Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Лингвокультурная экспансия мифосимволов в германских и романских языках

Тип Реферат
Предмет Лингвокультурология,лингвистика

ID (номер) заказа
3734513

200 руб.

Просмотров
468
Размер файла
16.84 Мб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

Введение
Лингвокультурология представляет собой сравнительно молодую науку, возникшую на стыке лингвистики и культурологии, и изучающую связь языковых и культурных явлений. Как можно убедиться, предметом лингвокультурологии является связь языковых и культурных явлений. Такая связь рассматривается с точки зрения ее экзистенции и фиксируется методом констатации. Лингвокультурологи скрупулезно выявляют соответствия между языковыми и культурными фактами, но не ставят вопрос о причинах появления таких культурных фактов, презентуя их путем обычной констатации. С точки зрения лингвокультурологии языковые единицы являются выражением определенного культурного кода, заключенного в них носителями языка. Также предметом исследования стали мифологизированные языковые единицы или мифологемы, берущие свое начало в народных мифах, легендах, сказаниях, используемые в языке в настоящее время. Методы лингвокультурологии помогают вывести на поверхность культурную семантику определенных языковых единиц, расширяя границы понимания текста и открывая тайны, зашифрованные в нем культурным кодом.Не только в гуманитарной, но и в естественнонаучной мысли конца нашего века резко возрос интерес к мифу и символу. Для человека, привыкшего к тому значению понятия «миф», которое вытекает из древнегреческой традиции: поэтическая выдумка, легенда, пришедшее к нам из глубины веков предание о деяниях богов и героев, — для такого человека этот интерес странен и непонятен. Но миф, а тем более символ — не просто выдумки и легенды. Это — универсальные формы человеческого освоения мира, присущие мышлению современного человека не в меньшей мере, чем его одетому в шкуры первобытному предку. Мифы и символы, присущие мышлению современного человека, только начали изучаться, время их обобщения, видимо, еще не пришло. Но вполне вероятной может оказаться гипотеза о том, что законы мифотвочества и мифомышления инвариантны относительно истории. Конечно, мифы современного человека по сравнению с людьми отдаленного прошлого — иные, и работающая в них символика подставляет его разуму иные реалии. Но всё большее подтверждение получает мысль о том, что образование мифов и символов, как и их комплексов — мифосимволов — во все времена осуществляется по общему закону и, быть может, по общей матрице. Её можно реконструировать на материале мифологии в традиционном смысле слова, чтобы — затем — обнаружить её и в мышлении нынешнего человека.Объект исследования: МифосимволыПредмет исследования: Лингвокультурная экспансия мифосимволовЦель реферата: выявить лингвокультурную экспансию мифосимволов в германских и романских языкахЗадачи: 1. Рассмотреть в качестве примера мифосимволы, присущие образу Мирового дерева у разных народов для иллюстрированного понимания термина «мифосимвол».2. Сравнить мифосимволы о Судьбе у славянских народов с романо-германскими.3. Определить лингвокультурную экспансию мифосимволов в германских и романских языках на примере понятия Вселенная.Гипотеза исследования: присутствует большое различие между мифосимволами в германских и романских языках Структура работы: Реферат включает введение, три главы, заключение, список литературы.Глава 1. Мифосимволы, присущие образу Мирового дерева у разных народовСимвол «Мировое Древо» известен всем народам, чья мифология восходит к неолиту, а также к более поздним мифологиям, продолжающим неолитическую традицию. Он зафиксирован повсеместно на всём протяжении Евразийского материка от Испании до Юго-Восточной Азии, а также на памятниках доколумбовой Америки, Африки, Австралии и Океании. Широко представлен он у народов российского Севера, Сибири и Дальнего Востока.Во всех известных мифологических традициях Мировое Древо произрастает в том локусе мифопространства, который символизирует Центр Мира, и потому выполняет функцию его Оси. В этом качестве оно и является символом структуры Мира, прежде всего — вертикальной. Символ «Мировое Древо» отчетливо членится на три вертикальные части: крона, ствол, корни, являющиеся как бы тремя «ярусами» мироздания. Крона и корни символизируют «чужие» миры, верхний и нижний, а ствол — средний мир, где помещается «своё» наряду с «чужим». На границах «ярусов» происходят встречи «своего» и «чужого». Трёхчастной (трёхъярусной, триадичной, тернарной) структуре Древа отвечает тернарное членение картины мира. Крона — символ Неба (Ирья), ствол — символ Земли, корни — символ Подземного мира. То, что в древние времена (как, впрочем, и сегодня) человек не мог выразить в понятиях, он выразил в символе: если мироздание в каком-то отношении корреспондирует с деревом, значит—в этом же самом отношении — оно и означается через дерево, представлено им как символом. Символ — нагляден; человек к нему может как-то отнестись и каким-то образом отнести к нему все остальные символы, организовать их вокруг этого центрального символа.Отнесение к миру совершается во всём многообразии планов, структурирующихся вокруг Мирового Древа как смыслового центра.Таковы:—в пространственном плане (по вертикали): на Небо, Землю, Подземный мир, Преисподнюю;—в пространственном плане (по горизонтали): на страны света по отношению к центру, то есть на Север, Юг, Восток, Запад;—во временном плане: на время до появления Мирового Древа — время первотворения, когда царили хаос и смешение признаков; и время после появления Мирового Древа — время упорядоченного Космоса, когда каждое качество и признак заняли в мироздании подобающее им место;—в плане чередования временных циклов: день — ночь, время цветения и время умирания, прошлое — настоящее—будущее; —в плане антропоморфизма, уподобления мира — дерева (макрокосма) человеку (микрокосму): крона — голова, ствол — туловище, корни — ноги, человекоподобие стало основой ориентации в мире;—в плане параллелизма причинно-следственных отношений и их этической оценки: благоприятное — нейтральное — неблагоприятное; причинно- следственные зависимости приобретают этические характеристики, становятся символами Добра и Зла.Вокруг символа Мировое Древо и его частей, символизирующих структурные элементы Мира, сорганизовались не только мифосимволы, но и фабульные мотивы мифов. Часть из них получила локализацию в кроне Мирового Древа, то есть на мифологическом Небе, другая — оказалась приуроченной к стволу (мифическая Земля), третья — к корням, то есть мифической Преисподней.Мировое Древо — ставшая символом мысленная, идеальная конструкция. Поэтому в реальности Мировое Древо само нуждается в символическом представлении — в таких реальных деревьях, в образе которых человек мог бы почитать идею Мирового Древа. Символом Мирового Древа могло служить вовсе не всякое, и не во всяком месте произрастающее дерево. Такое дерево должно относиться к породам особенно долгоживущих, с густой кроной и раскидистыми корнями, мощным, широким стволом — символами долгой жизни и величия. Это — дубы, ясени, лиственницы, кедры, сикоморы, баньяны, тиссы, баобабы. Но символизирующими могут служить и другие мотивы. Нередко — от Северной Америки до Скандинавии и Дальнего Востока – в качестве Мирового Древа выступала берёза как символ ритуальной чистоты, источник животворящего сока, которому подчас приписывались символические свойства. Случалось, что в качестве Мирового Древа могли выступать деревья, которым — им самим или их плодам—приписывалась особая сила плодородия или омоложения. Таковы яблони (вспомним миф о золотых яблоках из сада Гесперид, которые должны были вернуть силу молодости поверженным титанам), гранат, ореховое дерево, маслины. Отзвуком этого мифомотива может служить то, что плоды таких деревьев входят в состав угощения молодых на брачном пиру.Разумеется, что разные народы, в зависимости от географических условий, создают символику Мирового Древа, избирая разные породы реальных деревьев. Функции символа «Мировое Древо» реконструируются из памятников изобразительного искусства, ритуальных действий, фольклорных и литературных текстов. Они оказываются общими для огромного числа традиций, существующих повсеместно. Стоит, однако, заметить, что различие между Мировым Древом в собственном смысле слова и его вырожденными вариантами проводится не слишком отчётливо. В народном менталитете они слабо дифференцируются, как бы объединяясь в едином символе, которому в каждом случае по мере надобности приписываются (или в котором акцентируются) те или иные функции из их общего пучка. Такой суммарный, недифференцированный символ иногда называют «Космическое Древо». Символика структуры Мира представлена не только Мировым Древом. Аналогичные функции выполняют его многочисленные эквиваленты: Мировая Гора, Мировая Ось, Мировой Столп, Мировая Башня, Мировой Крест и др. Эти символы нередко претерпевали не только вторичную символизацию, когда, скажем, Мировую Гору символизировала некая конкретная гора (Олимп в Древней Греции, Эльбрус на Кавказе, Фудзияма у японцев, пять священных гор у китайцев, Джомолунгма – Эверест у буддистов, Тумоу’а у полинезийцев и т. п.), но и, так сказать, «третичную», ког- да Мировую Гору символизировали созданные руками человека сооружения: пирамиды в Египте, зиккураты в Месопотамии, китайские пагоды, христианские и мусульманские храмы, и даже детали жилищ (скажем, чума) выступают как символы эквивалента Мирового Древа. Нетрудно понять поэтому, в силу каких мотивов храмовая символика оказыва- ется параллельной и Горе, и Древу.Мировая Гора эквивалентна Мировому Древу как символ трёхчленной вертикальной структуры мира. Её вершина символизирует Верхний Мир (Небо и совпадает с Осью Мира, упирающейся в Полярную звезду), eё основание проходит через центр Земли («пуп Земли») и символизирует, подобно стволу Древа, Средний Мир (Мир людей и зверей), и она уходит глубоко в Преисподнюю, в Нижний Мир. Идея Мировой Горы тяготеет к нескольким центрам: она вышла из Двуречья или Индии, так что можно проследить её диффузию. Нередко эти два символа переплетаются, например, Мировое Древо произрастает на Мировой Горе или прорастает сквозь неё. Как Древо, так и Гора являются Осью Мира, хотя возможен мифосимвол Оси и как автономный: в мифологии догонов Ось, изготовленная из железа, соединяет по вертикали 14 расположенных друг над другом миров.Сходную функцию выполняет и Мировой Столп, являющийся одновременно и Центром, и Осью Мира, и, подобно Горе, служащий опорой мироздания. У народов Севера и Дальнего Востока этот символ связан с Полярной звездой, но вторично символизируется со столбом, установленным в центре их жилищ. Ненцы и айны, а также горные алтайцы, буряты, тувинцы-сойоты, народы Северной Америки – алгонкины, майдус, патуин – считают центральный столб священным и совпадающим с Мировым Столпом, у его подножия совершаются ритуальные действия. Мировой Столп был известен древним германцам и финно-уграм.Мифосимвол «Мировой Крест» намного древнее христианства и дополнительно символизирует и развилку пути, выбор. Мировой Крест иногда воспринимается как «Крестное Древо». В частности, в иудео-христианстве обыгрывается тонкая символика Мирового Креста в связи с Мировым Древом: в Завете, данном Богом израильтянам, говорится, что «проклят повисший на дереве». На дереве оказались повисшими и Иисус, и Иуда; оба они — хотя и по-разному — несли на себе проклятие Адамово, а деяния обоих были частью замысла спасения человечества, составленного Отцом Небесным. На эту тему имеется немало богословских трактатов, создано множество произведений искусства, наиболее известное из которых — опера Э.Л.Уэббера «Иисус Христос — Суперзвезда».К зонам Мира, представленным частями Мирового Древа, его вариантов и эквивалентов, приурочены целые пучки символов. Прежде всего Древо (а также и Гора) реконструируется как некое изначально женское (рождающее, а не зачинающее) первообразование.Символика Мирового Древа, по мнению ряда исследователей, сопряжена с символами Женщины (хозяйки Дерева или Горы), Источника, Молока, Плодов, а Гора (и Пещера в ней) — и с символикой Мировых Родов.К кроне дерева (или вершине горы) приурочены птицы. Это, как правило, могучие птицы: орел, грифон, символизирующие небесные силы, или птицеподобные мифические существа, например, шестикрылые серафимы. У нанайцев, ульчей, ороков, а также орочей и удэгейцев это птица Коори (Кори, Хоори). Коори — гигантская птица с железным оперением, чем она напоминает греческую Гарпию. С Коори связана символика родовых именований, шаманы вырезают её изображения на ритуальных деревьях. Во многих мифологиях (причем у народов, не вступавших в культурные контакты) с кроной сопоставляются копытные, символизирующие солнце, а нередко и почитающиеся первопредками. Признаками копытного — оленя или лося — обладают Калгаму (духи в мифологии нанайцев и соседних народностей), покровительствующие охоте и живущие в кроне Мирового Древа.Со стволом («Средним миром») связаны люди, кони и копытные (кроме небесных). Они, как правило, в изобразительном искусстве помещаются в симметричные композиции по обе стороны ствола. Корни — обиталище змей, домашнего скота и его змееногих божеств. Последние хранят и несметные сокровища — золото, серебро, драгоценные камни. Их функция двойственна: это — и богатство, и символы смерти (как и жемчуг в хранилищах морских божеств). Со всеми зонами Мирового Древа так или иначе связан символ Женщины. В индоевропейских мифологиях женщина внизу у ствола или в корнях — это символ Рождения или Воскресения. В мифах разрабатываются мотивы освобождения женщины в результате космической битвы между небесным и подземным богами. В змееборческих мифах, распространенных весьма широко, небесный бог — громовик побеждает своего соперника, сбрасывает его в подземные глубины, освобождая женщину, или живительный источник, или утаённое стадо.Змеевидность, змееногость либо другое змееподобие — признак так называемой «хтоничности», то есть порожденность тёмными глубинами Земли или Подземных миров.В системах мифосимволов у разных народов возможны вариации, но не слишком многочисленные. Так, небесный олень или лось могут трансформироваться в созвездия. В таких мифологиях возникает мотив преследования лося (оленя) небесным охотником — символ смены дня и ночи. У эвенков и нанайцев есть такой миф о небесном лосе Хеглене, которого преследует первопредок — охотник Манги. Очень широко распространен мотив души дерева в облике женщины, скажем, древнегреческой дриады. Есть и своеобразная приамурская дриада по имени Дуннэ или Дуннэ мусун — дух-хозяйки леса.Мировое Древо, как видно из изложенного, окружено мифосимволами, оно зафиксировано повсеместно на всём протяжении Евразийского материка от Испании до Юго-Восточной Азии, а также на памятниках доколумбовой Америки, Африки, Австралии и Океании. Далее мы рассмотрим, более детально рассмотрим мифосимволы, присутствующие в германских и романских языках.Далее рассмотрим в качестве сравнения мифосимволов представления о Судьбе у славянских народов с романо-германскими.Глава 2. Сравнение мифосимволов о Судьбе у славянских народов с романо-германскимиМ. К. Голованивская, проработав большое количество первоисточников, показывает различия между славянскими представлениями о Судьбе и романскими, в частности французскими, представлениями о Судьбе и Фортуне, обращаясь к мифическим презентациям их как влияющих на жизнь человека существ:«Суд (Усуд) – существо, управляющее судьбой. … Суденицы – мифические существа женского пола, три сестры входят в дом при рождении ребенка. Младшей – 20 лет, старшей 30-35 лет. Они бессмертны, приходят издалека в полночь на третий или пятый день после рождения ребенка в его дом, чтобы наречь ему его судьбу. Суд делает сначала старшая, обрекающая ребенка на смерть, затем средняя, предрекающая ему физические недостатки, и затем младшая, самая милостивая, определяющая, сколько ребенку жить, когда идти к венцу и с чем в жизни столкнуться. Считалось, что они писали судьбу ребенку на лбу, что делает понятным выражение «так ему на роду написано»…».Автор обобщает важнейшие особенности славянских представлений о Судьбе:«1. Судьба определяется путем устной дискуссии и затем записывается на лбу человека. Суденицы разговаривают, в отличие от древнегреческих парок, совершающих свое дело в полном молчании.2. Определяющие судьбу суденицы, злая, не очень злая и добрая, вступают в конфликт, но именно последнее слово оказывается решающим.3. Сказанное ими не может быть изменено.4. Отдельно рассматривается вопрос о богатстве и бедности человека, который решается по прихоти Усуда».В отношении романских представлений о Судьбе (Провидении) и Фортуне автор фиксирует следующее:«В средневековой иконологии мы находим следующие описания и соответствующие изображения Провидения и Фортуны: 1. «Провидение – женщина с двумя головами, как у двуликого Януса. На одной голове – венок из колосьев, на другой – из виноградных ветвей и кистей. В одной руке она держит два ключа, в другой руль. Поскольку ни один благоразумный человек не может существовать без знания прошлого и будущего, эта фигура изображается с двумя головами. Ключи символизируют недостаточность осязания вещей и подчеркивают необходимость рассуждать. Рассуждения – ключи, помогающие отпереть лабиринты человеческой жизни, преисполненной трудностями. Руль, использующийся на кораблях, показывает, что провидение способно управлять событиями, чтобы помочь достичь богатства и славы, а также и спасти жизнь. Провидение вращает руль, управляя нами и нашими надеждами».2. «Фортуна представляется в виде женщины с завязанными глазами, парящей над деревом жизни и сбивающей с него длинной пал-кой принадлежности и символы различных ремесел: орудия, оружие, книги, венцы и пр. Так изображаются Дары. Действия ее связаны со звездами, определяющими склонности человека и направляющими через его чувства его разум. Она изображается слепой, чтобы подчеркнуть, что она не благоприятствует никому в отдельности, она всех в равной степени любит и ненавидит, проявляясь через возможности, которые ей предоставляет случай. Это показывает, что следует простому народу идти только за правдой, которой рас-полагает божественное провидение».Вот еще одно изображение Судьбы, содержащееся в книге Чезаре Рипа:«Женщина с небесной сферой на голове или стоящая на колесе времени и держащая в руке рог изобилия. Сфера или колесо времени показывают, что она находится в постоянном движении и к каждому по очереди поворачивается лицом, возвышая или унижая человека. Она распределяет блага из рога изобилия, но поскольку все время движется, то и блага постоянно переходят из рук в руки».Проанализируем эти описания.1. Оба аллегорических персонажа – женского пола.2. Оба персонажа действуют при помощи дополнительных инструментов (ключи, рог изобилия, колесо, руль, палка)3. Области их действия не пересекаются.4. Персонажи, олицетворяющие эти понятия, намекают человеку, как ему следует себя вести в отношении своей судьбы: знай прошлое, думай о будущем, рассуждай.5. Провидение и французская судьба наделены богатствами: у них есть колосья, виноградные ветви, рог изобилия, дары – символы ремесел. Эти высшие «предопределители» жизни подсказывают человеку, как ему преуспеть.6. Все люди равны, судьба никому не подыгрывает. Она или слепа, или равномерно вращается на колесе времени, поворачиваясь лицом к каждому».Можно не соглашаться с Гегелем, который, по мнению многих исследователей – дискриминационно, разделял человечество на три мира, разные по уровням культурного развития, – германский, романский и восточный (именно в восточный мир включается, по Гегелю, мир славянский), – но применение к сведением М. К. Голованивской показанной выше схемы степеней восприятия вынуждает признать относительную правоту этого философа. В славянских представлениях о судьбе мы видим перцептивный синкретизм, проявляющийся в таких достаточно хаотичных явлениях, как спор, конфликт, невозможность изменить предначертанное как не-восприятие альтернативы, и перцептивную поверхностность, проявляющуюся в том, что решающим является последнее слово, то есть наиболее близкое к концу действа (как известно, в первобытном споре или цивилизованном детском споре победившим считается сказавший последнее слово), а вопрос о богатстве и бедности решается по прихоти (а не согласно какой-то логике). Кроме того, в описании действа много детально-буквального, свидетельствующего о слабом развитии абстрактности мышления: суденицы разговаривают, а не, как греческие парки, молчат (что свидетельствовало бы об их мудрости), а судьба буквально записывается прямо на лбу. В романских представлениях о Судьбе (Провидении) и Фортуне мы видим перцептивную альтернативность: это альтернатива двух голов как символов альтернативы земледелия и виноградарства, у персонажей есть дополнительные – альтернативные – инструменты («ключи, рог изобилия, колесо, руль, палка»), каждый из которых что-то символизирует, наблюдается не пересечение областей действий этих персонажей (как уважение к альтернации отсутствует синкретичный хаос этих действий, наблюдаемый в славянских представлениях), персонажи призывают человека к восприятию и аргументированному осмыслению альтернатив («знай прошлое, думай о будущем, рассуждай»), символы богатства тоже призваны демонстрировать че-ловеку стимулирующие его альтернативы, которые «подсказывают человеку, как ему преуспеть», и, наконец, апофеоз альтернативности восприятия, призывающий к самостоятельности принятия решений о ведущих к успеху действиях, заключенный в не требующих комментариев словах: «Все люди равны, судьба никому не подыгрывает. Она или слепа, или равномерно вращается на ко-лесе времени, поворачиваясь лицом к каждому». Именно эти, показанные выше перцептивные уровни являются культурными особенностями, повлиявшими на формирование лингвокультурологических концептов судьбы в славянских и романских языках.Применение схемы степеней восприятия для объяснения культурных особенностей, влияющих на семантику языковых единиц, возможны и во многих других случаях.Очевидно, при необходимости обозначить словом новое понятие проще всего, руководствуясь поверхностным восприятием, заимствовать готовое слово, чтобы не создавать новое в своем языке. Именно так в русском языке появилось заимствованное из немецкого слово картофель. Однако возможен и альтернативный путь, по которому пошли французы, чтобы обозначить это тоже новое для них понятие: pommes de terre (дословно яблоки земли, или земляные яблоки). С точки зрения ситуации первой номинации, это поверхностное восприятие яблока как случайно попавшего в поле зрения в чем сходного с картофелем предмета, на название которого может быть осуществлен метафорический перенос. Однако, с точки зрения развитости лексической системы языка, это выбор, альтернативный менее удачному для лексической системы выбору заимствования.Далее мы рассмотрим лингвокультурную экспансию мифосимволов в германских и романских языках на примере понятия Вселенная.Глава 3. Лингвокультурная экспансия мифосимволов в германских и романских языках на примере понятия ВселеннаяИзучая мифологические представления о мире у разных народов, можно выйти на первоначальное представление, или мифопоэтическое восприятие, которое дает нам образную картину и возможность представить мир глазами первобытного человека, очерчивает поле, позволяющее выявить лексические единицы, относящиеся к тому или иному слову, или семантические поля. Так, видение каждого народа, его восприятие, например, Вселенной определяет круг понятий, относящихся к данному слову, или некоторое количество лексических единиц, при сопоставлении которых в разных языках выделяются общие корни и устанавливаются связи между различными понятиями, т. е. универсалии. Если обратиться к экстралингвистической символике и выявить круг понятий, относящихся к какой-либо лексической единице, то затем можно определить круг слов, близко к ней относящихся. Это облегчает непосредственно этимологический анализ слова, а этимологические исследования обогащаются новыми данными и фактами. Слово является древней метафорой, а значит должно рассматриваться с различных точек зрения, в окружении других слов, связанных с ним. В качестве примера возьмем семантическое поле «Вселенная» и проанализируем относящиеся к нему лексические единицы в разных языках, в том числе:– германские языки (английский, немецкий, готский, в некоторых случаях датский, исландский, староанглийский, древневерхненемецкий, шведский, нидерландский, фарерский);– романские языки (французский, итальянский, испанский);В исследовании не затрагивается понятие художественной метафоры, понятие метафоры приближено к этимологии слова и к вопросу о его происхождении (языковая или генетическая метафора). Добавляя к вопросу об этимологии слова мифологию и символику, хотелось глубже взглянуть на слово, его происхождение. Если взять семантическое поле «Вселенная», можно определить, какие общие корни могут существовать у слов, образующих данное семантическое поле. Обратившись к языкам индоевропейской группы, можно сделать некоторые сопоставления. При этом следует учитывать мифологический и символический подтекст для более глубокого анализа данных слов.Выделяются следующие группы слов (лексических единиц), образующих семантическое поле «Вселенная»:1) абстрактные понятия, относящиеся к окружающему человекапространству, попытке его осмысления;2) понятия, относящиеся к бытовой сфере, к окружающим человека предметам;3) понятия, относящиеся к животному миру;4) понятия, относящиеся к растительному миру;5) понятия, относящиеся к человеку.Вот некоторые примеры сравнительно-сопоставительного анализа. Одним из наиболее древних мифов о возникновении Вселенной является учение о четырех первоэлементах Бытия – воде, огне, воздухе и земле, которые люди издревле обожествляли и которым поклонялись. Первозданную природу четырех стихий язычники усматривали в том, что, воплощаясь во множестве качественно и количественно неодинаковых форм и обличий, сами они лишены какой-либо определенной формы и тождественны самим себе, вечны и не уничтожаемы, но способны как исцелить, так и погубить. Кроме того, в мире существуют и стихии, совершенно лишенные вещественности, – время, пространство, душа, разум. Между исходными первоэлементами бытия происходит постоянное взаимодействие. При этом «бестелесные» стихии неизменно соотносятся с первоэлементами Бытия – земля соответствует времени, огонь – душе, воздух – разуму, вода – пространству.Если сопоставить слова (лексические единицы), относящиеся к различным языкам, можно выстроить следующую цепочку, позволяющую провести сопоставительный анализ:Таблица 1. Слова, имеющие значение «Вселенная» в разных языкахСлова со значением«Вселенная»в разных языкахПромежуточное значениеСмысловое значениеГреческий – κόσμοςрус. огонь, (ср. рус. диал. коза «костер»);*kes- – рвать, соединять; горетьпорядок, упорядоченное устройство, мир; упорядоченность (как противоположность хаосу)Латинский – mundusангл. диал. mund – время > вечность;*meu- – мыть; умытыйбожественное время;чистый, умытыйНемецкий – Weltдр.-англ. werold – вселенная,*uer- – огонь +др.-исл. eldr – огоньмир, вселенная, земной шар;мир, человечество;свет, обществоДревнеисландский – heimrрус. змея, kam (тохарск. А) – звуквселенная, окружающий мирРусский – mir, svetогонь, пламямир, светГотский – fairhwusдр.-англ. feorh – душа,др.-исл. firras – людимир, вселеннаяЛитовский – pasaulisлитовск. saulus – солнцето, что находится под солнцемСанскрит – loka-, bhū-и.-е. *leu- – сиять, блестеть, светогонь, пламяТаким образом, выделяются значения:мир, нас окружающий, вселенная, непознанное;мир как область познания, соответственно человек, как тот, кто познает мир;мир, как упорядоченное состояние, противоположность войне, бытие.Огонь, по мифологическим представлениям, связан с громом и богом Перуном. Огню приносили в жертву животных. Существует миф о получении огня. Огонь является грозной и опасной стихией. Одновременно он является домашним очагом. Также выступает символом и покровителем стихии.В словаре символов огонь соотносится с концептами жизни и здоровья. Огонь является символом превращений. Огонь предназначался для освещения и сохранения тепла, полученного от солнца. Он мог очистить от скверны или разрушить силы зла. Огонь – это образ энергии, которую можно обнаружить на уровне как животной страсти, так и в разряде духовной энергии. Огонь предстает архетипом всех явлений. Пройти через огонь – означает прийти к равновесию внутри самого себя.Таблица 2. Слова, имеющие значение «огонь» в разных языкахСлова со значением«огонь» в разных языкахПромежуточное значениеСмысловое значениеГреческий – πυρ*peu- / *pu- – бить, высекать (огонь)огонь; значение, связанное с ритуальным очищениемНовогреческий – φωτίαгреч. φως – светогоньЛатинский – ignis*ag- / *og- – горетьогоньГотский – fōn*peu- – бить, рватьогоньШведский – eld*el- / *al- – горетьогонь;движение, словоАнглийский – fire*per- – горетьогоньРусский – ogon’рус. гнатьогонь; пламя, движениеСанскрит – agni-*og- / *ag- – горетьогоньАвестийский – ātar-*er- / *ar- – гореть, a – в значениипервоэлементаогоньВыделяются значения: очищение, зарождение.
Заключение
В данной работе мы рассмотрели, что представляет собой наука лингвокультурология, предоставили теоретическую информацию о мифосимволах и проиллюстрировали их на примерах образов Мирового дерева и Судьбы у разных народов. Включены в работу были исследования по сравнению мифосимволов в романо-германских языках, проведена была лингвокультурная экспансия мифосимволов в германских и романских языках на примере понятия Вселенная.Анализируя мифы и символы, можно установить различные соответствия между словом и предметом, который данное слово обозначает. А значит, установить экстралингвистические связи и усовершенствовать непосредственно этимологические исследования, поскольку при этом выявляется более широкий круг понятий, имеющих отношение к исследуемому слову. Таким образом, этимология углубляется за счет данных мифологии и экстралингвистической символики, а также имеется возможность, благодаря существованию некоторых универсальных законов, проводить сопоставительные исследования лексических единиц разных языков.
Список литературы
Голан, Ариэль "Миф и символ" // URL: http://217.64.17.124:8080/xmlui/handle/123456789/933 (дата обращения: 17.01.2022).ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКИЕ УНИВЕРСАЛИИ В ЛИНГВИСТИКЕ (на примере этимологического исследования лексических единиц, относящихся к семантическому полю «Вселенная», в индоевропейских языках: германо-романский ареал) // URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_13568390_66020333.pdf (дата обращения: 17.01.2022).Лингвокультурология: от констатаций к объяснительности // URL: https://www.ceeol.com/search/article-detail?id=645789 (дата обращения: 17.01.2022).МИРОВОЕ ДРЕВО И МИФОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА // URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26181156 (дата обращения: 17.01.2022).СЕМИОТИКА КРИЗИСА ИМПЕРАТИВЫ ВЫЖИВАНИЯ, ОБНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ // URL: http://ir.duan.edu.ua/bitstream/123456789/259/1/Семиотика_19-20%20мая%202010.pdf (дата обращения: 17.01.2022).


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
63 457 оценок star star star star star
среднее 4.9 из 5
СПбГУТ
Оформил заказ 14 мая с сроком до 16 мая, сделано было уже через пару часов. Качественно и ...
star star star star star
Красноярский государственный аграрный университет
Все сделано хорошо, а самое главное быстро, какие либо замечания отсутствуют
star star star star star
РЭУ им. Г. В. Плеханова
Алексей пошел на встречу, и сделал работу максимально быстро и качественно! Огромное спасибо!
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

Составить рисковый проект (проектирование объекта по управлению рисками)

Контрольная, Проектный менеджмент

Срок сдачи к 8 дек.

только что

Решить задачки

Решение задач, Информатика

Срок сдачи к 7 дек.

1 минуту назад
2 минуты назад

Составить иск и отзыв

Контрольная, Литигация

Срок сдачи к 8 дек.

6 минут назад

Конституционные основы статуса иностранцев и лиц без гражданства в России.

Курсовая, Конституционное право

Срок сдачи к 12 дек.

10 минут назад

Физическая культура и спорт в высшем учебном заведении.

Реферат, Физическая культура

Срок сдачи к 6 дек.

10 минут назад

выполнить два задания по информатике

Лабораторная, Информатика

Срок сдачи к 12 дек.

10 минут назад

Решить 5 задач

Решение задач, Схемотехника

Срок сдачи к 24 дек.

12 минут назад

Решите подробно

Решение задач, Физика

Срок сдачи к 7 дек.

12 минут назад

по курсовой сделать презентацию срочно

Презентация, Реклама и PR

Срок сдачи к 5 дек.

12 минут назад
12 минут назад

Описание задания в файле, необходимо выполнить 6 вариант

Курсовая, Схемотехника

Срок сдачи к 20 янв.

12 минут назад
12 минут назад

1 эссе, 2 кейс задачи и 1 контрольная работа

Эссе, Философия

Срок сдачи к 6 дек.

12 минут назад

Нужен реферат на 10 листов

Реферат, Математическое Моделирование Водных Экосистем

Срок сдачи к 11 дек.

12 минут назад

Сделать 2 задания

Решение задач, Базы данных

Срок сдачи к 20 дек.

12 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.