это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3731507
Ознакомительный фрагмент работы:
Оглавление
1. Проблема истины в философии и науке………………………….………………..3
2. Классическая и неклассическая концепция истины……………………...………5
Список использованных источников………………………………………………...8
1. Проблема истины в философии и науке
Идея, которая раньше принималась как безусловно верная, непререкаемая, под
напором объективных факторов в новых условиях просто-напросто зависает в воздухе,
и поэтому ученые либо отвергают, либо вынуждены продолжать работу в направлении
корректировки и дополнении ее. Тогда почему раньше ее называли истиной – вопрос
вполне закономерный. Каковы современные определения истины, данные в учебниках
последних лет? В учебнике под редакцией известного российского философа В. П.
Кохановского подчеркивается противоположность истины и заблуждения. Там
написано: «Истина – знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним.
Иначе говоря, это верное, правильное отражение действительности – в живом
созерцании или в мышлении» [12].
Вопрос: что означают выражения «соответствующее своему предмету» и
«совпадающее с ним»? Мне кажется, что они – неопределенности. Но известно, что
ученые всегда стремятся исследовать объекты, на которые направлены их усилия,
избавить себя от неопределенности, тем самым прийти к научной определенности. В.
П. Кохановский прав, когда, в частности, он представляет объективность и
непротиворечивость представляет как признаки истины, а знание как «некий
одноразовый акт постижения объекта сразу, целиком и в полном объеме» [12]. Но есть
и другое мнение, сформулированное еще Гегелем. Он считал, что «истина может быть
познана только после того, как она дифференцировала себя – породила свой
антитезис, заблуждение – преодолела его» [13].
Разумеется «истина» и «заблуждение» – понятия контрарные, поэтому их нужно
уточнить, дать каждому из них собственное определение. По Гегелю, истину можно
понять через ее противоположность – заблуждение. Но Гегель считает истину
своеобразной реальностью, и потому она себя дифференцирует и только тогда
познается. На деле ученый все свои усилия направляет на познание тайн объекта, его
развития. Если это познанное фиксируется в идеях, теориях, и, если последние
совпадают содержательно с внешней познаваемой реальностью, то основным,
существенным, атрибутивным свойством идеи, теории становится истина (она же есть
«совпадение» содержания идеи с познаваемым объектом и т. д.). А что есть
заблуждение? По Гегелю оно антитезис, противоположность истине, хотя, в конечном
счете, не совсем так.
По моему представлению, заблуждение есть только причина формирования
ошибочных мнений, идей, теорий. Для заблуждения возможно наличие определенных
субъективных факторов при соответствующих объективных условиях. Да,
заблуждение порождает ложное мнение, представление, искаженные мысли. В этом
смысле Гегель понимал заблуждение как антитезис тезису (истине). А каков синтез по
Гегелю – нет этого у него – получается какая-то бессмыслица. Заблуждение имеет
свою причину, которая кроется в естественном развитии познания (в историческом
разрезе). Об этом говорит хотя бы тот факт, что древние люди, исходя из своих
представлений, думали о смерти как последствии ухода души из тела, управляемой
Богом.
В результате заблуждений люди делали, как мы сегодня говорим, такие
умозаключения, которые, по сути, ложные, ошибочные, т. е. не-истины. Таким
образом, заблуждение, будучи основой неверных выводов, не является прямой
противоположностью истине. Оно другое. Есть и другие примеры из истории развития
наук. Так, в древности людям Земля казалась (для точности понимания –
«представлялась») плоской, ее считали такой, потому что так людям (впрочем,
любопытствующим) виделась, а не такой, какой она на самом деле является. То, что
Земля есть шарообразное космическое тело, установлено теоретически и практически.
Идея шарообразности соответствует реальной форме Земли. Заблуждение возникло из
примитивных представлений людей прошлых эпох. А вообще любое заблуждение
возникает из неверных представлений [11].
Антитезисом истины, как уже сказано, является не-истина, т. е. ложь, кривда.
Вообще диалектика, под которой понимают триаду Гегеля, выглядит местами нелепой
теорией, на что указывает Пол Стертерн. Например, «Тезис: религия евреев.
Антитезис: религия римлян. Синтез: религия греков» или «Тезис: воздух. Антитезис:
земля. Синтез: огонь» [13].
Первая триада ошибочная, а вторая – вовсе бессмыслица. Эту ошибочную и
бессмысленную мысль назвали гениальной идеей Гегеля – диалектикой – методом
универсальным. Разумеется, Гегель – философ, оказавший громадное влияние на ход
мировой истории хотя бы потому, что из переосмысления его метода вышла
материалистическая диалектика другого выдающегося философа К. Маркса,
признавшего и указавшего на коренное отличие собственного метода от гегелевского.
Без критического анализа всей гегелевской философии не было бы совершенно новых
и взаимосвязанных системы и метода философии К. Маркса. Итак, что же есть истина?
Истина, о которую ломают головы ученые из всех областей научных знаний, является
не просто совпадением содержания идей, теорий с исследуемым объектом, а является
атрибутивным свойством самих идей, и, как таковая, она как самостоятельный
феномен не существует. Говоря об истине, мы, прежде всего, имеем в виду только то,
что идеи, теории соответствуют объектам по своему содержанию. А все остальные
характеристики истины относятся к объективности, абсолютности и относительности
развивающихся только идей, теорий.
2. Классическая и неклассическая концепция истины
Классическую концепцию истины называют теорией соответствия или
корреспондентской теорией истины. Эта концепция истины связывает с соответствием
простое копирование реальности. Однако человек в своем познании мира имеет дело
не с миром «в себе», а с тем, как этот мир отражается, чувственно воспринимается и
концептуально осмысливается. Познание предстает как отражение отражения. Мир
фактов несет на себе концептуальную нагрузку, он связан с интерпретацией
посредством имеющихся у человека понятий. В классической концепции истины
проводится различие между утверждениями и просто повествовательными
предложениями: истина связывается не с любыми повествовательными
предложениями, а только с теми, которые имеют характер утверждений. Однако не все
утверждения являются носителями истинных знаний. В классической концепции
истины только дескриптивные (описательные) предложения принимаются в качестве
истины. Такое понимание создает определенные трудности, так как конструируемый в
научных теориях концептуальный мир идеальных теоретических объектов, не мог
соответствовать требованиям дескриптивности (описания), за ним не стояли
действительные референты. И если речь идет об универсальных, всеобщих
высказываниях и утверждениях, то возникают трудности их проверки, их
дескриптивный характер ставится под сомнения, так как отсутствуют референты
данных высказываний. В классической логике логическая истинность понимается как
истинность во всех возможных мирах.
К неклассическим теориям истины относится когерентная (от лат. cohaerentia —
срастаться, тесно соединяться) теория истины, которая пытается преодолеть
трудности классической. Когерентная теория истины существует в двух вариантах: (1)
понятие когерентности ставится на место прежнего понятия соответствия, (2)
утверждается, что соответствие только и может быть установлено благодаря
когерентности. В когерентном понимании истины акцент переносится с процедуры
соответствия на самосогласованность элементов системы знания. Истинность
заключается не в том, что знания соответствуют действительности, а в том, что они
представляет собой самосогласованную систему. Когерентная теория истины не дает
ответ на вопрос об отношении внутренне согласованного знания к объективному
миру. Таким образом, когерентная теория истины, не преодолевая трудности
классического понимания истины, сталкивается с другими нерешенными проблемами.
Неклассические теории истины предлагают усмотреть сущность истины не в
соответствии с реальностью, а в соответствии с выбранными критериями. В свете
такого подхода понятна прагматическая теория истины, в которой практическая
полезность и эффективность знания при достижении поставленной цели предстает как
истина. Если абсолютизировать прагматическую теорию истины, то тогда общая
теория относительности, как и ряд других фундаментальных открытий, не
обладающих непосредственно практической полезностью, окажутся лишенными
истинного значения.
К неклассическим теориям истины, помимо когерентной и прагматической,
относят семантическую теорию истину. Семантика изучает знаковые системы с точки
зрения их смысла и содержания. Она является в большей мере логической теорией,
доказывающей необходимость перехода от естественного языка к формализованному.
В целях обсуждения истинности выражений формализованного языка оказывается
необходим особый метаязык. Семантическая теория истины связана с именем
польского математика, логика и философа А.Тарского (1902— 1983), который считал,
что понятие «истинно» устанавливает отношение между выражениями знаковой
системы и объектами или положением дел в области интерпретации, что невозможно
логически непротиворечивое обсуждение проблем семантики, что понятия истинности
нельзя определить с помощью средств исследуемого языка.
Из всего сказанного можно сделать такие выводы: во-первых, в общественной
науке, в частности исторической, есть абсолютно нерешаемые вопросы, один из
которых вопрос о происхождении человека, так как концепция Чарльза Дарвина в
этом вопросе оказалась не совместимой с новейшими открытиями генетики, и
открытиями, возраст которых выходит далеко за границы общепризнанной датировки
происхождения Homo Sapiens. Во-вторых, исторические науки в автономном виде, в
подлинном смысле слова конъюнктурны, поскольку они затрагивают интересы
общества. В-третьих, они в современных условиях могут только фиксировать,
регистрировать, а функция объяснения, обобщающая – не их дело, хотя бы в вопросе,
касающемся глубины веков. Историческая наука, как ни какая, довольно путанная, она
не дает истинную картину социальной реальности, просуществовавшей в далеком
прошлом. Идеалы, принципы и другие стержневые мировоззрения, образующие
понятия являются не столько чисто философскими, сколько они относятся к
прерогативе других наук, в том числе общественных. При этом каждое из них
становится самостоятельным элементом научного мировоззрения. Само знание
философских понятий и категорий в их органической целостности формирует
мировоззрение научное, именно поэтому знание есть производство научного
мировоззрения. Нужно иметь в виду и то, что философия может называть себя
подлинной научной философией только тогда, когда она вооружена современными
открытиями в естественных и общественных науках. В современной системе
философии есть множество мест, в свою очередь требующих научной определенности
– этого необходимого требования в формировании таких знаний, в истинности
которых не должно быть сомнения, о чем говорил еще Р. Декарт.
Список использованных источников
1. Терри Джонс. Цивилизация варваров. – М.: Алгоритм, 2014. – С. 14.
2. Цезарь Ю. Записки о галльской войне. VI, 27 // Терри Джонс. Цивилизация
варваров. – М.: Алгоритм, 2014. – С. 15.
3. Страбон. География, XVI.4.10 // Терри Джонс. Цивилизация варваров. – М.:
Алгоритм, 2014. – С. 15.
4. Плиний Старший. Естественная история. VIII, 3 // Терри Джонс. Цивилизация
варваров. – М.: Алгоритм, 2014. – С. 15.
5. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека, XXVI, 2-3, V, 30 // Терри
Джонс. Цивилизация варваров. – М.: Алгоритм, 2014. – С. 31.
6. Плутарх. Сравнительные жизнеописания, «Цезарь» // Терри Джонс.
Цивилизация варваров. – М.: Алгоритм, 2014. – С. 50.
7. Барнетт Э. Род человеческий. – М., 1968 // 100 великих тайн человека / автор-
сост. А. С. Бернацкий. – М.: Вече, 2012. – С. 412. 61 Серия «ПЕДАГОГИКА.
ПСИХОЛОГИЯ. ФИЛОСОФИЯ»
8. 100 великих тайн человека / автор-сост. А. С. Бернацкий. – М.: Вече, 2012. –
С. 412.
9. Янковский Н., Боринская С. Люди и их гены: нити судьбы. – М.: Век 2, 2006 //
100 великих тайн человека / автор-сост. А. С. Бернацкий. – М.: Вече, 2012. – С. 421.
10. Беккер К. Древняя история. Полное издание в 1 т. – М.: Альфа-Книга, 2012. –
С. 6.
11. Тобуков П. З. Проблемы экологии планеты и человека с точки зрения
перспективы их существования / The Second International Conference on Eurasian
scientific development. 26th May 2014. Austria, Vienna.
12. Философия: учебник / коллектив авторов; под ред. В. П. Кохановского. – 23-е
изд., стер. – М.: Кнорус, 2014. – 368 с.
13. Стретерн П. Гегель. М.: ООО «Издательская группа «Азбука-Аттикус», 2014.
– С. 41.
14. Гольбах П. Избранные антирелигиозные произведения. – М., 1934. – Т. 1;
Лаплас П. С. Опыт философии теории вероятностей. – М., 1908.
15. Рузавин Г. И. Случайность // Философия. Энциклопедический словарь / под
ред. А. А. Ивина. – М.: Гардарики, 2004. – С. 774.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!