это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3733775
Ознакомительный фрагмент работы:
ЭССЕ
на тему:
«ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЗДАНИЯ СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА
В РОССИИ»
Во все времена осуществление борьбы с преступными проявлениями выступало одной из основных функций Российского государства. Формы ее проявления изменялись в зависимости от исторической обстановки и общественного развития русского государства, а успехи, в свою очередь, были достигнуты посредством осуществления упорной профессиональной работы специальных органов, к компетенции которых относится расследование преступлений. Несомненно, история развития следственных органов выступает неотъемлемой частью истории государства и права России.
Рассматривая исторические аспекты формирования специальных следственных органов на территории Российского государства, стоит отметить, что впервые идея создания следственного ведомства появилась в эпоху правления Петра Великого. Так, первые специализированные органы следствия были созданы в 1713 году, которые носили наименование «майорских» следственных канцелярий, находящиеся, в свою очередь, в подчинении императора Петра I. К их компетенции относилось непосредственно рассмотрение дел о совершенных особо опасных деяниях, которые посягали на основы государственности. К ним, первым дело, были отнесены, например, дела о коррупции, дела о кражах из государственной казны, а также дела о служебных подлогах, в которых подозреваемыми выступали высокопоставленные должностные лица органов государственной власти. Как было отмечено В.В. Струковой, «историки подсчитали, что 11 из 23 сенаторов привлекли внимание канцелярии» [3,c.135].
В Петровскую эпоху также была сформирована концепция вневедомственного предварительного следствия. Следственный аппарат представлял собой правоохранительное ведомство, специализацией которого выступало исключительно расследовании особо опасных преступных проявлений, которые посягали на государственные интересы. Вследствие этого он был наделен достаточно широкими процессуальными полномочиями, самостоятельным статусом и организационной независимостью от иных органов госвласти.
Однако, важным моментом является то, что в период второй четверти XVIII – начала XIX века петровская модель вневедомственного следствия в Российском государстве, была исчерпана. Статус следственного аппарата в этот период времени понизился. Так, в период 1723–1860 гг. расследованием преступлений стали заниматься так называемые неспециализированные судебные и административные органы, к ним относилась Главная полицмейстерская канцелярия, Сыскной приказ, нижние земские суды. Данная модель организации следственных органов стала носить административный характер.
Следующим этапом формирования следственного аппарата стало начало XIX века, когда назрела проблема существенного роста коррупционных проявлений в стране. Причиной этого можно назвать организационную подчиненность следственных органов МВД и незаинтересованность ведомства в уголовном преследовании должностных лиц. Вследствие чего в ходе проведения судебной реформы 1860 г. органами законодательной власти стал актуальным поиск новых форм организации предварительного следствия. Результатом этого стало то, что следственный аппарат был выведен из состава полицейской структуры и был отнесен к организационной структуре судебных органов. Так была сформирована судебная модель органов следствия в Российском государстве. Д.А. Бауэр подчеркнул, что «в 44 губерниях Российской империи ввели 993 должности судебных следователей» [2,c.14].
Такая модель следственного аппарата просуществовала недолго до 1917 года, когда Декретом от 24.11.1917 г. № 1 «О суде» данный институт подлежал упразднению. Так, снова были заложены предпосылки формирования и развития административной модели предварительного расследования. После окончания революционных действий органы следствия стали создаваться при всех правоохранительных структурах, включая и судебные. Так, например, в 1918 г. был сформирован единый следственный отдел ВЧК, а позднее и специальная следственная часть при Президиуме ВЧК.
Так, в соответствии со ст.32,33 Положения о судоустройстве РСФСР от 11.11. 1922 г. следственный аппарат судебной системы включал в себя участковых народных следователей при народных судах, старших следователей при губернских судах, следователей по важнейшим делам при ВС РСФСР; а также следователей по важнейшим делам при Наркомате юстиции. Однако с целью эксперимента в 1927 г. судебные следователи были переведены в органы прокуратуры. Успешные результаты эксперимента способствовали передаче органов следствия в полное распоряжение прокуратуры по РСФСР. Так, по окончании 30-х гг. институт судебного следствия перестал существовать вообще.
Следующим этапом следует назвать 1960-е гг., когда действующая модель следственного аппарата в России требовала реформирования. Так, органы власти прибегли к давно забытой петровской вневедомственной модели предварительного следствия. Так, в 1993 г. был разработан проект закона «О Следственном комитете Российской Федерации», внесенный на рассмотрение Верховного Совета России, однако закон не был принят по причине роспуска данного Совета. И только лишь на современном этапе развития, а именно в 2007 г. были приняты Федеральные законы от 05.06.2007 г. № 87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» и от 06.06.2007 г. № 90-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации». Из компетенции прокурора были исключены так называемые полномочия по процессуальному руководству следственным процессом. А главным новшеством, в свою очередь, стал тот аспект, что следственный аппарат органов прокуратуры выступал самостоятельным ведомством. Но в то же время вновь сформированный Следственный комитет при российской прокуратуре еще входил в систему прокурорских органов.
Окончательное восстановление петровской вневедомственной модели организации следственного аппарата случилось в 2011 г., когда был принят Федеральный закон от 28.12.2010 г. № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» [1]. Следственный комитет стал осуществлять свою деятельность вне системы прокуратуры. Так, согласно ст.13 этого нормативно-правового акта «Председатель Следственного комитета назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации», причем, необходимо заметить, без одобрения органа законодательной власти, как это было заведено ранее [1].
Таким образом, рассмотрев исторические аспекты формирования Следственного комитета в России, необходимо отметить, история создания органов следствия насчитывает три виды моделей формирования следственного аппарата: вневедомственная, административная и судебная, первая из которых была заложена в петровскую эпоху, и на основе которой была построена современная модель организации следственного аппарата, которая, по моему мнению, является наиболее эффективной из всех ранее существовавших. Сегодня Следственный комитет РФ не входит ни в структуру какого-либо органа госвласти, ни в какую-либо из ветвей госвласти. Стало быть, реализуемая им следственная власть выступает неким продолжением президентской власти и может быть рассмотрена в качестве элемента сдержек и противовесов в системе разделения властей.
Список использованных источников:
1.Федеральный закон от 28.12.2010 № 403-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «О Следственном комитете Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2011. – №1. - Ст. 15.
2.Бауэр, Д.А. История и перспективы развития следственных подразделений в России // Вестник Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России. – 2019. - №1. – С.14-20.
3.Струкова, В.В. Перспективы реформирования предварительного следствия в РФ // Известия Юго-западного государственного университета. – 2020. -№6. – С.135-144.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Составить рисковый проект (проектирование объекта по управлению рисками)
Контрольная, Проектный менеджмент
Срок сдачи к 8 дек.
Написать реферат по теме: «Государство всеобщего благоденствия»: концепция К. Мюрдаля.
Реферат, Политические и правовые учения
Срок сдачи к 8 дек.
Административно-правовое регулирования в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних
Диплом, Юриспруденция
Срок сдачи к 5 дек.
Конституционные основы статуса иностранцев и лиц без гражданства в России.
Курсовая, Конституционное право
Срок сдачи к 12 дек.
Физическая культура и спорт в высшем учебном заведении.
Реферат, Физическая культура
Срок сдачи к 6 дек.
Тенденции развития института участия прокурора в арбитражном судопроизводстве.
Курсовая, Прокурорский надзор
Срок сдачи к 15 дек.
Описание задания в файле, необходимо выполнить 6 вариант
Курсовая, Схемотехника
Срок сдачи к 20 янв.
Аристотель, 15 страниц, не менее 5 источников и ссылки указывающие на...
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Нужен реферат на 10 листов
Реферат, Математическое Моделирование Водных Экосистем
Срок сдачи к 11 дек.
Финансовый анализ компании Wildberries - участие компании на рынке ценных бумаг и использование компанией деривативов и валюты в рамках своей деятельности
Доклад, Финансы
Срок сдачи к 11 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!