессе реализации исполнительных документов посредством государственного принуждения.Задачами исполнительного производства согласно ст. 2 Закона об исполнительном производстве являются правильное и своевременное исполнение вынесенных в установленном законодательством порядке судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством РФ случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.Таким образом, задачи участия прокурора в гражданском и исполнительном производстве совпадают с целями гражданского и исполнительного производства – это защита нарушенных прав, свобод и законных интересов конкретных граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.
Список использованных источников
Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 01.07.2021) [Электронный ресурс] − Режим доступа: КонсультантПлюс, свободный.Федеральный закон «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 30.12.2021) [Электронный ресурс] − Режим доступа: КонсультантПлюс, свободный.Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 30.12.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2022) [Электронный ресурс] − Режим доступа: КонсультантПлюс, свободный.Указ Президента РФ от 13.10.2004 N 1313 (ред. от 08.12.2021) «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» [Электронный ресурс] − Режим доступа: КонсультантПлюс, свободный.Приказ Генпрокуратуры России от 31.08.2021 N 508 «О внесении изменения в приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 07.12.2007 N 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» [Электронный ресурс] − Режим доступа: КонсультантПлюс, свободный.Указания Генерального прокурора РФ «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении полномочий судебными приставами» от 12.05.2009 № 155/7. [Электронный ресурс] − Режим доступа: КонсультантПлюс, свободный.Указания Генерального прокурора РФ «О мерах по обеспечению прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении судебными приставами своих функций с целью предотвращения обращения взыскания на имущество мобилизационного значения» от 25 марта 1999 г. № 19/38. [Электронный ресурс] − Режим доступа: КонсультантПлюс, свободный.Приказ Министерства юстиции РФ от 30 декабря 2011 года N 460» Об утверждении Инструкции по делопроизводству в Министерстве юстиции Российской Федерации». [Электронный ресурс] − Режим доступа: КонсультантПлюс, свободный.Приказ Генпрокуратуры России от 11.01.2021 N 2 «Об обеспечении участия прокуроров в гражданском и административном судопроизводстве». [Электронный ресурс] − Режим доступа: КонсультантПлюс, свободный.Морозова И. Б., Треушников А. М. Исполнительное производство. М., 2011. С. 59.Воеводина Т. Г. Прокурорский надзор за соблюдением законов судебными приставами-исполнителями при исполнении судебных постановлений по гражданским делам: Учебное пособие. СПб., 2015. 64 с.


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
63 457 оценок star star star star star
среднее 4.9 из 5
СПбГУТ
Оформил заказ 14 мая с сроком до 16 мая, сделано было уже через пару часов. Качественно и ...
star star star star star
Красноярский государственный аграрный университет
Все сделано хорошо, а самое главное быстро, какие либо замечания отсутствуют
star star star star star
РЭУ им. Г. В. Плеханова
Алексей пошел на встречу, и сделал работу максимально быстро и качественно! Огромное спасибо!
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

Составить рисковый проект (проектирование объекта по управлению рисками)

Контрольная, Проектный менеджмент

Срок сдачи к 8 дек.

только что

Решить задачки

Решение задач, Информатика

Срок сдачи к 7 дек.

1 минуту назад
2 минуты назад

Составить иск и отзыв

Контрольная, Литигация

Срок сдачи к 8 дек.

6 минут назад

Конституционные основы статуса иностранцев и лиц без гражданства в России.

Курсовая, Конституционное право

Срок сдачи к 12 дек.

10 минут назад

Физическая культура и спорт в высшем учебном заведении.

Реферат, Физическая культура

Срок сдачи к 6 дек.

10 минут назад

выполнить два задания по информатике

Лабораторная, Информатика

Срок сдачи к 12 дек.

10 минут назад

Решить 5 задач

Решение задач, Схемотехника

Срок сдачи к 24 дек.

12 минут назад

Решите подробно

Решение задач, Физика

Срок сдачи к 7 дек.

12 минут назад

по курсовой сделать презентацию срочно

Презентация, Реклама и PR

Срок сдачи к 5 дек.

12 минут назад
12 минут назад

Описание задания в файле, необходимо выполнить 6 вариант

Курсовая, Схемотехника

Срок сдачи к 20 янв.

12 минут назад
12 минут назад

1 эссе, 2 кейс задачи и 1 контрольная работа

Эссе, Философия

Срок сдачи к 6 дек.

12 минут назад

Нужен реферат на 10 листов

Реферат, Математическое Моделирование Водных Экосистем

Срок сдачи к 11 дек.

12 минут назад

Сделать 2 задания

Решение задач, Базы данных

Срок сдачи к 20 дек.

12 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.